Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / дети с ограниченными возможностями здоровья / социальная защита / социально-экономическое развитие / маломобильность / государственное регулирование / inclusive education / children with disabilities / social protection / socio-economic development / low mobility / fair society / state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касымова Сюита Манасовна

В данной научной статье рассматриваются проблемы государственного регулирования инклюзивного образования, решение которых предлагается на основе совершенствования законодательных актов, программ повышения уровня жизни и системы социальной защиты населения. Вопросы инклюзивного образования в данное время следует рассматривать как принцип государственной экономической политики в социальном контексте интеграционного развития. Проведенные исследования показывают, что большей устойчивостью к экономическим трудностям обладают страны с большей инклюзивностью социально-экономической системы, в которых приоритетом выступает разрешение социальной напряженности в обществе и формирование политики, направленной на эффективную социальную защиту определенных социальных категорий и выравнивание доходов. По результатам исследования предлагаются направления совершенствования государственного регулирования социальных стандартов для существенного сокращения расходов общества на поддержку этих лиц в последующих периодах их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION AND ITS ECONOMIC EFFICIENCY

This scientific article examines the problems of state regulation of inclusive education, the solution of which is proposed on the basis of improving legislative acts, programs to improve the standard of living and the social protection system of the population. The issues of inclusive education at this time should be considered as a principle of state economic policy in the social context of integration development. Research shows that countries with a more inclusive socio-economic system are more resistant to economic difficulties, in which the priority is the resolution of social tensions in society and the formation of policies aimed at effective social protection of certain social categories and income equalization. According to the results of the study, the directions of improving the state regulation of social standards are proposed to significantly reduce the costs of society to support these individuals in the subsequent periods of their lives.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА BULLETIN OF OSH STATE UNIVERSITY

e-ISSN: 1694-8610

№3/2023, 91-101

ЭКОНОМИКА

УДК: 330.3

DOI: 10.52754/16948610 2023 3 11

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ИНКЛЮЗИВДИК БИЛИМ БЕРYY ЖАНА АНЫН ЭКОНОМИКАЛЫК

НАТЫЙЖАЛУУЛУГУ

INCLUSIVE EDUCATION AND ITS ECONOMIC EFFICIENCY

Касымова Сюита Манасовна

Касымова Сюита Манасовна Kasymova Suitа Manasovna

старший преподаватель, Ошский технологический университет

улук окутуучу, Ош технологиялык университети Senior Lecturer, Osh Technological University suitae@mail.ru ORCID: 0009-0006-8299-7263

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Аннотация

В данной научной статье рассматриваются проблемы государственного регулирования инклюзивного образования, решение которых предлагается на основе совершенствования законодательных актов, программ повышения уровня жизни и системы социальной защиты населения. Вопросы инклюзивного образования в данное время следует рассматривать как принцип государственной экономической политики в социальном контексте интеграционного развития. Проведенные исследования показывают, что большей устойчивостью к экономическим трудностям обладают страны с большей инклюзивностью социально-экономической системы, в которых приоритетом выступает разрешение социальной напряженности в обществе и формирование политики, направленной на эффективную социальную защиту определенных социальных категорий и выравнивание доходов. По результатам исследования предлагаются направления совершенствования государственного регулирования социальных стандартов для существенного сокращения расходов общества на поддержку этих лиц в последующих периодах их жизни.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная защита, социально-экономическое развитие, маломобильность, государственное регулирование.

