Хмелева Г.А., Умербаева С.К.
Механизм повышения эффективности использования экономического потенциала приграничного 106 расположения региона // Вестник Самевского государственного университета. 2015. № 8 (130). С. 106—116
УДК 332.146.2
Г.А. Хмелева, С.К. Умербаева *
МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА
В статье предложены варианты таргетированной политики социально-экономического развития по активизации использования потенциала приграничных территорий в рамках кластерной политики для различных типов приграничных регионов: активизирующий, развивающий, коммуникационно-активизирующий, поддерживающий. Разработан механизм реализации политики социально-экономического развития и повышения использования потенциала приграничной территории, который охватывает все уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный.
Ключевые слова: политика социально-экономического развития, приграничный регион, механизм.
В 2014 году в связи с ухудшением геополитической ситуации с целью обеспечения безопасности страны Правительство РФ вынуждено было ввести и в 2015 году продлить запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия [5]. В связи с этим возникла необходимость переориентации российской экономики с Запада на Восток, актуализируется задача разработки механизма повышения эффективности использования потенциала территорий в регионах, граничащих с восточными странами.
При разработке политики социально-экономического развития приграничного региона необходимо учитывать, что его экономическое пространство может стать центром притяжения (полюсом роста) только при использовании в полной мере потенциала приграничной территории. При этом важно учитывать, что приграничные связи с соседними регионами в России находятся на разных этапах развития.
Российские регионы соседствуют со странами Евросоюза, СНГ, Китаем, Монголией и КНДР. В литературе достаточно часто исследуется характер потенциала сотрудничества российских регионов с разными странами. Так, С.Н. Грибова отмечает, что наибольшим потенциалом социально-экономического развития располагают территории, соседствующие со странами Евросоюза [3]. Часто отмечается, что среди всех приграничных регионов в настоящее время только в Ленинградской области в наибольшей степени сформировано трансграничное индустриальное ядро с соответствующей отлаженной инфраструктурой, достаточной плотностью населения. Финансовая поддержка, система преференций, программы межре-
* © Хмелева Г. А., Умербаева С. К., 2015
Хмелева Галина Анатольевна ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Уcербаева Сайра Кикбаевна ([email protected]), директор, Высшая техническая школа, 090000, Казахстан, г. Уральск, ул. Фрунзе, 20/1.
тонального сотрудничества, реализуемые правительством Ленинградской области и Санкт-Петербурга, способствуют росту привлекательности региона.
Среди регионов России довольно много таких, для которых приграничный статус является относительно новым, приобретенным после распада СССР. Спецификой данных территорий является болезненный характер формирования субъекта Российской Федерации как единицы административного и хозяйственного управления, обусловленный разрывом складывавшихся в течение десятилетий хозяйственных связей, усилением миграционных потоков по причинам межнациональной нетерпимости, изменением государственности и т. д. Последствия разрыва хозяйственных кооперационных и межнациональных связей во многих российских регионах можно наблюдать и по сей день. Приграничные регионы до настоящего времени показывают уровень дифференциации социально-экономического развития выше, чем в целом по стране.
Однако в последнее время, как показывают результаты исследований, наблюдается новый вектор в восстановлении экономических связей советского периода и переход их в новое качественное состояние. Во многом это объясняется реализуемой сегодня геополитикой распространения интересов России на постсоветское пространство, например, в рамках ШОС и ЕврАзЭС.
Однако следует отметить, что приграничные регионы постсоветского пространства характеризуются сопоставимым, часто невысоким, уровнем развития, имеют слабый инновационный, промышленный потенциал. Особенно явно это проявляется на восточных границах России, регионы близ которых характеризуются недостаточной хозяйственной освоенностью, обширностью территорий, низкой плотностью населения, что препятствует равномерному размещению производительных сил в экономическом пространстве приграничного региона. Вместе с тем эти территории представляют собой достаточно привлекательный рынок сбыта российских технологий и продукции. За длительный период совместной хозяйственной деятельности здесь сложились понятные по разные стороны границы обычаи ведения бизнеса, схожие технические и потребительские стандарты, однотипная техническая и технологическая инфраструктура.
