УДК 325.1
Ж.У. Усанова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ошский технологический университет
Аннотация. В статье даются основные перспективы трудовой миграции в Кыргызской Республике, совершенствование законодательной базы. Рассматриваются основные проблемы в Кыргызстане, и определяется ее тесная взаимосвязь с незаконной трудовой миграцией; раскрываются основные направления борьбы с этим явлением в Кыргызстане и как следствие перспективы ее развития.
Ключевые слова: законодательная нормативная база трудовой миграции, интеграция, экономический рост, демографический кризис, трудящиеся-мигранты, рынок труда, нелегальная иммиграция, место жительства, современная миграционная политика Кыргызстана.
UDC 325.1
Zh.U. Usanova
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF EXTERNAL LABOR MIGRATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Osh Technological University
Abstract. In article the main prospects of labor migration in the Kyrgyz Republic are given, improvement of legislative base The main problems in Kyrgyzstan are considered and its close interrelation with illegal labor migration is defined; the main directions of fight against this phenomenon in Kyrgyzstan and as a result of prospect of its development reveal.
Keywords: Legislative regulatory base of labor migration, integration, economic growth, demographic crisis, migrant workers, labour market, illegal immigration, residence, Modern migration policy of Kyrgyzstan.
Массовый характер внешней трудо- лось построение экономической страте-
вой миграции из южных регионов Кыр- гии таким образом, чтобы за счет рыноч-
гызстана требует более эффективных ных стимулов реализовать экономиче-
мер по регулированию трудовых пото- ский потенциал страны и регионов, и за
ков не только на местном, но и на госу- счет этого добиться достойного уровня
дарственном уровне [1-2]. С переходом жизни [3-4]. на рыночные отношения предполага-
Однако здесь существуют огромные проблемы. Например, в результате проведенной реформы государственного управления, Постановлением Правительства КР «О функциональных и структурных изменениях в системе государственных органов исполнительной власти» от 5 марта 2013 года Министерству труда, миграции и молодежи КР были переданы функции в сфере внешней миграции.
На данный момент работа данного ведомства осложняется тем, что за рубежом нет ни одного представительства министерства. Как показала практика, многие проблемы, связанные с трудовыми мигрантами, оперативно решаются именно на местах сотрудниками данных представительств [5-6]. В настоящее время защитой прав и интересов граждан Кыргызской Республики за рубежом занимаются сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, особенно с теми, которые попали в так называемые «черные списки», т.е. теми гражданами, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации. О плохой координации деятельности двух ведомств свидетельствует то, что на данный момент Министерство труда, миграции и молодежи не обладает точными данными о количестве таких лиц, не имеет оно также доступа к базе данных Федеральной миграционной службы (ФМС) России.
Поэтому, скорее по наитию, а не обладая точной информацией, ведет работу по информированию граждан о возможном запрете на их въезд на территорию России и Казахстана. Более точную информацию о тех, кому запрещен въезд на территорию России, сотрудники Министерства узнают вместе со всеми простыми гражданами в аэропорту «Манас» и Ошском аэропорту, где совместно с фондом «Добрососедство» были открыты выносные единые миграционные центры.
В перечень «запретников», как правило, вносятся не только те, кто нарушает уголовное законодательство, но и замеченные в административных правонарушениях (к примеру, это вопросы регистрации, когда трудовой мигрант зарегистрирован по одному адресу, а проживает по другому), а также в нарушении сроков пребывания на территории Российской Федерации [7-9]. Так, например по данным МИД КР в 2013 году с российской территории было депортировано всего 44 граждан и около 2,5 тыс. кыргызских мигрантов получили предупреждение о возможном выдворении за нарушение правил пребывания в стране. Количество мигран-тов-«возвращенцев» в ближайшее время может резко увеличиться, потому что в России с 1 января 2014 года вступили в силу новые правила в миграционном законодательстве. Гастарбайтерам, у которых нет разрешения на работу в России, патента или других разрешительных документов, можно будет находиться на ее территории без визы только в течение 90 дней, по истечении установленного срока они смогут вновь пересечь границу только через 3 месяца. Такая мера принята, чтобы нелегальные мигранты не смогли, как раньше, приехать в Россию, прожить там 90 дней, после чего возвратиться на родину, а на следующий день вновь въехать в Россию, обнулив временной лимит пребывания в стране [10-11].
