ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Т. М. КОЖЕВНИКОВА, В. Н. РЯБЫХ, Е. А. МЕЖУЕВА
В статье рассматриваются теоретические основы развития предприятий АПК России и региона в современных условиях, и даются практические рекомендации по эффективному государственному регулированию комплекса в условиях разворачивающего глобального аграрного кризиса, с целью достижения устойчивого продовольственного самообеспечения населения России. Авторы исследуют влияние мировой экономики на продовольственную проблему, макроэкономическую конъюнктуру и государственную политику. Излагаются результаты качественного анализа состояния регионального АПК и характеристика действующей системы государственной поддержки. Дается оценка перспектив АПК Тамбовской области в условиях современного аграрного кризиса как фактора динамичного изменения внешней среды хозяйствования.
В настоящее время АПК России продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер экономики и проходит через сложный период реформирования. Модернизация сельского хозяйства страны не может осуществляться на базе зарубежной техники и технологий, так как они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Сегодня необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии, что позволит нашему сельскому хозяйству стать высокотехнологичным, рентабельным и конкурентоспособным.
Ключевые слова: аграрный кризис, АПК, государственное регулирование, продовольственная безопасность, экономический рост, продовольственное самообеспечение.
Сегодня, учитывая новые экономические условия развития рыночной экономики и место предприятия в ней, нельзя недооценивать роль структуры управления и рационального ведения хозяйства. Чрезвычайно важно создать такую систему управления предприятием и отраслью, которая обеспечила бы не только высокую эффективность работы, но и конкурентоспособность продукции, дающую устойчивость положения на рынке.
В нашей стране пока еще не созданы условия для перехода к инновационно-инвестиционному типу экономического роста, базирующемуся на развитии науки и технологий, не обеспечиваются условия для ослабления чрезмерной зависимости от импорта [11]. Активное участие государства и бизнеса в продвижении на рынке отечественных товаров и услуг, разработка эффективных мер по защите внутреннего рынка от иностранной экспансии является необходимым условием экономического роста в отраслях АПК и объективной предпосылкой для инвестирования бизнесом инновационного развития сельского хозяйства.
Как отмечают А. Т. Стадник и С. Г. Чернова -«агропромышленный комплекс и сельское хозяйство России выступают не только как важнейший
экономический сектор, а в большей мере как важнейший уклад жизни страны. Землю и поселки нельзя переместить, как, к примеру, можно вынести за черту города отдельные цеха или даже полностью заводы. В селе люди рождаются, живут, работают, умирают. Там находятся корни их предков. Поэтому, по мнению авторов, к сельскому укладу нужен особый подход. Прежде всего, судьбу поселка, деревни должны решать сами жители, а государство должно создавать необходимые социально-бытовые условия для их проживания. Прежде всего, для них должны быть составлены планы социально-экономического развития» [18].
Агропромышленный комплекс (АПК) - это многоотраслевая функциональная подсистема, выражающая взаимосвязь сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики, направленная на производство сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации. Формирование АПК связано с переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства, которая значительно расширила технологические и функциональные связи сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики. В структуре АПК имеют место как горизонтальная межхозяйственная кооперация, так и
вертикальная межотраслевая, обеспечивающие органическое соединение сельского хозяйства с отраслями промышленности.
Анализ существующих трактовок государственного регулирования АПК позволили сформулировать его как обязательный механизм стабилизации и развития отрасли, функционирующей в условиях неопределенности и колебаний природно-климатических и стихийно--рыночных факторов внешней среды. Структура государственного регулирования АПК представляет собой систему законодательно-правовых и организационно-экономических воздействий государственных органов управления разных уровней, осуществляющих согласование механизмов внутрихозяйственного управления и рыночной конкуренции с целью обеспечения эффективного функционирования и развития сфер АПК.
Одной из важнейших социально-экономических проблем, связанных с АПК, выступают аграрные кризисы. Преодолевать последствия аграрного кризиса всегда приходится долго, потому что он редко является следствием одного неурожая. Как правило, в основе аграрных кризисов лежат природно-климатические, социально-демографические и системные факторы.
