Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПО МАРШРУТУ ТАДЖИКСКОЙ ЛИНИИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПО МАРШРУТУ ТАДЖИКСКОЙ ЛИНИИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Симоилбеков Асрор Музофирович, Мамадризохонов Акбар Алихонович

В статье приводятся сведения о механизме эффективного формирования и развития туризма по маршруту Таджикской линии Великого Шелкового пути. Авторами разработаны базовые принципы организации туризма по указанному маршруту, даны рекомендации по его планированию и реализации на территории ГБАО Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECNS OF TOURISM DEVEL OPMENT OLONG THE TAJIK LINE OF THE GREAT SILK ROAD

The article provides information on the mechanism for effective formation and development of tourism along the route of the Tajik line of the Great Silk Road. The authors have developed the basic principles of organizing tourism along the specified route, given recommendations for its planning and implementation across the territory of GBAO of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПО МАРШРУТУ ТАДЖИКСКОЙ ЛИНИИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

адабиёт

1. Таджикистан: природа и природные ресурсы. Изд. "Дониш", Душанбе. 1982.

2. Насимович А.А. Природные заповедники и сохранение эталонов естественных экосистем. В книге: человек, общество и окружающая среда. / А.А.Насимович - М., 1973.

3. Исследования гор. Вопросы географии. Т. 137, М., 2014.

4. Реймерс Н. Ф. Природоползование. / Н. Ф.Реймерс М., "Мысль", 1990.

5. Селиванов Р. И. Природа и природные ресурсы Таджикистана. / Р. И. Селиванов - Душанбе. 1958.

6. Мухаббатов Х., Ниёзов А. Худуд^ои табии махсус хифзшавандаи Точикистон. Душанбе. 2018

ПРИОРИТЕТНОЕ БУДУЩЕЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САДА ТАДЖИКИСТАНА

В статье рассматриваются современные состояния развития Таджикского национального парка. Здесь авторы на основе имеющегося материалы и своих исследований выдвигают ряда предложений по улучшению состояния парка. Эти предложения в основном направлены на то, чтобы в перспективе как можно больше привлекать внимание туристов и путешественников из за рубежа.

Ключевые слова: экосистемы, хребты, природные памятники, минеральные воды, ледники, осадки, охрана природы, горные леса.

PRIORITY FUTURE OF TAJIKISTAN NATIONAL GARDEN

the article examines the current state of development of the Tajik National Park. Here the authors, on the basis of the available materials and their research, put forward a number of proposals for improving the condition o f the park. These proposals are mainly aimed at attracting the attention o f tourists and travelers _ from abroad as much as possible in the _ future.

Key words: ecosystems, ridges, natural monuments, mineral waters, glaciers, precipitation, nature protection, mountain forests.

Сведения об авторах:

Маджидов О.Ш. — заведуш отделном географии Национального академии наук Таджикистан.

Мухаббатов Холназар - доктор географических наук профессор кафедры туризма и методики преподавания географии Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни. 734003, РТ, г.Душанбе, пр.Рудаки 121.

About authors:

Majidov O.Sh. - Head of the Department of Geography of the National Academy of Sciences of Tajikistan.

Mukhabbatov Kholnazar - Doctor of Geographical Sciences, Professor of the Department of Tourism and Methods of Geography Teaching of the TSPU named after S.Aini. 734003, RT, Dushanbe, 121 Rudaki Eve.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПО МАРШРУТУ ТАДЖИКСКОЙ ЛИНИИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Симоилбеков А., Мамадризохонов А.

Хорогский государственный университет им.М. Назаршоева

Современный туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия [1,21. Эта отрасль сегодня рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, основа для рациально-экономического развития региона и страны в целом. Исследование последних лет показало, что современный туризм вследствие значительного мультипликативного эффекта выступает в роли катализатора социально-экономического развития территорий, способствуя при этом улучшению качества жизни местного населения [1]. Эффективное налаживание этой отрасли может сыграть важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение его благосостояния [3]. Более того, являясь одним из важных направлений оживления экономики, он оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких сфер

экономическом деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития региона Г3,4,51.

Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) Республики Таджикистан (РТ), обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой, имеет огромный потенциал для развития туризма.

Ввиду того, что территория ГБАО в годы Советской власти явилась закрытой зоной с особым визовым режимом, куда попасть туристом и путешественником было невозможно, регион в туристическом отношении остался не освоенным и неразвитым.

