Эскарханов Л.У.
Перспективы развития процесса автоматизации в сфере земельно-имущественных отношений Чеченской республики
Показаны основные аспекты процесса автоматизации в организациях сферыземельно-имущественных отношений республики основывается на принятых ряда нормативно-правовых документов Федеральным центром координирующих деятельность всех организаций и учреждений в направлении скорейшей автоматизации всех процессов получения, обработки и хранения информации о земельно-имущественной сфере РФ.
В настоящее время, происходящие преобразования в сфере земельных отношений Чеченской Республики обуславливают необходимость своевременного получения достоверной и систематизированной информации о состоянии и использовании земель, нарушениях правового режима целевого назначения и разрешенного их использования для ведения государственного мониторинга земель, государственного земельного контроля, государственного земельного кадастра, государственной кадастровой оценки земель, определения механизмов рыночного оборота земель в соответствии с действующими законодательными актами. Экономика Чеченской республики находится в стадии восстановления и поэтому требуется очень оперативное восстановление информации связанной с земельными отношениями. Службами и организациями, работающими в области земельно-имущественных отношений, уже накоплен огромный объем информации, а темп получения новых данных значительно возрос. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный учет имеющейся и получаемой информации, необходим переход от так называемых «ручных» методов учета, к автоматизированным, то есть компьютерным. Только таким образом можно обеспечить возможность хранения в структурированном виде большого объема данных, получить к ним быстрый доступ, удобную форму представления, а также выполнять необходимую фильтрацию и статистическую обработку.
Федеральным центром уже приняты ряд нормативно-правовых документов координирующих деятельность всех организаций и учреждений в направлении скорейшей автоматизации всех процессов получения, обработки и хранения информации о земельно-имущественной сфере Российской Федерации и субъектов. На сегодняшний день мы имеем возможность наблюдать уникальный в своем роде прецедент для мировой экономической общественности. На огромной территории в 1/8 от площади земного шара, в более чем 400 крупных городах и более чем 2200 районах идет развертывание автоматизированной системы информационного обеспечения земельно-имущественных отношений. Для проведения такой колоссальной работы требуется огромное количество ресурсов не только финансовых, но и человеческих. В осуществлении этого процесса задействованы практически все органы законодательной и исполнительной власти на всей территории РФ. Наиболее значительный вклад и наиболее ощутимую роль в процессе внедрения автоматизации играет без сомнения Федеральный кадастровый центр «Земля». Основной задачей этого учреждения является обеспечение работ по внедрению в эксплуатацию программно-технических средств и информационных технологий ведения государственного земельного кадастра, их научно-техническая поддержка и сопровождение, обучение и переподготовка специалистов. На местах, то есть на уровне субъектов его функции выполняют сеть региональных кадастровых центров - дочерних предприятий. Так ФГУ «Земельная кадастровая палата по Чеченской Республике» налажено и осуществляется тесное и плодотворное сотрудничество с Южно-Российским кадастровым центром «Земля», расположенным в г. Таганрог Ростовской области, и Северо-Кавказским региональным центром «Земля» расположенным в г. Нальчик Кабардино-Балкарской республики. В рамках сотрудничества с этими центрами осуществляется поставка в Чеченскую Республику программного и технического обеспечения, подготовка специалистов, оказывается помощь в проведении землеустроительных и оценочных работ.
Львиная доля усилий, требуемых для скорейшего перехода к автоматизации возложена на государственные учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере земельно-имущественных отношений. Наиболее значимые из них: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской республике, Министерство имущественных отношений чР. Именно этими организациями и проводится разработка программ, планов и стратегий внедрения процессов автоматизации в область регулирования и управления земельно-имущественными отношениями в республике. Само собой разумеется, что эти организации осуществляют свою деятельность в полном согласовании с федеральным центром и органами исполнительной власти на местах. Наиболее ощутимым результатом их совместного действия является принятие и утверждение Правительством Чеченской Республики республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». Рассмотрим подробнее положения этой программы, так как на сегодняшний день она является основным и самым весомым стратегически разработанным и практически осуществляемым мероприятием в рамках перехода к автоматизированному учету объектов недвижимости Чеченской республики.