Дальнейшему развитию приграничных регионов на восточных границах России препятствуют следующие проблемы:
— низкий уровень инвестиционной привлекательности, ограниченность финансовых ресурсов;
— высокая дифференциация уровня и качества жизни населения;
— недостаточная активность региональных органов власти в развитии приграничного сотрудничества, излишняя централизация в применяемых методах управления, при которой отдельные предметы ведения не передаются на региональный уровень.
Низкий уровень инвестиционной привлекательности восточных приграничных регионов обусловлен их индустриальной отсталостью. Ранее развитые отрасли (пищевая, текстильная) в настоящее время не привлекают инвесторов в должной мере. Неразвитость транспортной и таможенной инфраструктуры приграничных регионов обуславливает потери совместной торговли. В результате восточные приграничные регионы нацелены на совместное сотрудничество с интенсивно развивающимися провинциями северо-восточной части Китая. В связи с этим возникает необходимость поиска и применения новых подходов к повышению результативности социально-экономического развития на основе более полного использования потенциала приграничной территории. Таким новым, на наш взгляд, подходом является целевое управление, то есть таргетирование.
Цель формируемого дифференцированного механизма реализации таргетиро-ванного подхода — повышение уровня социально-экономического развития региона на основе активизации использования потенциала приграничной территории.
Необходимо разработать уникальный комплекс мер и инструментов таргетиро-ванной политики, что позволит обеспечить целевой индивидуальный подход к каждому типу приграничных регионов [4]. Критерием типологии регионов в данном случае является «уровень результативности социально-экономической политики — уровень использования экономического потенциала приграничного расположения». Опираясь на данный критерий, выделим следующие четыре типа регионов:
группа А («аутсайдеры») — регионы с низким уровнем результативности социально-экономического развития, не использующие потенциал приграничной территории;
группа В («коммуникаторы») — регионы с низким уровнем результативности социально-экономического развития, использующие потенциал приграничной территории;
группа С («лидеры-коммуникаторы») — регионы с высоким уровнем результативности социально-экономического развития, использующие потенциал приграничной территории;
группа В («монолидеры») — регионы с высоким уровнем результативности социально-экономического развития, не использующие потенциал приграничной территории.
В таблице представлен дифференцированный инструментарий таргетирован-ной политики социально-экономического развития приграничного региона для каждого из описанных выше типов.
Кластерная политика занимает центральное место в предложенном дифференцированном инструментарии, поскольку реализуется практически во всех приграничных регионах, но пока еще с различной степенью активности. Вовлечение предприятий и организаций соседних с российскими регионов позволит более полно реализовать потенциал приграничной территории и в конечном итоге будет способствовать повышению результативности социально-экономического развития [1].
Поэтому цель у всех типов регионов идентичная — повышение уровня социально-экономического развития на основе реализации кластерной политики и активизации использования потенциала приграничной территории. Но эта цель может быть достигнута в ходе решения различных задач.
Очень важно также, чтобы направления и меры реализуемой политики социально-экономического развития приграничных регионов были согласованы с приоритетными направлениями российской политики (инновационной, промышленной, геополитической), поддерживали принцип эффективности.
Предложим варианты таргетированной политики социально-экономического развития по активизации использования потенциала приграничных территорий в рамках кластерной политики.
Для группы «аутсайдеров» задачи заключаются в повышении эффективности использования внутренних ресурсов и формировании трансграничных кластеров. В качестве инструментов и методов выступают разработка специальной программы по повышению эффективности использования ресурсов, формирование институтов развития кластеров и приграничного сотрудничества, расширение системы таможенных льгот и преференций, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве.