На фоне всего этого в Министерстве труда, миграции и молодежи нет пока новых концептуальных подходов, сопрягающих интересы государства и гражданина в описанной ситуации. Массовое возвращение в этом случае мигрантов в Кыргызстан может в какой-то период дестабилизировать политическую и социальную ситуацию, преимущественно локально, в Бишкеке или Оше, особенно если совпадет с другим политическим фактором - весной. Беспомощность в этой сфере системы государственного управления создает большой риск для Кыргызстана и в экономическом, и в политическом измерениях.
Прогнозируемое в 2016-2017 годах торможение экономического роста в России также неизбежно отразится и на Кыргызстане - сократится объем переводов, которые трудовые мигранты будут посылать домой. К резкому сокращению денежных переводов от мигрантов могут привести также и изменения финансовой трансграничной политики России и Казахстана, что также скажется на общем уровне жизни в стране и состоянии государственного бюджета. Например, те социальные нужды, которые сейчас покрываются денежными средствами мигрантов, с большой долей вероятности лягут бременем на государство. Плюс государство должно будет очень быстро найти применение высвободившимся из миграционной отрасли трудовым ресурсам. Вступление в Таможенный союз, может запустить и иные процессы - увеличить эмиграцию из Кыргызстана и отток инвестиционных капиталов граждан наряду с увеличением внешних, весьма агрессивных инвестиций и «мигрантов-
бизнесменов».
Принимая во внимание складывающиеся тенденции в трудовой миграции, в качестве приоритета выделяются следующие направления:
- расширение каналов организованного трудоустройства за рубежом за счет обеспечения эффективного функционирования служб занятости, как государственной, так и частных, а также в результате их взаимодействия;
- усиление работы по защите прав трудовых мигрантов за рубежом через деятельность представительств Министерства в других странах;
- создание договорно-правовой основы для содействия трудовой деятельности кыргызских граждан за границей, т.е. налаживание межгосударственного диалога и подписание международных соглашений, регулирующих процессы трудовой миграции;
- улучшение информированности участников рынка труда о возможностях
и условиях трудоустройства как внутри страны, так и за рубежом [12-14].
Кстати, последнее является, пожалуй, самым главным, поскольку потенциальные трудовые мигранты испытывают потребность в периодически обновляемых массивах информации о принимающих регионах: наличии и потребности в трудовых ресурсах, структуре рабочих мест, состоянии рынка жилья и льготах, о социально-экономическом уровне развития предполагаемого региона перемещения. Поэтому одним из способов снижения нерациональных трудовых миграций является создание банка данных, осуществляющего сбор, обмен, обработку и хранение информации на государственном уровне [15-16]. Это необходимо для оптимального функционирования рынка труда, когда можно узнать об имеющихся вакансиях в любой точке страны. Кроме этого, информация должна распространяться через печать, радио, телевидение, размещаться в службах занятости и кадровых агентствах, а также должна доводиться до потенциальных участников трудовых миграций на ярмарках вакансий.
Социальное самочувствие регионов, для которых проблема трудовой миграции наиболее актуальна, напрямую зависит от ее эффективного решения. На наш взгляд, ключевой проблемой трудовой миграции в настоящее время является недостаточное государственное финансирование уже принятых программ. В последнее время официальные лица, ссылаясь на статистические данные, упорно твердят о том, что в Кыргызстане за чертой бедности живет 38,4% населения страны. Зарубежные инвесторы на этом основании полагают, что в республике сумели уменьшить уровень нищеты.
В свою очередь, жители республики официальным данным уже давно не верят. Многие местные эксперты более категоричны: сегодня бедные в стране, по их мнению, составляют около половины населения, а после повышения тарифов на электроэнергию, свет и горячую воду их число возрастет в полтора-два раза.
Вообще, нужно отметить, государство полюбило в последнее время перекладывать все проблемы на плечи своих граждан. При этом наблюдается явный перекос - регионам приказали решать собственные проблемы за счет собственных же ресурсов, но при этом бюджетные и налоговые отчисления собираются в централизованном порядке, и лишь затем распределяются по регионам. Отсюда и дисбаланс распределения бюджетных сумм, поскольку бюджетные дотации распределяются по районам на единицу валового дохода, поэтому в центральных областях жизнь гораздо лучше, чем в сельской местности, высокогорных и отдаленных районах. На фоне дефицита бюджета (например, в 2014 г. он в Кыргызстане составил 9 млрд. 430 млн. сомов) в ранг государственной политики возводится строительство объектов сельской инфраструктуры методом ашара. При этом чиновники упирают на самосознание жителей и понимание сегодняшних трудностей страны.
