Научная статья на тему 'Современные проблемы законодательного регулирования внутреннего контроля'

Современные проблемы законодательного регулирования внутреннего контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ОБЪЕКТЫ / СУБЪЕКТЫ / ПРОЦЕССЫ / INTERNAL CONTROL / LEGISLATION / NORMATIVE LEGAL ACT / OBJECTS OF INTERNAL CONTROL / SUBJECTS OF INTERNAL CONTROL / INTERNAL CONTROL PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Е. Н.

Систематизированы действующие законодательные подходы к пониманию сущности и основам реализации процедур внутреннего контроля экономическими субъектами. Критически проанализирован превалирующий в ведомственных и отраслевых нормативных актах по бухгалтерскому учету в Российской Федерации подход к пониманию сущности внутреннего контроля как элемента учетной системы предприятия. Представлен исторический экскурс развития понимания термина «внутренний контроль» и доказана его связь с субъектами контроля. Прослежена трансформация понимания сущности внутреннего контроля, содержащаяся в нормативных правовых актах СССР и Российской Федерации, от субъектного подхода к попроцессному, в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов. Намечены пути совершенствования законодательной базы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF AN INTERNAL CONTROL

The current legislative approaches to understanding the essence and implementation of internal control procedures by economic entities have been systematized. The approach to understanding the essence of internal control as an element of the company’s accounting system that prevails in departmental and industry regulations on accounting in the Russian Federation has been critically analyzed. The historical digression of the development of understanding of the term “internal control” has been presented and its connection with the subjects of control has been proved. The transformation of understanding of the essence of internal control, which is contained in the regulatory legal acts of the USSR and the Russian Federation, from a subjective approach to a simple process approach has been traced, in accordance with the needs of business entities. The ways of improving the legislative framework of internal control have been outlined.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы законодательного регулирования внутреннего контроля»

УДК 657

JEL M40

Колесникова Елена Николаевна

д-р экон. наук, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя», г Рязань, Российская Федерация e-mail: kolesnicova@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-1-16-22

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Аннотация. Систематизированы действующие законодательные подходы к пониманию сущности и основам реализации процедур внутреннего контроля экономическими субъектами. Критически проанализирован превалирующий в ведомственных и отраслевых нормативных актах по бухгалтерскому учету в Российской Федерации подход к пониманию сущности внутреннего контроля как элемента учетной системы предприятия. Представлен исторический экскурс развития понимания термина «внутренний контроль» и доказана его связь с субъектами контроля. Прослежена трансформация понимания сущности внутреннего контроля, содержащаяся в нормативных правовых актах СССР и Российской Федерации, от субъектного подхода к попроцессному, в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов. Намечены пути совершенствования законодательной базы внутреннего контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль, законодательство, нормативный правовой акт, объекты, субъекты, процессы.

Цитирование: Колесникова Е.Н. Современные проблемы законодательного регулирования внутреннего контроля//Вестник университета. 2020. № 1. С. 16-22.

Kolesnikova Elena

Doctor of Economic Sciences, Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Ryazan, Russia e-mail: kolesnicova@mail.ru

MODERN PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF AN INTERNAL CONTROL

Abstract. The current legislative approaches to understanding the essence and implementation of internal control procedures by economic entities have been systematized. The approach to understanding the essence of internal control as an element of the company's accounting system that prevails in departmental and industry regulations on accounting in the Russian Federation has been critically analyzed. The historical digression of the development of understanding of the term "internal control" has been presented and its connection with the subjects of control has been proved. The transformation of understanding of the essence of internal control, which is contained in the regulatory legal acts of the USSR and the Russian Federation, from a subjective approach to a simple process approach has been traced, in accordance with the needs of business entities. The ways of improving the legislative framework of internal control have been outlined. Keywords: internal control, legislation, normative legal act, objects of internal control, subjects of internal control, internal control processes.

For citation: Kolesnikova E.N. (2020) Modern problems of legislative regulation of an internal control. Vestnik universiteta. I. 1, pp. 16-22. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-1-16-22

Любая наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Возникновение новых областей знания -закономерный процесс поступательного развития науки, история которого свидетельствует о том, что новые отрасли науки возникают на том этапе, когда определенная проблема, имеющая большое значение для практики и являющаяся особо актуальной, требует самостоятельной научной разработки. В ответ на соответствующую проблему возникает потребность в ее законодательном урегулировании и описании.

