УДК 331.108
Ж.У. Усанова
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ
ПРОБЛЕМ
Ошский технологический университет
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы торговли людьми в Кыргызстане и определяется ее тесная взаимосвязь с незаконной трудовой миграцией; раскрываются основные направления борьбы с этим явлением в Кыргызстане.
Ключевые слова: трудовые мигранты, миграционные процессы, торговля людьми, криминализация миграции.
UDC 331.108
Zh.U. Usanova
GENDER POLISY IN LABOUR MIGRATION AND TRAFFICKING IN PERSONS IN THE KYRGYZ REPUBLIC: RELATIONSHIP PROBLEMS
Osh Technological University
Abstract: The article deals with the basic problem of trafficking in persons in the Kyrgyz Republic and by its close relationship with illegal labour migration; reveals the main combat in Kyrgyzstan.
Keywords: migrant workers, migration, trafficking in human beings, the criminalization of migration.
Миграционный поток во многом обусловлен уровнем жизни населения, поэтому качество одного из концептуальных подходов следует рассматривать как стремление к повышению уровня жизни населения тех местностей, где наблюдается оживление миграционных потоков [1-3].
За прошедшие годы изменился и облик трудового мигранта Кыргызстана. Это - главным образом мужчина. Доля женщин среди официально работающих все последние годы удерживается на
уровне 14-15%. Однако в общем потоке мигрантов, включая нелегальных, доля женщин, по мнению экспертов, существенно больше и в последние годы достигла уровня 47,5%. Недоучет женщин официальной статистикой связан с особенностями их трудоустройства - женщины чаще работают в неформальном секторе, у частных лиц и т.д., не оформляя официально свою занятость. Еще одно изменение коснулось возрастной структуры потока трудовых мигрантов - в нем стало значительно больше молодых людей до 29
лет [4]. Современные трудовые мигранты Ошской области, в основном, представители кыргызской национальности.
Одним из негативных компонентов внешней трудовой миграции в Кыргызстане является ее криминализация, которая в числе прочих включает торговлю женщинами. Криминализация может происходить практически на всех этапах миграционного процесса, но очень часто она проявляет себя на самом начальном этапе, когда криминальные элементы эксплуатируют три фактора, зачастую делающих женщин Кыргызстана уязвимыми к обману и противозаконным действиям. Во-первых, это недостаточная информационная обеспеченность, связанная с недостатком и искаженностью информации для женщин, особенно тех, кто решился на трудовую миграцию впервые [5-6]. Многие женщины - трудовые мигранты из Кыргызстана - не просто не обладают необходимой информацией, но и не знают, где ее можно получить, проверить или перепроверить. Во-вторых, сказывается недостаток социального капитала (личных связей и профессиональных навыков общения), а также человеческого капитала (часто выражающегося в недостатке образования, правовой, языковой и профессиональной подготовки) [7-8]. Женщины, у которых существуют недостаточные социальные и профессиональные связи, готовы обращаться за помощью к случайным людям и доверяют их вымыслам о возможности с легкостью найти успешную и высокооплачиваемую работу. В-третьих, криминальные элементы используют тот факт, что зачастую женщины - трудовые мигранты не обладают достаточным финансовым капиталом [9-10]. Их сбережения и зарплата во многих случаях не покрывают полностью расходы на проезд, оформление документов, проживание в период поиска работы или сам поиск работы. Такие женщины попадают в ловушку в виде «кредитования» их миграции, зачастую под грабительские проценты и другие
формы «содействия».
На чужбине кыргызские женщины часто становятся жертвами различных криминальных структур. Это происходит из-за того, что зачастую мигранты, не имея всех необходимых документов, оказываются беззащитными перед криминалом, боясь или не имея возможности обратиться за помощью к правоохранительным органам или другим организациям [11-12]. Плохое знание женщинами законов страны назначения делает их еще более уязвимыми как для криминальных структур, так и для произвола правоохранительных органов.