Регулирование миграции населения должно производиться в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей [17-18]. Согласование миграционной политики с политикой на рынке труда будет обеспечивать возможность регулирования мобильности населения в масштабах региона. Разработка методов регулирования трудовой миграции предполагает также решение ряда задач, важнейшими из которых являются: исследование социально-экономических функций, роли и места трудовой миграции; внутренних закономерностей этого процесса; механизма и количественных зависимостей.
Основной задачей можно считать повышение эффективности контроля над миграцией населения, недопущение ее избыточного роста, активное противодействие негативным тенденциям в развитии нелегальной миграции [19], а также создание благоприятных условий социально-экономического развития. С
этой целью в 2012 году Правительство Кыргызстана разработало Национальную стратегию устойчивого развития страны на 2013-2017 годы. Отличиями и особенностями данного документа от аналогичных предыдущих является его социальная ориентированность, ограниченная роль приоритетов, особая роль развития регионов, ориентация экономической политики на обеспечение устойчивого экономического роста посредством повышения конкурентоспособности страны через интенсификацию развития и опережающий рост производительности труда, а также на повышение степени интеграции кыргызской экономики в мировую экономическую систему.
Приоритетным направлением развития при этом объявлены энергетика, горная добыча, развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; развитие среднего и малого бизнеса, туризма, транспортной инфраструктуры и инновационных технологий. Однако некоторые ученые считают, что в настоящее время интеграция республики в мировую экономику заметно сдерживается из-за низкого технического и технологического уровня производства, низкой конкурентоспособности производимой продукции, сырьевой направленностью экспорта, коррупцией и бюрократией.
При включении Кыргызстана в систему мировых интеграционных процессов необходимо учитывать также тенденции глобальной экономики. В этих условиях для адаптирования экономики Кыргызстана к мировому рынку необходимо осуществлять приоритетное развитие экономических связей со странами СНГ, а также активизировать участие в региональных организациях. Вследствие своих малых размеров Кыргызстан даже теоретически не может сделать конкурентоспособными все отрасли своей экономки. Поэтому выбор и поддержка приоритетных отраслей является стратегическим вопросом экономической политики государства. При этом следует учитывать, что приоритетной может быть отрасль, для которой
экспортоориентированность является изначальным требованием.
Поскольку для трудовой миграции важна экономическая составляющая, а уменьшить отток трудоспособного населения за рубеж можно только при планомерном развитии приоритетных направлений экономики, способной поднять уровень жизни в стране, позволим высказать собственную точку зрения на данный вопрос. Какие отрасли производства могут сегодня для Кыргызстана стать приоритетными? Одной из приоритетных может стать швейное производство (а не электроника, туризм, сфера услуг, как указано в Стратегии развития страны). В республике сегодня ни одна отрасль не развивается так быстро, как швейное производство. Оно не требует крупных иностранных инвестиций, здесь используется опора на собственные силы. Как показывает опыт, из всех факторов производства дешевый труд является единственным, но фундаментальным преимуществом, которые развивающиеся страны могут противопоставить развитым странам [20]. Применительно же к трудовым отраслям, каковым является швейное производство, это преимущество развивающихся стан увеличивается многократно, обеспечивая им огромную конкурентоспособность [20]. Чтобы эта отрасль выросла до международного уровня, от государства требуется помощь в создании инфраструктуры и сети сбыта, подготовки кадров (технологов, инженеров, модельеров), расширение производства во всех регионах, обновление оборудования, легализация швейных цехов.
Перспективным направлением интеграции экономики Кыргызстана при вложении серьезных инвестиций может стать и горнодобывающая отрасль. Для республики основным приоритетом в горнодобывающей промышленности в настоящее время является добыча золота. Сценарий среднего роста предусматривает ввод в эксплуатацию наиболее подготовленных месторождений «Дже-руй» и «Талды-Булак Левобережный», а
также освоение небольших месторождений «Куру-Терек», «Иштамберды» и Тер-кейского рудника.
