Научная статья на тему 'Перспективы развития образовательной модели Liberal Arts в гуманитарном образовании'

Перспективы развития образовательной модели Liberal Arts в гуманитарном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / «ГИБКИЕ» КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HUMANITARIAN EDUCATION / “SOFT” SKILLS / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Светлана Ривнеровна

Гуманитарное образование по ряду причин претерпевает определенные изменения. Одним из способов сделать гуманитарное образование востребованным является внедрение образовательной модели Liberal Arts, получившей широкое распространение в высшем образовании. В данной работе представлен опыт внедрения модели Liberal Arts в гуманитарную среду Гимназии города Лабытнанги. Данный опыт стал основой проекта «Гуманитариум образовательная модель Liberal Arts». Модель образовательного пространства «Гуманитарум» это комплексная, ресурсная, социализирующая и поликультурная среда, созданная путем интеграции с наукоемкими социокультурными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LIBERAL ARTS EDUCATIONAL MODEL IN HUMANITARIAN EDUCATION

For several reasons, humanitarian education is undergoing certain changes. One of the ways to make humanitarian education in demand is the introduction of the Liberal Arts educational model, which has become widespread in higher education. This paper presents the experience of implementing the Liberal Arts model in the humanitarian environment of the Labytnangi Grammar School. This experience became the basis of the project "Humanitarium educational model of Liberal Arts". The model of the educational space “Humanitarium” is a complex, resource, socializing and multicultural environment created through integration with knowledge-based sociocultural partners.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития образовательной модели Liberal Arts в гуманитарном образовании»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ LIBERAL ARTS В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Рахимова С.Р. Email: Rahimova678@scientifictext.ru

Рахимова Светлана Ривнеровна - заместитель директора по научно-методической работе, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия города Лабытнанги, г. Лабытнанги

Аннотация: гуманитарное образование по ряду причин претерпевает определенные изменения. Одним из способов сделать гуманитарное образование востребованным является внедрение образовательной модели Liberal Arts, получившей широкое распространение в высшем образовании. В данной работе представлен опыт внедрения модели Liberal Arts в гуманитарную среду Гимназии города Лабытнанги. Данный опыт стал основой проекта «Гуманитариум - образовательная модель Liberal Arts». Модель образовательного пространства «Гуманитарум» - это комплексная, ресурсная, социализирующая и поликультурная среда, созданная путем интеграции с наукоемкими социокультурными партнерами.

Ключевые слова: гуманитарное образование, «гибкие» компетенции, образовательное пространство.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LIBERAL ARTS EDUCATIONAL MODEL IN HUMANITARIAN EDUCATION

Rahimova S.R.

Rahimova Svetlana Rivnerovna - Deputy Director for scientific and methodological work, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM OF LABYTNANGI CITY, LABYTNANGI

Abstract: for several reasons, humanitarian education is undergoing certain changes. One of the ways to make humanitarian education in demand is the introduction of the Liberal Arts educational model, which has become widespread in higher education. This paper presents the experience of implementing the Liberal Arts model in the humanitarian environment of the Labytnangi Grammar School. This experience became the basis of the project "Humanitarium - educational model of Liberal Arts". The model of the educational space "Humanitarium" is a complex, resource, socializing and multicultural environment created through integration with knowledge-based sociocultural partners. Keywords: humanitarian education, "soft" skills, educational space.

УДК 371

В российской педагогической науке многими исследователями поднимался вопрос дальнейших перспектив гуманитарного образования. Многие из них отмечают, что современное гуманитарное образование претерпевает различные изменения под воздействием различных факторов [2; 3], среди которых - ожидание технологического прорыва. Это развернуло вектор российского образования, отодвинув тем самым на второй план гуманитарное образование. Как следствие, мы наблюдаем невостребованность гуманитарного направления в вузах и школах. При всем этом сегодня работодатель ищет кандидатов, обладающих нестандартным мышлением; пониманием человеческой природы; сильными коммуникативными навыками; талантом к анализу и оценке; способности рассуждать. Другими словами, обладающим soft skills.

Для развития soft skills сегодня изменяются и вузовские программы. Бакалавру предлагают выбирать максимально разные курсы или продолжать обучение в магистратуре по направлению, которое никак не связано с бакалаврским профилем

подготовки, принимать участие в исследовательских проектах. Пришло понимание, что высшее образование не может существовать в прежнем формате, когда учили «профессии на всю жизнь»

В российских вузах уже более 15 лет назад появились программы, ориентированные на образовательную модель Liberal Arts. Liberal Arts — это многопрофильный бакалавриат, где студент на выпуске получает более одной специализации социально-гуманитарной подготовки. Программа позволяет научиться делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения.

Образовательная модель Liberal Arts. получила распространение во второй половине ХХ века - сперва в США, а затем и в европейских странах. В России получила распространение в высших учебных заведения, конкретно в РАНХГиС.

«Задача программ Liberal Arts - предоставление широких возможностей для развития личности студента, обучение критическому мышлению и умению выражать свои мысли. Студенты приобретают не специализацию в узкой области, а обширные знания (в том числе междисциплинарного характера) в рамках выбранной концентрации курсов. В рамках этой модели образования много внимания уделяется гуманитарным и социальным наукам. Образование по модели Liberal Arts готовит к возможности постоянного изменения своего профессионального выбора и профессиональной идентичности в современном мире.

