Проблемы социального положения инвалидов в современном обществе Problems of persons' with disabilities social position in modern society
Романова М.А.
Студент 4 курса,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Архангельск
e-mail: marinaromanoff688@gmail.com
Romanova M.
4th year student,
Northern (Arctic)Federal University named after M.V. Lomonosov,
Russia, Arkhangelsk e-mail: marinaromanoff688@gmail.com
Аннотация.
В статье изложены основные проблемы социального положения инвалида в современном обществе, а также пути их решения. Приведены классификации форм инвалидности на основе медицинской и социальной модели. Описаны результаты деятельности благотворительных фондов по материальной поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрена работа волонтёрских движений. Также описывается развитие различных государственных программ в России, направления государственной политики, изменения в законодательной базе касаемо материальной, социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены результаты, достигнутые в процессе реализации программ. Дано обоснование необходимости введения инклюзивного образования на всех этапах обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На основании динамики изменения объёма нормативно-правовой базы социальной защиты инвалидов и результатов социологических исследований последних лет сделаны выводы о тенденциях социального положения инвалидов в современном обществе.
Annotation.
The article outlines the main problems of the social status of a disabled person in modern society and different ways to solve them. There are some classifications of disabilities' forms, based on the medical and social model. The article describes the results of the activities of charitable foundations for the material support of people with disabilities and the work of volunteer. It also observes the development of various state programs in Russia, the direction of state policy, changes in the legislative framework regarding material and social support for people with disabilities and results achieved in the process of implementing programs. As for children, there are some reasons for the introduction of inclusive education children's with disabilities education and development at all stages. Based on the dynamics of changes in the volume of the regulatory framework for social protection of people with disabilities and the results of recent sociological studies, the conclusions about the trends in the social status of people with disabilities in modern society are drawn.
Ключевые слова: социальное положение инвалида, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная защита инвалидов, социальная адаптация инвалидов, дети-инвалиды.
Key words: social status of a disabled person, inclusive education, children with disabilities, social protection of people with disabilities, social adaptation of people with disabilities, disabled children.
В современном обществе всё большее внимание стало уделяться человеку как индивиду, особенностям и запросам каждого участника социума. Этому способствовало техническое, экономическое развитие, повышение качества жизни в целом, расширение возможностей самореализации независимо от места проживания. Вместе с тем, проблема социального положения инвалидов в современном обществе остаётся по-прежнему актуальной.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1]. Особое положение занимает категория «ребёнок-инвалид» или ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ).
Лица с той или иной формой расстройства функций организма сталкиваются с различными типами барьеров, препятствий и, соответственно, это требует различных мер и способов их устранения.
Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки [1]. Это позволяет инвалидам социализироваться в обществе, наравне со всеми усваивать ценности, нормы, установки и образцы поведения, что является необходимым для успешной и полноценной жизни в социуме.
Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры Министерством Труда разработана классификация форм инвалидности [2]:
- инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках;
- инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- инвалиды с нарушениями зрения;
- инвалиды с нарушениями слуха;
- инвалиды с нарушениями умственного развития.
К сожалению, довольно распространено мнение, что данная классификация предлагаются для рассмотрения индивида только с точки зрения его инвалидности, то есть в рамках традиционной медицинской модели, согласно которой человек с инвалидностью - это проблема, затруднение, что он не способен стать полноценным членом общества и нуждается в лечении в специальных учреждениях. Такой подход ведёт к изоляции данной категории людей, к невозможности полноценного общения, обучения и развития. Потому необходимо рассматривать инвалидность ещё и с позиции социальной.
Социальная модель определяет причину инвалидности не в заболевании как таковом, а в существующих в обществе физических, психологических барьерах, стереотипах и предрассудках. Таким образом, не инвалид рассматривается как «носитель» проблемы, а социальная среда - как причина её возникновения, как пространство, не удовлетворяющее запросы и потребности каждого.