Мы согласны с мнением ведущих ученых Кыргызстана, что нужны эффективные меры по возрождению, в первую очередь, индустриально-промышленного сектора экономики. По мнению И.В. Волкова, только этот сектор в реалиях современного мира является главным фактором экономического роста, фактором стабильности, независимости, а также финансовой устойчивости и дальнейшего эффективного развития страны. Сфера услуг, в том числе туризма, формирующая в настоящее время 46% структуры ВВП, не может стать ее решающим, главенствующим фактором, так как в значительной степени зависит от внешних условий (неразвитая инфраструктура, высокие транспортные расходы, связь, банковская система).
Для экономики страны в свете неконтролируемых потоков трудовой миграции особенно остро стоит вопрос разделения труда между регионами путем согласования и объединения усилий. В этой связи представляет интерес такая модель развития, как территориальная система управления. Она основывается на территориальном управлении производством и распределении ресурсов. Прежде всего, эта модель должна обеспечить создание новых крупных хозяйственных комплексов и проведение внутритерриториальной специализации.
Последняя, как известно, способствует созданию и эффективному функционированию малых и средних производств, которые на конкретной основе будут производить соответствующую мировым стандартам продукцию и услуги. По мнению отечественных ученых особое место в планах перспективного развития страны должны занять так называемые «коридоры экономического роста», которые, в конечном счете, должны обеспечить формирование новой структуры хозяйства и планомерного развития регионов.
В рамках концепции и законодательной нормативной базы трудовой миграции
должны быть решены следующие ключевые вопросы:
- четкое распределение и долгосрочное закрепление функций государственных органов, в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и усиление координации и взаимодействия между ними. В первую очередь, это создание программы информирования населения по вопросам внешней трудовой миграции. Важно, чтобы она была тщательно разработана на основе системного подхода, с привлечением основных акторов в стране и регионе -МОМ, МОТ, ЮНЕСКО, ОБСЕ, других международных и местных организаций.
На наш взгляд, эффективность кампании достигается, если она основана не на общих положениях, а на надежных фактологических данных и их анализе. В этой связи проведение исследований по проблемам трудовых мигрантов в странах исхода и достижения представляется одним из наиболее важных компонентов этой и последующих программ информирования.
На наш взгляд, проводимая на сегодняшний день миграционная политика не учитывает катастрофическое положение в южном регионе страны, высокогорные районы и зоны экологической опасности. Сегодня весь юг Кыргызстана, включая и Ошскую область, находится в экономической блокаде. Почти год закрыта граница с Узбекистаном. Еще пару лет назад вдоль границ стояли мини-заводы по переработке хлопка. Практически весь весенний сезон не работал рынок «Кара-Суу», который кормит практически всю Ошскую область. Предприниматели Ошской области привыкли выживать самостоятельно.
Среди мер законодательного порядка, на наш взгляд, необходимо совершенствование системы приграничного и паспортного контроля в соответствии с международными стандартами, разработка и совершенствование законодательной базы в области предотвращения торгов-
ли людьми, проведение работ по обучению трудовых мигрантов правовым основам российского и казахстанского законодательства. Необходимо также начать работу над проектом Миграционного кодекса, который должен объединить существующую законодательную базу по всем проблемам трудовой миграции.
Развитие рыночных отношений открывает пути для развития различных вариантов методов управления миграционными процессами: как социально-
экономических, так и социально-психологических. Важно не только принять опыт развитых стран, но и сочетать между собой известные методы управления трудовыми ресурсами с учетом региональных особенностей.
И, наконец, о самом главном - защите прав трудовых мигрантов. Какие меры должны предприниматься для того, чтобы права трудовых мигрантов не нарушались? Защищать права мигрантов необходимо до их выезда из страны. Это основная концепция, которая позволит гарантировать защиту прав трудового мигранта, когда он будет работать за пределами родины. Для этого должны работать всевозможные институты, которые будут направлять человека в его желании работать за рубежом. Не исключено, что человек может найти равносильную работу и на внутреннем рынке труда, но такие аспекты не рассматриваются мигрантами, потому что они не знают, куда обратиться. Поэтому наша концепция предполагает рассматривать собственных трудовых мигрантов в качестве той же категории граждан страны, которые заняты, но на внешнем рынке труда. Есть люди, которые знают, куда они едут, что будут делать и сколько получать, но у них нет контрактов. Поэтому первый шаг этого процесса - возможность легально трудоустроить человека до его выезда. Люди должны знать, кто их работодатель и сколько они будут получать.