ИНКЛЮЗИВДИК БИЛИМ БЕРYY ЖАНА АНЫН ЭКОНОМИКАЛЫК НА ТЫЙЖАЛУУЛУГУ

Аннотация

Бул илимий макалада инклюзивдик билим берууну мамлекеттик женге салуу маселелери каралат, аларды чечуу мыйзам актыларын, жашоо децгээлин жогорулатуу программаларын жана калкты социалдык коргоо тутумун еркундетуунун негизинде сунушталат. Азыркы учурда инклюзивдик билим беруу маселелери интеграциялык енугуунун социалдык контекстинде мамлекеттик экономикалык саясаттын принциби катары каралышы керек. Изилдеелер керсеткендей, социалдык-экономикалык системаны кебYреек камтыган елкелер экономикалык кыйынчылыктарга туруктуулукка ээ, мында коомдогу социалдык чьщалууну чечYY жана айрым социалдык категорияларды натыйжалуу социалдык коргоого жана кирешелерди тендештирYYге багытталган саясатты тузуу артыкчылыктуу болуп саналат. Изилдеенун жыйынтыктары боюнча социалдык стандарттарды мамлекеттик женге салууну еркYндетYYHYн багыттары коомдун бул адамдарды емYPYHYн кийинки мезгилдеринде колдоого чыгымдарын олуттуу кыскартуу YЧYн сунушталат.

INCLUSIVE EDUCATION AND ITS ECONOMIC EFFICIENCY

Abstract

This scientific article examines the problems of state regulation of inclusive education, the solution of which is proposed on the basis of improving legislative acts, programs to improve the standard of living and the social protection system of the population. The issues of inclusive education at this time should be considered as a principle of state economic policy in the social context of integration development. Research shows that countries with a more inclusive socio-economic system are more resistant to economic difficulties, in which the priority is the resolution of social tensions in society and the formation of policies aimed at effective social protection of certain social categories and income equalization. According to the results of the study, the directions of improving the state regulation of social standards are proposed to significantly reduce the costs of society to support these individuals in the subsequent periods of their lives.

Ачкыч свздвр: инклюзивдик билим беруу, социалдык коргоо, мYмкYнчYЛYГY чектелген балдар, аз кыймыл-аракет, социалдык-экономикалык енугуу ресурстар, адилеттуу коом, мамлекеттик женге салуу.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, social protection, socio-economic development, low mobility, fair society, state regulation.

Введение. Лица с инвалидностью существуют во всех странах мира, их число значительно и продолжает расти. Но очень часто лица с ограниченными возможностями здоровья изолированы от общества и социально не интегрированы, находятся в сообществе или закрытых учреждениях, которое принято называть специальными. Они редко встречаются на улице, в общественном транспорте или общественных местах отдыха. Все люди рождаются с одинаковыми фундаментальными правами и основными свободами. Данное правило закрепляется Всеобщей декларацией прав человека, другими международными документами, а также законодательством государства. (Декларация о правах инвалидов, URL: https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/declaration-rights-disabled-persons (дата: 10.02.2023)).

При построении конструктивной социально-экономической политики Кыргызстан, как социальное государство, должен придерживаться принципов социальной справедливости и солидарности общества. Задача построения справедливого общества сопоставима с глобальной задачей ЦУР 4 "Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех", все это предопределяет актуальность данной темы на сегодняшний день. Инклюзивное образование не всегда правильно интерпретируется всеми специалистами в каждой стране. Имеются ряд толкований, различные программы и инициативы, которые осуществляются под инициативой "инклюзивного образования". Только соответствующее положениям Комитета по инвалидности, видение инклюзивного образования может в действительности с уважением относиться к правам всех детей, включая детей с инвалидностью. Как правило, социальная изоляция людей по возрастным, материальным, гендерным, расовым, этническим, религиозным или другим признакам препятствует гармоничному развитию общества.

Главной целью государственного управления является оптимальное регулирование деятельности общества с точки зрения эффективного использования доступных материальных, информационных и иных ресурсов для обеспечения максимально высокого качества жизни граждан в долгосрочной перспективе. Изучение национальных программ развития Кыргызской Республики показывает, что стратегическими целями государственной политики являются: развитие социальной рыночной экономики, формирование перспективных направлений приоритетных отраслей страны. Обеспечение ее конкурентоспособности в международной системе рынков, товаров и услуг, технологий и капиталов и на этой основе - достижение устойчивого роста уровня жизни населения и обеспечение общественного благосостояния. Необходимо отметить, что регулирование социального развития невозможно без выполнения государством роли гаранта основополагающих прав человека и гражданина и эффективность реализации социально-экономических отношений (Касымова, 2023, с. 496).

