Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ОТРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИНФОГРАФИКЕ'

СРЕДСТВА ОТРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИНФОГРАФИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
462
58
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфографика / визуальное мышление / социальные проблемы

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вечканова Мария Сергеевна

В статье исследуется эффективность инфографики как инструмента для отражения общественно-значимой информации, в частности, проблем социального характера. Автор рассматривает визуальные средства, которые объединяет в себе информационная графика, отмечает их положительное влияние на восприятие информации и анализирует журналистские материалы известных СМИ, исходя из чего делает вывод, что инфографика является эффективным инструментом для обозрения социальной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ОТРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИНФОГРАФИКЕ»

10. CRI Русское Радио: Федор Бондарчук: китайско-российское сотрудничество в кинопроизводстве продолжается [Электронный ресурс] // Sohu. - URL: https://m. sohu.com/a/315332206_225824?from=single-message&isappinstalled=0 (дата обращения: 10.04.2020).

Ван Фанфан - магистрант Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, 775236402@ qq.com.

Научный руководитель: Максим Анастасия Андреевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета, aa.maksim@inbox.ru.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10225

М. С. Вечканова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СРЕДСТВА ОТРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИНФОГРАФИКЕ

В статье исследуется эффективность инфографики как инструмента для отражения общественно-значимой информации, в частности, проблем социального характера. Автор рассматривает визуальные средства, которые объединяет в себе информационная графика, отмечает их положительное влияние на восприятие информации и анализирует журналистские материалы известных СМИ, исходя из чего делает вывод, что инфографика является эффективным инструментом для обозрения социальной проблематики.

Ключевые слова: инфографика, визуальное мышление, социальные проблемы.

Визуальная культура имеет важное значение в жизни современного человека. Многие признаются, что зрительный контент для них не только интересен, но и более понятен, чем любой другой, что является признаком развития визуальной культуры, которая широко вошла в нашу жизнь с наступлением цифровой эпохи и компьютеризации мира. Феномен современной визуальной культуры обсуждался многими исследователями. При подготовке данной статьи нам показалась наиболее интересной работа, выполненная А. И. Шакировым и Г. Р. Сафиуллиной [16], и подборка материалов по визуальной культуре, визуальному образу, визуальному и клиповому мышлению С. И. Симаковой [5; 6; 7; 11].

Таким образом, развитое визуальное мышление - важный отличительный признак личности XXI века, что проявляется не только в трудовой деятельности, но и в рекреативной.

Благодаря этому явлению для привлечения аудитории к социально-значимой информации постоянно используется зрительный контент. Одним из самых эффективных методов в этом направлении является инфографика. Она наглядна, проста для восприятия и эстетически наполнена, но в то же время позволяет показать большой объем информации, при этом выделив самое значимое. Инфографика как разновидность визуального контента рассматривалась различными исследователями в области коммуникаций. Наиболее полные и разносторонние исследования в области инфографики мы встречаем у С. И. Симаковой - это индивидуальные работы и исследования,

выполненные в соавторстве с современными творческими коллективами под руководством указанного ученого: работы Е. В. Выровцевой, Т. А. Индутной, С. И. Симаковой [1]; С. И. Симаковой и А. П. Енбаевой [9]; С. И. Симаковой и И. В. Топчий [10] и др. Помимо указанных исследований, при подготовке статьи нам показались полезными труды, выполненные Е. Г. Трушко и Ю. Ф. Шпаковским [14];

A. Р. Габдуллиной и М. В. Симкачевой [12]; В. В. Федотовским [15]; С. А. Панюковой,

B. В. Федотовским и А. А. Яшиной [4].

В статье исследователей Е. Г. Трушко и Ю. Ф. Шпаковского подробно рассматривается информационная графика, дается ее определение и классификация, рассказывается об истории появления этого инструмента. Из статьи мы узнаем, что инфографика - это способ визуализации информации, который позволяет быстро и понятно представить данные читателю [14. С. 111]. В своем проявлении информационная графика очень своеобразна и использует разные средства. Это могут быть графики, диаграммы, схемы, рисунки, таблицы и прочие визуальные элементы, включая дизайн и иллюстрации. Инфографика не обходится и без числовых значений.

