Научная статья на тему 'Перспективы реализации педагогического потенциала сми в процессе медиаобразования'

Перспективы реализации педагогического потенциала сми в процессе медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МАСС-МЕДИА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / МЕДИАПЕДАГОГИКА / MEDIA PEDAGOGY / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ С МЕДИА / CULTURE OF COMMUNICATION WITH MEDIA / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / TECHNOLOGIZATION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузева Мария Владимировна

Педагогический потенциал средств массовой информации проявляет себя постоянно и повсеместно. Сегодня воспитательная роль современных масс-медиа огромна и не подвергается сомнению. Средства массовой информации в обществе осуществляют непрерывный процесс воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Осмысление педагогического потенциала СМИ осуществляется через целенаправленное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Однако, педагогический потенциал может реализовываться и в практике каждодневного взаимодействия личности со СМИ. Автором выделены четыре группы функционально-педагогических ориентаций в сфере СМИ: образовательная, развивающая, коммуникативная, воспитательная. Научными основаниями изучения педагогического потенциала средств массовой информации предлагается обозначить следующие: общепедагогическое, философское, культурологическое, феноменологическое, социально-психологическое, информационно-техническое. Каждое из этих оснований объединяет в себе комплекс определенных научных представлений, необходимых для понимания феномена СМИ в их педагогическом аспекте. Медиаобразование как молодое направление в педагогике связано с познанием закономерностей массовой коммуникации. Активное включение медиаобразовательного компонента на разных уровнях образовательной системы, априори могло бы создать условия для овладения навыками самостоятельной работы с источниками информации, а также для полноценной и эффективной практики нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE MEDIA IN THE PROCESS OF MEDIA EDUCATION

Pedagogical potential of the media manifests itself constantly and everywhere. Today the educational role of modern mass media is huge and is not questioned. Media in society carry out a continuous process of education and training not only children but also adults. Understanding of the pedagogical potential of the media is through the deliberate inclusion of modern media in the educational process. However, the pedagogical potential can be realized in the practice of everyday interaction of personality with the media. The author identified four groups of functional-pedagogical orientations in the field of media: educational; educational; communicative; educational. Scientific bases of studying of pedagogical potential of the media to define the following: General pedagogical, philosophical, cultural, phenomenological, socio-psychological, information-technical. Each of them combines certain complex scientific concepts required for understanding the phenomenon of the mass media in their pedagogical aspect. Media education as a new direction in pedagogy is related to the knowledge of regularities of mass communication. Active inclusion of media education component at different levels of the educational system could, a priori, to create conditions for mastering the skills of independent work with sources of information, as well as for full and effective practice of moral education.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации педагогического потенциала сми в процессе медиаобразования»

Гузева Мария Владимировна

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА .

УДК 37.017

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СМИ В ПРОЦЕССЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Гузева Мария Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

и образовательных технологий Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь (Россия)

Аннотация. Педагогический потенциал средств массовой информации проявляет себя постоянно и повсеместно. Сегодня воспитательная роль современных масс-медиа огромна и не подвергается сомнению. Средства массовой информации в обществе осуществляют непрерывный процесс воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Осмысление педагогического потенциала СМИ осуществляется через целенаправленное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Однако, педагогический потенциал может реализовываться и в практике каждодневного взаимодействия личности со СМИ. Автором выделены четыре группы функционально-педагогических ориентаций в сфере СМИ: образовательная, развивающая, коммуникативная, воспитательная. Научными основаниями изучения педагогического потенциала средств массовой информации предлагается обозначить следующие: общепедагогическое, философское, культурологическое, феноменологическое, социально-психологическое, информационно-техническое. Каждое из этих оснований объединяет в себе комплекс определенных научных представлений, необходимых для понимания феномена СМИ в их педагогическом аспекте. Медиаобразование как молодое направление в педагогике связано с познанием закономерностей массовой коммуникации. Активное включение медиаобразовательного компонента на разных уровнях образовательной системы, априори могло бы создать условия для овладения навыками самостоятельной работы с источниками информации, а также для полноценной и эффективной практики нравственного воспитания.

