Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИЕЙ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ / ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПОСТОЯННЫЙ УХОД / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов Багавдин Магомедович, Мусалов Магомед Абдулаевич, Магомедов Гусейн Багавдинович

Рассматриваются и анализируются поправки в УК РФ в связи с объявлением частичной мобилизации в РФ. Авторы делают вывод о том, что нельзя однозначно сказать, что граждане, пребывающие в запасе, призванные на военную службу по мобилизации, являются субъектами преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 и 339 УК РФ. Авторы неисключают, что суды при решении вопросов, связанных с мобилизацией, начнут принимать решения, опираясь на судебную практику по вопросам призыва на военную службу. По мнению авторов, этот момент спорный, особенно, по уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магомедов Багавдин Магомедович, Мусалов Магомед Абдулаевич, Магомедов Гусейн Багавдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF PROBLEMS, RELATED TO PARTIAL MOBILIZATION IN RUSSIA

Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation in connection with the announcement of partial mobilization in the Russian Federation are considered and analyzed. The authors conclude that it is impossible to say unequivocally that citizens who are in reserve, called up for military service on mobilization, are subjects of crimes provided for in Articles 337, 338 and 339 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors do not exclude that the courts, when dealing with issues related to mobilization, will begin to make decisions based on judicial practice on conscription issues. According to the authors, this point is controversial, especially in criminal cases.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИЕЙ В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_321

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИЕЙ В РОССИИ ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF PROBLEMS RELATED TO PARTIAL MOBILIZATION IN RUSSIA

МАГОМЕДОВ Багавдин Магомедович,

кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РД,

директор Ростовского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) в г. Ростове-на-Дону, кандидат юридических наук, профессор

МУСАЛОВ Магомед Абдулаевич

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Государственного (Конституционного) и Административного права, Всероссийский государственный университет юстиции ВГУЮ (РПА Минюста России), Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ в г. Махачкале. E-mail: mmusalov@mail.ru

МАГОМЕДОВ Гусейн Багавдинович,

кандидат юридических наук, доцент, директор Северо-Кавказского института (филиал) в г. Махачкале. Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-т Акушинского, 7. E-mail: Guseynrpa333@mail.ru;

MAGOMEDOV Bagavdin Magomedovich,

Candidate of Law, Professor, Honored Lawyer of the Republic of Moldova,

Director of the Rostov Institute (branch) of the Federal State University (RPA of the Ministry of Justice of Russia) in Rostov-on-Don, Candidate of Law, Professor

MUSALOV Magomed Abdulayevich

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of State (Constitutional) and Administrative Law, All-Russian University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), North Caucasus Institute (branch) in Makhachkala. E-mail: mmusalov@mail.ru

MAGOMEDOV Huseyn Bagavdinovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Director of the North Caucasus Institute (branch) in Makhachkala. All-Russian University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). E-mail: Guseynrpa333@mail.ru

Краткая аннотация. Рассматриваются и анализируются поправки в УК РФ в связи с объявлением частичной мобилизации в РФ. Авторы делают вывод о том, что нельзя однозначно сказать, что граждане, пребывающие в запасе, призванные на военную службу по мобилизации, являются субъектами преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 и 339 УК РФ. Авторы неисключают, что суды при решении вопросов, связанных с мобилизацией, начнут принимать решения, опираясь на судебную практику по вопросам призыва на военную службу. По мнению авторов, этот момент спорный, особенно, по уголовным делам.

Abstract. Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation in connection with the announcement of partial mobilization in the Russian Federation are considered and analyzed. The authors conclude that it is impossible to say unequivocally that citizens who are in reserve, called up for military service on mobilization, are subjects of crimes provided for in Articles 337, 338 and 339 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors do not exclude that the courts, when dealing with issues related to mobilization, will begin to make decisions based on judicial practice on conscription issues. According to the authors, this point is controversial, especially in criminal cases.

