УДК 316.472:369.216:303.832.24(470.21)
https ://d oi.org/10.24158/spp.2018.12.4
Афонькина Юлия Александровна
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Мурманского арктического государственного университета
Жигунова Галина Владимировна
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, социальных наук и права социального обеспечения Мурманского арктического государственного университета
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА К ЛИЦАМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) [1]
Afonkina Yulia Aleksandrovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Head of the Department for Special Education and Special Psychology, Murmansk Arctic State University
Zhigunova Galina Vladimirovna
D.Phil. in Sociology, Professor, Department of Philosophy, Social Sciences and Social Security Law, Murmansk Arctic State University
THE ATTITUDE OF MODERN SOCIETY TOWARDS DISABLED PEOPLE (BASED ON THE EXPERT SURVEY IN MURMANSK REGION) [1]
Аннотация:
Отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является важным индикатором того, как протекают социальные процессы, каково состояние общества. В исторической ретроспективе и сегодня оно претерпевает существенные изменения. Значимой научной задачей выступает изучение отношения разных представителей общества к людям с инвалидностью для понимания рисков и перспектив развития социальной инклюзии в конкретном региональном сообществе. В статье представлен научный анализ динамики данного отношения, изложены результаты эмпирического исследования, проведенного на основе экспертного опроса в Мурманской области. Показана зависимость отношения к людям с инвалидностью в региональном социуме от категории инвалидности. В наиболее неблагоприятной социальной ситуации находятся люди с ментальными нарушениями. Исследование пока-зало, что в целом региональный социум недостаточно информирован о проблеме инвалидности, о конкретных практиках инвалидов, их жизненных траекториях, субъектных характеристиках. Выявлено, что оценка возможностей инвалидов к участию в совместных с другими людьми социальных практиках характеризуется противоречием: с одной стороны, наблюдается повсеместное признание необходимости интеграции и инклюзии, а с другой - имеются общественные опасения о целесообразности взаимодействовать, а также объективные барьеры финансового, пространственно-сре-дового, коммуникативного и иного характера. Обобщая данные эмпирического исследования, авторы делают вывод, что только регулярный опыт непосредственной совместной деятельности людей с инвалидностью с разными представителями регионального социума позволит сформировать между ними подлинно толерантные отношения.
Summary:
The attitude of society to people with disabilities is an important indicator of social processes and the state of society. In the past and present, it has changed a lot. An important scientific task is to study the attitude of different members of society towards disabled people to understand the risks and development prospects for their social inclusion in a particular regional community. The research analyzes the dynamics of this relationship and describes the results of an empirical study based on an expert survey conducted in Murmansk region. The authors demonstrate the dependence of attitudes to disabled people in a regional society on the category of disability. The researchers reveal that people with mental disabilities are in the most unfavorable social situation. In general, the regional society has little awareness of disability, the specific practices of disabled people, their life paths, and subject characteristics. Besides, their possibilities to be involved in social life with other people are contradictory. On the one hand, the need for integration and inclusion is widely accepted. On the other hand, there are public concerns about the feasibility of interaction as well as financial, spatial, environmental, communicative and other barriers. The authors conclude that regular cooperation of disabled people with different members of the regional society will establish true tolerant relations between them.
Ключевые слова:
инвалидность, люди с инвалидностью, социальная инклюзия, отношение к людям с инвалидностью, экспертный опрос, Мурманская область.
Keywords:
disability, people with disabilities, social inclusion, attitude towards disabled people, expert survey, Murmansk region.
Сегодня наблюдается трансформация отношения общества к людям с инвалидностью. Она осуществляется в направлении преодоления сегрегации и эксклюзии данных граждан посредством включения их в общественные процессы, как и всех без исключения членов социума.