Общественно-активные образовательные учреждения должны служить своему местному сообществу и оказывать содействие в предотвращении имеющихся барьеров. Задача и обязанность - делать все, чтобы устранить фундаментальные барьеры для обеспечения максимального участия всех детей и взрослых в жизни государства.

Методы исследования. По данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирного банка людей с ограниченными возможностями в мире более миллиарда, а это практически шестая часть населения планеты, то есть15%. Причём эта доля в развитых

странах даже несколько выше, чем в развивающихся. К примеру, в США более 54 млн. американцев имеют ограниченные возможности (Всемирный доклад об инвалидности ВОЗ, URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/87365 (дата: 16.03.2023)).

Социальная инклюзия - один из стандартных индикаторов признанный в мировом сообществе, и одно из самых современных требований времени, интегрированное с построением демократического общества с равными правами и возможностями. Генеральной ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация о правах человека, в которой провозглашено, что права человека не зависят от пола, цвета кожи, национальности, религии и т.п. Это действительно уместно для людей, которые имеют какие-либо ограничения, связанные со здоровьем, знаниями, особым временным состоянием, для людей, которые маломобильны и требуют дополнительных усилий для «включения» в социальную сферу. Вследствие чего, понятие социальной инклюзии имеет важное значение для формирования демократического государства и развития социальных стандартов.

В Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на период 2018-2040 года подчеркнуто, что государственная политика в системе социальной поддержки будет опираться на следующие принципы: каждый гражданин в случае трудной жизненной ситуации своевременно получит комплексную, интегрированную, гибкую и адресную социальную поддержку, в том числе комплекс различных социальных услуг (Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2040 года,2019, с. 20).

Проведенные исследования показывают, что интегрированное образование выступает не только социально - экономически эффективным, но и производительным, притом равенство способствует достижению положительных результатов. Оно направлено на решение ряда социально-экономических проблем, таких как дифференциация доходов, неравенство в сферах охраны здоровья, образования, трудности обеспечения жильем и трудоустройством. Тем не менее, экономические показатели отражают нарастающую динамику расходов на выплаты пособий по инвалидности. Бережное пользование имеющихся ресурсов является межотраслевой темой: то, как осуществляется управление использованием ресурсов, влияет на политику и стратегии, структуры и системы и практическую деятельность (Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы, 2019, с.30-32).

В начале 2019 года Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в которой определены основополагающие принципы о том, что каждый человек обладает всеми предусмотренными во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека правами и свободами без какого бы то ни было различия. В статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов указано, что государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государство обеспечивает инклюзивное образование на всех уровнях в течение всей жизни (Закон КР О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья от 3 апреля 2008 года № 38, с.3-5).

В рамках общественного мониторинга, организованного общественным фондом «Смайл. Кей Джи» по инициативе выпускников Школы адвокации УВКПЧ ООН с участием людей с инвалидностью было проведено исследование методом наблюдения с целью улучшения доступной среды для маломобильных людей (инвалидов, пожилых граждан), доступности

мест досуга в городе Ош (на примере парка имени Навои). Мониторинг проводился с 12 апреля по 22 апреля 2022 с целью улучшения доступной среды для маломобильных жителей города Ош - людей с инвалидностью, пожилых граждан, родителей с детскими колясками. При мониторинге проводилось исследование, подтверждающие наличие либо отсутствие доступной парковой среды: специальная парковка, вход, дорожки, скамейки, аттракционы, киоски, зоны питания и санузлы. Была проведена верификация данных, с указанием недостатков объектов мест досуга при их наличии. Итоговая общая встреча участников общественного мониторинга организована в форме круглого стола. На встречу были приглашены представители мэрии города Ош и специалисты управления социального развития города. По результатам мониторинга также проводили рабочие встречи с представителями органов социальной защиты и местными органами власти. Было принято положение мэра города Ош, также в План мероприятий программы социально-экономического развития и социальной защиты города Ош на 2023-2026 годы включены меры по реконструкции и доступным снабжением для маломобильных людей и лиц с инвалидностью.