Хотя высокие цены на продукты питания способны негативно повлиять на продовольственную безопасность отдельных стран, наряду с этим продовольственный кризис и агфляция могут создать возможности для подъема сельскохозяйственного производства и развития сельских районов. Рост продовольственных цен оказывает на страны различное влияние в зависимости от того, кем они являются - чистыми экспортерами или чистыми импортерами продуктов питания. Страны-нетто экспортеры продовольствия смогут получить и использовать более выгодные условия торговли и более высокий доход. Странам-нетто импортерам пищевых продуктов придется столкнуться с менее выгодными условиями торговли и дороже платить за ввоз продовольствия, что негативно отразится на их торговом балансе и подорвет их национальную валюту [15].
Растущие ассигнования, связанные со смягчением последствий продовольственной проблемы, потребуют от правительств сокращения других статей расходов, чтобы не допустить роста дефицита бюджета с его негативным воздействием на стабильность экономики.
Таковы типичные макроэкономические последствия высоких цен и тех мер, которые, по мнению ФАО, могут быть приняты правительствами для решения данной проблемы [10].
В этой связи представляет интерес оценка потенциала АПК в российских регионов. Анализ современных тенденций позволяет оценить перспективы развития АПК Тамбовской области как хорошие. Большинство видов сельскохозяйственной продукции, производимых в Тамбовской области, будут обеспечены платежеспособным спросом на национальных и мировых рынках сбыта в долгосрочной перспективе.
Последние годы прослеживается тенденция стабилизации производственно-экономического положения сельскохозяйственных организаций.
В основных аграрных регионах страны растут объемы производства продукции, показатели производительности и оплаты труда работников, сокращается доля убыточных хозяйств. Однако пока не удалось достичь такого уровня эффективности хозяйствования, который необходим для ведения расширенного воспроизводства продукции. Во многих хозяйствах продолжается сокращение средств производства, площадей сельскохозяйственных угодий, поголовья животных, увеличивается кредиторская задолженность.
Перспективы роста эффективности сельскохозяйственных организаций связаны с оптимизацией макроэкономических условий хозяйствования, изменениями принципов и методов господдержки регионов. Имеются значительные внутренние резервы повышения эффективности на основе рационального использования производственных ресурсов, роста заинтересованности и ответственности трудовых коллективов за конечные результаты деятельности [2]. Для успешного решения этих проблем необходимы научно-практические рекомендации, учитывающие региональные особенности сельского хозяйства и перспективы АПК регионов в условиях динамичных изменений внешней среды хозяйствования, вызванных мировым аграрным кризисом.
Основные проблемы аграрно-промышленного комплекса Тамбовской области состоят в следующем:
1. Низкая рентабельность сельского хозяйства, связанная с недостаточным уровнем механизации и модернизации сельскохозяйственного производства, недостатком средств на переоснащение производственной базы.
2. Низкая конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции.
3. Слабая связь сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих, промышленных и торговых предприятий, что существенно ограничивает темпы экономического роста.
4. Неразвитость финансовой поддержки сельхозпроизводителей, недостаточная информированность о возможных мерах и условиях помощи, об условиях по кредитованию. Так, например, субсидии нужно распределять по климатическим зонам, и предоставлять отечественным сельхозпроизводителям серьезные преференции при заключении госконтрактов на поставку продовольствия.
5. Внешними угрозами к процессу развития этой сферы области можно отнести недостаточно проработанную государственную стратегию по регулированию и защите внутреннего рынка.
Сельское хозяйство представляет собой многоотраслевую сферу деятельности, для которой характерны как специализация, так и продуктовая диверсификация. Поскольку производство зерновых и технических культур является высокорисковой сферой вложения капитала, диверсификация выступает средством минимизации производственных и финансовых рисков, вызываемых как погодными факторами, так и нестабильностью рыночной конъюнктуры.
В настоящее время в регионе складывается тенденция к росту рентабельности производства зерновых культур (кукурузы, пшеницы, подсолнечника). Животноводство в целом остается убыточным [10].
Изменения в демографической ситуации, происходящие в России, оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность фирмы. В настоящее время в регионе наблюдается демографический кризис, что сдерживает внутренний спрос. С другой стороны, общая тенденция роста реальных доходов населения РФ может существенно изменить структуру производства, в частности, в мясном подкомплексе АПК, что откроет возможности для стратегического перехода от импортозамещения к экспорт ориентированному производству в ряде отраслей отечественного АПК.
