Научная статья на тему 'Подходы к реализации модели «liberal arts and sciences» в педагогическом образовании'

Подходы к реализации модели «liberal arts and sciences» в педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация образования / подготовка педагогов / свободное образование / элитный бакалавриат / modernization of education / training of teachers / free education / elite bachelor's degree programe

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев Михаил Вадимович, Тарханова Ирина Юрьевна

Статья посвящена анализу и обсуждению потенциала модели свободного образования, используемой при подготовке педагогических кадров для новой школы. Раскрываются сущность и содержание модели свободных искусств и наук, анализируется опыт реализации данной модели зарубежными и отечественными университетами в разные исторические периоды и в разных социальных и культурных условиях. Обсуждаются возможности и рамки применения модели свободных искусств и наук к подготовке педагогических кадров. Новизна материалов, представленных в данной статье, заключается в том, что в них обоснован принципиально новый подход к проектированию бакалаврской программы. Анализируя новую для отечественной педагогики модель бакалавриата, авторы приходят к выводу, что образование по модели «liberal arts and sciences» в педагогическом университете является своего рода альтернативой узкопрофильной отраслевой подготовке педагогических кадров. В статье выявлена соответствующая анализируемой модели роль преподавателя, главными задачами которого становятся направление дискуссии, пояснение отдельных вопросов, выражение собственной точки зрения, оценка учебных достижений. На основании материалов, приведенных в статье, можно сделать вывод о том, что модель «liberal arts and sciences education» основана на ответственном выборе студентов, и это обстоятельство повышает требования как к мотивации обучающихся, так и к уровню их общеучебных умений. В статье обоснована целесообразность открытия нового профиля двухпрофильного бакалавриата «Образовательный инжиниринг и английский язык» в рамках направления 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), призванного стать для Ярославского государственного педагогического университета своеобразной творческой лабораторией, в которой возможно проведение методологически оправданных педагогических экспериментов и применение инновационных подходов в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches for implementing the model «liberal arts and sciences» in pedagogical education

The article is devoted to the analysis and discussion of the potential of the free education model for the training of pedagogical personnel for new school. The essence and content of the model of free arts and sciences are revealed, experience of implementing this model by foreign and national universities in different historical periods and in different social and cultural conditions is analyzed. The possibilities and scope of application of the model of free arts and sciences to the training of teachers are discussed. The novelty of the materials presented in this article is that they justify a fundamentally new approach to the design of the bachelor's degree program. Analyzing the new model of bachelor's degree for national pedagogy, the authors conclude that education according to the model of «liberal arts and sciences» at the pedagogical university is a kind of alternative to narrow-profile sectoral training of pedagogical personnel. The article identifies the role of the teacher corresponding to the analysed model, the main tasks of which are: the direction of discussion, explanation of individual issues, expression of own point of view, evaluation of educational achievements. On the basis of the materials given in the article, it can be concluded that the model of «liberal arts and sciences education» is based on responsible choice of students and this circumstance increases the requirements both to the motivation of students and to the level of their general educational skills. The article justifies the expediency of opening a new profile of two-profile bachelor’s degree programe «Educational engineering and the English language» within the framework of the direction 44.03.05. «Pedagogical education» (with two training profiles), designed to be a kind of creative laboratory for Yaroslavl State Pedagogical University, where it is possible to carry out methodologically justified pedagogical experiments and apply innovative approaches in education.

Текст научной работы на тему «Подходы к реализации модели «liberal arts and sciences» в педагогическом образовании»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

М. В. Груздев И. Ю. Тарханова

DOI 10.24411/1813-145X-2019-555 УДК 378

https//orcid.org/0000-0001-5603-0864 https//orcid.org/0000-0002-7166-650X

Подходы к реализации модели «liberal arts and sciences» в педагогическом образовании

Для цитирования: Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Подходы к реализации модели «liberal arts and sciences» в педагогическом образовании // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 8-15.

