Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЯ / ПАКИСТАН / РОССИЯ / КПЭК / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EURASIA / RUSSIA / PAKISTAN / CPEC / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Серенко И. Н.

В статье рассматриваются перспективы российско-пакистанского экономического сотрудничества, интенсификация которого на современном этапе детерминируется общей тенденцией регионализации интеграционных процессов на обширном евразийском пространстве, где осуществляемые двусторонние российско-пакистанские проекты в долгосрочной перспективе смогут стать звеньями единой формирующейся инфраструктурной системы Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF RUSSIA-PAKISTAN ECONOMIC COOPERATION

This article examines prospects of the Russia-Pakistan economic cooperation, current intensification of which is determined by the general regionalization trend of integration processes on the vast Eurasian continent, where ongoing bilateral Russia-Pakistan joint projects in the long term perspective will transform into an integral part of the emerging unified infrastructure system of Eurasia.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Серенко И. Н.*

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Serenko Irina

PROSPECTS OF RUSSIA-PAKISTAN ECONOMIC COOPERATION

DOI: 10.31696/2227-5568-2020-02-068-078

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы российско-пакистанского экономического сотрудничества, интенсификация которого на современном этапе детерминируется общей тенденцией регионализации интеграционных процессов на обширном евразийском пространстве, где осуществляемые двусторонние российско-пакистанские проекты в долгосрочной перспективе смогут стать звеньями единой формирующейся инфраструктурной системы Евразии. Ключевые слова: Евразия, Пакистан, Россия, КПЭК, экономическое сотрудничество.

Abstract: This article examines prospects of the Russia-Pakistan economic cooperation, current intensification of which is determined by the general regionalization trend of integration processes on the vast Eurasian continent, where ongoing bilateral Russia-Pakistan joint projects in the long term perspective will transform into an integral part of the emerging unified infrastructure system of Eurasia.

Key Words: Eurasia, Russia, Pakistan, CPEC, economic cooperation.

Пакистан ныне находится в непростом экономическом положении. Темпы прироста ВВП в 2018-19 финансовом году снизились до 3,5% по сравнению с 5,8% в предшествующем году. Сократился и приток прямых иностранных инвестиций, в которых экономика страны остро нуждается1. За девять месяцев истекшего финансового года (с июля 2018 по март 2019 г.) стоимость ПИИ уменьшилась до 1,3 млрд долл. по сравнению с 3,5 млрд долл. в 2017-18 г. Правительство нынешнего премьер-министра Имран Хана приняло меры к тому, чтобы вернуть доверие иностранных инвесторов. Среди них давно уже лидирует КНР (примерно треть новых инвестиций), но заметны и позиции других партнеров Пакистана (Саудовской Аравии, ОАЭ, Малайзии, США, стран Европы) [1].

Немалые надежды в Исламабаде связывают и с развитием экономического сотрудничества с Россией, чей внешнеполитический «взгляд на Восток» определяет стремление Москвы к налаживанию двусторонних

* Серенко Ирина Николаевна - к.пед.н., с.н.с. Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВРАН; e-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4949-254X

1 О трудностях и проблемах экономического развитии Пакистана см. статью В. Я. Белокреницкого «Современное состояние пакистанской экономики» в этом номере «Восточной аналитики», с. 13-24.

российско-пакистанских отношений [2]. О необходимости их перехода в плоскость практической реализации при заметной интенсификации на современном этапе двустороннего политического диалога между РФ и ИРП говорилось, в частности, на состоявшейся в Исламабаде 27 марта 2019 г. Международной конференции «Пакистано-российские стратегические отношения: перспективы сотрудничества», организованной пакистанским научно-исследовательским Институтом Стратегического видения с участием Института востоковедения РАН, где отмечалось отсутствие серьезных препятствий для налаживания процессов двустороннего российско-пакистанского взаимодействия, их выхода на новый уровень стратегического партнерства в условиях региональной интеграции и продвижения российской концепции формирования Большого Евразийского партнерства (БЕП), которое требует, в том числе, и разработки скоординированного коммуникационного взаимодействия России и Пакистана с учётом реализуемого проекта Китайско-пакистанского экономического коридора, ставшего флагманским звеном в китайском проекте «Один пояс, один путь» (ОПОП) или «Инициатива пояса и пути». В качестве практически единственного тормоза на пути развития двустороннего взаимовыгодного экономического сотрудничества участвовавшие в данной конференции посол РФ в Пакистане А. Ю. Дедов и заместитель министра иностранных дел Пакистана Техмина Джанджуа указали на необходимость устранения взаимных финансовых претензий и обязательств по обслуживанию долга бывшего Советского Союза, а также налаживание прямых связей между банковскими структурами двух стран [23; 5].

