DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10112
М. К. Сидунова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТОЧКИ РОСТА ИММЕРСИВНОЙЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ
В научной статье рассматриваются сущностные характеристики и тренды иммерсивной журналистики в России и мире. Автор обобщает опыт зарубежных и российских коллег, анализирует материалы, исследует востребованность и возможность использования такого рода контента у аудитории, делает выводы о состоянии журналистики виртуальной реальности в России и указывает точки ее роста.
Ключевые слова: иммерсивная журналистика, визуализация, контент, видео 360, новые медиа.
Эмпатия - вот что журналисты всегда стремились пробудить в аудитории. Она рождает иллюзию того, что вы сами стали участником события. Иммерсивные технологии приблизили человечество к высокому уровню сопереживания - именно в этом нам видится актуальность заявленной темы.
Целью настоящего исследования было выявление перспектив развития журналистики «погружения» в нашей стране.
Предмет - точки роста российской журналистики «погружения».
Объект - иммерсивные проекты российских СМИ.
Для достижения цели были определены следующие задачи: изучить природу АК-и "УК-технологий; систематизировать результаты научных трудов исследователей иммерсивной журналистики; проанализировать иммерсивные материалы отечественных СМИ; сделать выводы о состоянии иммерсивной журналистики в России; составить рекомендации для журналистов, работающих с технологиями альтернативных реальностей.
В работе мы использовали такие методы, как статистический метод при актуализации темы исследования, контент-анализ на этапе отбора материала, описание и индукцию при анализе журналистских проектов.
Степень научной разработанности технологий альтернативных реальностей в журналистике достаточно высока. Российские исследователи отмечают разные ее аспекты: обучение иммерсии - А. В. Замков [5], Ю. В. Корнилов [7], Л. З. Манович [10], А. А. Новикова и И. В. Кирия [11]; к вопросу иммерсии в журналистике - этапы развития приемов иммерсивности в журналистике, эстетические вызовы иммерсивности -обращаются А. А. Новикова и И. В. Кирия, рассматривая трансформацию журналистской деятельности в контексте культурных и коммуникативных практик [1. С. 39-54]; профессиональная компетенция журналистов - Н. Я. Макарова и Д. О. Махнева [9]; создание нарратива - А. В. Красавина и И. А. Артемов [8], А. Уткин и Н. Покровская [17]; этические вопросы - М. А. Пронин [13]; к вопросам эстетики и медиаэстетики обращаются М. В. Загидуллина [4] и С. И. Симакова [14; 15].
Говоря об иммерсивной журналистике, мы отмечаем применение технологий виртуальной и дополненной реальностей, где зритель выступает в роли актора [16. С. 571]. Между VR и AR существует принципиальное различие: VR -это полностью компьютерный мир, воссозданный по реальным материалам, в то время, как АК - технология, при помощи которой в настоящую реальность посредством девайса добавляются несуществующие предметы [12. С. 79].
Безусловно, технологии альтернативных реальностей требуют специального оснащения как для создателей, так и для потребителей контента [4. С. 151]. Аппаратное и программное обеспечение для виртуальной реальности производят такие гиганты, как Google, Samsung, Sony, Oculus, HTC, Valve, Microsoft, Epson, Lenovo [6. С. 91]. На сегодняшний день в России нет компаний, которые занимаются производством шлемов, очков, а также специальной периферии (базовых станций, нейрогарнитур, стереонаушников и контроллеров для VR и AR).
Во всем мире ожидается внедрение 5G, нового поколения мобильной связи. Считается, что вместе с большей скоростью передачи данных произойдет революция в VR, которая позволит создавать больше контента для большей аудитории. В 2018 году исследования IDC (International Data Corporation - международная исследовательская компания, занимающаяся изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций) показали, что к 2023 году объем мирового рынка VR и AR достигнет $ 94 млрд долларов против $ 20 млрд в 2019 году.
