Научная статья на тему 'Событийный туризм как фактор роста конкурентоспособности города'

Событийный туризм как фактор роста конкурентоспособности города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
291
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КОММУНИКАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / BRAND / QUALITY OF LIFE / COMMUNICATION / COMPETITIVENESS / MUNICIPALITY / EVENT TOURISM / TOURISM / TOURIST FLOW

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Емельянова Е.В., Харчикова Н.В.

В статье представлен анализ основных тенденций и закономерностей развития событийного туризма в городе, дана оценка его туристической привлекательности. Выделены основные проблемы, связанные с недостаточным количеством мероприятий, проводимых на территории города, повторяемостью туристических маршрутов, которые могут снизить привлекательность территории для туристов, а также отсутствием бренда. На основании анализа определено, что одним из перспективных направлений повышения конкурентоспособности региона может стать синтез событийного и культурного туризма, обеспечивающий создание нового туристического продукта и являющийся средством коммуникации с широкой аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE CITY

The article presents an analysis of the main trends and patterns of development of event tourism in the city, the assessment of its tourist attractiveness. The main problems associated with the insufficient number of events held in the city, the repeatability of tourist routes, which can reduce the attractiveness of the territory for tourists, as well as the lack of a brand, are highlighted. Based on the analysis, it is determined that one of the promising directions of increasing the competitiveness of the region can be a synthesis of event and cultural tourism, providing the creation of a new tourist product and being a means of communication with a wide audience.

Текст научной работы на тему «Событийный туризм как фактор роста конкурентоспособности города»

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ГОРОДА

Е.В. Емельянова, канд. экон. наук, доцент Н.В. Харчикова, канд. экон. наук, доцент

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24411/2411-0450-2019-11073

Аннотация. В статье представлен анализ основных тенденций и закономерностей развития событийного туризма в городе, дана оценка его туристической привлекательности. Выделены основные проблемы, связанные с недостаточным количеством мероприятий, проводимых на территории города, повторяемостью туристических маршрутов, которые могут снизить привлекательность территории для туристов, а также отсутствием бренда. На основании анализа определено, что одним из перспективных направлений повышения конкурентоспособности региона может стать синтез событийного и культурного туризма, обеспечивающий создание нового туристического продукта и являющийся средством коммуникации с широкой аудиторией.

Ключевые слова: бренд, качество жизни, коммуникации, конкурентоспособность, муниципальное образование, событийный туризм, туризм, туристический поток.

В настоящее время, когда большое внимание уделяется вопросам развития экономики, особую актуальность имеет решение проблем повышения конкурентоспособности различных территорий. Конкуренция выражается в обеспечении инвестиционной, образовательной, финансовой, а также рекреационной привлекательности территории. Конкурируют регионы между собой и за туристические потоки, стараясь создать благоприятные условия для туризма, который является источником пополнения бюджетов разных уровней, средством увеличения рабочих мест и повышения качества жизни населения, обеспечивает социально-экономическое развитие территории, а также положительно воздействует на развитие малых форм бизнеса и предприятий. В связи с этим, событийный туризм на сегодняшний день является одним из перспективных и развивающихся направлений туризма в России, который является эффективным способом привлечения туристических потоков на территорию.

В этом ракурсе, Калужская область, выступает одним из субъектов Центрального федерального округа, который в перспективе может стать наиболее туристически-

привлекательным регионом, успешно развивающим событийный туризм.

В настоящее время в рамках разработки новых туристских маршрутов с учетом транспортной доступности к объектам туристского показа при поддержке Министерства культуры Российской Федерации разработан межрегиональный туристский проект «Россия - родина космонавтики». Целью данного проекта является привлечение внимания к продвижению Российской Федерации как космической державы и объединение различных маршрутов городов и объектов, связанных с темой космоса. Именно Калужская область является куратором данного проекта. Более того, в 2017 году область участвовала на международной туристической выставке FerienMesse Wien, на которой национальная экспозиция России объединила как известные туристские бренды, так и новые продукты, включая маршрут «Россия - родина космонавтики» [1].

Понятие «привлекательность города» можно сопоставить с понятием «конкурентоспособность». В идеале, город должен быть привлекательным для инвесторов, предприятий, самого населения, а также для приезжающих туристов, которые вме-

сте с приносимым доходом помогают создать имидж и репутацию города, а также являются средством рекламы данной территории.