На сегодняшний момент рынок продукции сельского хозяйства и его переработки сформирован. На межрегиональных рынках определились компании-лидеры, которые характеризуются не только значительными годовыми оборотами капитала, большими объемами производства и реализации зерна, подсолнечника и т. д., но и более высокими показателями эффективности использования ресурсов. Все они представляют собой крупные агрохолдинги, созданные на базе вертикальной интеграции.
Таким образом, на аграрную сферу того или иного государства кризисные проявления в сфере производства и потребления продукции отрасли
действуют негативно, но степень такого воздействия неодинакова и зависит от целого ряда факторов и закономерностей, и в каждой стране аграрный кризис проявляется по-разному. Если в одних странах аграрный кризис вызывает острые продовольственные и социально-демографические проблемы, то в других динамично меняющаяся внешняя среда может способствовать развитию отраслей АПК.
Задача региональных властей состоит в том, чтобы спрогнозировать вероятные изменения внешней среды и увязать их с конкурентными преимуществами экономики и ее инвестиционными возможностями [13].
Истекшие годы реформ ярко показали, что свободные цены целесообразно сочетать с государственным регулированием агропродовольст-венного рынка и господдержкой отечественного товаропроизводителя, а также с защитными мерами от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.
В связи с этим, можно выделить четыре категории аргументов по обоснованию государственной поддержки аграрного сектора:
- связанные с продовольственной безопасностью страны;
- определяемые ценами и доходами в сельском хозяйстве;
- природоохранные;
- диктуемые необходимостью развития сельских территорий.
В последние годы наметилась тенденция, согласно которой государственная поддержка в большей степени должна распространяться на сельскохозяйственного товаропроизводителя, а не на агропроизводственный или агропромышленный комплексы и их участников. При этом предполагается сохранить в качестве приоритетных основные направления регулирования, а именно:
- регулирование рынков сельскохозяйственной продукции;
- поддержку кредитования и страхования сельскохозяйственного производства [8].
Представляется, что при сохранении основных направлений государственного регулирования АПК переломить создавшуюся во многих отраслях АПК ситуацию поможет изменение вектора господдержки. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на развитие технологической базы отрасли, а объем выделяемых хозяйствам средств - напрямую зависеть от того, сколько денег они вкладывают в нововведения и как соблюдают технологические правила. Надо ориентировать объем бюджетной поддержки на
производительность, а не на физические показатели. Надо поддерживать тех, кто больше вкладывается в технологии. Необходимо разработать критерии доступа к бюджетной поддержке на основе соблюдения технологической дисциплины.
Например, результаты производственных апробаций базовых агротехнологий, проводимые в регионе, свидетельствуют, что в зависимости от усиления их интенсивности фактическая урожайность яровой пшеницы увеличилась в среднем от 19,5 до 72,4 ц/га, а максимально составила 82,0 ц [1].
Таким образом, система господдержки АПК должна стимулировать предприятия, применяющие сегодня преимущественно экстенсивные технологии, к освоению ими интенсивных форм ведения производства как решающего условия роста конкурентоспособности и стратегического перехода отраслей агропромышленного комплекса от импортзамещения к экспортно-ориентированному производству.
В последние годы в России все острее возникает необходимость в сдерживании негативных процессов на селе. Продолжающаяся ценовая неэквивалентность товаров между отраслями агропромышленного комплекса (АПК), недоступность продовольственных рынков для сельхозпроизводителей, увеличивающееся число предприятий-банкротов, необоснованный и нерегулируемый импорт продовольственных товаров - все это приводит страну к продовольственной зависимости, что еще более ослабляет экономику сельскохозяйственных предприятий, а также их производственную и социальную инфраструктуру.
В связи с этим, предотвращение кризисных процессов в сельском хозяйстве и достижение устойчивого продовольственного самообеспечения на основе развития АПК может быть обеспечено лишь на базе эффективной аграрной политики [3].
