УДК 338.486 JEL H44
Сергиенко Наталья Сергеевна
канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Калужский филиал), г. Калуга, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-9042-8454 e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-4277-2021-5- 77-84
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассмотрены проблемные вопросы развития туристической отрасли в Российской Федерации. В условиях глобальных вызовов туристский сектор Российской Федерации сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. На примере отдельных туристских проектов обобщены и выявлены возможные направления деятельности органов публичной власти. Сделаны комплексные предложения по развитию туристического направления на территориальном уровне, в том числе при составлении стратегических документов, принятию мер регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность самозанятых в сфере туризма, увеличению доходной базы местных бюджетов за счет развития туризма посредством введения дополнительного сбора.
Ключевые слова: туризм, национальный проект, госпрограмма, бюджет, бюджет муниципального образования, самозанятые, налог на профессиональный доход, историческое поселение, доходы бюджета
Для цитирования: Сергиенко Н.С. К вопросу о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации//Вестник университета. 2021. № 5. С. 77-84.
Natalia S. Sergienko
Cand. Sci. (Econ.), Financial University (Kaluga Branch), Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9042-8454 e-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article considers the problematic issues of the development of the tourism industry in the Russian Federation. In the context of global challenges, the tourism sector of the Russian Federation retains significant potential to accelerate growth and strengthen its role in the development of the economy. On the example of individual tourist projects, the author summarizes and identifies possible areas of activity ofpublic authorities. The study makes comprehensive proposals for the development of the tourist destination at the territorial level, including in the preparation of strategic documents, the adoption of regulatory measures on the business activities of the self-employed in the tourism sector, increasing the revenue base of local budgets through the development of tourism through the introduction of an additional fee. Keywords: tourism, national project, state program, budget, municipal budget, self-employed, professional income tax, historical settlement, budget revenue
For citation: Sergienko N.S. (2021) On the issue of the development of domestic tourism in the Russian Federation. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 77-84. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-5-77-84
Введение
В России в последние несколько лет одним из перспективных направлений по решению вопросов занятости называют развитие туризма. По предварительной оценке органов государственной власти, именно туризм позволит к 2030 г. создать около 4,7 млн новых рабочих мест. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» по оценке экспертов должен посредством привлечения инвестиций в отрасль, занятости на туристических территориях, создания качественных мест отдыха, а также за счет мультипликативности туристической отрасли (стимулирования развития транспорта, торговли, сферы услуг и др.) продемонстрировать экономический рост [21]. Именно поэтому в Стратегии пространственного развития туризм отнесен к отрасли экономической специализации для 73 субъектов Российской Федерации [2].
© Сергиенко Н.С., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Sergienko N.S., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Литературный обзор
Дискуссии специалистов и научного круга затрагивают не только вопросы региональных особенностей развития туризма в Российской Федерации, но и охватывают перспективные направления его инновационного развития (экологический, спортивный, промышленный, медицинский, исторический и др.) [6; 8; 9; 13; 16]. Влияние негативных внешних и внутренних факторов на процессы развития туризма в России отразилось на снижении показателей развития данной сферы, анализ которых представлен в ряде работ [11; 12; 14]. Влияние предпринимательской деятельности, в том числе малого бизнеса, рассматривается в контексте инновационных направлений туристической отрасли [10; 15; 17; 18].
Анализ проблемы
Сегодня Стратегия развития туризма до 2035 г. выступает базисом для регулирования туристско-рекреа-ционного потенциала [3]. В большинстве субъектов Российской Федерации реализуются программы по развитию туризма и функционируют советы регионального и муниципального уровней. Значительное влияние на туристский сектор оказала пандемия коронавирусной инфекции, однако, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, в настоящий момент активно разрабатываются и внедряются новые туристические маршруты и авторские туры. Как отмечает В. В. Лавров, в сложных условиях стало необходимым применение различных маркетинговых и адаптационных мер для улучшения показателей развития туризма и восстановления уровня его доходности и конкурентоспособности, как в региональном, так и в отраслевом направлении [14].
Среди перспективных направлений выделяют детский и молодежный туризм. Ежегодное количество детских путешествий благодаря реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» к 2024 г. должно достичь порядка 1,5 млн. В плановых документах органов государственной власти поставлена задача за десять лет создать условия школьникам на ежегодные две поездки по стране: культурно-познавательную и на море. Уже в 2021 г. численность путешествующих по стране детей должна составить 300 тыс.