Необходимо также отметить что инклюзивное образование охватывает многие категории детей, которые по тем или иным причинам не могут иметь полноценный доступ к образованию. Это могут быть дети мигрантов, оставшиеся на попечении родственников, могут быть дети, которым в силу трудных жизненных обстоятельств приходится работать и т.д.

Если посмотреть на ситуацию с внешними мигрантами и их детьми, то, к сожалению, наиболее уязвимыми из них стали дети. Детей мигрантов, преимущественно отданных в интернаты, родственникам, знакомым насчитывается более 200 тысяч. Даже если оставить их бабушкам и дедушкам, взрослые не в состоянии заботиться о них в надлежащем порядке, обеспечивать надлежащую защиту (Имарбекова и Батыралиев, 2022, с. 65-70).

Результаты и обсуждения. По статистическим данным в Кыргызской Республике насчитывается около 33 000 детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет, что по сравнению с предыдущими годами больше на 11 процента. Это те, кто получают пособие или официально зарегистрированы и признаны детьми с инвалидностью. К сожалению, за последние годы на территории страны отмечается ежегодный рост количества ЛОВЗ, что отражено на таблице1.

Таблица 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет в КР

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Численность детей с

инвалидностью,

человек 28 200 29 317 29 948 29 834 32 013 32 634 34 181

Доля детей с

инвалидностью в общей

численности лиц с

ограниченными

возможностями

здоровья, в процентах 16,2 16,4 16,3 16,0 16,5 16,5 16,9

Доля детей с

инвалидностью в общей

численности населения

соответствующего

возраста, в процентах 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3

Источник: иКЬ: ИНр://www.81а1.ка/гц/ (дата: 10.04.2023)

Кыргызская Республика, взяв на себя международные обязательства по реализации прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование и улучшение их положения в обществе, поставила перед собой задачу поддержки доступа к образованию данной категории обучающихся на интеграционном уровне. Концепция инклюзивного образования охватывает все ступени обучения, целью является создание без барьерной среды в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наибольшая доля лиц с ограниченными возможностями здоровья получающих пенсии и пособия по инвалидности приходится на Джалал-Абадскую область (более 21 процента), Ошскую область (около 19 процентов). Число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 дет, состоящих на учете в органах социальной защиты и получающих пособия по инвалидности составило более 32 тысяч, или 1,3% от общего числа детей данной возрастной группы. Наибольшее число детей с инвалидностью намечается также в Джалал-Абадской (более 7 тысяч), Ошской (около 6 тысяч) и Чуйской областях (более 5 тысяч), результаты которых показаны на таблице 2.

Таблица 2. Численность детей, получающих пособия по инвалидности по территории

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Кыргызская республика 28 200 29 317 29 948 29 834 32 013 32 634 34 181

Баткенская область 2 492 2 648 2 590 2 676 2 867 2 909 3 048

Джалал-Абадская область 5 964 6 116 6 450 6 505 6 971 7 086 7 548

Иссык-Кульская область 3 119 3 328 3 390 3 344 3 520 3 504 3 589

Нарынская область 2 180 2 202 2 196 2 128 2 169 2 163 2 188

Ошская область 5 526 5 805 5 758 5 574 5 889 5 836 6 027

Таласская область 1 516 1 644 1 695 1 642 1 749 1 694 1 764

Чуйская область 3 866 4 035 4 248 4 297 4 792 5 044 5 282

г. Бишкек 2 593 2 598 2 670 2 710 3 120 3 427 3 736

г. Ош 944 941 951 958 936 971 999

Источник: ШЬ:кйр://^^.81а1.ка/щ/ (дата: 10.04.2023)

Также в Кыргызстане находятся 17 домов - интернатов, из них 6 - общего типа престарелых и взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья, 6 психоневрологических домов-интернатов для взрослых и 5психоневрологических домов-интернатов для детей. В настоящее время в интернатах проживают более 2 тысяча человек, из них около 400 детей с инвалидностью.