Работа соответствующих ведомств России, как правопреемницы Советского Союза, и Пакистана в этом направлении способствовала в конечном итоге тому, что 2 декабря 2019 г. сторонами было подписано соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств по операциям бывшего СССР, согласно которому Пакистан в течение 3 месяцев обязался вернуть России долг в $93,5 млн долл., возникший в рамках экспортно-импортных операций между СССР и ИРП. Документ был подписан в Москве заместителем министра финансов РФ С. А. Сторчаком и чрезвычайным и полномочным послом Пакистана в РФ Кази М. Халилуллой [18]. В тот же день, незадолго до подписания этого документа в резиденции посла ИРП в РФ состоялась встреча сотрудников МГИМО МИД РФ и ИВ РАН, включая автора этой статьи, с бывшим заместителем министра иностранных дел Пакистана Риазом Хуссейном Кохаром. Он находился с визитом в РФ для участия в V ежегодном заседании Группы стратегического видения (ГСВ) «Россия - Исламский мир» в Уфе, посвященном 50-летию Организации Исламского сотрудничества (ОИС) и 90-летию со дня рождения выдающегося политика, одного

из основателей ГСВ академика Е. М. Примакова [12]. Отметив близость позиций России и Пакистана по основным актуальным вопросам глобальной и региональной повестки дня, а также возрастающую роль России в Южной Азии и на международном уровне в целом, он указал на необходимость активизации пакистано-российского многопланового торгово-экономического сотрудничества для расширения двусторонней и региональной взаимосвязанности. Особый акцент им был сделан на важность подключения России к КПЭК, идея которого, по его заявлению, была первоначально предложена Пекину пакистанской стороной. Современная геополитическая ситуация, на его взгляд, требует российского участия в расширении вступившего во вторую фазу реализации КПЭК, как взаимосвязанной части формирующегося по инициативе Москвы Большого Евразийского партнерства, которое способно обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Разделяя это мнение, пакистанские эксперты, полагают, что Россия «осознает важность географической локации Пакистана и стремится оказать Пакистану помощь в его плавной интеграции в многополярную Евразийскую структуру, выстраиваемую в рамках китайско-российского стратегического сотрудничества» [9, с. 211].

Действительно, Пакистан, расположенный на стыке Южной, Западной и Центральной Азии может способствовать практической реализации российской идеи более широкой континентальной регионализации Евразии через формирование на первоначальном этапе геополитического и геоэкономического единства в ее центральной части. Это позволяет условно рассматривать Россию в качестве Северного полюса Центральной Евразии, Пакистан - Южного, а Китай с Ираном соответственно -Восточного и Западного ее полюсов [4]. Думается, что многоплановое сотрудничество этих государств может способствовать не только росту их взаимосвязанности (транспортной, энергетической, телекоммуникационной, военно-технической, гуманитарной и др.), но и формированию

«-» /-"«-» 1 __и -1—1

в долгосрочной перспективе общей инфраструктурной системы Евразии для достижения устойчивого социально-экономического развития и мира на её обширном континентальном пространстве. Подводя итоги внешнеполитической деятельности РФ в 2019 г., глава МИД РФ С. В. Лавров, выразил уверенность в том, что «за «Большой Евразией» будущее», подчеркнув при этом приоритетность сохранения этого направления по формированию БЕП в повестке дня российского внешнеполитического ведомства и в 2020 г. [16].

Участие 16-21 сентября 2019 г. делегации Вооруженных Сил Пакистана в стратегическом командно-штабном учении «Центр-2019» совместно с воинскими контингентами из России, Китая, Индии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана с целью отработки применения

межвидовых войсковых группировок для обеспечения безопасности всех задействованных в нём государств-партнёров (этапы его практических действий проходили на территории трёх стран Евразийского экономического союза - России, Казахстана и Киргизии), может свидетельствовать

♦ ♦ и 1 ' и и и

о серьёзности намерений сторон в формировании общей евразийской структуры безопасности [7; 11]. Планы проведения подобных совместных масштабных учений, в частности антитеррористических учений стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия - 2020» в августе 2020 г. на полигоне «Юргинский» Кемеровской области РФ, были в центре внимания 9-го заседания Рабочей группы экспертов по обороне и безопасности (РГЭ ШОС), которое состоялось в Исламабаде 19-20 февраля 2020 г. [19].

