Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ: К ВОПРОСУ О ПРАВАХ МУЖЧИН'

ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ: К ВОПРОСУ О ПРАВАХ МУЖЧИН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1163
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ / СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / КОНТРАКТНАЯ АРМИЯ / ПРАВА МУЖЧИН / MILITARY SERVICE / CONSCRIPTION / CONSTITUTION / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / PRINCIPLES OF LAW / ECONOMIC RIGHTS / CONTRACT ARMY / MEN’S RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грошев Сергей Николаевич

Рассмотрена проблематика нарушения прав и свобод мужчин через призму института военной службы по призыву. Раскрывается сущность ограничений, которые возникают у мужчин, призванных на военную службу. Продемонстрирована спорность концепции призывной армии с точки зрения правовых принципов и положений Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грошев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY SERVICE BY CONSCRIPTION: ON THE ISSUE OF MEN’S RIGHTS

The article deals with the problem of violation of men’s rights and freedoms through the prism of the Institute of military conscription. The essence of restrictions that arise in men who are called up for military service is revealed. The author demonstrates that the concept of conscription army is controversial from the point of view of legal principles and provisions of the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ: К ВОПРОСУ О ПРАВАХ МУЖЧИН»

УДК 342.76 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10191

ББК 67.400.3 © С.Н. Грошев, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ: К ВОПРОСУ О ПРАВАХ МУЖЧИН

Сергей Николаевич Грошев, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирский институт МВД России (664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110) E-mail: groshev_sergej@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена проблематика нарушения прав и свобод мужчин через призму института военной службы по призыву. Раскрывается сущность ограничений, которые возникают у мужчин, призванных на военную службу. Продемонстрирована спорность концепции призывной армии с точки зрения правовых принципов и положений Конституции РФ.

Ключевые слова: воинская повинность, служба по призыву, Конституция, правоприменительная практика, принципы права, экономические права, контрактная армия, права мужчин.

MILITARY SERVICE BY CONSCRIPTION: ON THE ISSUE OF MEN'S RIGHTS

Sergey N. Groshev, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines Eastern Siberian Institute of the MIA of Russia (664074, Irkutsk, Lermontova str., 110) E-mail: groshev_sergej@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of violation of men's rights and freedoms through the prism of the Institute of military conscription. The essence of restrictions that arise in men who are called up for military service is revealed. The author demonstrates that the concept of conscription army is controversial from the point of view of legal principles and provisions of the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: military service, conscription, Constitution, law enforcement practice, principles of law, economic rights, contract army, men's rights.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Грошев С.Н. Военная служба по призыву: к вопросу о правах мужчин. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):31-4.

Воинская повинность — институт, который появился относительно недавно, хотя армии, основанные на принципе возложения на мужске население обязанности служить в вооруженных силах, зафиксированы ещё во времена Античности [5, р. 137-138]. По общему мнению, призывная армия получила распространение лишь в эпоху Французской революции [3, с. 5]. Ученые полагают, что первым в истории массовым призывом на военную службу был декрет Национального конвента от 23 августа 1793 года, когда статус призывника получили все неженатые мужчины от 18 до 25 лет. Аналогов такого событя — призыва почти миллиона мужчин во французскую революционную армию, на тот момент не было [4, p. 8].

Воинская повинность, явление неоднозначное. Сама обязанность служить в вооруженных силах подразумевает принуждение, и кару со стороны го-

№ 4 / 2020 - Вестник Московского VI

сударства, за отказ служить по призыву. В 1998 году в России был принят закон «О воинской обязанности и военной службе»1 и за уклонение от призыва на военную службу предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статье 328 УК РФ — штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет2.

Анализ правоприменительной практики показывает, что арест и лишение свободы за уклонение от призыва на военную службу в российских судах не

1 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // СПС Консультант Плюс.

2 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СПС Консультант Плюс.

