Научная статья на тему 'Роль дорожно-транспортной инфраструктуры в развитии АПК региона'

Роль дорожно-транспортной инфраструктуры в развитии АПК региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
410
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дорожно-транспортной инфраструктуры в развитии АПК региона»

Роль дорожно-транспортной инфраструктуры в развитии АПК региона

Аннотация: Анализируется состояние дорожно-транспортной инфраструктуры аграрного сектора экономики. Рассмотрены приоритетные направления совершенствования и улучшения качества дорожной сети, повышения безопасности дорожного движения, особенно горной сельскохозяйственной части региона.

Ключевые слова: дорожно-транспортная сфера, агропромышленный комплекс, эффективность, госрегулирование.

Гасанов Магомед Алиевич

Ведущий научный сотрудник, д.э.н. профессор. ИСЭИ ДНЦ РАН, академик РАТ Г. Махачкала

Gasanov M.A. ROLE OF THE ROAD AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF REGION

The condition of a road and transport infrastructure of agrarian sector of economy is analyzed. Priority directions of perfection and improvement of quality of a high system, increase of safety of traffic, especially mountain agricultural part of region are considered.

Keywords: road and transport sphere, agriculture, efficiency, state regulation.

Устойчивое развитие агропромышленного комплекса, повышение уровня жизни населения прямо связаны со строительством дорожно-транспортной сети жизненно важных артерий экономики в условиях процессов модернизации. Исследование показало, что в тех районах аграрного сектора, которые неудовлетворительно обеспечены автодорогами, доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35%. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. При этом скорость движения подвижного состава по грунтовым дорогам падает в 2-3 раза, а расход топлива и износ шин увеличивается в 1,5-2 раза, себестоимость транспортной продукции возрастает в 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке зерна по бездорожью потери его составляют более 2,5-3%, растут простои и аварийность.

В Послании парламенту Республики Дагестан Президент РД отметил, что приоритетным направлением остаются дальнейшее развитие объектов инфраструктуры, расширение сети и улучшение качества автомобильных дорог республики. Дорожно-транспортная сеть, являясь составной частью инфраструктуры аграрного сектора экономики, обеспечивает региональную связанность, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию терри-

тории, росту предпринимательской активности республик и краев Северо-Кавказского федерального округа, всей страны.

Автодорогами в республике занято 18,2 тыс. га земельной площади, что составляет около 1% территории Дагестана. В республике более 1600 населенных пункта, осуществляющих транспортное сообщение по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования. В основном - это сельские населенные пункты.

В Дагестане в общей структуре дорог только 33% имеют усовершенствование (асфальтобетонное) покрытие. По этому показателю республика занимает почти последнее место в северокавказском регионе и одно из последних в России. Более 30% эксплуатируемых мостовых сооружений (из всего 1200) на автомобильных дорогах требуют реконструкции. Свыше 50% автомобильных дорог республиканского значения с асфальтобетонным покрытием подлежат реконструкции. Более 70% местных дорог в горной сельскохозяйственной части по своим техническим параметрам не соответствует нормативам, а 11 районных центров аграрного сектора не соединены с опорной сетью дорогами с асфальтобетонным покрытием республики.

Протяженность всех автомобильных дорог составляет 9549,7 км, из них общего пользования 8130,2 км. Из общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием -32,7% дороги республиканского значения, 8,4% - федерального значения и 58,9% -

местного значения. Всего количество сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования составляет 1605 единиц, из них имеющих связь по дорогам с твердым покрытием - 85,4%.

За 2010 г. увеличилась протяженность дорог с усовершенствованным покрытием аграрного сектора. Перевод дорог из гравийного в асфальтобетонное покрытие осуществлялся как за счет реконструкции дорог, так и за счет капитального ремонта. Введен в эксплуатацию третий пусковой комплекс автодороги первой технической категории «Махачкала-Аэропорт с подъездом к г.Каспийск», увеличив протяженность территориальной сети дорог первой технической категории на 4,5 км. Кроме того, в 2010 году продолжились работы по реконструкции еще 5-ти участков маршрута от Сагринского моста до населенного пункта Ботлих, где проводились работы по созданию задела для работы будущих лет, что дает предпосылки для успешной реализации поставленной задачи завершения реконструкции маршрута в 2011 году. Удалось сохранить действующую сеть автомобильных дорог в надлежащем состоянии и даже несколько улучшить за счет проведения всех видов дорожных работ в АПК, что положительно сказалось на работе сельскохозяйственного производства региона. Продолжены работы по строительству и реконструкции участков дорог, ведущих к пограничным заставам, причем основное внимание при этом уделено строительству новых и перестройке аварийных мостов с целью обеспечения надежной автотранспортной связью погранзастав и обеспечения пропуска большегрузных машин. Тем не менее, многие населенные пункты горной сельскохозяйственной части в регионе все еще не отвечают требованиям бесперебойного функционирования подвижного состава.

