Научная статья на тему 'Перспективы развития Украины в глобальной экономической системе'

Перспективы развития Украины в глобальной экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1573
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / WORLD FINANCIAL CRISIS / A TOTAL INTERNAL PRODUCT / THE INDUSTRY / TRANSPORT / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикань В. Л.

Выполнен анализ экономической ситуации на мировом рынке в посткризисный период, обозначены перспективы роста и их полюса, определены основные направления совершенствования отечественной экономики, обеспечивающие устойчивые позиции Украины в качестве полноправного участника на мировой экономической арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of Ukraine in global economic system

The analysis of an economic situation in the world market during the postcrisis period is made, prospects of growth and their pole are designated, the basic directions of perfection of the domestic economy, providing steady positions of Ukraine as the full participant on world economic arena are defined

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Украины в глобальной экономической системе»

УДК 339.9:330.3(477)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Дикань В.Л., д.э.н, профессор (УкрГАЖТ)

Виконаний анализ економ1чно'{ ситуацИ на свгтовому ринку в посткризовий перюд, позначенI перспективи зростання I ¡х полюса, визначенг основнг напрямки вдосконалення в1тчизняно'1 економжи, що забезпечують стшю позицп Украши в якостг повноправного учасника на свтовш економ1чн1й аренг.

Ключовi слова: свтова фшансова криза, валовий внутршнш продукт, промислов^ть, транспорт, державне регулювання.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими заданиями. Последний финансовый кризис внес серьезные коррективы в расстановку сил в глобальной экономике. Наиболее ощутимо проявились два вектора: ослабление западного мира и рост развивающихся экономик. Мир, тем не менее, не стал многополярен. А растущая нестабильность — как экономическая, так и политическая — делает его, скорее, бесполярным.

Западная система (США, Европа и Япония), увязли в затяжном преодолении кризиса и его последствий, и уже не в состоянии ни задавать тон, ни поучать, ни контролировать мировой экономический порядок.

Общепризнанный мировой лидер — США, сконцентрировавший под своим контролем подавляющую часть общемировых ресурсов (вещественных, институциональных,

интеллектуальных и т.д.), оказался главным фактором торможения глобального процесса социальной эволюции, и это не позволяет западному миру вернуть себе ведущую и направляющую роль в глобальной экономике.

В то же время развивающиеся страны (Бразилия, Россия, Индия и Китай), и даже их авангардный конгломерат, пока не в состоянии исполнить роль международного стабилизатора. Нет возможностей, нет желания, нет стратегического видения, и просто мало опыта. Ибо наращивать экономическую мощь — совсем не одно и то же, что обладать глобальным мышлением.

Пока что мы наблюдаем ожесточенное соревнование экономических систем и существенные изменения в картине мира. Исход этой борьбы неясен, ибо в ходе ее одинаково безжалостно обнажаются структурные слабости как рыночной экономики, так и государственного капитализма. Иными словами, могучие «мастодонты» сдают позиции, а молодые «тигры» и «драконы» пока не в состоянии их освоить.

Украина на этой арене глобальной экономики пока не значится. К 2011-му Украина "проиграла" все мировые рейтинги — от конкурентоспособности и ведения бизнеса до образования и свободы прессы. И несмотря на декларируемые стратегические цели Украины такие как «в большую двадцатку», «инновационное развитие», они так и не обрели тактических очертаний. Поэтому приобретает актуальность исследование путей обеспечения развития Украины в новой мировой экономике.

Анализ последних исследований и публикаций. Решению экономических проблем Украины в современных условиях посвящены труды ведущих отечественных ученных таких как: Амоша О.И., Белинская Я.В., Бобух И.М., Геец В.М., Жалило Я.А., Лукинов И.И., Покрышка Д.С., Семиноженко В.П. и др. [1- 7].

Однако, требуют дальнейшего изучения вопросы обоснования путей выхода Украины из кризиса и обеспечения ее развития при формирующейся расстановке сил в глобальной экономике.

Цель статьи: проанализировать ситуацию на мировом рынке в посткризисный период, обозначить перспективы роста и их полюса, определить основные направления

совершенствования отечественной экономики, обеспечивающие устойчивые позиции Украины в качестве полноправного участника на мировой экономической арене.

