Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фиапшева Н.М.

Деятельность любой организации имеет свои цели, например, увеличение рентабельности, расширение рынка сбыта, рост объемов производства, совершенствование ассортимента выпускаемой продукции, повышение качества и оптимизация цен, снижение затрат на единицу продукции, ускорение оборачиваемости капитала, применение более совершенных методов управления бизнесом. Перед менеджерами организаций стоит задача определения наиболее эффективных путей достижения заданных целей. Отмечается, что система управленческого учета дает возможность сбора и представления менеджерам информации о том, как осуществляется движение к намеченным целям и во сколько это обходится. Выделены первоочередные задачи, решаемые благодаря системе управленческого учета: определение нормативной себестоимости производства продукта, выполнения работ на стадии создания проектных документов; корректировка объема и себестоимости работ на уровне рабочей документации; составление планов работ по времени; перераспределение ресурсов по объектам и видам работ; определение норм потребности в сырье, материалах, основных средствах; контролирование процесса закупки материалов и их движения во избежание возникновения излишков; недопущение перерасхода материалов, контроль уровня расценок на виды работ. Указывается, что в настоящее время инициатива применения системы управленческого учета принадлежит, в основном, собственникам организаций и задача топ-менеджеров заключается в определении и контроле за показателями, характеризующих выполнение поставленной задачи, а так же участие в совершенствовании системы управленческого учета организации, так как в ходе совместных совещаний руководителей различных служб вырабатываются дополнительные требования к управленческому учету и обеспечению их информацией, необходимой для управления своей службой. Определены основные задачи для дальнейшего развития информационного обеспечения управленческого учета организациям: создание единой информационной среды, охватывающей всю систему управленческого учета; активное применение нефинансовых показателей в управленческой информации; увязка мотивации персонала и управленческого учета для обеспечения объективности премирования работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF INFORMATIVE PRVISION FOR MANAGEMENT ACCOUNTING

The activity of any organization has its own goals such as increasing profitability, expansion of market, growth of production volumes, improvement of product range, improving quality and optimizing prices, lower costs per unit of output, acceleration of capital turnover, and the use of better methods of business management. The task of determining the more effective ways of achieving the given goals is appeared before the managers of organizations. It is noted that the of accounting management system enables to collect and report the information to managers about the movement is carried out towards the objectives and how much it costs. It undistinguished prior problems to be solved due to the system of management accounting: definition of normative cost prime of product, production works execution on the stage of creation of design documents; updating of the volume and cost of works at the level of the designing documents; preparation of plans of works on time; the reallocation of resources on objects and work types; defining standards of demand for raw, materials, fixed assets; controlling of process of purchasing of materials and the movement to prevent excess; avoidance of waste of materials, control of rates for types of work. It is stated that current use the initiative of the management accounting system belongs mainly to the owners of organizations and the task of top managers is measure and monitor of indicators characterizing the performance of assigned tasks and participation in improving the management accounting system of the organization, as during the joint meetings of leaders of various services is worked out additional requirements to management accounting and provide them with the information necessary to manage their services. It is determined the main tasks for further development of information provision of accounting management to organizations as to create the united informative environment, embracing the whole system of management accounting; active application of non financial indexes in managerial information; coordination of personnel motivation and management accounting for the provision of objectivity workers bonuses (awards).

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА»

УДК 657:658

Фиапшева Н. М. Fiapsheva N. M.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