Следует отметить, что практически везде, где развитию туристической сферы уделялось должное внимание, при переходе на программный формат бюджета были разработаны отраслевые региональные программы. Так в Калужской области реализация такой программы была запланирована в два этапа: на 2014-2017 гг. и на 2018-2020 гг. [4]. Госпрограмма имеет своими целями не только увеличение туристского потока и обеспечения конкурентоспособности рынка туристских услуг в регион, но и улучшения социально-культурной сферы и сохранения культурно-исторического потенциала региона. Заметим, Калужская область стала участником федеральной целевой программы, благодаря использованию возможностей регионального бюджета.
Основными показателями ожидаемых результатов реализации государственной программы непосредственно для детей и молодежи стали:
- в количественном выражении: а) «увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, до 75 %»; б) «увеличение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях в 2,8 раза по сравнению с 2012 годом»;
- в качественном (для всех категорий населения): «решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения» [4].
Отсюда следует, что задача, обозначенная в программе относительно детского и молодежного туризма, была поставлена с размытой формулировкой и без закрепления ее в формализованном виде среди индикаторов государственной программы и их значений.
Отметим, что в госпрограмме три основных мероприятия: «Обеспечение туристско-рекреационного комплекса объектами инженерной инфраструктуры», «Определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности», «Организационная, информационная и кадровая поддержка туристско-рекреацион-ного комплекса Калужской области».
Краткое описание содержания по каждому основному мероприятию не содержит напрямую характеристик относительно детского и юношеского туризма. В основном мероприятии «Организационная, информационная и кадровая поддержка туристско-рекреационного комплекса Калужской области» указано, что такая
поддержка «обеспечит предоставление населению услуги по дополнительному образованию туристско-кра-еведческой направленности, позволит увеличить количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в государственных учреждениях». Это единственная косвенная связь, обусловливающая реализацию госпрограммы с развитием политики в сфере допобразова-ния, касающегося детей и подростков.
Анализ мероприятий по реализации госпрограммы еще в 2014 г. позволил выявить проводимый конкурс на лучший спортивный поход детско-юношеских туристских групп и победителям конкурса среди субъектов туристской индустрии Калужской области, однако финансовых ресурсов из бюджета Калужской области на его организацию выделено не было.
Общая доля занимающихся туризмом и краеведением в системе дополнительного образования детей сегодня составляет не более 10 % от общего числа всех обучающихся Калужской области. В регионе наиболее популярным для детей и молодежи выступает спортивный туризм (активные формы отдыха, включая водные и пешеходные, велосипедные, конные маршруты). Основную массу туристов составляют школьники в возрасте 12-17 лет - 35,7 %, студенты и молодежь в возрасте 18-25 лет - 22,4 %.
Недофинансирование программы (на 64,6 %) в 2014 г. повлияло на оценку ее исполнения, которая была охарактеризована неудовлетворительным уровнем эффективности. Поэтому комплексная оценка эффективности реализации государственной программы составила 68,7 %.
Таким образом, при наличии потребности в организации туристических направлений систематической такую деятельность в регионе назвать нельзя. Результаты реализации программы, как и промежуточные этапы, не представлены в информационных материалах ответственных за данное направление органов государственной власти. Одной из причин отсутствия последовательности в проводимой политике развития данной отрасли в регионе является недофинансирование госпрограммы. Применение общепринятой методики оценки эффективности программы для анализа представляется нецелесообразным.
Однако наибольший эффект от реализации мероприятий туристической направленности в регионе был получен опосредованно через поддержку областного аэропорта. В рамках развития социального туризма Министерством культуры и туризма Калужской области совместно с Министерством образования и науки Калужской области при сотрудничестве с международным аэропортом «Калуга» была реализована программа культурно-познавательных туристических поездок для школьников в Санкт-Петербург и Симферополь, по которой оплата перелетов школьников-туристов осуществлялась за счет средств регионального бюджета. Остальные расходы на экскурсии и проживание брали на себя родители. Такой механизм, безусловно, стимулирует организацию детско-юношеских поездок. Однако принципиальным должен стоять вопрос создания комплексных стратегических документов конкретных территорий, синхронизирующих планы социально-экономического развития территорий с туристическими проектами и создаваемыми нацпроектом механизмами господдержки развития туристической инфраструктуры и логистики. Поэтому особенно важно учитывать, что туристско-рекреационный потенциал Российской Федерации невозможно реализовать в полной мере без активной деятельности муниципальных образований [19]. Именно на местном уровне просматривается вектор развития каждой конкретной территории с учетом ее особенностей. Поэтому важным аспектом в деятельности по развитию внутреннего туризма отметим участие местных жителей при разработке муниципальных программ.
