Научная статья на тему 'Перспективы развития сельских автодорог'

Перспективы развития сельских автодорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AGRICULTURE / COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL MANUFACTURERS / POPULATION MOBILITY / RURAL ROADS / TRANSPORT AVAILABILITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко М. М., Огородникова Е. С.

В статье рассматриваются проблемы развития сельских автомобильных дорог в Российской Федерации. Основное внимание уделяется вопросам повышения социальноэкономического потенциала сельских территорий посредством развития транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF RURAL ROADS

The article is devoted to the problem of development of rural roads in the Russia. The article mainly focuses on the questions of increase of social and economic potential of rural territories by means of development of a transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сельских автодорог»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ АВТОДОРОГ1

М. М. СИДОРЕНКО, старший преподаватель,

17 Г'' птпптттляътт} Л 620905, РФ, Свердловская обл., г. Екатеринбург,

Е. С. Ог ОРОДНИКОВА, ул. Соболева, д. 19, корп. 8, кв. 667;

Ч Ч Ч Гг>тг тел: 89221368898; (343)251-96-53;

кандидат экономических наук, доцент, Уральский ГЭУ е^аП: michail_tsr@mail.rU; cmb_8@mail.rU

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конкурентоспособность сельхозпроизводителей, мобильность населения, сельские автомобильные дороги, транспортная доступность, эффективность. Keywords: agriculture, competitiveness of agricultural manufacturers, population mobility, rural roads, transport availability, efficiency.

В контексте территориальной неравномерности развития единой сети автомобильных дорог в России особую актуальность приобретают задачи строительства, ремонта и реконструкции сельских автодорог с учетом гармонизации приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.».

В условиях роста системообразующей роли автомобильных дорог и усиления взаимосвязи задач их развития с приоритетами социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе, рельефно обозначились проблемы транспортной доступности населения и товаропроизводителей сельских населенных пунктов.

Для преодоления эффекта оседлости и выхода сельхозтоваропроизводителей на рынки сопредельных областей в рамках федеральных целевых программ предусматривается финансирование проектов развития дорожной инфраструктуры в следующих объемах: в 2011 г. — 5 млрд руб., в 2012 г. — 6 млрд руб. и затем ежегодно — по 7 млрд руб.

Компаративный анализ решения проблем развития сельских территорий в различных странах мира показывает, что существует устойчивая взаимосвязь между уровнем транспортной доступности и показателями социально-экономического развития сельских территорий. Обобщенные показатели по некоторым странам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Мировой опыт развития сельских автодорог [1]

Страна Меры по развитию сельских автодорог Социально-экономический результат для сельских территорий

Марокко Проект по развитию автомагистралей финансировался из средств Всемирного банка и был направлен на строительство магистральных автодорог и присоединение к ним сельских дорог. 1. Рост сельхозпроизводства на 30 %. 2. Коренное изменение ассортимента продукции, отведение земли для выращивания овощей и фруктов (от 8 до 40 % в зависимости от региона). 3. Существенное увеличение использования удобрений, до 100 % на регион. 4. Увеличение доли фермерских хозяйств в 4 раза.

Гана В проекте по развитию сельских дорог участвовало несколько партнеров — Гана, Международный банк, Дания, США, Япония и ОСЭН. В результате осуществления проекта был проведен ремонт более 6600 км (31 %) вспомогательных дорог Ганы на общую сумму около 100 млн долларов США. 1. Исключение посредников при реализации сельхозпродукции фермерскими хозяйствами. 2. Значительный рост занятости женщин в сельском хозяйстве. 3. Улучшение качества медицинского обслуживания населения. 4. Повышение кредитоспособности фермерских хозяйств.

Бангладеш Проект по развитию сельских дорог и сельских рынков финансировался при участии Международного банка, Швейцарии и Германии. 1. Количество продавцов на сельских рынках выросло в среднем на 26 %. 2. Темп роста торговых точек на сельскохозяйственных ранках составил в среднем 13 % в год. 3. В результате строительства и содержания транспортной инфраструктуры количество дополнительных рабочих мест составило 18600. 4. Значительный рост занятости женщин как в сельском хозяйстве, так и на содержании инфраструктуры.

Китай Программа улучшения сельских дорог — «Улучшение дорог для сокращения бедности» — подготовлена транспортными и плановыми организациями провинции Шэньси при частичном финансировании Международного банка. 1. Рост производительности. 2. Повышение грамотности населения за счет мобильности. 3. Увеличение доступа к сельским рынкам.

Перу Проект по развитию сети сельских дорог финансировался Международным банком реконструкции и развития. В рамках проекта отремонтировано 15 тыс. км шоссейных дорог, создано 6 тыс. рабочих мест и 500 мелких предприятий по техническому обслуживанию дорог. 1. Улучшение транспортного сообщения более чем для 3,5 млн жителей Перу. 2. Число посещений медицинских учреждений выросло на 55 %. 3. Площади сельскохозяйственных угодий увеличились на 16 %. 4. Заработки сельскохозяйственных рабочих-мужчин увеличились на 20 %.

Протяженность автомобильных дорог местного значения в зависимости от конструкции проезжей части, в тыс км

99,9

84

63,1

I

Всего усавершен- переходные низшие

ствованные

Рисунок 1

Структура сети автомобильных дорог местного значения

в России [2]

Учитывая мировой опыт реализации проектов по развитию сети сельских автодорог, проанализируем российские условия реализации аналогичных проектов.

По данным Федеральной службы государственной статистики, общая протяженность сети автомобильных дорог местного значения в России составляет всего 247 тыс. км. Структура местных автодорог представлена на рис. 1.