Но для начала следует выяснить более подробно, в чем преимущества инфографики как способа передачи информации. Как уже было рассмотрено С. И. Симаковой, «нулевым километром журналистики сегодняшнего дня является визуальный образ» [8. С. 113]. Это значит, что современному человеку наиболее подходит визуальное восприятие информации. Как инфографика использует это?

Об особенностях восприятия информационной графики рассказали А. Р. Габдуллина и М. В. Симкачева в статье «Инфографика: принципы реализации в СМИ»: «в графике сначала акцентируется внимание на главной мысли, то есть необходимо дробить, делить информацию на несколько частей и размещать ее отдельными блоками» [12. С. 366]. Можно сделать вывод: графика - удобный инструмент для выделения главного и второстепенного, благодаря чему информация, содержащаяся в ней, становится доступнее и понятнее.

Преимущество инфографики - способность наглядно ответить на главные вопросы журналистского материала: что? кто? где? когда? как? И так далее. Соответственно, отсутствие ответов на эти вопросы не делает визуальный элемент инфографикой, -отмечает Т. В. Крапивина [2. С. 84].

Ряд преимуществ инфографики выделяется в материале Е. Г. Трушко и Ю. Ф. Шпаковского. Во-первых, инфографика ориентирована на визуальное потребление, которое, как мы знаем, наиболее популярно. Этот тип подачи материала отличается эстетичностью, содержит элементы, привлекающие внимание аудитории. Во-вторых, простота проявляется и в наглядности - инфографика может показать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как починить предмет или даже раскрыть особенности устройства какого-то объекта. Такая инструкция более понятна читателю (зрителю), чем объяснение в текстовой форме, поскольку она иллюстрирует объект читательского внимания. В-третьих, инфографика не допускает информационного шума. Она лаконична, но при этом информативна. Другими словами, информация, содержащаяся в ней, действительно важна, актуальна, первостепенна, и читатель ни на что не отвлекается, изучая ее. В-четвертых, инфографика построена на ассоциациях, взаимосвязи текстовых данных с визуализацией: дизайном, иллюстрациями, графиками, таблицами и прочими мультимедийными форматами. Это еще одно преимущество, которое делает инфографику понятной для человека [14. С. 114].

По мнению С. Э. Некляева, «для главных редакторов многих средств массовой информации давно уже стало понятно: использование информационной графики -это реальный путь заинтересовать читателя. Инфографика не может собой заменить классическую текстовую журналистику, но она становится неотъемлемой частью современного подхода к созданию газет, журналов и сайтов» [3. С. 115].

Почему именно вопросы социального характера имеют большое значение в СМИ и, по нашему мнению, должны освещаться понятным для каждого способом? Как отмечает М. В. Симкачева, социальные вопросы прямо или косвенно касаются каждого человека в повседневной жизни. Это вопросы, связанные с личным социальным благополучием и социальной стабильностью [13. С. 272]. Как мы уже знаем, инфографика - это эффективный способ подачи информации. Поэтому она часто используется журналистами, блогерами и другими авторами для акцентирования внимания общественности на важных социальных проблемах.

Рассмотрим инфографики в определенном порядке, опираясь на рейтинг, составленный Н. П. Поповым в статье «Главные социальные проблемы России последнего десятилетия» по результатам опроса ВЦИОМ [5. С. 60].

RBG в 2011 году исследовали проблему алкоголизма в России и опубликовали инфографику «Кто я такой, чтобы не пить?» (https://www.kommersant.ru/doc/1606670), по большей части представленную в диаграммах (рис. 1).