Ключевые слова: потенциал, педагогический потенциал, воспитание, обучение, медиаобразование, масс-медиа, средства массовой информации, медиапедагогика, культура общения с медиа, общение, технологизация, информация.

PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE MEDIA

IN THE PROCESS OF MEDIA EDUCATION

© 2016

Guzeva Marya Vladimirovna, associate Professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the chair pedagogy and educational technologies

North Caucasus Federal University, Stavropol (Russia)

Abstract. Pedagogical potential of the media manifests itself constantly and everywhere. Today the educational role of modern mass media is huge and is not questioned. Media in society carry out a continuous process of education and training not only children but also adults. Understanding of the pedagogical potential of the media is through the deliberate inclusion of modern media in the educational process. However, the pedagogical potential can be realized in the practice of everyday interaction of personality with the media. The author identified four groups of functional-pedagogical orientations in the field of media: educational; educational; communicative; educational. Scientific bases of studying of pedagogical potential of the media to define the following: General pedagogical, philosophical, cultural, phenomenological, socio-psychological, information-technical. Each of them combines certain complex scientific concepts required for understanding the phenomenon of the mass media in their pedagogical aspect. Media education as a new direction in pedagogy is related to the knowledge of regularities of mass communication. Active inclusion of media education component at different levels of the educational system could, a priori, to create conditions for mastering the skills of independent work with sources of information, as well as for full and effective practice of moral education.

Keywords: potential, educational potential, education, training, media education, mass media, media, media pedagogy, culture of communication with media, communication, technologization, information.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Информационные технологии влияют на образ жизни современного человека, оказавшегося в центре социокультурных трансформаций, побуждают к поиску способов взаимодействия с окружающим миром, формируют новый тип восприятия окружающей действительности, меняют устоявшиеся формы коммуникации. Личность, формирующаяся в данных условиях, оказывается в ситуации, когда получение и обработка информации становится содержанием существования и условием выживания в современном обществе. Глобальная информатизация общества в качестве приоритетной задачи определяет воспитание самостоятельной, активной личности, способной свободно ориентироваться в меди-апространстве. В данном контексте представляет интерес изучение и осмысление педагогического потенциала медиаобразования, который определяет во многом когнитивные, мотивационные и эмоционально-волевые аспекты личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Термин «потен-

циал» происходит от латинского «potentia» и означает мощь, силу, возможность. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова термин «потенциал» трактуется как «... степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей.» [1]. В «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова, «потенциал» определяется в первом значении как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, во втором значении - как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь [2]. В Большой Советской Энциклопедии термин «потенциал» определяется как «. средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3].

Направленный анализ энциклопедической и научной литературы показал, что «потенциал» является полисе-мичным понятием и нередко используется в качестве синонима таких понятий как «ресурс», «возможность», «резерв».

Е.А.Реанович, исследуя смысловые значения поня-

Гузева Мария Владимировна ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ...

тия «потенциал» приходит к выводу о том, что категории «ресурсы», «резервы» и «возможности» определяют лишь отдельные проявления потенциала в целом, в связи с чем, были выделены несколько уровней проявления потенциала [4]:

- потенциал в значении «ресурс» рассматривает прошлое в контексте отражения совокупности свойств, аккумулированных человеком и детерминирующих его способность к какой-либо деятельности;

- потенциал в значении «резерв» отражает настоящее, имея в виду практическое применение и использование человеком имеющихся способностей;

- потенциал в значении «возможности» ориентирован на перспективу.

В широком смысле потенциал может быть определен как источники, возможности, средства, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или их совокупности. Таким образом, потенциал характеризуется целенаправленностью, инте-гральностью, динамичностью и функциональностью. Вместе с тем, потенциал означает некую возможность, которая, в свою очередь, может быть реализована или нет. То есть, что для реализации потенциала необходим комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых условий, переводящий его вероятностную природу в действенную.

В социологической науке понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [5].