В Калуге основными видами туризма являются событийный и культурно - познавательный и в настоящее время в городе действуют 11 маршрутов и все из них являются культурно - познавательными. К наиболее интересным из них можно отнести такие маршруты, как «Исторический», предполагающий посещение исторически важных объектов культурно-

исторического наследия; «Калуга - колыбель космонавтики», включающий места, связанные с жизнью и деятельностью К.Э. Циолковского; «Калуга литературная» - знакомство экскурсантов с местами, связанными с выдающимися русскими и советскими писателями, поэтами и многое другое [2].

Анализируя данные маршруты, можно сделать вывод о том, что большинство туристических маршрутов проходят по одним и тем же памятникам и затрагивают одну и ту же тематику, т.е. в основном ту-

ристам показываются архитектурные памятники и освещается история города. По нашему мнению, такие маршруты можно посетить только 1 раз, после чего они исчерпают свою пользу и интерес.

Продвижение сферы туризма полезно и тем, что появляются новые рабочие места. К примеру, на 2018 год в гостиницах города работают 771 человек; на туристических, спортивных базах, базах отдыха - 29 человек; в санаториях и профилакториях -364 человека; в организациях, предоставляющих услуги в сфере туризма - 475. Таким образом, в общей сумме сфера туризма создала больше 1,5 тыс. рабочих мест. С дальнейшим развитием данной области количество рабочих мест будет увеличиваться, что даст положительный эффект для экономики города.

Если анализировать объем туристического потока в МО «Город Калуга», то за 2016-2018 годы он увеличился с 530502 до 573252 человек, что демонстрирует заинтересованность туристов и желание посещать Калугу [3].

Таблица 1. Динамика изменения показателей развития туризма в МО г. Калуга

Показатели Годы 2018 г. в % к

2016 2017 2018 2016 г. 2017 г.

Объем туристического потока, человек 530502 555389 573252 108,1 103,2

Количество коллективных средств размещения (гостиницы, хостелы, санатории, базы отдыха и т.д.) 40 41 42 105,0 102,4

Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, человек 141109 146845 150679 106,8 102,6

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, млн. рублей 2329,5 2441,0 2509,5 107,7 102,8

Наибольший пророст числа размещенных лиц в коллективных средствах размещения наблюдается в 2018 году, который, возможно, связан проведением Чемпионата мира по футболу, т.к. в г. Калуга жила и тренировалась сборная Сенегала. Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что с каждым годом растет количество туристов, желающих остаться больше, чем на один день. Но, к сожалению, до сих пор в г. Калуга отсутствует бренд города, он находится лишь на стадии разработки. У каждого г. Калуга ассоциируется по-своему, но можно выделить 2 устоявшихся направления для фор-

мирования бренда: «Колыбель космонавтики» и «Калуга купеческая» [4].

Проанализировав туристическую привлекательность г. Калуга, можно выделить три ключевые проблемы, а именно, недостаточное количество мероприятий на территории города, которые смогли бы заинтересовать туристов и заставить посетить Калугу. Во-вторых, туристические маршруты повторяют достопримечательности друг друга и теряют свою индивидуальность. В-третьих, отсутствие бренда, который смог бы охарактеризовать местность, выразить основные ценности города, а

также отложиться в памяти большинства туристов.

Сильной стороной муниципального образования «Город Калуга» является открытие аэропорта «Калуга» после реконструкции в 2015 году. Сегодня аэропорт соединил г. Калуга не только с другими регионами, но и с ведущими воздушными гаванями стран Африки, Азии, а также Европы. При этом г. Калуга имеет огромный потенциал для развития туристической сферы, а именно, природно-климатические условия и географическое положение. Все это в совокупности может дать огромный результат.

На наш взгляд, М.Ю. Шерешева верно отмечает, что синтез событийного и культурного туризма является как перспективным способом слияния культурного наследия и сферы туризма, так и методом создания нового туристического продукта, удовлетворяющего требования современности [5].

В Калужской области отмечается интерес к событийным мероприятиям. К примеру, в г. Калуга с 1998 года проводится фестиваль «Мир Гитары», который стал одним из крупнейших гитарных фестивалей в мир. Ежегодно в последнюю неделю мая в Калугу съезжаются любители гитарного искусства. За все время проведения фестиваля в нем приняли участие музыканты из 37 стран. Фестиваль приобрел такую популярность, что стал привлекательным для мировых звезд современной гитарной музыки. К примеру, Пако Де Лу-сия (Испания) выступил на закрытии юбилейного 10-го фестиваля «Мир гитары», «Los Angeles Guitar Quartet» - группа, признанная лучшим гитарным квартетом мира, Дмитрий Илларионов - один из лучших мировых классический гитаристов и т.д. За всё время существования фестиваля было проведено 270 концертов, которые собрали более 100 тыс. зрителей.

