Научная статья на тему 'ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ'

ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
12
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММЕРСИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕХНОЛОГИИ ПОГРУЖЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилова Анна Александровна

На медиарынке российские интернет-СМИ, публикующие информацию на сайтах, в соцсетях и мессенджерах, вынуждены конкурировать между собой за посещаемость и вовлеченность аудитории в коммуникационный процесс. В этой связи автор статьи рассматривает возможности использования иммерсивных технологий в отечественной журналистике и медиакоммуникациях, анализирует их преимущества над традиционными форматами и описывает перспективы внедрения AR-технологий в производство мультимодального контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ»

Медиасреда. 2022. № 1. С. 12-15. ISSN2070-0717 (print).

Mediasreda. 2022; 1:12-15. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2022-10102

ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ Анна Александровна Гаврилова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, anyagavrilova1612@gmail.com

Аннотация. На медиарынке российские интернет-СМИ, публикующие информацию на сайтах, в соцсетях и мессенджерах, вынуждены конкурировать между собой за посещаемость и вовлеченность аудитории в коммуникационный процесс. В этой связи автор статьи рассматривает возможности использования иммерсивных технологий в отечественной журналистике и медиакоммуникациях, анализирует их преимущества над традиционными форматами и описывает перспективы внедрения AR-технологий в производство мультимодального контента.

Ключевые слова: иммерсивная журналистика, технологии погружения, виртуальная реальность, дополненная реальность, медиакоммуникация.

Для цитирования: Гаврилова А. А. Иммерсивные технологии в современной журналистике // Медиасреда. 2022. № 1. С. 12-15. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10102.

For citation: Gavrilova A. A. Immersive technologies in modern journalism. Mediasreda. 2022; 1: 12-15. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10102.

Ежедневно в мире генерируются огромные массивы контента, которые своими размерами превосходят реальный спрос на информацию у потребителей. Компания DataReportal совместно с We Are Social и Hootsuite выпустила итоговый отчет Digital 2021 (Digital 2021: Global Overview Report, https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report, дата обращения: 16.03.2022), в котором специалисты проанализировали данные о том, сколько времени у пользователей всего мира ежедневно уходит на потребление медиаконтента. Согласно последнему исследованию, в общей сложности средний интернет-пользователь тратит почти 7 часов в день на использование сети на всех устройствах. Одновременно с этим исследователи отмечают, что при колоссальных масштабах контента, ежедневно формирующегося и циркулирующего в цифровых медиа, внимание аудитории размывается. Пользователи ведут личные и деловые переписки в социальных сетях, мессенджерах и посредством электронной почты, потребляют текстовый и аудиовизуальный контент, играют, учатся, приобретают товары и услуги, а также ищут новости, используя привычные источники информации или обращаясь к новым. Таким образом, внимание интернет-пользователя размывается и становится исчерпаемым ресурсом, вокруг которого разворачивается конкурентная борьба среди медиапроизводителей, и масштабы этой борьбы ежегодно растут с геометрической прогрессией [7].

Вопрос об эффективном управлении вниманием как дефицитным ресурсом поднимался еще полвека назад. В середине прошлого столетия американский ученый Герберт Саймон обозначил проблему нехватки внимания и необходимости его эффективного перераспределения. К концу 90-х благодаря работам ученых Майкла Голдхабера и Георга Франка в научном дискурсе возник термин «экономика внимания» [10]. С тех пор изучение данного феномена активизировалось и трансформировалось в условиях быстро развивающегося информационного общества. Сегодня «экономика внимания» доминирует в цифровом мире и диктует новые правила игры его участникам.

На современном медиарынке российские интернет-СМИ, публикующие информацию на сайтах, в социальных медиа, хостингах и мессенджерах вынуждены конкурировать между собой за посещаемость и рекламные доходы, и одновременно с этим бороться с зависимостью от новостных агрегаторов. Первостепенной задачей медиапроизводителей становится привлечение пользователей и удержание их внимания. При этом сформировавшаяся аудитория должна пополняться новой, приумножаться и оставаться преданной этой площадке, чтобы обеспечивать высокие показатели просмотров и вовлеченности. И одновременно с тем пользователи должны быть мобильными, чтобы выполнять «команды» контент-мейкеров: читать, покупать, подписываться, распространять, загружать, ставить лайки и оставлять комментарии. Следующий и не менее важный аспект - поиск рекламодателей и сотрудничество с ними. Медиаплощадка должна быть выгодной и привлекательной для инвесторов, чтобы производитель мог существовать за счет рекламы. И здесь важную роль играет внимание аудитории, так как оно напрямую взаимосвязано и способствует росту внимания со стороны рекламодателей, поскольку способно концентрироваться и продаваться. Что касается агрегаторов, то стоит подчеркнуть, что программы и информационные сервисы могут обеспечивать СМИ высокий трафик, но при этом привлекают пользователей, имеющих отрицательные паттерны медиапотребления: низкий уровень глубины просмотра и вовлеченности. Таким образом, пассивные медиапотребители создают иллюзорную аудиторию, пришедшую из ниоткуда и ушедшую в никуда, которая не способна обеспечить необходимые для жизнеспособности медийного продукта показатели. В этой связи внимание активной аудитории превратилось в наиболее востребованный товар, а поиск новых способов его привлечения стал первоочередной задачей СМИ. Теперь контент-мейкеры вынуждены считаться с аксиомой экономики внимания, которая заключается в том, что внимание в цифровом пространстве становится основным капиталом СМИ, но является дефицитным ресурсом потребителя [3].

