ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ АВТОДОРОГ1
М. М. СИДОРЕНКО, старший преподаватель,
17 Г'' птпптттляътт} Л 620905, РФ, Свердловская обл., г. Екатеринбург,
Е. С. Ог ОРОДНИКОВА, ул. Соболева, д. 19, корп. 8, кв. 667;
Ч Ч Ч Гг>тг тел: 89221368898; (343)251-96-53;
кандидат экономических наук, доцент, Уральский ГЭУ е^аП: [email protected]; [email protected]
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конкурентоспособность сельхозпроизводителей, мобильность населения, сельские автомобильные дороги, транспортная доступность, эффективность. Keywords: agriculture, competitiveness of agricultural manufacturers, population mobility, rural roads, transport availability, efficiency.
В контексте территориальной неравномерности развития единой сети автомобильных дорог в России особую актуальность приобретают задачи строительства, ремонта и реконструкции сельских автодорог с учетом гармонизации приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.».
В условиях роста системообразующей роли автомобильных дорог и усиления взаимосвязи задач их развития с приоритетами социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе, рельефно обозначились проблемы транспортной доступности населения и товаропроизводителей сельских населенных пунктов.
Для преодоления эффекта оседлости и выхода сельхозтоваропроизводителей на рынки сопредельных областей в рамках федеральных целевых программ предусматривается финансирование проектов развития дорожной инфраструктуры в следующих объемах: в 2011 г. — 5 млрд руб., в 2012 г. — 6 млрд руб. и затем ежегодно — по 7 млрд руб.
Компаративный анализ решения проблем развития сельских территорий в различных странах мира показывает, что существует устойчивая взаимосвязь между уровнем транспортной доступности и показателями социально-экономического развития сельских территорий. Обобщенные показатели по некоторым странам представлены в табл. 1.
Таблица 1
Мировой опыт развития сельских автодорог [1]
Страна Меры по развитию сельских автодорог Социально-экономический результат для сельских территорий
Марокко Проект по развитию автомагистралей финансировался из средств Всемирного банка и был направлен на строительство магистральных автодорог и присоединение к ним сельских дорог. 1. Рост сельхозпроизводства на 30 %. 2. Коренное изменение ассортимента продукции, отведение земли для выращивания овощей и фруктов (от 8 до 40 % в зависимости от региона). 3. Существенное увеличение использования удобрений, до 100 % на регион. 4. Увеличение доли фермерских хозяйств в 4 раза.
Гана В проекте по развитию сельских дорог участвовало несколько партнеров — Гана, Международный банк, Дания, США, Япония и ОСЭН. В результате осуществления проекта был проведен ремонт более 6600 км (31 %) вспомогательных дорог Ганы на общую сумму около 100 млн долларов США. 1. Исключение посредников при реализации сельхозпродукции фермерскими хозяйствами. 2. Значительный рост занятости женщин в сельском хозяйстве. 3. Улучшение качества медицинского обслуживания населения. 4. Повышение кредитоспособности фермерских хозяйств.
Бангладеш Проект по развитию сельских дорог и сельских рынков финансировался при участии Международного банка, Швейцарии и Германии. 1. Количество продавцов на сельских рынках выросло в среднем на 26 %. 2. Темп роста торговых точек на сельскохозяйственных ранках составил в среднем 13 % в год. 3. В результате строительства и содержания транспортной инфраструктуры количество дополнительных рабочих мест составило 18600. 4. Значительный рост занятости женщин как в сельском хозяйстве, так и на содержании инфраструктуры.
Китай Программа улучшения сельских дорог — «Улучшение дорог для сокращения бедности» — подготовлена транспортными и плановыми организациями провинции Шэньси при частичном финансировании Международного банка. 1. Рост производительности. 2. Повышение грамотности населения за счет мобильности. 3. Увеличение доступа к сельским рынкам.
Перу Проект по развитию сети сельских дорог финансировался Международным банком реконструкции и развития. В рамках проекта отремонтировано 15 тыс. км шоссейных дорог, создано 6 тыс. рабочих мест и 500 мелких предприятий по техническому обслуживанию дорог. 1. Улучшение транспортного сообщения более чем для 3,5 млн жителей Перу. 2. Число посещений медицинских учреждений выросло на 55 %. 3. Площади сельскохозяйственных угодий увеличились на 16 %. 4. Заработки сельскохозяйственных рабочих-мужчин увеличились на 20 %.
Протяженность автомобильных дорог местного значения в зависимости от конструкции проезжей части, в тыс км
99,9
84
63,1
I
Всего усавершен- переходные низшие
ствованные
Рисунок 1
Структура сети автомобильных дорог местного значения
в России [2]
Учитывая мировой опыт реализации проектов по развитию сети сельских автодорог, проанализируем российские условия реализации аналогичных проектов.
По данным Федеральной службы государственной статистики, общая протяженность сети автомобильных дорог местного значения в России составляет всего 247 тыс. км. Структура местных автодорог представлена на рис. 1.
При этом по данным Федерального дорожного агентства доля местных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 39,6 % от их общей протяженности. Количество населенных пунктов, не имеющих круглогодичной автотранспортной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием — 46 529 (31 % общего числа), в том числе с численностью населения более 100 человек — 5,5 тысяч сельских населенных пунктов.
