Научная статья на тему 'Стратегия и тактика реформы социального обеспечения'

Стратегия и тактика реформы социального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL ASSISTANCE / СИСТЕМА ПОМОЩИ БЕДНЫМ / SOCIAL SECURITY SYSTEM OF POOR RELIEF / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL SECURITY FUND / ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / UNEMPLOYMENT BENEFITS / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / УСИЛИВАЮЩАЯСЯ БЕЗРАБОТИЦА / THE INCREASING UNEMPLOYMENT / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION AND PENSIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Райымбаев Ч.К., Давыдов И.У., Ташалиева Ж.М.

В этой статье рассматриваются вопросы социального развития населения в рыночных условиях, а также авторские рекомендации дальнейшему улучшению работы в социальной сфере и повышению уровня социального обеспечения населения Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и тактика реформы социального обеспечения»

Райымбаев Ч.К.1, Давыдов И.У.2, Ташалиева Ж.М.3 ©

12

К.э.н., доцент, Кыргызско-Узбекский университет; к.э.н., доцент, филиал Российского государственного социального университета в г. Ош, Кыргызская Республика;

3преподаватель, Кыргызско-Узбекский университет, Кыргызская Республика, г. Ош

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В этой статье рассматриваются вопросы социального развития населения в рыночных условиях, а также авторские рекомендации дальнейшему улучшению работы в социальной сфере и повышению уровня социального обеспечения населения Кыргызской Республики.

Ключевые слова: социальное обеспечение, система помощи бедным, социальная помощь, пособия по безработице, фонд социального страхования, усиливающаяся безработица, пенсионный фонд и пенсионное обеспечение.

Keywords: social security system of poor relief, social assistance, unemployment benefits, social security fund, the increasing unemployment, pension and pensions.

Многие традиционные представления о функциях государства и частных лиц, при переходе к рыночным отношениям коренным образом меняются. В странах с развитой рыночной экономикой государство вовсе не вмешивается в производственную деятельность предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предприятия сами в полной мере отвечают за эффективность производства и получение прибыли. Такая ситуация вполне резонна, поскольку каждый сам должен позаботиться о своем благополучии. Иными словами, в рыночных условиях государства в меньшей степени занимается вопросами социального обеспечения, хотя такое положение вовсе не означает отсутствие в странах с рыночной экономикой институтов социальной обеспеченности. Наоборот, они не только масштабны, но и гораздо разнообразны. Для социального обеспечения важным является: повышение эффективности системы помощи бедным, сдерживание чрезмерных затрат, повышение управляемости системы, улучшение системы стимулов, расширение разнообразия оказания социальной помощи и т.д. В зависимости от остроты ситуации, вслед за социальным страхованием, важное значение приобретает система мер по организации оказания помощи. Практика оказания социальной помощи в Кыргызской Республике в постсоветский период показала жизненность и острую необходимость таких видов социальной помощи, как пособия по безработице, адресная социальная помощь, разовая поддержка и так далее. При этом выявлена чрезвычайная важность максимального упрощения процедуры оформления пособий по безработице в условиях организации соответствующих курсов переподготовки кадров. Прошедшие годы в системе социального обеспечения Кыргызстана показали необходимость реформирования управления системой расширяют возможности сбора отчислений, ускоряют доставку пособий до получателей благодаря сокращению срока между подачей заявления на пособие и первой выплатой. Однако эти меры с трудом внедряются в практику республики. Так, неоднократно делалась попытка реконструкции управления системы социального обеспечения, но приемлемого варианта до сих пор не найдено. Это говорит о необходимости дальнейшего поиска методов реализации социальной помощи, обеспечивающих гибкость и своевременность. К числу основных мероприятий по улучшению системы социальной защиты относятся переход к выплате пособий и пенсий, предусматривающий более тесную зависимость между

© Райымбаев Ч.К., Давыдов И.У., Ташалиева Ж.М., 2016 г.

отчислениями в фонд социального страхования и размерами пенсий и пособий. В периодической печати и на научных конференциях, деловых и официальных встречах все больше ставится вопрос о поднятии пенсионного возраста одновременно имеются и противники таких идей. Это понятно, поскольку повышение пенсионного возраста усугубило бы и без того высокий уровень безработицы среди молодежи. Поэтому здесь необходим более осторожный подход. В предстоящий период очень важно работать над практической реализацией отчисления в фонд социального страхования в зависимости от доходов отдельного работника и предприятия. В свою очередь, создание разветвленной системы социального обеспечения требует неустанной работы по разработке и реализации необходимой правовой базы как в смысле выплаты пособий, так и формирования соответствующего пенсионного фонда.

