педагогические науки
УДК 37.017
К ОБОСНОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Гузева Мария Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
и образовательных технологий Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь (Россия)
Аннотация. Современное общество, представляя собой общество информационное, диктует человеку новые требования к формированию актуальных видов компетенций, выступает в качестве социокультурной ситуации развития современного образования. Потребность в информации входит в широкий спектр потребностей современного человека и выражает общественную необходимость личности в информационном обеспечении всех видов человеческой деятельности, предопределяет включение личности в существующую систему социальной информации. Можно выделить две основные проблемы, с которыми сталкивается информационное общество - информационный дефицит и переизбыток информации, что в свою очередь актуализирует проблему формирования и развития критического мышления в контексте подготовки подрастающего поколения к жизни в современных медиаусловиях. По мнению автора, именно высшая школа способна повлиять на процесс медиаобразования студентов психолого-педагогического направления подготовки, которым для успешного осуществления своей будущей профессиональной деятельности необходимы, в том числе, умения работать с медиаинформацией. Оставаясь одним из важнейших участников образовательного процесса, педагог в своей профессиональной деятельности должен учитывать общие тенденции развития медийных технологий, поскольку их влияние способствует качественному и содержательному пересмотру содержания обучения.В статье представлено научное осмысление проблемы развития критического мышления под воздействием средств масс-медиа; возможности взаимодействия и взаимовлияния процессов образования и медиаобразования студентов педагогических вузов; предложена модель, включающая следующие компоненты: целевой, диагностический, содержательно-целевой и результативно-оценочный.
Ключевые слова: информационное общество, Интернет-технологии, мультимедиа, критическое мышление, студенческая молодежь, высшее образование, педагог, медиаобразование, медиаинформация, модель.
TO JUSTIFICATION OF A PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF MEDIA EDUCATION
© 2016
Guzeva Marya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor, associate professor
of the chair pedagogy and educational technologies North Caucasus Federal University, Stavropol (Russia)
Abstract. Modern society, representing the society of information, the person dictates new requirements for the formation of the actual types of competences, acts as a socio-cultural situation of development of modern education. The need for information is included in a wide range of needs of the modern man and offers the public the necessity of identity in the information support of all kinds of human activity, determines the inclusion of the individual into the existing system of social information. It is possible to distinguish two main challenges facing the information society - the information deficit and information overload, which in turn actualizes the problem of formation and development of critical thinking in the context of preparing the younger generation for life in modern media conditions. According to the author, the higher the school is able to influence the process of media education of students of psychological and pedagogical direction of training, which for the successful implementation of their future professional activity is required, including the ability to work with the media. Being one of the most important participants in the educational process, the teacher in his professional activity needs to take into account the General trends in the development of media technologies since their impact promotes qualitative revision of the training content. The article presents the scientific understanding of the problems of the development of critical thinking under the impact of the mass media; the possibility of interaction and mutual influence of education and media education of students of pedagogical universities; the model includes the following components: a target, a diagnostic, content-targeted and effective evaluation.
Keywords: information society, Internet technologies, multimedia, critical thinking, students, higher education, teacher, media education, the media model.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современному периоду развития общества присущи кардинальные изменения в сфере взаимодействия человека и информации. Роль информации и знаний в современной жизни сегодня значительно возрастает, так же как возрастает и доля информационных коммуникаций. Доступность к мировым информационным ресурсам обеспечивает глобальное информационное пространство, помогающее эффективному информационному взаимодействию людей и удовлетворению их потребностей в информационных услугах.
На этом фоне уровень подготовленности аудитории к активному использованию информации и адекватной самостоятельной переработке медийного содержания приобретает новое звучание.
К изучению феномена информационного общества обращались многие ученые: Д. Белл, Г.М. Маклюэн, М. Кастельс, П. Друкер, Е. Масуда и др. Сам термин был изобретен профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Основной задачей информа-
ционного общества является обеспечение правовых и социальных гарантий получения каждым его гражданином всей необходимой информации в любом месте и в любое время. Качество и количество информации, ее эффективная передача и переработка служат основными критериями информационного общества. Как дополнительный критерий можно отметить доступность информации для каждого гражданина, возникающей вследствие снижения ее стоимости в результате развития и своевременного внедрения новых телекоммуникационных технологий.
Мы разделяем мнение Назарчук А.В. и Чиркова Н.В., согласно которому, так называемый сетевой индивидуализм или «персонализируемое сообщество», где человек может быть представлен как «ускользающий», «многоликий Я», становится принципом построения информационного общества [1]. Субъект в таком социуме в центр планирования и осуществления собственной жизни ставит себя. Личные потребности современный человек реализует с помощью новых возможностей, предоставляемых актуальными Интернет-технологиями.
Современное информационное общество преобразует представление и понимание классического типа социума, который создается посредством классовой принадлежности человека с опорой на принцип систематизации социальной структуры и неклассического типа социума, в котором преимущественное положение начинают занимать непохожие друг на друга, индивидуализированные миры людей.
