Научная статья на тему 'Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС'

Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5236
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК / ДОКУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / РЕЗИДЕНТЫ / НЕРЕЗИДЕНТЫ / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / FOREIGN EXCHANGE REGULATION / FOREIGN EXCHANGE CONTROL / FOREIGN EXCHANGE POLICY / FOREIGN CURRENCY MARKET / EXCHANGE CONTROL DOCUMENTS / CURRENCY RATE / RESIDENTS / NON-RESIDENTS / MONETARY UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Валерия Владимировна

В статье рассматриваются особенности валютного регулирования и валютного контроля стран в условиях членства в ЕАЭС. Определены основные принципы, приоритетные направления и проблемы совместного валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС. Рассмотрен вопрос создания валютного союза в ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Characteristic Features of Foreign Exchange Regulation under the Eurasian Economic Union Membership

The paper deals with characteristic features of foreign exchange regulation and foreign exchange control under the Eurasian Economic Union Membership. The author identifies the key principles, priorities and challenges of joint foreign exchange regulation in the EEU member states. The focus is made on creating EEU Monetary Union.

Текст научной работы на тему «Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС»

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 336.025

В. В. ФИЛАТОВА*

Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС

ФИЛАТОВА

Валерия Владимировна - старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела. baikalova.valeriya@ vfrta.ru.

FILATOVA V. V. - senior teacher at the Department of Customs Economics.

В статье рассматриваются особенности валютного регулирования и валютного контроля стран в условиях членства в ЕАЭС. Определены основные принципы, приоритетные направления и проблемы совместного валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС. Рассмотрен вопрос создания валютного союза в ЕАЭС.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютная политика, валютный рынок, документы валютного контроля, валютный курс, резиденты, нерезиденты, валютный союз.

V. V. FILATOVA

The Characteristic Features of Foreign Exchange

Regulation under the Eurasian Economic Union

Membership

The paper deals with characteristic features of foreign exchange regulation and foreign exchange control under the Eurasian Economic Union Membership. The author identifies the key principles, priorities and challenges of joint foreign exchange regulation in the EEU member states. The focus is made on creating EEU Monetary Union.

Keywords: foreign exchange regulation, foreign exchange control, foreign exchange policy, foreign currency market, exchange control documents, currency rate, residents, non-residents, Monetary Union.

Создание и функционирование с 2010 г. Таможенного союза (ТС) привело к возникновению единой таможенной территории. Но несмотря на то, что Таможенным кодексом Таможенного союза была определена отмена таможенного

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

контроля на внутренних границах, актуальными оставались вопросы, четко не урегулированные нормативными актами Таможенного союза. Одним из наиболее сложных оказался вопрос валютного регулирования и валютного контроля на единой таможенной территории. На протяжении всего времени существования ТС валютное регулирование и валютный контроль и связанные с ними проблемы рассматривались каждым государством - членом ТС, в том числе и Россией, в отдельности.

В декабре 2010 г. страны ТС заключили Соглашение о согласованных принципах валютной политики, в рамках которого для дальнейшего развития региональной валютной интеграции приняли решение о вводе мер по расширению сфер и увеличению масштабов использования национальных валют государств - участников соглашения во взаимных внешнеэкономических связях путем проведения скоординированной курсовой политики и развития платежно-расчетных отношений между государствами. Для этих целей в соглашении были определены общие понятия: кросс-курс, прямая котировка, конверсионная операция. Как видно, данные понятия охватывали лишь круг вопросов курсовой политики и валютного рынка и не касались прав и обязанностей резидентов и нерезидентов. Практические действия в формировании оптимального валютного режима призваны были способствовать развитию как экспортно ориентированных отраслей экономик, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок стран - участниц союза.

С этой же целью в 2012 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ (Ашхабад, 5 декабря 2012 г.), цель которого - обеспечение банкам стран-участниц доступа на национальные валютные рынки других стран для совершения конверсионных операций на не менее благоприятных условиях, чем для банков-резидентов.

