Научная статья на тему 'Внедрение компетентностного подхода в подготовку врачастоматолога'

Внедрение компетентностного подхода в подготовку врачастоматолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / DENTISTRY / EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандра Ю. В.

С 2011 года началось внедрение государственного стандарта третьего поколения в высшее профессиональное образование по стоматологии в России. Организация перехода на компетентностный подход в обучении, привлечение информационных технологий, активизация исследовательской деятельности студентов, внедрение новых форм и методов преподавания это современные требования к образованию. В целом, практическая направленность и интерактивный процесс обучения, формирующие компетентностный подход, позволяют качественно и полноценно осуществить процесс обучения студентов специальности «Стоматология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мандра Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF THE COMPETENCE APPROACH TO THE PREPARATION OF A DENTIST

New state standard of the professional education of dentistry (third generation) was implemented in 2011 in Russia. The organization of the competence approach transition, an involvement of computer technologies, promotion of students research activities, the introduction of new forms and methods of teaching these are the modern educational requirements. In general, the competence approach, practical and interactive learning allows to receive the high-quality process of students education in dentistry.

Текст научной работы на тему «Внедрение компетентностного подхода в подготовку врачастоматолога»

внедрение

КоМПЕТЕНТНоСТНого

подхода в подготовку врача - стоматолога

Мандра Ю.В.

декан стом. факультета, зав. каф. пропедевтики и физиотерапии стом. заболеваний ГБОУ ВПО УГМА, д.м.н., доцент, врач-стоматолог высшей категории, [email protected]

Резюме

С 2011 года началось внедрение государственного стандарта третьего поколения в высшее профессиональное образование по стоматологии в России. Организация перехода на компетентностный подход в обучении, привлечение информационных технологий, активизация исследовательской деятельности студентов, внедрение новых форм и методов преподавания - это современные требования к образованию. В целом, практическая направленность и интерактивный процесс обучения, формирующие компетентностный подход, позволяют качественно и полноценно осуществить процесс обучения студентов специальности «Стоматология».

Ключевые слова: стоматология, образование, компетенция.

THE iNTRODUCTiON OF THE COMPETENCE APPROACH TO THE PREPARATiON OF A DENTIST Mandra J.V.

The summary

New state standard of the professional education of dentistry (third generation) was implemented in 2011 in Russia. The organization of the competence approach transition, an involvement of computer technologies, promotion of students research activities, the introduction of new forms and methods of teaching - these are the modern educational requirements. in general, the competence approach, practical and interactive learning allows to receive the high-quality process of students education in dentistry.

Keywords: dentistry, education, competence.

В 2011-2012 учебном году началось внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология» (ФГОС), что требует осмысления и пересмотра некоторых аспектов учебной деятельности профильных кафедр. Стандарт предполагает компетентностный подход к подготовке специалиста:

- Общекультурные компетенции - способность и готовность научно анализировать социально-значимые, мировоззренческие и личностные философские проблемы и процессы, политически значимые события и тенденции, экономические и общественные показатели развития. В результате освоения специалист должен обладать гибким мышлением, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть способен к аргументации, уметь вести дискуссию на государственном и иностранных языках. Необходима также способность к кооперации с коллегами в коллективе, к обучению пациентов правилам медицинского поведения, общественная деятельность, использование современных технологий для решения профессиональных задач.

- Профессиональные компетенции - способность и готовность реализовать профилактические, диагностические, лечебные, реабилитационные, организационно-управленческие, научно-исследовательские, психолого-педагогические аспекты деятельности специалиста-стоматолога [1].

Профессиональная подготовка на стоматологическом факультете сосредоточена на формировании совокупности требований по созданию образовательного и воспитательного пространства, способствующего развитию студентов, и в дальнейшем - выпуску из академии высокообразованных, духовно и нравственно сформированных врачей, конкурентоспособных на рынке труда. Одно из центральных мест в реализации данной концепции занимают вопросы обеспечения взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой.

