Перспективы развития цифровизации избирательного процесса в Российской
Федерации
Prospects for the development of digitalization of the electoral process in the Russian
Federation
Степанова Татьяна Дмитриевна
Студент 1 курса
Факультет Факультет «Р» Международного промышленного менеджмента и коммуникации Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д.1
e-mail: [email protected]
Stepanova Tatiana Dmitrievna
Student 1 term
Faculty of Faculty ofInternational industrial management and communication
Baltic State Technical University "VOENMECH" Saint Petersburg, First Krasnoarmeyskaya street, 1 e-mail: [email protected]
Аннотация.
Цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. В статье рассматриваются вопросы текущего уровня цифровизации избирательной системы Российской Федерации, основные направления развития на период до 2022 г. и Концепция создания цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации.
Annotation.
Digital technologies are an integral part of the life of modern society. The article deals with the current level of digitalization of the electoral system of the Russian Federation, the main directions of development for the period up to 2022 and the Concept of creating a digital platform for implementing the basic guarantees of electoral rights of citizens of the Russian Federation.
Ключевые слова: Цифровизация, избирательный процесс, избирательная система Российской Федерации, Цифровая экономика Российской Федерации, цифровая платформа.
Key words: Digitalization, electoral process, electoral system of the Russian Federation, Digital economy of the Russian Federation, digital platform.
Согласно Конституции Российской Федерации - Основному закону Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, высшей ценностью которого является человек, его права и свободы. Единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, а граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме [1].
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2].
Избирательные комиссии России занимают важное место в системе управления государством, обеспечивая контроль за соблюдением положений Конституции Российской Федерации - права избирать и быть избранными. Несмотря на это в России наблюдаются проблемы избирательной активности граждан. По мнению И.А. Милютина, которое он выразил в своей статье «Проблемы повышения избирательной активности граждан»
для издания «Молодой ученый» в 2018 году: «Граждане принципиально не голосуют, считая ненужным тратить свой выходной день на формальность, которая, по их мнению, ничего не решает. Причинами пассивности являются правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация» [9]. Кроме того, в статье В.А. Грибановой отмечается также территориальное неудобство для голосования, слабое информационное просвещение, исторические факторы и другое [8]. Данные проблемы являются следствием недоработанной избирательной системы России прошлых лет.
Таким образом, актуальность развития цифровизации избирательного процесса России заключается в том, что внедрение цифровых технологий для всех участников избирательного процесса открывает возможность более широкого участия граждан в политической жизни страны, а сами избирательные процедуры делает более доступными. С каждым годом все больше граждан имеют возможность реализовать свое избирательное право и для этого все меньше необходимо прикладывать усилий. Повышать избирательную активность населения с помощью внедрения новых технических средств и донесения до граждан важности реализации своего избирательного права - должно быть основополагающей задачей демократического государства.
В настоящее время в избирательной системе Российской Федерации разрабатывается, внедряется и успешно используется все больше цифровых технологий, позволяющих обеспечить открытость, прозрачность, доступность и удобство для всех участников избирательного процесса, некоторые из них представлены в таблице 1.
Таблица 1. Цифровые технологии, используемые в избирательной системе Российской Федерации [4]
№ п/п Наименование цифровой технологии Описание цифровой технологии
1 ГАС «Выборы» Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») Система была впервые разработана в 1994 г. и предназначена для автоматизации и координации избирательных действий на всех уровнях при подготовке и проведении выборов. В настоящее время активно используется на всех уровнях избирательной системы
2 Электронные средства подсчета голосов (КОИБ) КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) - это автоматическая система сбора бюллетеней и подсчета голосов, которая сводит до минимума участие человека в этом процессе, однако не все участки для голосования оснащены данными устройствами
3 Технология QR-кодирования протоколов участковых избирательных комиссий Технология позволяет ускорить процесс введения протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в ГАС «Выборы»
4 Интерактивный рабочий блокнот Памятка для членов избирательных комиссий, позволяющая более грамотно и оперативно решать возникающие вопросы в процессе подготовки и проведения выборов
5 Механизм «Мобильный избиратель» Позволяет любому гражданину проголосовать на любом удобном для него участке для голосования, для этого заранее подав заявление в территориальную или участковую избирательные комиссии, в МФЦ или на портале Госуслуг
6 Цифровые избирательные участки избирательный участок, оснащенный техническими средствами, в том числе комплексами для электронного голосования, которые позволяют проводить голосование граждан РФ, находящихся в день голосования за пределами избирательного округа, где обладают активным избирательным правом
7 Система дистанционного электронного голосования Позволяет гражданам участвовать в выборах со своего электронного устройства с выходом в сеть Интернет из любой точки мира
Вопросы студенческой науки
Выпуск №5 (57), май 2021
В конце 2020 г. Председатель ЦИК России Элла Александровна Памфилова дала интервью для информационного агентства ТАСС, в котором рассказала о развитии избирательной системы России, назвав изменения «цифровым рывком» [6]. В 2019 г. ЦИК России стала участником национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ПАО «Ростелеком» ведет непрерывную работу по развитию цифровизации избирательного процесса Российской Федерации.