Вопросы двустороннего взаимодействия по борьбе с региональным и глобальным терроризмом, предотвращению его финансирования и распространения радикальной идеологии обсуждались в Москве 12 ноября 2019 г. в ходе очередного 8-го заседания межведомственной российско-пакистанской Рабочей группы по противодействию международному терроризму и другим новым вызовам международной безопасности. Данная встреча проходила под председательством директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ В. Е. Тарабрина и гендиректора Контртеррористического департамента МИД ИРП А. Фарука [8].

Здесь следует упомянуть и о состоявшемся 18-21 декабря 2019 г. рабочем визите Главкома ВМФ РФ адмирала Н. А. Евменова в Пакистан с посещением им штаба ВМС ИРП в Исламабаде, а также военно-морской академии и военно-морской базы в Карачи. Его встречи с руководством пакистанского оборонного ведомства в рамках двусторонних переговоров по актуальным вопросам военно-морского сотрудничества также позволяют говорить о том, что военно-техническое взаимодействие между странами в последние годы набирает темпы [14].

Вместе с тем, уровень российско-пакистанских экономических связей всё ещё не соответствует объективно имеющемуся у них потенциалу двустороннего межгосударственного взаимодействия. Об этом говорилось на состоявшейся в Москве 20 декабря 2019 г. встрече заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации И. В. Моргулова с Послом ИРП в РФ К. М. Халилуллой. Наряду с обсуждением вопросов сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам современности, сторонами была выражена необходимость активизации двустороннего взаимодействия Москвы и Исламабада в торгово-экономической области [15]. В 2019 г. здесь наметился, как представляется, определенный качественный сдвиг. Возврат Пакистаном советского долга (его погашение было подтверждено 26 февраля 2020 г. пресс-службой Минфина РФ)

формально позволил России запустить и инвестиционный процесс в различные секторы экономики Пакистана.

Москва, в частности, выразила намерение инвестировать 10 млрд долл. в энергетику, железнодорожную и сталелитейную промышленность, включая 1 млрд долл. на восстановление и модернизацию пакистанского сталелитейного завода в Карачи, построенного и введенного в эксплуатацию в 1985 г. при содействии Советского Союза, что способствовало созданию в Пакистане национальной отрасли по производству чугуна и стали. В открытом в 1978 г. при метзаводе Учебном Центре советскими специалистами проводилась подготовка национальных кадров среднего и высшего звена по различным специальностям металлургического производства. Автору статьи в период зарубежной командировки по линии «Тяжпромэкспорта» (1983-1984 гг.) довелось быть непосредственным участником всех тех событий строительства гигантского металлургического комплекса полного цикла Pakistan Steel Mill (PSM), ставшего символом укрепления двусторонних экономических отношений, несмотря на сохранявшееся политическое противостояние Москвы и Исламабада из-за продолжавшейся в те годы афганской войны.

Введение в строй Карачинского метзавода позволило тогда не только удовлетворить потребности Пакистана в стальном прокате более чем на 50%, но и благодаря открывшимся вакансиям и созданию рабочих мест в металлургической индустрии способствовало в определённой мере снижению бедности и безработицы среди местного населения. В перспективе планировалось поэтапно увеличить проектную мощность завода с 1,1 млн тонн стали в год до 3 млн тонн в год за счёт его дальнейшего расширения и модернизации [3, с. 326-327]. Однако крупнейший сталелитейный комбинат страны после передачи его в эксплуатацию пакистанской стороне постепенно пришёл в упадок. С июня 2015 г. его работа была остановлена из-за отсутствия должного технического обслуживания оборудования завода, эффективного управления его производственными комплексами, а также имевших место случаев злоупотреблений и коррупции в руководстве металлургической корпорации. Между тем, потребность Пакистана в сталелитейной продукции в настоящее время достигает, по оценке пакистанских экспертов, 9 млн т в год с тенденцией ежегодного роста до 15% [20]. Пакистанское руководство планирует реанимировать работу метзавода с помощью частно-государственного партнёрства с возможным участием в этом процессе российской стороны, предложившей свои инвестиции на его возрождение и модернизацию.