Сегодня продовольствие превращается во все более оцененный и дефицитный товар. Перспективы увеличения посевных площадей в большинстве регионов мира невыполнимы, население ежегодно растет на 80 млн чел., увеличивается производство биотоплива. В таких условиях аграрный потенциал выглядит конкурентным преимуществом, дающим возможность получить хорошую прибыль на производстве сельхозпродукции.
В настоящее время АПК России продолжает оставаться проблемной сферой экономики, и проходит через сложный период реформирования. Самым острым вопросом является общее техническое и технологическое отставание от развитых стран на мировом продовольственном рынке, которое достигает 20-30 лет. В наследство от про-
шлого современным российским аграриям и животноводам достались затратные технологии [4]. В тоже время мировое сельское хозяйство переживает новый этап своего развития: повышение урожайности и продуктивности достигается за счет использования био- и нанотехнологий. Именно этим характеризуется новый технологический уклад, который в последние годы формируется в сельском хозяйстве развитых стран. Российский АПК сильно отстает, опираясь в основном на доиндустриальный уклад, что не позволяет сельхозпроизводителям конкурировать на мировом рынке, особенно после вступления России в ВТО [16].
Производство продукции растениеводства в РФ в 2012 г. сократилось на 15 %, а животноводства увеличилось на 4,3 %. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур снизился на 25 % и составил 70,6 млн т. В том числе урожай пшеницы сократился на 32,9 %, до 37,7 млн т. Производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 6,8 %, до 11,7 млн т, производство молока - на 1 %, до 32 млн т, производство яиц -на 2,4 %, до 42,1 млрд штук. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 1 января 2013 г. составило 20,1 млн голов, что на 0,1 % ниже по сравнению с аналогичной датой прошлого года, при этом поголовье коров увеличилось на 0,5 %, до 9 млн. Поголовье свиней выросло на 7,7 %, до 18,6 млн голов, овец и коз - на 6,5 %, до 24,4 млн голов, птицы в сельхозпредприятиях - на 5,9 %, до 390,8 млн голов [16].
В современных условиях необходимо создание единой концепции системного регулирования экономического развития, которая поможет увязать теории экономического развития с существующими моделями региональной динамики, а также разработать институциональный механизм государственного регулирования аграрной сферы, как универсальной модели, отражающей многообразные составляющие взаимодействия государства и субъектов аграрной сферы [9].
Следует подчеркнуть, что за последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса. Они и несут основную нагрузку по производству сельскохозяйственной продукции [17]. Например, большинство вертикально интегрированных частных агрохолдингов выросло из крупных перерабатывающих предприятий. Частные российские агрохолдинги имеют сложную не только горизонтальную структуру, но и глубокую
вертикальную интеграцию и диверсифицирован-ность. Многие компании объединяются по разным направлениям — от выращивания сахарной свеклы до торговли мясом - и больше напоминают корейские чеболи, нежели специализированные агрофирмы. Но, несмотря на недостатки и завышенные ожидания, за несколько лет частный бизнес сумел превратиться в мощного игрока аграрной отрасли. Сейчас на долю агрохолдингов приходится от 15-20 % всего производимого продовольствия, но не они определяют направление развития сельского хозяйства России.
Основным в аграрном секторе России сегодня является характерный для феодального строя натуральный уклад. Население в кризисные 1990-е гг. в полтора раза увеличило производство аграрной продукции, и сейчас в личных подсобных хозяйствах граждан производится более половины всего продовольствия. Фактически, натуральные и малотоварные личные хозяйства существуют лишь благодаря низким доходам населения и низкой занятости сельского населения, с улучшением экономической ситуации они станут терять свои позиции. Своего максимума (56,5 %) доля личных хозяйств достигла в 2002 г., и теперь их доля начинает сокращаться.
Но главная структурная проблема сельского хозяйства России заключается не в этом, а в том, что общую аграрную картину формируют отстающие хозяйства, находящиеся на грани банкротства и имеющие долю в валовом сельхозпро-изводстве около 10 %. Именно они преобладают численно, и контролируют основную часть сельхозугодий, дорог и коммуникаций.
