Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕИНДУСТРИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иммерсивные технологии / телевидение / погружение / виртуальная реальность / искусственный интеллект / метавселенная

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анастасия Анатольевна Замышляева

В статье рассматривается развитие телевизионной индустрии с точки зрения использования в этой сфере иммерсивных технологий. Из-за стремительного развития технического оборудования и компьютерных разработок, телевидению необходимо совершенствоваться, чтобы оставаться неотъемлемой частью досуга большинства людей. Иммерсивное виртуальное телевещание является актуальным и востребованным направлением для современных СМИ и видеохостингов. Российские телекорпорации еще только начинают внедрять различные техники погружения в контент своих телепроектов. Но этот процесс уже активно изучают с теоретической точки зрения. Так базой исследования послужили работы А.Н. Фоминой, которая посвятила научные труды теме иммерсивности телеиндустрии, Андре Базена, изучавшего телевидение с точки зрения кинематографической эстетики, И.И. Шепелева, систематизировавшего тенденции развития телевещания и С.И. Симаковой, исследовавшей визуализированный способ подачи контента и человеческую репрезентацию такой формы получения информации. В качестве эмпирической базы исследования послужили российские телепроекты, реализованные с использованием иммерсивных технологий. В исследовании были выявлены основные тренды модернизации, диктующие технологические изменения аудиовизуального оборудования и содержательное наполнение телепроектов, сформированные с учетом новых потребностей аудитории. На примерах телепроектов было выявлено три основных перспективных направления совершенствования телевидения, связанные с виртуальной реальностью, искусственным интеллектом и технологией метавселенных. Новые медиаэстетические продукты, основанные на полном погружении аудитории в контент набирают все большую популярность. Автор приходит к выводу, что для создателей телепродуктов данные направления являются перспективными и окупаемыми. Но на данный момент существуют сложности для дальнейшего внедрения и развития среди большинства производителей телеконтента. Это связано с отсутствием технического оснащения компаний и аудитории, достаточного количества квалифицированных кадров и усиленной защиты персональных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-19-23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕИНДУСТРИИ»

Медиасреда. 2023. № 2. С. 19-23. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 19-23. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-19-23

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕИНДУСТРИИ Анастасия Анатольевна Замышляева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, volchonok.2016@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается развитие телевизионной индустрии с точки зрения использования в этой сфере иммерсивных технологий. Из-за стремительного развития технического оборудования и компьютерных разработок, телевидению необходимо совершенствоваться, чтобы оставаться неотъемлемой частью досуга большинства людей. Иммерсивное виртуальное телевещание является актуальным и востребованным направлением для современных СМИ и видеохостингов.

Российские телекорпорации еще только начинают внедрять различные техники погружения в контент своих телепроектов. Но этот процесс уже активно изучают с теоретической точки зрения. Так базой исследования послужили работы А. Н. Фоминой, которая посвятила научные труды теме иммерсивности телеиндустрии, Андре Базена, изучавшего телевидение с точки зрения кинематографической эстетики, И. И. Шепелева, систематизировавшего тенденции развития телевещания и С. И. Симаковой, исследовавшей визуализированный способ подачи контента и человеческую репрезентацию такой формы получения информации.

В качестве эмпирической базы исследования послужили российские телепроекты, реализованные с использованием иммерсивных технологий.

В исследовании были выявлены основные тренды модернизации, диктующие технологические изменения аудиовизуального оборудования и содержательное наполнение телепроектов, сформированные с учетом новых потребностей аудитории. На примерах телепроектов было выявлено три основных перспективных направления совершенствования телевидения, связанные с виртуальной реальностью, искусственным интеллектом и технологией метавселенных. Новые медиаэстетические продукты, основанные на полном погружении аудитории в контент набирают все большую популярность.

Автор приходит к выводу, что для создателей телепродуктов данные направления являются перспективными и окупаемыми. Но на данный момент существуют сложности для дальнейшего внедрения и развития среди большинства производителей телеконтента. Это связано с отсутствием технического оснащения компаний и аудитории, достаточного количества квалифицированных кадров и усиленной защиты персональных данных.

Ключевые слова: иммерсивные технологии, телевидение, погружение, виртуальная реальность, искусственный интеллект, метавселенная.

Для цитирования: Замышляева А. А. Перспективы развития современной телеиндустрии // Медиасреда. 2023. № 2. С. 19-23. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-19-23

For citation: Zamyshlyaeva A. A. Prospects for the development of the modern television industry. Mediasreda. 2023; 2: 19-23. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-19-23

Иммерсивные технологии, или технологии погружения представляют собой создание эффекта «присутствия» с помощью различных ощущений человека, который находится в искусственно созданной среде (Чупина 2018). Преимуществом иммерсивного погружения в журналистской деятельности является усиленная визуализация информации. Зрительное представление - это необходимый инструмент для передачи больших объемов данных, помогающий воспринимать и анализировать сведения. Сейчас это особенно востребовано ввиду нарастающих объемов информационного потока (Азевич 2020).