© Колесникова Е.Н., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

В законодательстве по бухгалтерскому учету концептуальное требование к организации внутреннего контроля экономическим субъектом содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 26 июля 2019 г.) «О бухгалтерском учете». Так, ст. 19 «Внутренний контроль» данного документа, устанавливает, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [4].

Устойчивая связь между учетной и контрольной подсистемами управленческой среды предприятия закреплена и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, где в ст. 4 в качестве задач бухгалтерского учета указано обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами [9].

Необходимость закрепления порядка контроля за хозяйственными операциями в учетной политике предприятия задекларирована в ст. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» [7].

Включенность внутреннего контроля в систему бухгалтерского учета находит отражение в трудах И. А. Дымовой, Ю. А. Святской [15; 19]. При этом следует согласиться с позицией Т. В. Плахотя, которая отмечает, что организация должна разработать и утвердить в качестве приложения к учетной политике предприятия положение о внутреннем контроле [18].

Данная мера позволит перевести положение о внутреннем контроле из состава организационно-распорядительной документации экономического субъекта в состав нормативных документов организации по бухгалтерскому учету, что придаст ему большое значение для исполнительской дисциплины подразделений, не связанных напрямую с выполнением учетных и контрольных функций.

В ряде положений по бухгалтерскому учету прямо указано на необходимость организации учета соответствующих объектов таким образом, чтобы обеспечить внутренний контроль над их наличием и состоянием. Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/2008), единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (ст. 3) [8].

Важную роль в понимании организационных и практических аспектов функционирования системы внутреннего контроля имеет Информация Министерства Финансов Российской Федерации № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». В соответствии с положениями данного документа внутренний контроль является процессом, который направлен на «получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности; соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета» [12].

Данный документ не получил широкого распространения в современной правовой среде отечественного учета и контроля, хотя по содержанию раскрываемых положений является одним из немногих документов способствующих правильной организации системы внутреннего контроля хозяйствующим субъектом. В нем детально рассмотрено содержание элементов системы внутреннего подхода, документирование и организация внутреннего контроля. Вместе с тем многие вопросы являются не урегулированными. Так, в разделе 3 «Документирование внутреннего контроля» не уделено внимание методике документирования контрольных процедур, нет описания результативной документации. Раздел 4 «Организация внутреннего контроля», по нашему мнению, необходимо дополнить типовым положением о службе внутреннего контроля. Существенным недостатком данного документа является, по нашему мнению, отсутствие описания в нем методов и форм контрольной работы.

Непосредственное отношение к нормативно-правовому регулированию системы внутреннего контроля имеет утвержденный Министерством труда Российской Федерации Приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» от 22 апреля 2015 г.

№ 236н. Продекларированная данным нормативно-правовым актом цель рассматриваемого вида профессиональной деятельности наиболее полно соответствует современному пониманию сущности внутреннего контроля как элемента организационно-управленческой среды хозяйствующего субъекта [10].

Исходя из содержания п. 2.2.3 Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности внутренний контроль рассматривается как процесс, осуществляемый в рамках управления конкретными субъектами контроля, направленный на обеспечение соблюдения нормативных правовых актов различной юридической силы, а также на повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности в различных разрезах [11].

Необходимо отметить, что подходы к закреплению позиций внутреннего контроля значительно дифференцированы по отраслевой законодательной базе. В наилучшей степени они проработаны в финансово-кредитной сфере.

Статьей 57.2. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) установлено, что Банк России проводит оценку качества системы внутреннего контроля кредитной организации или банковской группы [3]. Ст. 11.1-2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 26 июля 2019 г.) устанавливает, что кредитные организации обязаны соблюдать установленные Банком России требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, включая требования к деятельности руководителя службы внутреннего контроля и руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, в банковских группах [2]. В страховании Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (ред. от 28 ноября 2018 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 28.1) предусматривает, что страховщик обязан организовать систему внутреннего контроля, обеспечивающую эффективность и результативность его финансово-хозяйственной деятельности [1].

Следует признать, что современная нормативно-правовая база, прямо или косвенно указывающая на внутренний контроль на федеральном уровне регулирования, уделяет вопросам его организации и реализации контрольных процедур значительное внимание. Количество таких документов за последние годы растет в геометрической прогрессии.

