ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА КОНКУНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО «НЛМК» Морозова Виктория Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Козлова Елена Ивановна, доцент, к.э.н.
Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия
(e-mail: [email protected])
Новые изобретения и инновации становятся неотъемлемой частью развития предприятий. В данной статье проанализированы текущие финансовые показатели ведущих металлургических компаний и предложены пути совершенствования инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности на рынке.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, металлургия, инновационные продукты, развитие.
Инновационное развитие актуально для компаний и организаций любого масштаба и любой специфики. Глобальные тренды, такие как появление новых технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки - и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.
С каждым годом новые технологии проникают в нашу жизнь все быстрее, и у компаний становится все меньше времени для их внедрения. В результате меняется привычная структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10-20% и в ближайшие годы будет стремительно расти.
В настоящее время индустриализации общественных процессов возрастает внимание к развитию и воспроизводству инновационного потенциала металлургических предприятий, который является ключевым источником создания стратегических преимуществ отрасли [10, 13].
Инновация как термин появился в экономической среде и постепенно развивался с первой половины ХХ века. В общем виде под инновацией понимается, как правило, трансформация того или иного товара, продукции или вида деятельности в целях улучшения их качества, доступности, внешнего вида и т.д. По мнению Йозефа Шумпетера, инновация является главенствующим источником прибыли, являясь результатом выполнения каких-то новых комбинаций [17].
Ранее компании могли фокусироваться на одном типе инноваций, развивая свое преимущество на основе одного фактора конкурентоспособности (качество, цена, сервис), и быть успешными. Теперь для получения весо-
мого и устойчивого конкурентного преимущества игрокам любой отрасли необходимо комплексно заниматься инновациями, задействуя все три основных их типа - продуктовые инновации, процессные инновации и инновации в построении бизнес-модели.
Предприятия могут заниматься инновациями по многим причинам. Их целями могут быть продукция, рынки, эффективность, качество или способность к обучению и осуществлению перемен. Установить мотивы инновационной активности предприятий и их значимость полезно для исследования сил, движущих инновационные процессы, такие как конкуренция и возможности выхода на новые рынки [4].
Воздействия инноваций на результаты деятельности фирм простираются от влияния на продажи и размер рыночного сегмента до изменений производительности и эффективности. Важными проявлениями на отраслевом и национальном уровнях являются изменения международной конкурентоспособности и общей производительности факторов производства, перетекание знаний об инновациях на уровне компаний и увеличение объема знаний.
Для сегодняшнего металлургического рынка характерна геополитическая напряженность, которая проявляется в торговых и тарифных войнах, а также нарастающая угроза нехватки ресурсов. Рост цен на сырьевые товары должен способствовать развитию сектора, но он также может привести к повышению инфляции и увеличению сопутствующих издержек. Рассмотрим финансовое положение ведущих металлургических компаний России.
Таблица 1 - Финансовые показатели ведущих металлургических компаний
^оссии
Выручка, млн долл. США EBITDA, млн долл. США Рентабельность (%)
Первое Первое Первое Первое Первое Первое
полуго- полуго- полуго- полуго- полуго- полуго-
дие 2018 дие 2017 дие 2018 дие 2017 дие 2018 дие 2017
ЕВРАЗ 6 343 5 106 1 906 1 152 30% 23%
НЛМК 5 906 4 700 1 727 1 221 29% 26%
Северсталь 4 432 3 698 1 580 1 207 36% 33%
ММК 4 161 3 586 1 210 907 29% 25%
Металлоинвест 3 779 3 032 1 491 1 061 39% 35%
Мечел 2 639 2 574 696 694 26% 27%
В первом полугодии 2018 года компании ЕВРАЗ, НЛМК, ПАО «Северсталь», ММК, «Металлоинвест» и «Мечел» суммарно произвели 32,5 млн т стали. Это составляет 91% производства стали в России за первое полугодие 2018 года. В первом полугодии 2018 года рентабельность ведущих российских металлургических компаний находилась в диапазоне от 26% до 36%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года от 3 до п. п. у всех, кроме «Мечел», у которой произошло снижение рентабельности по EBITDA на 1 п. п. [18].