Самым популярным и адаптированным способом визуализации является телевидение. Изначально предусмотренный как чисто технический способ аудиовизуального воссоздания реального мира на расстоянии, телевидение стало новым средством массовой коммуникации (Белоусова 2011). Как и любое

другое направление средств массовой информации телевидение не стоит на месте. С учетом наращивания информационного пространства, разработки новых технологий и изменения потребностей аудитории, телеиндустрия находится на стадии технологического и содержательного преобразования.

В настоящее время большая часть исследований в области виртуальной реальности сосредоточена на вопросах о контенте и платформах, на которых этот контент можно разместить. Беря во внимание тот факт, что иммерсивная телеиндустрия заимствует приемы повествования в виртуальной реальности из кино, которое ориентировано на общественную аудиторию, не менее важным вопросом является то, какое влияние оказывает закрытый характер телевидения на впечатления аудитории.

Человек новой эпохи находится в беспрерывном развитии зрительной культуры. Поэтому социально-философское познание активно включено в визуально-информационный ряд и играет роль более важную в зрительных медиа по сравнению с текстовыми (Вечканова 2021). С. И. Симакова изучает виртуальный образ как новую ступень эволюции человека, создающего новую визуальную культуру. Исследователь полагает, что человек воспринимает себя как образ в мире образов, понимание которых осуществляется через призму образного (Симакова 2018; 2020).

Французский журналист Андре Базен рассматривал телевидение как социальную среду, которая обеспечивает доступ к гораздо большей аудитории, чем кино. При этом, такая аудитория заинтересована в том, чтобы рассказывать истории больше в своей личной обстановке, чем в публичной. Базен определяет преимущество телевидения в его интимности. Это происходит из-за близости так как экран телевизора намного ближе к нам, находится в нашей домашней обстановке и становится для зрителя социальной и знакомой. Виртуальная реальность еще больше расширяет эту идею, выдвигая экран до самого лица и создавая эффект уединения (Bazin 2014).

Развитие телевидения позволит производителям контента создавать и распространять передачи с большей легкостью и креативностью, а аудитория получит новые возможности для просмотра. В условиях цифровой трансформации в конкуренции за внимание потребителя нужно учитывать три составляющих: качественный контент, новейшие технологии и цифровая аудитория. Поэтому организации телеиндустрии используют технологии искусственного интеллекта для технологического переоснащения процессов производства и телевещания, привлечения новой аудитории и повышения их цифровой грамотности (Новикова, Кирия 2018).

В телекомпаниях создаются роботизированные студии, позволяющие вести работы в нескольких павильонах, автоматически делать врезки в эфир, использовать анимацию в титрах, организовывать интерактивное голосование, осуществлять стриминг в социальных сетях и многое другое. Искусственный интеллект имитирует человеческий мозг, нейронные сети, логические и математические алгоритмы являются его основой. То есть это компьютерная программа, которая принимает и анализирует данные и делает определенные выводы на их основе, при этом самосовершенствуясь на собственном опыте (Корнилова 2007).

Искусственный интеллект в современных телевизорах предоставляет много возможностей. С помощью алгоритмов можно регулировать яркость и создавать более детализированную картинку, так же алгоритмы анализируют и настраивают звук телевещания, определяя жанры и даже акустическую сцену помещения, учитываются индивидуальные особенности конкретного зрителя.

Распознавание речи, взаимодействие со смартфонами и технологиями умного дома делают управление телевизором простым и доступным, не изменяя при этом своих технологических свойств (Фомина 2022).

Сами по себе телевизоры тоже изменятся в недалеком будущем. По прогнозам специалистов классические телевизоры исчезнут и превратятся в умные медиацентры. Будет использоваться голосовой ввод, появится функция « видео по запросу». Появятся «умные» домашние кинотеатры высокого разрешения. Сейчас домашние киносистемы достаточно дорогие или проигрывают в качестве массовым кинотеатрам. Но скоро эта проблема будет решена.

Так же появится синхронный перевод, основанный на технологии нейросетей. Нейросеть уже умеет подражать человеческой речи, а Google переводчик уже использует нейронные сети. Эти технологии позволят смотреть программы и фильмы на другом языке. Появятся устройства, которые будут мгновенно переводить любой иностранный язык, при этом имитируя голос говорящего (Шепелев 2019).

Некоторые эксперты заглядывают еще чуть дальше и говорят о создании виртуальных телевизоров. Основана эта технология на очках дополненной реальности, которые добавляют в реальный мир виртуальные объекты. Таким образом, очки «нарисуют» телевизор любых размеров на стене, по которому можно будет смотреть все программы, как и на обычном.