В связи с этим программа обеспечения любого сельского населенного пункта хотя бы одним автомобильным выходом на сеть дорог заслуживает внимания и одобрения. Недостаток дорог, как уже отмечалось, вызывает материальные потери в регионе главным образом при вывозе сельскохозяйственной продукции, препятствует развитию производительных сил и формированию гражданского общества, сказывается также на социальном развитии населенных пунктов.

Развитие экономики АПК региона предопределяет дальнейшее улучшение качества дорожной сети, особенно горных дорог и мостов, снижение стоимости дорожно-строительных работ и быстрейшую ликвидацию остатков бездорожья. Строительство автомобильных дорог между сельскохозяйственными населенными пунктами имеет не только экономическое, но и большое социальное значение.

Должна быть обеспечена дорожная связанность территории как в национальных границах, так и в региональном сельскохозяйственном разрезе, исходя из возможности доступа к сети по подъездам с твердым покрытием практически для всех населенных пунктов, в которых проживает подавляющая часть населения. Необходим учёт стратегических интересов Дагестана: бесперебойное движение вне зависимости от сезонности и погодных условий; доведение транс-портно-эксплуатационных качеств сельских дорог до уровня международных стандартов; повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа происшествий по причине дорожных условий как фактор становления современного гражданского общества.

Одновременно должны быть созданы условия для строительства и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений в сельской местности на коммерческих началах с привлечением средств международных финансовых организаций и частных инвесторов.

Нужны также уточнения и изменения в существующей классификации дорог с соответствующим перераспределением ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между уровнями государственной власти, местного самоуправления, новыми собственниками, в том числе с учетом проводимой административной реформы и реформы органов местного самоуправления, перспективной системы доходных полномочий бюджетов разных уровней и, соответственно, возможностей финансирования содержания и развития дорог, реальных темпов и пропорций развития коммерческого сегмента дорожного хозяйства в условиях модернизации экономики аграрного сектора.

В соответствии с реформированием структуры собственности дорожной сети предстоит реформирование системы предприятий

дорожно-транспор-т-ной инфраструктуры, при этом часть их сохранится в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в собственности муниципальных образований.

Проведенный анализ показывает, что объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские

(фермерские) хозяйства, население) в декабре 2010 года в действующих ценах, по расчетам, составил 1802,3 млн рублей, за январь-декабрь 2010 года - 49424,1 млн. рублей. Объем продукции сельского хозяйства республики по кварталам приведены в табл. 1.

Социально-экономическая основа развития АПК и проводимых реформ заключается в переводе финансирования развития и со-

мобильных дорог, в том числе постепенное повышение акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла.

Особенно остро стоит проблема обеспечения связью с горными и труднодоступными районами, так как их эффективное освоение, рост сельскохозяйственного производства возможны лишь в результате интенсивного развития и строительства автомобильных дорог. Это тем более важно, потому что здесь слабо развиты или совсем отсутствуют другие виды транспорта.

Для нашего региона (СКФО) актуально решение задачи создания опорной дорожной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. В таких районах с перспективным развитием

держания дорожной сети, включая муниципальные дороги, на механизмы, в основу которых положен принцип «пользователь платит». На первом этапе должен быть осуществлен пересмотр бюджетных полномочий и установлены источники финансирования дорожного хозяйства по уровням бюджетной системы. С учетом недостаточного объема сборов пользовательских налогов для финансирования наиболее крупных и значимых дорожных объектов на первом этапе потребуется привлечение дополнительных бюджетных источников.

При этом предполагается уточнение номенклатуры, а также увеличение ставок налогов и сборов с пользователей автомобильных дорог, постепенное увеличение налоговой нагрузки на пользователей авто-

аграрного сектора экономики предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях формирования современного гражданского общества и решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем сельским населенным пунктам региона.

Предусматривается завершение строительства автодороги Гимры-Чирката, открытие по ним автомобильного движения. Ведется реконструкция автодороги Махачкала -Верхний Гуниб, будет осуществлено строительство сельских производственных баз и камнедробильной установки. Предусмотрено отремонтировать такие важные участки республиканских дорог, как Урма-Губден, Мамраш-Ташкапур, Араканский мост, Манас-

Таблица 1

Динамика объема продукции сельского хозяйства РД

Наименование В % к

соответствующему периоду предыдущего года

2009 г. 2010г. .