PERSPECTIVES OF ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF INFORMATIVE PRVISION FOR MANAGEMENT ACCOUNTING

Деятельность любой организации имеет свои цели, например, увеличение рентабельности, расширение рынка сбыта, рост объемов производства, совершенствование ассортимента выпускаемой продукции, повышение качества и оптимизация цен, снижение затрат на единицу продукции, ускорение оборачиваемости капитала, применение более совершенных методов управления бизнесом. Перед менеджерами организаций стоит задача определения наиболее эффективных путей достижения заданных целей. Отмечается, что система управленческого учета дает возможность сбора и представления менеджерам информации о том, как осуществляется движение к намеченным целям и во сколько это обходится. Выделены первоочередные задачи, решаемые благодаря системе управленческого учета: определение нормативной себестоимости производства продукта, выполнения работ на стадии создания проектных документов; корректировка объема и себестоимости работ на уровне рабочей документации; составление планов работ по времени; перераспределение ресурсов по объектам и видам работ; определение норм потребности в сырье, материалах, основных средствах; контролирование процесса закупки материалов и их движения во избежание возникновения излишков; недопущение перерасхода материалов, контроль уровня расценок на виды работ. Указывается, что в настоящее время инициатива применения системы управленческого учета принадлежит, в основном, собственникам организаций и задача топ-менеджеров заключается в определении и контроле за показателями, характеризующих выполнение поставленной задачи, а так же участие в совершенствовании системы управленческого учета организации, так как в ходе совместных совещаний руководителей различных служб вырабатываются дополнительные требования к управленческому учету и обеспечению их информацией, необходимой для управления своей службой.

The activity of any organization has its own goals such as increasing profitability, expansion of market, growth of production volumes, improvement of product range, improving quality and optimizing prices, lower costs per unit of output, acceleration of capital turnover, and the use of better methods of business management. The task of determining the more effective ways of achieving the given goals is appeared before the managers of organizations. It is noted that the of accounting management system enables to collect and report the information to managers about the movement is carried out towards the objectives and how much it costs. It undistinguished prior problems to be solved due to the system of management accounting: definition of normative cost prime of product, production works execution on the stage of creation of design documents; updating of the volume and cost of works at the level of the designing documents; preparation of plans of works on time; the reallocation of resources on objects and work types; defining standards of demand for raw, materials, fixed assets; controlling of process of purchasing of materials and the movement to prevent excess; avoidance of waste of materials, control of rates for types of work. It is stated that current use the initiative of the management accounting system belongs mainly to the owners of organizations and the task of top managers is measure and monitor of indicators characterizing the performance of assigned tasks and participation in improving the management accounting system of the organization, as during the joint meetings of leaders of various services is worked out additional requirements to management accounting and provide them with the information necessary to manage their services.

Определены основные задачи для дальнейшего развития информационного обеспечения управленческого учета организациям: создание единой информационной среды, охватывающей всю систему управленческого учета; активное применение нефинансовых показателей в управленческой информации; увязка мотивации персонала и управленческого учета для обеспечения объективности премирования работников.

Ключевые слова: информация, управленческий учет, эффективность, пользователи, управленческие решения, управленческая отчетность.

It is determined the main tasks for further development of information provision of accounting management to organizations as to create the united informative environment, embracing the whole system of management accounting; active application of non financial indexes in managerial information; coordination of personnel motivation and management accounting for the provision of objectivity workers bonuses (awards).

Key words: information, management accounting, performance, users, management decisions, management reporting.

Фиапшева Нателла Музраковна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 903 493 50 04 E-mail: natellafiapsheva @ mail.ru

Fiapsheva Natella Muzrakovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 903 493 50 04 E-mail: natellafiapsheva @ mail.ru

За последние два десятилетия наши предприятия стараются пройти дорогу, на которую западные фирмы и компании потратили столетие. Стоит заметить, что основные вехи развития управленческого учета и для российских, и для западных компаний одинаковы, что объясняется развитием рыночных отношений.

У каждой организации есть свои цели. К примеру, увеличение эффективности, расширение рынка сбыта, рост (или оптимизация) объемов производства, совершенствование ассортимента выпускаемой продукции, разработка новых продуктов и услуг, повышение качества и оптимизация цен, улучшение технологии производства и обслуживания, снижение затрат на единицу продукции, ускорение оборачиваемости капитала, применение более совершенных методов управления бизнесом. При этом, каждая организация имеет в наличии собственную стратегию, приоритеты, интересы, традиции, отличающиеся от такого же набора составляющих у других хозяйствующих субъектов. В числе задач менеджеров стоит задача нахождения эффективных путей достижения установленных целей, но каждый ведет собственный бизнес на свой лад. Тем не менее, в управленческом учете сформировались определенные единые

принципы, подходы и методы, применение которых позволяет принимать эффективные управленческие решения.