В психолого-педагогической литературе исследуют различные виды потенциала личности: творческий (Л.В.Елагина, М.В.Корепанова, П.Ф.Кравчук, Н. В.Мартишина, Т.Г.Браже, Л.А.Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л.Калинина, В.В.Коробкова, Н.Е.Мажар, А.И.Санникова и др.); интеллектуальный (Е.А.Косьмина, А.А.Крылов и др.); коммуникативный (Р.А.Максимова, С.И.Самыгина, Е.Н.Суркова, В.Т.Ганжин, Л.Л.Лашкова и др.); педагогический (Т.Ф.Романова, Т.Л.Божинская, И.Ю.Турчинова, О.О.Киселева и др.).

Категория потенциала в педагогической науке наиболее широко используется в сочетании «педагогический потенциал». О.О.Киселева трактует «педагогический потенциал» как совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных возможностей системы, способных обуславливать личностное развитие человека [6]. Являясь подвижной системой, интегрирующей такие личностные ресурсы как знания, установки поведения и отношений и позволяющей обеспечить воспитание и образование личности, педагогический потенциал являет собой единство ценностных, содержательных и методических инструментов, способных оказывать целенаправленное воспитательное воздействие на людей.

Педагогический потенциал реализуется через целевой, содержательный, процессуальный и результативный аспекты. Целевой аспект определяет главные целевые установки деятельности по освоению той или иной области, а именно: формирование у обучающихся ценностного, познавательного и поведенческого компонентов. Содержательный аспект реализуется в содержании воспитывающего материала и включает познавательный, поведенческий, аксиологический и процессуальный компоненты. Процессуальный аспект предполагает создание определенных условий, способствующих поиску и усвоению обучающимися определенной суммы знаний; создание проблемных ситуаций. Результативный аспект позволяет определить уровень сформированных у обучающихся знаний, умений, навыков и качеств личности.

Т.Л.Божинская в определении педагогического по-

тенциала обозначает его как интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению субъектами культуры и образования. В свою очередь, для реализации педагогического потенциала необходим комплекс педагогических условий: социальных, организационных и психологических, характеризующих общественные, организационные и личностные ресурсы [7].

Формирование целей статьи (постановка задания). Информатизация общества, внедрение в образовательную сферу средств информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, самообразования, дистанционного обучения, повышения качества и доступности образования. В связи с этим, особую актуальность приобретает медиаобразова-ние, представляющее целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения индивида на материалах медиа и с помощью материалов медиа, целью которого является создание внешних и внутренних условий для медиаразвития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, воспитания и самовоспитания, развития и социализации на материале средств массовой коммуникации. Ключевой задачей медиаобразования является подготовка индивида к жизни в условиях информационного общества. Данный аспект требует не только осознанного и ответственного потребления медийного содержания, но также активного и творческого участия в информационной деятельности в качестве её субъекта. Сегодня всё большее значение приобретает способность личности участвовать в информационно-коммуникативных отношениях по самому широкому кругу проблем, ориентироваться в информационных потоках, критически оценивать медийное содержание, быть не только потребителем, но и создателем информационных сообщений.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Медиаобразование как молодое направление в педагогике связано с познанием закономерностей массовой коммуникации, развитием культуры общения с медиа, коммуникативных способностей, критического мышления, обучением различным формам самовыражения при помощи технических средств. Активное включение медиаобразовательного компонента на разных уровнях образовательной системы, априори могло бы создать условия для овладения навыками самостоятельной работы с источниками информации, а также для полноценной и эффективной практики духовно-нравственного воспитания. В данном контексте особое значение приобретает педагогический потенциал средств массовой информации (СМИ), обращение к которому позволяет оценить возможности их влияния на общество в целом и на каждого человека в отдельности.

Раскрывая потенциальные возможности медиаобра-зования в воспитании молодежи, нам представляется необходимым исследование педагогического потенциала средств массовой информации, поскольку именно СМИ выполняют, в том числе, важную воспитательно-педагогическую функцию, и играют определенную роль в передаче опыта от одного поколения к другому. Можно заключить, что средства массовой информации в обществе осуществляют непрерывный процесс воспитания и обучения не только детей, но и взрослых.

