Научная статья на тему 'Инклюзивное образование в Кыргызстане'

Инклюзивное образование в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1505
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика / инклюзив / наука / образования / разные. / politics / illusive / science / education / different

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. К. Аккожоева

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования, определяются понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование». Особое внимание было уделено анализу подходов к функционированию инклюзивного образования и концепций реализации инклюзивного образования в Кыргызской Республике. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья через инклюзивное образование предполагает понимание включения новой философии образования, которая создает современный гуманистический подход к образованию, в основе которого лежит многообразие учащихся и больше индивидуальных особенностей ребенка, нежели проблем, а также возможность совместно обогащать воспитание обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION IN KYRGYZSTAN

The article deals with issues of inclusive education, defines the concepts of "inclusion" and "inclusive education". Special attention was paid to the analysis of approaches to the functioning of inclusive education and concepts for the implementation of inclusive education in the Kyrgyz Republic. teaching children with disabilities through inclusive education involves understanding the inclusion of a new philosophy of education that creates a modern humanistic approach to education based on the diversity of students and more individual characteristics of the child than problems, as well as the ability to jointly enrich the education of ordinary children and children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в Кыргызстане»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ

А.К. Аккожоева, преподаватель Ошского технологического университета (Кыргызстан, г. Ош)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10107

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования, определяются понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование». Особое внимание было уделено анализу подходов к функционированию инклюзивного образования и концепций реализации инклюзивного образования в Кыргызской Республике. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья через инклюзивное образование предполагает понимание включения новой философии образования, которая создает современный гуманистический подход к образованию, в основе которого лежит многообразие учащихся и больше индивидуальных особенностей ребенка, нежели проблем, а также возможность совместно обогащать воспитание обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: политика, инклюзив, наука, образования, разные.

Уровень социальной политики государства определяется отношением к уязвимым категориям населения, в том числе к особо нуждающимся детям. Инклюзивное образование стало неотъемлемой частью государственной образовательной политики во многих странах мира. С 1987 года интеграция детей с ограниченными возможностями была признана официальной образовательной политикой Европейского сообщества. Конечно, каждая страна находится на разных стадиях этого процесса и отличается не только самообразованием образовательных организаций, их программами или только той системой подготовки педагогов, которая ей присуща, но и, самое главное, они сами определяют, что дети разные.

Концепция "инклюзивного образования" основана на том, что образование является одним из основных прав человека и обеспечивает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем. Инклюзия в широком смысле слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: работу, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и дружественная атмосфера, должны быть преодолены экологические и социальные барьеры. В теорети-

ческой литературе ученые выделяют несколько подходов к функционированию инклюзивного образования. Также М.М. Гордон и В.К. Зарецкий в своем исследовании "Процесс индивидуализации на основе рефлексивно-деятельностного подхода инклюзивной практики" [1, с. 26] указывают на возможное отношение к функционированию инклюзивного образования. Первый вариант - это только общественное объединение. Ученик с инвалидностью входит в класс, делает с детьми все возможное, а остальное время движется по индивидуальной программе.

Определяющими факторами, определяющими достижение фиксированных точных результатов, являются: сама работа не предусмотрена, то, что ребенок связан с окружающей средой и человеческими отношениями. В то же время решение проблемы заключается в следующем: право ребенка на образование признается, но в силу его "ограниченных возможностей" действует принцип "что делать и что делать в случае необходимости". Первый приоритет - социальная инклюзия, вовлечение ребенка в социальные процессы, школьную жизнь; уровень дошкольного образования-задача второго плана [2, с. 27]. Второй метод заключается в оценке только по индивидуальной шкале и снижении требований к ребенку. Этот вариант

близок к описанной выше социальной инклюзии, но отличается реализацией образовательной программы как основной задачи, а не второстепенной. Предварительно планируется, что на уровне, предусмотренном для детей без инвалидности, не будет детей-инвалидов. Третий метод был разработан М.М. Гордоном и В.К. Зарецким с 1996 года, в педагогической литературе она получила название "рефлексивно-деятельностная кампания" (РДП); в настоящее время она описывается как научно-практический подход, основанный на теоретико-методологических принципах в рамках развития отечественных направлений психологии. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку почувствовать себя субъектом в своей работе и отразить ее в партнере, помочь ему нарастить свой собственный ресурс. Этот метод доказал свою эмпирическую эффективность. Работая со взрослыми, ребенок начинает различать, какие действия он может предпринять самостоятельно, когда ему нужна помощь. Главное в уроке то, что он видит динамику, расширяет свои возможности, а главное, понимает, как это достигается. Понимание эмоционального состояния друг друга позволяет понять и соответствовать друг другу. Инклюзивное образование не противоречит специальному образованию, но является формой образования. Инклюзия-трансграничный переход между двумя образовательными системами-общим и специальным образованием. Ребенок-инвалид должен иметь доступ к переподготовке в любом образовательном учреждении и получать необходимую ему специализированную помощь, считает Н.Н. Малофеев. В Кыргызстане число детей-инвалидов растет с каждым годом, и сегодня их насчитывается около 30 тысяч. До середины 90-х годов в Кыргызстане существовала сегрегация в образовании детей с ограниченными возможностями-разделение здоровых детей в процессе обучения. Дети с особыми потребностями обучались в специальных школах и интернатах. Позже в нашей республике наряду с традиционной системой мы стали внедрять Инклюзивное образование-обучение детей с ограничен-

