Научная статья на тему 'Перспективы развития АПК региона в контексте мирового аграрного кризиса'

Перспективы развития АПК региона в контексте мирового аграрного кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ КРИЗИС / АПК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / AGRARIAN CRISIS / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Михайловна, Саяпин Алексей Викторович, Рябых Владимир Николаевич

В статье приводятся разработки теоретических основ развития АПК региона в современных условиях и практические рекомендации по эффективному государственному регулированию комплекса в условиях разворачивающего глобального аграрного кризиса. Авторы определяют влияние мирового аграрного кризиса на продовольственную проблему, макроэкономическую конъюнктуру и государственную политику. Излагаются результаты качественного анализа состояния регионального АПК и характеристика действующей системы государственной поддержки. Дается оценка перспектив АПК Тамбовской области в условиях современного аграрного кризиса как фактора динамичного изменения внешней среды хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожевникова Татьяна Михайловна, Саяпин Алексей Викторович, Рябых Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION IN THE CONTEXT OF WORLD AGRARIAN CRISIS

In the present article development of theoretical bases of development of agrarian and industrial complex of the region in modern conditions and practical recommendations about effective state regulation of a complex in the conditions of developing global agrarian crisis is given. Authors define influence of world agrarian crisis on a food problem, a macroeconomic environment and a state policy. Results of the qualitative analysis of a condition of regional agrarian and industrial complex and the characteristic of operating system of the state support are stated. The assessment of prospects of agrarian and industrial complex of the Tambov region in the conditions of modern agrarian crisis as factor of dynamic change of environment of managing is given.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития АПК региона в контексте мирового аграрного кризиса»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО АГРАРНОГО КРИЗИСА

Т. М. КОЖЕВНИКОВА, А. В. САЯПИН, В. Н. РЯБЫХ

В статье приводятся разработки теоретических основ развития АПК региона в современных условиях и практические рекомендации по эффективному государственному регулированию комплекса в условиях разворачивающего глобального аграрного кризиса.

Авторы определяют влияние мирового аграрного кризиса на продовольственную проблему, макроэкономическую конъюнктуру и государственную политику. Излагаются результаты качественного анализа состояния регионального АПК и характеристика действующей системы государственной поддержки. Дается оценка перспектив АПК Тамбовской области в условиях современного аграрного кризиса как фактора динамичного изменения внешней среды хозяйствования.

Ключевые слова: аграрный кризис, АПК, государственное регулирование.

Агропромышленный комплекс (АПК) - это функциональная многоотраслевая подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации. Формирование АПК связано с переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства, которая значительно углубила и расширила технологические и функциональные связи сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики.

В процессе развития АПК имели место горизонтальная межхозяйственная кооперация и вертикальная межотраслевая как объективные экономические процессы, обеспечивающие органическое соединение сельского хозяйства с отраслями промышленности.

Анализ существующих трактовок государственного регулирования АПК позволили сформулировать его как обязательный механизм стабилизации и развития отрасли, функционирующей в условиях неопределенности и колебаний природно-климатических и стихийно-рыночных факторов внешней среды. Структура государственного регулирования АПК представляет собой систему законодательно-правовых и организационно-экономических воздействий государственных органов управления разных уровней, осуществляющих согласование механизмов внутрихозяйственного управления и рыночной конкуренции с целью обеспечения эффективного функционирования и развития сфер АПК.

Говоря об АПК в Российской Федерации, следует отметить следующие особенности функционирования аграрного сектора:

1. Естественная продуктивность пашни в Советском Союзе была в 2,7 раза ниже, чем в США, и в 2-2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. В России сейчас этот показатель еще ниже.

2. Энергоемкость производства в стране в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость - в 5 раз.

3. Существенно ниже уровень исторически сложившейся интенсивности и производительности труда, урожайности культур и продуктивности скота [3].

Одной из важнейших социально-экономических проблем, связанных с АПК, выступают аграрные кризисы. Преодолевать последствия аграрного кризиса всегда приходится долго, потому, что он редко является следствием одного-другого неурожая. Как правило, в основе аграрных кризисов лежат серьезные природноклиматические, социально-демографические и системные процессы.

В мае 2008 г., когда мир переживал острый продовольственный кризис, вызванный ростом цен на продукты питания, ФАО разработала «Руководство по принятию срочных мер на уровне стран» в рамках своей Инициативы по борьбе с ростом цен на продовольствие (ИБРЦП). Несмотря на остроту кризиса, сохранялась надежда на то, что цены со временем снизятся до менее экстремальных уровней. В прогнозах говорилось о том, что: «...к 2017 г. ожидается, что реальная цена на пшеницу возрастет относительно среднего пока-

зателя цен за период 2005-2007 гг. на 2 %; цена на рис - на 1 %; на кукурузу - на 15 %; на масличные семена - на 33 %; на растительные масла - на 51 % и на сахар - на 11 %» [5].

