Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахов А.А.

Сегодня экспортный контроль занимает особое место в политике внешнеторгового регулирования любого развитого государства и является обязательным элементом современной рыночной экономики. Он применяется повсеместно, поскольку включает сферы торговли различными по своему характеру и области применения товарами. В связи с зарубежными санкциями в России принято ряд экономических мер. Часть из которых касается валютного контроля. В статье рассмотрены основные изменения в деятельности валютно-экспортного контроля в Российской Федерации, осуществляемые в 2022 году. Экспорт несырьевого и неэнергетического ресурса получил отмену репатриации. Также в марте 2022 года произошли изменения в таможенном законодательстве, которые должны облегчить работу экспортеров в России. Представлены основные направления по совершенствованию экспортного контроля в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRENCY AND EXPORT CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Today export control occupies a special place in the policy of foreign trade regulation of any developed state and is an obligatory element of a modern market economy. It is used everywhere, since it includes areas of trade in goods that are different in nature and scope of application. A number of economic measures have been taken in Russia in connection with foreign sanctions. Part of which concerns currency control. The article discusses the main changes in the activities of currency and export control in the Russian Federation, carried out in 2022. The export of non-primary and non-energy resources received the cancellation of repatriation. Also in March 2022, there were changes in customs legislation that should facilitate the work of exporters in Russia. The main directions for improving export control in the Russian Federation are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Астахов, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-1-53-57

Аннотация. Сегодня экспортный контроль занимает особое место в политике внешнеторгового регулирования любого развитого государства и является обязательным элементом современной рыночной экономики. Он применяется повсеместно, поскольку включает сферы торговли различными по своему характеру и области применения товарами. В связи с зарубежными санкциями в России принято ряд экономических мер. Часть из которых касается валютного контроля. В статье рассмотрены основные изменения в деятельности валютно-экспортного контроля в Российской Федерации, осуществляемые в 2022 году. Экспорт несырьевого и неэнергетического ресурса получил отмену репатриации. Также в марте 2022 года произошли изменения в таможенном законодательстве, которые должны облегчить работу экспортеров в России. Представлены основные направления по совершенствованию экспортного контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: валютный контроль, валютное регулирование, валютные ограничения, экспортный контроль, органы экспортного контроля.

В условиях экономических санкций, которые были введены в отношении России странами ЕС и США Россией были приняты меры по стабилизации валютного рынка. В целях противостояния кризисным явлениям разрабатываются механизмы, направленные на поддержку российского бизнеса и экономики в целом, введение плавающего валютного курса, расчета за экспорт газа и нефтепродукты в рублях.

В этих условиях вопросы стабильности валютного курса и эффективного управления валютным риском приобретают особую важность и становятся ключевыми в обеспечении экономической безопасности страны.

За кризисами следуют поиски новых моделей стратегического развития, которые в большинстве случаев строятся на активизации действий многих стран по созданию на мировых рынках страт, интеграционных объединений и развитию региональных валют [1].

Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписан 24 мая 2014 года. С 1 января 2015 года договор вступил в силу и для ЕАЭС наступил

новый этап развития. В его состав ЕАЭС вошла Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения (страна вступила и в ТС) и Киргизия (12.08.2015 стала полноправным членом ЕАЭС).

Евразийским экономическим союзом определено, что ЕАЭС «создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов». Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в среднесрочной перспективе, до 2025 г., государства берут на себя обязательства по гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков [2]. Согласно Договору страны ЕАЭС осуществляя гармонизацию механизмов валютного регулирования сохраняют различного рода валютные ограничения, такие как:

1. Россия, Казахстан и Белоруссия сохраняют требование о репатриации валютной выручки, в то время как в Армении и Киргизии отсутствует данное требование;

2. в Белоруссии сохраняются требования продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, в то время как Россия данное ограничение устранила;

3. в Белоруссии действуют ограничения на открытие счетов резидентами в зарубежных банках, установлены лимиты на завершение внешнеторговых операций;

4. в России действуют ограничения на покупку нерезидентами иностранной валюты на российском рынке и на выполнение отдельных операций;

5. осуществляется единый автоматизированный обмен налоговой информацией между странами ЕАЭС [5].

На пути развития валютной интеграции между Россией и странами ЕАЭС множество проблем, ключевые из которых - существенные различия в валютных и финансовых параметрах стран.

Среди важнейших валютно-финансовых параметров, позволяющих определить перспективы наращивания взаимных расчетов в национальных валютах, выделены следующие: курсы национальных валют, международные резервы, внешнеторговый оборот, инфляция.

По результатам проведенного исследования установлено - у интеграционной группы ЕАЭС функцию ядра выполняет Россия, что затрудняет разрешение многих вопросов, включая создание единой/коллективной валюты, проект которой отложен до 2025 г. ввиду наличия принципиальных разногласий в этом вопросе между странами ЕАЭС.

В настоящее время существует множество вариантов оформления межгосударственного сотрудничества, которое способствует стабилизации, развитию валютных рынков и совершенствованию системы расчетов с минимальными валютными рискам между странами ЕАЭС. Например, определен перечень валютных операций, в отношении которых страны ЕАЭС не применяют валютные ограничения, а также нарушения, по которым Стороны обеспечат применение административной и уголовной ответственности. Предусматривается возможность открытия без ограниче-

ний счета (вклады) в иностранных и национальных валютах [3].

Одним из перспективных направлений развития валютной интеграции в ЕАЭС является создание интегрированного финансового рынка ЕАЭС с последующей разработкой и запуском в долгосрочной перспективе валютно-финансового союза с единой расчетной единицей.