В 2015 г. Соглашение о согласованных принципах валютной политики прекратило действие на основании международного Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а вопросы, затрагивающие компетенции органов валютного регулирования и валютного контроля, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов при осуществлении своей деятельности внутри границ союза по-прежнему регулировались каждым государством-участником самостоятельно.

Трансформация в 2015 г. Таможенного союза в Таможенный союз ЕАЭС -новый этап и в развитии и реализации единой валютной политики.

Статьей 64 Договора о Евразийском экономическом союзе установлены цели и принципы согласованной валютной политики, введены дополнительные единые понятия: валютная политика, валютные ограничения, резидент государства-члена, резидент третьей страны, что говорит о большей интеграции в рамках союза ЕАЭС.

По-прежнему приоритетным направлением является повышение доверия к национальным валютам государств-членов. Однако негативное влияние на процесс формирования финансового рынка ЕАЭС оказала девальвация национальных валют стран-участниц. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) с декабря 2014 по март 2016 г. после девальвации российского рубля белорусский рубль обесценился на 74 % к доллару США, киргизский сом снизился в цене на 22,7 %, казахстанский тенге после перехода к плавающему курсу в августе 2015 г. потерял в стоимости почти 90 %.

Ситуация осложняется отсутствием единых подходов в валютной и финансовой политике. Например, при регулировании валютных правоотношений государства - члены ЕАЭС применяют понятие «нерезиденты» в соответствии с национальным валютным законодательством.

Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей валютное регулирование в странах ЕАЭС1, показал, что наибольшие ограничения в сфере валютного регулирования действуют в Республике Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих межгосударственных структур. Так, в Республике Беларусь до сих пор существуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также установлен лимит на сроки завершения внешнеторговых операций; определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту; действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.

Самым либеральным является валютное законодательство Киргизии. Как таковых валютных ограничений нет: резиденты Кыргызстана могут открывать счета в любых зарубежных банках и переводить туда любые средства без ограничений. Открытый за границей счет необходимо зарегистрировать в Нацбанке. Инвесторам в кыргызские активы законом гарантировано право на репатриацию прибыли и всех инвестиций - в любой валюте и без ограничений. С марта 2015 г. либерализована торговля золотыми слитками. Согласно поправкам в Налоговый кодекс Кыргызской Республики операции с золотыми слитками освобождаются от НДС. Это делает Кыргызстан очень привлекательным для жителей стран

1 О валютном регулировании и валютном контроле (с изм. и доп.): федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ; О валютном регулировании и валютном контроле: (с изм. и доп.): закон Респ. Беларусь от 22.07.2003 № 226-З; О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Респ. Беларусь от 25.08.2006 № 534 (с изм. и доп.): указ Президента Респ. Беларусь от 06.03.2012 № 126; Об обязательной продаже иностранной валюты (с изм. и доп.): указ Президента Респ. Беларусь от 21.06.2012 № 284; Об установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Респ. Беларусь (с изм. и доп.): постановление Правления Нацбанка РБ от 13.08.2012 № 412; О валютном регулировании и валютном контроле (с изм. и доп.): закон Респ. Казахстан от 13.06.2005 № 57; Статья 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) (с изм. и доп.).

(включая Россию), в которых операции с наличным золотом до сих пор облагаются налогом на добавленную стоимость.

Основу валютного законодательства каждой из стран ЕАЭС составляют законы о валютном регулировании и валютном контроле, основные положения и нормы которых отличны друг от друга. В связи с этим остаются актуальными вопросы толкования норм валютного регулирования, касающихся административной ответственности резидентов и нерезидентов при осуществлении деятельности внутри границ союза. Необходимо ли при экспорте продукции в страны союза регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли оформлять паспорт сделки? Существуют ли какие-нибудь льготы для компаний государств -членов союза?

Рассмотрим следующий пример: компания А из России и компания Б из Беларуси заключили контракт на поставку товара из Беларуси в РФ. В соответствии с законодательством РФ с территории России компания А перевела на счет компании Б в Беларусь определенную сумму по контракту, которая, к примеру, составляет 100 000 долл. США. После выполненного перевода компания Б не поставила товар и не вернула деньги. Компания А в свою очередь не выполнила обязательства вернуть средства в РФ в установленный законом срок и тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим у органов валютного контроля возникают вопросы о привлечении к ответственности компании А, но возникает проблема, как в данном случае интерпретировать определение «резидента» и «нерезидента», ведь мы говорим о единой экономической территории Таможенного союза?