Подобная ситуация во многом обуславливает эффективность работы агропромышленного комплекса. Так, потери от сельского бездорожья складываются из прямых потерь на осуществление транспортного процесса и косвенных, скрытых потерь в сельском хозяйстве. Потери сельскохозяйственной продукции из-за недостаточно сбалансированного развития отраслей,
обеспечивающих доведение ее до потребителя, составляют до 7-10 %. В этой связи проблема неразвитости сети автомобильных является одним из самых серьезных сдерживающих факторов.
Нормативы потерь в сельском хозяйстве, в зависимости от обеспеченности территории автомобильными дорогами представлены в табл. 2.
Вместе с тем существует прямая зависимость между показателями качества сельских автодорог и себестоимостью продукции. Затраты на перевозку по грунтовым дорогам в 1,8-2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием. Учитывая это обстоятельство, следует отметить смежные проблемы для предприятий сельского хозяйства: снижение качества сельхозпродукции; уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур в придорожной полосе; несвоевременная доставка кормов и удобрений и т. д.
Вышесказанное предопределяет необходимость системной проработки программ развития сети автомобильных дорог в сельских территориях как механизма повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса и организаций дорожного хозяйства.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» предполагается реализация комплекса мероприятий, способствующих повышению транспортной мобильности сельского населения и факторов производства в АПК. Основные индикаторы программы представлены в табл. 3.
Основные усилия, как органов местного самоуправления, так и региональных и федеральных властей, должны быть направлены на преодоление ряда проблем формирования сети автомобильных дорог в сельской местности, а в частности:
— недостаточная координация развития сетей автомобильных дорог в сельской местности;
— отсутствие законодательной обязанности утверждения перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения;
— отсутствие в законодательстве понятия уличнодорожной сети;
— отсутствие в законодательстве обязательности представления сведений для формирования единого реестра автомобильных дорог;
Таблица 2
Удельные потери от бездорожья в сельском хозяйстве [5]
Потери от бездорожья, руб./100 га сельскохозяйственных угодий
Причины потерь
Дорожные условия ы в е с о п а I ы д з е а I Запыленность посевов Нарушение технологии производства Несвоевременный вывоз продукции Снижение качества продукции при транспортировке Хранение грузов и простой ж/д вагонов Итого
Районы с плотностью дорог с твердым покрытием: — до 0,1 км на 100 га сельскохозяйственных угодий 100 120 150 140 90 50 630
— от 0,1 до 0,2 км 45 40 15 25 30 10 165
— более 0,2 км 30 5 - - - 5 40
Таблица 3
Индикаторы и целевые показатели развития сети сельских автодорог [3]
Наименование индикатора Ед. изм. Всего 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в отчетном году единиц 2277 460 450 450 300 290 327
Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортноэксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения процентов 46,68 38,18 39,06 40 41,98 44,32 46,68
— отсутствие схем территориального планирования муниципальных образований;
— незавершенность приведения сети автомобильных дорог местного значения в соответствие с критериями, установленными Федеральным законом «Об автомобильных дорогах», а также разграничения дорог по собственности;
— отсутствие закрепленных источников формирования муниципальных дорожных фондов.
Таким образом, проблема эффективного развития сельских территорий видится нам как сложное многовекторное явление, охватывающее взаимосвязанные производственные, экономические, социальные, организационные, пространственные и иные процессы.
Ускорение социализации сельского населения и роста основных социально-экономических показателей АПК, посредством улучшения транспортной инфраструктуры, может быть достигнуто в результате реализации следующих мероприятий:
1. Формирование и эффективная реализация программ развития транзитного потенциала регионов, с учетом возможностей вовлечения ресурсного и социально-экономического потенциала сельских территорий.
2. Реализация законотворческих инициатив, направленных на формирование нового стандарта для сельских дорог со среднесуточной интенсивностью до 100 автомобилей.
3. Максимальная оптимизация системы финансирования дорожного строительства, с учетом трансформации и увеличения источников формирования муниципальных дорожных фондов.
4. Широкое применение инноваций при строительстве сельских автомобильных дорог, а в частности использование переходных типов дорожных одежд, масштабное применение технологии стабилизации местных грунтов.
5. Разработка механизмов развития интеграции предприятий дорожно-строительного комплекса с предприятиями АПК с целью выработки взаимовыгодных программ сотрудничества в части развития транспортной инфраструктуры территорий.
Мобильность населения и факторов производства, локализованных в сельских территориях, в условиях ускорения темпов экономического развития носит первостепенный характер для устойчивого развития регионов и страны в целом. Учитывая структурную перестройку экономики страны, стагнацию сельскохозяйственного производства, трансформацию аграрных рынков, дорожно-транспортную политику следует осуществлять с учетом общенациональных, отраслевых и региональных интересов, исходя не только из тактических, но также из стратегических задач развития системы хозяйствования страны, ориентированной на сохранение народонаселения и продовольственную безопасность.
Литература
1. Гэннон К., Лиу З. Транспорт: инфраструктура и услуги. URL: http://www.siteresources.worldbank.org.
2. Официальный сайт Федерального дорожного агентства Российской Федерации. URL: http://www.rosavtodor.ru.
3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». М. : Изд-во Минтранса РФ, 2007.
4. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 г.». М. : Изд-во Министерства сельского хозяйства РФ, 2009.
5. Бородянский Г. А., Кац А. В., Ногай В. А. [и др.]. Эффективность строительства автомобильных дорог местного значения / под ред. А. В. Каца. М. : Транспорт, 1980.
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий регионального дорожно-строительного комплекса» (проект № 11-32-00317а2).