Представление о коммуникации изменилось с появлением новых электронных средств и форм массовой информации, значительно расширилось и само понятие коммуникационного взаимодействия.
В широком смысле, к современным средствам массовой информации относятся все мультимедиа. Мультимедиа представляют, в некотором роде, процесс воссоздания различных физических сред, находящихся в едином программно-техническом комплексе, посредством которых человек общается с окружающим миром - миром звука, текста, статической и динамической графики, анимации и видео. Появление различных средств мультимедиа значительно повлияли на процесс компьютерной интеграции статического и динамического содержимого.
Сегодня можно выделить две основные проблемы, с которыми сталкивается информационное общество. Первая из них - информационный дефицит. Нередко, необходимая человеку информация представлена либо не в полном объеме, либо единственный доступный источник по конкретной теме уже устарел и не актуален. Сложней приходится тем, кому необходима специфическая научная информация. Причины данной проблемы, на наш взгляд, заключаются в неорганизованности электронных баз данных.
Вторая проблема - переизбыток информации. СМИ и Интернет изобилует инертными, бесполезными данными, многократно дублируемыми и искаженными, усложняющими поиск необходимых сведений. Вследствие чего, рядовому пользователю становится крайне сложно отбирать частицы необходимой информации из этого общего потока, что представляет определенную опасность для неподготовленного пользователя. Получив информацию, пользователь должен самостоятельно оценить ее валидность и решить вопрос о доверии новым сведениям и фактам. Именно в этом заключается суть критического мышления, как жизненно важного навыка в информационном обществе, которое, однако, не предполагает только лишь негативное и недоверчивое отношение к полученной информации. Нам близко определение, предложенное В.А.Болотовым, где критическое мышление трактуется как «...разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения» [2].
В целом, критическое мышление понимается как система суждений, позволяющая оценивать, корректно интерпретировать и применять полученные результаты в соответствии с различными ситуациями и проблемами
[3].
Развитие критического мышления особенно важно для молодежи. Как и любое другое прогрессивно развивающееся государство, Российская Федерация рассматривает молодежь, как основную движущую силу своего социально-политического прогресса.
Современная система образования должна предоставлять учащимся возможность самостоятельно размышлять, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, а также на собственные наблюдения и опыт других людей. Важность целенаправленного развития критического мышления в образовании не вызывает сомнений. Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В.
Муштавинская, А.В.Федоров, И.А.Челышева и др.) так и на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
В последнее время особую значимость в практике работы педагогов приобретает новая актуальная технология - технология развития критического мышления (РКМ), позволяющая значительно повысить надежность образования. Основными задачами РКМ является развитие коммуникативной компетентности, умения находить, анализировать и интерпретировать полученную информацию, объективно и разносторонне мыслить.
Критическое мышление выступает как один из типов мышления человека. Критичность, в свою очередь, предполагает умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, умение опровергать заведомо ложные решения.
В профессиональной педагогике проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в современных медиаусловиях является одной из актуальных. Информатизация общества, внедрение в образовательную сферу средств информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, самообразования, дистанционного обучения, повышения качества и доступности образования. Медиаобразование рассматривается одним их первостепенных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За рубежом исследованиями в области медиаобразования занимались Л.Мастерман, П.Гринэвей, Б.Мак-Махон, Р.Куин, К.Бэзэлгэт и др. В разные годы проблеме российского медиаобразования были посвящены исследования А.В. Федорова, А.В. Шарикова, Л.С. Зазнобиной, О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, М.И. Жабского, И.В. Вайсфельда, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова и др. Проблема развития медиаобразования широко обсуждается в настоящее время научно-педагогическим сообществом. Изучение и анализ трудов ведущих российских исследователей показали, что трактовка медиаобразова-ния на современном этапе неоднозначна.
В нашем представлении, медиаобразование — это целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения индивида на материалах медиа и с помощью материалов медиа, целью которого является создание внешних и внутренних условий для медиаразвития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, воспитания и самовоспитания, развития и социализации на материале средств массовой коммуникации [5].
Формирование целей статьи (постановка задания). В условиях медиаобразования критическое мышление можно определить как разносторонний аналитический процесс, позволяющий при восприятии медиаинформа-ции выделять отдельные элементы медиатекста, (являющиеся некорректными, нелогичными, сомнительными, ложными и т.п.), интерпретировать полученную информацию с позиции создателей медиатекста, сопоставляя с собственным представлением о предложенных фактах и явлениях, и принимать обдуманное, осмысленное решение о том, что есть истинное, а что ложно. Подробно возможности взаимодействия и взаимовлияния процессов образования, медиаобразования и развитие критического мышления под воздействием средств масс-медиа представлены на рисунке (рисунок 1).