Одним из самых опасных элементов криминализации миграции является торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации женщин. Эта проблема для Кыргызстана стала в последние годы крайне важной и актуальной. Однако в мире этот вид преступного промысла долгие годы был одним из самых распространенных, поскольку торговля людьми является одним из наиболее прибыльных и безопасных видов транснациональной организованной преступной деятельности, в отличие от таких сфер получения сверхприбылей, как оружие и наркотики [1314]. Это связано с тем, что перемещение людей через границы государств, особенно на законных основаниях, не может преследоваться властями, а доказать истинные цели такого перемещения зачастую невозможно [15-16]. В настоящее время для сокрытия фактов незаконной эксплуатации (рабства) женщин участились случаи их вербовки для занятия проституцией в другие страны под видом фотомоделей, массажисток, домашних работниц и специалистов различных сервисных услуг. В г. Бишкеке в 2010 году было проведено исследование, которое выявило, что в основном жертвами торговли становятся девушки и молодые женщины.
Рисунок 1 - Возрастной уровень жертв незаконной торговли
Рисунок 2 - Образовательный уровень жертв незаконной торговли
В основном жертвами трафика становятся девушки славянской (49%) и кыргызской (29%) национальности. Девушки узбекской, таджикской, уйгурской, корейской и других национальностей составляют в совокупности 28% [17].
Интересно, что среди жертв трафика самые молодые - девушки не славянской, а кыргызской национальности. В
основном «секс-рабынь» из Кыргызстана переправляют в страны СНГ и дальнее зарубежье. По данным Международной организации по миграции (МОМ), основными странами назначения для кыргызских женщин в 2002-2014 гг.стали: Казахстан - 665 чел., Россия - 320 чел., Турция - 117 чел., ОАЭ - 69 человек [18].
Казахстан Россия Эстония Кавказ
Рисунок 3 - Основные страны назначения криминальной миграции (Страны СНГ)
Рисунок 4 - Основные страны назначения криминальной миграции (Дальнее зарубежье)
Примечание: «Другие» государства - Индия, Иран, Малайзия, Гонконг, Южная Корея, Греция, Италия, Люксембург, Дания и Польша [17].
Вывоз в зарубежные страны осуществляется, как правило, легальным путем - с использованием в качестве прикрытия туристических фирм. Однако по прибытии за рубеж сутенеры изымают паспорта завербованных женщин, и они остаются в бесправном положении. Данные обстоятельства, а также нарушение сроков и цели пребывания не позволяют им официально вернуться на родину.
В августе 2013 года правоохранительными органами Ошской области была пресечена деятельность четырех лжефирм, работавших без лицензий и набиравших «специалистов» в страны дальнего зарубежья. К примеру, фирма «Эльдорадо» посулила трудоустройство на предприятиях Южной Кореи, а частное лицо набирало граждан в далекий Йемен, где якобы нуждались в рабочих руках и готовы были выложить баснословные для ошан суммы, свыше тысячи долларов в месяц [19].
В погоне за «большими» деньгами некоторые местные жители не гнушаются отправлять в рабство своих знакомых, друзей, а то и близких родственников. Так, житель одного из районов Ош-ской области, пообещав шести односельчанам трудоустроить их на высокооплачиваемую работу в Алматы, в результате продал их казахстанскому фермеру. По данному факту возбуждено
уголовное дело. За 10 тыс. казахских тенге (около 80 долл. США по курсу 126,81 тенге за доллар) был продан в этой же республике 25-летний житель Ноокатского района. Его отец обратился в правозащитные организации с просьбой помочь в вызволении сына, которого увез хороший знакомый семьи [19]. Людей продают и внутри республики: из бедных сельских районов в города Ош и Бишкек. В то же время точная информация о количестве жертв трафика в Кыргызстане широкой огласке не придается. Известно только, что всего в 2002-2014 годах в рамках программы МОМ в Кыргызстане были выявлены 1382 жертвы торговли людьми, в том числе 720 женщин. Все они получили помощь. В 2014 году на средства миссии МОМ в Кыргызстане оказана помощь в возвращении на родину 140 жертвам торговли людьми из Казахстана, Арабских эмиратов, России и Турции [18].