I квартал 104,2 102,6

II квартал 105,0 103,4

I полугодие 104,7 103,1

III квартал 104,8 103,0

IV квартал х х

Январь-декабрь 104,0 104,2

Сергокала-Перво-май-с-кое, Грозный-Ботлих, Араканская площадка и др. Кроме того, предусмотрено привести в нормативное состояние ряд сельских автомобильных дорог для приема их в сеть автомобильных дорог общего пользования. На приведение сельских автомобильных дорог в нормативное состояние для приемки их в сеть дорог общего пользования выделяются средства из территориального дорожного фонда.

Необходимо предусмотреть ускоренное строительство и опорной сети магистральных автомобильных дорог, расширение строительства путей сообщения в сельской местности, улучшение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и осуществление необходимых мер по повышению безопасности движения. Поэтому направление дальнейшего строительства сети благоустроенных автомобильных дорог в условиях развития гражданского общества должно соединить все перспективные сельские населенные пункты региона, что необходимо для полного удовлетворения потребностей хозяйства и населения в перевозках.

Таким образом, региональная эффективность строительства и реконструкции автомобильных дорог выражается в снижении себестоимости продукции, в сокращении времени доставки и дальности перевозок, в улучшении сохранности сельскохозяйственных грузов при перевозках, снижении потерь и повышении на этой основе мобильности производственных ресурсов, в повышении производительности за счет применения современных форм организации и управления.

Весьма наглядна связь дорожной инфраструктуры с отраслями рыночной экономики и подотраслями аграрного сектора. Так, например, неудовлетворительное развитие объектов дорожной инфраструктуры ведет к существенным потерям выращенной продукции, что уменьшает конечную продукцию сельскохозяйственного производства, значительно сужает возможности удовлетворения потребностей общества, тогда как развитие инфраструктуры (в первую очередь автодорожной сети) создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики, что является одним из важных его приоритетов в условиях формирования гражданского общества на современном этапе.

Таким образом, стратегическими направлениями структурной перестройки инфраструктуры являются: развитие социально значимых перевозок; улучшение состояния сети дорожных коммуникаций; повышение уровня безопасности дорожного движения и др.

Необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры в условиях развития гражданского общества продиктована временем. Её стратегической целью должно стать формирование такой системы дорожной сети, которая гарантированно удовлетворяла бы социальные, экономические и другие специальные требования. Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности дорожной инфраструктуры. Это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня объектов инфраструктуры как фактора построения гражданского общества.

К числу важнейших приоритетов развития и реформирования системы дорожно-транспортной инфраструктуры следует отнести дальнейшее совершенствование ее управляющих структур с целью обеспечения повышения управляемости предприятиями инфраструктурного комплекса и безусловного проведения государственной политики, осуществления госрегулирования и контроля деятельности объектов инфраструктуры в секторах АПК экономики Республики Дагестан.

В рамках этого направления первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий дорожной сети с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий.

Таким образом, взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование дорожно-транспортной инфраструктуры в развитии экономики АПК региона.

Литература:

1. Гасанов М.А. Значение маркетинга дорожно-транспортной отрасли в развитии экономики региона // Вопросы структуризации экономики. 2011. №1. С. 54-59

2. Гасанов М.А. Ключевой приоритет в системе маркетинговых исследований. // Вопросы структуризации экономики. 2010. №3. С. 93- 98

3. Багомедов М.А., Кадырова А.О. Социальные аспекты развития предпринимательства в Горном Дагестане / Ж. «Вопросы структуризации экономики», Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН. 2000. №7. С. 88-89

4. Багомедов М.А. О совершенствовании государственного регулирования социальной сферы регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2011. январь. № 3 (186). С. 6770.

6. Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // РППЭ, ISSN 1812-7096. 2009. №4. С.248-259

7. Багомедов М.А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры выхода // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала. 2009. №1. С. 5-9.

8. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала. 2009. №1. С. 74-83.

9. Кутаев Ш.К., Гордеев О.И. Направленность и условия реализации эволюционной модернизации на современном этапе развития экономики региона // Вопросы структуризации экономики. - Махачкала. 2011. №3. С. 11-18.

10. Гимбатов Ш.М. Экономическое развитие в мультиэтничных регионах.// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528. 2011. №3. С. 26-30.

11. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения: система показателей и методика оценки // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №1. С. 241-228.

12. Абдулманапов П.Г. Типология районов Республики Дагестан по параметрам рождаемости // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №3. С. 182-188.

13. Сагидов А.К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа. // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528. 2011. № 1. С. 14-18.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат.сб./ Росстат. М.. 2009.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. -М.. 2010. 996 с. ISBN 978-5-89476-310-1.

16. Багомедов М.А., Гусейнов А. А., Омаров Ш.К. Социальные альтернативы в региональной промышленной политике // Вестник ДНЦ РАН, ISSN 1684-792Х. 2011. № 1. С. 98-104.

+

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.