Изменится и телевидение. Каналы станут тематическими. Уже сейчас в цифровом телевидении присутствует много тематических каналов, но в будущем их станет намного больше, и они практически вытеснят традиционные. Каждый сможет настраивать телевидение под себя, а интересными каналами и передачами делиться с другими пользователями. Это своего рода «ютубизация».

На основе новых технологических разработок сейчас расширяются способы создания контента и открываются новые возможности, как для аудитории, так и для производителей телевизионных проектов. Некоторые технологии присутствуют в уже созданных телепрограммах, и мы можем наблюдать за их устройством и развитием.

Сущностные характеристики и тренды иммерсивной журналистики рассматриваются в научной статье «Точки роста иммерсивной журналистики в России» (Сидунова 2020). Профессор М. В. Загидуллина считает, что иммерсивный материал уже сейчас, а тем более, в будущем невозможно представить без технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. AR позволяет внедрить в реальный мир цифровые элементы. VR не просто дополняет реальный мир, а заменяет его целиком цифровым. Эти технологии различны, но направлены на один эффект, который позволяет пользователю рассматривать мир на 360о и оказывать на него виртуальное влияние (Загидуллина 2020).

Примерами использования комбинации технологий виртуальной и дополненной реальности стали российское шоу «Аватар» на телеканале НТВ и зарубежное шоу «Voyage». В иностранном проекте создали копии артистов группы ABBA в молодом возрасте, которые в виде цифровых аватаров вышли на сцену. В отечественном шоу аватары артистов выступали на сцене, в то время как сами певцы находились в специальной VR-студии. Анимирование происходило в режиме реального времени. Используя эффект совмещенной реальности аватары взаимодействовали с аудиторией.

Иммерсивные технологии затронули не только развлекательный контент, но и информационное вещание. Активно создаются виртуальные студии. Они представляют собой наборы 3D объектов и сцен для создания теле и видео программ при съемке ведущих на хромакейном фоне. Визуальные интерьеры создаются в программах трехмерного моделирования и визуализации. Такие студии требуют минимум обслуживания, а то же самое пространство может быть использовано для нескольких программ. Одной из основ виртуальной студии является технология трекинга движения камеры, что предполагает идеальное совпадение между реальным и виртуальным миром (Манжилей 2021).

По этой технологии в 2021 году канал НТВ открыл VR-студию программы «Центральное телевидение», где визуализируются различные объекты от техники до людей.

Еще одним перспективным направлением является массовое создание метавселенных. Термин представляет собой конвергенцию физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве. То есть это цифровые миры, в которых люди через аватаров взаимодействуют друг с другом (Гуров, Конькова 2022).

Основные характеристики метавселенной были описаны венчурным инвестором Мэтью Боллом. Во-первых, метавселенную невозможно поставить на паузу или завершить, события происходят в режиме реального времени, а происходящее в ней не зависит от факторов реального мира. Во-вторых, число участников метавселенной не ограничено. В-третьих, в метавселенной есть своя полноценная экономическая система, то есть участники получают финансы определенной валюты, присутствующей во вселенной, могут работать, владеть и распоряжаться имуществом и многое другое. В-четвертых, метавселенная может объединять несколько уже существующих цифровых платформ любой направленности. В некоторых метавселенных даже можно зарабатывать деньги и переводить их в реальные валюты (Ball 2022).

Российское телевидение в феврале 2022 года показало возможности данного направления. Телеканал «Суббота!» организовал презентацию сериала «Моя любимая Страшко» в метавселенной Roblox. В виртуальном мире появился район Москвы со всей необходимой инфраструктурой. Каждый пользователь принимал участие в презентации в облике аватара. Главным событием стало выступление российской певицы Mary Gu (Мария Гусарова) на сцене специально созданного кинотеатра, которая к премьере сериала впервые исполнила кавер-версию хита «Если в сердце живет любовь». В метавселенной пользователи видели артефакты из реального мира, так аватаров на концерт отвозили такси «Ситимобил», на улицах города можно было увидеть баннеры с акциями и промокодами от партнеров и спонсоров. Презентацию посетили более 12 млн человек.

Сегодня перед телевизионными корпорациями стоит задача сделать не только качественное изображение и звучание. Телеканалы стали ориентироваться на рейтинг общего числа телезрителей, который характеризуется показателем охвата контентом всей аудитории. Тренды развития указывают то, что в ближайшем будущем телевизор станет не просто предметом домашней обстановки, а «вторым я». Были выделены основные направления, которые сочетают в себе модернизацию телевизоров с помощью использования искусственного интеллекта, цветопередачи и улучшения звукового сопровождения и изменение телевизионного контента, который стремится к полной персонализации для каждого зрителя. Такие изменения будут благоприятными для СМИ, так как все создаваемые телепроекты будут собирать определенную аудиторию на основе самых частых запросов и настроек аудиовизуального ряда внутри каждого телевизора. Мы можем наглядно наблюдать, как тренды диктуют основные направления для развития в сфере телеиндустрии.