В хорошо налаженной схеме работорговли крутятся сотни тысяч долларов, позволяющих содержать широкую сеть вербовщиков и посредников. Вывозят мужчин, женщин, целые семьи, но особый интерес представляют молодые девушки и мальчики, вовлекающиеся в секс-индустрию и являющиеся весьма прибыльным товаром. Вариант вербовки прост: республиканские и областные газеты пестрят объявлениями о высоких зара-
ботках в качестве парикмахеров, гувернанток, официанток в странах ближнего и дальнего зарубежья.
По мнению отечественных и зарубежных экспертов, росту криминальной миграции в южном регионе страны способствуют несколько факторов [19-21]. Во-первых, юг Кыргызстана граничит с областями Узбекистана, основное население которых занимается сельским хозяйством. Эти области (в основном, в Ферганской долине) являются наиболее неразвитыми районами страны. Торговцы людьми в этих регионах набирают на «высокооплачиваемую работу за рубежом» своих жертв - девушек, для продажи их в дальнейшем в сексуальное рабство. Здесь есть еще один нюанс. Жителю приграничных областей Узбекистана для перехода в Кыргызстан не требуется виза. И при наличии виз в другие страны граждане Узбекистана из этих областей могут без особых преград вылетать через аэропорты Кыргызстана куда угодно [22]. Несколько месяцев назад в Ошском аэропорту сотрудниками ГКНБ был задержан самолет, вылетающий в Саудовскую Аравию. На его борту находились около двадцати девушек из Ферганской, Андижанской, Наман-ганской и Самаркандской областей Узбекистана в возрасте от 16 до 25 лет. Девушки сказали, что им обещали работу прислуги в богатых домах Эр-Рияди. Они не знали, что станут объектами сексуальной эксплуатации [23]. Во-вторых, в Кыргызстане есть богатые возможности для организации чартерных рейсов негосударственных авиакомпаний. Чартерные рейсы заказываются турфирмами Кыргызстана, которые, оказывая посреднические услуги, оформляют «челночные» визы этим девушкам, возможно даже не догадываясь, что они в действительности - жертвы работорговцев. Таким образом, работорговцы, привлекая турфирмы и авиакомпании Кыргызстана, сами остаются в тени, не «высвечиваются», действуя только через посредников.
Самый важный фактор - высокий
уровень коррупции в Кыргызстане. Путем взяток торговцы людьми привлекают к пособничеству высокопоставленных чиновников, пограничников. Например, в 2015 году в аэропорту «Манас» сотрудниками ГКНБ были арестованы двое пограничников, которые пособничали работорговцам. По данным кыргызского бюро Международной организации миграции, Ошский аэропорт Кыргызстана является как бы перевалочным пунктом торговцев людьми [22].
Сегодня в Кыргызстане в сфере предотвращения торговли людьми работают около сорока неправительственных организаций. Деятельность этих НПО сконцентрирована в основном в больших городах (Бишкек, Ош) и областных центрах Кыргызстана. Поэтому горожане наиболее информированы в этом вопросе. Они с осторожностью относятся к предложениям о «высокооплачиваемой работе за рубежом». И поэтому работорговцы начали «работать» с наименее информированной группой населения - сельскими жителями.
Баткенская область Кыргызстана считается самым бедным регионом страны. В последние годы торговцы людьми активизировались именно здесь. Например, из Ляйлякского района Баткенской области за неделю для работы в России было завербовано 36 человек. Торговцы людьми обещали всех устроить на работу по специальности. А в Красноярском крае их всех продали в рабство. Работорговцы получили за этих людей 53 тысячи рублей и 2800 долл. США. После чего современные рабовладельцы повезли кыргызстанцев за 150 километров от Красноярска в какой-то заброшенный город и заставили работать только за еду. Только после вмешательства российского Красного Креста, который чудом получил информацию об этих людях, они были возвращены на Родину. Есть данные, что в Красноярске находятся в рабстве еще более 150 кыргызстанцев
[19].