Статья посвящена анализу и обсуждению потенциала модели свободного образования, используемой при подготовке педагогических кадров для новой школы. Раскрываются сущность и содержание модели свободных искусств и наук, анализируется опыт реализации данной модели зарубежными и отечественными университетами в разные исторические периоды и в разных социальных и культурных условиях. Обсуждаются возможности и рамки применения модели свободных искусств и наук к подготовке педагогических кадров. Новизна материалов, представленных в данной статье, заключается в том, что в них обоснован принципиально новый подход к проектированию бакалаврской программы. Анализируя новую для отечественной педагогики модель бакалавриата, авторы приходят к выводу, что образование по модели «liberal arts and sciences» в педагогическом университете является своего рода альтернативой узкопрофильной отраслевой подготовке педагогических кадров. В статье выявлена соответствующая анализируемой модели роль преподавателя, главными задачами которого становятся направление дискуссии, пояснение отдельных вопросов, выражение собственной точки зрения, оценка учебных достижений. На основании материалов, приведенных в статье, можно сделать вывод о том, что модель «liberal arts and sciences education» основана на ответственном выборе студентов, и это обстоятельство повышает требования как к мотивации обучающихся, так и к уровню их общеучебных умений. В статье обоснована целесообразность открытия нового профиля двухпрофильного бакалавриата «Образовательный инжиниринг и английский язык» в рамках направления 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), призванного стать для Ярославского государственного педагогического университета своеобразной творческой лабораторией, в которой возможно проведение методологически оправданных педагогических экспериментов и применение инновационных подходов в образовании.

Ключевые слова: модернизация образования, подготовка педагогов, свободное образование, элитный бакалавриат.

GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

M. V. Gruzdev, I. Yu. Tarkhanova

Approaches for implementing the model «liberal arts and sciences» in pedagogical education

The article is devoted to the analysis and discussion of the potential of the free education model for the training of pedagogical personnel for new school. The essence and content of the model of free arts and sciences are revealed, experience of implementing this model by foreign and national universities in different historical periods and in different social and cultural conditions is analyzed. The possibilities and scope of application of the model of free arts and sciences to the training of teachers are discussed. The novelty of the materials presented in this article is that they justify a fundamentally new approach to the design of the bachelor's degree program. Analyzing the new model of bachelor's degree for national pedagogy, the authors conclude that education according to the model of «liberal arts and sciences» at the pedagogical university is a kind of alternative to narrow-profile sectoral training of pedagogical personnel. The article identifies the role of the teacher corresponding to the analysed model, the main tasks of which

© Груздев М. В., Тарханова И. Ю., 2019

are: the direction of discussion, explanation of individual issues, expression of own point of view, evaluation of educational achievements. On the basis of the materials given in the article, it can be concluded that the model of «liberal arts and sciences education» is based on responsible choice of students and this circumstance increases the requirements both to the motivation of students and to the level of their general educational skills. The article justifies the expediency of opening a new profile of two-profile bachelor's degree programe «Educational engineering and the English language» within the framework of the direction 44.03.05. «Pedagogical education» (with two training profiles), designed to be a kind of creative laboratory for Yaroslavl State Pedagogical University, where it is possible to carry out methodologically justified pedagogical experiments and apply innovative approaches in education.

Keywords: modernization of education, training of teachers, free education, elite bachelor's degree programe.

«Образование на всю жизнь» перестало быть определяющим тезисом профессионального становления. Сегодня профессии возникают, приобретают актуальность и исчезают с невероятной быстротой. И это общемировая тенденция. В новых экономических условиях гибкость и способность к адаптации являются более ценными качествами, чем верность одному месту работы на протяжении всей жизни. Способность к изменениям, умение постоянно учиться и переучиваться становятся основными механизмами достижения успеха. В этой ситуации неопределенности существенные изменения приобретают и целевые ориентиры высшего образования: университет сегодня не просто дает набор конкретных узкоспециальных знаний, а учит мыслить, обрабатывать информацию, коммуницировать. Сегодня, говоря о необходимости подготовки нового учителя для новой школы, мы вынуждены искать пути обновления профессионального педагогического образования, в том числе и посредством поиска востребованных абитуриентами и рынком труда профессиональных ролей и функций.

