Научная статья на тему 'Обзор зарубежных теорий медиаобразования'

Обзор зарубежных теорий медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
660
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ПРОТЕКЦИОНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ АУДИТОРИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / MEDIA EDUCATION / IDEOLOGICAL THEORY OF MEDIA EDUCATION / PROTECTIONIST THEORY OF MEDIA EDUCATION / THE THEORY OF MEDIA EDUCATION AS A SOURCE OF MEETING THE NEEDS OF THE AUDIENCE / PRACTICAL THEORY OF MEDIA EDUCATION / AESTHETIC THEORY OF MEDIA EDUCATION / SEMIOTIC THEORY OF MEDIA EDUCATION / THE THEORY OF FORMATION OF CRITICAL THINKING / CULTURAL THEORY OF MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исакова Т. Б.

В данной статье автор на основании обобщения данных, полученных из источников по педагогике и журналистике, рассматривает в исторической ретроспективе становление медиаобразования за рубежом. Дается краткий анализ восьми основных теорий медиаобразования по целям, содержанию и педагогическим стратегиям. Делается вывод о том, что современное медиаобразование должно включать рациональные элементы, которые есть в каждой из теорий. Комплексное медиаобразование поспособствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, ее связи с различными аспектами жизни, развитию эстетического сознания, творческой индивидуальности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIEW OF FOREIGN THEORIES OF MEDIA EDUCATION

In this article the author based on the generalization of data obtained from sources in pedagogy and journalism examines in historical perspective the development of media education abroad. A brief analysis of the eight main theories of media education, objectives, content and pedagogical strategies. The conclusion is that modern media education has to include rational elements that are in each of the theories. A comprehensive media education that will contribute to the understanding of the audience of the place of media culture in society and its relationship with various aspects of life, the development of aesthetic consciousness, of creative individuality of the individual.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежных теорий медиаобразования»

УДК: 070 ББК: 72

Исакова Т.Б.

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Isakova T.B.

THE REVIEW OF FOREIGN THEORIES OF MEDIA EDUCATION

Ключевые слова: медиаобразование, идеологическая теория медиаобразования, протекционистская теория медиаобразования, теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории, практическая теория медиаобразования, эстетическая теория медиаобразования, семиотическая теория медиаобразования, теория формирования критического мышления, культурологическая теория медиаобразования

Keywords: media education, ideological theory of media education, protectionist theory of media education, the theory of media education as a source of meeting the needs of the audience, practical theory of media education, aesthetic theory of media education, semiotic theory of media education, the theory of formation of critical thinking, cultural theory of media education

Аннотация: в данной статье автор на основании обобщения данных, полученных из источников по педагогике и журналистике, рассматривает в исторической ретроспективе становление медиаобразования за рубежом. Дается краткий анализ восьми основных теорий медиаобразования по целям, содержанию и педагогическим стратегиям. Делается вывод о том, что современное медиаобразование должно включать рациональные элементы, которые есть в каждой из теорий. Комплексное медиаобразование поспособствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, ее связи с различными аспектами жизни, развитию эстетического сознания, творческой индивидуальности личности.

Abstract: in this article the author based on the generalization of data obtained from sources in pedagogy andjournalism examines in historical perspective the development of media education abroad. A brief analysis of the eight main theories of media education, objectives, content and pedagogical strategies. The conclusion is that modern media education has to include rational elements that are in each of the theories. A comprehensive media education that will contribute to the understanding of the audience of the place of media culture in society and its relationship with various aspects of life, the development of aesthetic consciousness, of creative individuality of the individual.

В конце ХХ века русский язык обогатился новым термином «медиаобразование», возникшем как калька с английского «media education», а вместе с ним и новым явлением, по поводу которого и в веке ХХ1 не утихает дискуссия. Вопросы содержания медиаобразования и его структуры становятся предметом обсуждения и педагогического, и журналистского сообщества на конференциях различного уровня, научных форумах. При этом необходимость медиаобразования на современном этапе развития информационного общества ни у кого не вызывает сомнения, т.к. подготовка молодого человека к жизни в условиях нарастающего потока информации, в окружении медиа является необходимым элементом социализации личности. Начиная с 1980 года,

постоянно увеличивается количество диссертационных исследований, посвященных проблемам медиаобразования как по педагогическим научным специальностям, так и по журналистским. Можем предположить, что мы являемся свидетелями становления новой самостоятельной отрасли науки и практики -«медиаобразование».