В учебных дисциплинах знания, знаковые системы, программы действий (когнитивная компонента) заданы в дифференцированном виде (дидактические единицы), что объясняется спецификой процесса преподавания, в то время как профессиональная деятельность специалиста целостна. Интеграция полученных студентами дифференцированных знаний, умений и навыков в целостную профессиональную деятельность предполагает

WWW.DENTAL-PRESS.COM

формирование ряда необходимых качеств личности будущего специалиста. Именно этот процесс перехода к целостной профессиональной деятельности, сопровождаемой проявлением необходимых для конкретной профессии качеств личности, и представляет собой процесс формирования компетенций специалиста.

Общепрофессиональные компетенции широко освещаются при изучении гуманитарных дисциплин, а также вопросов врачебной деонтологии на специальных дисциплинах. В обучение введены социально-гуманитарные и экономические разделы, раскрывающие сущность понятия экономической свободы личности, профессиональной мобильности и других качеств, формирующих понятие «профессионализм».

Еще одним аспектом деятельности в данном направлении является усиление мотивации студентов к участию в научных исследованиях кафедр, смещение акцента в учебном процессе на учебнонаучный. Студенты активно занимаются в научных кружках кафедр, ежегодно выступают с докладами, занимая призовые места на международных, российских конференциях и конкурсах. Участие в региональных, общероссийских и международных мероприятиях расширяет горизонты познания, выявляет необходимость изучения иностранных языков, развития навыков менеджмента и коммерциализации результатов научной деятельности.

Участие студентов в студенческом управлении академии (НОМУС, волонтерское движение, совет студентов и аспирантов) расширяет сферу применения способностей и умений студентов, дает каждому возможность развить свои способности, проявить инициативу. Эффективность студенческого самоуправления характеризует критерий социализации студентов и выпускников, прошедших школу студенческого самоуправления. Знания и опыт, полученные в студенческом самоуправлении, дают возможность выпускникам быть мобильными, востребованными в области государственного управления, политике и других областях социально значимой деятельности.

Совместное со студентами посещение стоматологических выставок, конференций, симпозиумов, лекций, мастер-классов ведущих преподавателей вузов России, специалистов в области стоматологии также естественно развивает, реализует профессиональные и общекультурные компетенции, усиливает мотивацию студентов в интеллектуальном развитии. Обращается внимание к общекультурной, гуманистической и нравственно-этической функциям образования, преодоление пассивности студентов, усиление мотивации

студентов в интеллектуальном и культурном развитии.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Внедрение информационных технологий, повышающих качество образовательного процесса - отдельное направление деятельности кафедр. Сайты кафедр, мультимедийные презентации на лекциях и практических занятиях, компьютеризованные тестовые контроли, электронные учебно-методические пособия ежегодно совершенствуются, пополняются новейшим теоретическим и практическим материалом. С 2010 года профильные кафедры активно участвует в интернет-конкурсах студенческих работ по стоматологии. Появилась возможность проведения телеконференций.

Конечные результаты развития компетенций четко сформулированы в соответствии со знаниями и умениями, приобретаемыми по основной образовательной программе, что требует особых педагогических измерений. Необходимо также проводить оценивание усвоения компетенций, связанных с профессиональным мировоззрением и уровнем культуры. Поэтому на сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач остается разработка и внедрение объективных процедур оценки знаний и умений обучающихся. С 20092010 учебного года в УГМА внедрена балльнорейтинговая система оценки знаний студентов, в которой учтены вышеуказанные требования [3].

Одним из элементов работы системы менеджмента качества на стоматологическом факультете является предоставленная студентам возможность оценивания организации, содержания, качества учебного процесса в целом и работы отдельных преподавателей по данным анкетирования. Поэтому с каждым годом работа по объективизации процедур оценки знаний, умений и компетенций обучающихся совершенствуется, на основании данных анкетирования потребителей проводятся корректирующие и предупреждающие мероприятия [2].