На заседании ЦИК России 30 октября 2019 г. были приняты «Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2022 года» [4]. Таким образом, ЦИК России определила четыре основных направления развития ГАС «Выборы» на период до 2022 г., они представлены на рисунке 1.
Цифровые сервисы
Цифровые данные об участниках избирательного процесса
Голосование вне зависимости от места нахождения
о^О Цифровая ^орО платформа
Рисунок 1. Четыре основных направления развития ГАС «Выборы» [4]
Направление «Цифровые сервисы» разрабатывается для трех групп участников избирательного процесса: для избирателей, для кандидатов и избирательных объединений и для избирательных комиссий. Подробности о цифровых сервисах можно посмотреть на рисунке 2.
ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Сервисы информирования:
- о выборах и референдумах и сроках их проведения
- о включении в список избирателей на избирательном участке
- об изб и рательн ых комиссиях и комиссия» референдума
- о кандидатах и избирательных объединениях
- о факте подачи заявления
о включении в список избирателей по месту нахождения и результатах его обработки
- 0 результатах выборов и рефере н дум о в
- о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений
Сервисы подачи заявлений:
- о предоставлении возможности проголосовать сне помещения для голосований
- о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения
ДЛЯ КАНДИДАТОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
■ Сервисы информирования:
- о предстоящих выборах и референдумах и сроках их проведения
- о формировании и составах избирательных комиссий и комиссий референдума
- о результатах регистрации кандидатов {избирательных объединений) на выборах
- о результатах выборов и референдумов
- о готовности удостоверений кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений, уполномоченных представителей кандидатов и избирательных объединений по финансовым вопросам
* Представление финансовых отчетов политическими партиями о текущей деятельности
• Выдвижение в состав избирательной комиссии, комиссии референдума
ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
• Проверка сведений о жертвователях, перечисливших пожертвования в избирательные фонды и на расчетные счета политических партий
■ Организация проверки документов с использованием государственных инф ор м а ци он н ых ресурса в
Рисунок 2. Направление «Цифровые сервисы» [4]
Направление «Голосование вне зависимости от места нахождения» основывается в первую очередь на развитии механизма «Мобильный избиратель», который уже успел доказать свою эффективность на выборах в течение последний лет. Развитие происходит в два направления - это голосование на цифровых участках и дистанционное электронное голосование. В настоящее время на практике были протестированы только цифровые избирательные участки в Москве, то есть житель любого региона России, находящийся в день голосования в Москве, мог прийти на цифровой участок и отдать свой голос на выборах, которые проходят в его регионе. Система дистанционного электронного голосования впервые была использована в 2019 г. в трех избирательных округах Москвы, в 2020 г. система была опробована в Москве и Нижегородской области, а также в Курской и Ярославской областях. В мае 2021 г. прошла общероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования, в которой приняли участие граждане всех субъектов Российской Федерации. На предстоящих выборах 19 сентября 2021 г. возможность проголосовать по данной системе будет предоставлена жителям Москвы, Севастополя, а также жителям Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областей.
Направление «Цифровые данные об участниках избирательного процесса» обеспечивает централизованное ведение данных об участниках избирательного процесса с учетом данных, предоставляемых из информационных систем других государственных органов в рамках Национальной системы управления данными (НСУД) [4]. Разница ведения данных в настоящее время и с помощью развития данного направления представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Направление «Цифровые данные об участниках избирательного процесса» [4]
Важно отметить, что в современном мире развитие информационных технологий происходит достаточно стремительно, поэтому во всех сферах жизни общества необходимо поддерживать соответствующий уровень развития и избирательная система России не является исключением.
На заседании ЦИК России 02 декабря 2020 г. была утверждена Концепция создания цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации (далее -Концепция) [4]. Архитектура цифровой платформы представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Архитектура цифровой платформы [3]
Помимо этого, председатель ЦИК России Э.А. Памфилова сообщила, что в 2020 г. было успешно реализовано 15 цифровых сервисов для участников избирательного процесса с использованием портала Госуслуг и единого портала ЦИК России при проведении Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 01 июля 2020 г. и в Единый день голосования 13 сентября 2020 г. [6].
Согласно Концепции, создание цифровой платформы происходит в два этапа (часть компонентов уже созданы и апробированы на выборах), которые представлены на рисунке 5.
1
1 очередь (до конца 2021 г.)