Необходимо отметить довольно содержательную сторону трехуровневой системы социального обеспечения, в которой участвует государство, сами работники (будущие пенсионеры) и иерархия различных предпочтений. Так, государственная программа социального обеспечения в этой системе участвует для оказания помощи бедным и сглаживания разницы между различными слоями населения в размерах помощи. Второй уровень указанной системы позволяют людям перераспределять свои доходы для самих себя по всему жизненному циклу. И, наконец, третий уровень дает возможность выразить личные предпочтения. Отсюда понятие гибкость и содержательность такой системы социального обеспечения, предусматривающей, помимо прочего, социальную солидарность различных категорий работников.

Существуют и другие формы. Например, двухуровневая форма, согласно которой минимальная государственная пенсия выплачивается каждому человеку. В этом случае пенсии большинству людей выплачивается из одного или нескольких регулируемых пенсионных фондов. В двухуровневой системе вопросы социальной солидарности придается меньшее значение. Здесь не происходит перераспределение доходов между богатыми и бедными, как и трехуровневой, но в установленном порядке производится индексация роста цен.

Анализируя нынешнюю систему социального обеспечения Кыргызской Республики, следует заметить неувязку между системой социального обеспечения и экономическим развитием, что может быть причиной медленного осуществления преобразований в социальной сфере. Известно, что функции социальной защиты заключаются в оказании помощи человеку, находящемуся в трудном положении или в том, чтобы предупредить возможные трудности. В свою очередь, причина с сложившегося трудного социального положения зависит от многих факторов, в том числе от состояния экономики.

Правы те государственные деятели, которые при решении того или иного вопроса социальной сферы исходят из необходимости экономического развития. Поэтому применительно к Кыргызской Республике в переходный период нужно добиваться постепенного экономического роста за счет внедрения рыночного механизма, большей степени управляемости экономики, установления отлаженной системы банковской системы превышения доходов над расходами в бюджете. Только так, то есть шаг за шагом следует разработать и внедрить желаемую для данного этапа развития экономики концепцию социального обеспечения. Система социального обеспечения охватывает много стадий и этапов, и она по своему содержанию многогранна. В этой системе важное место отводится социальной помощи и пособиям многодетным семьям.

Основная цель социальной помощи - облегчения положения бедности отдельных категорий людей предоставления им материальных и денежных средств. Что касается пособий многодетным семьям, то они также должны выделяться на основании показателей бедности (например, размер семьи, возраст, объем доходов и другие). Оказание социальной помощи имеет специфические особенности для сельских местности. Специфика сельской местности — это то, что на селе в меньшей степени, чем в городах, имеет смысл подготовка и переподготовка кадров в связи с ограниченным спросом на рабочую силу. Немаловажное

значение имеет и создание в сельской местности сельских финансовых учреждений, отделений банков в рамках существующего законодательства с тем, чтобы своевременно выплачивать пособия и оказывать финансовые услуги, специально рассчитанные для удовлетворения нужд сельского населения.

Существенное значение имеет и поиск форм социального обеспечения в условиях рыночных отношений. Эти формы должны отражать новые перемены в экономике, политике, хозяйственной жизни. Социально - ориентированное рыночное хозяйство предполагает и определенную форму общественного строя. Социальное обеспечение, социальная защита и другие процессы, связанные с социальной жизнью населения, требуют установления координационных механизмов, которые в состоянии управлять всеобщей зависимостью или всеобщие связи нуждаются в управлении, которые может быть централизованным и децентрализованным.

Стратегия и тактика социального обеспечения, функционирующего в рыночных условиях, должна предусмотреть несколько этапов.

На первом этапе, следует определить перечень категорий работников, которым следует оказывать социальную помощь. Второй аспект этой проблемы заключается в том, что размер социальной защиты на прямую должен зависеть от вклада работника в страховой фонд.

Основное содержание социальной защиты в переходной период сводится к реализации личных способностей, как основного источника материальной и социальной самообеспеченности, и некоторой поддержке со стороны государства.

В переходный период основными задачами социальной защищенности населения являются следующие моменты: формирование эффективной системы занятости, подготовка и переквалификаций кадров на основе законов, организация эффективной системы формирования доходов, эффективное проведение в жизнь законоположений в области социальной защиты (пенсии, пособия, стипендии, создание предпосылок на будущее по установлению прожиточного минимума как в денежной форме, так и в форме потребительской корзины с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения и ориентации и принятия соответствующих решений, защита интересов потребителя с помощью различных социально- экономических инноваций, стимулирования развития потребительского сектора экономики, антимонопольного регулирования, содействия деятельности потребительских ассоциаций, усиление адресной социальной защиты населения, формирование финансовой базы в области социальной защиты населения.

Довольно своеобразные очертания в переходный период приобретают социальные расходы, которые из года в год растут. В то же время экономический кризис, охвативший все народное хозяйство республики, способствовал резкому сокращению денежных поступлений, в особенности в связи с ростом безработицы и увеличением потребности в финансовых средствах. Это поставило на повестку дня вопросы, связанные с определением приемлемого уровня социальных расходов и реформирования существующих способов финансирования системы социальной защиты. Они сейчас все больше базируются на взносах (налогах).

Некоторые новые порядки, ужесточающие выплаты налогов и увеличивающие их общие размеры, все больше вызывают споры, дискуссии, а то и прямое сопротивление со стороны работников, поскольку, они непосредственно влияют на конкурентоспособность предприятий и занятость.

Кроме этого, тенденция роста численности пенсионеров, с одной стороны, и быстрого роста числа безработных и замедления роста зарплаты, с другой, ставит серьезную проблему в финансовом обеспечении социальной защиты.

В Кыргызстане, так же как в других государствах СНГ прогнозируемое ухудшение финансового положения обуславливается причинами, связанными с демографическими

тенденциями, с прекращением действия благоприятных факторов, характерных для прошлого периода, и с состоянием развития их экономики.

Во всех государствах, при любом режиме и вовсе времена на социальную ситуацию самое большое влияние оказывает положение в занятости. Усиливающаяся безработица, безусловно порождает диспропорцию между численностью занятого населения и пенсионеров. Это в свою очередь ведет к тому, что соотношение между численностью занятого населения и пенсионеров изменится в сторону увеличения доли последних.

В предстоящий период в качестве стратегической и тактической задачи социального обеспечения следует считать борьбу с бедностью.

В условиях тяжелого экономического кризиса переходного периода в республике остаются низкими размеры пенсий трудящимся, работающим по найму, многочисленны работникам сферы образования, здравоохранения, культуры и так далее. Поэтому в качестве стратегической задачи следует предусмотреть постепенное повышение размеров пенсий и защиту их от инфляции путем введения системной корректировки заработка, учитываемого при исчислении размера пенсии и размеров выплачиваемых пенсий.

Во многих странах для большинства населения социальное обеспечение осуществляется через социальное страхование по следующим направлениям: болезнь, безработица, несчастный случай на производстве, инвалидность, старость. Кроме того, существует социальное обеспечение второго порядка, связанное с системой налогообложения, согласно которому нуждающимися, предоставляют пособия на жилье семейные пособия и так далее. Пособия предоставляются так же в зависимости от дохода. Наконец, существует система социальной помощи, которая представляет пособия при наличии нуждаемости во всех случаях, не охваченных какой- либо из существующих систем, либо тем, кто не имеет право на получение пособий по таким системам.

К структуре социального обеспечения, например, относятся так называемые специальные системы, которые могут обслуживать, скажем государственных служащих, работников сельского хозяйства и так далее. Характерной особенностью специальных государственных систем является то, что они в основном субсидируются из республиканского бюджета или местного бюджета.

Во всем мире довольно распространенный вид страховки - это пенсионная система по старости, в случае потери трудоспособности и смерти кормильца. Этот вид страховки у нас относится к обязательному виду страхования.

Пособия на детей так же относится к обязательному виду страховки. Правда, размеры этих пособий периодически меняются, но, тем не менее, этот вид прочно вошел в практику.

В Кыргызской Республике в определенной мере используется и социальная помощь, в том числе адресная социальная помощь. Такая помощь предназначена для тех, кто не имеет средств к существованию. Учитывая общественную значимость социальной помощи, ее размеры устанавливаются и регулируются законодательными актами и муниципальными положениями.

Еще один вид социальной системы, который должен возникать и развиваться с улучшением некоторых жизненный условий - это предоставление жилья, оказание некоторых социальных услуг и другие. Жилье предоставляется, например, государственным служащим, военнослужащим, работникам правоохранительных органов и другие. Что касается социальных услуг, то они предоставляются целому ряду учреждений, включая государственные, а также, частным лицам за заслуги перед страной в различные периоды.