Педагогический потенциал СМИ и вопросы его реализации в последние годы получили последовательное рассмотрение в ряде исследований отечественных авторов: И.В.Жилавской, Н.В.Маховой, З.М.Назаркиной, Л.А.Шестаковой, В.С.Шпанко, И.А.Яременко и др.

Необходимо отметить, что как правило, осмысление педагогического потенциала СМИ осуществляется через целенаправленное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс.

Гузева Мария Владимировна педагогические

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ... науки

Однако, педагогический потенциал может реализовы-ваться и в практике каждодневного взаимодействия личности со СМИ.

Медиаобразовательная деятельность средств массовой информации реализуется только в результате взаимообмена информацией, практическим опытом, эмоциями. Целостность медиаобразовательной системы можно рассматривать как меру такого ее интегративного качества как интерактивность [8].

Педагогический потенциал средств массовой информации по своей сути нейтрален. Используя масс-медиа в качестве коммуникативного инструмента, общество по своему усмотрению реализует педагогический потенциал СМИ, их информационные тексты и всю СМИ-продукцию для утверждения собственных духовно-материальных ценностей.

Педагогический потенциал средств массовой информации проявляет себя постоянно и повсеместно. Воспитательная роль современных масс-медиа огромна и не подвергается сомнению. Поэтому так важно сегодня выявить особенности педагогического потенциала СМИ, провести их функциональный и типологический анализ, определить место и роль в системе общества, в его духовной жизни и социальной деятельности. Можно выделить четыре группы функционально-педагогических ориентаций в сфере СМИ: образовательную, развивающую, коммуникативную, воспитательную.

К группе образовательных педагогических функций СМИ можно отнести комплекс гносеологических функций, формирующих у потребителя информации духовно-идеальные образы и корректирующих систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций аудиторий СМИ.

В рамках образовательно-ориентированных функций, образный ряд СМИ выступает в качестве метода познания мира - формирования духовно-идеальных образов и создания новой реальности.

Развивающая ориентация функционирования СМИ приводит к формированию определенного личностного уровня потребителя информации, во многом определяя характер взаимодействия с другими людьми, и окружающим миром.

Коммуникативная ориентация определяется самой природой СМИ как организатора массового общения в системе массовых коммуникаций, распространяющего новые системы мнений и влияющего на поведение людей.

Группа воспитательных функций СМИ формирует ценностные ориентации потребителя информации. Важнейшей сферой деятельности СМИ является ценностное ориентирование. По мнению В.И.Журавлевой, собственно педагогическая деятельность СМИ заключается в процессе передачи и освоения социального опыта человечества [9]. В педагогической деятельности накоплен сегодня богатый опыт по хранению, накоплению и трансляции социального опыта. Можно отметить, что педагогические процессы включают в себя три системы социальных ценностей: система знаний, система умений и система ценностных установок.

Научными основаниями изучения педагогического потенциала средств массовой информации предлагается обозначить следующие: общепедагогическое, философское, культурологическое, феноменологическое, социально-психологическое, информационно-техническое. Каждое из этих оснований объединяет в себе комплекс определенных научных представлений, необходимых для понимания феномена СМИ в их педагогическом аспекте.

Общепедагогическое основание дает возможность определения места и роли СМИ в современной системе образования, что чрезвычайно важно в процессе формирования и становления личности. Общепедагогическое основание реализации педагогического потенциала СМИ базируется на основных принципах медиапеда-гогики. Медиапедагогика, дополняя «классическую» педагогику, расширяет возможности самой педагогики. 144

Раскрывая особенности медиапедагогики, можно отметить, что медиапедагогика строится на базе педагогики социально-коммуникативной системы СМИ, формирующей у потребителя информации определенную систему взглядов на мир и место в нем человека, на взаимоотношения человека и общества, на деятельность самих СМИ в этом обществе. Медиапедагогика использует все достижения теоретического развития педагогической мысли, а также прикладные формы педагогического взаимодействия людей. При этом для педагогического аспекта деятельности СМИ важно подчеркнуть сосредоточенность именно на проблемах человека, личности и общества, на процессах человеческого воспитания, образования и обучения [10].