Вместе с этим следует отметить что дети с инвалидностью подвержены большему риску изоляции и недостаточного доступа к медицинским услугам, образованию и социальной защите. Обучение же в спецшколах нередко ограничивает эти права, всё это не дает особенным детям возможности для адаптации в обществе и социализации. Успешно развивая инклюзивное образование, где дети, развиваясь в целостной семье не будут попадать в специализированные учреждения, не будут обузой для государства, теми кто потребляет пособия по инвалидности, что идут в ущерб государственному бюджету. Поэтому благоприятное инклюзивное общество важно для государства в целом. В этом отношении очень важен принцип равных прав и экономических возможностей. Государство гарантирует лицам с инвалидностью формирование необходимых условий для доступа к получению информации, образования и профессиональной подготовки. Образовательные учреждения в партнерстве с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают внешкольное

воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья, получение среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации (Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2040 года, 2019, с.20).

Также, развитие инклюзивного образования в Кыргызской Республике требует включение обучения инклюзивным подходам как в систему подготовки кадров, так и в систему повышения квалификации. Высшие учебные заведения должны разрабатывать программы, способствующие быстрой адаптации студентов к новым условиям, позволяющие справиться с проблемами в получении качественного высшего образования (например, сурдоуслуги, дистанционные курсы, цифровизация, учебного процесса). В высших учебных заведениях должна создаваться инклюзивная среда (инфраструктура, политика, учебные материалы и оценивание) и формироваться инклюзивная культура - позитивное отношение к социо-био-культурному разнообразию (Закон КР О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья от 3 апреля 2008 года № 38, с.3-5).

Семьи с лицами с ограниченными возможностями здоровья часто стоят перед выбором, что для них является приоритетом: отдать ребенка в обычную школу, оставить его дома или отдать в специальное заведение, чтобы впоследствии дать ему возможность самостоятельно работать и жить. Поэтому инклюзивное образование может считаться слишком дорогим для правительства, и родителей. Ряд проектов и инициатив, осуществляющих деятельность на успешное внедрение интеграционных подходов в образовании в основном реализуются общественными организациями при поддержке международных организаций. Комплексной, целостной государственной программы по внедрению эффективного инклюзивного образования в Кыргызстане пока нет, имеющееся программа не до конца разработана. Поэтому большинство детей с особенными образовательными потребностями, остаются за бортом: обычные школы в большинстве случаев их не принимают, специальные школы находятся как правило в районных и областных центрах, а надомное обучение остается фиктивным. Даже если детей с инвалидностью отправляют в образовательные учреждения, они не адаптированы под их нужды, а сотрудники не обладают инклюзивными подходами обучения и воспитания. Задача инклюзивного образования - обеспечить неотъемлемое право каждого ребенка на обучение в школе по месту жительства вместе с другими детьми. Необучаемых детей в принципе нет. Вопрос заключается лишь в том, будет ребенок обучаться по общей программе или по индивидуальной, адаптированной, специальной, какие услуги или условия ребенку нужны для того, чтобы ребенок мог обучаться в школе. Здесь должны учитываться индивидуальные особенности учебной-познавательной деятельности ребенка.

Наши исследования показывают, что имеются следующие главные сферы, где возникают препятствия: окружающий мир (прежде всего - недоступные здания и услуги). Отношение общества (стереотипы, дискриминация и предубеждение). Общественные организации, пользующиеся негибкими юридическими процедурами и практикой.