Такое отношение претерпевало существенные изменения в исторической ретроспективе. Периодизация указанных изменений представлена в исследованиях, выполненных в разных научных парадигмах: педагогической (Н.Н. Малофеев [2]), социологической (В.С. Ткаченко [3], Г.В. Жигунова [4]), исторической (А.Ю. Нагорнова и Т.А. Макарова [5]). Авторами доказано, что изменения отношения к людям с ОВЗ, инвалидностью, а также направлений и подходов к оказанию им помощи зависели от смены общественных приоритетов и изменений социально-экономических отношений.
Систематические исследования отношения общества к людям с инвалидностью начинаются в XXI в., в том числе в региональных социумах. Эти исследования направлены на выявление различных характеристик и факторов отношения к людям со стойкими нарушениями здоровья.
В масштабном исследовании П.В. Романова, Е.Р. Ярской, С. Вайтфилда и С. Келли [6] фокус был направлен на взаимоотношения инвалидов и здоровых граждан. Авторами было выявлено, что каждый третий опрошенный из числа здоровых граждан, инвалидов с опорно-двигательными нарушениями и инвалидов по зрению причиной изоляции инвалидов в обществе считает их отличающиеся внешность и поведение.
Е.В. Воеводина и Е.Е. Горина по результатам своих исследований составили социальный портрет человека с ограниченными возможностями здоровья по мнению студентов. Это человек в возрасте старше 20 лет, мужского или неопределенного пола, с какими-либо видимыми физическими нарушениями или признаками, указывающими на наличие заболевания. Этой категории свойственны специфические атрибуты: костыли, трость, инвалидная коляска [7, с. 61-62].
Наиболее типичный образ, ассоциируемый с инвалидностью, - это молодой человек в инвалидной коляске. Среди отрицательных характеристик инвалида в восприятии респондентов преобладали такие, как закомплексованность, неуверенность, уныние и отсутствие способности к труду и самообслуживанию, а среди положительных - отзывчивость, усердие, ответственность, сила воли. Показательно, что все респонденты отмечали, что бедность инвалидов возникает по причине «неспособности к труду, безработицы, низких пенсионных выплат» и необходимости приобретать дорогостоящее оборудование, лекарства, проходить лечение [8, с. 62].
В целом индивиды с инвалидностью ассоциируются у опрошенных студентов с экономически слабой, иждивенствующей категорией населения, но при этом к своим сокурсникам с инвалидизи-рующими заболеваниями они проявляют более лояльное отношение и объективнее оценивают их ресурсные возможности. Важно также заключение по результатам указанного исследования о том, что на восприятие инвалида значительно влияет опыт взаимодействия и общей деятельности.
Значимые данные были получены А.В. Заляевой [9]. Она сравнила ограничения инвалидов на Западе и в России и пришла к выводам, что, во-первых, если на Западе дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют ограниченных возможностей самоопределения и самостоятельной деятельности, то подавляющее число российских детей испытывают такие ограничения. Во-вторых, если иностранные опрошенные не рассматривают как проблему обучение детей с ограниченными возможностями, то большинство российских опрошенных убеждены, что таким детям лучше обучаться в специальных классах. В-третьих, если отечественные участники опроса испытывают чувства жалости, то зарубежные респонденты никаких особых чувств к «особым» людям не имеют. В-четвертых, наши соотечественники сомневаются в возможности достигнуть социально-психологического комфорта ученика с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в обычных классах, в то время как иностранцы в своем большинстве считают, что этот факт не может отрицательно повлиять на других учеников и самого ребенка с заболеванием.
По результатам данного опроса в российском обществе наблюдаются неоднозначные тенденции по отношению к инвалидизированным категориям. Признавая, что интегрированное обучение помогает социальной адаптации инвалидов, общество сегодня все еще настороженно относится к совместному обучению здоровых и инвалидов. Можно сказать, что к идее инклюзии отношение позитивное, но в плане практического воплощения этой идеи существует много вопросов и сомнений.
