Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
323
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТУРИЗМ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новосадов Сергей Александрович, Осморская Виктория Геннадьевна

Калужский регион обладает многими конкурентными преимуществами в плане развития туризма, основными из которых являются расположение в центре основных туристических маршрутов России и близость столицы, богатое историческое прошлое, живописные природные ландшафты, развитая инфраструктура и транспортная доступность. Необходимость развития внутреннего туризма в регионе подчеркнута также в Стратегии социально-экономического становления Калужской области до 2030 года. На сегодняшний момент реализуется много туристических направлений, начиная от культурно-познавательного и заканчивая современным направлением - агротуризмом, которые необходимо расширять с учетом требований рынка и последними событиями в мире. В 2022 году значительно вырос спрос на туризм внутри страны, поэтому надо повышать привлекательность региона, как региона «инновационного развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE KALUGA REGION

The Kaluga region has many competitive advantages in terms of tourism development, the main of which are the location in the center of the main tourist routes of Russia and the proximity of the capital, a rich historical past, picturesque natural landscapes, developed infrastructure and transport accessibility. The need to develop domestic tourism in the region is also emphasized in the Strategy of socio-economic development of the Kaluga Region until 2030. At the moment, many tourist destinations are being implemented, ranging from cultural and educational and ending with a modern direction - agrotourism, which need to be expanded taking into account market requirements and the latest developments in the world. In 2022, the demand for tourism within the country has significantly increased, so it is necessary to increase the attractiveness of the region as a region of "innovative development".

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА»

Далее, базируясь на внутренней среде региона, возникает внешняя среда, состоящая из макро и микросреды. Микросреда региона является более узкой категорией в отличии от макросреды и состоит из элементов, подверженных контролю со стороны региона. Макросреда региона состоит из компонентов, носящих ситуативный характер. Иными словами, у региона отсутствует возможность контроля данных элементов.

Необходимо отметить, что маркетинговый потенциал региона представляет собой связующее звено между внутренней и внешней средой региона. Иными словами, при рассмотрении маркетингового потенциала региона в качестве совокупности ресурсов и способностей, учитывая ресурсный базис внутренней среды региона и способностную характеристику его внешней микросреды, маркетинговый потенциал региона обеспечивает их взаимодействие [6, с. 291].

Своеобразным фундаментом для маркетинговой стратегии региона выступает его внешняя среда, состоящая из различного рода связей и взаимодействий региона и внешнего мира.

Маркетинговая стратегия, выбранная регионом, является базисом не только для его дальнейшего социально-экономического развития, но и повышения конкурентоспособности [7, с. 89]. Отметим, что в настоящее время развитие региона и повышение его конкурентоспособности является одной из приоритетных задач региональной политики. Для наглядности представим взаимодействие элементов маркетинговой среды региона и компонентов маркетинга региона в виде схемы (рисунок 2)._

Социально-экономическая система региона

Ре сур с но-субъектное региональное взаимодействие

Внутренняя среда региона

Региональные ресурсы

52

Маркетинговый потенциал региона

Ресурсы региона Способности региона

ннешняя мнкросреда региона

органы исполнительной власти региона легионы-соседи, партнеры и конкуренты организации и нотреоителн ресурсов и услуг региона

Внешняя макросреда региона

Экономические факторы и о нио л-культурные факторы 1 екноло] ичеекие факторы ИОЛитико-правовые факторы

Маркетинговая стратегия региона

маркетинговая стратегия атаки маркетинговая стратегия обороны маркетинговая стратегия отступления

Устойчивое социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности региона

Рис.2. Схема взаимодействия элементов маркетинговой среды региона и компонентов

маркетинга региона

Маркетинговая стратегия региона и его маркетинговый потенциал находятся в непрерывном взаимодействии. Так как маркетинговая стратегия региона отражает итог оценки маркетингового потенциала региона, можно заключить, что маркетинговая стратегия региона является своеобразным инструментом формирования маркетингового потенциала региона. На основе уже выбранной регионом стратегии можно иметь представление о том, какие именно характеристики маркетингового потенциала нуждаются в улучшении. Таким образом, региону предоставляется возможность изменения маркетинговой стратегии на более выгодную.

Подводя итоги, можно заключить о том, что МПР является категорией регионального маркетинга. Он находится в тесном взаимодействии не только с маркетинговой средой региона, но и с его целями, а также с развитием и уровнем конкурентоспособности региона и напрямую зависит от сложившейся социально-экономической системы региона.

Библиографический список:

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022

67

1. Арженовский, И. В. О новой специализации регионов/И. В. Арженовский // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - № 3(67). - 7 с.

2. Дудакова И.А. Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле/И.А. Дудакова//моногр. - М.: ИТК «Дашков и К», - 2007. -163 с.

3. Красюк И.А. Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях импортозамещения/И.А. Красюк// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 12. - С. 87-91.