Среди ключевых вопросов в сфере развития туристско-рекреационного потенциала на местном уровне особо остро стоит проблема сохранения исторического наследия [20]. На данный момент в Российской Федерации насчитывается 1 114 городов и 520 населенных пунктов, обладающих значимым культурным наследием. Их потенциал не только следует учесть при разработке территориального планирования туристических маршрутов - он актуализирует проблему оценки возможностей муниципальных властей по сохранению исторического и культурного наследия, формированию и поддержке облика исторического города, создании комфортной городской среды с учетом ограничений для таких поселений.
Комплексные мероприятия на муниципальном уровне по поддержанию интереса к туристическим маршрутам должны проводиться с особым вниманием к благоустройству территорий, имеющих историческое и культурное значение, с тем, чтобы не наносился ущерб историческому наследию. Большая часть таких исторических малых городов, имея общие проблемы для небольших поселений (отток кадров, молодежи,
старение населения, низкий уровень бюджетной обеспеченности), практически самостоятельно решает вопросы сохранности исторического ландшафта. Это становится дополнительной нагрузкой на муниципальный бюджет при поддержании туристской инфраструктуры, которой не имеют города без значимого культурного наследия. Поэтому в отношении исторических населенных пунктов требуется принятие комплексных решений, затрагивающих не только аспекты финансово-бюджетного обеспечения муниципалитетов с историческими объектами, но и организационных, - отражающих стимулирующие механизмы поддержки экономически активного населения и студенческой молодежи оставаться в малом городе.
Так, Новгородская область одной из важнейших задач в региональном развитии закрепила сохранение объектов культурного наследия. В области внедрен единый муниципальный туристский стандарт, разработанный Министерством инвестиционной политики Новгородской области. Предпосылками введения данного стандарта стало увеличение турпотока и необходимость создания дополнительных рабочих мест. Муниципальный туристский стандарт включает в себя 32 положения, распределенные в трех основных блоках: нормативно-правовая база, инфраструктура, продвижение и событийные мероприятия. Органы государственной власти Новгородской области два раза в год проводят мониторинг и составляют рейтинг муниципальных образований. В блок требований нормативно-правовой базы включены: создание координационного совета, утверждение объектов туристского интереса и утверждение центрального туристического маршрута. К инфраструктурным требованиям отнесены: наличие современно оборудованной комнаты матери и ребенка, знаков туристской навигации, в том числе на английском языке, наличие инфраструктуры для иностранных гостей. В блок требований по продвижению и событийным мероприятиям включены: размещение информации о туристском потенциале муниципального образования на региональном туристском портале и в социальных сетях муниципального образования, проведение мероприятий в сотрудничестве с бизнес-сообществом. Внедрение муниципального туристского стандарта позволило создать на территории региона единую комфортную для туриста среду. По итогам 2020 г., несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, турпоток Новгородской области сохранился.
К наиболее востребованным практикам муниципалитетов Новгородской области в сфере развития ту-ристско-рекреационного потенциала можно отнести разработку бренда муниципального образования и брен-довой сувенирной продукции, обустройство современной комнаты матери и ребенка, размещение адресных табличек с названиями улиц и информацией об истории зданий, разработку театрализованных интерактивных программ и экскурсий, проведение фестивалей на базе частных учреждений культуры.
Как и в других регионах, в Новгородской области была принята государственная программа «Развитие культуры и архивного дела на 2014-2021 годы». В рамках этой программы запланировано обеспечить равный доступ граждан к культурным ценностям, укрепить единое культурное и образовательное пространство, продвинуть имидж Новгородской области, усовершенствовать систему государственного учета объектов культурного наследия. Источниками финансового обеспечения данной госпрограммы являются как бюджетные источники, составляющие 68 % (в том числе областной - 53,7 %, федеральный - 13,2 % и местные -1,1 %), так и внебюджетные - 32 % [5].
Кластерный подход в организации туристических маршрутов зарекомендовал себя в Московской области, где был создан первый межмуниципальный туристический кластер «Большая Коломна» [21]. По заказу Правительства Московской области и Московской школы управления «Сколково» был проведен комплексный анализ территории городских округов Коломенский, Луховицы, Зарайск и Озёры. Результаты исследования легли в основу программы развития туристического кластера, разработанной компанией «Новая земля» совместно с командой муниципалитетов, куда вошли представители вышеперечисленных муниципалитетов. Задачей программы стало создание приоритетных проектов, которые станут новыми драйверами развития туризма в Московском регионе.