Успешные компании-новаторы быстро адаптируются к новой реальности. Постановка амбициозных целей и выбор приоритетов по всем ключевым направлениям инноваций (процессы, продукты и бизнес-модели) с учетом долгосрочного горизонта - при выборе стратегии, выделении инвестиций, планировании - являются важными факторами успеха компаний в современном мире.
В настоящее время все крупные промышленные корпорации осознали необходимость превращения инновационной деятельности в основную стратегическую концепцию своего развития для повышения конкурентоспособности. Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности, технико-экономический уровень которой определяет возможности успешной реализации инновационной стратегии развития всей экономики.
Рассмотрим ПАО «НЛМК» как объект исследования инновационной деятельности предприятия металлургической отрасли. Компания характеризуется вертикально интегрированной моделью бизнеса и занимает лидирующие позиции в международном производстве высококачественной стальной продукции. Транснациональная организация бизнеса позволила компании сосредоточить добычу и производство стали в низкозатратных регионах, а изготовление готовой продукции осуществляется в России, а также Северной Америке и странах Евросоюза, то есть в непосредственной близости от основных потребителей.
■ Первое полугодие 2018 ■ Первое полугодие 2017
S £ ^ й
т 22
2
II II
НЛМК ЕВРАЗ СЕВЕРСТАЛЬ ММК МЕТАЛЛОИНВЕСТМЕЧЕЛ
Рисунок 1. Производство стали ведущими металлургическими
компаниями, тыс. тонн
Компания постоянно отслеживает и анализирует события на ключевых рынках, выявляет перспективные направления развития продаж. Ключевым для НЛМК является российский рынок, на котором компания реализует около 36% всей произведенной металлопродукции. Доля поставок
НЛМК Европа и НЛМК США составляет 15% и 14% в своих «домашних» регионах от общего объема продаж Группы. Группа НЛМК занимает прочные позиции на международных рынках, осуществляя поставки клиентам, расположенных в более чем 70 стран мира [19].
Таблица 2 - Продажи по регионам ПАО «НЛМК» за 2011-2017 гг.,
тыс. тонн
Продажи по регионам 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Россия 4 267 4 875 5 788 6 596 6 166 5 947 6 009
ЕС 2 865 2 824 2 529 2 873 3 489 3 424 3 051
Ближний Восток, вкл. Турция 1 606 1 280 1 463 1 007 1 403 1 583 2 220
Азия 1 334 2 184 1 440 457 584 622 537
Северная Америка 1 730 2 413 2 102 2 787 2 370 2 248 2 765
Другие страны 1 038 1 608 1 508 1 433 1 870 2 101 1 887
Итого 12 840 15 184 14 828 15 126 15 863 15 925 16 469
На сегодняшний день ПАО «НЛМК» уже активно внедряет инновационные продукты, а также оптимизирует процессы производства, повышая эффективность деятельности. Постоянное взаимодействие с потребителями помогает Группе НЛМК понимать тенденции развития металлопотреб-ляющих отраслей. Разработка новых высококачественных видов продукции ведется совместно с партнерами, учитывая современные требования и ожидания [20].
Одним из наиболее важных направлений продуктовых инноваций является повышение эксплуатационных характеристик стали, требования к которым неуклонно увеличиваются с развитием отраслей - потребителей металлопродукции. Растет запрос на стали с трудно сочетаемыми свойствами, например, высокой пластичностью при высокой прочности.
На инновационную продукцию приходится около 11% объемов продаж и 16% выручки липецкой площадки (исключая поставки слябов на компании Группы). Помимо инновационных продуктов на предприятии происходит внедрение искусственного интеллекта и цифровых технологий. Один из таких проектов - система ЭБ-позиционирования сотрудников в условиях сложных производственных объектов. Она позволяет в режиме реального времени получать и анализировать информацию о перемещениях сотрудников и, например, предупреждать их о рисках. Еще одно решение связано с прогнозированием состояния оборудования и планированием ремонтов на одном из узлов прокатного стана. Но в современные условия компании необходимо постоянно анализировать и изобретать новые пути развития инновационной стратегии для повышения конкурентоспособности.