Для осмысления системы медиаобразования целесообразно обратиться к истории его становления и анализу накопленного отечественного и зарубежного опыта. Цель данной статьи обобщить информацию об истории становления медиаобразования за рубежом, накопленную как педагогами, так и исследователями медиа.

Появление медиаобразования исследо-

ватели относят к последней трети XIX века. Зародилось оно в странах с наиболее развитой печатью и расширялось по мере становления таких видов массово-информационной деятельности, как радио, телевидение, кино, реклама. Учреждения образования стали включать подготовку специалистов для этих медиа в свои обучающие программы. При этом в разных странах сформировались различные конфигурации систем профессионального (журналистского) медиаобразования: в одних странах активно развивались государственные образовательные учреждения, в других - частные; где-то преобладали колледжи, где-то вузы, где-то обучение проходило на медиапредприятиях. Различными были масштабы образовательных учреждений, занимающихся медиаобразованием, их универсальность или, напротив, специализация, по-разному складывались взаимоотношения с общественными институтами, научными и профессиональными организациями медийного профиля1.

Первые элементы непрофессионального медиаобразования возникают в 20-е гг. прошлого века - это кинодвижение и самодеятельная детская пресса. В середине ХХ века, с развитием электронных массмедиа, произошла институциализация этого второго целевого вида медиаобразования - массового. В 1950-е гг. по инициативе выдающегося ученого Маршалла Маклюэна в Канаде начали проводиться учебные курсы, имевшие целью ознакомить учащихся с средствами массовой коммуникации. Именно ему принадлежит фраза: «Образование - это самозащита общества против вреда, который приносят медиа»2.

В массовом порядке такие курсы стали проводиться в 1960-1970-е гг., тогда же в педагогике закрепился термин media education. Первые десятилетия своего существования медиаобразование имело «защитительный» уклон. В этот период ведущие страны мира переживали «информационный взрыв», связанный с развитием телевидения и ставящий на повестку дня вопросы защиты детей от неконтролируемого потребления информации. Акцент делался на то, что средства массовой коммуникации (далее СМК) - это источник

1 Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования: учебное пособие - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, - 2015. - 129 с.

2 Там же. С. 43.

угроз, следовательно, необходимо оградить подрастающее поколение от пагубного влияния. «Защитная» идеология медиаобразования проявлялась и в искусствоведческо-культурологическом уклоне содержания, т.к. от «агрессии» голубого экрана страдали не только дети, но и искусство кино, защищаемое многочисленными киноклубами, с которыми генетически оказывается связанным зарождающееся педагогическое направление.

Затем (в 70-80-е гг. ХХ века) представление о медиаобразовании обогащается социальными, социально-психологическими, политологическими, социокультурными, семиотическими аспектами, опирается на развитие теории массовой информации и коммуникации. Ведущими концептуальными подходами становятся теория «критического мышления» английского медиапедагога Л. Мастермана и «развивающий» подход, ратующий за развитие личности средствами медиа3.

Интенсивное развитие непрофессионального медиаобразования на Западе хронологически совпало с процессами модернизации национальных систем образования, как средства преодоления всеобщего кризиса в педагогике. В результате массовое медиаобразование в ряде стран достигло впечатляющего развития. Так, по данным А.В. Федорова, в США подписанный в 1994 г. президентом страны закон «Цели 2000: Американский образовательный акт» включает медиаобразование в рекомендуемый стандарт обучения на всех уровнях начальной и средней школы, в Великобритании в 1995 г. 30 тысяч школьников выбрали «Медиа» для сдачи экзаменов за курс средней школы, в Канаде с 1999 г. изучение медиа стало обязательным для учащихся всех средних школ с 1-го по 12-й классы. Медиа изучаются в школах Австралии, Франции, во всех скандинавских странах, в странах Южной Европы. Столь мощному развитию способствует последовательная позиция ЮНЕСКО, которая определяет медиаобразование как приоритетную область культурнопедагогического развития XXI в.4.

Вместе с тем исследователи отмечают, что единой теоретической концепции ме-

3 Фатеева И.А. Непрофессиональное медиаобразование и его кадровое обеспечение в России. - С. 6-10.

4 Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д., 2001. 708 с.

диаобразования так и не сложилось. Выделяют как минимум восемь основных теоретических подхода в данной области. Рассмотрим данные теорий, опираясь на исследование доктора педагогических наук, профессора Александра

Викторовича Федорова1. Выделим теоретическую базу анализируемых теорий, провозглашаемые цели, содержание и педагогические стратегии медиаобразования. Результаты анализа представлены нами в таблице 1.

Таблица 1 - Ключевые теории медиаобразования в зарубежных странах

Наименование теории медиаобразования Теоретическая база Цель медиаобразования Педагогическая стратегия и содержание медиаобразования

Идеологическая Идеологическая теория медиа: медиа способны манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы, нации. Детская аудитория самая незащищенная от воздействия медиа Вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации (в не тоталитарных государствах) или внушить, что сложившаяся система медиа лучшая (в тоталитарных государствах), в этих случаях критикуется медиакультура других стран (демократических) Изучение политических, социальных, национальных и экономических аспектов медиа, анализ противоречий, которые содержат эти аспекты с точки зрения того или иного класса, расы, нации

Протекционистская («инъекционная», «защитная», «прививочная») «Инъекционная теория медиа» - предохранительная от вредных воздействий медиа, «теория гражданской защиты» -защиты от медиа, «теория культурных ценностей» - негативному воздействию медиа противопоставляются вечные ценности классического культурного наследия. Медиа оказывают прямое негативное воздействие на аудиторию, которая состоит из массы пассивных потребителей, которые не могут понять сути медиатекстов Смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа детей и молодежи. Помочь учащимся понять разницу между реальностью и медиатекстом путем вскрытия негативного влияния медиа на конкретных примерах, доступных для понимания конкретной аудитории Изучение проблем негативного влияния насилия и сексизма. Борьба против «экранного насилия» в сочетании с формированием критического, самостоятельного, творческого, демократического мышления

1 Федоров А.В. Ключевые теории медиаобразования в зарубежных странах // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. - № 1. - С. 149 - 158.

Продолжение таблицы 1

Наименование теории медиаобразования Теоретическая база Цель медиаобразования Педагогическая стратегия и содержание медиаобразования

Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории Теория потребления и удовлетворения в области медиа. Влияние медиа на аудиторию ограничено, учащиеся могут сами правильно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями Помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими желаниями и склонностями Формирование умения правильно выбирать и критически оценивать медиатекст. Опора на положительные стороны медиаинформации

Практическая (медиаобразование как «таблица умножения») Теория потребления и удовлетворения в области медиа Обучить школьников, студентов использовать медиа аппаратуру Изучение технического устройства медиа аппаратуры и формирование практических умений использования данной аппаратуры, в том числе для создания собственных медиатекстов

Эстетическая (художественная) Культурологическая теория медиа Помочь аудитории понять основные законы и язык медиаинформации, имеющей прямое отношение к искусству, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов Изучение языка медиакультуры, авторского мира создателя художественного медиатекста, истории медиакультуры ( история киноискусства, художественного телевидения и т.п.). Формирование навыков критического анализа художественных медиатекстов, интерпретации и квалифицированной оценки

Семиотическая Труды теоретиков медиа семиотического (структуралистского) направления Р. Барта, К. Метца. Медиа стремятся завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, что угрожает свободе потребления информации. Аудитория пассивна по отношению к чтению медиатекстов Помочь учащимся «правильно читать» медиатекст Обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка. Материалом для анализа являются любые тиражируемые объекты

Продолжение таблицы 1

Наименование теории медиаобразования Теоретическая база Цель медиаобразования Педагогическая стратегия и содержание медиаобразования

Формирования критического мышления Теория «повестки дня». Медиа - это «четвертая власть», которая распространяет модели поведения и социальные ценности среди разрозненной массы индивидуумов Защитить аудиторию от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества Изучение влияния медиа на индивидов и общество с помощью «кодов» (условностей -символов), развитие критического мышления учащихся по отношению к медиатекстам. Формирование свободного, толерантного гражданина демократического общества, обладающего автономным мышлением

Культурологическая Культурологическая теория медиа. Медиа скорее предлагает, чем навязывает интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания. Аудитория вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует Помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знание и т.п. Изучение «ключевых понятий», ролей, которые играют в обществе стереотипы, распространяемые с помощью медиа. Обучение оценке и критическому анализу медиатекстов

Анализ существующих теорий медиаобразования показал, что условно их можно разделить на три группы (подхода). К первой группе мы можем отнести идеологическую, протекционистскую и эстетическую теории медиаобразования. Сторонники данных теорий стремятся оградить обучающихся от пагубного влияния медиа, в том числе от низкохудожественных медиатекстов, и противопоставить этому влиянию классические культурные ценности, лучшие современные произведения. А.В. Федоров называет данный подход, и с ним можно согласиться, дискриминационным, т.к. медиапедагоги строят свою работу на выбранных ими медиатекстах без учета интересов и вкусов аудитории.

Второй подход можно условно назвать

аналитическим. К нему можно отнести теории формирования критического мышления, семиотическую и культурологическую. Главное в этих теориях - это в условиях переизбытка информации дать аудитории ориентиры, научить грамотно воспринимать информацию, понимать ее, анализировать, оценивать механизмы и последствия медиавлияния.

Теорию медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории и практическую теорию медиаобразование мы можем отнести к третьей группе, которая носит прикладной, утилитарный характер.

Мы разделяем позицию А.В. Федорова, который вслед за К. Тайнером говорит о необходимости сбалансировать медиаобразовательный процесс, включив в него элементы

всех трех групп теорий: «Медиаобразование должно дать доступ учащимся к медиасредствам и развивать способности аудитории к анализу, оценке и производству медиатекстов в различных формах»1.

Этапами реализации медиаобразовательных подходов в большинстве зарубежных стран являются:

- формирование знаний об истории, теории, структуре языка и медиа (когнитивный компонент);

- развитие восприятия медиатекстов, активизация воображения, памяти, мышления, формирование осознанного отношения к идеям, образам (когнитивный и аффективный компонент);

- развитие креативных практических умений и навыков на материале медиа (поведенческий компонент)2.

Каждый из этих этапов может быть реализован автономно либо в комплексе. Комплексное медиаобразование способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, ее связи с различными аспектами жизни, развитию эстетического сознания, творческой индивидуальности личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бугрим, В.В. Новое в медиаобразовании // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия: сб. материалов международной научно-практической конференции. -М.: МедиаМир; 2017. - С. 446-447.

2. Жилавская, И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема [Текст] / И.В. Жилавская // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 3 (21). В 2-х т. Т.1 Филологические науки. - С. 141-147.

3. Исакова, Т.Б. Инновационные медиаобразовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов [Текст] /Т.Б. Исакова // Информационное поле современной России: практики и эффекты: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (20 - 22 октября 2016 г.) / под ред. Р.П. Баканова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016 . - С. 391 - 395.

4. Смирнова, О.В. Мастер-класс для преподавателей: использование активных метлодик в курсе «Медиаобразование» [Текст] / О.В. Смирнова, Т.И. Фролова: сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе». - М.: Фак. журналистики МГУ, 2009. - С. 91 -95.

5. Таранех, Р. Медиаобразовательный контекст педагогических и медицинских подходов комплексной реабилитации детей с нарушением слуха в общей системе их социокультурной адаптации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - № 3. -Том 2. Филологические науки. - С. 268-274.

6. Фатеева, И.А. Актуальные проблемы медиаобразования: учебное пособие [Текст] / И.А. Фатеева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. - 129 с.

7. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография [Текст] / И.А. Фатеева. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. - 270 с.

8. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. - 129 с.

9. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А.В. Федоров. - М.: Ростов: ЦВВР, 2001. - 708 с.

10. Федоров, А.В. Ключевые теории медиаобразования в зарубежных странах / Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. - № 1. - С. 149 - 158.

11. Шариков, А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А.В. Шариков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - 66 с.

1 Цит. по Федоров А.В. Ключевые теории ме- --------

диаобразования в зарубежных странах. - С. 23. 2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.