Изложение основного материала исследования. Мировой финансовый кризис остался позади, и как развитые, так и развивающиеся страны продолжают процесс восстановления утраченного за это время экономического потенциала. Прогнозируется в 2012 году рост мирового ВВП вновь увеличится и вплотную приблизится к отметке 3,6% и ожидается, что в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах экономический рост на уровне 6,5% будет значительно опережать вялые темпы роста ВВП стран с развитой

© Дикань В.Л.

Ысник економжи транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

экономикой на уровне 2,5%. Среди факторов, которые могут негативно сказаться на темпах восстановления, упоминаются, в частности, более значительное, чем предполагается нынешним уровнем цен на фьючерсных рынках, повышение стоимости нефти; усугубление бюджетных и финансовых проблем в развитых странах, особенно в еврозоне. Подсчитано, что в большинстве развивающихся государств уровень экономического развития уже равнозначен тому показателю развития экономики страны, который бы имел место в случае отсутствия таких катаклизмов, как мировой экономический кризис.

Можно выделить несколько зон замедления мирового экономического роста. Первая — Япония, которая потеряла около 2,5% ВВП ввиду техногенной катастрофы. Следующая точка риска — это экономика США с резким ростом долгов, которые достигают порядка 14 трлн. долл. А также Европа, где ожидается снжение темпов экономического роста по периферийным странам Евросоюза из-за больших долгов, в частности, Испании, Португалии, Греции, Италии. В особо критическом состоянии сейчас находится Греция. Если эта страна будет выходить на международные рынки заимствования, она должна быть готова платить 20% годовых. Для примера, Украина может одалживать под 7-8%.

Основными драйверами роста мировой экономики в этом году останутся развивающиеся экономики: Китай должен показать порядка 10% роста, Индия — 6-8%. Бразилия будет обеспечивать рост Латинской Америки — порядка 6%. Неплохой рост, похоже, покажет Россия — около 5%. На этом фоне Украина, которая 50% своего ВВП получает за счет экспорта продукции, похоже, будет чувствовать себя относительно неплохо. Но в целом эти зоны риска могут негативно влиять и на украинскую экономику, на сжатие нашего экспорта, а значит — на потенциал нашего роста. Такая ситуация и создает угрозы и дает шанс Украине, и главное -уметь им грамотно воспользоваться.

Мы видим, что нынешний этап выхода мировой экономики из спада может ознаменоваться позднее крупнейшей ее трансформацией со времени Второй мировой войны, когда "уверенные в себе, предприимчивые США оттеснили слабые, с огромной задолженностью экономики Европы и стали общемировыми финансовыми архитекторами". А в центре нового "переворота" могут оказаться страны БРИК - если встанут на путь позитивного развития международного сотрудничества и диверсификации экономик.

Термин БРИК в 2001 году придумал Джим О'Нил, тогда главный экономист американского инвестиционного банка Goldman Sachs. Термин

прижился не только в экономике: четыре страны — Бразилия, Россия, Индия, Китай — объединились в политическую организацию развивающихся стран. И чего О'Нил, скорее всего, не предполагал — четверка БРИК, начиная с первого саммита 2009 года, стала вполне аргументировано противопоставлять себя другим организациям и группам глобального мира.

По выражению аналитика "Дойче банка" Маркуса Джегера, государства "четверки" "собраны", скорее, по своему потенциалу, чем по сходству. Мощный экономически,

суперконкурентоспособный экспортер - Китай. С сопоставимым населением, но победнее и с более замкнутой экономикой - Индия, больше известная инвесторам и торговым партнерам компьютерным программным обеспечением. Бразилия - один из самых эффективных агроэкспортеров и Россия, которая после многочисленных попыток диверсификации экономики остается прежде всего экспортером нефти и газа [8].

Странам БРИК прогнозируют в будущем центральную роль в мировой экономике, ведь они уже сейчас имеют большую долю в мировой торговле, чем США, к 2032 году могут превзойти по уровню производства страны "семерки". Кроме того, к 2030 году КНР станет крупнейшей экономической державой планеты.

