Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / СТАНДАРТ КОНТРОЛЯ / ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ / СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьева Е.Е.

Р азвитие контрольной деятельности, является залогом сильной экономики страны, безопасности которой ничего не угрожает, а возникающие угрозы сразу нейтрализуются, не успев оказать своего негативного воздействия. Основой развития экономического контроля в России может стать разработка системы законодательных и нормативных правовых актов. В статье обосновывается актуальность разработки единого законодательного акта в сфере экономического контроля, закрепляющего его базовые, фундаментальные основы, предлагается его структура, даются рекомендации по внедрению стандартов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC CONTROL IN RUSSIA

The development of control activities is the key to a strong economy of the country, whose security is not threatened by anything, and emerging threats are immediately neutralized without having time to have their negative impact. The basis for the development of economic control in Russia can be the development of a system of legislative and regulatory legal acts. The article substantiates the relevance of the development of a single legislative act in the field of economic control, fixing its basic, fundamental foundations, its structure is proposed, recommendations are given on the implementation of control standards.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Е.Е. Кондратьева, слушатель

Научный руководитель: Е.Н. Колесникова, д-р экон. наук, доцент

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

(Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-1-216-218

Аннотация. Развитие контрольной деятельности, является залогом сильной экономики страны, безопасности которой ничего не угрожает, а возникающие угрозы сразу нейтрализуются, не успев оказать своего негативного воздействия. Основой развития экономического контроля в России может стать разработка системы законодательных и нормативных правовых актов. В статье обосновывается актуальность разработки единого законодательного акта в сфере экономического контроля, закрепляющего его базовые, фундаментальные основы, предлагается его структура, даются рекомендации по внедрению стандартов контроля.

Ключевые слова: экономический контроль, законодательное регулирование контроля, государственный контроль (надзор), стандарт контроля, объект контроля, субъект контроля, контрольные процедуры.

В настоящее время стало уделяться повышенное внимание вопросам совершенствования системы экономического контроля. В этой связи возникают некоторые сложности, так как контролирующая деятельность имеет разветвленную систему, подразделяясь на финансовую, бюджетную, налоговую, валютную и банковскую.

Основной единый документ, который смог бы регламентировать все сферы эконмического контроля в РФ, отсутствует, но существует множество законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу контрольной деятельности. Например, в сфере госконтроля в настоящее время используется Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» [1]. Данный документ в полном объеме регулирует организацию и непосредственно осуществление контроля, а также определяет гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

В литературе многими авторами поднимался вопрос о нормативном закреплении подходов к экономическому контролю в едином документе [2, 3]. Однако, учитывая многообразие сфер осуществления

контроля, возникает проблема соединения всех их особенностей в рамках одного нормативного акта.

Обратимся к ранее рассмотренному нами Федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данный законодательный акт был введен в действие в целях устранения недостатков существовавшего ранее правового регулирования контроля. Указанный Федеральный закон являлся первым документом, в котором пытались обобщить все аспекты государственного контроля, что оказало положительное влияние в отношении экономического контроля. Однако, данный документ не оказывает влияния на регламентацию таких сфер контрольной деятельности как налоговый, валютный, таможенный контроль, а также контроль за соблюдением норм закона в антимонопольной сфере и другое.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что учесть интересы всех субъектов контроля и достичь его цели, при условии различия отраслей народного хозяйства и, соответственно, объектов контроля, представляется весьма затруднительным. Вместе с тем, полагаем, что разработка единого законодательного регла-

ментирующего все сферы контрольной деятельности все-таки возможна, но это должен быть документ базового фундаментального уровня, содержащий следующие разделы:

1. Общие положения контрольной деятельности, применимые ко всем субъектам контроля. К таковым можно отнести принципы контроля, обязательные требования к проведению контрольных мероприятий, а также оценку решений надзорных органов.

2. Права, обязанность и ответственность должностных лиц для всех субъектов контроля. На текущий момент данные положение содержатся практически в каждом нормативно-правовом акте, регламентирующем контрольную деятельность разных субъектов контроля, но в разрозненном виде. Обобщив их и собрав их в отдельном нормативном акте, действие которого будет распространяться на все субъекты контроля, также появится возможность уменьшить массив информации нормативных актов отдельных субъектов контроля, тем самым их восприятие будет максимально упрощено, а также появится возможность более подробно раскрыть отдельные особенности проведения контроля в рамках определенного объекта.

