Научная статья на тему 'Опыт развития органов валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации как предпосылка к интеграции финансовых и валютных рынков ЕАЭС'

Опыт развития органов валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации как предпосылка к интеграции финансовых и валютных рынков ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ / ПАСПОРТ СДЕЛКИ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / РЕЗИДЕНТ / НЕРЕЗИДЕНТ / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Струков Виталий Максимович

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, как и в странах участниц ЕАЭС, является механизмом осуществления валютных операций и сделок, как иностранной валюте, так и в национальной валюте резидентами и не резидентами, которые являются агентами внешнеэкономической деятельности. Уполномоченные органы и агенты валютного контроля и валютного регулирования осуществляют контроль за иностранной валютой, находящейся в обороте на территории странучастниц ЕАЭС, так и за национальной валютой, в которой ведутся платежи с контрагентами или агентами, находящимися за пределами границ стран ЕАЭС в виде товаров и услуг. Появление института предпринимательства и открытия экономики для иностранных компаний и инвесторов послужило одним из факторов развития мониторинга и контроля за оборотом валюты и валютных операций, обращением ценных бумаг, обращением и конвертацией иностранной валюты, а также разработки механизмов предотвращения бегства капитала за рубеж. Приток иностранной валюты от экспорта концентрировался на счетах Внешторгбанка СССР, а государством от лица Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка СССР осуществлялось плановое распределение средств, полученных от привлеченных валютных кредитов и экспортной выручки в соответствии с потребностями регионов и отраслей, а выделение предприятиям валютных средств осуществлялось в строгом соответствии с размером предоставленных им лимитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт развития органов валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации как предпосылка к интеграции финансовых и валютных рынков ЕАЭС»

Опыт развития органов валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации как предпосылка к интеграции финансовых и валютных рынков ЕАЭС

Струков Виталий Максимович

аспирант, кафедра национальной экономики, Российский университет дружбы народов, Prokuror878@mail.ru

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, как и в странах участниц ЕАЭС, является механизмом осуществления валютных операций и сделок, как иностранной валюте, так и в национальной валюте резидентами и не резидентами, которые являются агентами внешнеэкономической деятельности. Уполномоченные органы и агенты валютного контроля и валютного регулирования осуществляют контроль за иностранной валютой, находящейся в обороте на территории стран-участниц ЕАЭС, так и за национальной валютой, в которой ведутся платежи с контрагентами или агентами, находящимися за пределами границ стран ЕАЭС в виде товаров и услуг. Появление института предпринимательства и открытия экономики для иностранных компаний и инвесторов послужило одним из факторов развития мониторинга и контроля за оборотом валюты и валютных операций, обращением ценных бумаг, обращением и конвертацией иностранной валюты, а также разработки механизмов предотвращения бегства капитала за рубеж.

Приток иностранной валюты от экспорта концентрировался на счетах Внешторгбанка СССР, а государством от лица Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка СССР осуществлялось плановое распределение средств, полученных от привлеченных валютных кредитов и экспортной выручки в соответствии с потребностями регионов и отраслей, а выделение предприятиям валютных средств осуществлялось в строгом соответствии с размером предоставленных им лимитов.

Ключевые слова: Валютный контроль, банковский контроль, экспорт, импорт, финансовый мониторинг, уполномоченные банки, паспорт сделки, внешнеторговый контракт, международный договор, финансовые нарушения, иностранная валюта, резидент, нерезидент, валютная политика, агенты валютного контроля.

Актуальность:

Развитие и совершенствования валютного регулирования и валютного контроля, играет важную роль в развитии государства, необходимость валютного контроля необходимо для совершенствования финансовой системы. В первую очередь валютное регулирования является механизмом государственной финансовой безопасности, и ключевой функцией является предотвращение бегства капитала и легализации доходов полученных преступным путем. Во вторых государством определяются уполномоченные органы в сфере валютного регулирования и валютного контроля, с помощью которых государство устанавливает дальнейшее взаимодействие с агентами валютного контроля и на основе этих решений принимает новые реформы в сфере экономического, финансового и политического развития национальной экономики. В третьих государство заинтересовано в стабильности национальной валютной системы, и при помощи валютных барьеров предотвращает экспансию иностранной валюты на национальный рынок и тем самым устанавливает свободную конвертацию по отношению к иностранной валюты.