Российско-пакистанские договоренности о сотрудничестве в металлургии, энергетике и других областях были достигнуты во время официального визита в Пакистан (8-12 декабря 2019 г.) представительной российской делегации во главе с министром промышленности

и торговли РФ Д. В. Мантуровым, которая приняла участие в 6-м заседании Межправкомиссии (Российско-Пакистанской межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству). В ходе его работы директор Департамента международного сотрудничества Минэнерго РФ А. Н. Господарёв, в частности, в качестве ключевого направления «двустороннего всеобъемлющего стратегического партнёрства» выделил энергетическое сотрудничество России и Пакистана (взаимодействие в сфере строительства нефтегазовой и гидроэлектроэнергетической инфраструктуры, геологоразведки, поставок углеводородов, подготовки пакистанских отраслевых специалистов в российских вузах и т.д.).

В рамках данного мероприятия было проведено 7-е заседание Российско-Пакистанской Рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики. В нём приняли участие представители ведущих нефтегазовых и трубных российских компаний (ПАО «Газпром», ПАО «ТМК», ПАО «Татнефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Силовые машины», ООО «РТ-Глобальные Ресурсы» и т.д.). Обсуждались вопросы содействия ИРП в области разведки и добычи углеводородов с использованием самых современных технологий, поставок нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ), а также строительства и модернизации инфраструктурных энергетических объектов нефтепереработки и электрогенерации, включая гидротехнические сооружения дамб и плотин. Пакистанская сторона выразила заинтересованность в привлечении российских инвестиций в нефтегазовый сектор страны путём вхождения российских партнёров в капитал крупнейших энергетических компаний ИРП [10].

В качестве флагманского был отмечен совместный российско-пакистанский проект магистрального газопровода (МГП) «Север-Юг». Россия планирует вложить в него 2,5 млрд долл. Строительство этой газотранспортной инфраструктуры с применением передовых российских технологий позволит обеспечить прокачку до 12,4 млрд куб. м газа в год на расстояние 1100 км. от южных пакистанских портовых городов Карачи и Гвадар, являющихся центральным транспортно-энергетическим звеном в КПЭК, до г. Лахор, расположенного на севере страны. Рамочное межправительственное Соглашение о его строительстве было подписано 16 октября 2015 г. Прокладку МГП предполагалось начать в 2016 г. и завершить в течение 3,5 лет. Но начало работ долгое время откладывалось. Виной тому были, по экспертной оценке С. Н. Каменева, не только возникшие разногласия сторон по цене за поставку газа, но и наложенные на Россию в 2014 г. санкции США в связи с присоединением Крыма к РФ и вооруженным конфликтом на юго-востоке Украины, которые распространялись в том числе и на задействованную в данном проекте Госкорпорацию «Ростех» [3, с. 336-337].

Возможность изменения формата по проекту МГП «Север-Юг» была внесена среди прочих вопросов, представляющих взаимные интересы Москвы и Исламабада, в повестку 6-го заседания Российско-Пакистанской Межправкомиссии под председательством министра промышленности РФ Д. В. Мантурова и министра экономики Пакистана М. Азхара. Последующая договорённость о внесении соответствующих поправок в межправительственное Соглашение по МГП «Север-Юг» (от 16 октября 2015 г.), предусматривающих смену партнёров по проекту, была достигнута на состоявшейся в Исламабаде 21 января 2020 г. встрече российской делегации под руководством заместителя Министра энергетики РФ А. В. Тихонова с Министром энергетического ведомства Пакистана О. А. Ханом и помощником премьер-министра ИРП по нефти Н. Бабаром в ходе заседания 7-й сессии совместной комиссии по МГП «Север-Юг» [21]. Заказчиком проекта остается пакистанская госкомпания - Inter State Gas Systems (ISGS), занимающаяся поставками газа и оплатой услуг по его транспортировке, а исполнителем - одна из крупнейших российских трейдинговых компаний «Евразийский трубопроводный консорциум» (ЕТК) и Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Центр эксплуатационных услуг» Минэнерго России, входящих в совместную структуру учреждённой проектной компании "North South Gas Pipeline Limited" (NSGPL). Согласие Москвы удовлетворить просьбу пакистанской стороны о замене находящейся под санкциями Госкорпорации «Ростех» на новую с целью практического продвижения проекта МГП «Север-Юг» в рамках межведомственных правительственных договорённостей было дано в официальном письме Министра энергетики РФ А. В. Новака правительству ИРП от 26 декабря 2019 г. Окончательное согласование коммерческих, тарифных и технических договорённостей, включая изначально утверждённую поэтапную схему имплементации данного проекта (строительство-владение-управление-передача объекта исполнителем заказчику через 25 лет после ввода его в эксплуатацию), планируется достичь сторонами до 15 апреля текущего года и приступить непосредственно к строительным работам в июне-июле 2020 г. [24].