Таким образом, современные образовательные технологии в сочетании с менеджментом качества позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС, осуществлять компетентностный подход, объективно оценивать результаты работы, предлагать новые направления деятельности.

Что изменилось в технологиях обучения, методах чтения лекций, методах ведения практических занятий, семинаров в связи с необходимостью

перехода на компетентностную основу ведения образовательного процесса?

В осеннем семестре из специальных дисциплин согласно ФГОС студенты стоматологического факультета приступили к изучению дисциплины «Материаловедение», а с весеннего семестра -к изучению дисциплины «Пропедевтика» на кафедре пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний. У коллектива кафедры была возможность сравнивать обучение студентов первого курса (по новому ФГОС) и второго курса (та же дисциплина по старому ГОС).

Главные компетенции, подлежащие освоению на профильных дисциплинах, в том числе на материаловедении: ПК-9 - способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой с пациентами, и ПК-18 - способность и готовность к проведению стоматологических профессиональных процедур.

Отличие дисциплины в ФГОС: в учебном плане уменьшилось количество часов практических занятий на дисциплину. Поэтому уже на первом занятии студенты были ознакомлены с новым подходом и получили информацию о системе освоения компетенций. Сразу было проведено знакомство со стоматологическими фантомами, с помощью которых планировалось освоение компетенций, адаптация к рабочему месту. Студенты были информированы о возможности получать необходимую для подготовки к занятиям информацию на сайте, стендах кафедры, в библиотеке.

На последующие занятия студенты приходили подготовленными и сразу после текущего тестового контроля показывали на фантомах свои представления о выполнении мануального навыка. Преподаватель контролировал, корректировал их действия, задавал вопросы, пояснял, при этом был проявлен индивидуальный подход к каждому студенту. Студент добивался полного и правильного освоения навыка, а полученные в ходе процесса знания были прочно и надежно подкреплены практической работой. Таким образом, теоретическая подготовка и освоение мануальных навыков происходило одновременно, мы ушли от «знаниевого» принципа обучения к интерактивному познанию, это делало процесс обучения более интересным и эффективным.

На кафедре существует традиционная форма учета практических навыков - учетная карта студента. Она содержит информацию о количест-

венной оценке мануального навыка с нормативами повтора манипуляции, предложенными МГМСУ. В БРС находит отражение качественная оценка степени освоения. С сентября 2011 года на кафедре функционирует система добора баллов, также направленная на освоение компетенций, которая проводится в режиме графика отработок преподавателей. Студент может по графику отработок приходить в фантомный класс с целью совершенствования навыков, повышения балльно-рейтинговой оценки, что способствует более полному освоению компетенций.

По окончании семестра студенты получили зачет по итогам успеваемости, тестового контроля знаний, БРС с учетом степени освоения манульных навыков.

Таким образом, компетентностный подход предполагает четкую последовательность этапов освоения, исключает повторяемость в обучении, что усиливает роль каждой дисциплины, участвующей в формировании компетенции. При этом наибольшую значимость приобретают не часы аудиторной и внеаудиторной нагрузки, которые отработаны студентом, а степень освоения компетенций по пройденной дисциплине. Благодаря компетентностному подходу мы отошли от пассивного обучения к активному, проблемно ориентированному и индивидуализированному. Система обучения, основанная на компетентностном подходе, непривычна, в первую очередь, для преподавателей. Но на наш взгляд, практическая направленность и интерактивный процесс обучения, формирующие компетентностный подход, позволяют более качественно и полноценно осуществить процесс обучения студентов дисциплинам профессионального цикла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология». - М., 2011. - 37 с.

2. Стандарты серии 9001-2001: «Системы менеджмента качества».

3. Алгоритм балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинском вузе [Текст] / С.В.Сазонов, О.Ю.Береснева // Материалы региональной научно-практической конференции «Современные педагогические технологии оценивания учебных достижений в медицинском вузе», Екатеринбург, 2010. - С. 209-220.

WWW.DENTAL-PRESS.COM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.