В группу «коммуникаторов» входят регионы с низким уровнем результативности социально-экономического развития, использующие потенциал приграничной территории. Поэтому ключевой задачей развития здесь является обеспечение эффективной деятельности региональных органов власти для повышения результативности социально-экономической политики региона. Рекомендуется согласование целей и задач региона с приоритетными направлениями развития страны, активное участие в
Таблица
Дифференцированный инструментарий таргетированной политики социально-экономического развития приграничного региона
Элемент Тип политики социально-экономического развития по активизации использования
потенциала приг раничных территорий
Активизирующий Развивающий Коммуникационно- Поддерживающий
активизирующий
Тип Аутсайдеры Коммуникаторы Монолидеры Лидеры-
приграничного коммуникаторы
региона
Цель Повышение уровня социально-экономического развития на основе реализации
кластерной политики и активизации использования потенциала приграничной
территории
Ключевые Повышение Обеспечение Создание Поддержка
задачи эффективности эффективной благоприятных благоприятных
использования деятельности условий для условий для
внутренних региональных экономического деятельности
ресурсов. органов власти сотрудничества с хозяйствующих
Формирование для повышения приграничными субъектов, развития
трансграничных результативности регионами соседней трансграничных
кластеров социально- страны в рамках кластеров
экономической кластерной
политики региона политики региона
Инструменты Разработка Согласование Гранты на Гранты на совместные
и методы специальной целей и задач совместные проекты, имеющие
программы региона проекты, имеющие инновационную
по повышению с приоритетными инновационную со ставляющую
эффективности направлениями составляющую по развитию
использования развития страны. по развитию кластеров.
ресурсов. Участие в кластеров. Гранты для НКО
Формирование государственных Гранты для НКО по развитию
институтов программах по развитию приграничного
развития кластеров федерального приграничного сотрудничества.
и приграничного уровня. сотрудничества. Развитие
сотрудничества. Усиление Расширение сотрудничества
Расширение контроля за системы в рамках заключенных
системы реализацией таможенных льгот и договоров,
таможенных льгот мероприятий преференций. заключение новых.
и преференций. по социально- Заключение Развитие
Заключение экономическому договоров и межмуниципального
договоров развитию соглашений сотрудничества
и соглашений регионов. о сотрудничестве
о сотрудничестве Привлечение
внебюджетных
источников
для реализации
инвестиционных
проектов
Ресурсы Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный
и региональный и региональный и региональный и региональный
бюджеты, средства бюджеты, бюджеты, средства бюджеты, средства
инвесторов средства инвесторов инвесторов
инвесторов
государственных программах федерального уровня, усиление контроля за реализацией мероприятий по социально-экономическому развитию регионов, привлечение внебюджетных источников для реализации инвестиционных проектов.
Группе «монолидеров» необходимо создавать благоприятные условия для экономического сотрудничества с приграничными регионами соседней страны в рамках кластерной политики. Инструментарий решения данной задачи заключается в предоставлении грантов на совместные проекты, имеющие инновационную составляющую по развитию кластеров, грантов для некоммерческих организаций по
развитию приграничного сотрудничества, расширении системы таможенных льгот и преференций, заключении договоров и соглашений о сотрудничестве.
Самая сильная группа — это «лидеры-коммуникаторы». Ключевой задачей здесь является поддержка благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, развитие трансграничных кластеров. Данной группе регионов целесообразно предложить гранты на совместные проекты, имеющие инновационную составляющую по развитию кластеров, гранты для НКО по развитию приграничного сотрудничества, развитие сотрудничества в рамках заключенных договоров, заключение новых, развитие межмуниципального сотрудничества.
Вектор сотрудничества между приграничными регионами соседних стран необходимо направить именно на формирование и развитие трансграничных кластеров, поскольку это соответствует приоритетным целям и задачам развития страны, а кроме того, позволяет решить следующие задачи:
— увеличить потенциальные рынки сбыта, расширить спрос на отечественные технологии и товары;
— обеспечить вовлечение хозяйствующих субъектов из дружественных территорий в производственный процесс, взаимовыгодную торговлю;
— применительно к регионам у восточных границ решить стратегическую для России задачу переориентации экономического сотрудничества на восток;
— расширить возможности импортозамещения для российских производителей;
— расширить ассортимент импортной продукции на прилавках российских магазинов.