Кроме того, в ходе 6-го заседания МПК было уделено внимание участию российской стороны в прокладке морского газопровода Иран-Пакистан с возможным дальнейшим продлением его маршрута в Индию (ИПИ). Идея его строительства обсуждается уже более 20 лет. Однако сохраняющиеся противоречия между задействованными в нём региональными государствами и санкционные риски долгое время тормозили реализацию этого экономически выгодного для всех стран-участниц энергетического проекта. Согласно подписанного 6 февраля 2019 г. двустороннего межкорпоративного соглашения между «Газпром» и пакистанской госкомпанией ISGS в ходе рабочего визита в Исламабад

делегации ПАО «Газпром» во главе с заместителем Председателя Правления В. А. Маркеловым, российские инвестиции для проведение технико-экономического обоснования этого стратегически важного проекта МГП и его строительства должны составить до 10 млрд долл. [13].

Москвой также была выражена готовность о продаже до 16 российских узкофюзеляжных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) с двухместной кабиной, способных перевозить до 100 пассажиров по внутренним и региональным маршрутам. Стороны отметили необходимость восстановления прямых авиамаршрутов между странами. Среди других важных направлений российско-пакистанского сотрудничества участники Межправомиссии выделили такие сферы взаимодействия, как автомобильный и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, медицина, подготовка пакистанских специалистов в соответствующих отраслевых учебных заведениях РФ [17].

Примечательно, что представители РЖД выразили намерение оказать помощь Пакистану в обновлении подвижного состава, расширении и модернизации стратегически важной для региональной взаимосвязанности железнодорожной ветки Кветта-Тафтан (523 км), являющейся составной частью одной из главных ж/д магистралей страны ML - 3 (Main Line - 3), способной обеспечить создание транспортно-экономического коридора, соединяющего Пакистан с соседним Ираном, Турцией и далее в Европу [22].

Надо отметить, что в состав российской делегации для участия в очередном заседании Российско-Пакистанской межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству были включены представители Делового Совета по сотрудничеству с Пакистаном при Торгово-промышленной палате РФ. В рамках 6-го заседания Российско-Пакистанской МПК российские деловые круги совместно с пакистанскими партнёрами провели второй Российско-Пакистанский Деловой форум, где отмечалась необходимость увеличения объёма двусторонней торговли с нынешнего незначительного уровня до имеющихся у сторон потенциальных возможностей путём расширения сотрудничества и активизации деловой активности частного сектора обеих стран. В частности, на нём была проведена презентация российского потенциала в нефтегазовой отрасли, горнодобывающей и металлургической промышленности, машиностроении, электронике, информационных технологиях, медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, производстве и переработке пищевых продуктов и по другим направлениям российского бизнеса. Для изучения новых возможностей делового сотрудничества российских компаний с пакистанскими партнёрами было также предложено организовать в 2020 г. проведение бизнес-миссии российских компаний в ИРП, а также показательное

роуд-шоу пакистанского бизнеса в Москве по подобию практикуемых бизнес-регат для зарубежных партнёров [17]. Здесь стоит напомнить об участии Пакистана в XI форуме «АТОМЭКСПО» с подобной традиционной бизнес-регатой, который проходил в Сочи 15-16 апреля 2019 г. В его рамках заместитель гендиректора - директор Блока внешних связей Госкорпоации «Росатом» Н. Н. Спасский и Председатель Комиссии по вопросам атомной энергии Пакистана (ПАЭК) М. Наим подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области неэнергетического применения ядерных технологий в мирных целях [6].

Таким образом, наметившуюся в 2019 г. интенсификацию взаимодействия России и Пакистана в векторе расширения экономического сотрудничества можно рассматривать как составную часть общей тенденции регионализации интеграционных процессов на обширном евразийском пространстве, где осуществляемые двусторонние российско-пакистанские проекты в долгосрочной перспективе смогут стать звень-

«-»1 и 1 __«J "1—1

ями единой формирующейся инфраструктурной системы Евразии. Литература / References

1. Белокреницкий В. Я. Современное состояние пакистанской экономики // Восточная аналитика. 2020. № 2. С. 13 - 24.