Значимость:

С точки зрения экономистов Джефри С. и Ларрена Ф., занятых в изучение вопросов в сфере монетарной политики, считающих, что валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов, направленную на регламентирования порядка совершения валютных операций1 или с точки зрения монетарной политики проводимой Российской Федерации оно выступает как комплекс мер, направленных на установления порядка проведения валютных операций с валютными ценностями и включения страны в мировой рынок, а также как комплекс мер в сфере международных экономических отношениях, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке2, по мнению экономиста Платоновой Ирины Николаевны.

В сфере экономики и финансов валютный контроль является новой и наименее исследованной темой для исследования. С начала XX века мировая экономика была потрясена военными конфликтами и изменением в структуре товарно-денежного оборота. Развитые страны начали применять меры связанные с валютным контролем в отношении золотовалютных ценностей, тем самым были приняты первые механизмы валютного регулирования во избежание утечки золота и иностранной валюты из стран-должников в страны-кредиторы. Во второй половине XX века в мировой экономике произошел «золотой век торговли», расширение в конъюнктуре товаров и услуг, становление новых финансовых инструментов, интеграционные группировки (ЕС, НАФТА), международных финансовые институты (МВФ, МБРР, Всемирный Банк) и ГАТТ. В международном сообществе произошли изменения направленные на либерализацию торговых рынков и рынков капитала, что вызвало негативный фактор такой, как миграция капитала и легализации доходов полученных преступным путем в офшорных зонах. С появлением новых финансовых площадок возрос риск бегства капитала, тем самым международным сообществом были приняты специальные режимы в сфере валютного регулирования и финансового мониторинга. Организация ФАТФ стала новым витком в сфере финансового мониторинга и упрощения контроля за движением капитала в международной финансовой системе. И на протяжении XXI века валютный контроль остается безальтернативным механизмом во множестве стран.

Исторически сложилось так, что основным монополистом на валютном рынке и участником внешнеторговой деятельности на территории СССР являлись государственный банк и правительство совместно с Внешторгбанком. Но с наступлением эпохи гласности и переходом к либерально демократическому строю на территории СССР стала развиваться предпринимательская деятельность, а в конце 1980-х начале

О £

ю

9

2 а

7

г-

сэ

сч

£

а

2 о

1990-х годов появились первые компании с участием иностранного капитала. На этом этапе было принято решение о создании валютного законодательства, которое могло бы контролировать денежные потоки в иностранной валюте на территории Советского Союза, валютные массы, контроль за приобретением валюты, а в дальнейшем и контроль за рынком ценных бумаг. В 1991 году было принято постановление Госбанка СССР о № 352 от 24 мая 1991 г. о валютном контроле и валютном регулировании, на основании которого и стал развиваться валютный контроль в современной России. Несколько лет спустя было подписано Беловежское Соглашение, в результате которого бывшие республики СССР обрели суверенитет, но при этом во многом перенимали опыт по развитию финансовой дисциплины валютного контроля и валютного регулирования от Российской Федерации. Развитие валютного контроля в России после развала союза можно разделить на 4 этапа.

Этапы развития валютного контроля:

Первый этап формирования валютного законодательства и валютного контроля можно отнести к 1986 году. В 1991 году было принято постановление Госбанка СССР о № 352 от 24 мая 1991 г. о валютном контроле и валютном регулировании. Начиная с 1986 года, в государственной финансовой системе, встал вопрос о либерализации экономики. Децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности привели к тому, что субъекты экономики получили право на выход на внешние рынки. Предприятия стали получать на свои счета валютную выручку, которая отчислялась в валютные фонды, объем экспорта и импорта частного сектора возрос, что послужило стимулом для реформ в банковском секторе. Роль валютного регулятора на данном этапе исполнял Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а развитие валютного законодательства и актов валютного регулирования лежало на Совете Министров СССР. В то же время стали появляться первые агенты валютного контроля, уполномоченные коммерческие банки имевшие право на открытие валютных счетов. С 1991 года, когда был принят первый закон о валютном контроле и валютном регулировании который полностью стал регулировать экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности, в СССР

Таблица 1

Органы и агенты валютного контроля: Объекты валютного контроля

Государственный Банк СССР Резиденты, нерезиденты

Коммерческие Банки Валютные счета, валютные операции

] 1равительство СССР Экспорт и импорт

Участники ВЭД Валютная выручка

Валютный рынок СССР Драгоценные металлы

Таблица 2

Органы и агенты налютнот контроля: Объекты валютного котроля

Правительство РФ Валюта российской федерации, иностранная валюта

I Центральный Банк Валютные ценности (ценные бумаги)