3. Перечень контрольных мероприятий. Как правило, все контрольные мероприятия, проводимые субъектами контроля, имеют схожие черты. Предлагается также собирание их в едином нормативном акте, относящемся ко всем субъектам контроля. К таковым могут относиться не только плановые и внеплановые проверки, но и профилактические, превентивные мероприятия.

4. Оформление документов по итогам осуществления контрольных процедур. Каждый субъект контроля в настоящее время при оформлении результатов после проведения проверок составляет свой документ (акт, заключение, справку) по его результатам, что усложняет восприятие документа заинтересованными лицами. Закрепив определенную структуру результирующего документа и порядок описания в нем результатов проведения контроль-

ных мероприятий можно также обеспечить снижение трудозатрат на его подготовку.

5. Контроль качества проведенных контрольных мероприятий. Данные положения также можно отнести к общим требованиям для всех субъектов контроля. К таковым следует отнести: этап проведения указанного контроля; деятельность, которая подлежит контролю; а также положения, в которых в конечном итоге необходимо удостовериться.

Так, например, рассматривая внедрение единого нормативного документа, определяющего сущность контроля можно предложить, по аналогии со стандартами аудиторской деятельности [4] стандарт контроля «Основные цели проведения ведомственного экономического контроля».

В содержание данного стандарта, исходя из требований предложенных Э.И. Макаренко, Э.И. Атагимовым,

О.С. Рыбаковым и Е.Н. Сарапкиной [5] предлагаем внести следующие пункты: введение, определения, требования, основные цели проведения контроля, основные задачи проведения контроля, основные принципы проведения контроля, предмет контроля, особенности организации внутреннего контроля, уровни проведения внутреннего контроля, разновидности внутреннего контроля. Целесообразность внесения указанных разделов обуславливается тем, что все они носят общий характер для всех субъектов контроля. Правильная разработка данных разделов позволит всем субъектам контроля в общих вопросах опираться на новый разработанный единый нормативный акт, а в вопросах методик проведения контроля уже опираться на локальные нормативные акты.

Таким образом, разработка и внедрение единого нормативного правового или законодательного акта, регламентирующего контроль, является весьма актуальной, однако данный документ может носить исключительно общий, стратегический, методологический, базовый характер. В данном документе могут и должны быть закреплены общие моменты проведения экономического контроля. Конкретные же методики проведения относительно тех

или иных объектов контроля должны со- раскрыть все тонкости проведения кон-держатся в локальных нормативно- трольной деятельности у каждого субъекта правовых актах. Это позволит более полно контроля.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от

11.06.2021) // «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 12.06.2022).

2. Колесникова Е.Н. Современные проблемы законодательного регулирования внутреннего контроля // Вестник университета. - 2020. - №1. - С. 16-22.

3. Современные подходы к организации внутреннего и внешнего контроля экономическими субъектами: монография / под ред. З.С. Туяковой, Н.А. Каморджановой. - М.: Ру-сайс, 2021. - 500 с.

4. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (ред. от 30.12.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317258/ (дата обращения:

12.06.2022).

5. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов / авторы-сост.: Атагимова Э.И., Макаренко Т.Н., Рыбаков О.С., Сарапкина Е.Н. -М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018. - 136 с.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC CONTROL

IN RUSSIA

E.E. Kondratieva, Listener

Supervisor: E.N. Kolesnikova, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot (Russia, Ryazan)

Abstract. The development of control activities is the key to a strong economy of the country, whose security is not threatened by anything, and emerging threats are immediately neutralized without having time to have their negative impact. The basis for the development of economic control in Russia can be the development of a system of legislative and regulatory legal acts. The article substantiates the relevance of the development of a single legislative act in the field of economic control, fixing its basic, fundamental foundations, its structure is proposed, recommendations are given on the implementation of control standards.

Keywords: economic control, legislative regulation of control, state control (supervision), control standard, object of control, subject of control, control procedures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.