Анализ результатов опросов граждан с целью выявления их отношения к людям со стойкими нарушениями здоровья (П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова [10]) показывает, что между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью существует достаточно большая дистанция, однако за десятилетие произошел ряд положительных изменений, в результате которых общество пришло к пониманию необходимости создания безбарьерной среды, одобрению принимаемых государством мер в данном направлении и необходимости содействия процессам социальной инклюзии.
В исследованиях Г.В. Жигуновой [11] были выявлены негативные социальные акты в отношении инвалидов. Они показывают, что в обществе, несмотря на имеющиеся у большинства респондентов чувства сострадания и сочувствия к лицам с инвалидностью, значительное количество людей испытывают негативные эмоциональные переживания, брезгливость, дискомфорт
при виде детей с инвалидностью, что является следствием интолерантности, которая проявляется также в насмешках и недоброжелательности в их адрес. В то же время граждане понимают необходимость поддержки инвалидов и готовы к преодолению социальных барьеров.
О.М. Кирилюк [12] при опросе родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, показано, что большинство считают отношение к их ребенку со стороны общества удовлетворительным. Хотя необходимо подчеркнуть, что их дети не имели ограничений в передвижении, что могло обеспечить их более позитивное восприятие окружающими. Некоторое повышение уровня толерантности к детям с инвалидностью зафиксированы и в исследовании И.С. Самохина, Н.Л. Соколовой и М.Г. Сергеевой [13], однако авторы подчеркивают необходимость дальнейших исследований.
В некоторых современных социологических исследованиях были выявлены факторы, определяющие отношение к лицам с инвалидностью: недостаточная информированность общества (М.А. Вильцан [14], Н.А. Кондакова, Л.Н. Фахрадова [15]); характер и специфика нарушений, определяющих видимые признаки инвалидности (Л.С. Гладилина [16], А.Ю. Домбровская [17], А.М. Щербакова [18]); наличие опыта взаимодействия с лицами с инвалидностью (Е.А. Волкова [19]); абстрактность, своего рода обезличенность образа инвалида, создаваемого СМИ (Е.В. Воеводина и Е.Е. Горина [20]).
В ряде других работ были выявлены различное отношение к абстрактному и конкретному человеку с инвалидностью, особенно если это касается интеллектуальной сферы, а также зависимость уровня толерантности отношения к инвалидам от социально-демографических характеристик, половой принадлежности, возраста, уровня образования, места проживания, профессии (Е.Р. Ярская-Смирнова и Э.К. Наберушкина [21], Е.С. Гринина [22], Е.А. Волкова [23], Н.А. Коро-стелева, А. Краснов [24], Н.А. Кондакова, Л.Н. Фахрадова [25]). Так, Е.Р. Ярская-Смирнова и Э.К. Наберушкина [26] раскрыли зависимость образа инвалида от гендерных характеристик: женщин с инвалидностью общество склонно воспринимать более негативно, приписывая им многообразие отрицательных черт, отказывая в наделении их социальными ролями супруги, матери.
В работе Е.С. Грининой показано, что значительную роль в формировании отношения к инвалидам современная молодежь приписывает средствам массовой информации. Ею также было выявлено, что более эмпатичными в зависимости от направления подготовки студентов являются психологи [27].
По результатам исследований зарубежных авторов было выявлено, что на структуру и шкалу отношений к людям с инвалидностью влияет культурный и социальный состав населения [28], а кроме того, такие характеристики, как социальный перфекционизм, «межличностный» стресс и дистанцирующее поведение здоровых людей [29]. В результате инвалиды сталкиваются с проявлениями недоброжелательного отношения со стороны окружающих людей.