Полномасштабное внедрение технологий визуализации ограничивается их большой стоимостью. Массовая аудитория не может позволить себе приобрести необходимое оборудование, а учитывая, что это новое направление, инвесторы не рискуют вкладываться в AR/VR технологии (Фролов 2012).

Несмотря на это, некоторые каналы активно внедряют технологии виртуальной и дополненной реальности, которые в будущем смогут еще больше влиять на развитие и разнообразие телепроектов. Использование иммерсивных технологий строится на применении новых компьютерных разработок, которые базируются на создании виртуального пространства, такие как анимированные аватары, виртуальные площадки и метавселенные. Эти разработки не просто создают эффект погружения, они создают новый мир, практически не отличимый от настоящего. Существует большая вероятность, что через некоторое время такой мир может полностью вытеснить реальный.

Таким образом, мы видим, что иммерсивные технологии применяются в современных телепроектах. Сегодня разрабатываются новые технические возможности для более полного погружения зрителей в телеконтент, которые уже применяют некоторые российские и зарубежные телевизионные компании. Пока на данный момент для массовой аудитории используются в основном простые технологии погружения. Чтобы внедрить для общего пользования новые иммерсивные технологии, необходимо решить ряд задач, таких как, возможность оснащения компаний и аудитории необходимым иммерсивным оборудованием, защита персональных данных пользователей и технологических разработок среди организаций телевизионной индустрии для сохранения индивидуальности каждой из них. Специалисты в сфере СМИ должны проходить дополнительные курсы подготовки для работы в новом телевизионном формате. Так же стоит задуматься и о психологической подготовке аудитории к новой подаче телевизионного контента, чтобы виртуальный мир не смог навсегда заменить человеку реальный мир.

Список источников

Азевич А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации // Вестник МГПУ Серия : Информатика и информатизация образования. 2020. № 2 (52). С. 35-43.

Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров телевизионной журналистики // Вестник РУДН. Серия : Литературоведение. Журналистика. 2011. № 1. С. 73-81.

Вечканова М. С. Визуализация и интерактивность как тенденции современной социальной журналистики // Челябинский гуманитарий. 2021. № 2 (55). С. 43-49.

Гуров О. Н., Конькова (Кураева) Т. А. Метавселенные для человека или человек для метавселенных // Искусственные общества. 2022. Т. 17. Вып. 1. С. 4-18.

Загидуллина М. В. Иммерсивная журналистика сквозь призму ремедиации // Челябинский гуманитарий. 2020. № 4 (53). С. 30-35.

Корнилова Е. Е. Современные тенденции развития российского телевидения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № S1. С. 77-80.

Манжилей К. Д. Перспективы иммерсивных технологий в телевидении // Неделя науки и творчества -2021 : материалы Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых, 17-21 мая 2021 г. Санкт-Петербург, 2021. Т. 1. Ч. 1. С. 52-55.

Новикова А. Н., Кирия И. В. Эстетика иммерсивности : особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 12. № 2. С. 276-288.

Сидунова М. К. Точки роста иммерсивной журналистики// Медиасреда. 2020. № 1. С. 53-57. DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10112

Симакова С. И. Визуальный образ в СМИ - формирование медиаэстетики потребителя массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3. С. 83-92.

Симакова С. И. Визуальный образ - основа формирования визуального языка коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 89-94. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10313

Фомина А. Н. Перспективные направления развития технологий искусственного интеллекта в телеиндустрии // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 1. С. 449-462.

Фролов Д. П., Матицын Д. Е. Посткризисные тренды развития телеиндустрии : новые вызовы для маркетинга и менеджмента // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. Т. 8. № 15 (156). С. 25-30.

Чупина В. А. Иммерсивность : трактовка и развитие понятия в педагогике // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, 24-25 апр. 2018 г. Екатеринбург, 2018. С. 488-493.

Шепелев И. И. Перспективы развития современного телевидения // ACADEMY. 2019. № 6 (45). С. 42-43.

Bazin A. Andre Bazin's New Media. California : University of California Press, 2014. 352 p.

Ball M. The Metaverse and How It Will Revolutionize Everything. New York : Liveright Publishing Corporation, a division of W. W. Norton and Company, 2022. 370 p.

Информация об авторе

А. А. Замышляева - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 11.10.2023; одобрена после рецензирования 12.10.2023;

принята к публикации 12.10.2023. The article was submitted 11.10.2023; approved after reviewing 12.10.2023; accepted for publication 12.10.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.