Опубликованная на днях Германией статистика подтвердила, что Берлин уступил в 2009 году Китаю мировое лидерство по объему экспорта. Согласно данным немецкого Института Дестатис, за первые 11 месяцев минувшего года Китай экспортировал товаров и услуг на сумму в 1070 млрд. долларов, а Германия - на 1050 млрд долларов, что позволило Китаю впервые в современной истории стать крупнейшим экспортером в мире.

Историю развития БРИК эксперты называют "впечатляющей и драматической". Десятилетие назад лишь одна из них страна имела кредитный рейтинг инвестиционного класса, а сейчас - все четыре. 12 лет назад дефолт России и кризис национальной валюты Бразилии потрясли мировую экономику, а сегодня у них очень большие резервы иностранной валюты.

"Возьмите и соберите вместе ягуара, медведя, тигра и панду и может получиться не только хорошее, но и очень активное шоу", -отмечает британский эксперт Алан Битти в статье о БРИК "Меняющиеся лица власти" в ведущем издании международных деловых кругов - газете "Файнэншл таймс". По свидетельству автора, успехи "четверки" стали ярким примером "взлета новых экономик в глобальной экономике" [8].

Важно исследовать, что же способствовало развитию стран БРИК в условиях кризиса и что же дает им такие перспективы в будущем. Так,

Вкник економжи транспорту i промисловост1 № 34, 2011

успешно сработала в период финансового кризиса китайская модель экономического развития, основанная на крупных инвестициях и экспорте. В ноябре 2008 года Пекин объявил о пакете помощи в размере 585 млрд. долл. с целью стимулирования экономики и поддержания кредитоспособности банков, который помог КНР сохранить высокие темпы экономического развития.

Экономическая модель Китая опровергла превалировавшее у западных экспертов мнение, что основой для "экономического успеха является свободное предпринимательство". На практике все большее влияние государства в экономическом развитии КНР привело к мощному развитию страны и, как следствие, к ее вероятному доминированию в глобальной экономике в ближайшее десятилетие. Экономически Китай уже не коммунистическая страна. Большой бизнес тепло принимается, созданы права собственности, поощряется частное предпринимательство,

сельскохозяйственные предприятия

деколлективизированы.

Китай создал политическую модель, которой в мире прежде не было, или если что-то подобное существовало, то не в таких масштабах: это - экономический либерализм с социальным администрированием. Существует прямое следствие между большим присутствием в экономике государства и возрождением в этом году национальной экономики. Китаю было легче опираться на банки и заставлять их предоставлять кредиты. Именно таких рычагов и не хватало в прошлом году, в частности министру финансов Великобритании Алистэру Дарлингу.

Не исключено, что примеру КНР могут последовать правительства Запада, опасающиеся за свои экономики в условиях, когда их обгоняет Китай.

Большое впечатление на западных специалистов производит и российский путь, так как считают, что в экономическом развитии Россия повыше качеством, чем другие страны БРИК. В расчете на душу населения доход в РФ, исходя из ВВП, наивысший. В 2008 году он достигал 12 тыс долл. - в четыре раза выше, чем у Китая. По прогнозу банка Goldman Sachs, Россия станет единственной страной БРИК, которая к 2050 году достигнет европейского уровня доходов на душу населения. Превосходство в доходах особенно наглядно проявляется в социальных индикаторах. Наиболее ярким является то, что две трети россиян "университетского возраста" учатся в вузах по сравнению, например, с менее одной пятой молодежи в КНР. Что касается образования, Россия - на равных с Западом.

Кроме того помимо БРИК в экономической гонке возникли новые участники и стали дышать странам БРИК в затылок. Как отражение процесса, Джим О'Нил в ежегодном отчете банка использовал термин "Next 11", дословно — "следующие одиннадцать". Термин "N-11" относился к 11 крупнейшим по населению странам и должен был подчеркнуть их экономический потенциал, вслед за странами БРИК.