Основания для поиска принципиально новых решений дают те возможности академической свободы университета, которые заложены в действующих государственных стандартах ФГОС 3+ и тем более ФГОС 3++. Данные стандарты компе-тентностные, в них не говорится, что для того, чтобы получить диплом необходимо освоить фиксированный перечень учебных дисциплин в фиксированном объеме, в них сформулированы компетенции, которые можно сформировать с помощью разных образовательных треков и посредством различного предметного содержания.

Проведя анализ образовательных практик в нашем университете, мы пришли к выводу, что попытки модернизации существующей системы подготовки педагогических кадров наталкиваются на два существенных барьера:

Во-первых, нестабильность требований работодателя. Сегодня работодатель не может сформулировать четкие требования к образовательному

результату. Чаще всего мы сталкиваемся с запросом, когда в одном выпускнике работодатель хочет видеть очень разные компетенции, например, физик со знанием IT, учитель английского и китайского языка, художник, владеющий навыком работы в команде. И принятие профессиональных стандартов не решило эту проблему, а скорее усугубило. Перечень трудовых функций в них настолько широк, что мы понимаем: подготовить выпускника соответствующего всем требованиям профстандарта на уровне бакалавриата невозможно.

Во-вторых, отсутствие четких прогнозов по развитию рынка труда. Все мы знакомы с перечнем новых педагогических профессий Атласа Агентства стратегических инициатив (инструктор по интернет-серфингу, веб-психолог,

лайфстайл-тренер и т. д.) [1], но кто рискнет запускать образовательную программу с соответствующим профилем? Все-таки большинство образовательных программ ориентировано на преодоление кадровых дефицитов сегодняшнего дня, а выпускаем-то мы педагогов, которые будут работать в этом самом неопределенном будущем.

Образование по модели свободных искусств и наук («liberal arts and sciences») в высших учебных заведениях является своего рода альтернативой узкопрофильному (отраслевому) обучению [7, с. 41]. На наш взгляд, в условиях глобальной ин-фантилизации, когда границы взрослости и самостоятельности отодвигаются все дальше, отсрочка момента выбора конкретной профессии становится действительно серьезным преимуществом.

В последнее время в связи с поиском новых векторов модернизации высшего образования модель «liberal arts and sciences» вызывает все больший интерес исследователей и администраторов. Данная модель основана на принципах гибкости и адаптивности, что отвечает основным запросам современной экономики и социальному заказу. Образование в данной модели призвано укреплять в студентах мотивацию на образование в течение

всей жизни, научать их открыто мыслить, выражать свои мысли и активно участвовать в жизни гражданского общества. Для свободного образования характерен гибкий план обучения, который сочетает требования широты дисциплинарного охвата с глубиной изучения отдельных предметов, поощряет междисциплинарность и свободу выбора [3].

Система свободных искусств и наук основывается на положении о приоритете ценности образования в течение всей жизни. Данное положение реализуется в принципиальном тезисе о том, что желание постоянно учиться, умение критически мыслить и способность выражать свои мысли имеют большую ценность для жизни, чем глубина знаний по какому-то одному предмету [11, с. 197]. Согласимся, что данные качества чрезвычайно важны, так как позволяют выпускникам университета адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям и продолжать совершенствоваться как личностно, так и профессионально в любой сфере деятельности.