Точкой отсчета журналистики виртуальной реальности принято считать 2012 год, когда автор американской газеты The New York Times Нонни де ла Пенья выпустила материал «Голод в Лос-Анджелесе» о людях, которые стоят в длинной очереди за продуктами питания [9. C. 66]. На глазах у зрителей мужчина с сахарным диабетом падает на землю и впадает в кому от голода. На премьерном показе на кинофестивале Sundance люди плакали, сняв очки виртуальной реальности, и жалели, что ничем не могут помочь герою.
Сегодня нам может показаться, что это обычная компьютерная зарисовка с неаккуратной графикой и не очень захватывающим сюжетом. Но это был первый шаг на пути к воссозданию реальных событий прошлого. Некоторые ученые нарекают VR-журналистику «машиной эмпатии», но если подойти к этому философски, то можно назвать ее «машиной времени». Позже Нонни де ла Пенья открыла медиаплатформу Immersive Journalism и вместе со своими сотрудниками создала материал о лагере беженцев в Сирии. Эстафету VR-журналистики подхватили такие гиганты, как The Guardian, CNN, ABC и другие.
Иммерсивная журналистика молниеносно порождала все новые вопросы технического, психологического, этического, юридического характера. Новые вызовы встали перед профессионалами не только в области журналистики, но и программирования, сценарного мастерства, юриспруденции [13. С. 113].
Самым ярким представителем отечественной иммерсивной журналистики является МИА «Россия сегодня» и их проект «Ria.lab: виртуальная и дополненная реальность» (https://ria.ru/interactive/). Приложение было запущено в 2018 году. В нем размещаются VR-истории, AR-истории и AR-выставки - всего 16 материалов. Мы проанализировали восемь из них, чьи жанры представляют собой документальную историю, научно-популярный материал, прогноз-реконструкцию, военную и бытовую хронику.
На производство одного проекта уходит от одного до трех месяцев, поэтому работать в новостной журналистике с такими форматами трудно: создатели отмечают, что внедряют образовательный контент или готовят материалы к конкретным датам.
Принцип правдивости относится к работе журналиста и в виртуальной реальности. Поэтому в подготовке материалов участвуют десятки экспертов, используются хроники и свидетельства очевидцев, отрисовываются детали быта. Особое внимание уделяется звуковой карте проекта: фоновым звукам, озвучке текста диктором, диалогам и музыке. Руководитель центра разработки проектов МИА «Россия сегодня» Далер Фатыхов отмечает, что технические ограничения не позволяют делать более детальную графику и давать пользователям мобильного VR больше действий, чем простое управление взглядом.
В апреле 2020 года вышла VR-реконструкция «Неизвестный знаменосец» (https://ria.ru/20200407/1569234255.html). Проект представляет собой сферу, внутрь которой погружают зрителя. Пользователь оказывается в теле бойца. После операции текст на экране помогает реципиенту узнать историю десятков солдат, которые хранили Красное знамя и штурмовали Рейхстаг. Голос диктора вводит актора в предлагаемые обстоятельства, а книги, которые открываются при выборе Знамени, содержат текстовые и фотодокументы, которые сопровождают актерские диалоги, составленные из цитат героев.
Необычна космическая AR-история «Солнечное затмение и исчезновение Луны» (https://ria.ru/20190712/1556361293.html). Пользователь может увидеть проекцию Солнечной системы у себя дома. Голос диктора рассказывает, как устроено необычное природное явление и что произойдет с живыми организмами, если не станет естественного спутника Земли. Зритель может покрутить Землю движением пальца и осмотреться в космосе. 12 февраля 2020 года проект Ria.lab стал лауреатом премии «Золотое приложение» в категории «СМИ», уступив лишь Первому новостному СМИ на основе нейронной сети «BAZA».
Исследователи спорят, можно ли относить видео 360 к иммерсивной журналистике [18. С. 295; 11. С. 282]. Мы считаем, что можно, так как при такой съемке происходит визуальное погружение.
В России лидером в создании контента в таком формате является Russia Today. 1 апреля 2016 года телеканал запустил панорамные видео в приложении RT360, также часть материала доступна на YouTube-канале [8. С. 105]. Сегодня в приложении три категории - «Узнавай», «Участвуй», «Чувствуй», в каждой из которых размещены десятки материалов о космосе, войнах, лесных пожарах, спортивных мероприятиях. Зрители могут отправиться в путешествие на Камчатку, побывать в танке во время Парада Победы и встретить Рождество в храме Христа Спасителя. Большими проектами были «Революция 360» и «Русская тюрьма». Нами был проведен анализ десяти материалов в разных жанрах: документальный сюжет, зарисовка о спортивном событии, военная хроника, бытовой очерк.
Корреспондент RT Мария Финошина сняла видео в освобожденном от боевиков районе Бустан Аль-Каср сирийского Алеппо (https://www.youtube.com/watch?v=haPx_ RyvglE&feature=emb_logo). Пока журналистка проходит квартал за кварталом, у зрителя есть возможность управлять «взглядом», для этого достаточно провести пальцем по экрану. Все происходящее Мария комментирует, как в формате lifetotape, только на ходу и не глядя в объектив камеры. Военную тематику продолжает и видео, снятое с воздуха в разрушенном Донецке. В этом материале нет героя в кадре: видео 360 сопровождают комментарии местных жителей о надеждах на мир, а также всплывающий текст.
Особенным нам показался материал, снятый в исследовательской базе Чэнду по разведению гигантских панд в Китае, - Panda with me (https://www.youtube.com/ watch?v=HZDxRr8QsJ0&t=1s). В ролике показывают один день из жизни детеныша панды. Смотрители кормят его, взвешивают, относят к маме и выводят на прогулку перед сотнями посетителей. Звук представляет собой мелодию, закадровый текст от лица работника базы и интершум.
Отметим, что панорамные видео снимал также Телеканал «360», иммерсивные проекты пытались внедрить «ТНТ» и «Первый канал».
Если сравнивать две технологии, виртуальной реальности и видео 360, то становится очевидным, что снять панорамное видео проще, так как для этого нужна лишь специальная камера, тогда как работа с иммерсивными средами требует особых навыков.
VR-журналистика сегодня переживает эпоху классицизма, триединства действия, места и времени. Прямые склейки, характерные для новостных сюжетов, дезориентируют зрителя в VR-очках, поэтому журналистам приходится решать непростую задачу: как
развернуть действие в графических локациях и не солгать [2. С. 5]. Стоит заострить внимание на том, что в словосочетании «иммерсивная журналистика» главное слово -«журналистика», поэтому важно помнить о достоверности транслируемой информации [3. С. 69], а ее проверка занимает время. Большое количество времени требует и графическое воссоздание событий. Из чего можно сделать вывод, что иммерсивные материалы не подходят для новостей. Главной их функцией будет все же побуждение к эмоции [14. С. 129], этому может способствовать неординарное событие, к числу которых относятся авария, война, работа закрытого производства, спортивные события, путешествие в удивительные края, полет в космос - иным словом, журналистам нужно потрясение. То же применительно и к видео 360: не каждое событие стоит снимать на панорамную камеру, для использования такой техники необходим особый инфоповод.
Нам видится, что VR-журналистика сегодня - нишевое, а не массовое явление. Нет еще точных норм и правил работы в избранном формате. На основе анализа "УЯ-технологий и материалов отечественных СМИ мы составили некоторые рекомендации:
1. "УЯ-журналистика - это уже не сюжеты, а отдельные проекты. Наиболее успешными, на наш взгляд, станут работы в жанрах документального кино, программ о путешествиях, спортивные трансляции и уникальные явления.
2. Как отмечают специалисты Ria.lab, сегодня мало людей, которые умеют работать с альтернативными реальностями. Однако с каждым годом появляется все больше обучающих программ в таких городах, как Братск, Владивосток, Вологда, Екатеринбург, Липецк, Москва, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Тамбов, Челябинск и другие.
3. Эксперты утверждают, что в России есть специалисты, которым необходимо создать условия труда внутри страны, чтобы не допустить утечки кадров. Мы считаем, что государственная поддержка стартапов позволит людям из разных отраслей перейти в сферу VR и реализоваться в ней.
4. Слабой точкой для журналистики VR и ЛЯ остается рекламный рынок. Пока нет ни прогнозов, ни гарантий для рекламодателей. Монетизация требует поиска новых решений, на наш взгляд, ими могут стать краудфандинговые площадки.
Таким образом, иммерсивная журналистика в России представлена единичными проектами, которыми интересуются увлекающиеся люди. Передача чувственного опыта достигается персонально [15. С. 170], на широкую аудиторию это пока не работает: массовая УЯ-журналистика вряд ли станет нашим ближайшим будущим, но спрос на такого рода контент может увеличиться с общим развитием технологий, и к этому журналисты должны быть готовы.
Список литературы
1. Беленький, А. И. Эстетика журналистики [Текст] / А. И. Беленький [и др.]; под ред. М. А. Бережной. - СПб. : Алетейя, 2018. - 252 с.
2. Благов, Ю. В. Иммерсивная журналистика в медиареальности [Текст] / Ю. В. Благов // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. - 2017. - Т. 2, № 3. -С. 146-154.
3. Евдокимов, В. А. Функции иммерсивных медиа [Текст] / В. А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел 1. Филологические науки. - 2019. -№ 1 (35). - С. 67-72.
4. Загидуллина, М. В. Медиаэстетика и эстетика журналистики: к вопросу о разграничении феноменов [Текст] : сб. материалов Международного научного форума «Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения» / отв. ред. В. В. Васильева. -СПб. Изд-во СпбГУ, 2019. - С. 150-151.
5. Замков, А. В. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования [Текст] / А. В. Замков, М. А. Крашенинникова, М. М. Лукина, Н. А. Цынарева // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т. 13, № 1. -С.166-172.
6. Иванова, А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения [Текст] / А. В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3 (108). - С. 88-107.
7. Корнилов, Ю. В. Иммерсивный подход в образовании [Текст] / Ю. В.Корнилов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 1 (26). - С. 174-178.
8. Красавина, А. В. Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики [Текст] / А. В. Красавина, И. А. Артемов // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журнал. - Челябинск, 2019. - № 1 (31). - С. 102-109.
9. Макарова, Н. Я. Журналистика виртуальной реальности: изменение телевизионного репортажа и профессиональных компетенций журналиста [Текст] / Н. Я. Макарова, Д. О. Махнева // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. -2018. - № 1 (34). - С. 65-74.
10. Манович, Л. З. Язык новых медиа [Текст] / Л. З. Манович. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 402 с.
11. Новикова, А. А. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах [Текст] / А. А. Новикова, И. В. Кирия // Вестник СПбГУ. Язык и литература. -2018. - Т. 15, № 2. - С. 276-288.
12. Осиповская, Е. А. Технологии виртуальной реальности как новый инструмент журналистики [Текст] / Е. А. Осиповская // Вестник НГУ. Сер. История, филология. -2018. - Т. 17, № 6. - С. 78-83.
13. Пронин, М. А. Регулирование технологий виртуальной реальности: к первому российскому кодексу этического поведения [Текст] // М. А. Пронин, О. Н. Раев // Горизонты гуманитарного образования. - 2018. - № 5. - C. 109-124.
14. Симакова, С. И. Инфографика в контексте постгуманистических тенденций в журналистике [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Воронежского гос. ун-та : науч. журн. -Воронеж, 2019. - № 3. - С. 127-131.
15. Симакова, С. И. Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике [Текст] / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2019. - № 3 (33). - С. 166-174. - DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10320.
16. Суходолов, А. П.СМИ и виртуальная реальность : Новые возможности и перспективы [Текст] / А. П. Суходолов, С. В. Тимофеев // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 567-580.
17. Уткин, А. Белое зеркало [Текст] : учеб. по интерактивному сторителлингу в кино, VR и иммерсивном театре // А. Уткин, Н. Покровская. - М. : Альпина Паблишер, 2020. - 236 с.
18. López García, X. Las dos caras del PeriodismoInmersivo: el desafío de la participación y losproblemaséticos [Texto] :Nuevosescenarios de la comunicación: retos y convergencias / Х. López García,S. Pérez-Seijo, editor: M. López Paredes. - Quito :Pontificia Universidad Católica del Ecuador, 2018. - PP. 279-305.
Сидунова Мария Константиновна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].
Научный руководитель: Симакова Светлана Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.