Инклюзивная политика (местного сообщества, региона, страны) должна способствовать полноценному и равноправному участию в жизни общества всех граждан, учитывать потребности каждого человека. Работодатели, не зависимо от формы собственности обязаны создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью с учетом установленной квоты. Органы государственной службы занятости при участии общественных организаций

лиц с инвалидностью разрабатывают, а органы местного самоуправления и местные государственные администрации утверждают нормативы по квотированию рабочих мест для лиц с инвалидностью в размере не менее 5 процентов от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек). При этом допускается предоставление работы на условиях неполного рабочего времени. Воспитание и обучение лиц с инвалидностью и их детей в государственных общеобразовательных учреждениях осуществляются бесплатно и без ограничения в возрасте. Негосударственные образовательные учреждения вправе устанавливать льготы по оплате за обучение детям с инвалидностью.

Государство в целях обучения лиц с инвалидностью необходимым профессиональным и трудовым навыкам согласно индивидуальной программе реабилитации и при невозможности предоставления услуг по дополнительному образованию государственными учреждениями вправе пользоваться социальными услугами у реабилитационных центров соответствующего профиля.

Образовательные организации, осуществляющие обучение детей с инвалидностью, адаптируют учебные программы, материалы и методы преподавания с учетом возможностей развития и функционирования детей. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государство принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Профессионально-техническое образование должно быть ориентировано на рынок труда.

Зачастую мы встречаемся с интерпретацией инклюзии или, которая не соответствует принципам и ценностям инклюзии. Искаженное понимание приводит к тому, что обучающиеся боятся, что обучаемые «не потянут» программу, аргументируя тем, что таким детям нужные специальные условия, либо не совпадают ожидания родителей и учителей. Для того чтобы началось развитие настоящего инклюзивного образования, нужна межведомственная национальная программа по инклюзивному образованию, в которой было бы обозначено стратегическое видение, как мы постепенно поэтапно будет внедрять инклюзивные подходы в образовании.

Образовательные учреждения должны стать образцом инклюзивности и многообразия и распространять культуру принятия и заботы о всех социальных группах. Необходимо создать среду, в которой все обучающиеся смогут реализовать свой потенциал. Инклюзивность и многообразие подразумевают принятие различий, осознание их ценности и выгодное использование уникальности каждого. Многообразие дает доступ к лучшим талантам, а инклюзивность позволяет им раскрыться полностью (Голубева, 2011, с. 852).

Инклюзивный стиль работы и обучения стимулирует инновации и рост, а также: - делает отличным местом обучения, где ценится уникальность каждого человека; - позволяет выпускать высококвалифицированных сотрудников, которые будут показывать отличные результаты.

Как стратегическое направление развитие системы инклюзивного образования требует перестройки образования на всех уровнях. Невидимые привилегии — это категория обычных

вещей, доступных многим по умолчанию. Мы можем не думать о лестницах заходя домой или корректности терминологии, когда описываем друзей. Но это не для всех одинаково. Люди с инвалидностью ежедневно сталкиваются со многими невидимыми для большинства физическими и информационными барьерами, подвергаются невидимой для других дискриминации, преодолевают негативные стереотипы.

Одним из, важнейших факторов, влияющих на социальное развитие и социальную сферу, является государственное регулирование социальной сферы. Государство во все времена играло роль руководящего и направляющего звена во внедрении прогрессивных, экономических и социальных технологий в жизнедеятельности общества.

Выводы. По результатам исследования можно сделать вывод, что в целях профилактики и предупреждения инвалидности государство должно принимать меры по улучшению качества жизни людей, увеличению показателя ожидаемой здоровой жизни с обеспечением меж секторальных мер по уменьшению факторов риска для развития заболеваний. Профилактика и предупреждение инвалидности осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности. В целях просвещения общественности, сокращения, и по возможности устранения негативных дискриминационных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, ПРООН в Кыргызстане проводится ряд мер с участием лиц с инвалидностью, представителей власти и массовых коммуникаций. Семьи, в которых есть ребенок с инвалидностью зачастую стигматизированы обществом. Им сложно получить доступ к базовым услугам, таким как образование и получение медицинской помощи. Это зачастую является первопричиной попадания детей с инвалидностью в детские интернатные учреждения вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности. Подростки и молодые люди с инвалидностью сталкиваются со значительными сложностями с трудоустройством, поскольку переход от школы к профессиональной деятельности не адаптирован для лиц с инвалидностью, возможности в области профессионального обучения и реабилитации ограничены, государственная служба занятости, как правило, не учитывает конкретные потребности, а система квот, зарезервированных (для людей с инвалидностью) рабочих мест не развивается.