Обучение в рамках программ Liberal Arts позволяет развивать следующие умения и навыки студентов:

- навыки оценочного и критического мышления;

- навыки креативного мышления;

- способности к эффективной устной и письменной коммуникации;

- навыки критического и рефлексивного чтения;

- способность провести исследование и эффективно организовать материал;

- умение реализовывать независимые суждения;

- способность сотрудничать с другими, создавать коллективные проекты, работать в команде единомышленников;

- уверенность в себе и самопонимание

- и многое другое.

Главное отличие программ Liberal Arts от традиционной системы - ориентация на индивидуальный выбор студентов, использование интерактивных методов обучения, установка на диалог, а не диктат в ходе обучения, а также широкие возможности для активного общения с преподавателями. Студенты имеют право на выбор курсов в соответствии со своей областью интересов: избрав определенную концентрацию - то есть набор базовых курсов, - они могут также выбирать любые дополнительные курсы из других концентраций. Это позволяет каждому студенту пройти индивидуализированную программу обучения и получить на выходе уникальную карту компетенций»1

Осознавая, что современная система гуманитарного образования должна представлять собой целостную концепцию и модель образовательного процесса [1], в том числе и как модель взаимодействия гуманитарного и дополнительного образования в условиям консорциума [4], в Гимназии был разработан инновационный проект «Гуманитариум - образовательная модель Liberal Art», который направлен на решение данного вызова современности.

Опыт реализации данной модели показал ее перспективность и в общеобразовательном учреждении. В Гимназии города модель была внедрена посредством создания образовательных пространств, способствующих формированию «гибких» компетенций, обеспечивающих возможность выбирать из

1 https://eclab.by/liberal-arts-education (дата обращения - 10.06.2019 г.).

множества образовательных модулей те, которые позволяют в полной мере раскрыть потенциал учащегося.

Сегодня мы готовы представить обучающемуся широкий выбор программ для получения достойного гуманитарного образования. В рамках реализации Основной общеобразовательной программы начального, основного и среднего общего образования каждый обучающийся может выбрать свою траекторию дальнейшего движения в соответствии с матрицей учебных дисциплин (схема 1).

1-4 классы ^

5-9 классы «

10-11 классы

• учебный предмет «русским язык» (профильным уровень)

• Учебный предмет «История России» (профильный

уровень)

• Учебный предмет «Обществознание» (профильный

уровень)

• Учебный предмет «Право» (углубленный уровень)

• Учебный предмет «Второй иностранный язык (французский)» (базовый)

• Элективный учебный предмет «Журналистика и русский язык»

• Элективный учебный предмет «Политология»

• Элективный учебный предмет «История в лицах»

• Элективный учебный предмет «Русский язык в современном мире»

• Элективный учебный предмет «Обществоведческие дисциплины»

• Элективный курс «Английский в моей профессии»

• Элективный курс «Человек имеет право»

• Элективный курс «Формирование функциональной

• Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» (базовый уровень)

• Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» (углубленный уровень)

• Внеурочная деятельность «Мой друг-французский»

• Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» (базовый уровень)

• Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» (углубленный уровень)

• Учебный предмет «Иностранный язык (французский)» (базовый)

• Учебный предмет «Иностранный язык (французский)» (углубленный)

• Учебный предмет «Второй иностранный язык (французский)»

• Учебный предмет «Основы языкознания»

• Элективный курс «Лингвистический практикум»

• Элективный курс «Global English"

Рис. 1. Схема. Матрица учебных дисциплин образовательной модели «Гуманитариум»

Модель образовательного пространства «Гуманитариум» обеспечивает свободу выбора учащимся также и за счет реализации сетевых программ в рамках соглашений о сотрудничестве различного уровня (муниципальный, региональный), образовательных программ в рамках инновационных проектов, поддерживаемых департаментом по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа.

Благодаря наличию эффективной системы социального партнерства в проекте смогут принимать участие ученики 1-11 классов всех образовательных учреждений города и округа.

Стоит отметить, что многие модули вошли в муниципальный проект «Создание системы персонализации образовательных услуг для обучающихся 9 - 11 классов в условиях общеобразовательного консорциума».

Образовательная модель «Гуманитариум» - это комплексная, ресурсная, социализирующая и поликультурная среда, созданная путем интеграции с наукоемкими социокультурными партнерами.

Рис. 2. Схема. Содержательное наполнение образовательной модели «Гуманитариум»

Модель образовательного пространства «Гуманитарум» - это синтез гуманитарного направления и креативного начала (креативные зоны), критического мышления и научного подхода. Модель «Гуманитариум» представлена на схеме 2.

В основе модели «Гуманитариум» образовательные модули, сопряженные с зонами креатива. Модули, как и зоны креатива, рассматриваются нами в качестве отправной точки в выборе учащегося, каждый его компонент может быть использован для создания персональной траектории развития. Данный подход полностью соответствует принципам Liberal Arts.

Создание образовательного пространства «Гуманитариум» по принципу Liberal Arts как инновационной модели современного гуманитарного образования включает в себя многообразие образовательных модулей, что позволяет учащимся создавать индивидуальную образовательную траекторию и способствует формированию «гибких» компетенций.

Список литературы /References

1. Валицкая А.П. Гуманитарное образование в контексте модернизации: теория и практика // Universum: Вестник Герценовского университета, 2011.

2. Ганин В.В., Фухтин А.Ф. Гуманитарное образование на современном этапе // Знание. Понимание. Умение, 2012. № 4.

3. Лубков А.В. Модернизация страны и некоторые проблемы гуманитарного образования // Ярославский педагогический вестник, 2010.

4. Самсонова И.В. Технология консалтингового взаимодействия в работе с детьми «Информационного поколения» // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.