4. Красюк (Дудакова) И.А., Крымов С.М. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в региона/ И.А. Красюк (Дудакова), С.М.Крымов// В книге: Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга. - Ростов н/Д., Изд-во «ДГТУ». - 2011. -С. 72-88.

5. Кхалаф К.З., Мошкин И.Ю., Назарова Э.А. Инвестиционная концепция маркетингового потенциала региона/К.З.Кхалаф, И.Ю.Мошкин, Э.А.Назарова//Петербургский экономический журнал. -2020. - № 4. - С. 75-81.

6. Назарова, Э. А. Маркетинговая среда региона /Э.А. Назарова// Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты:Сб.научн.статей 7-й Межд. научн.-практ. конф., -Курск: ЮЗГУ, 2022. - С. 290-293.

7. Орлов С.Л. Особые экономические территории в России /Орлов С.Л. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. - 252 с.

УДК 332.1

Новосадов Сергей Александрович Novosadov Sergey Alexandrovich

Доцент отделения социально-экономических наук Associate Professor of the Department of Social and Economic Sciences

к. э.н., доцент

Candidate of Economics, Associate Professor Осморская Виктория Геннадьевна Osmorskaya Victoria Gennadievna

Магистрант Master's student

Обнинский институт атомной энергетики — филиал «Национальный исследовательский ядерный

университет «МИФИ»

Obninsk Institute of Atomic Energy — branch of the National Research Nuclear University "MEPhI"

Обнинск, Россия Obninsk, Russia

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE KALUGA REGION

Аннотация: Калужский регион обладает многими конкурентными преимуществами в плане развития туризма, основными из которых являются расположение в центре основных туристических маршрутов России и близость столицы, богатое историческое прошлое, живописные природные ландшафты, развитая инфраструктура и транспортная доступность. Необходимость развития внутреннего туризма в регионе подчеркнута также в Стратегии социально-экономического становления Калужской области до 2030 года. На сегодняшний момент реализуется много туристических направлений, начиная от культурно-познавательного и заканчивая современным направлением -агротуризмом, которые необходимо расширять с учетом требований рынка и последними событиями в мире. В 2022 году значительно вырос спрос на туризм внутри страны, поэтому надо повышать привлекательность региона, как региона «инновационного развития».

Abstract: The Kaluga region has many competitive advantages in terms of tourism development, the main of which are the location in the center of the main tourist routes of Russia and the proximity of the capital, a rich historical past, picturesque natural landscapes, developed infrastructure and transport accessibility. The need to develop domestic tourism in the region is also emphasized in the Strategy of socio-economic development of the Kaluga Region until 2030. At the moment, many tourist destinations are being implemented, ranging from cultural and educational and ending with a modern direction - agrotourism, which need to be expanded taking into account market requirements and the latest developments in the world. In 2022, the demand for tourism within the country has significantly increased, so it is necessary to increase the attractiveness of the region as a region of "innovative development".

Ключевые слова: регион, туризм, привлекательность, сельский туризм, классификация направлений, достопримечательности.

Keywords: region, tourism, attractiveness, rural tourism, classification of destinations, attractions.

В России большой популярностью и известностью у туристов пользуются, как правило, те

направления, которые находятся в Центральном и Южном Федеральном округах. Особенное место занимают те региональные мегаполисы, которые входят в состав Золотого кольца или же расположены близко от его маршрута.

Среди них Калужский регион считается одним из интереснейших звеньев для посещения достопримечательностей, входящих в состав Золотого кольца. Стоит отметить, что Калужская область включена в перечень городов Золотого кольца с 2016 года, поскольку считается одним из самых красивых мест с уникальными памятниками истории и культуры.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие туристическую деятельность в регионе, представлены основными документами[1-6,8].

Территориальное и географическое месторасположение Калужской области считается наиболее выгодным в сравнении с прочими территориями страны, потому что она размещена в центральной части Восточно-Европейской равнины, её площадь сравнительно небольшая - чуть меньше 30 тыс. км2 - в границах нескольких областей, таких как Московская. Брянская, Орловская, Тульская и Смоленская. Данное расположение региона очень выгодное в сфере развития туризма, поскольку находится на пересечении различных, популярных маршрутов разной направленности (исторической, религиозной, культурно-познавательной, спортивной и пр.).

Сказанное выше подтверждается данными мониторинга, определяющего объем туристического потока за период, с 2014 по 2019 год (Рис.1). Тренд показывает постепенное повышение популярности и заинтересованности туристами нашим регионом. Года 2020-2021 не являются информативными, поскольку введены пандемийные ограничения и аналитические материалы по туризму не отражают реальное положение дел.

111111

Рис. 1. Динамика посещаемости туристами Калужской области за 2014-2019годы (тыс. чел.)