Но уже 2010 г. опроверг прогнозы экспертов ФАО - цены на продовольствие растут исключительно высокими темпами (рис. 1).

сахар 28,5

постная свинина 33,2

соя 34,5

соевое масло 41,8

пшеница 65,6

овес 82,4

кукуруза 87,1

кофе 108,6

хлопок 131,4

0 50 100 150

Рис. 1. Изменение биржевых цен на основные сырьевые активы в 2010 г. (%)

Хотя высокие цены на продукты питания способны негативно повлиять на продовольственную безопасность отдельных стран, наряду с этим продовольственный кризис и агрфляция могут создать возможности для подъема сельскохозяйственного производства и развития сельских районов.

Рост продовольственных цен оказывает на страны различное влияние в зависимости от того, кем они являются - чистыми экспортерами или чистыми импортерами продуктов питания. Стра-ны-нетто экспортеры продовольствия смогут получить и использовать более выгодные условия торговли и более высокий доход. Странам-нетто импортерам пищевых продуктов придется столкнуться с менее выгодными условиями торговли и дороже платить за ввоз продовольствия, что негативно отразится на их торговом балансе и подорвет их национальную валюту [6].

Растущие ассигнования, связанные со смягчением последствий продовольственной пробле-

мы, потребуют от правительств сокращения других статей расходов, чтобы не допустить роста дефицита бюджета с его негативным воздействием на стабильность экономики.

Таковы типичные макроэкономические последствия высоких цен и тех мер, которые, по мнению ФАО, могут быть приняты правительствами для решения данной проблемы [5].

В этой связи представляет интерес оценка потенциала АПК в российских регионов. Анализ современных тенденций позволяет оценить перспективы развития АПК Тамбовской области как хорошие. Большинство видов сельскохозяйственной продукции, производимых в Тамбовской области, будут обеспечены платежеспособным спросом на национальных и мировых рынках сбыта в долгосрочной перспективе.

Последние годы прослеживается тенденция стабилизации производственно-экономического положения сельскохозяйственных организаций. В основных аграрных регионах страны растут объемы производства продукции, показатели производительности и оплаты труда работников, сокращается доля убыточных хозяйств. Однако пока не удалось достичь такого уровня эффективности хозяйствования, который необходим для ведения расширенного воспроизводства продукции. Во многих хозяйствах продолжается сокращение средств производства, площадей сельскохозяйственных угодий, поголовья животных, увеличивается кредиторская задолженность.

Перспективы роста эффективности сельскохозяйственных организаций связаны с оптимизацией макроэкономических условий хозяйствования, изменениями принципов и методов господдержки регионов. Имеются значительные внутренние резервы повышения эффективности на основе рационального использования производственных ресурсов, роста заинтересованности и ответственности трудовых коллективов за конечные результаты деятельности [2]. Для успешного решения этих проблем необходимы научнопрактические рекомендации, учитывающие региональные особенности сельского хозяйства и перспективы АПК регионов в условиях динамичных изменений внешней среды хозяйствования, вызванных мировым аграрным кризисом.

Основные проблемы аграрно-промышленного комплекса Тамбовской области состоят в следующем:

1. Низкая рентабельность сельского хозяйства связана с недостаточным уровнем механизации и модернизации сельскохозяйственного производства, недостатком средств на переоснащение

производственной базы, избытком трудовых ресурсов в этой отрасли.

2. Продукция отечественных товаропроизводителей недостаточно конкурентоспособна и вытесняется с российского и внутреннего рынков.

3. Неразвитость рыночной структуры связей сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих, промышленных и торговых предприятий является существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста в этой сфере.

4. Неразвитость информационной поддержки сельхозпроизводителей является причиной недостаточной информированности о возможных мерах и условиях финансовой помощи, об условиях по кредитованию.

5. Внешними угрозами к процессу развития этой сферы области можно отнести недостаточно проработанную государственную стратегию по регулированию и защите внутреннего рынка.

Сельское хозяйство представляет собой многоотраслевую сферу деятельности, для которой характерны как специализация, так и продуктовая диверсификация. Поскольку производство зерновых и технических культур является высокорисковой сферой вложения капитала, диверсификация выступает средством минимизации производственных и финансовых рисков, вызываемых как погодными факторами, так и нестабильностью рыночной конъюнктуры.

В настоящее время в регионе складывается тенденция к росту рентабельности производства зерновых культур (кукурузы, пшеницы, подсолнечника). Животноводство в целом остается убыточным.

Изменения в демографической ситуации, происходящие в России, оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность фирмы. В настоящее время в регионе наблюдается демографический кризис, что сдерживает внутренний спрос. С другой стороны, общая тенденция роста реальных доходов населения РФ может существенно изменить структуру производства, в частности в мясном подкомплексе АПК, что откроет возможности для стратегического перехода от импортозамещения к экспорто ориентированному производству в ряде отраслей отечественного АПК.