Территория туристического кластера включает более 400 памятников культурного наследия. При выборе данного подхода учитывали не только конкурентоспособность территории, но и мультипликативный эффект. Источниками финансового обеспечения такого проекта выступают средства федерального, регионального и местных бюджетов.
Требованием времени становится создание межмуниципального туристического кластера, основанного на межмуниципальном сотрудничестве. Для того чтобы механизм работы туристического кластера эффективно функционировал, был разработан мастер-план, включающий:
- формирование межмуниципальной команды;
- проведение сбора проектов от предпринимателей и включение их в концепцию;
- организацию мероприятий по благоустройству территорий и создание туристических маршрутов.
Организаторами кластера был сформирован событийный календарь, в котором аккумулированы сведения
обо всех имеющихся в муниципальных образованиях туристических маршрутах в единое целое. Поскольку реализация плана невозможна без формирования перспективного перечня объектов посещения, которые будут предоставлены инвесторам для дальнейшего финансирования, такая работа проведена была с особой тщательностью по всем аспектам.
Реализация идеи по созданию межмуниципального кластера обусловила разработку вопросов дополнительной транспортной доступности, результатом которой стало создание причала в исторической части города Коломны и реставрация депо «Коломна». Отдельным блоком в рамках обеспечения транспортной доступности стало создание стратегии для организации паркования туристического и индивидуального транспорта с учетом требований по безопасности и комфортности среды для пешеходов.
Представляется необходимым отметить разработку механизма поддержки предпринимателей сферы гостеприимства и креативных индустрий посредством предоставления им субсидий, льготных кредитов и передачи прав собственности на объекты культурного наследия.
Таким образом, опыт данного межмуниципального проекта позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода при развитии туристического направления в публично-правовом образовании. Важную роль играет взаимодействие всех участников (органов власти, представителей бизнеса, населения) при разработке туристического проекта с учетом особенностей и возможностей территории.
Выводы
В настоящее время в регионах развитию туризма препятствуют следующие проблемы:
- критическое состояние значительной доли исторических памятников и объектов культуры;
- высокий уровень специализации туризма (более 57 % составляет культурно-познавательный туризм);
- недостаточно развитая туристская инфраструктура;
- недостаточный уровень известности территориальных брендов регионов и муниципальных образований;
- разрушающиеся исторические памятники и объекты культурного наследия;
- муниципальные образования вынуждены самостоятельно решать вопросы финансового обеспечения археологических работ, стоимость которых не учитывается в региональных и федеральных программах развития исторических поселений.
Большинство муниципальных образований не имеют возможности включить в расходы местного бюджета финансирование на развитие туристско-рекреационного потенциала. Вовлекаемые в обслуживание туристов самозанятые, уплачивая налог на профессиональный доход, не формируют местный бюджет, поскольку данные поступления закреплены за региональным уровнем. Развитие туризма отражается в основном на социально-экономических показателях субъекта Российской Федерации, в то время как муниципальные органы власти решают вопросы городского благоустройства туристических территорий и нуждаются в финансовой поддержке с учетом туристического потока.
Положительно зарекомендовавший себя опыт по внедрению единых муниципальных туристических стандартов на региональном уровне может стать основой для формирования единых стандартов для различных по направлениям туризма кластеров и муниципальных образований с историческими объектами.
В связи с этим представляются необходимыми следующие меры, реализация которых позволит решить отдельные проблемы на муниципальном уровне, в том числе исторических населенных пунктов.
1. Выделение исторических населенных пунктов в особую категорию (подобно моногородам) с разработкой индивидуального комплексного плана развития каждого населенного пункта. Это обозначит обсуждение формы предоставления средств из федерального бюджета (помимо нацпроекта) и целевого обучения кадров и подготовки муниципальных служащих.
2. Увеличение доли отчислений от налога на доходы физических лиц для исторических населенных пунктов, вовлекаемых в туристические проекты.
3. Распространение курортного сбора или ввода альтернативного туристического сбора на территории туристских кластеров с введением платы с «первой ночи», закрепив их поступление исключительно за местными бюджетами.