Центральную координирующую роль должен выполнять созданный Центр по развитию кластеров в приграничных территориях (далее — Центр). Такой Центр целесообразно создать один для регионов, имеющих общие границы с какой-либо зарубежной страной, например, с Казахстаном или Китаем. Основная цель деятельности Центра — налаживание взаимодействия и сотрудничества бизнеса и государственных корпораций между приграничными регионами России и зарубежной страной, осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития трансграничных кластеров.
Приграничное сотрудничество — это уникальный инструмент социально-экономического развития, так как способствует созданию благоприятных условий для торговли, экономического процветания приграничных регионов.
Причины необходимости развития приграничного сотрудничества следующие.
Во-первых, приграничное сотрудничество может быть реализовано в самых разнообразных сферах: экономике, культуре, образовании. Связи между соседними странами позволяют совместными усилиями решать проблемы граждан, проживающих по обе стороны государственной границы.
Во-вторых, приграничное сотрудничество может способствовать привлечению инвестиций в развитие приграничной территории, что особенно важно в современных условиях, когда большинство российских регионов являются дотационными.
В-третьих, приграничное сотрудничество может быть использовано в качестве дополнительного инструмента решения приоритетных задач развития в регионе, таких как развитие промышленности, инновационной деятельности, импортоза-мещение, поскольку соседнее государство может рассматриваться как дополнительный рынок сбыта технологий и продукции.
В-четвертых, приграничное сотрудничество в регионах со сложившейся транспортной инфраструктурой позволяет извлечь дополнительную прибыль от благоприятного геополитического расположения. Так, довольно активно развивается транс-портно-логистическая инфраструктура в Омской, Новосибирской и Свердловской областях.
В-пятых, регионы с низким уровнем социально-экономического развития зачастую становятся источником социальной напряженности, возможно и сепаратизма. Поэтому развитие добрососедских взаимовыгодных отношений является залогом стабильности в регионе, мерой недопущения конфликтов и противостояния, способствует развитию самоуправления на местном уровне.
К числу потенциальных сфер приграничного сотрудничества следует отнести следующие: совместное производство, торговля, привлечение инвестиций, переработка давальческого сырья, лизинг, торговля лицензиями, обмен технологиями, логистическо-транспортная инфраструктура, связь и коммуникации, экология и использование природных ресурсов, образование, культура, обмен успешным опытом по развитию местного самоуправления, поддержка соотечественников, проживающих на соседней территории.
Потенциальные сферы приграничного сотрудничества свидетельствуют о широком спектре возможностей развития и укрепления хозяйственных, культурных, гуманитарных связей между приграничными территориями РФ и сопредельных государств. Сотрудничество способствует созданию и эффективному развитию экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях. Экономические, транспортные, коммунальные, ресурсные, экологические, гуманитарные проблемы регионов могут решаться путем совместно реализуемых программ и проектов.
При разработке мер по развитию приграничного сотрудничества следует представлять угрозы и риски, которые могут возникнуть, а именно:
— усиление оттока населения с территорий с неблагоприятным социально-экономическим положением;
— проявления шовинизма и национализма, этнического, религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
— снижение барьеров для провоза контрабанды, наркотических веществ, приграничная преступность и бандитизм;
— миграция низкоквалифицированных и отток высококвалифицированных трудовых ресурсов;
— утрата национальной идентичности вследствие глубокой этнической и культурной ассимиляции на приграничной территории;
— урон окружающей среде.
Для нивелирования рисков и угроз, сопутствующих развитию приграничного сотрудничества, необходимо учитывать их возможные проявления, вырабатывать предупреждающие меры в рамках принципов и механизмов приграничного сотрудничества.