Модель «liberal arts and sciences» реализуется посредством интерактивных методов обучения и вовлечения студентов в работу с текстами как в учебных аудиториях, так и в ходе самостоятельной работы. Интерактивная образовательная среда предполагает, что учебная аудитория перестает быть местом передачи знаний от преподавателя к студенту [10]. Утрачивает свое приоритетное значение традиционная лекция как основа образовательного процесса. Студенты самостоятельно знакомятся с предложенными преподавателем текстами, выдвигают и обосновывают собственные идеи по поводу прочитанного, делают личные выводы. На очных занятиях обучающиеся под руководством преподавателя анализируют прочитанные тексты и презентуют собственное их понимание, строят и проверяют гипотезы, обсуждают сделанные самостоятельно выводы, дискутируют и апробируют свои идеи в ролевых играх, учатся не только у профессоров, но и друг у друга, реализуя таким образом принцип демократизации образовательного процесса. Студенты участвуют в формировании собственного куррикулума, таким образом приобретая опыт групповой ответственности.

Существенно меняется и роль преподавателя, главными задачами которого становятся направление дискуссии, пояснение отдельных вопросов, выражение собственной точки зрения, оценка учебных достижений. Важной функцией преподавателя является четкая структуризация программы

курса, включая перечень текстов для чтения и заданий к каждому занятию. Задача менеджеров программы - обеспечение студентам доступа к заданным для самостоятельной работы материалам.

Отказываясь от лекционного формата, педагог должен быть готов и к отказу от авторитарной позиции эксперта, он становится со-творцом процесса обучения, усиливая своей открытой профессионально-педагогической позицией субъектность обучающихся. Безусловно, это не отменяет возможности применения различных, в том числе авторских, педагогических подходов, они будут разниться в зависимости от личности преподавателя и изучаемого предмета. Модель свободных искусств и наук поддерживает не только свободу обучения, но и свободу преподавания [12, с. 15].

Степень интерактивности также может существенно разниться в зависимости от специфики предмета, структура учебных курсов может быть абсолютно различной. Тем не менее, независимо от личности педагога и предмета изучения, существуют определенные характеристики, отличающие образование по модели свободных искусств и наук от всего прочего. Еще раз подчеркнем их: обучение является интерактивным, студенты могут и должны оспаривать принятые суждения и отстаивать свою точку зрения, преподаватель не обладает монополией на знание, самостоятельная работа не менее, а иногда и более важна, чем аудиторная.

Модель свободного образования имеет определенную специфику и в подходах к оцениванию образовательных результатов. Во-первых, значительное место в механизмах проверки успехов обучающихся занимают эссе и исследовательские работы, поскольку одна из целей «liberal arts and sciences» - развитие у студентов способности выражать свои мысли. Чтение и написание текстов приучают студентов анализировать чужие и обосновывать свои мысли. На наш взгляд, в цифровую эпоху очень важно научить студента эффективным способам поиска информации и работы с ней. При этом важен подробный и своевременный отзыв преподавателя о работе студента. Такой отзыв становится одним из основных инструментов обучения, в особенности когда речь идет о письменных заданиях (курсовых и дипломных работах, эссе, проектах), призванных развивать исследовательские навыки студентов [15, с. 63].

Таким образом, в модели «liberal arts and sciences» речь идет не просто об ином содержании обучения, а о принципиально ином, чем в профес-

сионально-ориентированном подходе к бакалаврскому образованию.

Сегодня модель «liberal arts and sciences» реализуется не только в американских университетах, велик интерес к ней и в отечественной системе университетского образования. Анализ опыта реализации данной модели на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ позволяет сделать еще одно важное добавление к классической американской модели. В СПбГУ обязательные для всех студентов дисциплины формируют не только учебные навыки, но и навыки исследовательской работы, при этом акцент сделан на развитие способности критически анализировать и писать тексты. Для формирования данных навыков поступившие на первый курс студенты включаются в интенсив «Мышление и письмо», и далее на всех этапах обучения опыт письма у студентов разнообразится и интенсифицируется [5].