Сегодня, после приобретения независимости, ситуация в Республике Таджикистан изменилась коренным образом. Существенно изменились законодательные акты о получении визы, проезд и пребывание на территории ГБАО и всего РТ, в общем вся эта процедура подверглась изменению. Вместе с тем, руководство Республики Таджикистан уделяет развитию туризма особое внимание, видя в нём фактор, способный решать не только некоторые социально-экономические проблемы республики, но и позволяющий занять достойное место среди других отраслей народного хозяйства республики. Подтверждением тому может стать указ Президента Таджикистана Эмомали Рахмона об объявлении 2018 года «Годом развития туризма и народных ремесел» и объявлении 2019-2021 годов «Годами развития села, туризма и народных ремесел». Эти инициативы были прозвучены на ежегодных Послании Президента парламенту страны в декабре 2017 и 2018 гг.

Цель исследования: Ввиду сложившейся ситуации, в настоящей работе преследуется цель показать эффективное использованию туристических ресурсов территорий, находящихся вдоль Великого Шелкового Пути (ВШП) и налаживание эффективного функционирования туристической деятельности по данному туристическому маршруту. (Рис 1).

о

Astana

Atyrau

KAZAKHSTAN

о

Zhezqazghan

GEORGIA QTbilisi

5 Aqtau

ARMENIA О

Yerevan AZERBAIJAN ® Baku

Shymkent

DashhowuzO Urgench / OKhiva

Turkmenbashi

Almaty

Bishkek

KYRGYZSTAN

TURKMENISTAN

UZBEKISTAN

Samarkand

Kokand^^c£,Qsh erghana

о

О

Bukhara

Ashgabat Turkmenabat О

-47 Mary

Kashi Kashgar)

CHINA

Рис 1. Маршруты Великого Шелкового Пути.

Условные обозначения:Маршруты Великого Шелкового Пути

------------Таджикская линия Великого Шелкового Пути

............Памирскоя линия Великого Шелкового Пути

Объектом исследования выбрано устойчивое развитие туризма вдоль маршрута памирской линии ВШП Республики Таджикистан, где местность отличается уникальностью своих природных особенностей, большим разнообразием экологических туристических ресурсов.

Объективной причиной проведения подобной работы заключается в том, что сегодня, когда территория Республики Таджикистан (после открытия автомобильной дороги через Кулму в Китай) включалась в сети ВШП, в скором времени по этой территории начинается регулярные туристические маршрутные поездки из Китая и стран Юго -востока Азии в Европейские и арабские государства и обратно, т.е. территории ГБАО (как и всей Республики Таджикистан), автоматически становятся золотым туристическим коридором

между востоком и западом. По этой линии природно-рекреационный потенциал, культурные и исторические достопримечательности являются предпосылками для развития международного туризма. Более того, Памир признан одним из привлекательных мест для туристов. Все эти факторы в совокупности становятся железным аргументом для скорейшей организации работ по развитию туризма, и соответственно, созданию благоприятной инфраструктуры по маршруту ВШП. Соответственно уровень доходности отрасли в значительной степени будет зависеть от уровня создания условий для отдыха и путешествия приезжих.

При разработке механизма развития туризма по этой линии, мы исходили из того, что в соответствии с требованием ВТО и международного туристического рынка, в целях эффективного налаживания туристско-рекреационной деятельности, туристам в течение суток велено не более 100 км поездки, с тем, чтобы они свободно путешествовали, благоприятно воспринимали все красоты местности и отдыхали.

Исходя из этой трактовки, необходимо создать такую инфраструктуру, условия сервиса, туристические продукты, программу предоставления основных и дополнительных услуга, а также разработка привлекательных туристических маршрутах в точках остановки и по близлежащих её окрестностях так, чтобы оно те только стимулировало процесс привлечения туристов к нашим краям, но и значительно продлило их остановки в каждом пункте маршрута, от которого в значительной степени зависеть уровень доходности отрасли. Именно эта цель является важнейшей при разработке механизма развития туризма в каждом регионе. Ведь за каждый день остановки туристы расходуют минимум 100 долларов, а при эффективном налаживании эту сумму можно увеличить в десятки раз.

Автотрасса Кульма - Зигар, длиною более 800 км, практически совпадающая с одной из древних ветвей Великого Шелкового пути, проходит через перевал Аличурской долины, Куйтезак, Гунтской долины, охватыая областного центра - г.Хогора, Шугнанский, Рушанский, Ванчский и Дарвазский районы и такиы образом водль реки Пядж до самого низовья Дарвазского района. Эта туристическая автотеррасса признается многими специалистами-экспертами, а также туристами как одним из самых интересных и перспективных сухопутных туристических маршрутов проходящий по Таджикистану. Вдоль этого маршрута расположены более ста туристических объектов, которые являются весьма привлекательными для туристов, и таким образом делают его особым туристским маршрутом.