Проведенный анализ показывает, что «не западные экономики» могут приобрести больший вес в будущем. Таким образом, приходится признать, что кризис обнажил недостатки основной экономической модели, а также недостатки нашего общества. Слишком многие получали в нем преимущество за счет других. Чувство доверия оказалось утраченным. Почти каждый день мы узнавали новые примеры неэтичного поведения представителей

финансового сектора. Мы ушли уже далеко вперед по альтернативному пути — созданию общества, в котором материализм доминирует над нравственными обязательствами; где быстрый рост, которого мы добились, не является экологически и социально устойчивым; где мы не действуем сообща при решении наших общих потребностей, что отчасти происходит потому, что грубый индивидуализм и рыночный фундаментализм подорвали любую общность интересов и привели к безудержной эксплуатации неосторожных и незащищенных людей, а также к усилению социального разделения. Но еще не слишком поздно, чтобы устранить трещины, возникшие в здании нашего общества. Хотя пока очень мало написано о лежащем в основе всего происходящего "моральном дефиците", следуют помнить, что неустанная погоня за прибылью и все преследование собственных интересов не могут привести к тому процветанию, на которое многие надеялись.

Какие же перспективы в связи с вышесказанным есть у Украины. Системный анализ тенденций и факторов развития показывает, что Украина сейчас не в состоянии обеспечить ускоренное развитие технологий и высокотехнологичных отраслей, поскольку параметры ее инновационно-технологического развития уже давно находятся за пределами предельных интервалов. К сожалению, в течение всего периода существования Украины как самостоятельного государства наблюдается неэквивалентный внешнеэкономический обмен, зависимость от многих внешних факторов, выполнение функции поставщика природного сырья и рабочей силы для ТНК и развитых стран, которые концентрируют глобальный

интеллектуальный потенциал.

Вкник економжи транспорту i промисловост № 34, 2011

В Украине, как всегда, имеем стратегические действия и "правильные приоритеты" только на бумаге, а на практике -тушение пожара, поскольку и до этого времени не создан запас прочности экономики в форме арсенала технологий, как прорывных - для закрепления на внешних рынках, так и технологий массового потребления - для развития внутреннего рынка. А неумение воспользоваться мощным отечественным научно-технологическим потенциалом свидетельствует о нехватке организационного ресурса и, соответственно, организационных инноваций. По нашему мнению, именно последнее утверждение дает основания говорить об упущенных возможностях, пренебрежение которыми не только вызвало тяжелый "вариант кризиса", но и увеличило разрыв с ведущими странами мира.

Так, сумма государственного долга Украины за IV кв. 2008 г. - и полугодие 2009 г. увеличилась на 1,6 млрд. долл. США, или на 135,8 млрд. грн. В относительных величинах государственный долг Украины увеличился с 12,4% ВВП в конце 2007 г. до 20% ВВП в конце 2008 г. и до 27% ВВП по состоянию на 31.07.2009 г. По итогам 2009 г. сумма государственного долга Украины может увеличиться до 38-40% ВВП.

Расходы бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Украины существенно увеличатся в 2012-2013 г.г. Лишь по кредитам МВФ в этот период необходимо будет выплачивать суммы, эквивалентные 12-25% валовых международных резервов Украины.

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

В условиях жесточайшей мировой конкуренции для повышения валютных поступлений Украине необходимо обратить свое внимание на развитие ее ключевых отраслей, которые занимают львиную долу в структуре ВВП и могут позволить улучшить экономику государства. Речь идет о промышленности, сельском хозяйстве и транспорте.

К основным конкурентным

преимуществам промышленности Украины следует отнести:

1) естественно-географические:

- наличие промышленных запасов широкого спектра природных ресурсов -энергетических (уголь, урановая руда, газ) и неэнергетических (металлические руды,

неметаллические полезные ископаемые -калийная и поваренная соль, глины и др.);

- выгодное географическое расположение государства в пространстве европейских и мировых рынков и транспортных коридоров;

- достаточно развитая и диверсифицированная транспортная инфраструктура;

2) факторные:

- сравнительно квалифицированные и дисциплинированные трудовые ресурсы;

- наличие отлаженных технологий в промышленном производстве, которое базируется преимущественно на отечественной сырьевой базе (добыча энергетических и неэнергетических материалов, черная металлургия, коксохимическое производство, производство химических удобрений, пищевая промышленность);

3) инновационные:

- достаточно высокий инновационный и конкурентный потенциал отдельных высокотехнологичных видов промышленной деятельности (самолето- и ракетостроение, судостроение, атомная энергетика, энергомашиностроение, оборонная отрасль);

- упрощенный доступ к качественным и сравнительно дешевым научно-технологическим разработкам отечественной науки в сфере информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.