ВЭК РФ Драгоценные металлы

Таможенные органы Резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица)

Налоговые органы Счета в уполномоченных банках на терри горн и РФ

Коммерческие банки Валютные операции (с национальной валютой РФ и с монетой иностранного государства)

Валютный Рынок РФ, защита национальной валюты, валютные биржи Валютные операции, связанные с движением капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, покупка недвижимости)

Рынок ценных бума]' Оформление паспорта сделки

Профессиональные участники рынка ценных бумаг Финансовые кредиты сроком до 180 дней

Внешэкономбанк

были установлены новые формы взаимоотношения с иностранной валютой на территории СССР.

Как итог закон о валютном контроле и валютном регулировании, изменил все представление о внешней экономической деятельности, появились такие понятия как резидент и не резидент, национальная валюта, иностранная валюта, валютные операции на внешнем и внутреннем рынке, оборот драгоценных метало. В последующем функции валютного контроля в России были усовершенствованы: исключена обязанность контроля за оборотом драгоценных металлов и контроля за рынком ценных бумаг. Но основная задача валютного контроля и валютного регулирования осталась, а именно защита национального валютного рынка, как основной инструмент внешнеэкономического регулирования и контроля, воздействуя на сальдо платежного баланса, курс национальной валюты, уровень валютных резервов и другие макропоказатели, обеспечивают необходимую динамику развития внешней торговли, но одновременно защищают национальный рынок от неконтролируемого бегства капитала и других негативных явлений, связанных с диспропорциональным развитием отдельных направлений внешнеэкономической деятельности (табл. 1).

На первом этапе были введены основные понятия и принципы валютного контроля и валютного регулирования, были разработаны механизмы по контролю за экспортно-импортными операциями, появились понятия в виде резидент и не резидент по отношению к участникам ВЭД, хранение валютной выручки резидентов в уполномоченных банках или на специальных счетах бухгалтерской отчетности (валютных фондах). Контроль за внутренним валютным рынком, мониторинг за ценными металлами и ценными бумагами. В государстве появились первые механизмы по контролю за участниками внешнеэкономической деятельности, тем самым предотвратив беззаконие во внешнеэкономических отношениях осуществляемых частными предприятиями.

Второй этап развития валютного контроля и валютного регулирования произошел с 1993 года, на этом этапе был принят новый закон № 3615-1 от октября 1992 года. Правительством Российской Федерации было решено создание орган государственной исполнительной власти в сфере валютного контроля и валютного регулирования, указом президента России № 1444 от 1993 года образована Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. По-

ставленной задачей ВЭК было осуществление контроля и надзора в сфере соблюдения валютного законодательства РФ, как резидентами так и не резидентами. Было введено использование паспортов сделок на основании внешнеторговых договоров, контроль за экспортно-импортными операциями, частичный мониторинг финансовых рынков в сфере ценных бумаг. Не смотря на то что вЭк был более либеральным в сравнении с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, в его функции входили, защита экономического суверенитета и экономической безопасности, в том числе пресечение нанесения экономического ущерба интересам государства, поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации. На втором этапе так же стоит отметить причины появления органа государственной власти в сфере валютного контроля. С учетом федеративной системы правления и влияние на формирования экономической политики государства иностранных советников из МВФ и Группы всемирного банка, система валютного контроля и регулирования была перенята от такого государства как Соединённые Штаты Америки, Служба валютного контроля (Comptroller Currency) основанная в 1863 году. В США основными задачами и компетенциями службы являются обеспечение целостности национальной банковской системы, контроль за финансовыми рынками, противодействие отмыванию денег полученных преступным путем и противодействие финансирование терроризма, расследование в сфере махинаций на рынке ценных бумаг и банковском секторе, в скором времени в России появились компетентные органы исполняющие данные вопросы. Так же идет формирования агентов в виде уполномоченных банков подконтрольных Центральному Банку РФ. Целью привлечения коммерческих банков является совместный контроль ЦБ и КБ за участниками внешнеэкономической деятельностью (табл. 2).