Вместе с тем, передовой мировой опыт анализа развития туризма показывает, что при капиталовложении туристической инфраструктуры и тем самым создание по ней основных сценических туристских маршрутов, обладающих историческим, культурным, природным, рекреационным и археологическими ресурсами, будут служить объективным предпосылками повышения цены турпутешествия по данноой линии. Более того, создание эффективной инфраструктуры, соответствующих туристических маршрутов, представление качественного сервиса по предоставлению основных и допольнительных услуга и т.д. в конечном счете приведет к еще большим затратам туристов, путешествующих по этому маршруту, а это в свою очередь в значительной степени стимулирует экономическую деятельность в населенных пунктах, находящихся вдоль этой линии.

Анализируя возможности туризма по маршруту памирской линии ВШП (от пер.Кульмы Мургабского района до к. Зигара Дарвазского района) мы пришли к выводу, что для создания благоприятных условий и эффективного налаживания процесса развития туризма на территории ГБАО будет целесообразным выделить 8 точки стоянки для туристов, находящихся друг от друга ста и чуть более км расстояния. Этими туристическими пунктами являются: село Мургаб, Аличур, Джелонди, Хорог, Вамар, Ванч, Дарваз и Зигар. При выделении этих пунктов стоянки, наряду с прогнозируемым спросом учитывались также характер горного рельефа региона и связанная с ней высотная поясность, интересные природные и культурные достопримечательности, находящиеся вдоль этой трассы, экономическая деятельность местного населения (включая их занятости сельско -хозяйственной деятельностью и производством ими продукциии и т.д.). Весьма целесообразным считаем создание здесь небольших туристских комплексов с учетом высотной поясности. В районах, расположенных по тур маршруту памирской линии ВШП

наблюдается острый недостаток качественной гостиничной (для различных категории туристов) и торгово-развлекательной инфраструктуры, разработка кратко дневных тур маршрутов по достопримечательным объектам ближайших окрестностях, их обустройства и т.д., что оказывает большое отрицательное влияние на развитие туризма в этом регионе. В этой связи в пределах высокогорного природно-экологического пояса (Мургабский район) предлагаем гостиночные хозяйства с преобладанием юрточных туристских комплексов, а в пределах низкогорного и среднегорного поясов, которые включает, начиная с пос. Джелонды и до самого конечного пункта памирской линии ВШП - село Зигар Дарвазского района, создание гостевые дома типа «Homestay" и др. с преобладающим охватам местной архитектуры, а также культуры и быта местного населения. В условиях среднегорий, в частности в пределах города Хорога могут быть сооружены отели различных размеров, где целесообразно организовать предоставление довольно разнообразных и увлекательных услуг, которыми мы отличаемся от других народов (национальный стиль одежды, поведения, жизни и быта и т.д.). Поэтому разработка проекта современной туристической инфраструктуры вдоль автотрассы ВШП в современных условиях с учетом рационального и эффективного использования природно-рекреационного потенциала региона является важной основой для эффективного решения данной проблемы.

Таким образом, создание сети восьми туристских комплексов вдоль автотрассы по маршруту памирской линии таджикской части ВШП требует относительно небольшие инвестиции. Эффективное налаживание туризма по этой линии будет стимулировать развитие других отраслей, таких как сельское хозяйство, в том числе перерабатывающей отрасли, производство сувениров, торговли и других форм экономической активности в близлежащих к трассе регионах страны, что в свою очередь значительно сокращает сроки окупаемости проекта.

Таким образом, актуальность реализации предлагаемой идеи по развитию туристской инфраструктуры по маршруту таджикской линии ВШП в целях эффективного развития туризма достаточно высока и подтверждена велением времени.

Выводы:

1. Формирование и развитие туризма по маршруту таджикской линии ВШП инвестиций, благотворно скажется на улучшение экономического климата в регионе и стране в целом.

2. Подходы к исследованию проблем развития туризма по указанной линии должны быть комплексными, включая и социокультурные его аспекты. Такой подход важно как для улучшения социальных последствий и состояний, так и для сохранения природно-экологического равновесия горной экосистемы.

3. В целях налаживания эффективной деятельности туризма по линии ВШП считаем целесообразным создание специальной организации по маркетингу, планированию и продвижению туристско-рекреационной деятельности. В числе задач этой организации необходимо включить внедрение в практику таких информационных технологий управления, как система постоянного социологического опроса и анкетирования, обеспечивающая обратную связь с туристами, что в свою очередь может решать множество важных проблем, связанных с управлением качествам туристских услуг, маркетингам, статистическим учетам и т.д.

литература

1. Кузнецов С.А. Формирование современной государственной политики Российской Федерации в сфере туризма / С.А.Кузнецов // Автореф. канд.дисс.-М.2008.-30 с.