Поскольку на начальном этапе ключевыми конкурентными преимуществами становятся цена и уровень затрат, то главенствующую роль в управленческом учете играет учет издержек. Большое количество методик и статей по внедрению управленческого учета содержат принципы учета финансовых потоков, а также создания систем учета затрат, калькулирования и бюджетирования. Но невольно задаешься вопросом, достаточно ли располагать только финансовыми показателями для принятия рациональных, оправданных управленческих решений? Как учесть информацию о качестве произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, удовлетворенности клиентов, текучести кадров? Можно ли решить проблемы доступности управленческой информации путем приобретения передового программного обеспечения? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим технологию постановки управленческого учета в организации.

Целями, для достижения которых в организации создается система управленческого учета, является создание механизма для принятия управленческих решений, который позволит руководителю управлять, оценивать свой биз-

нес. В системе управленческого учета есть возможность сбора и представления менеджерам информации о том, как осуществляется движение к намеченным целям и во сколько это обходится. Чтобы руководить, нужна информация! Необходимо иметь информацию о том, что произошло и происходит в бизнес-процессе во всех подробностях и в целом по хозяйствующему субъекту. Управленческой системе необходимо выявлять пробелы на пути следования к целям, своевременно информировать об ухудшении ситуации.

Так как управленческий учет дает возможность обозначить состояние дел предприятия в настоящую минуту, то нужно иметь абсолютно достоверные данные. Это объяснятся тем, что в настоящее время нередки ситуации, когда руководителям функциональных подразделений необходимо принимать решения, не имея должного объема информации.

Управленческий учет является полноценным видом учета со своими задачами и методиками сбора и обработки информации, специфической детализацией и периодичностью представления данных. Для решения задач управленческого учета информация собирается и обрабатывается о различных аспектах деятельности хозяйствующего субъекта, начиная с натуральных производственных показателей и вплоть до мнения работников о самом предприятии. Также необходимо включать составление прогнозов будущего состояния и расчет нужных показателей, которые позволят отслеживать положение хозяйствующего субъекта в настоящий момент.

В качестве первоочередных задач, решаемых благодаря системе управленческого учета, можно назвать:

• определение нормативной себестоимости производства продукта, выполнение работ на стадии создания проектных документов;

• корректировка объема и себестоимости работ на уровне рабочей документации;

• составление планов работ по времени;

• оценивать возможность выполнения работ силами самой организации или сторонних организаций;

• перераспределение ресурсов по объектам и видам работ (то есть составление оперативных бюджетов на основании планов производства);

• определение норм потребности в сырье, материалах, основных средствах;

• контролирование процесса закупки материалов и их движения во избежание возникновения излишков;

• недопущение перерасхода материалов, контроль уровня расценок на виды работ (по сравнению со среднерегиональными ценами).

Решение задач, стоящих перед управленческим учетом, возможно лишь при получении информации, содержащейся в управленческой отчетности, отражающей текущее состояние дел и бизнеса в целом. Управленческая отчетность позволяет проводить оценку в соответствии с фактической структурой предприятия вне зависимости от того, как юридически построено взаимодействие различных функциональных подразделений.

В настоящее время инициатива применения системы управленческого учета принадлежит, в основном, собственникам организаций. Задача топ-менеджеров заключается в определении и контроле за показателями, характеризующими выполнение поставленной задачи, а так же участие в совершенствовании системы управленческого учета организации, так как в ходе совместных совещаний руководителей различных служб вырабатываются дополнительные требования к управленческому учету и обеспечению их информацией, необходимой для управления своей службой. Поэтому при разработке системы управленческого учета организации, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы: кто нуждается в управленческой информации и на какие показатели деятельности предприятия необходимо делать наибольший акцент.

Потребителей информации управленческого учета надо подразделять на три группы:

• корпоративная (собственники, инвесторы);

• топ-менеджмент (генеральный директор, его заместители, финансовый директор);

• среднее звено управленческого персонала (производственные подразделения, отделы, службы).