Ключевые слова: мобилизация, воинская обязанность, военное положение, военное время, медико-социальная экспертиза, постоянный уход, содержание

Keywords: mobilization, military duty, martial law, wartime, medical and social expertise, permanent care, maintenance

Для цитирования: Магомедов Б.М., Мусалов М.А., Магомедов Г.Б. К вопросу о правовом регулировании проблем, связанных с частичной мобилизацией в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 321-324. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_321.

For citation: Magomedov B.M., Musalov M.A., Magomedov G.B. On the issue of legal regulation of problems, related to partial mobilization in Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 321-324. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_321.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2022

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1].

Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [2] с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация. Осуществляется призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

24 сентября 2022 года вступили в силу поправки в УК. Теперь в кодексе упоминаются мобилизация, военное время и военное положение.

Изменения внесены в статью 63 УК РФ и в главы, касающиеся преступлений против: интересов службы в коммерческих и иных организациях; Государственной власти и интересов государственной службы; военной службы; мира и безопасности человечества; ч. 2.1 ст. 332 УК; ч. 2.2 ст. 332 УК; ч. 3 ст. 333 УК; ч.2.1, 3.1, 5, прим. 1, 2 ст. 337 УК; ч. 3 ст. 338 УК; ч. 3 ст. 339 УК; ч. 4, 5 ст. 340 УК; ч. 4, 5 ст. 341 УК; ч. 4, 5 ст. 342 УК; ч. 4 ст. 344 УК; ч. 2. ст. 347 УК; ч. 2 ст. 348 УК РФ [3]. Поправки применяются к преступлениям, совершенным после 24 сентября 2022 года. Обратной силы закон не имеет.

Ранее отягчающим обстоятельством считали совершение преступления в период вооруженного конфликта или военных действий. После внесения изменений в п. «л» ст. 63 УК РФ дополнительно придется нести большую ответственность за преступления: в период мобилизации или военного положения; в военное время. Эта поправка касается всех преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, а не только тех, что связаны с военной службой. Если есть отягчающие обстоятельства, суд имеет право назначить виновному более строгое наказание из перечисленных в соответствующей статье УК. В случае, например, с кражей или мошенничеством вместо штрафа можно получить реальное лишение свободы сроком на 2 года.

Эти изменения касаются всех, кто совершил преступления, — в том числе и тех, кто никогда не служил в армии. Подсудность дел будут определять статьей 31 УПК РФ. В ее части 1 перечислены составы, которые рассматривает мировой судья, то есть даже он сможет учесть преступление в период мобилизации как отягчающее обстоятельство.

Эти изменения касаются только тех, кто проходит службу по призыву, по контракту либо призван на военные сборы или мобилизован. Дела в их отношении рассматривают военные суды. Статьи главы 33 УК не касаются призывников и запасников — до тех пор, пока они не призваны на службу или военные сборы. Статус военнослужащего человек приобретает с начала военной службы — то есть с момента попадания в воинскую часть либо получения предписания прибыть в часть. Если человек получил повестку лично под подпись, но еще не явился к месту службы, то пока он остается гражданским. Военкомат местом службы не является.

Введена ответственность за добровольную сдачу в плен и мародерство. Статьи касаются только тех, кто проходит службу по призыву или по контракту. Дела в их отношении рассматривают военные суды.

Введена ответственность за нарушение условий договора и госконтракта по гособоронзаказу. Эти изменения касаются тех, кто исполняет госконтракт по гособоронзаказу. На военнослужащих эти статьи УК не распространяются. Следствие по этим уголовным делам будет вести следственный комитет, а рассматривать в суде будут по общим правилам подсудности уголовных дел.

Теперь за нарушение условий контракта или договора по гособоронзаказу можно лишиться свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной работой. К уголовной ответственности можно привлечь, только если человек ранее привлекался к административной ответственности по части 1 или 2.1 статьи 14.55 КоАП РФ [4]. Правительство РФ предусмотрело возможность корректировки существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения в связи с мобилизацией. Указанные изменения произведены на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ [5]. Высшим исполнительным органам субъектов РФ, местным администрациям рекомендовано принять аналогичные правила изменения существенных условий контрактов.