По данным кыргызского бюро МОМ, за два года из зарубежных стран удалось вернуть в Кыргызстан более 350 человек, в свое время проданных в рабство [18]. По
оценкам экспертов, это всего около десяти процентов людей, которые были вывезены из Кыргызстана в другие страны. Участие государства в вопросах возвращения жертв работорговли на родину, по данным НПО, занимающихся этим вопросом, очень символическое. Средств в бюджете страны на это не предусмотрено. Чаще всего жертвы работорговцев возвращаются на родину за счет международных организаций. Но последние тоже не всегда имеют возможность финансово содействовать в этом вопросе. В таких случаях жертвам трафика приходится ждать или же обращаться за помощью к своим родным, которые, влезая в долги, оплачивают проезд своего родственника. Самое печальное то, что только немногие из торговцев людьми получают наказание по закону. Ведь жертвы работорговли, которым удалось спастись, в основном не обращаются с жалобами в правоохранительные органы. И все же сказать, что государство от этой проблемы полностью самоустраняется, будет неправильным. Что-то все-таки делается.
В целях предотвращения и пресечения работорговли Правительство страны утвердило План действий по борьбе с торговлей людьми в Кыргызской Республике на 2009-2014 годы. В качестве превентивных мер, столичные власти Бишкека взяли под контроль радиоузлы на самых популярных столичных рынках, где самое большое скопление людей, в особенности приезжих из регионов Кыргызстана и ближайших стран региона. Под контроль столичных властей взяты оптовые рынки «Мадина», «Дордой», «Аламедин». Представители МИД Кыргызской Республики предлагают взять под особый контроль туристические фирмы, которые отправляют граждан за границу. Установлена автоматизированная система пограничного контроля на КПП «Торугарт», «Ош-аэропорт», «Иркештам».
В целях предотвращения и пресечения торговли людьми осуществляется постоянный контроль за деятельностью
брачных агентств и других субъектов, которые заняты посредничеством в трудоустройстве граждан Кыргызстана за рубежом. Регулярно проводятся проверки по выявлению физических и юридических лиц, незаконно осуществляющих трудоустройство граждан за пределами Кыргызской Республики. По результатам проверок 4 фирмы были привлечены к административной ответственности. В 2014 году МИД КР совместно с МВД КР из России и Казахстана были возвращены 140 жертв торговли людьми [23].
По данным Министерства внутренних дел Кыргызской Республики за 2010 годбыло зарегистрировано 13 преступлений, и по ним возбуждены уголовные дела по ст. 124 (торговля людьми) УК КР. За первое полугодие 2011 года на территории республики было выявлено 7 фактов работорговли [23]. Следственным подразделением Государственного
комитета национальной безопасностиза период 2009-2014 годы выявлены и пресечены более 10 каналов торговли людьми и возбуждены 10 уголовных дел по статье 124 УК КР. Выявлены и пресечены устойчивые каналы отправки девушек в ОАЭ и Турцию для сексуальной эксплуатации. Одним из организаторов данного канала являлся гражданин Узбекистана. Он был задержан при попытке вывоза 12 потенциальных жертв торговли людьми из Узбекистана и Туркменистана [4].
Сопоставление приведенной статистики уголовных дел с данными исследований, проведенных международными и неправительственными организациями, подтверждает сложность выведения из латентной среды данного вида преступлений [24-25].