Медиапедагогика, располагаясь по формам своего воздействия ближе к гуманитарной эстетико-художе-ственной области, использует тысячелетний опыт художественно-эстетического воздействия, накопленного в сфере истории и теории искусства и, прежде всего, различных проявлений художественного аспекта массовой культуры.

Социально-философское основание изучения СМИ, которое включает в себя диалектический метод, представляется наиболее приемлемым для изучения педагогического потенциала СМИ и определяется систем-но-интегративным подходом, позволяющим обозначить СМИ как социально-коммуникативную систему.

Средства массовой информации, распространяя свои сообщения в обществе, являясь средством коммуникации, имеют определенные цели и задачи, функционируют систематически и являются частью всех социокультурных процессов общества. Как системное образование СМИ имеют свою структуру, содержание и динамику.

Организационные особенности, упорядоченная совокупность компонентов и отношений, объединенных определенной логикой развития находит отражение в структуре. Совокупность системообразующих элементов составляет содержание системы. Процессы функционирования, деятельности, внешние и внутренние логические изменения характеризуют динамику системы.

Важной характеристикой педагогической системы СМИ является ее включенность в жизнь всей общественной системы и их диалектическое взаимодействие.

Принцип диалога культур в его воспитательном значении реализуется при раскрытии культурологических связей СМИ в обществе.

СМИ как педагогическая социально-коммуникативная система, основываясь на обширном культурологическом фундаменте, является частью общей культуры социума. Изучающая специфику человеческой культурной деятельности культурология, рассматривает общество как совокупность социальных образований - культурных продуктов.

Функционирование педагогической системы СМИ является частью общего культурного процесса. СМИ существуют в культуре общества, самораскрываясь и демонстрируя себя обществу как феномен и предмет культуры. Однако, и само общество говорит через взаимодействие со СМИ. Процесс понимания в системе СМИ является актом формирования понимающего сознания, существующего в культурном пространстве, определяемом И.Г.Гердером как «вживание», В.Библером - «сообщение», М.Хайдеггером - «вопрошающим со-знанием», Л.Зеленовым - «законом сопереживания».

Важным представляется феноменологическое основание, раскрывающее различные аспекты педагогического значения СМИ-феноменов в русле герменевтической философской традиции нового времени. Феноменология исходит из положения, что мир человека и мир окружающих его явлений онтологически слиты воедино - они изначально взаимосвязаны.

Социально-психологическое основание изучения педагогического потенциала СМИ реализуется при рассмотрении их в качестве канала и средства человече-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

Гузева Мария Владимировна ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ...

ского общения, являющегося специфическим способом взаимодействия. Традиционно общение основано на контакте, связи, взаимодействии, предполагает коммуникативную деятельность человека и существует в человеческом обществе. Тем не менее, осмысление данного феномена, в частности, в русской философской школе - Х1Х-ХХ вв., выводит понятие общения на уровень «человек - универсум» с уровня «человек-человек». То есть, человек способен к общению как с другим человеком, так и со всем миром.

Средства массовой информации как социально-коммуникативное явление активно включаются в процесс человеческого общения и являются частью его. В процессе глобальных коммуникативных контактов человека достигается собственно цель СМИ, выражающаяся в систематическом массовом общении людей. Подобное взаимодействие влияет как на существование самих средств массовой информации и особенности их педагогического функционирования, так и непосредственно на человека - потребителя информации.

Информационно-техническое основание также представляется необходимым, так как дает представление о новых информационных педагогических технологиях, глобально реализуемых СМИ. Наряду со всевозрастающей ролью информационных технологий, необходимо отметить тот факт, что в последнее время имеет место так называемое «бесконтрольное» развитие техники, когда техника, приобретая более самостоятельное значение, рассматривается уже не только как помощник человека, но как равноправный участник общения. Очевидным результатом технологизации является феномен технофобии. В целом, необходимо отметить, что вопрос о соотношении человеческого и технического в современном мире, сформулированный В.А.Кутыревым и рассмотренный в исторической перспективе Б.В.Бирюковым, остается сегодня одним из важнейших, в том числе и для социально-коммуникативной системы средств массового информации.