На основании данных диаграммы наглядно представлен динамический рост количества туристов, которые посетили регион по различным тематическим программам. В последние годы пакет туристических услуг, которые предлагают региональные туроператоры расширяется. Добавляются новые маршруты, исторические объекты и памятники архитектуры, при этом учитывается возраст и интерес туриста. За счет появления новых программ для школьников спортивной и познавательной направленности, программ для паломников, пожилых людей и освоения новых сегментов туристического рынка растет привлекательность региона.

Параллельно с этим развивается инфраструктура, а именно «...появляются новые гостевые комплексы (FourPoints- bySheraton), базы отдыха, SPA-отели, кемпинги, новые точки кратковременного отдыха и приема пищи в местах прохождения маршрутов»[7].

С целью повышения продаж в туристической сфере необходимо наладить информационную привлекательность Калужской области, подготовить профессиональные фото и видео обзоры основных маршрутов, региональных туроператоров. Надо разработать и загрузить известные сайты и порталы материалами с подробным описанием маршрутов, объектов, программ, гостиниц и объектов инфраструктуры. Это можно сделать на таких сайтах, как например, Booking.com, Ostrovok.ru, Hotel.tutu.ru и многие другие популярные информационные ресурсы.

Анализ потенциала туристической деятельности Калужской области, выявил основные разновидности туристических направлений, а именно[9]:

- религиозные - около 20 действующих монастырей и старинных церквей, которые продолжают восстанавливать и реконструировать;

- культурно-познавательные - Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, объекты наукограда Обнинск, музей Гончаровых, парк птиц «Воробьи»;

- историко-этнографический - парк «Этномир», арт-парк Никола-Ленивец;

- охота и рыболовство - рыбацкая деревня «Золотой крючок», Мандрино, спортивно-охотничий клуб «Рябцевское» и пр.;

"СНЯОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022

69

- спортивный туризм - вейк-клуб «Воклуб», Горнолыжный комплекс «Квань», Калужские термы, Центр военно-патриотических игр «Партизан», Центр конного отдыха «Караван»;

- сельский туризм - малиновая ферма Жуковский район, «Эконива», «Сырная губерния» и пр. Диаграмма предпочтений туристических направлений, которые были выбраны туристами в

Калужской области за период 2016-2021гг. представлены на рисунке 2[10].

Деловой туризм Экологический туризм Активный (спортивный) туризм Религиозный Культурно-познавательный Охота и рыболовство Исторнко-этнограф11ческ1Ш Сельский туризм

15

Рис.2. Структура туристического потока в Калужской области (%)

Обобщая полученную информацию внутреннему туризму Калужской области, можно, сформулировать вывод, что наиболее многообещающими направленностями считаются культурно-познавательный, сельский, историко-этнографический и религиозный. Для объективной и качественной оценки эффективности данных направлений необходимы дополнительные научные исследования.

Культурно-познавательный вектор туризма считается одним из самых нужных, поскольку это связано с тем, что местной властью было принято решение о внедрении недельных льгот и преференций, как для туристов, так и для местного населения при покупке пеших маршрутов исторической, познавательной направленности. Посетив данные экскурсии, туристы, сумеют познакомиться с разными историческими архитектурно-строительными объектами всевозможных стилей и эпох. Наиболее известные маршруты протекают в старинных городках и районных центрах: Боровск, Таруса, Малоярославец, Жуков, Калуга, Обнинск и иные.

Сельский туризм Калужской области считается достоянием именно нашего региона, поскольку как раз он признан Министерством культуры РФ, наиболее показательным во всем ЦФО. Численность субъектов, продвигающих это направление предложений по туризму, насчитывается больше 150 единиц, а численность гостевых единиц выше 600. Одним из самых известных проектов считается «Сельское лето», которое продолжается с июня по сентябрь, на нем происходят всевозможные состязания между туристами, а именно - рыболовные турниры, домашние состязания и фестивали разного рода развлечений.

Религиозный туризм считается традиционно одним из самых востребованных направлений отдыха среди населения РФ. Популярность Калужской области в предоставленном формате туризма обусловлена огромным количеством объектов культуры, исторических памятников, действующих монастырей и храмов, таких как Оптина пустынь,Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь и Пафнутьев Боровский монастырь.

В заключение, хочется отметить, что привлечение и вовлечение туристов во внутренние региональные туристические маршруты и направления, будет зависеть от того, как местные органы власти и культурно-просветительные организации смогут реализовать проекты в сфере инфраструктурных преобразований, особенностей местной культурно-исторических достопримечательностей и современных трендов туристического развития, а так же информационно-рекламного обеспечения и продвижения туристического бизнеса.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства Калужской области №122 от 26 февраля 2019 года «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» (с изменениями на 21 февраля 2022 года) (в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 02.03.2020 N 143, от 20.04.2020 N 327, от 21.04.2020 N 332, от 15.02.2021 N 72, от 21.02.2022 N 115)

2. Приказ от 21 марта 2019 г. № 411-п «О создании комиссии по предоставлению субсидий областного бюджета субъектам аграрного туризма на возмещение части затрат на развитие материально -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.