В этих условиях важным направлением государственного регулирования уровня жизни населения является осуществление активной политики социальной защиты детей с инвалидностью.

Для дальнейшего совершенствования инклюзивного справедливого общества можно предложить следующее: усовершенствовать общегосударственный подход к инклюзивному образованию и жизни в обществе, разрабатывать такую программу, в которой объединил бы успешный опыт пилотных проектов и распространить его на всю страну. Программа будет представлять собой стратегическое видение развития инклюзивного образования в стране: в программе прояснится, какие структуры будут вовлечены в обеспечение образования детям со специальными образовательными потребностями, кто и как будет финансировать необходимые услуги, кому и какая методическая поддержка будет оказываться. Повышать квалификацию обучающих, создать адаптивный образовательный стандарт для ресурсных, реабилитационных центров. Оптимизация ресурсов городской системы образования

(материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых. Повышать качество структуры оказания помощи на уровне местного сообщества. Совершенствовать стратегическое сотрудничество между государственными службами и третьим сектором. Поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности

Развитие инклюзивной культуры способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех участников образовательного процесса; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений, это позволит значительно сократить расходы на поддержку данных лиц в дальнейшей жизни.

Минимальные уровни социальной защиты являются национально определенными наборами основных гарантий социального обеспечения, которые должны обеспечивать, как минимум, то, что в течение всего жизненного цикла все нуждающиеся имеют доступ к основным медицинским услугам и обеспечению базового уровня доходов, которые вместе обеспечивают гарантированный эффективный доступ к товарам и услугам, определенных в качестве необходимых на национальном уровне. Это должно включать, по крайней мере, доступ к основным медицинским услугам, включая обеспечение первичной защиты, обеспечение лиц трудоспособного возраста, которые не могут получить достаточный доход в случае болезни, безработицы, и инвалидности.

Список использованной литературы

1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2040 года, Бишкек 2019. С. 20.

2. «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» Закон КР от 3 апреля 2008 года № 38 (в редакции Законов КР от 30 декабря 2009 года № 319, 29 апреля 2016 года № 52, 8 июня 2017 года № 100), Бишкек. С.3-5.

3. Программа развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023годы, Бишкек 2019. С .25.

4. Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 20192023 годы, Бишкек 2019. С.30-32.

5. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт/ Л.В. Голубева. -М.: Учитель, 2011. С- 852 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Касымова, С.М. Факторы, влияющие на социальное развитие общества/ Касымова С.М //Актуальные вопросы современной экономики. М.:2023. №1. С. 496-501.

7. Ситуационный анализ: дети и подростки с инвалидностью в КыргызстанеЮНИСЕФ Кыргызстан 2021. С -74с.

8. Имарбекова, Ж., & Батыралиев, А. (2022). Кыргызстандагы мигранттардын балдарынын абалы. Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология, 1(1), бб. 65-70. URL: https://journal.oshsu.kg/index.php/ped-psych/article/view/381. EDN: PWKVUU.

9. Всемирный доклад об инвалидности ВОЗ. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/87365 (дата: 16.03.2023).

10. Декларация о правах инвалидов URL: https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/declaration-rights-disabled-persons (дата: 10.02.2023).

11. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/ (дата: 10.03.2023).

12. О международном опыте построения инклюзивного сообщества. URL: https://psypress.ru/articles/24481.shtml (дата: 06.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.