Информация (от латинского «Ыогтайо» - «разъяснение», «изложение») как термин, имеет общенаучное содержание. Изначально слово «информация» означало сведения, которые передавались устно, письменно или каким-либо другим способом, будь то условные сигналы, технические средства и т.д. Для педагогического функционирования СМИ важно понимание информации как сведений полезных, воспринятых, понятых и оцененных. Предположим, что полученная и понятая информация не воспринимается получателем как полезная, в результате, информация не воспринимается в полном объеме, а относится получателем к прагматическим шумам. Отсюда следует, что передаваемые сведения посредством СМИ расцениваются как информация только тогда, когда вовлекаются в процесс общения и начинают использоваться. То есть, информация - это сведения, у которых есть потребитель, применяющий их. В этом случае информация актуализируется, а до того времени остается в статусе потенциальной, ожидающей своей реализации [11].

Следует отметить общую гуманистическую ориентацию в содержательном наполнении всех методологических оснований и подходов, детерминированную функционированием СМИ в человеческом обществе, существующих как канал многомерного человеческого общения.

Эти основания, необходимые для изучения педагогического потенциала СМИ, рассматриваются в едином содержательно-смысловом пространстве процесса воспитания.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом можно заключить, что у медиаобразования есть свои педагогические технологии по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека. Под педагогическим потенциалом медиаобразования мы понимаем подвижную систему, обеспечивающую воспитание и образование личности, ее

социализацию на материалах медиа и с помощью материалов медиа [12]. Медиаобразование не только расширяет или корректирует ограничения стандартного среднего и высшего образования, но и меняет сферы образования. Если традиционное образование использует чаще всего информационные, обучающие технологии (с опорой на интеллект, мыслительные действия), ориентированные на усреднённого обучающегося, то социально-интегрирующие, практико-деятельностные технологии медиаобра-зования предполагают овладение различными приемами организации учебной и воспитательной деятельности, связанной реализацией художественно-творческого потенциала личности обучающегося. Дидактический эффект медиаобразования в мотивации, систематизации и углублении знаний обучающихся, развитии их речи, памяти, критического мышления, творческих и коммуникативных способностей, эстетического восприятия и анализа несомненен. Разнообразие выразительных средств, многовариантность форм их использования в соответствии с целями, методами, приёмами, задачами учебного занятия помогают сделать процесс обучения полным, повлиять на глубину и практичность усвоения учебного материала. Используя элементы медиаобразования, можно шире применять метод индивидуальной самостоятельной работы.

Необходимость разработки новых учебных технологий сейчас является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. Учебная технология в медиао-бразовании должна способствовать развитию и формированию нужных на этом этапе развития общества социальных и мировоззренческих качеств. Педагогическая технология представляет собой совокупность действий и условий, последовательное осуществление которых приведёт к решению целей и задач медиаобучения. При этом педагогические технологии должны обеспечивать тесную взаимосвязь обучения, образования и воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М., 1952.

2. Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: АСТ, 2008. - 1054 с.

3. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]: 30 т. на трех CD. - М.: Бол. Рос. энцикл., 2003. - 3 Электрон. опт. диск (CD).

4. Реанович Е.А. Смысловые значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал — 2012. — № 7-2 (7). - С. 14-15

5. Мир словарей [Электронный ресурс] . - Режим доступа : Шр://тпь^ага. сот.

6. Киселёва О.О. Профессионально-педагогический потенциал учителя: Монография - Петропавловск-Камчатский, 2002. - 299с

7. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований : дис. ... канд.фил. наук : 19.00.11 / Т.Л.Божинская. - Томск, 2010. - 166 с.

8. Жилавская И.В. Системные аспекты медиао-бразовательной деятельности СМИ / И.В.Жилавская // Вести. Моск.ун-та. - Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 5.- С. 123-135

9. Журавлева В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М. Педагогика, 1990.

10. Шестакова Л.А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л.А.Шестакова. - Н. Новгород, 2005. - 556 с.

11. Сигал И.Х, Иванова А.П. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы: Уч. пособие. -М.: Физматлит, 2002.

12. Гузева М.В. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.