В 2012 году в РАНХиГС было создано отделение Liberal Arts, в 2014 году получившее статус Факультета. Инициатором создания программы стал ректор Академии В. А. Мау, постулирующий актуальность соединения подготовки специалистов в таких традиционных для академии направлениях, как public policy, менеджмент, пиар и экономика с широкой мультидисциплинарной подготовкой [6].

В Школе перспективных исследований Тюменского государственного университета на уровне бакалавриата реализован формат свободного образования с индивидуальными образовательными траекториями, небольшими группами, максимальной интерактивностью и выбором направления после второго курса. По словам директора Школы перспективных исследований

А. Щербенка, это формат элитного образования, который позволяет максимально использовать квалификацию профессоров. Так, треть учебной нагрузки студентов составляют элективные курсы, которые придумывают сами профессора, исходя из своих исследовательских интересов [8].

Анализ реализуемых в российских университетах моделей показал, что модель «liberal arts and sciences» не противоречит требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, способна задать фундамент принципиальных преобразований университетских образовательных практик и может быть востребована у абитуриентов и их родителей. Вместе с тем педагогические университеты пока не используют данный подход в своей образовательной практике. Ярославский государственный пе-

дагогический университет имени

К. Д. Ушинского с 2020 года запускает эксперимент - подготовку педагогов на основе модели «liberal arts and sciences» в рамках новой образовательной программы двухпрофильного педагогического бакалавриата «Образовательный инжиниринг и английский язык». При этом наш подход не является простой калькой какой-либо из существующих моделей. Это прежде всего попытка применить идеи «liberal arts and sciences» именно к специфике подготовки педагога.

Если говорить о мировом опыте подготовки педагогов, то именно традиция свободного образования предшествовала идеям подготовки учителя в рамках профессионального обучения. Долгое время педагогом считался человек общеобразованный, культурный, воспитанный и гуманный. Согласно этой концепции «быть образованным и быть готовым преподавать равнозначно» [9, с. 1]. Эпоха индустриализации кардинальным образом изменила векторы профессиональной подготовки учителя. Современный исследовательский университет, возникший в конце XIX века, изменил традиционное определение гуманитарного образования. Дифференциация и усложнение наук требовали от педагога существенной предметной подготовки. Подготовка педагогических кадров стала предметно-ориентированной и профессионально специфичной.

Сегодня педагогическая наука вновь стоит на пороге существенных изменений. Уже недостаточно быть крепким предметником, чтобы «передавать» свои знания, давать детям информацию о мире, о земле. Каждый год объем информации, производимой человечеством, увеличивается примерно на треть [13]. Поэтому на первый план выходит вопрос не «чему учить», а «как учить», чтобы процесс обучения способствовал развитию потенциала человека, его умений выражать собственные мысли, принимать творческие решения, думать о будущем. Значит, будущим учителям предстоит освоить новые педагогические технологии, активизирующие мышление детей, помогающие им самовыражаться, самостоятельно находить решение в ситуациях учебного и творческого взаимодействия.

К наиболее актуальным вызовам системе образования на современном этапе можно отнести

— формирование инновационного мышления как условие реализации Стратегии научно-технологического развития в РФ;

— формирование креативного мышления у

школьников как условие интеграции в международное образовательное пространство в контексте новой рамки PISA;

— формирование инновационной культуры у школьников;

— формирование ценностей инновационного развития и инновационного поведения;

— овладение основами методологии исследовательской и проектной деятельности;

— формирование представлений о закономерностях и практиках инновационной деятельности в различных областях научного знания на основе понимания современной научной картины мира;

— формирование самостоятельного опыта исследовательской деятельности на примере отдельных областей научного знания, отдельных научных дисциплин.

Принятие данных вызовов как системы профессиональных задач способно, на наш взгляд, существенно сместить акценты в формулировке миссии педагогического образования, которая должна быть не только сформулирована и заявлена, но и осмыслена и присвоена профессиональным педагогическим сообществом. На наш взгляд, такой миссией может стать становление педагогов, психологически и гуманитарно готовых к формированию у подрастающего поколения ценностей инновационной культуры на основе представления о современной картине мира. Новая дидактика педагогического образования должна не просто описать отличный от индустриальной эпохи образовательный результат, но и выработать новые подходы к его формированию и оценке. Педагогическое образование должно быть реструктурировано под реалии XXI века [4, с. 48].

Для данных задач была спроектирована новая программа двухпрофильного бакалавриата «Образовательный инжиниринг и английский язык». За основу была взята модель «liberal arts and sciences education», свободная от задачи подготовить студента под рабочее место. Выбор такого широкого названия, как «образовательный инжиниринг», обоснован именно тем, что данная образовательная программа не готовит к профессии, она готовит к тому, что человек будет менять профессии, делать выбор и получать новые компетенции. При этом, с учетом психологического стремления человека к стабильности, добавлен профиль «английский язык», на наш взгляд, эту стабильность гарантирующий (преподаватели иностранного языка пока остаются наиболее востребованным сегментом на рынке педагогических профессий). Хорошее владение английским языком, безуслов-12

но, станет конкурентным преимуществом выпускников в глазах работодателей и компенсирует некоторую экзотичность и нетрадиционность полученного ими диплома.

Что представляет собой наша программа?

Во-первых, это Ядерная программа (The Core) с набором обязательных курсов (общеобразовательный и гуманитарный блок), благодаря которой наш выпускник будет способен легко ориентироваться в современном информационном потоке, политике, литературе, культуре.

Во-вторых, это два меджера (Major):

— образовательный инжиниринг, нацеленный на подготовку выпускника, готового разрабатывать и реализовывать собственные проекты в образовании;

— английский язык, освоение которого не только позволит выпускнику овладеть английским, но и дает право преподавать его.

Данные задачи реализуются в содержании шести образовательных модулей:

— Образовательная политика и инжиниринг.

— Менеджмент.

— Прикладное гуманитарное образование.

— Английский язык и методика его преподавания.

— Педагогика и психология.

— Цифровая трансформация образования.

Данная образовательная модель расширяет возможности студентов: на старших курсах обучающиеся могут получить дополнительную специализацию - модуль майнор (Minor), дающий возможность получить диплом о дополнительном профессиональном образовании. Так, получая образование по основной программе «Образовательный инжиниринг и английский язык», можно реализовывать свои творческие способности на программе в сфере социальных коммуникаций, менеджмента или карьерного консультирования. Не менее востребованными, на наш взгляд, могут стать современные педагогические Minor - разработка online-курсов, образовательный коучинг, игропрактика.

Важным звеном программы являются элективы (electives) - курсы по выбору. Отметим, что возможность выбора в данном случае будет реальной, а не формальной. В ЯГПУ им. К. Д. Ушинского разработано более 40 элективных курсов, и студенты данного бакалавриата смогут выбрать любые из них, в том числе и реализуемые на других факультетах. За счет такого изменения подхода к вариативности обеспечивается возмож-

ность формирования студентами индивидуального учебного плана.

Еще одной особенностью бакалавриата «Образовательный инжиниринг и английский язык» является его элитность. Данная идея возникла под влиянием тенденции оттока талантливых абитуриентов из регионов в столичные вузы. Это приводит к снижению общего качества подготовки абитуриентов, что значительно затрудняет механизм реформирования образовательных программ университета, включая активное использование разных моделей свободного образования. Ведь модель «liberal arts and sciences education» основана на ответственном выборе студентов, и это обстоятельство повышает требования как к мотивации обучающихся, так и к уровню их общеучебных умений. На наш взгляд, запуск программ элитного бакалавриата может стать одним из механизмов привлечения качественных абитуриентов.