Как показали результаты ранее проведенных исследований [6; 7], в большинстве приграничных регионов социально-экономическое положение крайне нестабильно, их потенциал используется не в полной мере. Резкие диспропорции в уровне социально-экономического развития, слабая мотивация к его активизации, ограниченность экономического роста в связи с сырьевой зависимостью экономики регионов, отток квалифицированного населения существенно замедляют их развитие. В регионах с высоким уровнем социально-экономического развития по сравнению с аналогичными показателями по России, как правило, недоиспользуется потенциал приграничной территории. Это проявляется в низкой активности в сфере инновационного и научно-технического сотрудничества, недостаточном объеме товарооборота с соседней страной, слабо регулируемом притоке кадров, подавляющая часть из которых имеет низкую квалификацию.
Поэтому необходимо разработать механизм реализации политики социально-экономического развития и повышения использования потенциала приграничной
территории, который охватывает все уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный [8].
Каждый из уровней управления реализует комплекс направлений и мер в соответствии со своими полномочиями (см. рис.).
Данный механизм включает в себя основные этапы реализации политики социально-экономического развития и активизации использования потенциала приграничной территории на основе формирования трансграничных кластеров [9]. В реализации данной политики участие принимают все три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Федеральные органы власти отвечают за сбор информации и проведение мониторинга результативности социально-экономической политики приграничных регионов, последующую типологию, создание методической базы для разработки программ развития приграничного сотрудничества на основе более полного использования потенциала приграничной территории и формирования кластеров. Федеральные органы власти участвуют в разработке региональных программ и проектов, заключении международных договоров и соглашений, осуществляют разработку поддерживающих мероприятий, а именно [10]:
— грантов для совместных проектов;
— грантов для НКО;
— таможенных льгот.
Паспорта внешнеэкономических проектов — новый инструмент практической реализации взаимовыгодного сотрудничества приграничных территорий, они составляются на основе соглашений между Министерством экономического развития Российской Федерации и региональными правительствами. Такие соглашения позволяют объединить усилия по реализации конкретных инвестиционных проектов, имеющих значимость для региона. Участниками процесса продвижения инвестиционных проектов по развитию приграничного сотрудничества должны стать торговые представительства РФ в соседних странах, выполняя следующие задачи:
— формирование базы данных потенциальных экспортеров товаров и услуг в приграничных российских регионах;
— выявление товаров и услуг, имеющих коммерческий потенциал для реализации в соседней стране;
— информирование потенциальных контрагентов на приграничной территории;
— содействие в установлении контактов и партнерских связей между контрагентами в приграничных регионах, профильными ассоциациями, органами власти;
— проведение консультаций по ведению бизнеса в соседней стране;
— информирование о выставочно-ярмарочных мероприятиях в соседней стране.
Еще одной важной функцией федеральных органов власти является контроль
за реализацией программ, проектов, использованием бюджетных средств.
Уже не один год специалисты отмечают необходимость разработки программы трансграничного сотрудничества с целью интеграции соседних территорий в области экономики, культуры, в социальной и гуманитарной сферах [2]. Такие программы будут способствовать преодолению факторов, сдерживающих использование трансграничных территорий, таких как институциональная незрелость, пассивность региональных местных органов власти, межтерриториальные диспропорции.
Региональные органы власти, в свою очередь, являются главными разработчиками конкретных программ и проектов с участием всех заинтересованных сторон, а также исполнителями комплекса мер по реализации политики социально-экономического развития и повышению эффективности использования потенциала приграничной территории для своего типа региона. Региональные органы осуществляют тесное взаимодействие с муниципальными образованиями по вопросам меж-
Цель - повышение уровня социально-экономического развития на основе реализации
кластерной политики и активизации использования потенциала приграничной территории _____________________________________________________________
О
а
>
ш
е
Стратегия социально-экономического развития РФ, кластерная политика, государственные программы Мониторинг результативности социально-экономической политики приграничных регионов
Участие в разработке региональных программ, паспортов и проектов, заключении международных договоров и соглашений.