верситета МВД России- 31

применяются и наказания для уклонистов ограничиваются штрафами. Например, в 2014 году по статье 328 УК РФ всеми судами Российской Федерации было осуждено 790 человек. Реальному лишению свободы в 2014 году за уклонение от службы по призыву не подвергся ни один осужденный. Большинство осужденных (512 человек) получили штрафы до 25 тыс. рублей, ещё 248 человек — штрафы от 25 тыс. до 100 тыс. рублей и только 5 лиц — свыше 100 тыс. рублей1. Тем не менее относительная мягкость приговор все же не отменяет того факта, что мужчины в РФ подвергаются уголовному преследованию за факт уклонение от воинской службы по призыву. В 2012 году группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации был разработан проект Закона «О срочной военной службе для женщин», однако он не был принят2, так как предполагал, что срочная военная служба для женщин будет иметь добровольный характер, а, следовательно, женщины желающие служить в вооруженных силах могут поступить на военную службу по контракту. В целом политика российского законодателя по вопросу военной службы по призыву носит откровенно дискриминационный характер по гендерно-му признаку. Призывают на срочную военную службу только мужчин от 18 до 27 лет.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 59 определяет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина России. Необходимо отметить, что верховный закон России не ставит знак равенства между обязанностью защищать Отечество и обязанностью проходить военную службу по призыву. Нормы, касающиеся прохождения военной службы по призыву, в Конституции РФ не представлены и вся процедура, затрагивающая воинскую обязанность граждан РФ, закреплена в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет институт военную службу по призыву3. Исходя из сущности норм регламентирующих военную службу по призыву в РФ и практики правоприменения, призыв мужчин на военную службу (женщины в России не подлежат призыву) является государственным принуждением мужчин к военной службе на достаточно длительный срок (1 год) за довольно скромное вознаграждение (в среднем до 3 тысяч рублей в

1 Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // URL://http://www.cdep.ru.

2 Депутаты призывают женщин на срочную службу // Известия от 20 декабря 2012 // URL://https://iz.ru/

3 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 (ред. от 01.04.2020) «О

воинской обязанности и военной службе» // СПС Консультант Плюс.

месяц для рядовых и сержантов).

Следуя положениям Конституции, а также принципам права, можно отметить, что военная служба по призыву ограничивает некоторые естественные права и свободы граждан, в нашем случае сугубо мужского пола. Конституция Российской Федерации, а точнее ч. 3 ст. 19, предписывает равенство прав, свобод и возможностей для их реализации для мужчин и женщин. Как известно Конституция РФ имеет прямое действие и, следовательно, п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» противоречит положению Конституции, так как в нем сказано, что на военную службу подлежат только граждане мужского пола. Исходя из положений Конституции и юридических принципов, запрещающих дискриминацию по гендер-ному признаку в п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» можно усмотреть ущемление прав человека по признаку принадлежности к определенному полу.

Военная служба по призыву — это прежде всего определенные ограничения правового статуса, некое бремя, которое обязан нести гражданин. Призванный на военную службу ограничивается в правах и свободах на срок равный времени военной службы, а это противоречит положениям ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации в которой сказано, что: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»4. Мало того, ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому, законно находящемуся в пределах РФ, права свободно перемещаться в пространстве, выбирать место пребывания и проживания. Как известно, юридическая сущность права, закрепленного в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ заключается в свободе передвижения, выборе места пребывания и проживания и, следовательно, принудительная военная служба препятствует реализации гражданином перечисленных правомочий. Мало того, за самовольное оставление места несения военной службы предусмотрена уголовная ответственность. Как мы видим, предусмотренное Конституцией РФ право на выбор гражданином места проживания и пребывания во время военной службы по призыву ограничено.

Военная служба по призыву ограничивает мужчин не только в свободе передвижения. Одним из существенных ограничений, которым подвергается мужчина, призванный на военную службу является

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.

32

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2020

свобода выбора деятельности и профессии. Конституция Российской Федерации, а точнее ч. 1 и ч. 2 ст. 37, декларирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, свободу выбора рода деятельности и профессии, а также запрещает принудительный труд. Очевидно, что мужчина, попавший на военную службу по призыву, не способен полностью реализовать свое право на свободу трудовой деятельности. Мало того, некоторые мужчины могут резко негативно относится к военной службе в целом по моральным, этическим и религиозным соображениям.

Если затрагивают экономические права и свободы, то военная служба по призыву серьезно снижает шансы молодых мужчин на успешное трудоустройство в конкретных кластерах экономики, вычеркивая самые продуктивные годы трудовой деятельности [2, с. 60]. Опираясь на исследования ряда ученых можно отметить, что те, кто отслужил военную службу по призыву теряют от 5 до 15 % своих годовых доходов в течение жизни, а армейские навыки и военная специальность очень часто не позволяют эффективно их использовать в трудовой деятельности [1, с. 61].

В целом, анализируя определенные противоречия в нормативно-правовой базе затрагивающей военную службу по призыву, необходимо отметить, что ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Следовательно, «вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными»1. То есть, ограничения прав и свобод человека федеральным законодательством считаются недопустимыми в следующих случаях:

• данные ограничения не способствуют достижению намеченных законодателем задач;

• ограничения прав и свобод не имеют разумного основания, не могут быть оправданы конституционно значимыми целями, допускающими соразмерное ограничение прав и свобод;

• ограничение правомочий субъекта не являются необходимыми и строго обусловленными конституционно одобряемыми целями, адекватными социально необходимому результату.