ными возможностями здоровья вместе со сверстниками в обычных дошкольных и школьных организациях. Основой для продвижения идеи является инклюзивное образование для людей с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения равных возможностей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, основополагающими международными документами по правам челове-ка-Конвенцией ООН о правах ребенка и типовыми правилами. Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, предусматривает принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии прав детей на образование закреплены в Конституции Кыргызской Республики, законах Кыргызской Республики "Об образовании", "О дошкольном образовании", "о правах и гарантиях инвалидов", кодексе Кыргызской Республики о детях. Государство ставит своей целью раннюю диагностику отклонений в развитии детей и раннюю коррекцию этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь, должна включать эту категорию детей в образовательный процесс в образовательных организациях. Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Агентство США по международному развитию (^АГО) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объединяются для внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане.

Правительство разработало концепцию внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане для улучшения возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Будет реализован двухлетний проект по поддержке инклюзивного образования и повышению качества образования. Основная идея концепции заключается в том, что инклюзивное образование-это комплексный процесс, обеспечивающий равный доступ всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, через качественное образование, обучение их сверстников в обычных дошкольных и общеобразовательных организациях. Двухлетний проект будет реализован в Ошской,

Баткенской, Джалал-Абадской и Чуйской областях. Помимо улучшения доступа к образованию, программа поможет учителям и другим специалистам в области образования лучше обучать детей. Каждый ребенок имеет право на качественное образование, но мы знаем, что значительное число детей с ограниченными возможностями остаются вне школы, и нам нужно работать над повышением качества образования. Партнерство направлено на совершенствование языковых и читательских навыков, а также использование результатов раннего обучения и развития для повышения качества проектов USAID, которые включают все подходы к обучению кыргызскому и русскому языкам в государственных и муниципальных школах. В рамках проекта будут апробированы механизмы выявления и вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в 10 школах и 10 дошкольных образовательных учреждениях в тех же населенных пунктах, а также в школах. многоязычное образование началось с 20 навыков обучения для повышения квалификации. Очень успешные инструменты и механизмы распространяются на большое количество детских садов и школ вплоть до завершения проекта. Своевременным внедрением в практику инклюзивного образования является разработка и внедрение в практику образовательных организаций методологии и стратегии совершенствования методов и приемов инклюзивного образования, физического и психического развития с учетом проблем всех категорий детей для удовлетворения потребностей образовательных структур. Результаты исследования: Б.А. Коростелев, Л. Котова, "Создание механизма реализации современной модели инклюзивного образования-школы" предполагает, что внедрение системы инклюзивного образования невозможно без комплексного воздействия на все компоненты образовательного процесса. Мы полностью согласны с авторами, которые выделяют четыре группы условий или направлений, которые должны быть реализованы

в активных действиях для успешной реализации инклюзивного образования: материально-технические условия (программно-методические условия, социально-педагогические условия обучающихся, кадровые условия). Несмотря на многочисленные успехи, достигнутые благодаря недавним институциональным изменениям, Кыргызстан по-прежнему сталкивается со многими проблемами, обусловленными их отсутствием и отсутствием правовой базы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования.; недостаточное развитие системы государственного финансирования и услуг для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость проведения широкой информационной кампании среди гражданского общества: разъяснение гражданам того, что дети-инвалиды являются обычными детьми с особыми потребностями в получении образования, медицинских и социальных услуг; необходимость разработки научно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные планы (их варианты), при не-обходимости-специальные учебники и рабочие тетради, учебники для своих учащихся);); стихийность обучения детей с особыми потребностями в организациях массового образования, особенно в отдаленных районах и малых городах; необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и вспомогательными специалистами, способными реализовать инклюзивный подход. Таким образом, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья через инклюзивное образование предполагает понимание включения новой философии образования, которая создает современный гуманистический подход к образованию, в основе которого лежит многообразие учащихся и больше индивидуальных особенностей ребенка, нежели проблем, а также возможность совместно обогащать воспитание обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Гендерное и инклюзивное измерение образования в Кыргызской Республике // Аналитический отчет - Б., 2016. - 42 с.

2. Инклюзивное образование: результат, опыт и перспективы // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции // Под ред. Алехиной С.В. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.

3. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Дефектология. - 2009. - № 6.

INCLUSIVE EDUCATION IN KYRGYZSTAN

A.K. Akkojoeva, Graduate Student Osh University of Technology (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article deals with issues of inclusive education, defines the concepts of "inclusion" and "inclusive education". Special attention was paid to the analysis of approaches to the functioning of inclusive education and concepts for the implementation of inclusive education in the Kyrgyz Republic. teaching children with disabilities through inclusive education involves understanding the inclusion of a new philosophy of education that creates a modern humanistic approach to education based on the diversity of students and more individual characteristics of the child than problems, as well as the ability to jointly enrich the education of ordinary children and children with disabilities.

Keywords: politics, illusive, science, education, different.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.