Понимая неоднозначность коннотации понятия «элитный бакалавриат», остановимся на нашем понимании данной дефиниции. Термин «элитность» используется в высшем образовании в достаточно широком контексте: он трактуется и как образование для элиты, и как образование высокого качества. При этом зачастую имеет место смешение понятий «элитное» и «элитарное» образование. Г. К. Ашин так поясняет разницу между вышеназванными терминами: «элитарное образование» - это образование для узких и привилегированных групп населения (для детей знати, олигархов, правящего класса и проч.); термин же «элитное образование» означает образование с таким содержанием и с такими образовательными механизмами, которые дают на выходе высокообразованных людей [2, с. 83]. Таким образом, в отличие от элитарного, элитное образование открыто для всех, поскольку держится на принципах селекции, как в период обучения, так и во время набора студентов. Критериями отбора являются качества и таланты человека, а не происхождение, богатство или связи. Отбор происходит на основе конкурсных механизмов, а значит туда попадают не только способные, но и самые целеустремленные, волевые и мобильные представители молодежи. В британских университетах есть аналогичное понятие «Honors» - программы для студентов-отличников, позволяющие им углубленно изучить ряд предметов.

Изучение документов NCHC (National Collegiate Honors Council), а также материалов книги П. Седерберга «Honors College

Phenomenon» [14] позволяет выявить концептуальные отличия элитных образовательных программ от стандартных:

— Во-первых, это система высокого отбора с учетом специальных задатков и способностей. Цель вступительных испытаний на элитные образовательные программы - отбор не только наиболее знающих (имеющих высокие баллы ЕГЭ) абитуриентов, но и наиболее мотивированных, трудолюбивых, способных к инновационному мышлению. Именно поэтому для отбора на бакалаврскую программу «Образовательный инжиниринг и английский язык» проводятся следующие вступительные испытания: Русский язык (ЕГЭ), обществознание (ЕГЭ) и дополнительное вступительное испытание профессиональной направленности (внутренний экзамен ЯГПУ).

— Во-вторых, это увеличенная учебная нагрузка, выражающаяся не столько в увеличении количества академических часов, сколько в повышении трудоемкости и интенсивности учебного процесса. Увеличение нагрузки на студента идет и за счет интенсивной самостоятельной работы: индивидуальных, проектных заданий, исследований, чтения текстов и написания эссе, подготовки к исследовательским семинарам и т. д. Мы надеемся, что студенты данной программы будут задавать «высокую планку» для всех направлений и форм обучения в университете.

— В-третьих, элитный бакалавриат предполагает широкую академическую мобильность студентов, предполагающую знание и активное использование для обучения английского языка. Уже сейчас партнерами программы дали согласие стать Педагогический университет Нижней Австрии (Австрийская Республика), Высшая школа Павла Влодковица (Республика Польша), Юго-Западный университет (Китайская Народная Республика), и список зарубежных академических партнеров будет только расширяться.

— В-четвертых, принципиально важна для honors-программ высокая квалификация профессорско-преподавательского состава. Студенты элитного бакалавриата обучаются в диалоге с лучшими преподавателями университета. К работе на программе «Образовательный инжиниринг и английский язык» будут привлечены лучшие профессора ЯГПУ и вузов-партнеров, самые успешные педагоги и менеджеры системы образования региона, яркие представители бизнеса в сфере образовательных услуг.

Таким образом, образовательная программа двухпрофильного бакалавриата «Образовательный инжениринг и английский язык» должна стать для Ярославского государственного педагогического университета своеобразной творческой лабораторией, в которой возможно проведение методологически оправданных педагогических экспериментов и применение инновационных подходов в образовании. Результаты данных экспериментов, при условии их позитивной оценки научно-профессиональным и экспертным сообществом, позволят применять использованные технологии и подходы для модернизации практики подготовки педагогических кадров.