В погоне за недостающим вниманием аудитории СМИ столкнулись с необходимостью поиска уникальных форм медиакоммуникации и использования принципиально новых конкурентоспособных способов подачи контента для привлечения пользователей. Этот процесс протекал в условиях доминирования визуального канала восприятия аудитории, опирался на стремительное развитие рынка технологий и в конечном счете привел к появлению гибридного информационно-развлекательного контента, включающего в себя не только текстовые, но и аудиовизуальные компоненты. Новый виток цифровизации дал журналистам возможность экспериментировать с формой, используя иммерсивные технологии в качестве нового канала медиакоммуникации.

Исследователи выделяют три варианта представления реальности с использованием технологий погружения: ЛЯ (дополненная реальность), УЯ (виртуальная реальность) и МЯ (смешанная реальность) [2]. Поначалу основными потребителями УЯ, ЛЯ, МЯ контента были представители игровой и развлекательной сферы, а затем, оценив возможности технологической платформы, к ним стали активнее подключаться сначала представители западной, а затем и отечественной медиаиндустрии [5]. Основное преимущество иммерсивных технологий перед другими каналами коммуникации проявилось в способности правдоподобно имитировать реальность и создавать интерактивное поле, вовлекающее зрителя в мультимедийную или трансмедийную среду экранного повествования [1]. Этих эффектов удалось достигнуть благодаря специфике технологий погружения, которые основаны на эффекте распределения информации между пятью каналами восприятия: кинестетическим, визуальным, аудиальным, вкусовым и обонятельным.

Появившиеся технические инструменты постепенно способствовали возникновению журналистики погружения или иммерсивной журналистики, которая приступила к освоению новых измерений медиапространства с помощью иных технических инструментов и их дальнейшему применению в разработке и трансляции контента. Масштабные разработки в области технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальности дали журналистам новые возможности для развития и конвергенции. Как отмечают А. В. Замков, М. А. Крашенинникова, М. М. Лукина и Н. А. Цынарева, «иммерсивные медиа замещают частичный опыт внешнего наблюдателя событий внутренним наблюдением, т. е. интегральным опытом от первого лица -репортера. Таким образом, иммерсивные медиа отличает более высокая степень полноты и психологической достоверности повествования» [4].

В России лидером в освоении и применении новых информационных технологий погружения является МИА «Россия сегодня». Это единственное СМИ в стране, которое системно, регулярно занимается производством журналистских AR и VR продуктов. Дирекция новых медиа - подразделение МИА «Россия сегодня» в режиме «Research and development» с 2018 года разрабатывает проекты виртуальной и дополненной реальности, а также исследует направления новых и сверхновых платформ, форматов для журналистики. Кроме того, в 2018 году разработчики медиагруппы запустили бесплатное приложение «RIA.Lab. AR и VR истории», которое позволяет показывать пользователям часть иммерсивных материалов, созданных сотрудниками подразделения. Помимо этого, иммерсивные материалы МИА «Россия сегодня» могут быть адаптированы, видоизменены и модифицированы для других платформ, таких как Steam и Oculus Quest.

Первый иммерсивный материал, разработанный специалистами подразделения, был опубликован осенью 2018 года (РИА. Интерактивные проекты, https://ria.ru/interactive/, дата обращения: 24.11.21). Всего агентство выпустило свыше 20 проектов с использованием VR и AR-технологий. В 2022 году Дирекция новых медиа анонсировала выход на рынок еще трех иммерсивных материалов. Отметим, что третий способ представления информации -смешанная реальность (MR) ни в одном материале агентства применен не был. Мы связываем это с нехваткой достаточных компетенций у представителей отечественных медиа для создания контента с использованием MR-инструментов, отсутствием необходимого уровня технической оснащенности общества и редакции для создания, распространения и потребления подобных продуктов, а также дороговизна, сложность и долгосрочность их изготовления.