За 2009-2014 годы за получением информации в сфере миграции в систему миграции, труди и занятости обратились более 30,3 тыс. граждан Кыргызстана, в том числе по вопросу трудоустройства за рубежом (58 %) и незаконного вывоза и торговли людьми (42%). А в первой полугодии 2011 года обратились за консультацией 6,3 тысяч человек. При поддержке МОМ во всех областях республики дейст-
вуют телефоны «Горячей линии 189» по предупреждению торговле людьми. За период 2008 - 2010 годы на телефоны поступили порядка 30,0 тысяч звонков, а в первом полугодии 2011 года 4,6 тысяч звонков от граждан, которым предоставлена информация в сфере миграции, по незаконному вывозу и торговле людьми [4].
В целях предотвращения трудовой эксплуатации граждан за рубежом и оптимизации процессов организованного, легального трудоустройства граждан Кыргызской Республики за пределами Кыргызстана в 2009 году был создан Центр трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом. За 2010-2015 годы сформирован банк данных более 4,0 тысяч потенциальных трудовых мигрантов, из них за информационными услугами по трудоустройству обратилось более 2,7 тысяч человек, трудоустроено 235 человек по специальности швея, каменщик, бетонщик, и другим специальностям. С российскими работодателями, кадровыми агентствами заключено11 соглашений, и поступило порядка 2000 вакансий
[4].
Проведены обучающие семинары по противодействию торговле людьми для сотрудников внутренних дел, службы национальной безопасности, миграции, прокуратуры, судьи, образовательных организаций, муниципальных служащих при содействии МОМ, ОБСЕ, НОДК, Американской Ассоциации юристов и Международной организации труда.
Правоохранительными органами Кыргызской Республики также налажен тесный контакт с международными организациями по вопросам сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми. В рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между Госкомитетом и миссией MOM в Кыргызской Республике проводится широкомасштабная информационно-разъяснительная кампания в целях по-
вышения осведомленности населения обо всех аспектах миграции. Свой вклад вносят и неправительственные организации, к примеру, «Центр поддержки женщин» (Бишкек), «Фонд социальных инициатив», «Центр общественных технологий и НПО «Подруга» (Ош), ведется работа по созданию банка данных жертв торговли людьми и оказанию им помощи. И международные структуры: Международная организация по миграции (миссия в Кыргызстане), Фонд народонаселения ООН, Региональный центр по вопросам миграции и беженцев, и Ассоциации: «Голден Го-ал», Объединенный профсоюз торгово-рыночного комплекса «Дордой», Ассоциация кыргызских диаспор за рубежом «Замандаш» и др.
Однако, несмотря на значительное число государственных программ, заметного прогресса в решении проблемы по-прежнему не наблюдается. Во многом это объясняется тем, что государственные структуры, НПО и международные организации работают с проблемой в одиночку. В таких вопросах государство должно занять лидирующее положение и «цементировать» вокруг себя остальные структуры. Для этого необходимо:
1. Сформировать корпус специалистов в области миграционного права: экономистов-трудовиков, социологов. С этой целью привлекать экспертов и ученых для чтения лекций, организовать спецкурсы в вузах, конкурсы на лучшую исследовательскую работу среди студентов, обучение в западных университетах и защиту диссертаций по законодательству о трудовой миграции.
2. Подготовить специалистов для борьбы с новыми видами незаконной миграции - юристов-практиков, следователей и судей для ведения дел о торговле людьми, защите прав трудящихся-мигрантов, развивать юридические услуги и правовые консультации для трудовых мигрантов.
Список литературы
1. Афанасьева И.В., Волков И.В. Некоторые подходы к определению понятия «трудовые ресурсы» // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 5-9.
2. Казакова Н.Е. Проблема полипрофессионализма в условиях формирования национальной системы квалификаций // В сборнике: Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика материалы II межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 100-105.
3. Райымбаев Ч.К., Арынова Н.С. Особенности социального обеспечения в регионах // Территория науки. 2016. № 5. С. 71-83.
4. План действий по борьбе с торговлей людьми в Кыргызской Республике на 20122015 годы: [рабочие материалы].