Разработка поддерживающих мероприятий:
- гранты для совместных проектов;
- гранты для НКО;
- таможенные льготы
Типология регионов по признаку «результативность социально-экономической политики - потенциал использования приграничной территории»
Разработка методики программы приграничного сотрудничества для разных типов регионов
Контроль за реализацией программ, проектов, использованием бюджетных средств
V
Согласование стратегических целей и приоритетов
О
а
>
Аутсайдеры Коммуникаторы Монолидеры
-,1м I --I
Лидеры-коммуникаторы
Ш
Оценка результативности и выявление проблем социально-экономического развития и использования потенциала приграничной территории
Определение основных приоритетов, целей и задач социально-экономического развития, повышение потенциала приграничной территории
V
V
Тип политики
V
Активизирующий Развивающий
Коммуникационно-
активизирующий
| ~
Поддерживающий
Разработка и реализация плана мероприятий конкретного типа политики
Контроль за выполнением программных мероприятий
финансирование программ, грантов
у
Участие в государственных программах, привлечение инвесторов
Проведение мероприятий в области международных и межмуниципальных связей (сотрудничества)
Создание благоприятных условий для привлечения инвесторов, новых участников для трансграничных кластеров
Рис. Трехуровневый механизм политики социально-экономического развития и активизации использования потенциала приграничной территории
дународного сотрудничества, создания благоприятной среды для приграничного сотрудничества и привлечения новых участников в кластеры [12].
Приграничное сотрудничество между муниципальными образованиями соседних государств осуществляется в интересах населения этих территорий и отвечает следующих целям:
— формирование и развитие взаимовыгодных экономических отношений, реализуемых в интересах муниципальных образований;
— содействие приграничному сотрудничеству в различных сферах хозяйствования;
— укрепление отношений дружбы и сотрудничества между народами приграничных территорий;
— формирование положительного имиджа муниципальных образований.
Для достижения указанных целей муниципальные образования в рамках своих полномочий имеют право участвовать в организациях межмуниципального сотрудничества, развивать международные побратимские и партнерские приграничные связи с другими российскими и зарубежными городами.
Муниципальные образования отвечают за создание благоприятных условий для привлечения инвесторов, новых участников трансграничных кластеров. Формами активизации приграничного сотрудничества являются совместные заявления, меморандумы, протоколы о сотрудничестве, заключенные договоры, соглашения, программы, проведение мероприятий в области международного и межмуниципального сотрудничества [13].
Внедрение дифференцированного инструментария таргетированной политики социально-экономического развития приграничного региона и трехуровневого механизма политики активизации использования потенциала приграничной территории будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития регионов России.
Библиографический список
1. Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В. Новая концепция развития региональной экономики: кластерная основа: монография / под общ. ред. Н.М. Тюкав-кина. Самара: Самарский государственный университет, 2014. 308 с.
2. Гацалова Л.Б., Кусов Т.Э., Парсиева Л.К. Совершенствование механизма реализации социально-экономической политики в условиях приграничных и трансграничных территорий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 353.
3. Грибова С.Н. Развитие приграничных регионов России: методология и практика: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Улан-Удэ, 2011. 41 с.
4. Модернизационные механизмы формирования нового технологического уклада / Е.В. Иода [и др.]. Самара, 2013.
5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: [постан. Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778]. URL: http://www.rg.ru/2014/08/08/ postanovlenie -dok. html.
6. Сараев А.Л., Сараев Л.А. К расчету эффективной равновесной цены неоднородно распределенного конкурентного рынка // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 129-135.
7. Сараев А.Л., Дубровина Н.А., Сараев Л.А. Модель экономического развития машиностроения, учитывающая кумулятивную динамику факторов производства // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 177-183.
8. Сараев А.Л., Сараев Л.А. Прогнозирование эффективных характеристик затрат неоднородного производства // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 4 (95). С. 109-114.
9. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2007. № 3 (29). С. 138-142.
10. Тюкавкин Н.М. Методика оценки потенциального банкротства промышленных предприятий. Самара: Офорт, 2008. 180 с.
11. Тюкавкин Н.М. Анализ инвестиционных рисков в деятельности компании // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 151-156.