Учитывая современное состояние национальной промышленности, тенденции мирового хозяйственного развития и приоритеты внутренней социально-экономической стратегии Украины объективно необходимым является принципиальное изменение базовых ориентиров ее позиционирования в мировом промышленном пространстве в его двух основных измерениях -геоэкономическом и производственно-рыночном.

Формат изменений геоэкономического позиционирования национальной

промышленности в мировом экономическом пространстве, которое динамично развивается и структурно трансформируется, характеризуется следующим образом:

- текущее - преимущественно идеологически мотивированная ориентация на альтернативное присутствие или в евроатлантическом, или в постсоветском политико-экономическом пространстве (в зависимости от текущей политической конъюнктуры);

- перспективное - преимущественно экономически мотивированная ориентация на полицентрично политико-экономическое пространство с перспективами паритетного участия в международном разделении труда и интегрированных структурах, как развитых

Ысник економжи транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

традиционных промышленных центров (ЕС), так и новых, динамично развивающихся (в частности, БРИК).

Эффективное международное

экономическое сотрудничество в

производственной, торговой, финансовой, научно-технической сферах приобретает императивное значение на современном этапе и требует адекватной политико-экономической реакции государства. Но следует учитывать, что реализация интеграционного императива в промышленной политике требует взвешенного подхода и общественного восприятия выбора, поскольку это затрагивает такие значимые для государства проблемы, как национальная безопасность, экономический суверенитет, структурные реформы, социально-гуманитарное развитие.

Обоснованность выбора производственно-рыночных позиций национальной

промышленности на внутреннем и внешнем рынках существенно сказывается на эффективности осуществления промышленной политики, перспективах и результатах участия страны в товарной и технологической специализации, приоритетах и реальных возможностях вхождения в бизнес-интеграционные структуры.

Анализ конъюнктуры и тенденций развития важнейших промышленных рынков и оценки потенциала национального

промышленного производства с учетом существующих и новых конкурентных преимуществ, которые должны быть сформированы, дают основания для таких выводов относительно стратегической траектории изменений производственно-рыночного

позиционирования:

- текущее - специализация преимущественно на производстве сырьевой продукции и конструкционных материалов низкой степени переработки (для внешнего и внутреннего рынков);

- перспективное - специализация на производстве для внутреннего и внешнего рынков продукции отдельных наукоемких сегментов машиностроительной и оборонной отраслей, серийной техники нового поколения для агропромышленного комплекса, высокотехнологичных конструкционных материалов для промышленности и строительства; сохранение производства ресурсно-сырьевой продукции преимущественно для внутренней промышленной переработки.

Значение железнодорожного комплекса в экономическом развитии Украины определяется:

1) влиянием на эффективность функционирования субъектов экономической деятельности:

а) размер тарифов на транспортные перевозки непосредственно влияет на затратоемкость производства субъектов хозяйственной деятельности. Это обусловливает увеличение себестоимости продукции и уменьшение прибыли, а также побуждает товаропроизводителей к поиску наиболее действенных методов увеличения эффективности деятельности, кроме экономии расходов;

б) уменьшение времени нахождения грузов в движении (вследствие увеличения скорости перевозок, уменьшения барьеров прохождения грузов, уменьшение времени обработки на перерабатывающих пунктах и опорных пунктах взаимодействия различных видов транспорта и др.) создает возможность ускорения оборачивоемости финансовых ресурсов и уменьшение размера тех, которые используются для обслуживания запасов. Это позволяет изъять из оборота лишние средства и направить их на другие приоритетные сферы деятельности;

в) позволяет уменьшить разрыв между временем возникновения потребности в любых видах продуктов или услуг и временем ее удовлетворения. Это в условиях конкурентной борьбы за потребителя является предпосылкой завоевания устойчивых позиций на рынке и получения конкурентных преимуществ;

г) является проводником интересов товаропроизводителей на отечественном и международном рынках, обеспечивая безопасность и надежность перевозок в международном сообщении, тем самым уменьшая возможность получения финансовых убытков от потери грузов;

д) создает предпосылки расширения деятельности на территории, где существуют запасы сырья, а также обслуживает кооперационные связи предприятий, тем самым увеличивая их устойчивость и способствует образованию крупных промышленных объединений. Они в перспективе способны создать конкуренцию зарубежным транснациональным компаниям.