Учитывая социально-экономические и демографические особенности республики, необходимо разработать и принять комплекс мер, направленных на оптими-
зацию миграционной подвижности населения, обеспечение коренных преобразований в системе профессионального обучения и подготовку квалифици-
рованных кадров, международное сотрудничество в экономической сфере.
Список литературы
1. Грибанов С.В. Роль государства в урегулировании социальных конфликтов // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2008. № 24. С. 35-37.
2. Ибрагимов М. М. Миграция и политика. Формирование и реализация государственной миграционной политики России в 1990-е гг. - Саратов, 2002. - 291 с.
3. Воронов В.В., Лавриненко О.Я. Доходы населения Латвии: уровень, дифференциация, динамика // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 47-53.
4. Грачев М.Н., Попов С.И. Изменение тенденций развития местного самоуправления в Москве, в связи с присоединением новых территорий часть I // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2016. № 1 (32). С. 14-25.
5. Егорова Е.Н. Правовое регулирование трудовых отношений в европейском союзе и Совете Европы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 12. С. 65-71.
6. Свердлова Н.А. Культурно-языковая адаптация мигрантов: реализация системного подхода // В сборнике: Жизнь языка в культуре и социуме -3 2012. С. 422425.
7. Кондрашечкин Р.В. О некоторых вопросах правового регулирования противодействия международным террористическим организациям // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 114-120.
8. Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 6 (281). С. 171-181.
9. Юдина Е.В. Туризм в многополярном мире // Вестник РМАТ. 2015. № 3. С. 2831.
10. Гришин О.Е., Жильцов С.С., Иванова Е.А., Михайлова Н.В., Попов С.И., Степанов С.А. Проблемы политической науки. - Москва, 2014. - 164 с.
11. Манкиев А.А., Ибрагимов М.М., Жемчураева С.Ш. Чеченский тайп в историческом прошлом и сознании современной студенческой молодежи // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. № 3 (20). С. 99-104.
12. Воронов В.В. Оценка и факторы роста инновационной конкурентоспособности регионов Латвии // Балтийский регион. 2012. № 4 (14). С. 7-21.
13. Кондрашечкин Р.В. К вопросу о социальной и правовой защите граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность: уголовно-правовой и оперативно-разыскной аспект // В сборнике: Проблемы применения уголовного законодательства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности Материалы Межведомственного круглого стола. Под редакцией Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. 2016. С. 83-89.
14. Shavlaeva T.M. Traditional metrology Chechens // В сборнике: The First International Conference on History and Political Sciences 2014. С. 132-139.
15. Егорова Е.Н. Правосубъектность европейского союза и международное трудовое право // Московский журнал международного права. 2013. № 1 (89). С. 142-151.
16. Юдина Е.В. Туризм как поиски «потерянного рая» // В сборнике: Современный город: социальность, культуры, жизнь людей Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л. А. Закс, Л. А. Мясникова, А. П. Семитко, С. А. Мицек, Е. Б. Перелыгина, К. И. Зубков, С. Д. Балмаева, А. В. Дроздова,
Л. В. Росновская, А. В. Агеносов, И. С. Крутько, С. А. Рамзина, И. Н. Борисова, Г. А. Ямалетдинова. 2014. С. 452-455.
17. Грибанов С.В. Социальные конфликты в гражданском обществе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2006. № 19. С. 80-83.
18. Шавлаева Т.М. Из истории развития шерстяного промысла чеченцев в xix - нач. хх вв. (историко-этнографическое исследование) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Грозный, 2006. - 205 с.
19. Кондрашечкин Р.В. К вопросу совершенствования законодательства в области оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя научно-практическое издание. Старотеряево, 2016. С. 59-62.
20. Шавлаева Т.М. Искусство окрашивания изделий и понятие цвета у чеченских народных мастериц // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 4. № 2. С. 16-24.
Информация об авторах:
Information about authors:
Усанова Жамиля Умаровна,
Кандидат экономических наук, доцент, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан
Usanova Zhamilya Umarovna,
Candidate of economic sciences, associate professor, Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan