Медиасреда. 2023. № 2. С. 11-14. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 11-14. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-11-14
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАФИКИ Мария Сергеевна Вечканова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, vechkanova1@bk.ru.
Аннотация. Цель исследования - определить тенденции современной информационной графики. Актуальность работы обоснована важностью визуальных коммуникаций в современной журналистике, их модернизацией, а также высоким влиянием технологий на медиапространство.
Влияние технологий на визуальный контент и инфографику изучалось исследователями, однако некоторые тенденции рассмотрены недостаточно. В частности, иммерсивность, геймификация и использование вовлекающих механик. В этом состоит новизна исследования.
Теоретической базой стали труды исследователей в области визуальных коммуникаций (С. И. Симакова, И. В. Топчий, О. В. Петрухина, Е. В. Выровцева, Е. А. Щербакова), журналистики (Е. С. Колчина,
B. Е. Соломин, Ю. В. Благов), влияния технологий на массовую культуру (С. Ф. Сергеев, П. И. Пивоварова,
C. Т. Махлина) и другие.
Эмпирическую базу исследования составили пять материалов-призеров ежегодного конкурса инфографики «Malofiej Awards» в номинации «Digital» (2021 год), а также проект «Город профессий» российской компании «Норникель» как пример использования геймификации в медиапространстве. Автор выделяет особенности современной инфографики, исследуя влияние феноменов клиповизации, визуализации, интерактивности, мультимедийности на инфографический контент, а также использование технологий в области визуальной коммуникации: трёхмерной графики, анимации, UX-механики, геймификации и иммерсивности. На примерах журналистских материалов рассмотрена эффективность данных тенденций, инструменты и средства, которыми она достигается, а также причины возникновения: психологические аспекты и предпосылки.
Автор приходит к выводу, что наиболее важными чертами современной информационной графики становятся: возможность взаимодействовать с автором проекта и с самим текстом, трансформация эффекта присутствия в материале, интеграция различных форматов визуализации и способов коммуникации, повышенный запрос пользователей на телесность и управление виртуальной реальностью.
Ключевые слова: инфографика, интерактивность, мультимедийность, геймификация, иммерсивность.
Благодарности: Исследование проведено в рамках проекта «ImPRO: образовательный марафон для медиапедагогов России» с использованием гранта Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.
Для цитирования: Вечканова М. С. Тенденции развития современной информационной графики // Медиасреда. 2023. № 2. С. 11-14. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-11-14
For citation: Vechkanova M. S. Development trends of modern information graphies. Mediasreda. 2023; 2: 1114. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-11-14
Сегодня зрительная культура стремительно выходит на первый план. Исследователи связывают это с клиповизацией мышления, предпосылками которого стало разнообразие информации, доступность и возрастание её объемов. Этому способствовала активная технологизация и диджитализация контента (Щербакова 2021: 142).
Чтобы добиться успеха аудитории, в настоящее время уже мало самого факта включения зрительного контента в журналистский материал (Симакова, Топчий 2019: 200). Визуализация становится важнейшим фактором продвижения, множество форматов и средств которой активно развиваются и меняются в современной медиасреде (Симакова 2017: 137). В частности, модернизируется информационная графика. Являясь наиболее традиционным видом визуального контента,
инфографика не теряет актуальности, отражая в себе важнейшие тенденции информационного пространства (Симакова 2015: 164).
С точки зрения технических параметров выделяют статическую и динамическую инфографику (Симакова 2016: 165). Именно динамическая информационная графика сегодня активно трансформируется под воздействием технологий, развитие которых обеспечило возможность представления одного типа информации с помощью множества форматов (Выровцева, Симакова 2019: 105).
Рассмотрим тенденции развития современной информационной графики на примере пяти проектов-призеров «Malofiej Awards» - ежегодного конкурса инфографики - в номинации «Digital». Работы, представленные на этом конкурсе, можно считать эталонными, поскольку в них присутствуют значимые тенденции в области визуальных коммуникаций. Кроме того, мы выделили материал «Город профессий» российской компании Норникель как проект, созданный с использованием принципов геймификации.
Характерной чертой журналистики сегодняшнего дня является интерактивность - возможность читателя взаимодействовать с автором материала и с самим текстом (Колчина 2014: 52). Именно интерактивность поддерживает активную роль аудитории, позволяет читателю ощутить себя партнером журналиста.
Рассмотрим проект National Geographic «Тела в движении», который показывает, как передвигаются разные живые существа: четвероногие, прямоходящие и те, у кого нет ног.
Благодаря простой интерактивной механике пользователь может регулировать скорость движения животного самостоятельно с помощью ползунка. Это развлекательный, но в то же время образовательный контент, который вовлекает аудиторию не только благодаря интерактивности, но и использованию других важных тенденций: трехмерной графики и анимации. Использование полупрозрачных SD-моделей иллюстрирует строение животных и показывает кости в динамике. Выбор такого способа визуализации эффективен для проектов, задачей которых становится отражение механики и демонстрации устройства объектов.
Также к особенностям относится простая и линейная структура материала. Лаконичность - ещё один тренд визуальной коммуникации. Отсутствие отвлекающих объектов и гармонично расставленный акцент на текстовых блоках позволяет концентрироваться на представленной информации.
Интерактивность в инфографике выполняет не только развлекательную и вовлекающую функцию, она также может подчеркивать проблему материала. Например, проект немецкого издания Funke Mediengruppe, предлагает пользователю «разделить» Германию мышкой в любой части, после чего представляет неравенство страны по различным показателям. Авторы отмечают, что после 30 лет воссоединения Германия во многих отношениях остается разделенной страной. Интерактивная функция в этом материале - это историческая отсылка, а также способ эмоционального воздействия на читателя.
Интерактивные функции реализованы в проекте «Почему утонула подлодка "Курск"?» агентства коммуникаций «Инфографика». Материал создан в формате сторителлинга - авторы рассказывают историю через линейное повествование и интерактивные элементы, которые мотивируют читателя узнать о деталях происшествия. При наведении мышкой открываются дополнительные текстовые блоки на схемах подлодки и диаграммах. Интересна околоигровая механика проекта на хронологии спасательной операции: при скроллинге часы показывают время и дату каждого события. Инфографика эффективно показывает работу сложных технических механизмов, упрощая понимание пользователя благодаря лаконичной трехмерной графике.
Вторая характерная черта современных медиапроектов, тесно связанная с интерактивностью - это применение user experience-механики (механики интерфейса) - необходимости совершения определенных действий для просмотра контента, например, скроллинга - прокрутки интерфейса пользователем (Сергеев, Пивоварова 2021: 28).
Этот эффект усиливается с помощью анимации, которая позволяет показать объект в движении, придает инфографике динамичность и эстетическую наполненность. Например, в проекте NY Times «Что происходит с вирусом в метро» появление визуальных элементов и текстовых блоков синхронизировано со скроллом читателя. Наличие вовлекающей механики в инфографическом контенте привлекает внимание и побуждает пользователя изучать представленную информацию. Как и в проекте о подлодке, использование трехмерных моделей и механики помогают эффективно показать, как работает сложная техника.
Качественный интерфейс важен для любых интернет-проектов как посредник между информационной системой и человеком, а применение механик позволяет не только помочь пользователю ориентироваться в материале, но и мотивировать к взаимодействию (Коваленко, Солодов 2020: 36).
Геймификация - это игрофикация с использованием подходов и методик компьютерных игр для привлечения и удержания пользователей и монетизации проекта, где за основу берется игра как успешный инструмент для привлечения людей (Константинова 2017: 58). Это популярный тренд в визуальной коммуникации, который повышает интерес, психологически воздействуя на читателя, особенно на молодую
аудиторию. Поскольку детство и юность молодёжи часто связаны с играми, им легче воспринимать геймифицированные системы.
Важно отметить, что геймификация - это не видеоигра в классическом представлении. В массовых коммуникациях игрофикация заимствует игровые элементы (интерфейсы, механики, отсылки), позволяющие эффективно представить информацию.
Интересный проект для школьников, отсылающий к игровой механике, разработали в компании «Норникель». Он называется «Город профессий». Проект визуально разработан в тематике градостроительных симуляторов. Помимо возможности изучить план города на интерактивной карте, на сайте можно предложить название города и пройти тест. Присутствует персонаж-рассказчик (Архитектор) -опция, распространенная в играх-симуляторах.
Преимущество проекта заключается в интерактивности и привлекательной для аудитории концепции -именно это мотивирует пользователя изучать контент, представленный на сайте. На портале планируется введение игр и интерактивов.
С интерактивностью и геймификацией тесно связано понятие иммерсивности - возможности погружения зрителя в демонстрируемые цифровыми технологиями условия (Махлина 2022: 69). Этот действенный художественный метод, позволяющий создать эффект присутствия в материале, достигается с помощью анимаций, трехмерной и моушн-графики, а также видеоматериалов.
Так, в инфографике NY Times, раскрывающей детали взрыва в порту Бейрута в Ливане, на видео с места происшествия наложена инфографика и текст. Такой прием позволяет погрузиться в представленную ситуацию, и это более эффективно, чем традиционное иллюстративное изображение. Чем сильнее читатель чувствует свое присутствие на месте события, тем больше он вовлечён в журналистский материал и заинтересован в подробностях происшествия.
Исследователи отмечают, что интерактивность и иммерсивность удовлетворяют потребность человека «управлять» какими-либо процессами, взаимодействовать с культурными феноменами в полной мере, поскольку технологизация ослабила прямое влияние людей на окружающую реальность. Другой гранью возникновения этих тенденций является повышающийся интерес к телесности, высоким запросом на материальность видимых объектов (Эвалльё 2019: 253).
Иммерсивность используется во многих сферах с целью вовлечения пользователя, однако для журналистики главная цель её применения - это создание тесной связи между событием и аудиторией, поскольку эффект погружения всегда был значимым для журналистской деятельности (Благов 2019: 105).
Появление интерактивных и иммерсивных медиапродуктов, задействующих несколько каналов восприятия, выводит интеракцию аудитории с контентом на качественно новый уровень (Осиповская 2018: 79).
К наиболее важным тенденциям визуальной коммуникации и современной инфографики также относятся мультимедийность, трёхмерная графика и лаконичность. В мультимедиа интегрированы различные способы коммуникации для воздействия на все органы чувств пользователя и распределения контента с помощью различных каналов коммуникации (Соломин 2022: 90).
Использование 3Б-моделей сегодня можно встретить во многих инфографических материалах. 3Б-графика не только привлекает внимание, но и позволяет отразить объект эффективнее и подробнее, сделать его реалистичным и более убедительным.
Простые формы, цвета и визуальные элементы помогают грамотно расставить акценты в материале, выразить смысловые уровни, помогает не потеряться в разнообразном информационном пространстве. Эта черта актуальна и для статичных инфографик.
Таким образом, современная инфографика мотивирует пользователя к изучению информации благодаря интерактивности, геймификации и вовлекающим механикам, обеспечивает максимальное погружение в материал и привлекает внимание 3Б-графикой, мультимедиа, анимацией и лаконичным оформлением. Это не только перспективное направление, но и инструмент демонстрации и визуализации, медиаформат, позволяющий взаимодействовать с контентом на интуитивно понятном уровне (Петрухина 2018: 75).
Список источников
Благов Ю. В. Традиции и новаторство в журналистике погружения // Вестник Воложского университета.
2019. № 4. С. 103-110.
Выровцева Е. В., Симакова С. И. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора // Вестник НГУ Серия: История, филология. 2019. № 6. С. 104-114.
Коваленко Т. А., Солодов А. Г. Игровой интерфейс как объект исследования // The Scientific Heritage.
2020. №45-1. С. 36-42.
Колчина Е. С. Интерактивность как ресурс data-журналистского материала // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. №1 (13). С. 51-56.
Константинова, Е. С. Геймификация. Типология игроков и механик // The new generation. 2017. № 11. С. 57-62.
Махлина С. Т. Иммерсивность в современной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. №3 (52). С. 69-79.
Осиповская Е. А. Технологии виртуальной реальности как новый инструмент журналистики // Вестник Новосибирского государственного университа. Серия: История, филология. 2018. № 6. С. 78-83.
Петрухина О. В. Графический дизайн и новые медиа // Международная ассамблея анимации - 2018: материалы IV Международной научно-практической конференции, 26-27 октября 2018 г. С. 71-77.
Сергеев С. Ф., Пивоварова, П. И. Интерфейс новостная лента: «механика вовлечения» и негативное влияние на пользователя // Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 3. С. 23-37.
Симакова С. В. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2. С. 135-139.
Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 163-169.
Симакова С. И., Топчий И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей : коллективная монография / науч. ред. М. В. Загидуллина, С. И. Симакова. Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2019. С. 197-205.
Соломин В. Е. Тренды развития мультимедийной (цифровой) журналистики и новых медиа // Медиа и коммуникации: состояние, проблемы, перспективы: Сборник статей Национальной научно-практической конференции (к 30-летию кафедры журналистики и русской литературы XX века). 2022. С. 89-93.
Щербакова Е. А. Новостные сайты как фактор формирования клипового мышления // Инновационная наука. 2021. №11-1. С. 142-144.
Эвалльё В. Д. Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий // Художественная культура. 2019. №3. С. 248-271.
Информация об авторе
М. С. Вечканова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 08.10.2023; одобрена после рецензирования 11.10.2023;
принята к публикации 11.10.2023.
The article was submitted 08.10.2023; approved after reviewing 11.10.2023; accepted for publication 11.10.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.