2. Галищева Н. В. «Взгляд на Восток»: экономическое сотрудничество России и Пакистана // Азия и Африка сегодня. 2019. № 2. С. 17-22.

3. Каменев. С. Н. История экономических процессов в Пакистане (ХХ - начало XXI в.). М.: ИВ РАН, 2019.392 с.

4. Серенко И. Н. Китайско-пакистанский экономический коридор в интеграционных процессах Евразии // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 3 (Т. 2). С. 172-175.

5. Пресс-релиз Посольства РФ в Пакистане № 225 от 15 апреля 2019 г.

6. Пресс-релиз Посольства РФ в Пакистане.

7. Пресс-релиз Посольства РФ в Пакистане № 268 от 21 мая 2019 г.

8. Пресс-релиз Посольства РФ в Пакистане № 561 от 16 октября 2019 г.

9. Пресс-релиз Посольства РФ в Пакистане № 760 от 17 декабря 2019 г.

10. Shabbir Ahmed. Emerging Dynamics of the Race for Regional Integration // CPEC: A Precursor to Regional Economic Growth and Stability. Edit. by Zafar Iqbal Cheema. China Studies and Information Center (CSIC), Strategic Vision Institute (SVI), Islamabad, 2019. P.194 - 221.

11. Алексей Господарев принял участие в 6-ом заседании Российско-Пакистанской межправительственной комиссии. URL: https://minenergo.gov.ru/ node/16600 (Дата обращения 27.02.2020).

12. Войска возвращаются в пункты постоянной дислокации после стратегического учения «Центр-2019». URL: https://function.mil.ru/news_page/country/ more.htm?id=12253498@egNews (Дата обращения 14.01.2020).

13. В Уфе проходит V ежегодное заседание Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир. URL: http://cdum.ru/news/44/10829/ (Дата обращения 13.01.2020).

14. «Газпром» и Inter State Gas Systems подписали Меморандум о взаимопонимании. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2019/february/ article474542/ (Дата обращения 27.02.2020).

15. Завершился рабочий визит Главнокомандующего ВМФ России в Пакистан. URL: https: / / structure.mil.ru/structure/forces/navy/news/more.htm? id=12267915@egNews (Дата обращения 23.12.2019).

16. О встрече заместителя Министра иностранных дел России И.В. Моргулова с Послом Пакистана в России К.М. Халилуллой. URL: https://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3968051 (Дата обращения 23.01.2020).

17. Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, полученные к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2019 году. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3995958 (Дата обращения 28.02.2020).

18. Россия и Пакистан обсудили новые направления промышлен-но-технологической кооперации. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ press-centre/news/#!rossiya_i_pakistan_obsudili_novye_napravleniya_ promyshlennotehnologicheskoy_kooperacii (Дата обращения 28.02.2020).

19. Россия и Пакистан подписали соглашение об урегулировании долга советского периода. URL: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=36883-rossiya_i_pakistan_podpisali_soglashenie_ob_uregulirovanii_dolga_sovetskogo_ perioda (Дата обращения 28.02.2020).

20. India sends delegate to SCO meeting in Islamabad, 21 February 2020. URL: https://www.dawn.com/news/1535703/india-sends-delegate-to-sco-meeting-in-islamabad (Дата обращения 28.02.2020).

21. Israr Khan. "Govt decides to revive PSM through public-private partnership". URL: https://www.thenews.com.pk/print/455639-govt-decides-to-revive-psm-through-public-private-partnership (Дата обращения 29.01.2020).

22. Khalid Mustafa North-South gas pipe-line: Pakistan, Russia finalise timelines for commercial, technical agreements today. URL: https://www.thenews.com.pk/ print/601833-north-south-gas-pipeline-pakistan-russia-finalise-timelines-for-commercial-technical-agreements-today (Дата обращения 20.02.2020).

23. Russia to help Pakistan modernize railways infrastructure. URL.: https://tribune. com.pk/story/2115834/1-russia-help-modernise-railways-infrastructure/ (Дата обращения 28.02.2020).

24. Sec Janjua lauds Russia for mediation offer amid Pak-India standoff. URL: https:// dailytimes.com.pk/370452/sec-janjua-lauds-russia-for-mediation-offer-amid-pak-india-standoff (Дата обращения 28.02.2020).

25. Zafar Bhutta. URL: Pakistan, Russia to revise North-South pipeline deal. https:// tribune.com.pk/story/2141990/2-pakistan-russia-revise-north-south-pipeline-deal/ (Дата обращения 27.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.