В мире успешные сельскохозяйственные страны давно отошли от мелко- и среднетоварных сельхозпроизводителей. Так, в США за последнее столетие число фермерских хозяйств сократилось втрое, в 8 % крупнейших хозяйств сосредоточено 80 % производства, а 3 % крупнейших сельхозпроизводителей получают аграрных субсидий в разы больше, чем 70 % мелких [14].
Аналогичные процессы проходят во всех странах, имеющих фермерские хозяйства. Фермерская семья в состоянии обслуживать не очень большой земельный надел или стадо. Использовать производительную и дорогостоящую технику ей слишком дорого. Мелкий фермер не имеет крупных финансовых и физических ресурсов и вынужден терять на процентах и дисконтах посредникам. Крупные агрофирмы легко превосходят фермеров по всем показателям. Например, самые высокие показатели производительности в сельском хозяйстве наблюдаются в израильских кибуцах.
Именно крупные агрофирмы являются наиболее перспективной и конкурентной категорией производителей и в отечественном сельском хозяйстве. Это не означает, что фермерские хозяйства не должны пользоваться господдержкой: надо стремиться к обеспечению как можно более быстрого перехода успешных хозяйств от мелких к крупным. При этом необходимо избежать дробления обанкротившихся предприятий на множество мелких, так как в этих условиях невозможно вести индустриальное агропроизводство.
Таким образом, нынешний кризис вызван накопившимися перекосами в развитии сельского хозяйства в рамках последнего длинного экономического цикла, и в этом смысле он закономерен. Длительный период экономического роста, качественное повышение уровня жизни в развивающихся странах, многолетний избыток дешевых денег - все это привело к исчерпанию возможностей для продолжения экстенсивного роста в рамках современной международной экономической системы. То есть, это типичный инфляционный кризис, вызванный тем, что предложение базовых ресурсов не поспевает за ростом спроса. Переход на новый уровень будет происходить по мере разработки и внедрения новых технологий, выстраивания новой системы логистики и сбыта, формирования новых институтов, появления новых крупных игроков и новых правил игры [16].
Кризис показал, что американская и европейская системы субсидирования сельхозпроизводителей, а также европейская система сельскохозяйственных квот явно устарели. В этой ситуации Россия может стать одним из главных бенефициаров нового порядка на мировом рынке продовольствия. Россия обладает колоссальным потенциалом роста по всем направлениям: 10 % всех мировых запасов пашни, 52 % мировых площадей черноземов, обладающих высоким естественным плодородием, наибольший резерв роста посевных площадей (40 млн га), высокая потенциальность роста урожайности (фактическая урожайность зерновых - 18-19 ц с гектара, среднемировая -28 ц), 20 % мировых запасов пресной воды, 9 % производства минеральных удобрений [7]. К тому же сельхозпроизводители в России не привыкли к государственным дотациям, и «живые» хозяйства экономически эффективны.
Именно страны, обладающие большой площадью плодородных земель и относительно низкой плотностью населения (Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, Новая Зеландия, США), в состоянии производить дешевую и конкурентоспособную продукцию. Именно они и являются
крупнейшими экспортерами продовольствия. В производстве мяса против конкурентоспособности России природные факторы действуют только при выращивании крупного рогатого скота, результатом чего являются высокие издержки на производстве мяса, которые в России выше, чем в развитых странах мира [6]. В Латинской Америке крупный рогатый скот содержат на пастбищах значительно дольше, чем в России.
В свиноводстве и птицеводстве технологии выращивания предусматривают содержание в закрытых помещениях, и низкие температуры являются союзником сельхозпроизводителей, уменьшая воздействие инфекций. Что касается зерновых, то наши природно-климатические условия позволяют выращивать практически все виды, за исключением отдельных сортов риса.
Помимо этого, Россия имеет большой потенциал в развитии рыбной отрасли: у нас вылавливают практически все наиболее ценные виды белой и красной рыбы. На Дальнем Востоке традиционно ловят минтай и лососевые виды - горбушу, кету, кижуч, нерку, на севере России - сельдь, треску, мойву, морепродукты, а в Карелии - промышленное разведение осетровых рыб.