Ряд актов содержат указание на необходимость учреждения внутреннего контроля, не раскрывая его сущность, содержание методики и организационные формы (нормативно-правовые акты Министерства спорта Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и другие), другие описывают содержательную сторону определенных направлений внутреннего контроля, как например, Приказ Росимущества «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции» от 2 марта 2016 г. № 80 [6].

В качестве негативного момента следует отметить, что положения большинства документов носят унифицированный декларативный характер и не позволяют экономическим субъектам, руководствуясь их положениями, сформировать полноценную картину внутреннего контроля как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по направлениям его деятельности, объектам. Это можно было бы объяснить отраслевой спецификой внутреннего контроля в целом, а также особенностью элементов его составляющих по отраслям народного хозяйства страны, однако и в документах отраслевых министерств и ведомств не содержится указаний по прикладной составляющей внутреннего контроля.

История развития внутреннего контроля в России свидетельствует о независимости учетной и контрольной систем хозяйствующего субъекта. Вопросы включенности учета в систему контрольных процедур поднимались на заре развития отечественной научной мысли, но были отринуты как противоречащие и методологии бухгалтерского учета, и методологии экономического контроля в целом. Больший временной период продержалась точка зрения, в соответствии с которой контроль представлялся в виде подсистемы учетного функционала. В современных же условиях бытует точка зрения, в соответствии с которой учетные и контрольные системы являются автономными, взаимодействуя в управленческой среде предприятия через информационную сеть, которую первая система создает, а вторая - использует и корректирует [16; 17].

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в российской законодательной базе сформировался процессный подход к определению понятия «внутренний контроль».

Изучение источников права времен СССР позволяет сделать вывод о том, что внутриведомственный финансовый контроль представлял собой внутренний контроль за финансовой деятельностью организаций, предприятий и учреждений, входящих в систему какого-либо ведомства (министерства) силами его контрольно-ревизионных органов [5; 13; 14]. Современная концепция внутреннего контроля идентифицирует его форму как внешнюю, так как данный контроль проводится субъектами, не входящими в организационно-управленческую среду самого объекта контроля.

Внутрихозяйственный контроль рассматривался как внутренний контроль за финансово-хозяйственной и производственной деятельностью хозяйствующего субъекта, осуществляемым внутри данного субъекта специальными контрольно-ревизионными службами. Именно этот вид внутреннего контроля заложил основу формирования его современной системы.

Данные подходы к пониманию сущности внутреннего контроля проистекают из положений по нормативному регулированию осуществления внутрихозяйственного контроля времен СССР.

Таким образом, на смену посубъектного подхода к пониманию сущности внутреннего контроля в нормативно-правовом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов СССР пришел попроцессный подход российской нормативно-правовой базы. Данный подход сохраняется в подавляющем большинстве нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих организацию внутреннего контроля и осуществление его процедур, оформление результатов.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 01.05.2019) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1307/ (дата обращения: 04.10.2019).

2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 26.07.2019) «О банках и банковской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 04.10.2019).

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 04.10.2019).

4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 04.10.2019).

5. Приказ Минторга СССР от 13.05.1983 № 104 «О мерах по совершенствованию документальных ревизий в системе Министерства торговли СССР» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5538#032677258593380554 (дата обращения: 04.10.2019).

6. Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=4830586950263963478 4391689&cacheid=37299AA00671E9D136AA6659A88DDC37&mode=splus&base=LAW&n=253639&rnd=0.53850780692 90314#2ndcot8gvwg (дата обращения: 04.10.2019).

7. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_81164/ (дата обращения: 04.10.2019).

8. Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 г. № 2806) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_32619/ (дата обращения: 04.10.2019).

9. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N° 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_20081/ (дата обращения: 04.10.2019).

10. Приказ Минтруда России от 22.04.2015 № 236н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2015 г. № 37271) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179624/ (дата обращения: 04.10.2019).

11. Приказ Казначейства России от 29.06.2011 № 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=509512#04785865299151204 (дата обращения: 04.10.2019).

12. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156407/ (дата обращения: 04.10.2019).

13. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3028/ (дата обращения: 04.10.2019).

14. Письмо Минфина СССР от 18.10.1961 № 343 «О Положении о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=7532#038173902426666784 (дата обращения: 04.10.2019).

15. Дымова, И. А. Система внутреннего контроля как основа экономической безопасности бизнеса. - М.: Аудитор, 2018. - 182 с.

16. Колесникова, Е. Н. Комплаенс-контроль - новый уровень обеспечения экономической безопасности предприятия // Экономика и финансы организаций и государства. - 2012. - № 4. - С. 3-6.