2. Хлебников С.С. Формирование ресурсного потенциала туристских территорий / С.С. Хлебников // Автореф.канд.дисс. - Сочи-2013.-23 с.

3. Яфаров Р.К. Влияние туризма на социально-экономическое положение региона / Р.К. Яфаров // Автореф. канд.дисс. - Саратов, 2006. -20 с.

4. Филатова ИН. Туризм как элемент рыночной экономики современной России / ИНФилагова // Автореф. канд.дисс. -Саратов, 2004. -22 с.

5. Козлов А.А. Трансформации туристической сферы региона в условиях глобализации мировой экономики (на примере Ростовской области) / А.А.Козлов // Автореф. канд.дисс. - Ростов-на-Дону - 2012. - 25 с.

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПО МАРШРУТУ ТАДЖИКСКОЙ ЛИНИИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

В статье приводятся сведения о механизме эффективного формирования и развития туризма по маршруту Таджикской линии Великого Шелкового пути. Авторами разработаны базовые принципы организации туризма по указанному маршруту, даны рекомендации по его планированию и реализации на территории ГБАО Республики Таджикистан.

Ключевые слова: туризм, горные территории, инфраструктура, туристические маршруты, устойчивое развитие.

PROSPECNS OF TOURISM DEVEL OPMENT OLONG THE TAJIK LINE OF THE GREAT SILK ROAD

The article provides information on the mechanism for effective formation and development of tourism along the route of the Tajik line of the Great Silk Road. The authors have developed the basic principles of organizing tourism along the specified route, given recommendations for its planning and implementation across the territory of GBAO of the Republic of Tajikistan.

Keywords: tourism, mountainous areas, infrastructure, tourist routes, sustainable development.

Сведения об авторах:

Симоилбеков Асрор Музофирович - зам. декана биологического факультета Хорогского государственного университета им. М.Назаршоева. Адрес: улица Ш.Шохтемура 109. Тел: (+992) 935289666. E-mail: asror.muzofir93@mail.ru Мамадризохонов Акбар Алихонович. - доктор биологических наук, профессор Хорогского государственного университета им. М.Назаршоева. Адрес: улица Ш.Шохтемура 109. Тел: (+992) 935284563. E-mail: akbar63@mail.ru

About the authors:

Simoilbekov Asror Muzofirovich - Deputy Dean of the Faculty of Biology of Khorog State University named after M. Nazarshoev. Address: Street Sh.Shohtemur 109. Phone: (+992) 935289666. E-mail: asror.muzofir93@mail.ru

Mamadrizokhoniv Akbar Alikhonovich — doctor of by biologi science, professor of Khorog State University named after M. Nazarshoev. Address: Street Sh.Shohtemur 109. Phone: (+992) 935284563. E-mail: akbar63@mail.ru

АЗ ТАЪРИХИ ТАДЦЩОТ^ОИ ГЕОГРАФЙ ДАР ТОЧДКИСТОН

Гулмирзоев КЛ, Валиев С.Ш.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Точикистон бо тамоми сохти чугрофию геологй, полеонтологй ва захирахояш дар соби; Шуравй ягона музеи табий мебошад, ки яке аз ин гушахои бой захирахои зеризаминиаш мебошад. Агар ба суханони академик Шербаков гуем «Точикистон гавхари кухии Иттиходи Шуравй мебошад».

Ба хамагон маълум аст, ки 93 фоизи сарзамини моро куххо ишгол мекунанд, ки баландии онхо то 7495м мерасад. Точикистон дар хусуси пайдоиши куххо, сохту таркиби чинсхои кухй ва гуногунии сарватхои зеризаминиаш кишвари нотакрору нодир аст. Халки точик хануз дар замонхои кадим ба куххои осмонбусу водихои зархези кишвараш бо умед ва орзухои нек менигарист. Бозёфтхои археологй далели онанд, ки ниёгони мо хануз дар асри биринчй дар ^арамазору кухистони Зарафшон, Хисору Помир барин мавзеъхои ин сарзамин ба коркарди маъдан машгул буданд.

Дар таърихи кашфиёти чугрофии Точикистон Помир бо табиати нотакрораш дар байни саёхон ва олимон мавкеъи хосаеро ишгол мекард.

Дар навиштачоти асрхои IX-X Помир бо номхои Фамир ё ин ки Бамир ёд шудааст. Сайёхи машхури итолиёги Марко Поло, ки солхои 70-уми асри 13 аз Венеция ба Хитой сафар карда буд дар китобаш табиати Помирро васф карда санги сурхи оламшумули Бадахшонро «балаш» номидааст. У навиштааст «Дар он вилоят яъне дар Помир балашхое хастанд, ки басо зебо ва киматбахоянд. Онхоро аз магзи шаххо канда мегиранд. Аз тахдиди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.