В целом, российским компаниям необходимо, с одной стороны, продолжать развитие процессных инноваций и с помощью современных технологий удерживать лидирующее положение в отношении себестоимости, а с другой - создавать рынок сбыта для сложной продукции, формируя партнерства с российскими и зарубежными заказчиками, и искать возможности создания дополнительной стоимости по сравнению с базовым продуктом.
Для успешного внедрения всех видов инноваций и повышения конкурентоспособности металлургическим компаниям нужно изменить свои операционные модели в соответствии с этой целью. В первую очередь требуется обеспечить максимально широкий поиск возможностей для инноваций. Этому способствует ряд действий со стороны компании:
1. Работа с конечными потребителями. Тесное взаимодействие с потребителями необходимо для определения того, какие изменения требуется произвести в продуктово-сервисном предложении.
2. Партнерство с международными компаниями и регулярный анализ методов лучшей практики и мировых тенденций.
3. Внутренняя система генерации предложений об улучшениях.
Помимо описанных выше элементов, требуется формирование культуры
развития и внедрения инноваций, что невозможно без правильных ролевых моделей поведения, которые должны демонстрировать руководители, готовые принимать на себя риски и экспериментировать. Важный фактор развития инноваций в металлургии - поддержка спроса на инновации со стороны государства: содействие фундаментальным исследованиям по приоритетным направлениям.
Список литературы
1. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т.Балабанов. - СПб: Питер, 2015. 304с.
2. Бондаренко, С. И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России / С.И. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2016. 104 с.
3. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / проф. О.И. Волков, доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. 601 с.
4. Вольский, А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития / А. Вольский. — М., 2014, №1. с.4-12.
5. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации // Высшая школа - Москва. -2012. С320.
6. Гончаров, В. И. Менеджмент предприятия. в 2 ч. / В.И. Гончаров. - Ч. 1. - Минск: Изд-во МИУ, 2015. 244 с.
7. Дагаев, А. Рычаги инновационного роста / А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления. — М., № 5 2015. с. 55.
8. Жудко, М.К. Экономика предприятия: учеб. пособие / М.К. Жудко. - Минск: БГЭУ, 2009. 367 с.
9. Золотогоров, В.Г. Организация производства и управление предприятием: учеб. пособие / В.Г. Золотогоров. - Минск: Книжный дом, 2005. 448 с.
10. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Акционер, 2012. 196 с.
11. Мясникович, М.В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович. -Минск: ИООО Право и экономика, 2014. 280 с.
12. Нехорошева, Л.Н. Инновационная составляющая устойчивого развития / Л.Н. Нехоро-шева // Устойчивое развитие: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. - практ. конф., Минск. 2015.
13. Ольховский В.В. Технологические инновации как нематериальные активы научно-технического прогресса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 18. С. 62-64.
14. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста / А.В. Пилипенко. - М.: Маркет ДС, 2014. 432 с.
15. Слонимский, А.А. Методологические рекомендации для определения приоритетов научно-технологического и инновационного развития / А.А. Слонимский // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2013. - №11.
16. Философова, Т.Г., Быков, В.А.: Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность // Учебное пособие-2012. - С. 227.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2008. 400 с.
18. Обзор рынка черной металлургии. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www2. deloitte.com/ ru/ru/pages/ research-center/articles/overview-of-steel-and-iron-market.html. - 14.03.2019.
19. Официальный сайт ПАО «НЛМК» [Электронный ресурс]:Режим доступа: https://nlmk.com/ru/. - 14.03.2019.
20. Официальный сайт ПАО «НЛМК» [Электронный ресурс]:Режим доступа: https://nlmk.com/ru/our-business/products-and-innovations/innovations/. - 14.03.2019.
Morozova Victoria Vladimirovna, student Kozlova Elena Ivanovna, Associate Professor, Ph.D. Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia
PROSPECTS OF GROWTH OF THE CONTRACTIVENESS OF ENTERPRISES OF THE METALLURGICAL INDUSTRY ON THE BASIS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT TYPE ON THE EXAMPLE OF NLMK GROUP
Abstract. New inventions and innovations are becoming an integral part of the development of enterprises. This article analyzes the current financial performance of leading metallurgical companies and suggests ways to improve innovation in order to increase competitiveness in the market. Keywords: innovation, competitiveness, metallurgy, innovative products, development.