4. Разработка федерального каталога исторических городов и населенных пунктов обеспечит не только аккумулирование информации для туристов и бизнес-сообщества, но и станет ориентиром в работе муниципальных образований, имеющих соответствующий профиль. Такая консолидация может стать основой для проведения отдельных конкурсов с целью материальной поддержки муниципальных образований, целенаправленно работающих с туристической отраслью, стимулирующей развитие в данном направлении.
Таким образом, данные аспекты следует учитывать при реализации мер, заложенных в нацпроекте по туризму, что позволит не только изменить облик городов и природных территорий посредством создания современной инфраструктуры и повышения качества сервиса, но и станет драйвером для формирования новых условий и качества жизни человека.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 18.11.2021 N° 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_368293/ (дата обращения: 12.03.2021).
2. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 12.03.2021).
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (дата обращения: 12.03.2021).
4. Постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 767 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW037&n=72417&d st=#09442986983399201 (дата обращения: 12.03.2021).
5. Постановление Правительства Новгородской области от 28.10.2013 № 318 «О государственной программе Новгородской области «Развитие культуры и туризма Новгородской области (2014-2021 годы)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW154&n=44039& dst=#04370312518756365 (дата обращения: 12.03.2021).
6. Александрова, А. Ю. Современные особенности пространственного развития туризма // География и туризм. - 2018. -N 2. - С. 12-16.
7. Балынин, И. В. Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, N 9 (777). - С. 2086-2104. https://doi.org/10.24891/fc.24.9.2086
8. Волков, С. А., Аджарян, А. С., Малюженко, Е. В., Кабаргина, А. А., Гуторов, И. И. Промышленный туризм как инструмент развития туризма в моногородах // Экономика и предпринимательство. - 2019. - N 10 (111). - С. 445-448.
9. Жирнова, Е. В., Лазутина, Н. С., Кохан, Т. А., Васильева, Е. А., Лебедева, О. Е. Совершенствование процесса оказания услуг в спортивном туризме // Экономика и предпринимательство. - 2020. - N 2 (115). - С. 653-656. https://doi. org/10.34925/EIP.2020.115.2.130
10. Зуденкова, С. А., Зикирова, Ш. С. Реструктуризация предприятий санаторно-курортного комплекса. Научные подходы к управлению реструктуризацией предприятий санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. -2010. - N 9-1. - С. 160-165.
11. Комов, В. Э. Особенности развития туристического комплекса Республики Крым в условиях пандемии COVID-19 // Самоуправление. - 2021. - N 2 (124). - С. 314-317.
12. Комов, В. Э. Проблемы развития туристического комплекса России в современных условиях // Самоуправление. - 2021. -N 2 (124). - С. 318-321.
13. Лавров, В. В. Развитие военно-исторического туризма в современных условиях // Современные аспекты экономики. -2019. - N 1 (257). - С. 109-113.
14. Лавров, В. В. Эволюция процессов развития туризма в Российской Федерации: от индустрии туризма до цифровой экосистемы в туризме. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2021. - 159 с.
15. Мусинова, Н. Н., Сираждинов, Р. Ж. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Вестник университета. - 2019. - № 9. - С. 20-25. https://doi. org/10.26425/1816-4277-2019-9-20-25
16. Сибиряев, А. С. Инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления: монография. -М.: Издательство «Спутник+», 2020. - 210 с.
17. Шедько, Ю. Н., Власенко, М. Н., Корнеева, Е. Н. Формирование общественной инфраструктуры взаимодействия органов власти, бизнес-структур и организаций гражданского общества // Экономический журнал. - 2019. - № 3 (55). - С. 100-111. https://doi.org/10.24411/2072-8220-2019-00026
18. Шубцова, Л. В. Системные проблемы в стратегическом муниципальном управлении // Самоуправление. - 2020. - Т. 2, № 1 (118). - С. 479-482.
19. Дмитрий Чернышенко провёл первое заседание Правительственной комиссии по развитию туризма // Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/40744/ (дата обращения: 12.03.2021).
20. Санжиев, Д. Города и поселения с историческим наследием просят для себя особый статус // Экономика и жизнь. - 2018. -01 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/365269/ (дата обращения: 12.03.2021).
21. Южный туристический кластер «Большая Коломна» // Официальный сайт Городского округа Коломна Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kolomnagrad.ru/investicii/investinform/7082-yuzhnyy-turisticheskiy-klaster-bolshaya-kolomna.html (дата обращения: 12.03.2021).
References
1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1852 dated on November 18, 2021 "On Approval of the Rules for
the Provision of Services for the Sale of a Tourist Product", Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368293/ (accessed 12.03.2021).