В рамках данной республиканской целевой программы реализуется федеральная подпрограмма «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений». Решение о разработке программы было принято на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 г. № 369-р. Государственный заказчик и основной разработчик программы - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской республике. Основные исполнители определяются на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». На сегодняшний день основными исполнителями являются: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской республике и СевероКавказский региональный кадастровый центр «Земля». Целью программы является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. Программа реализуется путем исполнения следующих программных мероприятий: 1) создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости, содержащей перечни объектов учета и данные о них и обеспечивающей возможность ознакомления с ними широкой общественности 2) создание автоматизированных баз данных по государственному кадастровому учету земельных участков всех форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных; создание автоматизированной системы, обеспечивающей управление недвижимостью, реформирование и регулирование земельных отношений; 3) разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации, собственность Чеченской Республики, собственность муниципальных образований и создание автоматизированных баз данных по учету земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости; 4) подготовка и переподготовка кадров для обеспечения государственного кадастрового учета объектов недвижимости и управления на уровне Чеченской Республики и муниципальных образований. Реализация программы рассчитана сроком на 5 лет в период с 2002 по 2007 годы, поэтапно : 1-й этап - с 2002 по 2003 г.г., 2-й этап с 2004 по 2005 г.г., 3-й этап с 2006 по 2007 г.г. Установлены объемы и источники финансирования программы: всего по программе на 2002-2007 г.г. выделено 70,0 млн.рублей, из них на бюджет Чеченской республики приходится 56,0 млн. рублей, на местные бюджеты 14,0 млн.рублей соответственно. Объем средств направленных из Федерального бюдже-
та на выполнение программы согласовывается с Росземкадастром после принятия закона о Федеральном бюджете на текущий год. Управление реализацией программы и контроль за ее исполнением осуществляет Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской республике. На данный момент программа находится на завершающей стадии 2-го этапа осуществления. Уже проведена инвентаризация всех земель по категориям практически во всех районах и населенных пунктах Чеченской Республики. Внедрено в использование необходимое техническое оборудование и программное обеспечение. Приняты ряд новых методик и инструкций по ведению государственного кадастрового учета на территории ЧР. В рамках сотрудничества проводится подготовка и переподготовка специалистов в Северо-Кавказском региональном центре «Земля».
Но хотелось бы подробнее рассмотреть самое основное, на мой взгляд, звено в системе автоматизации, то с чем приходится иметь дело обычным сотрудникам, то от удачной разработки чего зависит успех всего масштабного мероприятия, речь идет о необходимом программно-пользовательском обеспечении. На современном этапе происходит оснащение всех организаций и учреждений общепризнанной автоматизированной системой ведения государственного земельного кадастра, которая больше известна как ПК ЕГРЗ - Т (программный комплекс единый государственный реестр земель), разработанный ЮРКЦ «Земля» г. Таганрог, в рамках осуществления вышеуказанной программы. Это на сегодняшний день по праву общепризнанный многофункциональный программный комплекс, который используется в более чем 65 % территориальных органах Росземкадастра. Наряду с ПК ЕГРЗ - Т существуют ПК ЕГРЗ - П г. Санкт-Петербург и ПК «Геополис» г. Новосибирск, но они имеют свою специфику и такого распространения как ПК ЕГРЗ - Т не получили.
Программный комплекс ПК ЕГРЗ - Т обеспечивает выполнение следующих функций: реализацию процесса государственного кадастрового учета; формирование объектов учета, ввод основных характеристик и присвоение кадастрового номера объектам учета; учет правового положения объектов по результатам регистрации прав; учет ограничений и обременений, налагаемых одним объектом на другой; реализацию процессов формирования и учета зон особого режима использования земель; формирование и ведение структурированных справочников адресной системы; автоматизированное формирование и выдачу форм ЕГРЗ, создание произвольных отчетов и справок; ведение архивов объектов кадастрового учета; ведение классификаторов; авторизацию доступа и протоколирования действий операторов; формирование и ведение дежурной кадастровой карты; обеспечение связи пространственной и атрибутивной информации; поддержку кадастровых операций с объектами учета и другие. Также программный комплекс может быть расширен дополнительными модулями и интегрирован в информационные системы для: управления муниципальными землями; кадастровой оценки объектов недвижимости в целях налогообложения; учета и управления муниципальной недвижимостью; создания территориальных информационных систем. Именно благодаря своей многофункциональной и удобной структуре данный программный комплекс получил широкое распространение и признание как на территории Российской Федерации, так и на территории ее субъектов, в том числе и в Чеченской республике.
Таким образом процесс перехода к автоматизации в области земельно-имущественных отношений является объективной необходимостью. Тем более, что его успешное осуществление несомненно повлечет за собой ощутимый положительный эффект на экономику республики в целом. Во-первых, будет получен прямой экономический эффект в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей в результате проведения разграничения государственной собственности на землю и повышения эффективности управления недвижимостью на федеральном, республиканском и местном уровнях. А совокупный социально-экономический эффект будет достигнут за счет проведения структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Чеченской Республики.
Литература
1.Булатов А.С. Экономика. М.: БЕК,1996.
2.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. - Грозный, 2007.
3. Федеральная служба Госстатистики. Краткий стат. Сборник Чеченская Республика в цифрах. - Грозный, 2005.
4.Эскарханов Л.У. Эффективность использования производственного потенциала в АПК(теоретические и методологические аспекты). - Махачкала, 2004.