Закон вносит изменения также в ст. 201.2, 201.3, 285.5 и 285.6 УК РФ. Ответственности можно избежать, если добровольно устранить нарушения.

Эти изменения касаются тех, кто исполняет госконтракт по гособоронзаказу. На военнослужащих эти статьи УК не распространяются. Следствие по этим уголовным делам будет вести следственный комитет, а рассматривать в суде будут по общим правилам подсудности уголовных дел.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ [6] ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 и 339 УК РФ, могут нести военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо в добровольном порядке (по контракту), а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Таким образом, нельзя однозначно сказать, что граждане, пребывающие в запасе, призванные на военную службу по мобилизации, являются субъектами преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 и 339 УК РФ. В настоящее время (пока не будут внесены изменения в действующее законодательство и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы») граждане, уклоняющиеся от призыва по мобилизации, но состоящие в запасе, не являются субъектами преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 328 Уголовного кодекса РФ

Вместе с тем из Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» следует, что граждане РФ, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

Это говорит о том, что граждане РФ, призванные на военную службу по мобилизации, приравниваются к статусу военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту.

Кроме того, если гражданина, призванного на военную службу по мобилизации, просят написать заявление о приеме на военную службу, то важно понимать, что в таком случае гражданин, написавший такое заявление, подтверждает, что он проходит военную службу добровольно.

Таким образом, учитывая Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647, в котором гражданин, призванный на военную службу по мобилизации, приравнен в статусе к военнослужащему по контракту, а также то, что гражданин, призванный на военную службу по мобилизации, своим заявлением о приеме на военную службу, подтверждает ее добровольность, нельзя сказать, что к такому гражданину уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей военной службы военной службы (статьи 337, 338, 339 УК РФ) не применима.

Конечно, для привлечения к уголовной ответственности по статьям 337, 338, 339 УК РФ граждан РФ, призванных на военную службу

по мобилизации, следует более четко сформулировать указанные статьи Уголовного кодекса РФ для правильного применения уголовного законодательства. Особенно, если учесть, что поправки в п. «л» ст. 63 УК РФ добавили к обстоятельствам, отягчающим наказание, период мобилизации, военного положения и военное время.

В различных вариантах использования слова «закон» и «право» нередко имеют различное значение [10, с. 20]. Отсутствие судебной практики по проблемам частичной мобилизации объясняется тем, что это явление является новой для нашей жизни. Судебная практика по призыву на военную службу лежит в иной плоскости. Не исключено, что суды при решении вопросов, связанных с мобилизацией, начнут принимать решения, опираясь на судебную практику по вопросам призыва на военную службу. Этот момент спорный, особенно, по уголовным делам.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [ 7] отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, занятым постоянным уходом за близкими родственниками, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

Необходимо обратить внимание и на то, что в п. 3 ч.1 ст. 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» есть два понятия: "постоянный уход" и "содержание».

Также существенное значение имеют два признака. Уход должен быть посторонним и постоянным. Это свидетельствует о тяжести состояния здоровья того лица, который нуждается в постоянном уходе и не способен себя обслуживать самостоятельно.

Второй важный момент заключается в том, что на момент получения повестки гражданин уже должен быть занятым постоянным уходом за близким родственником, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе. Если учесть, что признание лица нуждающимся в постоянном уходе и получение группы инвалидности занимает не менее 4 - 6 месяцев, то ситуация, когда приходит повестка, а признание лица, нуждающимся в постоянном уходе, еще в процессе, нормативными актами не урегулирована. По всей видимости, такая ситуация должна решаться индивидуально в каждом случае.