Исходя из положения п. 2 ст. 1 ТК ТС, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, а именно законом № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», инструкцией Банка России № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». В данном случае применяются нормы ответственности КоАП РФ.

После подписания Договора о ЕАЭС ввозить товары в страны-участницы стало проще. Для оформления требуется минимальный пакет документов, отсутствуют таможенные пошлины, российские компании не платят НДС при экспорте. При перевозке товаров не нужно оформлять таможенную декларацию (ДТ), не требуется сертификат соответствия (СТ-1), не уплачиваются пошлины и сборы, не ставится отметка таможни на транспортных документах. Более того, экспортер получает право на применение ставки НДС, равной 0. Но необходимость оформления документа валютного контроля - паспорта сделки, все также сохраняется.

Однако стремление стран участниц к всесторонней интеграции, безусловно, ведет к постепенным изменениям в национальном валютном законодательстве каждой из этих стран.

В Республике Казахстан согласно федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» отменены валютные ограничения, создававшие административные барьеры при осуществлении валютных операций коммерческими банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Также отменено требование лицензирования Национальным банком Республики Казахстан операций, связанных с осуществлением инвестиций за границу. Таким образом, режим лицензирования валютных операций был заменен режимами регистрации или уведомления. Данные новшества значительно упростили осуществление валютных операций и сократили расходы их участников, связанные с исполнением требований валютного законодательства.

В сфере валютного регулирования Республики Беларусь произошли серьезные изменения. Разрешено предоставление банками экспортных кредитов в белорусских рублях (до этого экспортные кредиты предоставлялись в долларах США, евро и российских рублях) по процентной ставке в размере 2/3 ставки рефинансирования Нацбанка и, соответственно, бюджетной компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов. Внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 № 284 «Об обязательной продаже иностранной валюты», устанавливающее исключение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в авиации, транспортно-экс-педиционной деятельности, по перевозке пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом. В соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 13.08.2012 № 412 для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций увеличены нормативы обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте. За счет данной меры предполагается содействовать достижению целевого уровня инфляции и дедолларизации экономики, снижая заинтересованность банков в привлечении валютных депозитов.

Большая работа проводится Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) по обеспечению взаимодействия уполномоченных органов валютного регулирования и контроля государств-членов по направлениям, определенным Договором о ЕАЭС: обмен информацией; совместные аналитические исследования в области валютного регулирования; сотрудничество по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства. Разрабатываются согласованные подходы к регулированию валютной сферы, в соответствии с которыми не будут применяться валютные ограничения в отношении расчетов между резидентами, в том числе при покупке товаров, акций, ценных бумаг, недвижимости, долей в уставном капитале резидента другой страны ЕАЭС. Для физических лиц будут сняты ограничения на денежные переводы в пределах таможенной территории Евразийского экономического союза.

Одновременно государства - члены ЕАЭС имеют право применять свое законодательство в переходный период. Например, для Беларуси на период до 1 января 2020 г. сохраняется право применять свое законодательство в отношении сроков репатриации денежных средств резидентами Беларуси.

Формирование оптимальных валютных условий функционирования ЕАЭС в рамках все большей интеграции стран неизбежно ведет к созданию валютного союза как механизма стабилизации взаимных расчетов. Однако несмотря на то что в ст. 64 Договора о Евразийском экономическом союзе заложен принцип проведения единой валютной политики, нет правовой нормы по введению единой валюты. И поэтому стороны Договора о ЕАЭС и ЕЭК не ведут работу в этом направлении. Принципы единой валютной политики все-таки предполагают не создание единой валюты, а необходимость формирования условий перехода на взаимные расчеты по прямым котировкам валютных курсов, что позволит уменьшить потери на курсовой разнице.

© Филатова В.В., 2017 © БПа^уа У.У., 2017

Для цитирования:

Филатова В. В. Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 92-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.