Итак, по результатам социологических исследований обобщим, что существует значительное число факторов, влияющих на отношение к лицам с инвалидностью. Имеются противоречивые тенденции в сфере восприятия людей с инвалидностью: «абстрактный» инвалид воспринимается лучше, чем конкретный инвалидизированный субъект, но регулярные практики взаимодействия здоровых граждан с инвалидами способны повысить уровень толерантности. Имеются различия и в концептуально-смысловом аспекте восприятия людей с инвалидностью, которые, с одной стороны, связаны с признанием важности социальной интеграции инвалидов, а с другой - с тенденцией выделения их в особую группу. В целом на отношение представителей российского социума к людям «с особенностями здоровья» все еще оказывает значимое влияние медицинская модель инвалидности. Не выявляется принятие людей с инвалидностью как общая социальная тенденция.
В силу вышесказанного следует подчеркнуть, что отношение в России к инвалидизированным субъектам является достаточно неоднозначным, динамичным социальным явлением, определяемым многими факторами. Данный феномен требует систематического изучения, так как представляется важнейшим индикатором того, как протекают в обществе процессы социальной инклюзии.
В рамках исследования, проведенного авторами в 2018 г. в городских поселениях Мурманской области [30], было выявлено отношение регионального социума к людям с инвалидностью. Отношение к инвалидам выявлялось по типам нарушений, приведших к инвалидности: опорно-двигательным, ментальным, нарушениям слуха и зрения, поскольку данные нарушения не позволяют людям на равных включаться в жизнь общества и приводят к необходимости создания доступной среды.
В качестве респондентов выступили руководители и специалисты учреждений в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта, услуг, управления. Сотрудники учреждений в указанных сферах в силу своих профессиональных обязанностей имеют большой опыт взаимодействия с людьми с инвалидностью либо должны быть готовы к таковому (как, например, в сфере услуг).
По мнению экспертов, в современном обществе отношение к людям с инвалидностью достаточно доброжелательное. Причем к людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата скорее доброжелательное отношение имеют, по мнению опрошенных, 39,1 % жителей региона, нейтральное - 33,2 %, очень доброжелательное - 17,9 %. Скорее недоброжелательное и совсем недоброжелательное отношение респонденты отметили у 8,1 % граждан.
Примерно одинаковое число опрошенных отмечает как скорее доброжелательное, так и скорее недоброжелательное отношение к лицам с ментальными нарушениями (соответственно 23,4 и 21,2 %). Почти треть считает, что отношение к данной категории людей с инвалидностью нейтральное (31 %), а 8,2 % - совсем недоброжелательное. Всего негативное отношение отмечено в 29,4 % случаях.
К лицам с нарушениями слуха, по мнению респондентов, относятся в основном доброжелательно (59,2 %) или нейтрально (34,2 %). Недоброжелательное отношение было отмечено только 2,1 % опрошенными.
Схожая ситуация в представлениях респондентов об отношении к людям с нарушениями зрения. В разной мере доброжелательное отношение отметили 61,4 %, нейтральное - 32,1 %, недоброжелательное - 2,1 % респондентов (рис. 1).
60
39 1 41,3 42,4
40 33,2 ' 31 34,2 32,1
: .11 й1Тм «-1179
С нарушениями опорно- С ментальными С нарушениями слуха С нарушениями зрения двигательного аппарата нарушениями ■ Совсем недоброжелательно ■ Скорее недоброжелательно ■ Нейтрально Скорее доброжелательно Очень доброжелательно
Рисунок 1 - Оценка экспертами отношения к людям с инвалидностью в региональном социуме, %
Сами эксперты свое отношение к людям с инвалидностью оценили значительно лучше по сравнению с их оценками отношения граждан к данной категории лиц.
К людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата 82,7 % респондентов относятся в разной мере доброжелательно, 13 % - нейтрально, в разной мере недоброжелательно - 1,6 % респондентов.
К лицам с ментальными нарушениями респонденты относятся преимущественно доброжелательно и скорее доброжелательно (34,2 и 33,7 %), 21,2 % - нейтрально, скорее недоброжелательно и совсем недоброжелательно - 6,5 %.
К людям с нарушениями слуха респонденты относятся также в основном доброжелательно (81 %), нейтрально - 15,2 %, скорее недоброжелательно и совсем недоброжелательно - 1,1 и 0,5 %.
К людям с нарушениями зрения отношение практически такое же: 93,1 % респондентов относятся доброжелательно и скорее доброжелательно, 13,6 % - нейтрально, скорее недоброжелательно и совсем недоброжелательно - 1,6 % (рис. 2).
50 45,7 45,7 45,1
С нарушениями опорно- С ментальными С нарушениями слуха С нарушениями зрения двигательного аппарата нарушениями ■ Совсем недоброжелательно ■ Скорее недоброжелательно ■ Нейтрально Скорее доброжелательно Очень доброжелательно
Рисунок 2 - Отношение экспертов к лицам с инвалидностью, %
В целом оценка экспертами отношения населения их регионального социума к инвалидам показывает высокую долю нейтральных позиций и скорее доброжелательного отношения. Хуже всего отношение к людям с психическими и интеллектуальными нарушениями: наибольшая доля оценок отношения как «скорее недоброжелательно» и «совсем недоброжелательно». Лучше всего население воспринимает людей с нарушениями слуха и зрения.
Сами эксперты показывают более положительное отношение к инвалидизированным субъектам, чем население в целом, по оценкам респондентов в месте их проживания. Как видно на рисунках, лидирует очень доброжелательное отношение по всем категориям инвалидов, тогда как по оценкам отношения населения - скорее доброжелательное.
Полученные данные позволяют заключить, что в наиболее уязвимом положении, по мнению экспертов, сегодня находятся люди с ментальными нарушениями, поскольку представители данной категории лиц воспринимаются населением почти в одинаковой мере как доброжелательно, так и недоброжелательно. Сами эксперты не являются исключением и в 5 % случаях относятся к этим людям недоброжелательно.
Комментируя свои ответы, эксперты отмечали, что сегодня в обществе наблюдаются проблемы в восприятии людей с инвалидностью. Например: «Чаще всего люди с инвалидностью вызывают у окружающих чувства сочувствия, жалости, презрения»; «Людей с психическими проблемами боятся». По этому поводу есть мнение, что «люди с психическими нарушениями должны находиться в закрытых учреждениях, так как могут быть опасны для окружающих».
Эксперты обращали особое внимание на несформированность адекватного с точки зрения соблюдения морально-этических норм отношения к людям с инвалидностью и восприятия людей с инвалидностью как равнодостойных граждан. Высказывания экспертов по этому поводу: «Все мы люди, инвалиды - те же люди»; «Все близкие, дорогие тебе люди могут столкнуться с данными трудностями, ведь каждый человек может стать инвалидом» ; «Люди с инвалидностью ничем не отличаются от обычных людей» ; «Человек должен быть настроен одинаково ко всем лицам».
В качестве основной причины такого отношения выступают, по мнению экспертов, недостаточная информированность общественности о проблемах людей с ОВЗ и инвалидностью и недостаточная эффективность воспитания толерантности и доброго отношения к другим людям, особенно к тем, кто нуждается в поддержке.
Эксперты в основном высказывали свое положительное отношение к лицам с инвалидностью, отмечали свою готовность помочь и поддержать того, кто нуждается: «Если нужно помочь инвалиду - помогаю»; «Инвалидам хочется помочь...»; «Мое отношение к инвалидам всегда положительное» ; «Эти люди даже одареннее нас в какой-то мере, и иногда у них можно узнать много интересного и научиться чему-то полезному».
Итак, анализ результатов проведенного эмпирического исследования показывает, что отношение к людям с инвалидностью зависит от категории инвалидности. В наиболее неблагоприятной ситуации находятся люди с ментальными нарушениями. Причиной недоброжелательного отношения к людям с данным типом нарушений здоровья выступает недостаточная информированность о проблеме инвалидности и конкретных практиках жизнедеятельности инвалидов, вследствие чего возникают страхи и недоверие к указанной категории.