12. Умербаева С.К. Приграничные регионы как особые объекты региональной социально-экономической политики // Вестник Атраусского государственного университета имени Халела Досмухамедова. 2014. № 2 (33).
13. Умербаева С.К. Специфика разработки и реализации социально-экономической политики развития приграничных регионов в современной России // Вестник Самарского муниципального института управления. 2014. № 3 (30). С. 16-24.
References
1. Agaeva L.K., Anisimova V.Yu., Bezlepkina N.V. New concept of development of regional economics: cluster basis: monograph. N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, Samarskii gosudarstvennyi universitet, 2014, 308 p. [in Russian].
2. Gatsalova L.B., Kusov T.E., Parsieva L.K. Improvement of the mechanism of realization of social and economic policy in conditions of near-border and trans-border territories. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2014, no. 4, p. 353 [in Russian].
3. Gribova S.N. Razvitie prigranichnykh regionov Rossii: metodologiia i praktika: avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk [Development of near border regions of Russia: methodology and practice: Extended abstract of Doctor of Economics thesis]. Ulan Ude, Izd-vo Vostochno-Sibirskii gos. tekhn. un-t, 2011, 41 p. [in Russian].
4. Ioda E.V., Bulavko O.A., Khmeleva G.A., Ioda Yu.V. Modernization mechanisms of formation of new technological mode. Samara, 2013 [in Russian].
5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 7 August, 2014 № 778 «On measures on realization of the Russian Federation Presidential Decree dated 6 August, 2014 № 560 «On application of certain special economic measures for safety of the Russian Federation»» [in Russian].
6. Saraev A.L., Saraev L.A. On the calculation of effective equilibrium price of inhomogeneous distribution of a competitive market. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 10 (91), pp. 129-135 [in Russian].
7. Saraev A.L., Dubrovina N.A., Saraev L.A. Model of economic development of mechanical engineering that takes into consideration cumulative dynamics of factors of production. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4 (115), pp. 177-183 [in Russian]
8. Saraev A.L., Saraev L.A. Prognosis of effective characteristics of inhomogeneous production costs. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2012, no. 4 (95), pp. 109-114 [in Russian].
9. Tyukavkin N.M. Economic phenomenon of China. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2007, no. 3 (29), pp. 138—142 [in Russian].
10. Tyukavkin N.M. Methods of assessment of potential bankruptcy of industrial enterprises. Samara, OOO «Ofort», 2008, 180 p. [in Russian].
11. Tyukavkin N.M. Analysis of investment risks in the activity of the company. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1 (102), pp. 151—156 [in Russian].
12. Umerbaeva S.K. Near-border regions as special objects of regional social and economic policy. Vestnik Atrausskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Khalela Dosmukhamedova [Vestnik of Kh. Dosmukhamedov Atyrau State University], no. 2 (33), June, 2014 [in Russian].
13. Umerbaeva S.K. Specificity of development of realization of social and economic policy of development of near—border regions in modern Russia. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniia [Vestnik of Samara Municipal Institute of Management], 2014, no. 3 (30), pp. 16-24 [in Russian].
G.A. Khmeleva, S.K. Umerbaeva*
MECHANISM OF INCREASING EFFECTIVENESS OF USAGE OF ECONOMIC POTENTIAL OF NEAR-BORDER POSITION OF THE REGION
In the article the variants of targeted policy of social and economic development on activization of using potential of near-border territories within the frameworks of cluster policy for different types of near-border regions: activating, developing, communication activating, supporting are suggested. The mechanism of realization of the policy of social and economic development and increasing of usage of potential of near—border territory which comprises all levels of management: federal, regional and municipal is developed.
Key words: policy of social and economic development, near-border region, mechanism.
Статья поступила в редакцию 28/VI/2015. The article received 28/VI/2015.
* Khmeleva Galina Anatolievna ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.
Umerbaeva Sayra Kikbaevna ([email protected]), head, Higher Technical School, 20/1, Frunze Street, Uralsk, 090000, Kazakhstan.