Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная защита / населения / поддержка / регулирование / сфера / политика / система / потенциал / механизмы / эффективность / конкурентоспособность / потенциал / реформа / social protection / population / support / regulation / sphere / policy / system / potential / mechanisms / efficiency / competitiveness / potential / reform

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С.М. Касымова

В предлагаемой научной статье исследованы стратегические направления развития системы социальной защиты населения в регионе Кыргызской Республики в условиях рыночной экономики, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования на основе изучения проблем в сфере социальной защиты населения КР, определены перспективы развития этой отрасли КР в условиях рынка, предложены механизмы и пути дальнейшего их развития с помощью государственной поддержки и регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM IN THE REGIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The proposed scientific article examines the strategic directions for the development of the social protection system in the region of the Kyrgyz Republic in a market economy, and clarifies their theoretical and practical provisions. Based on the results of the study, based on the study of problems in the field of social protection of the population of the Kyrgyz Republic, the prospects for the development of this industry of the Kyrgyz Republic in market conditions were determined, mechanisms and ways of their further development with the help of state support and regulation were proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

С.М. Касымова, старший преподаватель Ошский технологический университет (Россия, г. Ош)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-158-161

Аннотация. В предлагаемой научной статье исследованы стратегические направления развития системы социальной защиты населения в регионе Кыргызской Республики в условиях рыночной экономики, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования на основе изучения проблем в сфере социальной защиты населения КР, определены перспективы развития этой отрасли КР в условиях рынка, предложены механизмы и пути дальнейшего их развития с помощью государственной поддержки и регулирования.

Ключевые слова: социальная защита, населения, поддержка, регулирование, сфера, политика, система, потенциал, механизмы, эффективность, конкурентоспособность, потенциал, реформа.

Важнейшими задачами социально-экономической политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения, снижение уровня и масштабов безработицы, искоренение бедности в стране. Государство гарантирует обеспечение социальной справедливости. Чем сильнее государство, тем лучше и значимее компонент социальной политики, а слабое государство не может оказать положительного влияния на реализацию социальной политики.

Система социальной помощи должна быть основана на хорошо согласованной стратегии Кабинета Министров КР, межведомственной координации и повышенной ответственности ключевых министерств к выполнению стратегически важных целей, важно решать проблему сокращения бедности с помощью более комплексных подходов. Должны быть более тесные связи с приоритетами Национальной стратегии развития на 2018-2040 годы, где отмечено, что права и обязанности человека, качество и уровень жизни находятся в центре государственной политики. Стратегия предусматривает, прежде всего, проведение реформ для человеческого развития, раскрытия потенциала каждого человека в стране, обеспечения благополучия всех граждан [1].

Человеческое развитие составляет основу государственной политики практически во всех сферах и отраслях, таких как социальная сфера, экономика, социальная защита и пенсионное страхование, здравоохранение, образование и наука, молодежная политика и др. Роль государства в социальной сфере в настоящее время варьируется от доминирующего поставщика услуг к регулирующему органу, который разрабатывает политику, основанную на прозрачности и справедливости предоставления социальных услуг, обучении персонала и защите прав потребителей услуг.

Долгосрочным приоритетом сектора здравоохранения является поддержка здорового образа жизни, предотвращение болезней вместо борьбы с болезнями и их последствиями, на собственном участии человека в здравоохранении, ответственном подходе к сохранению, укреплению и восстановлению своего здоровья и здоровья окружающих [2].

Каждый гражданин должен получить качественное образование, которое позволит ему быть конкурентоспособным и востребованным в мире, адаптироваться к изменениям в мире, формирует практические знания и навыки, раскрывает человеческий потенциал, направлено на всестороннее воспитание личности. Каждый

гражданин должен заниматься достойной работой и через механизмы страхования и сбережений получать гарантированный государством уровень дохода, который должен быть равен не менее 50% среднего уровня оплаты труда в пожилом возрасте.

Стратегическая цель развития социальной сферы должна заключаться в обеспечении возможности получения качественных доступных услуг социальной защиты, нуждающихся в ней, в рамках программ социальной реабилитации, социальной адаптации, профилактики кризисных ситуаций и максимальном удовлетворении потребностей населения региона в социальных услугах.

Система социальной помощи должна содержать следующие опции реформ:

- Система социальной помощи должна быть основана на хорошо согласованной стратегии Правительства, межведомственной координации и повышенной ответственности ключевых министерств к выполнению стратегически важных целей;

- Важно рациональное использование услуг НПО не как непосредственной работы с бенефициарами, а как партнеров по оказанию специфических услуг и по развитию потенциала самого уполномоченного органа по организации социальной помощи;

- При реализации социальных программ важно участие местных органов власти для учета местных особенностей. Правительству необходимо развивать работу местных органов власти в социальной сфере и укрепить за ними ответственность за социальную работу и работу с населением, ведение регистров учета домохозяйств и их своевременной актуализации;

- Принимаемые решения и программы, и индикаторы должны быть простыми, гибкими и подлежащими исправлению. Дизайн важен, но это не самоцель. Дизайн и актуальность программ могут быть достаточно хорошими, но они не гарантируют полной реализации и не обязательно отражают меняющийся контекст, если они громоздкие и неповоротливые. Повестка дня, приоритеты и различные позиции отдельных программ рассматриваться как

часть фактов, без ослабления усилий по координации и управлению;

- Эффективность, влияние и устойчивость должны быть главными вопросами для реализации политики социальной защиты и акцент должен быть сделан на содержание и результаты воздействия на субъекты социальной защиты;

- Инклюзивное образование остается проблемой, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа секторального уровня и необходимо улучшить взаимную координации и эффективность совместной работы и сквозных задач;

- Пассивные методы социальной защиты, в том числе и семейные пособия малоимущим семьям должны быть увязаны с рынком труда по возможности. Инвестирование в растущий интерес и развитие рынка труда должны быть приоритетом политики.