Также неоднозначна оценка возможностей инвалидов участвовать в совместных с другими людьми социальных практиках, что может являться значимым препятствием на пути инклюзивных социальных процессов.
В связи с этим отметим, что только регулярный опыт непосредственной совместной деятельности людей с инвалидностью, их семей и людей без инвалидности позволит сформировать между ними подлинные отношения, иначе никакая просветительская работа не позволит преодолеть социальную дистанцию и негативные установки по отношению к данным людям.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 18-011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)».
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом : в 2 ч. М., 1996. 382 с.
3. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. М., 2013. 382 с.
4. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России. Мурманск, 2012. 250 с.
5. Нагорнова А.Ю., Макарова Т.А. Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР // Общество: философия, история, культура. 2014. № 1. С. 27-34.
6. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Отчет по исследованию / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. М., 2009.
7. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 60-65.
8. Там же. С. 62.
9. Заляева А.В. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 2 (126). С. 113-119. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2015.2.09.
10. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социс. 2010. № 9. С. 50-58.
11. Жигунова Г.В. Указ. соч.
12. Кирилюк О.М. Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 2 (16). С. 79-85.
13. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Отношение к детям с инвалидностью в контексте современного инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 10 (58). С. 364-376.
14. Вильцан М.А. Современное представление и отношение жителей города Тобольска к инвалидам по зрению // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 (38). С. 137-149.
15. Кондакова Н.А., Фахрадова Л.Н. Отношение населения Вологодской области к статусу инвалида // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21). С. 1-13.
16. Гладилина Л.С. Особенности социальной дистанции и толерантности учащихся ссузов, реализующих программу инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 3. С. 264-275.
17. Домбровская А.Ю. Типы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам социологического опроса в городах Орел и Калуга) // Локус: люди, общество, культура, смыслы. 2016. № 2. С. 89-100.
18. Щербакова А.М. Психологические аспекты инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013. Т. 13, № 2. С. 67-74.
19. Волкова Е.А. Опыт исследования и воспитания толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 2. С. 49-51.
20. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Указ. соч.
21. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Женщины и инвалидность: испытания на прочность // Социс. 2009. № 5. С. 70-76.
22. Гринина Е.С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 4 (16). С. 333-337. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-333-337.
23. Белова Е.А. Особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. № 2. С. 5-11. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2015-14-2-5-11 ; Волкова Е.А. Опыт исследования и воспитания ...
24. Коростелева Н.А., Краснов А.М., Леонов В.В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С. 24-33.
25. Кондакова Н.А., Фахрадова Л.Н. Указ. соч.
26. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Указ. соч.
27. Гринина Е.С. Указ. соч.
28. Boo L., Nie Y. Attitude towards Persons with Intellectual Disability Scale: Further Development // Current Psychology. 2018. Vol. 37, iss. 4. P. 760-768. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9560-5.
29. Cox N., Hill A. Trait Perfectionism and Attitudes towards People with Disabilities // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 122. P. 184-189. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.10.028.
30. С помощью метода полуформализованного интервью было опрошено 184 эксперта - руководителя и специалиста важнейших сфер жизнедеятельности граждан (социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, сфера услуг, управление) в 18 населенных пунктах Мурманской области (охвачены все городские поселения региона). Выборка целевая. Обработка данных осуществлялась в качественной и количественной стратегиях.
References:
Belova, EA 2015, 'Features of the Relation of the Younger Students to Peers with Disabilities', Uchenyye zapiskiRossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, no. 2, pp. 5-11. https://doi.org/10.17922/2071 -5323-2015-14-2-5-11.
Boo, L & Nie, Y 2018, 'Attitude towards Persons with Intellectual Disability Scale: Further Development', Current Psychology, vol. 37, iss. 4, pp. 760-768. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9560-5.