17. Колесникова, Е. Н. Ревизия и контроль в сельскохозяйственных производственных кооперативах: теория, методология, практика: монография. - Рязань: Рязанский филиал университета МВД России, 2011. - 523 с.

18. Плахотя, Т. В. Развитие методики оценки системы внутреннего контроля: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». - Ростов-на-Дону, 2015. - 185 с.

19. Святковская, Е. Ю. Формирование контрольно-ориентированной системы бухгалтерского учета: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Финансовый университет при Правительстве РФ. - М., 2017. - 200 с.

References

1. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 27.11.1992 № 4015-1 (red. ot 28.11.2018) "Ob organizatsii strakhovogo dela v Rossiiskoi Fed-

eratsii" [Law of the Russian Federation dated November 27, 1992 (Ed. of November 28, 2016) No. 4015-1 "On the organization of insurance business in the Russian Federation"], SPS "KonsuTtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1307/ (accessed 04.10.2019).

2. Federal'nyi zakon ot 02.12.1990 № 395-1 (red. ot 26.07.2019) "O bankakh i bankovskoi deyatel'nosti" [Federal Law dated December 2, 1990 (Ed. of July 26, 2019) No. 395-1 "On banks and banking"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (accessed 04.10.2019).

3. Federal'nyi zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ (red. ot 02.08.2019) "O Tsentral'nom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Ros-sii)" (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.08.2019) [Federal Law dated July 7, 2002 (Ed. of August 8, 2019) No. 86 F-Z "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (with changes and additions, that came into force from August 6, 2019)], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (accessed 04.10.2019).

4. Federal'nyi zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ (red. ot 26.07.2019) "O bukhgalterskom uchete" [Federal Law dated December 6, 2011 (Ed. of July 26, 2019) No. 402 "On accounting"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_122855/ (accessed 04.10.2019).

5. Prikaz Mintorga SSSR ot 13.05.1983 № 104 "O merakh po sovershenstvovaniyu dokumental'nykh revizii v sisteme Minister-stva torgovli SSSR" [Order of Ministry of the Commerce of the USSR dated May 13, 1983 No. 104 "On measures to improve

documentary audits in the system of the Ministry of Trade of the USSR"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5538#032677258593380554 (accessed 04.10.2019).

6. Prikaz Rosimushchestva ot 02.03.2016 № 80 "Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po organizatsii upravleniya riskami i vnutrennego kontrolya v oblasti preduprezhdeniya i protivodeistviya korruptsii" [Order of Rosimushchestvo dated March 2, 2016 No. 80 "On approval of the Methodological recommendations on the organization of risk management and internal control in the field ofpreventing and combating corruption"], SPS "KonsuTtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts=48305869502639634784391689&cacheid=37299AA00671E9D136AA6659A88DDC37&mode=splu s&base=LAW&n=253639&rnd=0.5385078069290314#2ndcot8gvwg (accessed 04.10.2019).

7. Prikaz Minfina Rossii ot 06.10.2008 № 106n (red. ot 28.04.2017) "Ob utverzhdenii polozhenii po bukhgalterskomu uchetu (vmeste s "Polozheniem po bukhgalterskomu uchetu "Uchetnaya politika organizatsii" (PBU 1/2008), "Polozheniem po bukhgalterskomu uchetu "Izmeneniya otsenochnykh znachenii" (PBU 21/2008))" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.10.2008 № 12522) [Order of the Ministry of Finance ofRussia dated October 6, 2008 (Ed. of April 28, 2017) № 106n "On approval of accounting regulations (together with the Accounting regulation "The Accounting Policy Of The Organization" (AR 1/2008), Accounting Regulation "Changes In Estimated Values" (AR 21/2008))" (Registered at the Ministry of Justice of Russia on October 27, 2008)], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/ (accessed 04.10.2019).

8. Prikaz Minfina Rossii ot 09.06.2001 № 44n (red. ot 16.05.2016) "Ob utverzhdenii polozheniya po bukhgalterskomu uchetu "Uchet material'no-proizvodstvennykh zapasov" (PBU 5/01)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.07.2001 g. № 2806)

[Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated June 9, 2001 (Ed. of May 16, 2016) No. 44n "On approval of the accounting regulation "Accounting For Inventories" (AR 5/01)"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32619/ (accessed 04.10.2019).