Во время становления второго этапа, участники ВЭД в соответствии законам и нормативно правовым актам в сфере валютного законодательства, обязаны были получить лицензию в органах валютного контроля, которая давала право осуществлять экспортно-импортные операции. Обязательства по продаже валютной выручки уполномоченными баками на валютных биржах. Таможенный и налоговый контроль за движением, капитала, валютных ценностей, товаров и

услуг. В обязательном порядке резиденты обязуются сообщать об открытых и закрытых счетах в иностранных банках. Были применены меры по отношению физических лиц, которые ограничивали денежных переводы в иностранной валюте на сумму не превышающею 75 000 долларов США, и течении 10 дневного срока резидент, осуществивший валютный перевод резидент был обязан сообщить о совершенной валютной операции в налоговой орган по месту регистрации. Специальный порядок за ввозом и вывозом с территории РФ ценных бумаг и иных драгоценных металлов, природных самоцветов. Органы валютного контроля для противодействия незаконных валютных операций и вывода капитала, применяли практику по контролю за притоком иностранного капитал, за сделками купли-продажи недвижимости заграницей. Лимиты вывоза и ввоза валютных ценности на территории Российской Федерации, наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Впервые были применены меры за контролем иностранных лизинговых предприятий и кредитных организаций заключавших договора с резидентами на предоставления своих услуг.

Третий этап формирования валютного контроля и валютного регулирования связан с принятием нового закона, который регулирует внешнеэкономические и валютные отношения в настоящее время, 10 декабря 2003 г. Федерального был принят закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Основной задачей закона на сегодняшний день является смягчения валютной политики по отношению к участникам ВЭД и невмешательство органов государственной власти и защита законных интересов участников внешнеэкономической деятельности. Основной из причин модернизации валютного контроля, переход на новые международные стандарты, Российской Федерацией были подписаны договоры ФАТФ 2002 году и с 2003 году, после которых наша страна стала полноценным участником ФАТФ. Главной стратегией ФАТФ и Российской Федерации является: разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма и осуществление мониторинга за исполнением данных стандартов; проведение исследований рисков, трендов и типологий отмывания денег и финансирования терроризма с разработкой методологий борьбы с этими

видами преступлений. В федеральном законе о валютном контроле и валютном регулировании были приняты основные положения согласно нормативам ФАТФ. ВЭК совместно с Федеральной таможенной службой стали контролировать экспортно-импортные операции, уполномоченные банки получи функции уведомления нарушений в сфере валютного законодательства, налоговые органы приобрели контроль за денежными потоками физических лиц за рубеж и получили право применения в отношении них санкции. Так же повлияла на модернизацию валютной политики Российской Федерации, заявка на вступление в ВТО, что повлияло на предотвращение сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса, а также их отмена по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Принятие Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), который установил регулятор основным органом валютного контроля и наделивший его функциями валютного регулирования. В 2004 году постановлением правительства Российской Федерации № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» был упразднен ВЭК. Функции ВЭК были распределены между Минэкономразвития России и Минфином России. На незначительном промежутке времени полномочия валютного органа были переданы Таможенной службе РФ. После принятия решения о ликвидации ВЭК и Центрального Ревизионного Управления Минфина РФ, правительством было решено встать на новый путь развития в сфере валютного регулировании и государственного финансового контроля. Новый федеральный закон о валютном контроле и валютном регулировании стал распространяться помимо юридических и физических лиц на государственные органы исполнительной власти имеющие в распоряжении представительства и валютные счета на территориях иностранных государств. Уникальное подразделения по финансовому и валютному контролю, было создано 9 марта 2004 г., постановлением № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» на основание которого была организована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). В 2004 году

О

3

ю

9

2 а

7

г-

сэ

см

£

Б

а

2 о

валютная политика государства поменяло свой вектор развития, отойдя от политики «закручивания гаек», новая либеральная система валютного регулирования и валютного контроля упростила ведение внешнеэкономической деятельности для частных лиц, но ударила по экономической безопасности, тем самым создав лазейки которые стали использовать для осуществления бегства капитала. Начиная с 2005 года и по настоящее время, правительство совместно с Центробанком ведет переговоры, которые должны в скором времени поменять курс развития валютного регулирования и валютного контроля в отношении участников ВЭД. В качестве основного дополнения к федеральному закону № 173-Ф3 была разработана инструкция Центрального Банка России 117 - И, а в 2012 году инструкция была заменена на 138 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Поставленными задачами и основными целями разработки инструкции являлись разъяснения методологических аспектов валютных правоотношениях, порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением (табл. 3).