Cox, N & Hill, A 2018, 'Trait Perfectionism and Attitudes towards People with Disabilities', Personality and Individual Differences, vol. 122, pp. 184-189. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.10.028.
Dombrovskaya, AYu 2016, 'Types of Social Adaptation of People with Disabilities (Based on a Sociological Survey in the Cities of Orel and Kaluga)', Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tura, smysly, no. 2, pp. 89-100, (in Russian).
Gladilina, LS 2014, 'Aspects of Social Distance and Tolerance of Students of Secondary Specialized Educational Institutions Implementing an Inclusive Education Program', Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye, vol. 6, no. 3, pp. 264-275, (in Russian).
Grinina, ES 2015, 'Attitude of Student Youth to People with Reduced Capabilities', Izvestiya Saratovskogo universiteta. No-vaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, vol. 4, no. 4 (16), pp. 333-337. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-333-337.
Kirilyuk, OM 2013, 'Rehabilitation of Children with Disabilities', Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, no. 2 (16), pp. 79-85, (in Russian).
Kondakova, NA & Fakhradova, LN 2015, 'The Attitude of the Population of Vologda Region to the Status of a Disabled Person', Voprosy territorial'nogo razvitiya, no. 1 (21), pp. 1-13, (in Russian).
Korosteleva, NA, Krasnov, AM & Leonov, VV 2014, 'The Urgency of Developing Tolerant Attitude towards Students with Disabilities in Modern Society', Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye, no. 1 (3), pp. 24-33, (in Russian). Malofeev, NN 1996, Special Education in Russia and Abroad, in 2 parts, Moscow, 382 p., (in Russian). Nagornova, AYu & Makarova, TA 2014, 'Historical Analysis of Disability Problem in Pre-Revolutionary Russia and the USSR', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 1, pp. 27-34, (in Russian).
Romanov, PV & Yarskaya-Smirnova, ER 2010, 'Disabled People and Society: Twenty Years Later', Sotsis, no. 9, pp. 50-58, (in Russian).
Romanov, PV, Yarskaya-Smirnova, ER, Whitefield, S & Kelly, S 2009, Sociological Study on the Problems of Disability and Rehabilitation in the Russian Federation. Report on the Study, Moscow, (in Russian).
Samokhin, IS, Sokolova, NL & Sergeeva, MG 2016, 'Attitudes towards Children with Disabilities in the Context of Modern Inclusive Education', Nauchnyy dialog, no. 10 (58), pp. 364-376, (in Russian).
Scherbakova, AM 2013, 'Psychological Aspects of the Inclusion of Children with Disabilities', Voprosy psikhicheskogo zdo-rov'ya detey ipodrostkov, vol. 13, no. 2, pp. 67-74, (in Russian).
Tkachenko, VS 2013, Medical and Social Foundations for the Independent Life of Disabled People, Moscow, 382 p., (in Russian). Viltsan, MA 2014, 'The Modern View and the Attitude of the Tobolsk Residents to People with Visual Impairments', Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika, no. 11 (38), pp. 137-149, (in Russian).
Voevodina, EV & Gorina, EE 2013, 'Social Profile of Disabled People in the Student Environment as a Factor in Social Adaptation to the University Environment', Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 373, pp. 60-65, (in Russian).
Volkova, EA 2016, 'Studying and Fostering Tolerant Attitudes of Young Students towards People with Disabilities', Nauchnyy vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta, no. 2, pp. 49-51, (in Russian).
Yarskaya-Smirnova, ER & Naberushkina, EK 2009, 'Testing Disabled Women Endurance', Sotsis, no. 5, pp. 70-76, (in Russian). Zalyaeva, AV 2015, 'Comparative Analysis of Attitudes Towards People with Disabilities in Russia and in Europe (Pilot Study)', Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 2 (126), pp. 113-119. https://doi.org/10.14515/monitor-ing.2015.2.09.
Zhigunova, GV 2012, Juvenile Disability in Russia, Murmansk, 250 p., (in Russian).