Кроме упомянутой выше официальной классификации, существует и другая, предложенная Региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива». Данная организация как раз придерживается социальной модели, рассуждая об инвалиде как о человеке с особыми потребностями и предлагая следующую классификацию:
- люди с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- люди с нарушениями зрения;
- люди с нарушением слуха;
- люди с одновременным нарушением слуха и зрения;
- люди с ментальными нарушениями.
Эта классификация даёт опору на выстраивание необходимых условий жизни каждой категории, обозначает, например, разницу между категориями «люди с нарушением слуха» и «люди с одновременным нарушением слуха и зрения», так как эти категории требуют соответствующих разных условий и технического обеспечения.
Таким образом, социальная модель «прокладывает мостик» между инвалидом и социумом, способствует пониманию того, что инвалид - это не «жертва», которую нужно жалеть, поддерживать материально, а человек, способный при необходимых условиях полноценно участвовать во всех сферах общественной активности.
В России на сегодняшний день существуют и развиваются различные программы по социальной адаптации и реабилитации инвалидов, создаются специальные организации социальной поддержки, ведётся
192
активная подготовка специалистов, тьюторов для сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях, ведётся работа по обеспечению архитектурной доступности среды и т.д.
Государственная программа «Доступная среда», реализующаяся с 2011 года, уже показывает положительные результаты своей деятельности. Объём средств, который на неё выделяется, довольно значителен для нашего государства - порядка 46 миллиардов рублей, что на самом деле приблизительно раз в десять больше, чем все предыдущие программы поддержки [3]. Важно не прекращать эту деятельность, так как постоянно меняющиеся условия как городской среды, так и социальной, вызывают необходимость адаптации законодательства, государственных программ помощи инвалидам. В связи с этим в 2015 году принято более 60 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. В целом, за пять лет с момента ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, существенно дополнено законодательство, затрагивающее права инвалидов в 20 важных сферах: образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, транспорта, связи, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, бытовых и торговых услуг, общественного питания и пр.
Для дополнительного финансирования также создаются и продвигаются различные благотворительные фонды. Например, активную деятельность ведёт благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд», который в 2017 году собрал 1 млрд 863 млн 846 тыс. 189 рублей. А благотворительный фонд «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», целью которого являются «системные изменения в области поддержки и социальной интеграции людей с одновременным нарушением слуха и зрения» в 2017 году фонд собрал 365 млн 98 тыс. 463 рубля. Это не только положительным образом влияет на улучшение материального положения инвалидов, но и в целом просвещает широкие массы людей о такой необходимости.
Если раньше люди только догадывались о том, что есть лица с ограниченными возможностями, но их представления об этих людях основывались на стереотипах, на том, что эти люди одиноки, что им «так не повезло в жизни», они не знали, как им помочь, то теперь развивается система волонтёрских движений. К таковым можно отнести волонтерское движение «Абилимпикс», которое охватило 85 регионов страны. Его цель - проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Волонтеры получают важные навыки и качества, необходимые не только для физической, но и для моральной помощи инвалидам. Это движение подготавливает специалистов, которые умеют корректно и вежливо обращаться с инвалидами, и не только во время чемпионата, но и в повседневной жизни.
Широкому просвещению и распространению идей в целом способствует технический прогресс, привлечение медиа пространства, развитие компьютерных технологий и Интернета. Теперь все заинтересованные люди, волонтёры, различные организации, лица с инвалидностью могут найти любую нужную им информацию, могут понять особенности той или иной группы инвалидности, могут выяснить, как и где, через какие организации можно оказать или получить помощь и консультацию. Также очень удобно отслеживать интересующую информацию об изменениях законодательства в области защиты прав инвалидов, адреса и телефоны центров социальной помощи. Интернет позволяет расширять рамки общения инвалидов, открыто заявлять о себе, заводить знакомства, участвовать в обсуждении на различных форумах. Кроме того, это позволяет решить некоторые вопросы с трудоустройством, например, вести переговоры, устраивать конференции онлайн, работать в области программирования, дизайна.
Не менее важное значение имеет появление и совершенствование новых технических средств, которые позволяют людям с ограниченными возможностями активно взаимодействовать в социуме, поддерживать связь,
оставаться мобильными, иметь доступ ко всем учреждениям и благам общества. К таким средствам можно отнести: приборы для письма шрифтом Брайля, «говорящие книги», тактильные трости, протезно-ортопедические изделия, слуховые аппараты, кресла-коляски разных типов и др.