Состав и степень детализации управленческой информации находятся в прямой зависимости от того, кому она предназначена. Руководители, относящиеся к первой группе, получают более общую информацию, далее детализированная информация о состоянии предприятия поступает к топ- менеджерам, а руководители среднего звена получают мак-

симально подробную информацию. Также в зависимости от структурного подразделения разнится состав показателей, предоставляемых для составления управленческой отчетности. Это приводит к тому, что нужно выделять блоки управленческой информации: производственный, финансовый, маркетинг и коммерция, технический, административно-хозяйственный. В каждом из указанных блоков обозначаются показатели, наиболее эффективно характеризующие его деятельность. Ответственными за предоставление информации являются начальники служб, относящихся к определенному информационному блоку.

Но что есть информация, вот в чем вопрос. Часто мы видим много данных, которые подчас не несут никакой информации. Руководители получают от своих подчиненных огромное количество печатных листов с цифрами и графиками. Вполне возможно, что среди этих данных существует то, в чем руководитель нуждается, чтобы принять обоснованное решение, сформировать собственную оценку происходящего. Но, довольно часто, значительная часть данных отчета не несет какой-либо полезной информационной нагрузки, так как, во-первых, одни и те же данные для различных пользователей имеют различную ценность, а во-вторых, качество информации зависит от времени. Вчера, например, данные содержали полезную информацию, сегодня это просто статистика - информация устарела. Поэтому в ходе внедрения управленческого учета в организации большое внимание уделяется разработке сбалансированных показателей и управленческой отчетности и методике ее представления.

Одними из основных показателей, характеризующими эффективность деятельности для большого количества предприятий являются прибыль, выручка и объем затрат как в целом по предприятию, так и по функциональным подразделениям. Одновременно большое внимание обращается на такие показатели, как кредиторская и дебиторская задолженности, оборачиваемость запасов и текучесть кадров, объем запасов сверх нормы, рентабельность отдельных продуктов. Вместе с наиболее распространенными показателями управленческой отчетности, есть и специализированные показатели, такие как: выручка на квадратный метр торговой площади и в расчете на одно посадочное место, выручка на

одного сотрудника. Необходимо знать, что в управленческом учете используются как финансовые показатели, так и стоимостные показатели. Нефинансовые и качественные параметры становятся первостепенными тогда, когда основным фактором конкурентоспособности предприятия становятся эффективное управление уникальными ресурсами компании, развитие специфических знаний и компетентность работников.

Состав информации управленческого учета подвергается корректировке в зависимости от меняющихся потребностей бизнеса в целом, это предполагает периодический пересмотр системы показателей эффективности деятельности организации, исходя из потребностей руководства, в результате чего система управленческого учета является информационной базой для принятия обоснованных решений, а также с ее помощью можно провести самодиагностику состояния предприятия, оценить конкурентоспособность и эффективно мотивировать работников.

В нашей стране на многих рынках, как правило, идет ценовая конкуренция, и вследствие этого информация для управленческого учета основана на финансовых показателях. Следует отметить, что рынок услуг, где речь идет о степени удовлетворенности клиента, организации активно применяют качественные показатели. Это помогает организациям следить не только за результатом, но и за процессом его достижения.

Для дальнейшего развития информационного обеспечения управленческого учета российским организациям предстоит решение следующих главных задач:

• необходимо создание единой информационной среды, охватывающей всю систему управленческого учета. При этом отдельные подразделения должны решать определенные локальные задачи, информация о которых не передается в другие подразделения, а обсуждаются только с руководством организации или на общефирменных собраниях;

• следует активно применять нефинансовые показатели в системе управленческой информации, так как без них нельзя принимать обоснованные управленческие решения. В настоящее время нефинансовые показатели играют роль «производственной» статистики внутри функциональных подразделений;

• необходимо связать мотивации персонала и управленческого учета для обеспечения объективности премирования работников. Следует отметить, что в начальной стадии выстраивания решение данной задачи может натолкнуться на непродуманность системы мотивации, а также и на технические проблемы, связанные со сбором и обработкой информации.

Решение этих задач позволит обеспечить организации точной и своевременной информацией, которая часто определяет успех в бизнесе. В настоящее время существуют решения, позволяющие организациям быстро преобразовывать «сырые» данные в полезную деловую информацию и доставлять ее руководителям в наиболее приемлемом виде.