Дизайнерские решения и иллюстрации смотрятся органично, присутствует элемент ассоциации.

Ключевая деталь

инфографики - числа, отражающие и масштабы проблемы, а изображения которые у читателя

наглядно

статистику

социальной

также

бутылок,

вызывают

Рис. 1. Инфографика «Кто я такой, чтобы не пить?» (https://www.kommersant.ru/doc/1606670)

практически прямую ассоциацию с алкоголем. Это позволяет вызвать эмоции, связанные с алкоголем и алкоголизмом, которые должны сойтись с пониманием социальной проблемы в процессе изучения инфографики. Цветовая палитра

не агрессивная,

в нейтральных оттенках.

Автор акцентирует внимание на тех или иных элементах с помощью размера иллюстраций, а также оранжевого цвета, который близок к красному, но при этом не ассоциируется с опасностью.

На следующей инфографике «Докурились» (https://rg.ru/2013/02/14/karty-site.html) представлены данные RG.ru, собранные в 2013 году (рис. 2). Она посвящена проблеме наркозависимости в РФ и выполнена с использованием карты и диаграмм, показывающих количество изъятых наркотических средств в федеральных округах. Рассмотрены три самых популярных наркотика. Какие выводы делает читатель, изучая данную диаграмму? Он видит, что самое большое количество веществ изъято в Сибирском и в Дальневосточном кругах.

Сведения по федеральным округам Российской Федерации об изъятии правоохранительными органами наркотических средств каннабисной группы в январе-ноябре 2012 года

Всего изъято в Российской Федерации наркотических средств каннабисной группы - 2" т

ЯО кг

Рис. 2. Инфографика «Докурились» (https://rg.ru/2013/02/14/karty-site.html)

Главное преимущество этой инфографики - в диаграммах, размер которых соответствует масштабу данных. Если бы эти данные были представлены в текстовом варианте (например, в виде таблицы, списка или даже сплошного текста), читатель вряд ли обратил бы на них внимание. Это были бы цифры, визуально ничем не отличающиеся друг от друга. Когда же человек смотрит на эти диаграммы, его сознание автоматически соотносит их масштаб с размером числа, а также, благодаря различным цветам, видит различие между количеством наркотических средств.

Инфографика «Вам пакет нужен?» (https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/ social-problems/ecology-climate/article/vam-paket-nuzhen.html), представленная ВЦИОМ в 2019 году (рис. 3).

Она затрагивает тему экологии и показывает, насколько часто россияне пользуются пластиковыми пакетами, которые, как известно, оказывают негативное влияние на окружающую среду.

Данная инфографика полностью построена на общественном мнении и опросе, что позволяет максимально точно отразить данную проблему. Инфографика состоит из трех равноценных блоков, и это еще больше упрощает восприятие материала. Они одинаковы по размеру, по дизайну, по цветовым элементам. По сути, в данной инфографике акцентных мест нет, поэтому читатель изучает ее по порядку: сверху вниз. В начале каждого блока описывается вопрос-ситуация, заданный респондентам. В первой части нас знакомят с тем, какими сумками пользуются люди при походе в магазин. Мы видим, что больше половины населения используют пластиковые пакеты, что уже дает понять о наличии экологической проблемы. Второй блок - диаграмма, показывающая, сколько человек используют пакеты повторно, а сколько каждый раз покупают новые. Здесь важное значение имеет цвет. Например, возле ответа «почти всегда беру новые пакеты» мы видим значение красного цвета, что на психологическом уровне дает нам понять -эта позиция не рекомендована, неправильна. Так, зеленый используется для наилучшей позиции, салатовый - для оптимальной, желтый - для допустимой.

ВАМ ПАКЕТ НУЖЕН?

Представьте, что Вы зашли в магазин купить продукты питания, одежду или другие товары. Вы расплатились за них на кассе, и теперь Вам нужно их упаковать и донести до дома/до автомобиля. Что Вы чаще всего используете для упаковки?