На сегодняшний момент рынок продукции сельского хозяйства и его переработки сформирован. На межрегиональных рынках определились компании-лидеры, которые характеризуются не только значительными годовыми оборотами капитала, большими объемами производства и реа-

лизации зерна, подсолнечника и т. д., но и более высокими показателями эффективности использования ресурсов. Все они представляют собой крупные агрохолдинги, созданные на базе вертикальной интеграции.

Таким образом, на аграрную сферу того или иного государства кризисные проявления в сфере производства и потребления продукции отрасли действуют негативно, но степень такого воздействия неодинакова и зависит от целого ряда факторов и закономерностей и в каждой стране аграрный кризис проявляется по-разному. Если в одних странах аграрный кризис вызывает острые продовольственные и социально-демографические проблемы, то в других динамично меняющаяся внешняя среда может способствовать развитию отраслей АПК.

Условия развития АПК региона сегодня закладываются на мировых продовольственных рынках. По мнению экспертов, мировой продовольственный кризис, начавшийся в 2005-2006 гг., в перспективе будет только обостряться, что может открыть для нашего региона новые перспективы.

Задача региональных властей состоит в том, чтобы спрогнозировать вероятные изменения внешней среды и увязать их с конкурентными преимуществами экономики и ее инвестиционными возможностями [4].

Истекшие годы реформ ярко показали, что свободные цены целесообразно сочетать с государственным регулированием агропродовольст-венного рынка и господдержкой отечественного товаропроизводителя, а также с защитными мерами от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

В связи с этим можно выделить четыре категории аргументов по обоснованию государственной поддержки аграрного сектора:

- связанные с продовольственной безопасностью страны;

- определяемые ценами и доходами в сельском хозяйстве;

- природоохранные;

- диктуемые необходимостью развития сельских территорий.

В последние годы наметилась тенденция, согласно которой государственная поддержка в большей степени должна распространяться на сельскохозяйственного товаропроизводителя, а не на агропроизводственный или агропромышленный комплексы и их участников. При этом предполагается сохранить в качестве приоритетных основные направления регулирования, а именно:

- регулирование рынков сельскохозяйственной продукции;

- поддержку кредитования и страхования сельскохозяйственного производства [7].

Представляется, что при сохранении основных направлений государственного регулирования АПК переломить создавшуюся во многих отраслях АПК ситуацию поможет изменение вектора господдержки. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на развитие технологической базы отрасли, а объем выделяемых хозяйствам средств - напрямую зависеть от того, сколько денег они вкладывают в нововведения и как соблюдают технологические правила. Надо ориентировать объем бюджетной поддержки на производительность, а не на физические показатели. Надо поддерживать тех, кто больше вкладывается в технологии. Необходимо разработать критерии доступа к бюджетной поддержке на основе соблюдения технологической дисциплины.

Например, результаты производственных апробаций базовых агротехнологий, проводимые в регионе, свидетельствуют, что в зависимости от усиления их интенсивности фактическая урожайность яровой пшеницы увеличилась в среднем от 19,5 до 72,4 ц/га, а максимально составила 82,0 ц [1].

Таким образом, система господдержи АПК должна стимулировать предприятия, применяющие сегодня преимущественно экстенсивные технологии, к освоению ими интенсивных форм ведения производства как решающего условия роста конкурентоспособности и стратегического перехода отраслей агропромышленного комплекса от импортозамещения к экспорто ориентированному производству.

Литература

1. Алимова Г. К. Повышение эффективности производства и конкурентоспособности зерна на основе технологических инноваций // Инновации. № 10. 2009.

2. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Концептуальные аспекты обеспечения многофункциональной конкурентоспособности агропромышленных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.

3. Назаренко В. И. Сельское хозяйство России в системе мирохозяйственных связей // Аграрная Россия. 2003. № 1.

4. Родионова Н. К., Кондрашова И. С., Бурмистрова А. А. Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 9.

5. Рост цен на продовольствие: факты, перспективы, последствия и необходимые меры, Конференция высокого уровня по всемирной продовольственной безопасности: проблемы изменения климата и биоэнергии, Рим, 2008 год. URL: ftp://ftp.fao.org

6. Рябых В. Н., Гладышев А. Б. Формирование и защита национально -государственных интересов России на международной арене в условиях глобализации мировой экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

7. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

* * *

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION IN THE CONTEXT OF WORLD AGRARIAN CRISIS

T. M. Kozhevnikova, A. V. Sayapin, V. N. Ryabykh

In the present article development of theoretical bases of development of agrarian and industrial complex of the region in modern conditions and practical recommendations about effective state regulation of a complex in the conditions of developing global agrarian crisis is given.

Authors define influence of world agrarian crisis on a food problem, a macroeconomic environment and a state policy. Results of the qualitative analysis of a condition of regional agrarian and industrial complex and the characteristic of operating system of the state support are stated. The assessment of prospects of agrarian and industrial complex of the Tambov region in the conditions of modern agrarian crisis as factor of dynamic change of environment of managing is given.

Key words: agrarian crisis, agrarian and industrial complex, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.