С развитием технологий сельхозпроизводства на первое место выдвинулась проблема доходности хозяйств. Так как рост цен на продовольствие ограничивается покупательной способностью населения, необходимая доходность может быть обеспечена при росте объема товарной продукции. Если сельхозпроизводитель продает продукцию, но получает за нее меньше денег, чем планировал, рентабельность хозяйства снижается вплоть до полного банкротства. Получить высокий доход сельхозпроизводитель может только в том случае, если на его продукцию будет платежеспособный спрос.
Увеличить платежеспособный спрос отдельно взятой семьи невозможно в силу того, что человек не съест больше своих физиологических потребностей. Это можно сделать только при изменении соотношения числа производителей и числа потребителей. То есть один сельхозпроизводитель должен продать своей продукции как можно большему количеству семей, тогда платежеспособный спрос на его товар будет достаточно высок. Таким образом, соотношение числа потребителей и производителей сельхозпродукции становится фактором, определяющим эффективность сельского хозяйства любой страны. Рост эффективности АПК России также зависит и от роста платежеспособности населения.
Следует отметить, что для российского сельхозпроизводителя есть еще один путь получения
дохода - увеличение экспорта продовольствия. При продуманной государственной политике и поддержке этот путь вполне реален. Для достижения оптимального соотношения «производство -потребление» эта помощь требуется как при высоких урожаях, так и при низких. Так, при низкой урожайности рост цен на продовольствие не может покрыть даже минимальных затрат на ее производство. В этом случае поддержка государства необходима для покрытия дефицита средств. Эти средства необходимы потому, что фирмы, занятые в сельском хозяйстве, должны продолжать свою деятельность и в текущем, и в последующем году. Их банкротство приведет к выводу земли из процесса производства, и дефицит продуктов будет только расти. Поэтому поддержка этих производителей - необходимое условие сохранения стабильности аграрного производства.
При высоком урожае возникает проблема перепроизводства, и часть урожая остается не проданной. В этом случае государственная поддержка необходима для оказания помощи в экспорте сельхозпродукции и для оказания помощи тем сельхозпроизводителям, у которых продукция по объективным причинам оказалась дороже средней цены на рынке. Помощь государства может включать целый ряд мер: снижение или отмену экспортных пошлин на сельхозпродукцию, введение дополнительных налогов на импортное продовольствие, выдача государственных гарантий под кредиты, использование бюджетных средств для создания страховых запасов продовольствия [16].
Что же тормозит развитие АПК России? Во-первых, состояние транспортной инфраструктуры, в первую очередь дорог. Так, например, погрузка продовольственных грузов в отечественный транспорт отнимает в два с половиной раза больше времени, чем требуется на аналогичные операции при использовании импортных машин и технологий.
Во-вторых, состояние сервисной инфраструктуры. Если за рубежом около 80 % АПК представлено обслуживающими предприятиями (транспортировка, переработка, хранение, складские услуги), то у нас доминирует сельхозпроиз-водство [9]. Этот недостаток приводит к большим потерям урожая. А, например, в животноводстве основная проблема - это нехватка современных холодильников и убойных мощностей. Чтобы обойти все проблемы, российские холдинги создают длинные вертикальные цепочки из разнородных бизнесов, в то время как западное сельское хозяйство отличается узкой специализацией.
В-третьих, кадровая проблема, которая, состоит в том, что для эффективного сельхозпроизвод-ства количество работников избыточно, а в дефиците - управленцы среднего и высшего уровня, способные организовать эффективную хозяйственную и финансовую деятельность. Соответственно существует проблема трудоустройства излишней рабочей силы низкой квалификации. Без нормальных жилищных условий, сравнимых с городскими, проблему кадров на деревне не решить.
В настоящее время требуется мобилизация творческих возможностей человека-профессионала, направленная на решение глобальной задачи становления и развития эффективного рыночно-регулируемого механизма управления экономикой сельского хозяйства страны. Это диктуется тем, что современная система управления не динамично отражает текущие изменения в сельском хозяйстве, а прежний персонал управления тормозит темпы и качество развития инновационных технологий [18].