• Завершено проектирование Цифровой платформы первой очереди;
• Развернут Стенд ЦП;
• Развернут, подключен к ЕСПД ПАК ЦП первой очереди;
• Развернута подсистема обеспечения ИБ 1-й очереди ЦП;
• реализована функциональность первой очереди Цифровой платформы, в том числе подсистемы «Регистр участников избирательного процесса»;
• реализованы цифровые сервисы 1 и 2 очередей (избиратели, кандидаты);
• отдельные компоненты первой очереди Цифровой платформы применены на выборах в 2020-2021 годах
2
2 очередь (2021 - 2022 гг.)
• Завершено проектирование Цифровой платформы второй очереди;
• развернут ПАК ЦП второй очереди;
• Разработана функциональность всех подсистем ЦП первой очереди;
• проведена аттестация Цифровой платформы в целом по требованиям безопасности информации;
• реализована функциональность второй очереди Цифровой платформы, в том числе подсистемы автоматизации избирательного процесса в полном объеме;
• Цифровая платформа применена на выборах в единый день голосования 2022 года.
Рисунок 5. Этапы создания Цифровой платформы [3]
ВЦИОМ в 2020 г. проводили исследования об отношении россиян к электронному голосованию, технологических и репутационных барьерах данного формата, а также перспективах внедрения электронного голосования в будущем [6]. По результатам данного исследования были сделаны выводы:
1. Половина населения России высоко оценивает технологию электронного голосования. Сомнения есть в соблюдении полной анонимности персональных данных. Таким образом, развивать электронное голосование в будущем однозначно стоит, сделав большой упор на обеспечение защиты персональных данных.
2. Как показывают статистические данные, в электронном голосовании принимали участие избиратели возрастной группы от 18 до 34 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение системы на всей территории России поможет значительно увеличить явку на выборах, так как в настоящее время именно молодежь меньше всего принимает активное участие в голосовании.
3. Как и для любых других нововведений, новым технологиям в избирательной системе потребуется время для принятия их в обществе. В ближайшем будущем, население будет выбирать привычный традиционный вид голосования. Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти.
4. Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры, в том числе из-за недоверия граждан в обеспечении защиты персональных данных. Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения.
5. Важно обеспечить технологическое разнообразие для электронного голосования. В связи с тем, что каждый человек предпочитает для использования разные виды устройств, необходимо предусмотреть, например, возможность голосования на сайте через ПК и мобильный телефон и голосование через мобильное приложение.
6. На первых этапах внедрения необходимо разработать максимально простой и понятный интерфейс, использовать привычное для граждан смс-уведомления и стабильно работающий сайт, чтобы избежать большого количества негативных отзывов из-за технических неполадок.
Члены избирательных комиссий различного уровня отзываются исключительно положительно о внедрении системы дистанционного электронного голосования. Она снимает огромную долю нагрузки в процессе проведения голосования так как снижает количество избирателей, которые приходят непосредственно на избирательные участки, значительно сокращая при этом время на подведение итогов, а также устраняет вероятность допущения ошибок как проявление человеческого фактора. Помимо данной системы другие направления развития цифровизации избирательного процесса также положительно влияют на работу избирательных комиссий, увеличивают степень доверия населения и обеспечивают легитимность выборов.
По мнению ЦИК России достаточно пяти лет для того, чтобы выстроить избирательную систему нового уровня [7]. Рассмотрев мероприятия, запланированные ЦИК России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ПАО «Ростелеком», можно сделать вывод, что в ближайшие пару лет избирательная система России станет максимально удобной для всех участников избирательного процесса за счет создания новых возможностей для участников избирательного процесса, совершенствования отдельных аспектов избирательного процесса и повышения эффективности работы избирательных комиссий. Умная, целесообразная цифровизация избирательного процесса не вытесняет человека, а наоборот - дает ему возможность быть в центре событий, повышает роль, статус и уверенность в расширяющихся возможностях человеческой личности.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 29.05.2021).
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 31.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37n9/ (дата обращения: 29.05.2021).
3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт - URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 29.05.2021).
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: официальный сайт - URL: http://www.cikrf.ru (дата обращения: 29.05.2021).
5. Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: официальный сайт - URL: http://www.rcoit.ru (дата обращения: 29.05.2021).
6. Всероссийский центр изучения общественного мнения - официальный сайт URL: https://wciom.ru (дата обращения: 29.05.2021);
7. Информационное агентство «ТАСС»: официальный сайт - URL: https://tass.ru (дата обращения: 29.05.2021).
8. Грибанова В.А. Электоральная пассивность молодежи: причины и пути преодоления // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5(56). - С. 125-129.
9. Малютин И.А. Проблемы повышения избирательной активности граждан // Молодой ученый. - 2018. - №50. - С. 245-247.