С третьим этапом, к дополнению и к изменению старым механизмам появились новые механизмы валютного контроля и валютного регулирования, впервые была применена форма отчетности к резидентам в виде паспорта сделки при сумме контракта свыше 50 000 долларов США, как в отношении экспортно-импортных операциях, так и на договоры кредитования и лизинговые обязательства. С принятием 173 Федерального Закона введены такие понятия, как внутренние и внешние ценные бумаги (облигации, акции, депозитарные расписки) которые могут, являются платежным инструментом во внешнеэкономических сделках, специальный счет и валютные биржи, были выведены из закона пункты, связанные с драгоценными металлами. Были установлены меры либерализации внешнеэкономической деятельности, а именно:

Таблица 3

Органы и агенты валютного контроля: Объекты валютного контроля

Правительство РФ Контроль за экспортно-импортными онерациями

Центральный Банк РФ Валюта российской федерации, иностранная валюта

Росфиннадзор с (2005 г.) Валютные ценности (векселя, дорожные чеки, акции, облигации)

Налоговые органы Драгоценные металлы

Таможенные органы Резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица)

Коммерческие банки Валютные счета (за рубежом и внутри страны)

Валютный рынок РФ

Финансовый мониторинг (объект) Финансовый мониторинг (субт.ект)

Правительство РФ Контроль за движением капитала

Роефш ¡мониторинг Контроль :5а рынком ценных бумаг

Центральный Банк Валютные операции (свыше 600 тыс. руб.)

Федеральная служба безопасности Операции е недвижимость (свыше 3 млн. руб.)

Прокуратура РФ [ [ереноды между резидентами и нерезидентами (иностранной монеты, валюты РФ)

Министерство внутренних дел Контроль за инкассовыми операциями производимые банками в отношении иностранной монеты

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Вступление Российской Федерации в Группу противодейст вия легализации доходов полученных приступным путем, контроль за финансовыми рынками перешёл к Росфинмониторингу. Росфинмо-ниторинг так же стал обеспечивать контроль за движением капитала на территорию Российской Федерации, контроль за международными кредитными операциями осуществляемые резидентами, сделки с осуществлением купли продажи недвижимости (с выше 3 000 000,00 рублей), переводы между резидентами и не резидентами (с выше 600 000,00 рублей). Постановка на учет лизинговых организаций, ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Новые механизмы валютного контроля и валютного регулирования создали новый бла-

гоприятный климат для участников ВЭД. Благодаря разделениям полномочий и новых законодательных и нормативных актов, были созданы Федеральная служба финансово-бюджетного надзор и Федеральная служба финансового мониторинга.

Четвертый этап валютного контроля и валютного регулирования начинается с ноября 2015 года, он коснулся санкций за нарушение актов и законов в сфере валютного регулирования. Росфин-надзор как орган валютного контроля дискредитировала себя, либеральная политика в сфере ВЭД, на которые надеялось правительство, не принесла должных результатов, а только создала новые лазейки вывода капитала с помощью фиктивных внешнеэкономических контрактов, которыми пользуются фиктивные юридические лица. Стала распространяться практика ухода от санкций предусмотренных № 173 ФЗ, 138 - И ЦБ РФ, и Кодекса об административных правонарушениях в части статьи 15.25. Участники ВЭД с помощью третейских судов уходили из под действия закона о валютном регулировании и валютном контроле, в случае не выполнения экспортно-импортных операций, тем самым выводили денежные средства за границу. Эта проблема стала критической в современной российской экономике, ведь только по данным Министерства Финан-

сов российской федерации РФ и Расширенной коллегии Федерального Казначейства - Основные Итоги деятельности Росфиннадзора за 2015 на территорию Российской Федерации не было возвращено порядка 1,5 триллионов рублей с помощью фиктивных внешнеторговых контрактов. В качестве улучшения положений органов и агентов валютного контроля было принято упразднить полномочия Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора и передать функции валютного контроля Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.

Четвертый этап основан на той нормативной базе, которая сдавалась на протяжении десяти лет, опираясь на акты и нормы закона которые действуют с 2003 года и на протяжении этого временного периода несущественно претерпевшие изменения, продолжают действовать и на сегодняшний день. Что же касается дальнейшего развития законодательства и специальных мер в сфере валютного контроля то, скорее всего он пойдет по пути объединения валютных и финансовых рынков стран участниц ЕАЭС и дальнейшее развитие может коснуться на наднациональном уровне при помощи создания новых органов в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Один из ключевых факторов в возможной интеграции валютно-финансовой системы в рамках гармонизации экономик стран ЕАЭС, является фактор, опыты Российской Федерации в формировании валютной политики, который можно использовать, объединив опыт таких государств, как Республика Беларусь и Республика Казахстан.