В-четвертых, сложный доступ сельхозпроизводителей к дешевым длинным деньгам. Агро-производство отличается длительным производственным циклом, когда вложение оборотных средств и получение прибыли разделяет более полугода. Большинство сельхозпроизводителей сталкиваются с высокими процентными ставками, так как для банков сельское хозяйство - рисковый бизнес: размер заемщиков невелик, труд непредсказуем из-за сезонного фактора и природных бедствий. Механизмы, устраняющие эти недостатки, успешно работают в развитых странах. Создание резервных фондов и установка минимальных закупочных цен снижает их сезонные колебания. Банки применяют кредитование под залог земли, скота или будущего урожая, а риски снижает страховая компания. В России все эти инструменты либо отсутствуют, либо не работают. Например, существует и субсидируется из бюджета возможность страхования посевов и будущего урожая, но эффективность субсидий очень низкая: компенсации выделяются с большим запозданием, тарифные ставки едины для всей страны и далеки от реальности.
В-пятых, отсутствие рынка аренды и купли-продажи земли. Земля, не являясь объектом свободной купли-продажи, не может быть полноценным залогом для получения кредитов. Более 80 % российских сельхозугодий находится в долевой собственности, т. е. по сути, не имеет владельца. Чтобы земля превратилась в товар, надо провести на всех сельхозугодиях кадастровые работы: определить границы участков, категорию и возмож-
ность использования, конкретных собственников. Возможности использования земель сильно ограничены - их покупка иностранцами запрещена, перевод из одной категории в другую почти невозможен.
В-шестых, зависимость от импортного сырья, зарубежной генетики и технологий выращивания.
В-седьмых, в России неэффективное государственное управление сельским хозяйством: власти не стимулируют отечественных производителей, не защищают их от дешевого субсидированного импорта. Зерновые интервенции помогают в основном перекупщикам.
Национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства до 2012 г. дали заметные результаты в производстве зерна, сахарной свеклы, мяса птицы и свинины, но в целом отрасль продолжает находиться в кризисном состоянии.
Увеличение производства аграрной продукции, повышение экспортного продовольственного потенциала является важнейшей «точкой роста», от которой зависят не только темпы развития экономики, но и экономическая и продовольственная безопасность, как страны, так и ее регионов. Так, например, импорт продовольствия в Тамбовскую область составляет 35 %, что совершенно недопустимо с точки зрения ее продовольственной безопасности. Увеличение выпуска продукции сельского хозяйства к уровню 2011 г. на 25-30 % за счет замещения импорта и увеличения экспорта способно обеспечить приток в экономику дополнительных денежных средств объемом 550600 млрд руб. в год [12].
Соответствующий мультипликативный эффект в экономике на основе ускоренного развития отраслей, связанных с АПК, может достигать до 2,0 трлн руб. в год, что при прочих равных условиях может ускорить темпы роста ВВП России на 1,6-1,8 % в год. В то же время, только создание логистики для реализации экспортного потенциала сельского хозяйства требует сегодня свыше 500 млрд руб., а в целом для получения эффекта от ускоренного развития сельского хозяйства необходимо осуществление в ближайшую пятилетку инвестиций в АПК в объеме в 4,5-5 трлн руб. [16].
Регулирование продовольственного рынка -достаточно тонкая и кропотливая работа. Преградив таможенными тарифами путь более дешевому импорту, мы, конечно, помогаем отечественному сельскому хозяйству, но при этом, цены на продовольствие внутри страны начинают расти -производители хотят заработать маржу. А это рано или поздно приведет к снижению спроса на продукты питания.
Основные тенденции на мировом продовольственном рынке складываются следующие [5]:
- укрупнение сельскохозяйственного производства с доминированием агрохолдингов;
- активное воздействие государства на развитие продовольственного рынка;
- модернизация производства, выведение новых сортов, селекция;
- интеграция сельского хозяйства с переработкой и торговлей.
Важно также отметить, что для определения направлений совершенствования и перспектив развития АПК необходима адекватная оценка текущего состояния экономической деятельности, выявление основных тенденций и проблем в этой сфере.
Таким образом, эффективная работа предприятий агропродовольственных систем должна определяться правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал этой сферы. Стратегия должна обеспечить устойчивый экономический рост и развитие предприятий АПК, а также повышение конкурентоспособности, производимой им продукции [3].