9. Prikaz Minfina Rossii ot 29.07.1998 № 34n (red. ot 11.04.2018) "Ob utverzhdenii Polozheniya po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta i bukhgalterskoi otchetnosti v Rossiiskoi Federatsii" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.08.1998 № 1598) [Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated July 29, 1998 (Ed. of April 11, 2018) No. 34n "On approval of the Regulation on accounting andfinancial reporting in the Russian Federation (AR 5/01)"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/ (accessed 04.10.2019).

10. Prikaz Mintruda Rossii ot 22.04.2015 № 236n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist po vnutrennemu kontrolyu (vnutrennii kontroler)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 13.05.2015 № 37271) [Order of the Ministry of Labor of Russia dated April 22, 2015 No. 236n "On approval of the professional standard "Specialist In Internal Control (Internal Controller"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179624/ (accessed 04.10.2019).

11. Prikaz Federal'nogo kaznacheistva ot 29.06.2011 № 253 "Ob utverzhdenii Standartov vnutrennego kontrolya i vnutrennego audita Federal'nogo kaznacheistva, primenyaemykh kontrol'no-auditorskimi podrazdeleniyami pri osushchestvlenii kontrol'noi deyatel'nosti" [Order of the Federal Treasury of Russia dated June 29, 2011 No. 253 "On approval of the Internal Control and Internal Audit Standards of the Federal Treasury, used by the audit departments in carrying out control activities"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EX-P&n=509512#04785865299151204 (accessed 04.10.2019).

12. Informatsiya Minfina Rossii № PZ-11/2013 "Organizatsiya i osushchestvlenie ekonomicheskim sub^ektom vnutrennego kontrolya sovershaemykh faktov khozyaistvennoi zhizni, vedeniya bukhgalterskogo ucheta i sostavleniya bukhgalterskoi (finansovoi) otchetnosti" [Information of the Ministry of Finance of Russia No. PZ-11/2013 "The organization and implementation by an economic entity of internal control of the committedfacts of economic life, accounting and the preparation of accounting (financial) statements"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ (accessed 04.10.2019).

13. Polozhenie o dokumentakh i dokumentooborote v bukhgalterskom uchete (utv. Minfinom SSSR 29.07.1983 № 105) [The regulation about documents and document circulation in accounting (approved by the Ministry of Finance of the USSR dated July 29, 1983 No. 105)], SPS "KonsuFtantPlyus" Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3028/ (accessed 04.10.2019).

14. Pismo Minfina SSSR ot 18.10.1961 № 343 "O Polozhenii o dokumentakh i zapisyakh v bukhgalterskom uchete predpriyatii i khozyaistvennykh organizatsii" [Letter ofthe Ministry ofFinance ofthe USSR dated October 18, 1961 No. 343 "About Regulation on documents and records in accounting of enterprises and economic organizations"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=7532#038173902426666784 (accessed 04.10.2019).

BecmuuK yuueepcumema № 1, 2020

15. Dymova I. A. Sistema vnutrennego kontrolya kak osnova ekonomicheskoi bezopasnosti biznesa [The internal control system as the basis of business economic security], Moscow, Auditor, 2018, 182 p.

16. Kolesnikova E. N. Komplaens-kontrol' - novyi uroven' obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti predpriyatiya [Compliance control - a new level of ensuring the economic security of an enterprise], Ekonomika i finansy organizatsii i gosudarstva, 2012, I. 4, Pp. 3-6.

17. Kolesnikova E. N. Reviziya i kontrol' v sel'skokhozyaistvennykh proizvodstvennykh kooperativakh: teoriya, metodologiya, praktika: monogafiya [Audit and control in agricultural production cooperatives: theory, methodology, practice: monography], Ryazan', Ryazanskii filial universiteta MVD Rossii, 2011, 523 p.

18. Plakhotya T. V. Razvitie metodiki otsenki sistemy vnutrennego kontrolya [Development of the methodology for assessing the internal control system], diss. ... kand. ekon. nauk: 08.00.12, Rostovskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet "RINKh", Rostov-na-Donu, 2015, 185 p.

19. Svyatskaya E. Yu. Formirovanie kontrol'no-orientirovannoi sistemy bukhgalterskogo ucheta [Formation of a control-oriented accounting system], diss. ... kand. ekon. nauk: 08.00.12, Finansovyi universitet pri PraviteFstve RF, Moscow, 2016, 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.