Рисунок 1 - Развитие критического мышления студентов педагогических вузов под воздействием средств масс-медиа
Высшая школа представляет собой идеальное звено для системной коррекции в решении опережающих задач социума, связанных с конструктивным развитием личности. Учитывая особенности «информационного общества» особое звучание получает процесс ме-диаобразования студентов психолого-педагогического направления подготовки, которым для успешного осуществления своей будущей профессиональной деятельности необходимы, в том числе, умения работать с медиаинформацией. Педагог современности, оставаясь одним из важнейших участников образовательного процесса, должен учитывать в своей профессиональной деятельности общие тенденции развития и совершенствования медийных технологий, поскольку их влияние способствует качественному и содержательному пересмотру содержания обучения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследуя проблему формирования критического мышления студенческой молодежи, нами предлагается модель включения медиаобразования в процесс подготовки будущих педагогов-психологов, выявление возможностей медиаобразовательных технологий с целью развития критического мышления студентов. Разработка модели развития критического мышления студентов в условиях медиаобразования осуществлялась на основе следующих подходов: личностно-ориентированного, системного, синергетического, культуросообразного.
Модель развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразования предусматривает наличие целевого, диагностического, содержательно-целевого и результативно-оценочного компонентов, имеющих конкретные задачи.
Так, целевой компонент включает цель и задачи по формированию критического мышления студентов в условиях медиаобразования.
Содержательный компонент представлен двумя составляющими: теоретической, в рамках которой решаются задачи ознакомления аудитории с основными по-
нятиями и терминологией медиаобразования, основными теориями медиаобразования, изучением проблем информационно-психологической безопасности личности, исследованием психотехнологий и способов психологического манипулирования, наиболее часто применяемых в СМИ; и практической, предполагающей решение задач по развитию у студентов критического мышления, овладению креативными умениями на материале медиа и формированием полноценного восприятия медиатек-стов.
Реализация процессуального компонента осуществляется с помощью разнообразных форм: лекционные занятия с элементами беседы, дискуссии, практические задания, обсуждение докладов студентов на предложенные темы, проведение проблемных коллективных обсуждений медиатекстов, сопоставление и обсуждение рецензий, статей, книг профессионалов, обсуждение предложенных студентами примеров медиатекстов в которых используются различные психологические приемы и др.
Реализация контрольно-оценочного компонента модели развития критического мышления студентов в условиях медиаобразования предполагает констатацию измененных уровней развития критического мышления у студентов на основе выделенных критериев и уровней. Технологиями реализации данного компонента выступают: контрольное тестирование умений критического анализа медиатекста, рецензирование предложенных медиатекстов, защита рефератов и др.
Ключевой составляющей процессуального компонента по нашему мнению может стать спецкурс «Основы медиаобразования», рассчитанный на 180 часов: 62 часа аудиторных занятий и 73 часа самостоятельной работы студентов. Спецкурс предполагает овладение студентами следующими компетенциями:
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
- способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом ос-
новных требований информационной безопасности.
Цикл практических занятий в рамках спецкурса способствует развитию личности, умению целенаправленно общаться с медиа, ориентироваться в потоке медиа информации, активизации эмоциональных, познавательных, нравственных, эстетических мотивов контакта с медиа, способностей к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу специфики медиатекстов.
Современное общество переживает трудный этап своего развития. Происходящие изменения предполагают трансформацию способов деятельности и поведения. Человек становится субъектом собственной жизни, активно реализующим право выбора в самореализации.
В данном контексте возникают новые требования к образованию, как социокультурной системе, во многом определяющей характер развития общества. Мерой национального богатства современного государства, определяющей приоритеты в развитии общества, являются, в том числе, качество образования и интеллектуальные ресурсы.
Без знаний закономерностей информационного общества и механизмов влияния масс-медиа на развитие личности, как показывает мировой опыт, невозможно прогрессивное развитие системы образования, поскольку жизнь современного человека без взаимодействия со СМИ представить невозможно. Качественные изменения, стремительно нарастающие практически во всех сферах деятельности человека, затронули и систему образования, которая не может уже обойтись без определенного влияния средств массовой коммуникации, распространяющегося как на процесс образования непосредственно, так и на его участников.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Несмотря на множество функций, выполняемых СМИ (информационная, просветительская, развлекательная), аудитория потребляет огромное количество противоречивой и не систематизированной информации. Ситуация складывается таким образом, что можно констатировать факт выполнения СМИ функции неформального образования различных слоев населения, значительного влияния на процесс усвоения социальных норм и ценностных ори-ентаций людьми всех возрастов. Однако, необходимо отметить у большинства населения дефицит элементарных знаний и умений в области медиа. В связи с чем, только в рамках медиаобразования возможно развитие умений ориентации в современном информационном поле, повышение уровня медиаграмотности аудитории, изменение позиции аудитории при восприятии различных медиатекстов - с пассивного поглощения до критического анализа получаемой информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чиркова Н.В. Роль науки в формировании современной информационной культуры // Известия ТПУ. 2011. Т. 319. № 6. С. 74-76.
2. Болотов В.А. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы / Директор школы. — 1995. — № 1. — С. 67—73
3. Elliott C., Turnbull S. Critical Thinking in Human Resource Development.— Routledge, 2005.— 210с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/
5. Гузева М.В. Анализ проблемного поля медиао-бразования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 5(44).С.127-130.