Развитие валютного контроля и гармонизация финансовых рынков в рамках ЕАЭС:

Активная интеграция валютно-де-нежных отношений привела к созданию на территории Европейского Союза единый финансовый рынок, подконтрольный Европейскому Центральному Банку и наднациональным комиссариатам в сфере финансов ЕС. Процессы экономической интеграции, основанные на валютных отношениях между государствами, рыночные отношения между крупными средним бизнесом, выводят экономически прибыльные сделки из под контроля государства. Финансовая глобализация стала одним из неотъемлемых факторов в развитии мирового-домохозяйства так и мировой экономики в целом. Развитие Таможенного Союза, а в дальнейшем

пересмотр идей связанных с торговлей и валютным контролем вынудили государств участниц пересмотреть дальнейшее развитие на более сложном уровне.

Для создания единого валютного и финансового рынка, для дальнейшей гармонизации валютного контроля и валютного регулирования необходимо создания единого Банка, который будет приемником Центральных Банков государств членов ЕАЭС, национальные банки при этом делегируют часть своих полномочий, но как финансовый институт внутри государств останутся. Модернизация и оптимизация Министерства Финансов, необходим единый институт обладающий правами, принимать и издавать указы на наднациональном уровне, в сфере валютного контроля и регулирования, по указу которого будет создан единый уполномоченный орган валютного контроля и валютного регулирования.

В перспективе развития сотрудничества государств - членов ЕАЭС в сфере валютного регулирования и валютного контроля является одним из значимых вопросов в процессе гармонизации национальных законодательств государств сообщества и формирования таможенного союза и ЕАЭС, что позволит обеспечить проведение конверсионных операций между национальными валютами, расширение их применения во взаимных торгово-экономических связях стран. Начиная с 2010 года, в рамках таможенного союза было решено создать в будущем наднациональный орган валютного контроля, после преобразования в ЕАЭС, эта идея среди государств участников интеграции была актуальна. На идеи о создание единого финансового рынка, было принято решение о создании Департамента финансовой политики ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия). На основание этого можно создать модель развития финансового сектора стран ЕАЭС.

Основными целями гармонизации валютного контроля и валютного регулирования в странах ЕАЭС были установлены следующие задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработка предложений по гармонизации Сторон в сфере денежно-кредитной и валютной политики для снятия барьеров и обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

осуществление мониторинга действующих международных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношений Сторон в сфере денежно-кредитной и валютной политики;

координация информационного обмена между Сторонами по вопросам денежно-кредитных и валютных отношений;

участие в разработке проектов международных договоров, нормативно-правовых актов и иных документов по вопросам, входящим в компетенцию денежно кредитной политики;

Достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного баланса, согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют, создание интегрированного валютного рынка ЕАЭС, формирование платежно-расчетной системы с использование национальных валют, переход на международные стандарты финансовой отчетности предоставление юридическим лицам резидентам Сторон национальных режимов на рынках финансовых услуг Сторон.

Такие меры реализации в первую очередь должны принести изменения, и поставленные цели будут реализованы путем создание наднационального банка, что в первую очередь приведет к созданию новой валюты, которая будет похожа на евро. Во вторых объединение Таможенных органов стран участниц, в третьих создания единого органа валютного контроля и валютного регулировании. Механизмами будут цели реализации в виде объединённого валютно-финансо-вого пространства на территории ЕАЭС, учет и регистрация участников внешнеэкономической деятельности в специально созданном органе, который в первую очередь будет осуществлять мониторинг за финансовой активностью предприятий для дальнейшего предотвращения нарушений установленных рамок валютного законодательства. На начальном этапе можно указать что, ввод единой валюты ЕАЭС будет постепенным, в случае во избежание финансовой нестабильности в чувствительных к изменениям экономиках стран-участниц ЕАЭС, и будет введена единая денежная единица аналогичная ЕКЮ, для дальнейшего развития валютной системы. Такой платежный механизм будет реализован как международно-платежная расчетная единица, и для реализации странам-участницам ЕАЭС необходимо будет ввести все расчеты на первом этапе не в национальной валюте, а в новой платежной единице, так же это будет касаться участников рыночных процессов и их контрагентов, с которыми они ведут расчеты на территории ЕАЭС. В соответствии с существующим фондом Европейского валютного