Литература

1. Бабенкова Т.В., Сафаров А.В. Учет в управленческих целях: некоторые особенности // Управленческий учет. 2006. №5. 94-108 c.

2. Валиулова А.Р. Управленческий учет как инструмент управления промышленным предприятием: автореф. дис. ... канд. экон. наук.: 08.05.00 Ульяновск. 2007. 25 с. (http://www.uni.ulsu.ru/aspir/doc/avtoref/2007/2 007-05-24-10-valiulova.doc).

3. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика. 2004. 350 с.

4. Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета, утвержденные экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России (Протокол заседания от 22 апреля 2002г. № 4).

5. Пискунов В.А. Учет как система информационного обеспечения управления предприятием // Экономические науки, 2002. №1. 58-61 c.

6. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. М.: Инфра М. 2004. 160 с.

7. Фиапшева Н.М., Болотоков А.А. Информационное обеспечение управленческого учета в сельском хозяйстве // Материалы 6-й НПК молодых ученых и специалистов агропромышленного комплекса «Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты». Нальчик, КБГСХА, 2013.

8. Фиапшева Н.М. Формирование системы управленческого учета в сельскохозяйственных организациях // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Инновационное развитие экономки АПК и аграрных территорий: проблемы и решения», посвященной 90-летию проф. Кумахова Б. А., 2013.

References

1. Babenkova T.V., Safarov A.V. Uchet v upravlencheskikh tselyakh: nekotorye osoben-nosti // Upravlencheskiy uchet. 2006. № 5. 94108 c.

2. Valiulova A.R. Upravlencheskij uchet kak instrument upravleniya promyshlennym pred-priyatiem: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk.: 08.05.00 Ulyanovsk. 2007. 25 s. (http://www.uni.ulsu.ru/aspir/doc/avtoref/2007/2 007-05-24-10-valiulova.doc).

3. Kaverina O.D. Upravlencheskij uchet: sis-temy, metody, protsedury. M.: Finansy i statisti-ka. 2004. 350 s.

4. Metodicheskie rekomendatsii po organi-zatsii i vedeniyu upravlencheskogo ucheta, ut-verzhdennye ekspertno-konsultativnym sovetom po voprosam upravlencheskogo ucheta pri Mine-konomrazvitiya Rossii (Protokol zasedaniya ot 22 aprelya 2002g. № 4).

5. Piskunov V.A. Uchet kak sistema informat-sionnogo obespecheniya upravleniya predpriya-tiem // Ekonomicheskie nauki, 2002. №1. 58-61 c.

6. Stepanova E.E., Khmelevskaya N.V. In-formatsionnoe obespechenie upravlencheskoj deyatelnosti. M.: Infra M. 2004. 160 s.

7. Fiapsheva N.M., Bolotokov A.A. Informat-sionnoe obespechenie upravlencheskogo ucheta v selskom khozyajstve // Materialy 6-y NPK mo-lodykh uchenykh i spetsialistov agropromysh-lennogo kompleksa «Aktualnye problemy so-vremennoy ekonomiki: mezhdunarodnye, vnutri-natsionalnye i regionalnye aspekty». Nalchik, KBGSKhA, 2013.

8. Fiapsheva N.M. Formirovanie sistemy upravlencheskogo ucheta v selskokhozyajstven-nykh organizatsiyakh // Materialy mezhvuzovs-koj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Innovat-sionnoe razvitie ekonomki APK i agrarnykh ter-ritorij: problemy i resheniya», posvyaschennoj 90-letiyu prof. Kumakhova B.A., 2013.

9. Черникова А.А., Дручинин А.И., Просел-кова А.И. Показатели оценки достижения стратегических целей предприятия // Экономический анализ: теория и практика, 2007. №3. 66-68 с.

9. Chernikova A.A., Druchinin A.I., Prosel-kova A.I. Рока2а1еН о!8епЫ ^й^ешуа 81та1е-gicheskikh 18е1еу ргеёрпуайуа // Екопош> сИе8ку апа^: 1еопуа i ргакйка, 2007. №3. 6668 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.