Поговорим об использовании пластиковых пакетов. Скажите, пожалуйста, совершая покупки, используете ли Вы пластиковые пакеты (полиэтиленовые, целлофановые) повторно или каждый раз берете новые пакеты?

(закрытый вопрос, один ответ. % от I

сех опрошенных, вариант «Затрудняюсь ответить» е представлен)

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЮ ПЛАСТИКОВЫЕ ПАКЕТЫ ПОВТОРНО

ИНОГДА ИСПОЛЬЗУЮ ПЛАСТИКОВЫЕ ПАКЕТЫ ПОВТОРНО. ИНОГДА - БЕРУ НОВЫЕ

СОВСЕМ НЕ ИСПОЛЬЗУЮ ПЛАСТИКОВЫЕ ПАКЕТЫ ПРИ ПОКУПКАХ

Почему Вы используете пластиковые пакеты повторно?

(открытый вопрос, до трех ответов. % от тех, кто использует пластиковые пакеты повторно, ТОП содержательных ответов)

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕЩЕ РАЗ / ХОРОШЕЕ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЯ СОСТОЯНИЕ

РОССИЯН ДОПУСКАЮТ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

1 ОТКАЗАТЬСЯ ИЛИ СОКРАТИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПЛАСТИКОВЫХ ПАКЕТОВ 1

СЧИТАЮТ, ЧТО С

"% ИЛИ СОКРАЩЕНИЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАМЕТНО

уменьшит количество мусора и улучшит экологическую

ситуацию!

Рис. 3. Инфографика «Вам пакет нужен?» (https://infographics.wciom.ru/theme-arcЫve/sotiety/sotial-proЫems/ecology-climate/article/vam-paket-nuzhen.html)

Третий блок - ответы россиян на вопрос «почему вы используете пакеты повторно?». И заключительная часть инфографики - это сводка, которая показывает, что люди понимают корень проблемы и даже знают, как с ней бороться. Это, прежде всего, создает позитивный образ инфографики и не нагнетает обстановку в условиях реально существующей проблемы. Да, проблема есть, но люди уже знают, что делать. И, конечно же, это показывает отсутствие другой проблемы - низкого уровня информирования населения.

Еще одна инфографика, представляющая собой инструкцию - «Что делать, если вы стали жертвой домашнего насилия? Инфографика» (https://aif.ru/dontknows/ infographics/1029758). Она опубликована «Аргументами и фактами» (рис. 4) и содержит краткую информацию о том, что делать, если человек стал жертвой домашнего насилия. Инфографика разделена на два равноценных информационных блока, а заключительная часть представляет собой три справочных окошка. Прежде всего, данный материал иллюстрирует не столько саму проблему домашнего насилия, сколько то, что пострадавшие от него по различным причинам не обращаются за защитой. Именно поэтому инфографика направлена на описание рекомендуемых действий, а не на статистику и описание ситуации.

Несмотря на имеющуюся социальную проблему, инфографика выполнена в спокойных тонах. Люди, изучающие ее, не будут подвержены панике. Это очень важно для инфографик такого типа. Также важно отметить, что материал содержит прямое перечисление действий, которые необходимо предпринять жертве домашнего насилия, чтобы помочь себе и близким. Использование пунктов и списков - удобный инструмент в инфографике, направленный на структурирование информации.

Рис. 4. «Чтоделать,если высталижертвойдомашнегонасилия?Инфографика» (https://aif.ru/dontknows/infographics/1029758)

И заключительная рассмотренная нами инфографика посвящена проблеме распространения ВИЧ в России - «Где в России чаще всего умирают от ВИЧ» (https:// varlamov.ru/3344616.html). Эта инфографика представляет материал гражданской (непрофессиональной) журналистики. Она была опубликована в 2016 году блогером И. А. Варламовым в его блоге (рис. 5).