Таким образом, определяющее развитие и эффективная работа железнодорожного транспорта обеспечивает условия для ускорения экономического роста в стране и осуществляет мультипликативный влияние на рост ВВП. Он проявляется в том, что первоначальное увеличение расходов на удовлетворение потребностей транспорта в простом и расширенном воспроизводстве приводит к изменению баланса доходов и расходов субъектов экономической деятельности, что обеспечивает рост ВВП;

2) созданием предпосылок увеличения транзитного потенциала Украины, что имеет приоритетное значение в перечне мероприятий,

Ысник економ1ки транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

которые позволят не только эффективно использовать выгодное экономико-

географическое положение и получать экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создавать новые инструменты влияния Украины на мировые экономические процессы. Украинская

железнодорожная сеть должна стать центральным элементом евразийской транспортной системы, которая обеспечивает развитие торговых связей между мировыми геополитическими и геоэкономическими центрами. Железные дороги Украины непосредственно взаимодействуют с железными дорогами Российской Федерации, Беларуси, Молдовы, Польши, Словакии, Венгрии и Румынии. Через территорию Украины проходят четыре из десяти международных транспортных коридоров (МТК), решение о строительстве которых принято министрами транспорта 23-х стран Европы на Второй паневропейской конференции в марте 1994 года на о. Крит. Это третий, пятый, седьмой и девятый МТК. Кроме Критских МТК Украина участвует в системе евроазиатских транспортных маршрутов.

По прогнозным данным первоочередное преодоления последствий финансово-

экономического кризиса состоится в развитых европейских странах. Значительно позже, прогнозируется экономический рост в Украине. На этом этапе Украина должна использовать все преимущества своего выгодного экономико-географическое положение и создать необходимые условия для привлечения транзита грузов. Это позволит получить финансовые средства, которые на этапе роста экономики необходимы для восстановления количественных и качественных показателей деятельности промышленного комплекса (именно он должен составлять основу экономического роста экономики Украины). Условиями привлечения транзита грузов должны быть стоимостные критерии и качество транспортных услуг. Последняя определяется критериями: скорость, пакет услуг, пропускная способность, безопасность груза. Это обеспечивается: модернизацией сооружений МТК, сокращением контрольных процедур, созданием новых технологий организации движения поездов, развитием логистических технологий,

улучшением работы дорожного сервиса, совершенствованием системы навигационного обеспечения движения на маршрутах и др.;

3) роль катализатора инновационного процесса в промышленности.

Потребности железнодорожного

транспорта Украины удовлетворяют большим количество разнообразных предприятий, относящихся к различным видам экономической деятельности. Это предприятия химической и

нефтехимической промышленности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий,

машиностроение, легкая промышленность и др. Железнодорожный транспорт действует в конкурентной среде, что создает необходимость постоянного усовершенствования деятельности в соответствии потребностям внутреннего и внешнего рынка. В настоящее время стремительно меняются требования к скорости, экологичности, безопасности, комфортности, технологичности железнодорожного транспорта, его совместимости с другими видами транспорта и железнодорожным транспортом других стран, и т.п. Соответственно отечественный

железнодорожный транспорт нуждается в глубокой модернизации и обновлении. Поэтому отечественные предприятия вышеупомянутых видов деятельности для удержания потребителя продукции в лице железнодорожного транспорту должны учитывать современные потребности железнодорожного транспорта. Этим объясняется взаимосвязь темпов роста инновационного развития железнодорожного транспорта с темпами роста инновационного развития других отраслей;

4) ролью одного из крупнейших потребителей результатов производственного и инновационного процесса предприятий других видов деятельности.

Вывод. Замедление кризисных процессов в мировой экономике и переход большинства стран - торговых партнеров Украины к постепенной макроэкономической стабилизации создали условия для экономического роста в экономике Украины. Между тем, главным источником экономического роста в Украине стали накопление запасов и растущий внешний спрос на продукцию сырьевых отраслей.

Однако негативным моментом остается снижение взноса в рост ВВП конкурентноспособной как на мировом, так и на отечественном рынке высокотехнологической продукции реального сектора экономики Украины (в частности промышленности).