Следует обратить внимание, что п.3 ч. 1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ сужает круг лиц, за которыми осуществляет постоянный уход гражданин, подлежащий призыву на военную службу по мобилизации, для получения отсрочки. По действующему законодательству осуществлять постоянный уход можно за любым человеком, который нуждается в таком постоянном уходе. В случае призыва гражданина на военную службу по мобилизации, который осуществляет постоянный уход за иным лицом (лицами), нуждающимся в таком уходе по состоянию здоровья, остается открытым вопрос кто будет осуществлять постоянный уход за этим лицом (лицами) дальше. Явно положение такого человека существенно ухудшается.

"Постоянный уход" и "содержание" - абсолютно разные понятия. СК РФ (ст. 89 и т.д.) говорит об алиментных обязательствах, то есть именно о содержании нуждающегося члена семьи (бывшего члена семьи). А постоянный уход — это социально-медицинский термин. Их нельзя смешивать. И то, что в п.3 ч.1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ указываются разные понятия "уход" и "содержание" не случайно, правда, формулировка данного пункта Закона нуждается в уточнении. Возможно, судебная практика дойдет до Конституционного Суда РФ, так как по закону или по решению суда можно заставить содержать члена семьи, родственника, а вот заставить осуществлять постоянный уход за членом семьи (родственником) - нельзя. Это морально-социальное обязательство, которое человек берет на себя добровольно.

Если опираться на определения из п. 5 Приказа Минтруда России от 29.09.2020 N 667 [8], то: долговременный уход - технология социального обслуживания, в том числе стационарозамещающая, позволяющая обеспечивать посторонний уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, в целях обеспечения комфортных и безопасных условий проживания, сохранения (поддержания) самостоятельности и уменьшения зависимости от посторонней помощи таких граждан, их интеграции в общество; уход - совокупность действий по обслуживанию граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с учетом их индивидуальных потребностей, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, психофизических особенностей, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия для комфортной и безопасной жизни, поддержку их здоровья и самостоятельности, а также способствующих благоприятному течению жизни, предотвращению возможных неблагоприятных ситуаций, выполнению медицинских рекомендаций и назначений, основанных на соблюдении прав человека и гражданина, уважении личности и не допущении унижения чести и достоинства человека; граждане, нуждающиеся в постороннем уходе - граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе граждане с психическими расстройствами, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; граждане, осуществляющие уход - граждане, осуществляющие на основе родственных, соседских или дружеских связей уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе.

Положения глав 14 и 1 5 СК РФ [9] (алиментные обязательства), на наш взгляд, не применимы при решении вопросов о постоянном уходе в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ. Обязательство по уплате алиментов и финансовому содержанию по закону или решению суда не равно обязательству о постоянном уходе. Да, обязать содержать финансово и платить алименты можно по закону и по решению суда. Но нельзя по решению суда заставить члена семьи или иное лицо, например, осуществлять уход за лежащим больным, тем более, если нужна физическая сила. Следует особо отметить, что помощь соцработников ограничена и не связана с физическими усилиями, например, переворачивать, носить мыть лежачего больного и прочее, они не должны.

Противоречия между правовыми нормами водят к нарушению системности правового регулирования, несомненно, причиняют неудоб-

ства нормальной работе правовой системы и сказываются на производительности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка [11, c. 117]. Каково правосознание общества, таковы и его процессуальные институты. У нас всегда существовало две точки зрения: или пассивная, или общегуманитарная [12, c. 194]. Во избежание ошибочной ссылки на ст. 31 Семейного кодекса, как это произошло в Ярославском областном суде, рассуждая теоретически, не понимая реальности жизни конкретной семьи. нужны обследования врачей, заключения медико-социальной экспертизы, где все это указывается.

Кроме того, фактом подтверждения постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе, является регистрация с таким лицом в одной квартире или фактическое проживание, подтвержденное, например, медицинскими документами, или справка ф.№ 9 также подтверждает факт совместного проживания гражданина, осуществляющего уход, и лица, который нуждается в постоянном уходе.