Первое, на чем акцентируется внимание читателя - это дизайн инфографики. Цветовая гамма красная, темная, немного агрессивная и сразу вызывает ассоциацию с враждебной

ВИЧ в России

Официальная статистика

Количество людей с ВИЧ

36,7 млн 20,9 млн (5?%>

В России Получают терапию

1,1 млн 286 тыс. (26%)

ВИЧ в России

Количество новых выявленных случаев ВИЧ

ёЕ 103,5 тыс. (+5,5%)

Количество умерших людей с ВИЧ

© 243,9 ТЫС. (+12%)

Самые зараженные регионы России

количество инфицированных на 100 тыс. человек

1582,5

1 1476,9

1217

1201,7 1147,3 1085,4 1079,6

1021,9

9"Ч,а

* ✓ ✓ J^ V" ✓ а? у

J» Ж J- fi A jf fi

■i „«s- .¡F # J- ii- .sF / # ^ <-•■

Г «о чг gr Ж if is« tf fF Г

•T ■

e- «

Средний возраст зараженных

23,2% 46,9% 19,9%

Распространенные способы заражения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48,8% &

Употребление наркотиков

Гомосексуальные незащищенные контакты

О

^48,7%

Гетеросексуальные незащищенные контакты

0,8%

Передача инфекции ребенку во время беременности

^^ Varlamov.ru

обстановкой, что, конечно же, не может не привлекать внимание к теме инфекционных заболеваний.

Расстановка акцентов практически отсутствует. Первые два блока диаграммы -это сводки, которые показывают, сколько человек заражено ВИЧ-инфекцией и сколько из них получают лечение.

Второй блок - годовая статистика выявленных случаев и смертей.

Третий блок - статистика самых «зараженных» регионов России.

Четвертый блок - группы риска (средний возраст зараженных).

Пятый блок - диаграмма, показывающая распространенные способы заражения. Эта диаграмма акцентирует внимание не только на вопросе ВИЧ, но и на других проблемах. Например, на незащищенных половых контактах и употреблении наркотиков.

Как мы можем видеть, эта графика по большей части информационная. Она знакомит нас с проблемой, но не дает четкой инструкции, плана действий.

Мы проанализировали, как социальные проблемы отражаются в информационных графиках.

Во-первых, иллюстрируя те или иные вопросы, инфографики расставляют акценты на самых важных местах материала с помощью графических элементов, что позволяет правильно ознакомить читателя с информацией. Или, наоборот, авторы инфографик не выделяют конкретные элементы материала, и, таким образом, человек знакомится с инфографикой последовательно, понимая, что каждый ее блок имеет ценность.

Во-вторых, инфографики оказывают воздействие на психологическую сторону личности. Они способны вызывать эмоциональный отклик, именно поэтому этот способ передачи информации так эффективен для обсуждения социальных проблем. Для этого инфографики используют определенные цветовые решения, иллюстрации и остальные элементы, вызывающие у человека

Рис. 5. Инфографика «Где в России определенные ассоциации.

чаще всего умирают от ВИЧ» В-третьих инфографики тагаад™.

(https://varlamov.ru/3344616.html) Инф°рмаци°нная графика не т°льк° отрыгает

но и показывает, что положительно влияет на восприятие аудитории, делая информацию более простой для запоминания.

Список литературы

1. Выровцева, Е. В. Дизайн как средство создания публицистического образа в инфографике [Текст] / Е. В. Выровцева, Т. А. Индутная, С. И. Симакова // Гуманитарный вектор. - 2020. - Т. 15, № 5. - С. 155-165. - DOI: 10.21209/1996-7853- 2020-15-5-155-165.

2. Крапивина, Т. В. Инфографика как средство визуализации информации в рекламе [Текст] / Т. В. Крапивина // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2016. - № 1. - С. 82-85.

3. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики [Текст] / С. Э. Некляев // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. -№ 4. - С. 53-65.