С 2006 года в арт-парке «Никола - Ленивец» проходит фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Целью данного фестиваля является развитие современной архитектуры и искусства. За все годы существования фестиваля было возведено более 100 арт-объектов, авторами которых

были мастера из России, Германии, Франции и Нидерландов. В 2018 году в творческом конкурсе участвовали 250 проектов, из которых выбрали 16 лучших для пер-форманса. В 2018 году фестиваль посетили более 2,5 тыс. человек.

Ещё одним ярким примером, доказывающим популярность фестивалей, является Международный мотто-рок-фестиваль «Мото-Малоярославец». Фестиваль уже проводится на протяжении 26 лет. В нем принимают участие музыканты из России, Белоруссии, Украины, Великобритании, Германии, США, Швеции. Аудитория мероприятия с каждым годом увеличивается и в 2018 году фестиваль посетили более 20 тыс. человек.

Учитывая заинтересованность общественности в посещении событийных мероприятий, а также необходимость развития направления космонавтики следует ввести в практику ежегодное проведение фестиваля, отражающего космическую тематику. При чем, уникальность данного события позволит сегментировать туристический поток и даст возможность направить туристический продукт на конкретные туристические аудитории.

Всемирная неделя космоса в г. Калуга может стать крупнейшим ежегодным мероприятием, в рамках которого будут обсуждаться вопросы изучения космического пространства. Благодаря проведению ряда таких мероприятий, можно сформировать ядро новых специалистов, заинтересовывая темой космоса студентов, решить вопросы образованности общественности в сфере космической деятельности, популяризовать достижения отечественной космонавтики, а также наладить международное сотрудничество в деле просветительской работы.

За г. Калуга не просто закрепилось название «Колыбель космонавтики», данный статус необходимо постоянно закреплять и параллельно развивать соответствующий бренд города, однако в настоящее время работы в этом направлении проводится недостаточно. В связи с этим целью проекта проведения фестиваля «Космос начинается здесь!» является повышение туристической привлекательности г. Калуга,

увеличение туристического потока (на 1- охарактеризует территорию, как место 2% от объема туристического потока в давшее, толчок исследовательской и изо-г. Калуга ежегодно), популяризация и со- бретательской деятельности в космиче-хранение наследия достижений отечест- ской сфере, а также может стать мощным венной космонавтики. Кроме этого, еже- средством коммуникации с широкой ауди-годное проведение фестиваля также по- торией, обеспечивая научный обмен ин-зволит закрепить за муниципальным обра- формации между специалистами, изучаю-зованием «Город Калуга» бренд, который щими данную область знаний.

Библиографический список

1. Туристический маршрут «Россия - родина космонавтики» представлен в Австрии // Информационное агентство «ТАСС». 2017. - [Электронный ресурс], URL: https://tass.ru/obschestvo/3940814 (Дата обращения 20.07.2019).

2. Постановление Городской Управы города Калуги от 26.11.2013 №261-п «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Развитие туризма»» (изм. от 23.11.2017) // Информационно-правовая система «Гарант». -[Электронный ресурс], URL: https://base.garant.ru/15941783/ (Дата обращения 24.07.2019).

3. Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области/Официальный портал органов власти Калужской области - [Электронный ресурс], URL: https://admoblkaluga.ru/sub/econom/turizm/ (Дата обращения 01.06.2019).

4. Мосин О.В. Судьбы людские. Исторический очерк [Публичная электронная библио-тека]/О.В. Мосин. 2007. [Электронный ресурс], URL: http://www.plib.ru/library/book/19934.html (Дата обращения: 19.07.2019).

5. Шерешева М.Ю. Событийный туризм и нематериальное культурное наследие (на примере Владимирской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Том 10. № 3. DOI: 10.12737/21099.

EVENT TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF

THE CITY

E.V. Emelyanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.V. Kharchikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Kaluga)

Abstract. The article presents an analysis of the main trends and patterns of development of event tourism in the city, the assessment of its tourist attractiveness. The main problems associated with the insufficient number of events held in the city, the repeatability of tourist routes, which can reduce the attractiveness of the territory for tourists, as well as the lack of a brand, are highlighted. Based on the analysis, it is determined that one of the promising directions of increasing the competitiveness of the region can be a synthesis of event and cultural tourism, providing the creation of a new tourist product and being a means of communication with a wide audience.

Keywords: brand, quality of life, communication, competitiveness, municipality, event tourism, tourism, tourist flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.