Следовательно перед экономической политикой государства встает потребность трансформировать благоприятные для Украины в краткосрочном периоде изменения конъюнктуры внешних рынков в основы долгосрочной стабильности функционирования экономики.

Следует помнить, что сегодня в глобальном, а потому нестабильном мире выживают те, кто выстраивает самодостаточную экономику, которая не зависела бы от мировых кризисных явлений. Такая экономика предусматривает возможность самообеспечения страны на 90-95%. Среди таких стран Китай, Бразилия, Индия, Израиль, Австралия, Испания,

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

Германия (хотя она находится в составе ЕС) и ряд других. Даже во время кризиса темпы роста их ВВП были растущие.

Для достижения таких результатов Украине необходима новая концепция экономического развития, в основу которой положена стратегия ухода от существующей неконкурентной на мировых рынках сырьевой структуры отечественной экономики и построения современной модели, базирующегося на прорывном развитии промышленности, сельского хозяйства и транспорта, при этом ведущую роль должна сыграть промышленность.

В связи с отмеченным, актуален вопрос формирования новой государственной

промышленной политики путем идентификации национальных конкурентных преимуществ, ограничений и угроз развития, научно обоснованного геоэкономического и

производственно-рыночного позиционирования промышленности Украины в мировой экономике. Важную роль при этом играет государственное регулирование, направленное на поддержку вышеупомянутых отраслей путем

стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности на основе совершенствования бюджетных и рыночных инструментов государственной промышленной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амоша О.1. Концептуальнi орieнтири промислово! полiтики Укра!ни (на середньострокову перспективу) / О.1. Амоша, В.П.Вишневський, Л.О.Збаразська // Економша Промисловостi. - 2008. - №43. [Електронний

ресурс]: Режим доступу:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/EProm/2008 _43/index.html

2. Бобух 1.М. Пропорци та перспективи формування нацюнального багатства Укра!ни : монографiя / 1.М. Бобух; НАН Укра!ни; 1н-т екон. та прогнозув. - К., 2010. - 372 с.

3. Геець В.М. Стратепчш виклики ХХ1 столiття суспiльству та економщ Укра!ни: В 3 т. / В.М.Геець // - К.: Фешкс, 2007.

4. Геець В.М. Суспшьство, держава, економiка: феноменологiя взаемодп та розвитку /

B.М. Геець; НАН Укра!ни; 1н-т екон. та прогнозув. НАН Укра!ни. - К., 2009. - 864 с.

5. Геець В.М. 1нновацшш перспективи Укра!ни: монографiя / В.М. Геець, В.П. Семиноженко. - Харшв: Константа, 2006. - 272 с.

6. Економша Укра!ни пiсля кризи: орiентири стратегiчних реформ / Я. А. Жалшо, Д.

C. Покришка, Я. В. Белшська [та iн.]; за ред. Я. А. Жалша. - К. : Н1СД, 2010. - 104 с.

7. Лукинов И.И. Эволюция экономических систем / И.И. Лукинов. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», - 2002. - 567 с.

8. Западные эксперты о роли стран БРИК в мировой экономике [Електронний ресурс]: Режим доступу: http://weandworld. ru/economy/230-brik.html

9. Загоруйко Ю. "Экономики роста" меняют картину мира. Украина пока за кадром / Ю. Загоруйко // Зеркало недели. - № 15. [Електронний ресурс]: Режим доступу: http://www. ukrrudprom.ua/digest/Ekonomik i_rosta_menyayut_kartinu_mira_Ukraina_poka_za_k adrom.

Аннотация. Выполнен анализ экономической ситуации на мировом рынке в посткризисный период, обозначены перспективы роста и их полюса, определены основные направления совершенствования отечественной экономики, обеспечивающие устойчивые позиции Украины в качестве полноправного участника на мировой экономической арене.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, валовой внутренний продукт, промышленность, транспорт, государственное регулирование.

Summary. The analysis of an economic situation in the world market during the postcrisis period is made, prospects of growth and their pole are designated, the basic directions of perfection of the domestic economy, providing steady positions of Ukraine as the full participant on world economic arena are defined.

Keywords, world financial crisis, a total internal product, the industry, transport, state regulation.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрДАЗТ Зубенко В.О.

BiciiiiK' економжи транспорту i промисловост1 № 34, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.