О £

ю

9

2 а

7

г-

CS

сч £

б

2 о

сотрудничества, в ЕАЭС по аналогии с Европейским Союзом будет создан аналогичный фонд, но с некоторыми изменениями соответствующим реалиям переходной экономики. С учетом, то, что Европейский фонд валютного сотрудничества обеспечивает финансирования дефицита платёжного баланса и для осуществления расчётов по валютным интервенциям, которые осуществляли центральные банки для поддержания валютных курсов в установленных пределах за счет взносов стран-участниц, то в ЕАЭС таким полномочием будет наделен наднациональный банк, а валютный фонд в перспективе будет наделен полномочиями в сфере финансовых и валютных рынков, тем самым будет наднациональным органом финансового мониторинга и валютного контроля.

Вывод:

За время модернизаций и улучшения валютного контроля, на территории Российской Федерации, полномочия уполномоченных органов в сфере валютного контроля постоянно изменялись, изначально механизмы были полностью подконтрольны Госбанку СССР, правительству и Внешторгбанку СССР, в дальнейшем эти механизмы перешли под управления Центробанку и правительству РФ. После изменений в рамках закона о валютном регулировании и валютном контроле было решено объединить валютный контроль вместе с контрольно-ревизионными управлениями России, в итоге получился новый орган по финансовому и валютному контролю Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, и на данный момент функции валютного контроля перешли Таможенной и Налоговой службе. Где налоговая служба контролирует сектор валютного контроля связанный с валютными счетами резидентов и операции связанные с валютными сделками, а таможенная служба контролирует обязательства по товарным обязательствам, осуществляя мониторинг во внешнеэкономической сфере. Основной задачей экономической политики государства валютный контроль и валютное регулирование со стороны Центрального Банка выполняет функцию ключевого фактора в формировании валютной политики государства.

Что же касается развития валютного контроля вне территории Российской Федерации, то в рамках соглашения от 1 июля 2010 года о создании Таможенного Союза, и создание в 2012 году Единого экономического пространства то агентами валютного контроля на территории

стран ЕАЭС являются Таможенные органы, непосредственно подчиняющиеся правительству ЕАЭС. На сегодняшний день Таможенный Союз был преобразован в Евразийский Экономический Союз, и страны-участницы Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, ведут переговоры о создание единого финансового рынка, единой валюты и органов надгосударственного контроля, похожих по своей структуре на Европейский Центральный Банк и зону европейской единой валюты. С 2010 года государства участники ведут переговоры, которые ни как не могут завершиться единым согласием.

Немаловажно отметить, что такая интеграция должна включать в себя развитие и объедение экономического потенциал стран-участниц ЕАЭС, тем самым реорганизовать органы, отвечающие за финансовую дисциплину, на новом наднациональном уровне. Но стоит отметить, что такая идея все равно оставит органы финансового управления в центре развития экономик по отдельности, что приведет к разногласиям и недопониманию, и в настоящем данные меры были отложены на реализацию в 2025 году.

Основная методика для создания единого валютного рынка и органа отвечающего за валютное регулирование и валютный контроль должна быть разработана не только коллегиальным советом в сфере экономики ЕАЭС, но и министерствами финансов стран-участниц ЕАЭС. Четкая методология и правильная нормативная база должна простимулировать первый этап развития в экономике стран ЕАЭС и привести к желаемому результату.

Литература

1. Алексеева Д.Г., Пыхтин C.B., Сапожников Н.В., Фальков Я.М. Валютное право: Учеб. пособие. М.: Норма, 2008. -368 с.

2. Емелин A.B. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в РФ. М.: МГЮА, 2000. - 236 с.

3. Белый В.В. Становление и развитие системы валютного контроля в России. // Бюджет. 2006. - № 10.

4. Зырянова Т.В., Терехова O.E. Трансформация методов финансово-хозяйственного контроля в условиях реформирования экономики. // Экономический анализ. Теория и практика. 2007.- № 9,10.

5. Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства. // Финансовое право. 2008. - № 6.

6. Чистюхин В. В. Валютное регулирование и валютный контроль на современном этапе. // Деньги и кредит. 2004. -№ 6.

7. Иванова Е.И., Хрусталев Е.Ю.: Информационные методы повышения эффективности государственного финансового контроля. // Финансы и Кредит. 2007. -№ 38 (278).

8. Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика глобальный подход/ Пер. с анг. -М.: Дело, 2007, (455)

9. Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной экономике, -М.,2001, (113)

Ссылки:

1 Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика глобальный подход/ Пер. с анг. -М.: Дело, 2007, С.455.

2 Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной экономике, -М.,2001, - С. 113

Experience of development of bodies of currency control and currency regulation of the Russian Federation as a prerequisite to integration of the financial and foreign exchange markets of EEU Strukov V.M.

Russian Peoples' Friendship University Entering a new economic period, Russia faced the issue of the importance of the mechanisms of currency control and currency regulation. For 25 years, the Russian Federation has become one of the key players in the international financial market in the sphere of goods and services, which caused the outflow of capital from the domestic market. Currency regulation and currency control in the Russian Federation, as well as in the countries of the EEMA member countries, is a mechanism for carrying out foreign exchange transactions and transactions, both in foreign currency and in national currency by residents and non-residents, who are agents of foreign economic activity. Authorized bodies and agents of currency control and currency regulation exercise control over foreign currency that is circulating in the territory of the EEA member countries and behind the national currency in which payments are made with counterparties or agents that are outside the borders of the EEA countries in the form of goods and Services. Beginning in the late 1980s, control over the observance of foreign exchange transactions by residents and nonresidents and control over the turnover of foreign currency gradually began to withdraw from the state's monopoly; the Soviet Union began to develop new mechanisms to control the circulation of foreign currency. The emergence of the institution of

entrepreneurship and the opening of the economy for foreign companies and investors has served as one of the factors in the development of monitoring and control over the turnover of currency and foreign exchange transactions, circulation of securities, circulation and conversion of foreign currency, and the development of mechanisms to prevent capital flight abroad. It should be borne in mind that in the closed economy of the Soviet Union, the institution of private property and

entrepreneurship as such was absent, and the state did not take measures typical of the countries of capitalist economies. Need to this point in currency control and currency regulation in the USSR was not, since all foreign economic activity was centralized in the hands of the state, and on behalf of the state on the international market were The Foreign Trade Bank and the State Bank of the USSR. The inflow of foreign currency from exports was concentrated on the accounts of The Foreign Trade Bankof the USSR, and the state on behalf of the State Planning Committee of the USSR, the USSR Ministry of Finance and the State Bank of the USSR carried out a

planned distribution of funds received from foreign currency loans and export proceeds in accordance with the needs of regions and industries, In strict accordance with the size of the limits given to them. One of the first measures, created in 1991, the State Bank of the USSR in accordance with the competence in the field of currency control and currency regulation, issued Decree No. 352 of May 24, 1991, this document laid the foundation for further development of currency control and regulation. In November 1992, the first law «On Currency Control and Currency Regulation» was adopted, which defined the basic norms that were subsequently transferred

And are presented in Federal Law No. 173 of 2004 and in the instruction of the Central Bank of Russia No. 138-I.

Keywords: Currency control, bank control, export, import, financial monitoring, authorized banks, transaction passport, foreign trade contract, international agreement, financial violations, foreign currency, resident, non-resident, foreign exchange policy, currency control agents.

References

1. Alekseeva D. G., Pykhtin C.B., Sapozhnikov N. V., Falkov Ya M.

Currency right: Studies. grant. M.: Norm, 2008. - 368 pages.

2. Yemelin AB. Problems of financial and

legal regulation of currency transactions in the Russian Federation. M.: MGYuA 2000. - 236 pages.

3. White V. V. Formation and development

of system of currency control in Russia//Budget. 2006. - No. 10.

4. Zyryanova T. V., Terekhova O.E. Transformation of methods of financial and economic control in the conditions of reforming of economy.//Economic analysis. Theory and practice. 2007. - No. 9,10.

5. Fedchenko O. S. Questions of interaction of the external economic and currency policy of the state.// Financial right. 2008. - No. 6.

6. Chistyukhin V. V. Currency regulation

and currency control at the present stage.//Money and credit. 2004. -No. 6.

7. Ivanova E. I., Khrustalyov E. Yu.: Information methods of increase in efficiency of the state financial control.//Finance and Credit. 2007.-№ 38 (278).

8. D.D.'s saxophone, Larren F. B. Makroekonomika global approach / Lane. with aHr. - M.: Business, 2007, (455)

9. Platonova I. N. Currency regulation in

modern economy, - M., 2001, (113)

О À

BS

5

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.