В области содействия занятости населения Кыргызской Республики необходимо создание комплексного межотраслевого института, в структуре которого можно выделить группы, образующие субинституты трудоустройства, организации и производства общественных работ, субинститут профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, относящийся к трудовому и административному праву; субинститут пособий по безработице и иных видов социальной поддержки безработных; субинститут организации и финансирования содействия занятости. Государственная политика в области содействия занятости должна носить комплексный характер, включать мероприятия экономического, социального, организационного и правового характера [4, 5].

В области обязательного медицинского страхования граждан Кыргызстана необходимо обеспечение гарантированной оплаты медицинским организациям медицинской помощи, бесплатно предоставленной гражданам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Совершенствование политики государственного социального страхования, осо-

бенно в части пенсионного страхования, которые позволяют сохранить финансовую устойчивость пенсионного фонда и других отраслей социального страхования [3].

Развитие кадрового потенциала отрасли требует повышения престижа социальных работников, создания благоприятных условий труда, повышения заработной платы, и самое главное соблюдения прав и законных интересов социальных работников.

В рамках целей в социальном развитии на основе создания социальной инфраструктуры и развития системы социальной защиты в городе Ош и Ошской области запланированы следующие мероприятия:

- город Ош обладает потенциалом стать региональным центром Ферганской долины при условии привлечения инвестиций в строительство и модернизацию соответствующей инфраструктуры, точнее стратегической дороги, аэропорта, объектов туризма и логистики. Учитывая размещение Ошской области в центре транзитного маршрута, требуется привлечение средств для модернизации транспортной инфраструктуры;

- развитие услуг скорой медицинской помощи;

- совершенствование материально-технической базы центров семейной медицины, многопрофильных больниц и центров неотложной помощи;

- строительство дошкольных учреждений с учетом потребности в них;

- подключение всех школ к интернету;

- строительство оздоровительно-физкультурного комплекса в рамках программы «Газпром - детям» в городе Ош;

- расширение площадок, парков и установка уличного тренажерного зала для бесплатного пользования;

- создание центров социальной помощи нуждающимся в этом в каждом айыл окмоту;

- улучшение жилищных условий в рамках программы Государственного ипотечного кредитования;

- реконструкция систем водоснабжения, газоснабжения, канализационных систем, газификация регионов республики;

- модернизация дорожной инфраструктуры, строительство транснациональной автомагистрали Иркештам-Ош-Бишкек, железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»;

- реабилитация в городах Ош, Кара-Суу, Узген, Ноокат;

- повышение эффективности деятельности центров обслуживания населения;

- развитие сети логистических центров;

- создание г. Ош туристического кластера как культурно-исторического центра.

В целях совершенствования механизмов социальной защиты населения считаем необходимым осуществление следующих мероприятий:

1) укрепление отношений между исполнительными, территориальными органами власти, органами местного самоуправления, профильными организациями в рамках реализации социальной политики;

2) привлечение негосударственного сектора в социальную сферу и сферу социального обслуживания;

3) распределение ответственности за реализацию социальной политики между территориальными органами власти;

4) качественный подбор кадров, их мобильность в системе социального страхования и постоянное повышение квалификации;

5) контроль за своевременным и полным исполнением принятых законов и положений;

6) установление прожиточного минимума пенсионеров с учетом прожиточного минимума трудоспособного лица, обеспечения повышенной потребности в лекарственных средствах и поддержании здоровья за счет помощи организаций здравоохранения, особо обогащенного рациона питания.

Таким образом выполнение вышеуказанных мер будет способствовать повышению уровня социальной защиты населения Кыргызской Республики.

Библиографический список

1. О Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы: Указ Президента КР - №221. - 31 октября 2018 г.

2. О Программе развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 годы «Единство. Доверие. Созидание» постановление Жогорку Кенеша КР. - № 2377-VI. - 20 апреля 2018 г.

3. Касымова С.М. Социальная защита как феномен социальной политики // С.М. Касымова // International Scientificand Practical Conference wold science. - 2017. - Т. 2. № 11. - С. 17-22.

4. Мусакожоев Ш.М. [и др.]. Экономика Кыргызстана за 25 лет (проблемы и перспективы развития): монография // Ш.М. Мусакожоев, Т.К. Камчыбеков, А.У. Жапаров. -Бишкек: «Турар», 2016. - 400 с.

5. Райымбаев Ч.К. Инновационные пути решения экономических проблем в социальном комплексе Кыргызской Республики: Автореф. дис ... д.э.н.: 08.00.05 / Райымбаев Ч.К. - Бишкек, 2017. - 44 с.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM IN THE REGIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC

S.M. Kasymova, Senior Lecturer Osh University of Technology (Russia, Osh)

Abstract. The proposed scientific article examines the strategic directions for the development of the social protection system in the region of the Kyrgyz Republic in a market economy, and clarifies their theoretical and practical provisions. Based on the results of the study, based on the study of problems in the field of social protection of the population of the Kyrgyz Republic, the prospects for the development of this industry of the Kyrgyz Republic in market conditions were determined, mechanisms and ways of their further development with the help of state support and regulation were proposed.

Keywords: social protection, population, support, regulation, sphere, policy, system, potential, mechanisms, efficiency, competitiveness, potential, reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.