5. Валуйсков Н.В. Понятие новейшей уголовно-правовой политики // Статистика и Экономика. 2015. № 5. С. 22-24.
6. Маремкулов А.Н. Трансформация обычного права в процессе реализации политики Российского государства на Северном Кавказе в XVШ-XIX вв. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 3. С. 34-38.
7. Валуйсков Н.В. О концепции ювенальной уголовной политики // Право и государство: теория и практика. 2015. № 11 (131). С. 120-122.
8. Орлова О.Ю., Черезов Д.Н. Особенности формирования и содержание социальных практик института защиты прав ребенка в Европе и в современной России // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 2. С. 32-39.
9. Бидзян Д.Р. Секс-индустрия как безнравственный антисоциальный бизнес // Территория науки. 2016. № 3. С. 154-159.
10. Валуйсков Н.В. Мониторинг уголовно-правовой политики борьбы с преступлениями в сфере экономики // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-7 (179). С. 78-82.
11. Болдырев В.Н., Пономарева З.В., Сушков В.Н. Социально-экономические и криминологические особенности пригородной преступности в городских агломерациях Центрального-Черноземного региона // В сборнике: Территориальная организация общества и управление в регионах Материалы международной научно-практической конференции. Воронежский государственный педагогический университет. 1998. С. 116-118.
12. Кузнецова С.П. Справедливость и правосудие: тенденции практического применения в юридической практике // Территория науки. 2017. № 1. С. 170-175.
13. Валуйсков Н.В. Понятие и криминологические основания ювенальной уголовной политики // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 178-181.
14. Власов В.В., Гапонов О.И. Террор как составляющая политики исламского государства // Территория науки. 2016. № 2. С. 129-135.
15. Карпов А.А., Кочедыков С.С. Особенности формирования международных стандартов в сфере исполнения уголовных наказаний// Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1. С. 105-109.
16. Маремкулов А.Н. Проблемы соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов российской федерации (на примере кабардино-балкарской республики) // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 71-76.
17. Рахмамбетов Р. Криминальный трафик незаконной миграции в Кыргызстане: [основные результаты исследования, проведенных в рамках программы ОБСЕ по укреплению потнециала в управлении миграционными процессами] / Женщины, закон и незаконная миграция [Текст]: материалы межд. науч.-практ. конференции / Р. Рахмамбетов. - Алматы, 2011.
18. Полищук С. Товар - деньги - товар. Человек - товар? Причины и следствия торговли людьми в Кыргызстане / С. Полищук // Информационный портал Кыргызстана [Интернет-ресурс]: Режим доступа
http://www.kginform.com/ru/news/20120607/11033.html
19. Токторбаева А., Слышкин М. Торговля людьми на юге Кыргызстана: уголовно-правовой аспект // Проблемы организации трудовой миграции, проблемы и перспективы [Текст]: материалы межвуз. науч.-практ. конференции (Бишкек, КРСУ, 24 февраля, 2012). - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2012.
20. Маремкулов А.Н. К вопросу исследования языка законодательных актов (на примере законов кабардино-балкарской республики) // В сборнике: Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы Материалы научно-практической конференции. 2010. С. 100-103.
21. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 73-77.
22. Назаренко О. Живой товар на душу населения // Новый Кыргызстан. - 2010. - 9 сент.
23. Оперативная сводка МВД КР [Интернет-ресурс]: Режим доступа: http://svodka.akipress.Org/news:120561
24. Маремкулов А.Н. Место и роль законодательной технологии в региональном нормотворчестве (на примере кабардино-балкарской республики): теоретико-прикладной аспект // В сборнике: Государство и право народов Кавказа: проблемы становления и развития Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. С. 229-236.
25. Соломина Н.С. Актуальные вопросы рассмотрения административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 2. С. 2031.
Информация об авторах:
Information about authors:
Усанова Жамиля Умаровна,
Кандидат экономических наук, доцент, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан
Usanova Zhamilya Umarovna,
Candidate of economic sciences, associate professor, Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan