внутренние нормативные акты, так или иначе связанные с вопросами выплаты своим работникам вознаграждений любого вида. Наверное, излишне говорить о том, что чем тоньше будет грань между мотивами, лежащими в основе действий работников организации при выполнении ими своих должностных обязанностей, и критериями оценки их труда, тем производительнее будет труд этих работников, а, следовательно, эффективнее будут осуществляться бизнес-процессы в данной организации. Помимо этого такая организация может рассчитывать на здоровый микроклимат в отношениях между сотрудниками всех рангов, способствующий созданию сплоченного коллектива единомышленников не только на уровне высшего руководящего звена, но всей команды в целом.
Естественно, что такие глобальные вопросы, как мобилизация коллектива на предстоящие преобразования, создание работающей «реинжиниринговой команды»», ломка устоявшихся структур, отношений и процессов, внедрение прогресс ив ных информационных технологий, создание «внутрифирменной философии», разработка системы мотивации труда работников и др., находятся в компетенции только высших руководителей (или собственников) организации. И ответственность их за организацию и проведение реинжиниринга своих компаний несоизмеримо велика, потому что в случае неудачи они рис -куют не только не получить желаемого эффекта и впустую потратить время, трудовые и финансовые ресурсы предприятия, но, что еще более страшно, потерять веру в свои силы, а также лишиться веры в их силы и в реальность реинжиниринга со стороны трудового коллектива, что в конечном итоге может привести к банкротству организации (если организация находится в стадии кризиса или экономического застоя) или отбросить далеко назад возможность ее
экономического роста (если состояние организации является экономически стабильным).
Руководителю (или собственнику), берущемуся за осуществление реинжиниринга своей организации, мало обладать житейской мудростью и экономической прозорливостью, иметь незаурядные организаторские способности и неистребимое желание к усовершенствованию и преобразованиям. Нужно отдавать себе отчет в том, что, возможно, эти преобразования придется начинать именно с себя: со своих взглядов, устоявшихся привычек, стиля поведения и управления. И если этот руководитель (или собственник) не чувствует в себе способности к изменениям, то предстоящий реинжиниринг его организации, скорее всего, будет обречен на неудачу. При этом необходимо отметить, что сам по себе фактор «самоизменения»» для руководителя (или собственника) не несет признаков обязательности и радикальности. Глубина, масштабы и характер таких изменений индивидуальны и субъективны в каждом конкретном случае. Иногда они будут требовать действительно радикального пересмотра своих взглядов, стиля поведения и методов управления, а иногда будут сводиться лишь к делегированию части своих полномочий иным должностным лицам организации. В любом случае от лидера реинжиниринга всегда будет требоваться вера в необходимость проведения реинжиниринговых мероприятий, понимание своей роли и ответственности в этом процессе, а также готовности личным примером доказать возможность осуществления требуемых преобразований и изменений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал «Harvard Business Review». 1990. № 4.
2. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. 1993.
И.Н. нови,
доцент каф. менеджмента и государственного и муниципального управления, канд. геогр. наук
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ
КОМПЛЕКСОМ
В течение последних десяти лет в Российской Федерации активно осуществляется земельная реформа. Радикальные преобразования в сфере земельно-имущественных отношений в нашей стране (переход к рынку, введение частной собственности на землю, многообразие форм хозяйствования и платности) объективно показывают, что прежние методы регулирования земельно-имущественных отношений, сформировавшиеся в дореформенный
период, являются малопродуктивным. Ситуация ос -ложняется и тем, что пока еще не удалось в полной мере сформировать целостную, завершенную нормативно-правовую базу землепользования. Все эти причины предъявляют все более высокие требования к современной системе управления развитием этих отношений.
В связи с этим важное значение для понимания перспектив развития земельных отношений в нашей
стране имеет анализ структуры и организации кадастровых систем разных территориальных уровней как основных элементов регулирования земельно-имущественного комплекса.
Само по себе управление земельными ресурсами представляет собой целенаправленное воздействие государства и общества на сферу земельных отношений, которое позволяет достигнуть наиболее эффективного использования земельных ресурсов страны. Эффективность использования земельных ресурсов определяется рядом критериев. Среди основных из них можно назвать социальный, экологический и экономический критерии. В настоящее время в условиях развития земельного рынка происходит ориентация на экономический критерий эффективности, который, как правило, выражается в денежном эквиваленте, а его экономический смысл сводится к получению действительного валового дохода от управленческой деятельности (земельный налог, плата за предоставление различных картографических материалов, доход от лицензированной деятельности, предоставление информации консультационного характера и т.д.) [1].
Эффективное управление земельными ресурсами невозможно без полной информации об объекте управления. В развитых странах такая информация содержится в системах государственного земельного кадастра (далее ГЗК), как правило, выполняющих две функции - правовую и фискальную. Правовая функция земельного кадастра обеспечивает регистрацию и защиту прав землевладельцев, а фискальная - справедливое и полное налогообложение земель и иной недвижимости.
Российская Федерация, продвигаясь по пути рыночных преобразований, вплотную подошла к необходимости создания системы ГЗК уже в начале 90-х годов. Создание Федерального кадастрового центра «Земля» положило начало проведению комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательс-ких работ в этом направлении. За короткое время специалистам центра удалось познакомиться с современным зарубежным опытом создания и функционирования кадастровых систем Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Австрии, США, Канады и др., организовать и осуществить более 20 пилотных проектов в различных субъектах Российской Федерации по отработке отдельных элементов технологии ведения земельного кадастра, сбора и обработки информации о земле.
Появление Федеральной службы земельного кадастра России следует оценивать не как очередное преобразование, а как явление положительное, поскольку произошла конкретизация деятельности: служба должна выполнять функции по учету всех объектов недвижимости вне зависимости от стратегических решений на государственном уровне, т.е. конкретизация деятельности происходит на учетной составляющей, что обеспечит определенную экономическую стабильность - при любых преобразованиях, которые могут происходить в государстве, учетная функция нужна всегда, без нее государство обходиться не может. Земля как основная составляющая объектов недвижимости является не только средст-
вом производства, но и важнейшим государственным стратегическим ресурсом, который требует адекватной государственной учетной системы, формирующейся государственной службой земельного кадастра России. Из-за значительных объемов информации, с которыми приходится работать, система государственного земельного кадастра является автоматизированной и ведется по единым правилам, а данные заносятся в установленные законодательством формы [3].
Особенности земельного кадастра России (огромная территория и связанные с этим обстоятельством региональные различия в традициях целевого назначения и использования земель, уклада жизни народов) приводят к тому, что в ряде регионов насущной потребностью является включение в состав земельного кадастра дополнительных сведений [4]. Поэтому целесообразно, чтобы органы муниципального самоуправления могли устанавливать свой состав сведений, дополняя установленный федеральным уровнем и уровнем субъекта РФ минимальный набор сведений с компенсацией затрат на их сбор и поддержание в актуальном состоянии (экологические параметры городской территории, информация об объектах недвижимости и т.д.).
Как отмечалось, формирование взглядов на сущность земельного кадастра происходило в условиях отсутствия законодательной базы о земельных отношениях и воздействия различного рода мировых и местных тенденций. В результате имеется несколько представлений о существе земельного кадастра. Как видно из рис. 1, правовой статус зданий/сооружений отличается от правового статуса земельного участка, на котором они расположены; более того, этот земельный участок зачастую не определен. Такое разделение серьезно осложняет реализацию защиты прав землепользователей, явно не способствует инвестиционным процессам и т.п.
Рис. 1. Соотношение различных понятий кадастра (по С.И. Саю с изменениями)
В настоящее время ситуация меняется. Наряду с определением каждого такого земельного участка осуществляется постепенная передача прав на них собственнику зданий/сооружений. Таким образом, возникают «комплексные» земельные участки, т.е. недвижимость в классическом понимании. Здания и сооружения в последнем случае являются явно имуществом, неразрывно «привязанным» к земельному участку, т.е. своего рода «улучшением» земельного участка (например, в кодексе Швеции отсутствуют понятия здание/сооружение, вместо него используется понятие «улучшение»). В случае, если право на
такое «комплексное» недвижимое имущество будет являться правом частной собственности, у государства и муниципалитетов исчезает необходимость нести бремя учета (включая поэтажные планы, инвентаризацию и другие характерные для современных БТИ функции). Другими словами, еще характерный для нашего времени объективный процесс сближения понятий «недвижимость» и «земля» ведет к тому, что понятие «кадастр недвижимости» вытесняется понятием «земельный кадастр» (рис. 2).
Рис. 2. Трансформация понятий в будущем
Анализ существующей системы управления недвижимостью показывает, что актуальными являются следующие вопросы:
1) формирование полного реестра государственной недвижимости, находящейся на территории региона, содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающего объекты незавершенного строительства;
2) формирование комплексного объекта управления, состоящего из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей);
3) оценка реальной рыночной стоимости недвижимости;
4) регистрация права государства на принадлежащие ему проинвентаризированные и оцененные объек-ты недвижимости;
5) осуществление полномочий государства как собственника недвижимости разными органами госу-дарственной власти (и федеральными и региональными).
Государственный земельный кадастр (ГЗК) создает юридически значимую информационную основу, необходимую для охраны права собственности и иных прав на землю. Статьи 4, 6 Закона «О ГЗК» прямо указывают, что ГЗК ведется в целях информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статья 6 также определяет, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основе сведений государственного земельного кадастра.
Одной из ключевых проблем обеспечения эффективного функционирования системы ГЗК является формирование надлежащей организационной структуры. В организационном плане ГЗК представ-
ляет собой трехуровневую систему, соответствующую структуре органов административного территориального управления, и состоит из следующих уровней иерархии: Ф - федеральный, С - субъекта РФ, Р - районный (муниципальный) [2].
В настоящее время земельная служба на всех административно-территориальных уровнях представлена двумя структурами: комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и федеральными государственными учреждениями «Земельная кадастровая палата» (ФГУ ЗКП) (или их филиалами).