Исходя из вышеизложенного, предметом нашего интереса выступают технологии дополненной и виртуальной реальности, которые, в отличие от смешанной реальности, были не раз использованы в материалах западных и российских СМИ. Как отмечает, специалист в сфере AR-технологий, учредитель компании Architeque (Аркитек), выпустившей на российский рынок приложение дополненной реальности, Е. С. Богатенко, использование иммерсивных технологий дает дополнительные возможности как для развития отечественной журналистики и рекламы, так и для людей, которые считывают и потребляют иммерсивный контент. По словам эксперта, инструменты дополненной реальности стали активнее проникать в разработку телевизионной, печатной и электронной продукции современных СМИ и рекламы. В журналистике AR-технология активно внедряется в работу телевизионной индустрии, к примеру, при создании прогнозов погоды. В печатной продукции, при использовании изображения издатели могут больше рассказать о нем, «привязав» видеоряд или текстовую информацию в AR. Электронные медиа могут использовать дополненную реальность через web-браузер. В рекламе технологии дополненной реальности применяют для привлечения внимания и увеличения спроса на продукцию. Кроме того, данный инструмент становится дополнительным источником информации для потребителя, а также служит напоминанием о качественных характеристиках товара. Таким образом, дополненная реальность «расширяет» видимый пользователям круг вещей, дополняя его какой-либо информацией или изменяя некоторые ее свойства посредством мобильных устройств.

При этом эксперт отмечает существенные преимущества инструментов дополненной реальности в сравнении с технологиями виртуальной и смешанной реальности. Эти преимущества перечислены ниже.

1. Удобство использования. Пользователям достаточно наличие мобильного устройства или планшета с походящими характеристиками.

2. Простота создания. Создать AR-проект может любой пользователь, обладающий навыками работы с программой трехмерного моделирования. Автору понадобится лишь площадка, с помощью которой интегрируется цифровая информация и мобильное устройство, используя которое, можно все это просматривать. Тогда как при разработке VR возникает больше требований к команде специалистов, которым необходимо прорабатывать окружение, прописывать взаимодействие датчиков, джойстиков в пространстве и т. д.

3. Мобильность. Использовать продукты AR можно в любой точке мира. Кроме того, их можно загрузить на смартфон или планшет в виде файла или приложения и использовать оффлайн при отсутствии постоянного Интернета.

4. Доступность. В настоящее время пользователю не нужно оплачивать иммерсивный контент, а все финансовые вложения несет разработчик.

Таким образом, все эти характеристики увеличивают перспективы внедрения AR-технологий в производство мультимодального контента.

На данный момент иммерсивным технологиям пока не удалось встать в один ряд с линейными способами представления событий, принятыми в традиционных и интернет-СМИ [6]. Однако благодаря широкому спектру возможностей, которые дают производителям иммерсивные технологии, в будущем стоит ожидать повышения спроса на медиапроекты, созданные с использованием технологий VR, AR и MR, среди пользователей, многие из которых уже сегодня обладают достаточной технической оснащенностью для потребления подобного контента.

Список источников

1. Благов, Ю. В. Иммерсивная журналистика в медиареальности / Ю. В. Благов. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2017. - Т. 2, № 3.-С.146-154.

2. Боброва, А. В. Иммерсивные технологии в журналистике: современное состояние и перспективы развития : выпускная квалификационная работа / А. В. Боброва. - Текст : электронный. - Челябинск : ЮУрГУ, 2019. - URL: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/ Ьапа1е/0001.74/29612/2019_216_ЬоЬгоуаау.ра^едиепсе=1(дата обращения: 7.03.2022).

3. Долгин, А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка / А. Б. Долгин. -Москва : АСТ, 2010. - 256 с. - Текст : непосредственный.

4. Замков, А. В. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования / А. В. Замков, М. А. Крашенинникова, М. М. Лукина, Н. А. Цынарева. - Текст : непосредственный // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - № 1. - С. 166-172.

5. Осиповская, Е. А. Технологии виртуальной реальности как новый инструмент журналистики / Е. А. Осиповская. - Текст : непосредственный // Вестник НГУ. Сер. История, филология. - 2018. - Т. 17, № 6. - С. 78-83.

6. Сидунова, М. К. Точки роста иммерсивной журналистики в России / М. К. Сидунова. -Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2020. - № 1. - С. 53-57.

7. Срничек, Н. Капитализм платформ / Н. Срничек; пер. с англ. М. Добряковой. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 128 с. - Текст : непосредственный.

8. Goldhaber, М. H. The Attention Economy and the Net // First Day. - Volume 2, Number 4-7. -April 1997 / M. H. Goldhaber. - Текст : электронный. - URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/ fm/issue/view/79 (дата обращения: 16.12.2021).

Информация об авторе

А. А. Гаврилова - студентка Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Научный руководитель: Кузьмина Анна Михайловна - кандидат политических наук, доцент Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 15.05.2022; одобрена после рецензирования 09.06.2022;

принята к публикации 09.06.2022.

The article was submitted 15.05.2022; approved after reviewing 09.06.2022; accepted for publication 09.06.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.