Эти средства были известны и начали разрабатываться уже давно, но сейчас, с развитием новых технологий, они стали намного удобнее, они могут легко адаптироваться под индивидуальные особенности человека и просты в использовании.
Проблемы в отношении социального положения детей-инвалидов, детей с ОВЗ также активно решаются. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в стране появилось и начало распространяться инклюзивное образование. Инклюзивное образование даёт возможность детям с ОВЗ учиться и развиваться в общеобразовательных школах совместно с остальными детьми. Это позволяет избежать изоляции детей с ОВЗ, учит их взаимодействовать с коллективом, развивает их как личность. С другой стороны, это благотворно влияет и на нормотипичных детей, их отношение к детям с ОВЗ, прививает им чувство заботы, сочувствия, взаимопомощи, воспитывает толерантность, снижает напряжение и риск возникновения иерархичности в школьном коллективе.
Для развития адаптированных условий образования детей-инвалидов необходимо открывать специализированные сады и школы для детей-инвалидов по профилю заболевания в шаговой доступности (в своем населенном пункте). Не всегда данная возможность имеется, но это является основой успешного внедрения инклюзии на всех этапах. Конечно, всё это требует дополнительной подготовки специалистов, учительского таланта, оснащения класса и т.п. Но результат, который даёт инклюзивное образование, оправдывает все расходы и необходимости. Дети - это будущее, подрастая в коллективе, обучаясь совместно с детьми с ОВЗ, они уже не заостряют своё внимание на особенности таких детей, но прежде всего видят похожих на себя ребят, с которыми можно обсудить много всего интересного, которые могут быть такими же храбрыми, смелыми, умными и добрыми, которые могут стать лучшими и самыми преданными друзьями. Вырастая, такой коллектив перенесёт это взаимопонимание и чувство равенства во взрослую жизнь, во все её сферы, обеспечивая тем самым жизнь для людей - инвалидов без барьеров и границ.
Детям с ОВЗ помогает не только государство, но и население в целом. По данным исследования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 2016 года, детям-инвалидам и их семьям оказывали помощь 49% населения, что существенно больше аналогичной доли (14%) опрошенных в ходе исследования 2010 г. По сравнению с 2010 г., в 2016 г. наблюдается существенное увеличение доли помогавших вещами и товарами первой необходимости, игрушками и книгами, а также оказанием услуг, связанных с транспортировкой и уходом за детьми-инвалидами [4]. Люди оказывают посильную безвозмездную материальную помощь, помогают в повседневной жизни. Причём многие предпочитают обходить учреждения или фонды и напрямую помогать, отдавая деньги, вещи и т.д.
В целом, отмечается увеличением объёма внимания по отношению к инвалидам как со стороны государства, так и со стороны населения. Появляются новые технологии, движения, фонды, организации, вводятся новые законы, ведётся активная поддержка финансово, психологически. Всё это способствует созданию безбарьерной среды для инвалидов.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что наблюдаются положительные тенденции социального положения инвалидов в обществе. Изменение отношения общества к инвалидам прошло долгий путь. Но всё же, с увеличением объёма внимания государства, с изменением восприятия инвалидов исключительно как больных людей, с возможностью увидеть за их инвалидностью личность прежде всего, общество поняло и приняло
необходимость обеспечивать инвалидам все необходимые условия для их полноценной жизни, самореализации, решения проблемы трудоустройства, коммуникации, архитектурной доступности ко всем учреждениям.
Список используемой литературы:
1. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации:[федер. закон №181: принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.].[Электронный ресурс].- Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 06.12.2019) . - Загл. с экрана.
2. Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность. Методическое пособие» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=539983 (дата обращения: 07.12.2019). - Загл. с экрана.
3. Обсуждение проблем социальной реабилитации и безбарьерной среды для инвалидов [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/13543 (дата обращения: 09.12.2019).
4. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - 72 с., ил.