4. Формирование специализированного центра консалтинга в региональной системе государственного и муниципального управления для разработки (на основе федеральных показателей, региональных стратегий и программ) стратегий, программ и отдельных проектов развития муниципальных образований. Необходимость продиктована, например, тем, что значительная часть специалистов муниципального управления по уровню своей подготовки не в состоянии решать подобные задачи самостоятельно. Требуется интеллектуальная и профессиональная поддержка в их работе.
Л. В. Костарева, Ю.Н. Старцев ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Переход России к рыночной экономике потребовал изменения подходов к управлению развитием территорий. При этом особенно важно учитывать особенности, конкурентные преимущества и потенциал развития того или иного региона. Такое управление требует индивидуального подхода к каждой территории. Это позволяет использовать отличие одной территории от другой, что само по себе является преимуществом. Интересна возможность использования данного подхода к управлению развитием приграничных территорий.
Россия занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ (60,9 тыс. км), так и по числу приграничных стран (16 государств). Площадь исключительной экономической зоны РФ составляет 8,6 млн кв. км. Из 89 субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны.
После распада СССР длина российских границ почти не изменилась. Зато появилось обширное новое пограничье: восемь государств - республик бывшего СССР (Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан).
Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы.
Категорийное определение государственной границы как линии (рубежа), ограничивающей пределы государственной территории и закрепленной соглашениями соответствующих сопредельных государств, остается общепринятым. Однако в условиях современных межцивилизационных, межконфессиональных, межэтнических отношений это понятие гораздо объемней, сложнее и более многопланово.
Граница всегда была не только географическим рубежом, но выполняла одновременно несколько функций, в том числе функции связи и разделения культурноэтнических, материальных и духовных интересов народов, наций и культур.
Приграничные территории в России играют особо важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Однако в настоящее время большая их часть относится либо к отсталым, либо к депрессивным территориям. Приграничные территории имеют худшие условия и показатели воспроизводства, чем центральные территории, развиваются замедленными темпами.
К проблемам российских приграничных территорий можно отнести следующие:
- в связи с тем, что Россия как государство потеряла большинство прямых транспортных выходов в Западную Европу, усложнились проблемы использования транзитных
коммуникаций (железных и автомобильных дорог и особенно нефте- и газопроводов), проходящих через страны Балтии, Белоруссию, Украину;
- недостаточное число пограничных переходов, таможенных пунктов и других элементов приграничной инфраструктуры не позволяет качественно выполнять ни одну из функций границ;
- возникают проблемы, ранее не известные государству: спонтанная трудовая миграция, массовая контрабанда, в том числе наркотиков и оружия, криминализация приграничных территорий;
- экономическая отсталость территорий.
В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится особая роль. Они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повышая их рыночную конкурентоспособность.
Следует подчеркнуть, что практически все субъекты Российской Федерации, расположенные вдоль границы, признают тот факт, что их приграничные территории имеют значительное преимущество в возможностях собственного развития. Необходимо лишь разработать специальные программы социально-экономического развития территории.
В рамках приоритетных направлений развития приграничных территорий отмечают:
- активное межграничное экономическое сотрудничество предприятий: создание индустриальных и торговых комплексов;
- создание двусторонних межправительственных комиссий со странами, имеющими общую границу с Российской Федерацией, рабочих групп по приграничным взаимоотношениям;
- развитие федерального законодательства в области приграничного сотрудничества и попытки сближения национальных законодательств, особенно в области финансового, налогового внешнеторгового и таможенного регулирования;
- сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- развитие транспортных путей и связанной с ними инфраструктуры обслуживания грузопотоков и пассажиров;
- создание условий в рамках приграничного сотрудничества для организации торгово-выставочной деятельности, проведения ярмарок, оптовой и розничной приграничной торговли;
- формирование комплекса мероприятий, направленных на развитие туристской инфраструктуры и создание новых рабочих мест в сфере туризма.
Приоритетность данных направлений развития объясняется непосредственной близостью и хорошим знанием партнеров, а также общностью многих проблем и вопросов, затрагивающих интересы людей, проживающих по обе стороны государственной границы.
Однако необходимо не только определить направления развития и разработать программу, но и оценить степень влияния данных мероприятий на социально-экономическое состояние территории. Необходимо выяснить, добавляет ли факт присутствия границы что-либо к качеству жизни, к конкурентоспособности приграничной территории и, если добавляет, то относительно чего - зарубежной прилегающей территории или иных отечественных и не только территорий?
Оценка - экспертиза программ или проектов, направленная на анализ работы программ, произведенного ими эффекта, и сравнение этих результатов с определенными критериями, например: «что было - что стало», «что стало - что должно было стать по плану программы». В силу сложности и многоплановости проблем единой и общепризнанной методики оценки не существует. Можно говорить лишь о методических подходах к проведению оценки, определяющих общие принципы и логику оценочной деятельности.
В общем виде логику оценки можно представить как систему, состоящую из таких элементов, как вопросы оценки, параметры и индикаторы оценки. Вопросы оценки являются способом фиксации целей и задач. Параметры оценки - это отдельные аспекты мероприятий или программы, которые подвергаются анализу. Индикаторы - это показатели, посредством которых можно количественно определить параметры оценки.
Важным моментом в ходе оценки привлекательности и эффективности мероприятий по развитию приграничных территорий является структурирование и оценка предполагаемых результатов. Логическую последовательность результатов можно представить следующим образом:
Ресурсы Реализация мероприятия Непосредственные
(«вход») ^ (выход) ^ результаты ^
Долгосрочные Эффект
^ результаты ^ программы
Результатами вышеуказанных направлений развития приграничных территорий должны стать: рост экономической эффективности производства, более быстрое развитие малого предпринимательства, улучшение ситуации с безработицей, появление разнообразных источников дополнительных средств существования, сдерживание оттока населения и повышение уровня жизни населения регионов.
Таким образом, в рамках решения проблем социально-экономической стабилизации в стране эффективное управление развитием приграничных территорий должно стать ещё одним приоритетным направлением. Использование потенциала и возможностей данных территорий позволит решить многие социально-экономические проблемы как на локальном, так и на государственном уровне.
Е. С. Силова, Ю.Н. Старцев
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Актуальность задач, связанных с формированием и реализацией промышленной политики в нашей стране начинает постепенно осознаваться. Это связано, прежде всего, с тем, что на современном этапе общее состояние промышленности характеризуется рядом проблем, которые не могут быть решены без активного участия государства. Главными