Законодательством в сфере валютного и экспортного контроля в 2022 году введено ряд существенных изменений. Так, в июле 2021 года отменили правило о репатриации валютной выручки для многих категорий валютных резидентов [6]. Резиденты могут исполнять экспортные внешнеторговые договоры путём зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках или иными разрешёнными законодательством РФ способами. Иными словами, резидентов освободили от обязанности получать выручку от нерезидентов в валюте на российские счета.

Правило распространяется на экспортные договоры, которые были заключены между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым не были исполнены обязательства по оплате в иностранной валюте. За исключением товаров по определённым позициям ТН ВЭД.

Необходимо отметить, что по-прежнему нужно возвращать на российские счета внешние займы и выданные авансы, зачитывать платежи, оформлять документы и т.д.

В рамках законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, осуществляется переход на использование электронного средства платежа [5]. С 1 июля 2022 года появился термин - «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг». Он употребляется в контексте регламентов использования валютными резидентами РФ иностранных платёжных систем.

Следующим нововведением в условиях антироссийских санкций стал запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной. Действия связанные с использованием электронных средств платежа попадают под штрафные санкции КоАП, а именно:

1. за запрещенные валютные операции -штраф 75-100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием ЭСП;

2. за непредставление отчетов - штраф 20-40% от суммы зачисленных на кошелек средств;

3. за просрочку отчетов - до 3 тыс. руб. (ФЛ) / до 50 тыс. руб. (организация/ИП) в зависимости от количества дней просрочки.

С 2020 году растет оборот криптовалю-той. Криптовалюта - это цифровой актив, платежная система, альтернатива денежным средствам, которые выпускаются государством. Учитывая интерес к ней в 2022 году за незаконный оборот введена ответственность. За уклонение от декларирования операций с криптовалютой введена уголовная и административная ответственность:

- за непредставление отчёта по крипто-валютам - штраф10% от суммы оборотов;

- за непредставление уведомления об открытии счёта в финансовой организации, на котором лежит криптовалюта -штраф 50 тысяч рублей;

- за неуплату налога - штраф 40% от суммы неуплаченного налога [5].

Во избежание ответственности, необходимо предоставлять отчёт об обороте криптовалюты и активов в иностранной валюте. Правительством Российской Федерации банках, действующим на территории России, предложено передавать налоговым и таможенным властям информацию о сомнительных валютных операциях. Банкам предоставлено право запрашивать и получать информацию и документы по сделкам с валютой, которые подтверждают источники происхождения денежных средств на счетах в банках, сведения об IP и MAC - адресах, основаниях зачисления.

Нововведение также предполагает усовершенствование обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам станет проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.

Рассматривается возможность предоставления права резидентам не зачислять 10% выручки по валютным сырьевым контрактам в Российской Федерации. С 1 июля 2021 г. отменили обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырьевых (и некоторых исключений).

Разработан новый законопроект (б/н), в нём предложено разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2022 г. и далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 г.

Кроме того, разработаны критерии сомнительных операций. На основе международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона №115-ФЗ, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ПОД/ФТ, писем ЦБ РФ, предложено ввести определение и критерии сомнительных операций [5].

Порядка 100 признаков сомнительных операций перечислены в Указании Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», действующем с 1 октября 2021 года [6].

По данным официальных источников и средств массовой информации, планируется введение избирательного контроля вывода и возврата денег с опорой на выработанные критерии и концепции.

Экспортный контроль, занимает особое место в политике внешнеторгового регулирования любого развитого государства и является обязательным элементом современной рыночной экономики. Рассмотрев

основные изменения в деятельности ва- экономики и политики Российской Феде-лютно-экспортного направления Россий- рации. Мероприятия, которые наше госу-ской Федерации, осуществляемые в 2022 дарство проводит в нынешних реалиях, году, необходимо отметить значительное направлены на трансформацию и укрепле-количество внутренних и внешних транс- ние внутреннего рынка средствами валют-формаций в процессе осуществления ва- ного и экспортного контроля. лютного и экспортного контроля Россий- Результативность данных мероприятий

ской Федерации. будет показывать грамотность ведения

Период постковидного времени сме- международной политики со стороны Рос-нился нововведениями жестких санкций во сийской Федерации. внешней торговле, которые коснулись

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Петухова В.В. Перспективы развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля // Вестник Академии знаний. - 2020. - №6 (41).

2. Непарко М.В., Радаев А.Е. Анализ валютного контроля, осуществляемого таможенными органами России, как составная часть экономической безопасности государства // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №34 (2). - С. 160-164.

3. Петрушина О.М., Бурыкин С.И., Ярославцева М.К. Актуальные вопросы об изменениях валютного законодательства в России // Естественно-гуманитарные исследования. -2021. - №33 (1). - С. 171-174.

4. Селиверстов И.В., Мигел А.А. Оценка практики реализации и направления совершенствования валютного контроля в торговом обороте // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 76-80.

5. Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт - Международная деятельность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/ (Дата обращения 29.04.2022).

6. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт - Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/m77/news/intemational_activities/11099552/ (Дата обращения 01.05.2022).

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRENCY AND EXPORT CONTROL

IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Astakhov, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Today export control occupies a special place in the policy of foreign trade regulation of any developed state and is an obligatory element of a modern market economy. It is used everywhere, since it includes areas of trade in goods that are different in nature and scope of application. A number of economic measures have been taken in Russia in connection with foreign sanctions. Part of which concerns currency control. The article discusses the main changes in the activities of currency and export control in the Russian Federation, carried out in 2022. The export of non-primary and non-energy resources received the cancellation of repatriation. Also in March 2022, there were changes in customs legislation that should facilitate the work of exporters in Russia. The main directions for improving export control in the Russian Federation are presented.

Keywords: currency control, currency regulation, currency restrictions, export control, export control authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.