Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционная обязанность / воинская обязанность / военная служба по призыву / Вооруженные Силы Российской Федерации / неуставные отношения / constitutional duty / military duty / conscription military service / armed forces of the Russian Federation / non-statutory relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайфуллин Зиннур Камилевич

в настоящей статье подчеркивается особая важность наличия в Российской Федерации института воинской обязанности, а именно одной из его составляющих – военной службы по призыву. Также в данной работе рассматриваются некоторые недостатки срочной военной службы и предлагаются возможные способы их исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CONSCRIPTION MILITARY SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

this article emphasizes the special importance of the presence in the Russian Federation of the institution of military service, namely one of its components conscription military service. This paper also examines some of the disadvantages of conscript military service and suggests possible ways to correct them.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342

Гайфуллин Зиннур Камилевич Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева

Институт юстиции Россия, Екатеринбург zinnur29072002@mail .ru Zinnur Gayfullin

Ural State Law University named after V. F. Yakovleva

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в настоящей статье подчеркивается особая важность наличия в Российской Федерации института воинской обязанности, а именно одной из его составляющих - военной службы по призыву. Также в данной работе рассматриваются некоторые недостатки срочной военной службы и предлагаются возможные способы их исправления.

Ключевые слова: конституционная обязанность, воинская обязанность, военная служба по призыву, Вооруженные Силы Российской Федерации, неуставные отношения.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CONSCRIPTION MILITARY SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: this article emphasizes the special importance of the presence in the

Russian Federation of the institution of military service, namely one of its

24

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

components - conscription military service. This paper also examines some of the disadvantages of conscript military service and suggests possible ways to correct them.

Key words: constitutional duty, military duty, conscription military service, armed forces of the Russian Federation, non-statutory relations.

В современном мире, к сожалению, существует немалое количество разногласий между государствами, которые впоследствии могут перерасти в открытые конфликты и военные действия. Российская Федерация, как и любое государство в мире, в таких ситуациях своей главной задачей ставит сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на свои интересы. И для выполнения данной задачи во многих странах мира существует воинская обязанность, в том числе и институт военной службы по призыву.

Говоря о военной службе, нельзя не упомянуть первопричину ее появления. Вспомним основы теории государства и права, а именно содержание внешних функций государства, одной из которых как раз-таки является функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны [1, с. 91-92]. Вышесказанное еще раз подчеркивает всю важность и значимость данного института.

Согласно ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным

Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В этом качестве он

принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее

независимости и государственной целостности; определяет основные

направления военной политики; утверждает военную доктрину; осуществляет

руководство Вооруженными Силами РФ; назначает и освобождает высшее

командование Вооруженных Сил РФ; издает указы о призыве граждан на

военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы [2,

25

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

с. 310]. Нельзя не отметить того, что Президент РФ уделяет значительное внимание как в целом Вооруженным Силам РФ, так и военной службе по призыву в частности, регулярно совершенствуя и улучшая данный институт государства. Тем не менее в нем все равно остается ряд несовершенств.

Также, принимая во внимание нынешнюю внешнеполитическую обстановку, в которой находится Россия, невозможно не учесть личную заинтересованность граждан Российской Федерации в данном вопросе.

В работе будут выделены некоторые недостатки института военной службы по призыву и предложены способы их исправления.

Первый из них - нецелесообразность призыва на военную службу отдельных категорий граждан. Речь идет о лицах, которые профессионально занимаются определенной деятельностью: спортсмены; артисты театра, музыки, кино; программисты; специалисты в области юриспруденции, инженерии, медицины и других областях, которые достигли значительных высот в своей деятельности и имеют многообещающие перспективы на будущее. Перечисленные категории граждан являются признанными профессионалами в определенной сфере, и весь свой потенциал они направляют именно на это, стараются в этой стезе достичь наибольших успехов. Занимаясь определенным видом деятельности, они достигают не только личных высот, но и являются двигателем прогресса в нашей стране, повышают уровень развития государства в конкретной сфере. То есть, данные лица могут принести пользу Родине и иным способом. Направляя данных лиц на военную службу, государство фактически лишает их возможности развития в своем направлении на целый год, что напрямую связано и с развитием всей страны. По окончании прохождения военной службы граждане не только могут утратить часть своих профессиональных навыков, но и рискуют потерять всякое желание заниматься своим делом, вследствие чего государство может лишиться потенциально высококлассных специалистов в различных областях сфер деятельности.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

Также нельзя не упомянуть, что государство все-таки предоставляет лицу, являющимся признанным профессионалом в своей сфере деятельности, возможность не быть призванным на военную службу в связи с наличием ученой степени. Данное право закреплено в подп. «а» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ [3].

Почему же не предусмотреть данное право и для тех, кто занимается другой, но не менее важной для государства деятельностью?

В связи с этим предлагается внести изменения в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ: право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, имеющие высокие достижения в определенной сфере деятельности. Разумеется, будет необходимым и важным уточнить, какие именно достижения в различных профессиях будут считаться высокими.

Вторым недостатком военной службы по призыву является несоблюдение законодательства во время ее несения. В большей степени это проявляется в форме неуставных отношений, разновидностями которых являются «дедовщина», «землячество», «уставщина». Данные негативные явления, к несчастью, прочно укоренились в воинских частях по всей стране.

Вероятнее всего многие читатели данной статьи либо лично слышали, либо, как минимум, читали в новостях о случаях нарушения прав военнослужащих, унижения чести и достоинства их личности.

Ярким примером данной проблемы является дело Рамиля Шамсутдинова [4]. Рядовой Шамсутдинов заступил на трехдневный караул, хотя законом предусмотрена максимальная длительность караула в 24 часа с обязательным перерывом на отдых не менее чем на 4 часа. Старший лейтенант отдал приказ Шамсутдинову и еще двум рядовым стоя учить уставы вместо положенного отдыха. Позднее следствием было установлено, что за эти трое суток Шамсутдинов спал в совокупности 5 часов 8 минут. На третий день караула Шамсутдинов внезапно открыл огонь, лишив жизни 8 человек и ранив еще

двоих, впоследствии он сдался без сопротивления.

27

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

Рамиль Шамсутдинов был единогласно признан виновным судом присяжных, но при этом заслуживающим снисхождения, от участия в прениях и последнего слова отказался. Его приговорили к 24 годам 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима.

Также Рамиль Шамсутдинов и еще семь рядовых были признаны потерпевшими по ст. 335 Уголовного кодекса РФ. Виновный рядовой Рустам Мухатов был приговорен к штрафу в размере 30 тысяч рублей и 2 годам условно [5].

Причиной всему этому является закрытость, «непрозрачность» данного института, низкий уровень правосознания военнослужащих.

Решить данную проблему можно путем принятия следующих мер. Во-первых, в целях повышения «прозрачности» системы военной службы настолько, насколько это представляется возможным в условиях соблюдения государственных тайн, представителям военной прокуратуры необходимо регулярно посещать воинские части, проводить личные беседы с военнослужащими. При поступлении жалобы от военнослужащего на наличие неуставных отношений - осуществлять его перевод в другую воинскую часть на период проведения прокурорской проверки с дальнейшей возможностью продолжения службы в данной части. Во-вторых, представляется значимым проводить различные мероприятия, направленные на повышение уровня правосознания военнообязанных и военнослужащих. В-третьих, рассмотреть вопрос об ужесточении уголовной ответственности по статьям 335, 336 Уголовного кодекса РФ.

Третьим недостатком военной службы по призыву является невысокий уровень престижа военной службы в Российской Федерации.

Конечно, необходимо отметить, что в целях совершенствования военной службы государство уже реализует немало мер, направленных на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву [6, с. 11].

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

Наверняка многим не раз приходилось разговаривать с людьми разных возрастов по поводу службы в армии и сталкиваться с самыми различными мнениями по этому поводу. Довольно-таки нередко, увы, выражаются именно негативные.

При написании статьи был проведен социологический опрос среди студентов, в том числе и нашего Университета, всего в опросе приняло участие 359 человек. Перед опрошенными был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы военную службу в Российской Федерации престижной?». Результаты следующие: 27 (7.5%) респондентов отметили, что считают военную службу в Российской Федерации несомненно престижной; 74 (20.6%) опрошенных ответили, что считают ее скорее престижной, чем нет; 130 (36.2%) человек наоборот - скорее не считают ее престижной, чем считают; и 128 (35.7%) опрошенных вовсе не считают военную службу в Российской Федерации престижной.

В контексте рассматриваемой проблемы звучит это, конечно, горестно, учитывая, что защита Отечества - конституционная обязанность каждого гражданина Российской Федерации.

Но каким же образом можно повысить престиж службы в армии по призыву?

Для начала нужно приложить все усилия для того, чтобы искоренить те негативные явления, которые были упомянуты выше. Также нужно повысить само качество военной подготовки при несении военной службы путем увеличения количества практико-ориентированных мероприятий, повышения качества формируемых навыков, применения более индивидуального подхода в обучении военнослужащих боевым навыкам. К примеру, десантники должны большую часть времени находиться в небе, прыгать с парашютом; танкистам следует уделить большее внимание маневрам и стрельбе из танка; также представляется важным и возможным проводить различные инсценировки боевых действий, соревнования.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28

Нелишним будет ввести в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ отдельную статью, посвященную специальным льготам, которые будут иметь граждане, прошедшие военную службу, например: различные налоговые льготы; сниженная процентная ставка по ипотеке; льготная стоимость на авто, ж/д, авиабилеты и т.д. Данные льготы будут свидетельствовать о том, что государство ценит и поощряет граждан, прошедших военную службу. Вследствие чего у граждан, несомненно, будет формироваться заинтересованность прохождения военной службы и повышаться общий уровень ее престижа.

В последнее время, к сожалению, часть граждан считает, что государство всем им обязано. Однако не стоит забывать, что обязанности есть и у другой стороны - у гражданина по отношении к государству. Вполне можно сказать, что признание, соблюдение и защита интересов своего государства -обязанность каждого гражданина [7, с. 8]. И именно прохождение военной службы напрямую связано с выполнением данной обязанности.

Наша страна всегда уделяла и уделяет первостепенное внимание своей обороноспособности. Это в традициях нашего народа, гордость за службу Родине всегда имеет патриотическое значение. Те, кто служил своей стране даже в мирное время, имеет право гордиться собой [8, с. 243].

В заключении хочется сказать, что военная служба по призыву безусловно является неотъемлемым институтом в Российской Федерации на данный момент. Именно поэтому мы посчитали важным уделить ему особое внимание, постараться выявить в нем некоторые недостатки и предложить пути их возможного исправления в целях его дальнейшего укрепления и совершенствования.

Список литературы:

1. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д.

Перевалов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. 552 с.

30

вопросы российской юстиции выпуск №28

2. Кокотов А. Н., Саликов М. С. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. 2-е изд., перераб. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. 496 с.

3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе»

4. Приговор 2-го Восточного окружного военного суда от 21 января 2021 г. по делу № 1-3/2021 (1-6/2020) // 2-й Восточный окружной военный суд. -URL: https://2vovs--chtsudrfru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=53 8580&delo_id=1540006&new=&text_number=1 (дата обращения: 10.12.2023).

5. Приговор Читинского гарнизонного военного суда от 3 марта 2020 г. по делу № 1-10/2020 // Читинский гарнизонный военный суд. - URL: https://gvs--cht. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=13 1060390&delo_id=1540006&new=&text_number=1 (дата обращения: 10.12.2023).

6. Слесарский К. И. Совершенствование правового регулирования воинской обязанности в Российской Федерации // Право в вооруженных силах - военно-правовое обозрение. 2018. № 9 (254). С. 11-22.

7. Авакьян С. А., Кожевников О. А., Кокотов А. Н. и [др.]. Гражданин и власть: монография / С. А. Авакьян, О. А. Кожевников, А. Н. Кокотов и [др.]; под ред. Г. Н. Чеботарева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права. Тюмень : ТюмГУ-Press, 2023. 172 с.

8. Чвякин В. А., Григорьев Н. Ю. Престижность военной службы в системе ценностей современной российской молодежи: социологический анализ // Гуманитарий юга России. 2019. Том 8 (40) № 6. С. 241-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.