4. Панюкова, С. А. Инфографика. Что это и с чем ее едят? [Текст] / С. А. Панюкова, В. В. Федотовский, А. А. Яшина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2014. -№ 2 (14). - С. 100-108.

5. Попов, Н. П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия [Текст] / Н. П. Попов // Мир измерений. - 2010. - № 3. - С. 56-60.

6. Симакова, С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. - 2017. - № 1, 2. - С. 135-140.

7. Симакова, С. И. Визуальный образ в СМИ - формирование медиаэстетики потребителя массовой информации [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 3 (29). - С. 83-92.

8. Симакова, С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 107-114.

9. Симакова, С. И. Интерактивная инфографика в типологии инфографического контента [Текст] / С. И. Симакова, А. П. Енбаева // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). - С. 129-133.

10. Симакова, С. И. Интерактивный инфографический контент сайта «RIA.ru» и его сущностная специфика [Текст] /С. И. Симакова, И. В. Топчий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2018. - Т. 24, № 2 (174). - С. 13-19.

11. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова - 2015. -№ 3. - С. 213-218.

12. Симкачева, М. В. Инфографика: принципы реализации в СМИ [Текст] / М. В. Симкачева, А. Р. Габдуллина // Сборник статей II Международной научной конференции. - Казань, 2016. - С. 362-367.

13. Симкачева, М. В. Социальная проблематика в сетевых СМИ глазами будущих журналистов [Текст] / М. В. Симкачева // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова (11 февраля 2016 г., г. Казань). - Казань, 2016. - С. 271-285.

14. Трушко, Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации [Текст] / Е. Г. Трушко, Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Серия 4 : Принт- и медиатехнологии. - 2017. - № 1. - С. 111-115.

15. Федотовский, В. В. Перспективы развития инфографики [Текст] / В. В. Федотовский // Медиасреда. - 2016. - № 11. - С. 113-118.

16. Шакиров, А. И. Трансформация журналистики в условиях «Визуального поворота» [Текст] / А. И. Шакиров, Г. Р. Сафиуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 425-429.

Вечканова Мария Сергеевна - студентка кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета, г. Челябинск, vechkanova1@bk.ru.

Научный руководитель: Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10226 Н. В. Журавлев

Уральский государственный юридический университет

Екатеринбург (Россия) А. А. Журавлева Челябинский государственный университет,

Челябинск (Россия)

СЛОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена проблемам правового регулирования средств массовой коммуникации. Среди проблемных зон рассматриваются такие вопросы, как борьба с экстремизмом в социальных сетях, правомерности наказаний за соответствующие правонарушения на конкретных примерах из практики судопроизводства. В статье также исследуется проблема защиты авторских прав граждан в сети Интернет и технических сложностях, связанных с этим процессом.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, экстремизм, авторское право, правовое регулирование, защита прав человека.

В последнее время в сфере массовых коммуникаций обостряется целый ряд проблем, связанных с соблюдением и защитой прав человека. Это и защита прав гражданина при обработке его персональных данных, защита и надзор за соблюдением авторских прав и др. Кроме этого, по всему миру наблюдается процесс усиления влияния средств массовой коммуникации на взгляды и действия огромного количества людей для достижения необходимых различным политическим группировкам результатов. Примером может послужить революция в Сирии против Башара Асада, которая началась именно с призывов в социальных сетях, где людей настойчиво уговаривали выходить на улицы. Сирийское правительство тогда не успело вовремя отключить Интернет - результат нам известен. Совершенно аналогичная ситуация и в Белоруссии, где телеграм-каналы оппозиционных сил призывают людей выходить на улицы. Однако в данном случае белорусское правительство в самом начале беспорядков успело выключить Интернет, затруднив тем самым координацию протестующих. При такой повестке дня неминуемо встаёт вопрос о том, существуют ли какие-либо эффективные законодательные нормы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.