При этом по данным Федерального дорожного агентства доля местных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 39,6 % от их общей протяженности. Количество населенных пунктов, не имеющих круглогодичной автотранспортной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием — 46 529 (31 % общего числа), в том числе с численностью населения более 100 человек — 5,5 тысяч сельских населенных пунктов.

Подобная ситуация во многом обуславливает эффективность работы агропромышленного комплекса. Так, потери от сельского бездорожья складываются из прямых потерь на осуществление транспортного процесса и косвенных, скрытых потерь в сельском хозяйстве. Потери сельскохозяйственной продукции из-за недостаточно сбалансированного развития отраслей,

обеспечивающих доведение ее до потребителя, составляют до 7-10 %. В этой связи проблема неразвитости сети автомобильных является одним из самых серьезных сдерживающих факторов.

Нормативы потерь в сельском хозяйстве, в зависимости от обеспеченности территории автомобильными дорогами представлены в табл. 2.

Вместе с тем существует прямая зависимость между показателями качества сельских автодорог и себестоимостью продукции. Затраты на перевозку по грунтовым дорогам в 1,8-2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием. Учитывая это обстоятельство, следует отметить смежные проблемы для предприятий сельского хозяйства: снижение качества сельхозпродукции; уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур в придорожной полосе; несвоевременная доставка кормов и удобрений и т. д.

Вышесказанное предопределяет необходимость системной проработки программ развития сети автомобильных дорог в сельских территориях как механизма повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса и организаций дорожного хозяйства.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» предполагается реализация комплекса мероприятий, способствующих повышению транспортной мобильности сельского населения и факторов производства в АПК. Основные индикаторы программы представлены в табл. 3.

Основные усилия, как органов местного самоуправления, так и региональных и федеральных властей, должны быть направлены на преодоление ряда проблем формирования сети автомобильных дорог в сельской местности, а в частности:

— недостаточная координация развития сетей автомобильных дорог в сельской местности;

— отсутствие законодательной обязанности утверждения перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения;

— отсутствие в законодательстве понятия уличнодорожной сети;

— отсутствие в законодательстве обязательности представления сведений для формирования единого реестра автомобильных дорог;

Таблица 2

Удельные потери от бездорожья в сельском хозяйстве [5]

Потери от бездорожья, руб./100 га сельскохозяйственных угодий

Причины потерь

Дорожные условия ы в е с о п а I ы д з е а I Запыленность посевов Нарушение технологии производства Несвоевременный вывоз продукции Снижение качества продукции при транспортировке Хранение грузов и простой ж/д вагонов Итого

Районы с плотностью дорог с твердым покрытием: — до 0,1 км на 100 га сельскохозяйственных угодий 100 120 150 140 90 50 630

— от 0,1 до 0,2 км 45 40 15 25 30 10 165

— более 0,2 км 30 5 - - - 5 40

Таблица 3

Индикаторы и целевые показатели развития сети сельских автодорог [3]

Наименование индикатора Ед. изм. Всего 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в отчетном году единиц 2277 460 450 450 300 290 327

Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортноэксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения процентов 46,68 38,18 39,06 40 41,98 44,32 46,68

— отсутствие схем территориального планирования муниципальных образований;

— незавершенность приведения сети автомобильных дорог местного значения в соответствие с критериями, установленными Федеральным законом «Об автомобильных дорогах», а также разграничения дорог по собственности;

— отсутствие закрепленных источников формирования муниципальных дорожных фондов.

Таким образом, проблема эффективного развития сельских территорий видится нам как сложное многовекторное явление, охватывающее взаимосвязанные производственные, экономические, социальные, организационные, пространственные и иные процессы.

Ускорение социализации сельского населения и роста основных социально-экономических показателей АПК, посредством улучшения транспортной инфраструктуры, может быть достигнуто в результате реализации следующих мероприятий:

1. Формирование и эффективная реализация программ развития транзитного потенциала регионов, с учетом возможностей вовлечения ресурсного и социально-экономического потенциала сельских территорий.

2. Реализация законотворческих инициатив, направленных на формирование нового стандарта для сельских дорог со среднесуточной интенсивностью до 100 автомобилей.

3. Максимальная оптимизация системы финансирования дорожного строительства, с учетом трансформации и увеличения источников формирования муниципальных дорожных фондов.

4. Широкое применение инноваций при строительстве сельских автомобильных дорог, а в частности использование переходных типов дорожных одежд, масштабное применение технологии стабилизации местных грунтов.

5. Разработка механизмов развития интеграции предприятий дорожно-строительного комплекса с предприятиями АПК с целью выработки взаимовыгодных программ сотрудничества в части развития транспортной инфраструктуры территорий.

Мобильность населения и факторов производства, локализованных в сельских территориях, в условиях ускорения темпов экономического развития носит первостепенный характер для устойчивого развития регионов и страны в целом. Учитывая структурную перестройку экономики страны, стагнацию сельскохозяйственного производства, трансформацию аграрных рынков, дорожно-транспортную политику следует осуществлять с учетом общенациональных, отраслевых и региональных интересов, исходя не только из тактических, но также из стратегических задач развития системы хозяйствования страны, ориентированной на сохранение народонаселения и продовольственную безопасность.

Литература

1. Гэннон К., Лиу З. Транспорт: инфраструктура и услуги. URL: http://www.siteresources.worldbank.org.

2. Официальный сайт Федерального дорожного агентства Российской Федерации. URL: http://www.rosavtodor.ru.

3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». М. : Изд-во Минтранса РФ, 2007.

4. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 г.». М. : Изд-во Министерства сельского хозяйства РФ, 2009.

5. Бородянский Г. А., Кац А. В., Ногай В. А. [и др.]. Эффективность строительства автомобильных дорог местного значения / под ред. А. В. Каца. М. : Транспорт, 1980.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий регионального дорожно-строительного комплекса» (проект № 11-32-00317а2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.