Современные условия диктуют необходимость рассматривать конкурентоспособность, устойчивое развитие и ресурсосбережение как глобальный процесс, что требуется для выявления общих тенденций и закономерностей этих процессов на мировом уровне. Глобальный подход к этим проблемам необходим для того, чтобы сделать правильный прогноз о развитии этих процессов в будущем, об общих и специфических чертах конкурентоспособности, устойчивого развития и ресурсосбережения для различных регионов страны и их природно-климатических зон, о выявлении соответствующих стратегических резервов и факторов.
Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей [4].
Сегодня необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии. Это создаст предпосылки для производства отечественной сельхозпродукции и обеспечения продовольственной безопасности страны, расширения внутреннего продовольственного рынка и на этой основе сокращения импорта, повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.
Литература
1. Алимова Г. К. Повышение эффективности производства и конкурентоспособности зерна на основе технологических инноваций // Инновации. 2009. № 10.
2. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Концептуальные аспекты обеспечения многофункциональной конкурентоспособности агропромышленных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.
3. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятий региональных агропродовольственных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2.
4. Бурмистрова А. А., Родионова Н. К., Кондрашова И. С. Проблемы технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
5. Власова О., Калянина Л., Кокшаров А., Рубанов И. Кто накормит планету // Эксперт. 2008. № 16.
6. Гончаров В. Д. Об интеграции пищевой промышленности с сельским хозяйством // Никоновские чтения. 2010. № 15. С. 127-129.
7. Инкижинова С. От мотыги к нанотехнологиям // Эксперт. 2013. № 3.
8. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
9. Кожевникова Т. М., Саяпин А. В. Проблемы модернизации структуры сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.
10. Кожевникова Т. М., Саяпин А. В., Рябых В. Н. Перспективы развития АПК региона в контексте мирового аграрного кризиса // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1. С. 81-83.
11. Перевертова Т. А., Степанов Н. С. Совершенствование системы управления предприятием сахарной промышленности на основе инструментов реинжиниринга // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1. С. 136-141.
12. Потокина С. А., Бочарова О. Н., Ланина О. И. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3.
13. Родионова Н. К., Кондрашова И. С., Бурмист-рова А. А. Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 9.
14. Рубанов И. Системная ошибка на сто миллиардов // Эксперт. 2008. № 22.
15. Рябых В. Н., Гладышев А. Б. Формирование и защита национально-государственных интересов России на международной арене в условиях глобализации мировой экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
16. Рябых В. Н., Кожевникова Т. М., Саяпин А. В. Проблемы и перспективы развития индустриального агропроизводства в России // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 383-388.
17. Саяпин А. В., Козодаева О. Н. Состояние и перспективы развития крестьянско-фермерских хозяйств в регионе: производственные и финансово-инвестиционные аспекты // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 5.
18. Стадник А. Т., Чернова С. Г. Формирование и развитие индикативного рыночно-регулируемого механизма управления сельским хозяйством // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 93-99.
* * *
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEXES ENTERPRISES OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF CRISIS OF WORLD ECONOMY
T. M. Kozhevnikova, V. N. Ryabykh, Ye. A. Mezhuyeva
In article theoretical basics of development of the agrarian and industrial complexes enterprises of Russia and the region in modern conditions are covered, and practical recommendations about effective state regulation of a complex in the conditions of developing global agrarian crisis, for the purpose of achievement of steady food self-sufficiency of the population of Russia are made. Authors investigate influence of world economy on a food problem, a macroeconomic environment and a state policy. Results of the qualitative analysis of a condition of regional agrarian and industrial complex and the characteristic of operating system of the state support are stated. The assessment of prospects of agrarian and industrial complex of the Tambov region in the conditions of modern agrarian crisis as factor of dynamic change of environment of managing is given.
Now the agrarian and industrial complex of Russia continues to be one of the most problem spheres of economy and passes through the difficult period of reforming. Modernization of agriculture of the country can't be carried out on the basis of foreign equipment and technologies as they cost considerably dearer at the expense of an intellectual rent. Today it is necessary to create conditions for large-scale transition to new technologies that will allow our agriculture to become hi-tech, profitable and competitive.
Key words: agrarian crisis, agrarian and industrial complex, state regulation, food security, economic growth, food self-sufficiency.