Безусловно, виды социального обеспечения гораздо шире, чем перечисленные выше. К ним можно отнести также многочисленные благотворительные акции, услуги, оказываемые со стороны предприятий коллективной и частной собственности, а также в частном порядке и так далее.

Говоря о социальной стратегии и тактике, не следует забывать о структуре видов страхования. Определенный интерес в этом плане представляют пособия и прежде всего пособия, связанные с болезнью. Как правило, пособия по болезни предоставляются в случае

потери трудоспособности по состоянию здоровья. Близки к перечисленным видам по содержанию пособия по беременности и родам.

В течение довольно длительного периода широко используются денежные пособия в случае болезни. Дело в том, что пособия в данном случае назначаются в зависимости от стажа и длительности болезни в различных соотношениях от заработной платы. Это вполне понятно, поскольку размер пособия не может превышать величины чистого (после вычета налогов) заработка, с одной стороны, период выплаты пособия не может быть не ограниченным, с другой.

В практике республики впервые были введены пособия по безработице. Они, как известно, должны в определенной мере возместить расходы, связанные с привычным уровнем жизни. Однако пособия не должны выплачиваться продолжительное время, поскольку они предназначены, чтобы дать возможность сконцентрировать усилия человека на поиске средств к существованию и работы. Размер и продолжительность, а также масштабы охвата пособия зависит в первую очередь от уровня экономики. К сожалению, республика по объективным причинам не может в настоящее время выплачивать пособия по безработице в таких размерах и масштабах, чтобы всем сохранить привычный уровень жизни во время безработицы.

Этот вопрос, безусловно, тесно связан с проблемой занятости, созданием новых рабочих мест, переподготовкой и подготовкой кадров.

Еще один вид в структуре пособий это средства, выплачиваемые в связи с несчастными случаями. В этом случае предоставляются пособия пострадавшим, и пенсия супруге и иждивенцам в случае смерти кормильца от несчастных случаев.

Пенсионные фонды в республике несколько раз подверглись преобразованиям, хотя суть их осталось неизменной. Они осуществляют реабилитационные меры и предоставляют их в случае утраты профессиональной трудоспособности, по старости и по случаю потери кормильца.

Подверглись преобразованиям и семейные пособия, которые выплачиваются в основном детям. Размеры пособий зависят от количества детей и степени нуждаемости в средствах. Кроме этого, законодательно закреплено положение, согласно которому предприятие не может уволить с работы женщин с ребенком до 5 лет. Существуют также пособия по болезни, предоставляемое родителям по уходу за больными детьми.

В числе пособий важное место занимает средства, выплачиваемые в порядке социальной помощи, которые предоставляются лицам, не имеющим источников существования. Рамки социальной помощи, а также защиты определяются соответствующими положениями и законодательными актами как на республиканском уровне, так и на местном.

В настоящее время идет интенсивный поиск реформ социального обеспечения. Безусловно, в переходный период имеются определенные трудности как в стабилизации и реформе, так и в расширением масштабов и размеров социального обеспечения. Как подчеркивалось выше с проблемой стабилизации экономики и ее ростом тесно связано и решение социальных вопросов. Поэтому вопросы социального обеспечения представляет собой комплексную проблему, которая охватывает не только социальные и экономические аспекты нашей жизни, но и затрагивает производственные и государственные интересы.

Литература

1. Вопросы социальной рыночной экономики. Бишкек 1994 с. 114.

2. Государственная программа комплексного социально - экономического развития Кыргызской Республики с.49.

3. Купуев Л., Купуева А. Население и социальная сфера. Бишкек 1997г.

4. Турдубаев, С.К., Кенешбаева З.М., Давыдов, И.У. Занятость населения и усиление гибкости социально-трудовых отношений // материалы конференции «Актуальные вопросы современной экономики» 2 февраля 2015г./. АНО «УЦ «МАГИСТР» г. Кисловодск, РФ.2015.С. 88-96.

5. Турдубаев, С.К., Кенешбаева, З.М., Давыдов, И.У., Теоретические подходы к проблеме инновационной занятости населения Кыргызской Республики//Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования» //. - Кисловодск, 2015. № 1 (16). С. 92-97.

6. Турдубаев, С.К., Кенешбаева З.М., Давыдов, И.У. Концептуальные основы формирования и регулирования трудового потенциала в сельской местности // «Экономика и социум» №1(14) 2015г.

7. Маматурдиев Г.М., Давыдов И.У., Кенешбаева З.М. К вопросу занятости сельского населения Кыргызской Республики//Социальная политика и социология// г. Москва, РФ. 2013.Т.2 №2(93).С.63-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.