В функции земельных комитетов входит составление отчетной документации, осуществление контроля за использованием земель и деятельностью ФГУ ЗКП. ФГУ ЗКП на уровнях муниципальные образования - субъекты РФ - Российская Федерация в целом осуществляют процесс государственного кадастрового учета земель (ГКУЗ). В результате ГКУЗ сведения о местоположении и общие сведения о земельных участках заносятся в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).
Для большинства субъектов характерно параллельное существование двух баз земельно-кадастровых данных: ФГУ ЗКП и земельных комитетов. В то же время базы данных (БД), имеющиеся в настоящее время у земельных комитетов, не могут быть использованы в ЕГРЗ, так как в соответствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре» не соответствуют структуре земельно-кадастровых документов.
На практике же ФГУ ЗКП постоянно обращается к БД земельных комитетов (в основном при инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках и при проверке местоположения земельных участков). При этом возникают проблемы совместимости информации, хранящейся в БД ФГУ ЗКП и БД земельных комитетов.
Процесс создания единой учетной системы земельных участков и иных объектов недвижимости невероятно трудоемок и требует постоянного информационного обмена между различными ведомствами (БТИ, ФГУ ЗКП, Регистрационной палатой и др.), которые подчиняются разным, не зависящим друг от друга федеральным службам. Но слияние различных ведомственных баз данных в единую структуру нецелесообразно, так как это только усложнит структуру соподчинения и перехода информационных потоков между различными уровнями. Возникает возможность дублирования данных. Во избежание вышеперечис -ленных проблем необходимо создать единое информационное пространство, в рамках которого определить, с какими ведомствами в дальнейшем нужно осуществлять информационный обмен и какого рода информацию они могут предоставить в систему ГЗК.
Таким образом, для реализации нормального функционирования автоматизированной системы государственного земельного кадастра с целью дос -тижения максимального экономического эффекта необходимы [5]:
• разработка нормативно-правовой базы, определяющей перечни объектов и их характеристик, учитываемых в системе кадастра;
• разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих порядок формирования земель-
ных участков и расположенных на них иных объектов недвижимости в качестве единого объекта;
• утверждение регламента передачи и обмена информацией между автоматизированными базами данных различных ведомств;
• разработка технологий и специального программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, а также информационного обеспечения субъектов оборота земель и иного недвижимого имущества;
• создание системы электронного межведомственного обмена данными, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и сопровождение специальных автоматизированных программ;
• создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество, налоговых органов, органов государственного управления и др.
В результате выполнения мероприятий Федеральной целевой программы создания автоматизированной системы ГЗК и в соответствии с общей стратегией совершенствования управления земельно-имущественными отношениями в России предусматривается постепенный переход отведения ГЗК к ведению государственного кадастра недвижимости на основе интеграции различных ведомственных систем. Такой подход позволит объединить в едином кадастре достоверные данные обо всем недвижимом имуществе, исключить дублирование информации и обеспечить оперативный доступ к ней заинтересованных пользователей.
Исчерпывающая кадастровая информация из автоматизированной системы ГЗК о составе, состоянии и движении земельных ресурсов будет способствовать увеличению поступления платежей за землю, позволит внести существенные изменения в налоговую систему, повысить ее стимулирующую роль в развитии производства, создаст дополнительные факторы для развития ипотечного кредитования и стимулирования инвестиционных процессов не только в агропромышленном комплексе, но и во всех сферах общественного воспроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальченко СА. Теоретические и методические основы эффективности системы государственного земельного кадастра. М.: ГУЗ, 2003.
2. Кислое B.C., Алътшулер Б.А. и др. Концепция создания и функционирования автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации //Земельный вестник России. 2000. №2. С. 8-19.
3. Сай С. И. Государственная земельная полити-ка//3емельный вестник России. 2000. №3. С. 1-2.
4. Сай С.И. Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города. М.: Фонд развития отечественного книгоиздания им. ИД. Сытина, РАГС, 2001.
5. Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)». М., 2001.
В.П. КАРЕЛИН,
зав. кафедрой математики и информатики ТИУиЭ,
д-р техн. наук, профессор В.И. ПРОТАСОВ, канд. физ.-мат наук, доцент ТГПИ
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДИСКРЕТНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В СИСТЕМАХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ
Удельный вес сложных систем в человеческой деятельности растет настолько быстро, что их создание и управление ими становится едва ли не центральной проблемой современности. Вместе с тем, именно от качества принимаемых управленческих решений существенно зависит эффективность их функционирования. При формировании как стратегических, так и тактических решений современный руководитель вынужден учитывать многочисленные, зачастую противоречивые требования и опираться на
сложные критерии эффективности путей достижения конечных целей.
Большинство проблем на функциональном и стратегическом уровнях управления являются либо слабо формализованными, либо вообще неформализованными многокритериальными задачами, решение которых при помощи традиционных подходов получить невозможно. В таких задачах часть информации, необходимой для полного и однозначного определения требований к решению, принципиально от-