Российскому законодателю необходимо признать, что существенно ограничивающий права и свободы

мужчин институт призыва на военную службу не в полной мере обеспечивает выполнение задачи по обеспечению обороны страны и безопасности государства. На современном этапе ведения боевых действий исход войны определяют профессионализм и техническая оснащенность вооруженных сил, а, следовательно, юноши, которые относятся к военной службе как к бремени не способны эффективно решать поставленные перед вооруженными силами задачи по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Пресловутая «война в Чечне» в 90-х годах ХХ столетия показала слабость призывников, вынужденных вести боевые действия против террористов, которые зачастую являлись добровольцами или высокооплачиваемыми наемниками. Высшее руководство страны неоднократно прямо или косвенно заявляли о стремлении укомплектовать вооруженные силы профессионалами, отказавшись от института военной службы по призыву. «Следует иметь в виду, что мы шаг за шагом отдаляемся от концепции службы по призыву. Пройдет небольшое время, и российская армия будет комплектоваться исключительно контрактниками», - заявил президент РФ в ходе встречи с отечественными победителями турнира WorldSkills2. Тем самым, власть в лице президента признает, что призывная армия обладает меньшей боеготовностью и морально-волевыми качествами в сравнении с армией, которую составляют контрактники.

В целом, необходимо сказать, что институт военной службы по призыву противоречит правовым принципам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЭ (ред. от 01.04.2020) «О воинской обязанности и военной службе», Вооруженные Силы РФ укомплектовываются как по призыву, так и по контракту, то есть правовой механизм комплектования Вооруженных Сил в добровольном порядке в настоящее время разработан и широко применяется, а, следовательно, переход к контрактной армии будет не таким проблематичным с точки зрения нормативной базы. Вместе с тем, не имеет юридического обоснования ограничение прав мужчин по сравнению с правами женщин. Общеизвестно, что феминизированный мужчина менее приспособлен к военной службе, нежели маскулинизированная женщина. Институт военной службы по призыву не является единственным средством достижения целей обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данные цели могут быть достигнуты другими правовыми механизмами. В настоящее время множество зарубежных госу-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 года 2 «Прощай, повестка!» - Владимир Путин рассказал, о скором конце № 13-П // СПС Консультант Плюс. призыва в армию // URL://https://planet-today.ru.

№ 4 / 2020 - Вестник Московского университета МВД России- 33

дарств отказались от института военной службы по призыву, в частности США, Канада, Япония, перейдя к профессиональной армии. Сохранять институт военной службы по призыву, который существенно ограничивает права мужчин, нет никакой необходимости, так как военная служба по призыву не способствует достижению поставленных Конституцией задач.

Литература

1. Емцов Р., Локшин М. Экономическое бремя призыва на военную службу в России: результаты микроэкономического анализа // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 50-69.

2. Смирнов А.В. Установки допризывной молодежи на прохождение военной службы по призыву (по материалам Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011. № 4 (24) С. 60-67.

3. Стерхов Д.В. «Каждый житель государства — его прирожденный защитник». Дискуссия о всеобщей воинской повинности и военная реформа в Пруссии в начале XIX века // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXXIII-LXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 6(64). — Новосибирск: СибАК, 2017. С. 5-22.

4. Pröve R. Stadtgemeindlicher Republikanismus und „die Macht des Volkes". Civile Ordnungsformationen und kommunale Leitbilder politischer Partizipation in den deutschen Staaten vom Ende des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhundert. Göttingen, 2000. 580 S.

5. Sabin Ph., van Wees H., Whitby M. (Ed.). The Cambridge history of Greek and Roman warfare. Volume I: Greece, Hellenistic World and the Rise of Rome. Cambridge, 2007. 694 p.

References

1. Yemtsov R., Lokshin M. Economic burden of conscription in Russia: results of microeconomic analysis // Economic issue. 2006. no. 1. Pp. 50-69.

2. Smirnov A.V. Installations of pre-conscription youth for military service on conscription (based on the materials of the Ivanovo region) / / Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Social science series, 2011, no. 4 (24), Pp. 60-67.

3. Sterkhov D.V. "Every citizen of the state is its natural defender". Discussion of universal conscription and military reform in Prussia at the beginning of the XIX century // Topical issues of social Sciences: sociology, political science, philosophy, history: collection of articles on the mater. LXXIII-LXXIV international. scientific-practical Conf. no. 6 (64). - Novosibirsk: Sibak, 2017.Pp. 5-22.

4. Pröve R. Stadtgemeindlicher Republikanismus und „die Macht des Volkes". Civile Ordnungsformationen und kommunale Leitbilder politischer Partizipation in den deutschen Staaten vom Ende des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhundert. Göttingen, 2000. 580 S.

5. Sabin Ph., van Wees H., Whitby M. (Ed.). The Cambridge history of Greek and Roman warfare. Volume I: Greece, Hellenistic World and the Rise of Rome. Cambridge, 2007. 694 p.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

34

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.