В Указании ГШ ВС РФ от 4 октября № 315/2/3658 «Порядок предоставления гражданам отсрочки от призыва по мобилизации» говорится о том, что отсрочка согласно п.3 ч.1 ст. 18 Закона № 31-ФЗ, предоставляется на основании, в том числе заключения медико-социальной экспертизы об инвалидности. Но Бюро МСЭ не дают заключение об инвалидности.

На наш взгляд, мало того, что ГШ ВС РФ включил для отсрочки по мобилизации основания, которых нет в ст. 18 Закона № 31 -ФЗ и Указах Президента РФ, так еще сильнее запутал ситуацию с гражданами, которым нужен постоянный уход (надзор), так как заключение медико-социальной экспертизы об инвалидности как форма документа не установлена нормативно-правовыми актами. В такой ситуации, следует опираться на действующие нормативно-правовые акты и следовать им.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 28.03.1998 n 53-фз (ред. от 24.09.2022) "О воинской обязанности и военной службе" https://www.zakonrf.info/zakon-voinskiy/

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/bank/48308

3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

5. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

6. Постановление Верховного суда о практике назначения судами уголовного наказания https://rg.ru/documents/2008/04/09/nakazanie-dok.html

7. Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 31-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/

8. Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе" https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-29092020-n-667-o-realizatsii/

9. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

10. Мусалов, М. А. Закон и право. Источники права / М. А. Мусалов // Аграрное и земельное право. - 2021. - № 2(194). - С. 20-23. - DOI 10.47643/1815-1329_2021_2_20. - EDN ZYDDYA.

11. Мусалов, М. А. Противоречия в гражданском праве / М. А. Мусалов // Инновационные подходы в решении проблем современного общества : монография. - Пенза : "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 116-125. - EDN ZSFART.

12. Ибрагимова, А. Ш. Судебные и внесудебные процедуры разрешения споров / А. Ш. Ибрагимова, М. А. Мусалов, А. Б. Алиева // Аграрное и земельное право. - 2021. - № 11 (203). - С. 192-194. - DOI 10.47643/1815-1329_2021_11_192. - EDN RAJGSU.

References:

1. Federal Law No. 53-fz of 28.03.1998 (as amended on 24.09.2022) "On Military duty and military service" https://www.zakonrf.info/zakon-voinskiy/

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 647 dated 21.09.2022 "On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation" http://www.kremlin.ru/acts/bank/48308

3. "Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 24.09.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

4. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 N 195-FZ (as amended on 24.09.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

5. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" dated 05.04.2013 N 44-FZ (latest edition) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

6. Resolution of the Supreme Court on the practice of assigning criminal penalties by courts https://rg.ru/documents/2008/04/09/nakazanie-dok.html

7. Federal Law "On Mobilization Training and Mobilization in the Russian Federation" dated 26.02.1997 N 31-FZ (latest edition) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/

8. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 29.09.2020 N 667 "On the implementation in certain subjects of the Russian Federation in 2021 of a standard model of a system of long-term care for elderly citizens and disabled people in need of outside care" https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-29092020-n-667-o-realizatsii/

9. The Family Code of the Russian Federation" dated 29.12.1995 N 223-FZ (as amended on 04.08.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

10. Musalov, M. A. Law and Law. Sources of law / M. A. Musalov // Agrarian and land law. - 2021. - № 2(194). - Pp. 20-23. - DOI 10.47643/1815-1329_2021_2_20. -EDN ZYDDYA.

11. Musalov, M. A. Contradictions in civil law / M. A. Musalov // Innovative approaches in solving problems of modern society : monograph. - Penza : "Science and Education" (IP Gulyaev G.Yu.), 2017. - pp. 116-125. - EDN ZSFART.

12. Ibragimova, A. Sh. Judicial and extrajudicial dispute resolution procedures / A. Sh. Ibragimova, M. A. Musalov, A. B. Aliyeva // Agrarian and land law. - 2021. - № 11(203). - Pp. 192-194. - DOI 10.47643/1815-1329_2021_11_192. - EDN RAJGSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.