2. Order of the Government of the Russian Federation No. 207-r dated on February 13, 2019 "On Approval of the Strategy of Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (accessed 12.03.2021).
3. Order of the Government of the Russian Federation No. 2129-r dated on September 20, 2019 (as amended, dated on November 23, 2020) "On Approval of the Strategy of Tourism Development in the Russian Federation for the period up to 2035", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (accessed 12.03.2021).
4. Resolution of the Government of the Kaluga region No. 767 dated on December 31, 2013 "On Approval of the State program of the Kaluga Region "Development of Tourism in the Kaluga Region", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW037&n=72417&dst=#09442986983399201 (accessed 12.03.2021).
5. Resolution of the Government of the Novgorod region No. 318 dated on October 28, 2013 "On the State Program of the Novgorod Region "Development of Culture and Tourism of the Novgorod Region (2014-2021)", Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW154&n=44039&dst=#04370312518756365 (accessed 12.03.2021).
6. Aleksandrova A. Yu. Modern features of tourism spatial development, Geography and Tourism, 2018, no. 2, pp. 12-16. (In Russian).
7. Balynin I. V. Financial support to municipalities in the Russian Federation: key challenges and solutions, Finance and Credit, 2018, vol. 24, no. 9 (777), pp. 2086-2104. (In Russian).
8. Volkov S. A., Abzharyan A. S., Malyuzhenko E. V, Kabargina A. A., Gutorov I. I. Industrial tourism as a tool for the development of tourism in single-industry towns, Journal of Economy and entrepreneurship, 2019, no. 10, pp. 445-448. (In Russian).
9. Zhirnova E. V, Lazutina N. S., Kokhan T. A., Vasileva E. A., Lebedeva O. E. Improving the process of providing services in sports tourism, Journal of Economy and entrepreneurship, 2020, no. 2 (115), pp. 653-656. (In Russian).
10. Zudenkova S. A., Zikirova Sh. S. Scientific approaches to restructuring of enterprises of the resort and sanatorium complex, Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 9-1, pp. 160-165. (In Russian).
11. Komov V. E. Features of the development of the tourist complex of the Republic of Crimea in the context of the COVID-19 pandemic, Samoupravlenie, 2021, no. 2, pp. 314-317. (In Russian).
12. Komov V. E. Problems of development of the tourist complex of Russia in modern conditions, Samoupravlenie, 2021, no. 2, pp. 318-321. (In Russian).
BecmuuK yuueepcumema № 5, 2021
13. Lavrov V V Development of military-historical tourism in modern conditions, Sovremennye aspekty ekonomiki, 2019, no. 1 (257), pp. 109-113. (In Russian).
14. Lavrov V V Evolution of tourism development processes in the Russian Federation: from the tourism industry to the digital ecosystem in tourism, St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics Publishing House, 2021, 159 p. (In Russian).
15. Musinova N. N., Sirazhdinov R. Zh. Features of the implementation of the policy of governmental support of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation, Vestnikuniversiteta, 2019, no. 9, pp. 20-25. (In Russian). https://doi. org/10.26425/1816-4277-2019-9-20-25
16. Sibiryaev A. S. Innovative technologies in the system of public and municipal administration: monograph, Moscow, Izdatefstvo "Sputnik+", 2020, 210 p. (In Russian).
17. Shedko Yu. N., Vlasenko M. N., Korneeva E. N. Formation of public infrastructure of infrastructure of authorities, business-structures and civil society organizations, Economic journal, 2019, no. 3 (55), pp. 100-111. (In Russian). https://doi. org/10.24411/2072-8220-2019-00026
18. Shubtsova L. V Systemic problems in municipal governance, Samoupravlenie, 2020, vol. 2, no. 1 (118), pp. 479-482. (In Russian).
19. Dmitry Chernyshenko held the first meeting of the Government Commission on Tourism Development, The Russian Government. Available at: http://government.ru/news/40744/ (accessed 12.03.2021). (In Russian).
20. Sanzhiev D. Cities and settlements with historical heritage ask for a special status, Ekonomika i zhizn \ 2018, February 1. Available at: https://www.eg-online.ru/article/365269/ (accessed 12.03.2021). (In Russian).
21. Southern tourist cluster "Bolshaya Kolomna", Official website of the Kolomna City District of the Moscow region. Available at: https://kolomnagrad.ru/investicii/investinform/7082-yuzhnyy-turisticheskiy-klaster-bolshaya-kolomna.html (accessed 12.03.2021). (In Russian).