Библиографический список

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://atlas100.ru/

2. Ашин, Г. К. Элитное образование [Текст] / Г. К. Ашин // Общественные науки и современность. -2001. - № 5. - С. 82-99.

3. Беккер, Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. [Текст] / Дж. Беккер // Вопросы образования. - 2015. - № 4. -С. 33-61.

4. Груздев, М. В. Модернизация дидактики педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации [Текст] / М. В. Груздев, И. Ю Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 47-53.

5. Кудрин, А. Л. Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования [Текст] / А. Л. Кудрин // Вопросы образования. -2015. - № 4. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/svobodnye -iskusstva-i-na uki-v-sisteme-rossiyskogo-universitetskogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.09.2019)

6. Мау, В. А. Будущее университетов / В. А. Мау, Т. Л. Клячко. - М. : РАНХиГС, 2015. - 64 с.

7. Полянина, О. И. Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства вуза в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук [Текст] / О. И. Полянина, М. В. Балева, Е. В. Шевкова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 4. - С. 41-51.

8. Щербенок, А. В. Как трансформировать университет [Текст] / А. В. Щербенок // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т. 22. -№ 6. - С. 5-7.

9. Borrowman, M. Liberal education and the professional preparation of teachers. In M. L. Borrowman (Ed.), Teacher education in America (pp. 1-53). New York: Teachers College Press, 1965.

10. Bronfman, E. M. Business and the Liberal Arts / Inside Higher Education. October 17, 2013. https://www.insidehighered.com/views/2013/10/17/ liber-al-arts-are-best-preparation-even-business-career-essay

11. Cech, T. R. Science at Liberal Arts Colleges: A Better Education? // Daedalus. 1999. Vol. 128. № 1. P. 195-216.

12. McGill Peterson, P. A Global Framework: Liberal Education in the Undergraduate Curriculum//P. McGill Peterson (ed.) Confronting Challenges to the Liberal Arts Curriculum. New York: Routledge, 2012. P. 1-23.

13. Reinsel, D., Gantz, J. & Rydning, J. The Digitization of the World From Edge to Core. An IDC White Paper - #US44413318, Sponsored by Analyze The Future. 2018.

14. Sederberg, P. The Honors College Phenomenon, 2015. - URL: http://digitalcommons.unl.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=1003&context=nchcmono (дата обращения: 30.08.2019).

15. Urciuoli, B. The Semiotic Production of the Good Student: A Peircean Look at the Commodification of Liberal Arts Education // Signs and Society. 2004. Vol. 2. № 1. P. 56-83.

Reference List

1. Atlas novyh professij = Atlas of new professions [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://atlas100.ru/

2. Ashin, G. K. Jelitnoe obrazovanie = Elite education [Tekst] / G. K. Ashin // Obshhestvennye nauki i sov-remennost'. - 2001. - № 5. - S. 82-99.

3. Bekker, Dzh. Obrazovanie po sisteme svobodnyh iskusstv i nauk: otvet na vyzovy XXI v. = Education in the system of free arts and sciences: meeting the challenges of the XXI century [Tekst] / Dzh. Bekker // Vo-prosy obrazovanija. - 2015. - № 4. - S. 33-61.

4. Gruzdev, M. V. Modernizacija didaktiki pedagog-icheskogo obrazovanija v uslovijah global'nogo tehnolog-icheskogo obnovlenija i cifrovizacii = Modernization of teaching didactics in the context of global technological renewal and digitalization [Tekst] / M. V Gruzdev, I. Ju Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2019. - № 3 (108). - S. 47-53.

5. Kudrin, A. L. Svobodnye iskusstva i nauki v sisteme rossijskogo universitetskogo obrazovanija = Free arts and sciences in Russian university education [Tekst] / A. L. Kudrin // Voprosy obrazovanija. - 2015. - № 4. -URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnye-iskusstva-i-na uki-v-sisteme-rossiyskogo-universitetskogo-obrazovaniya (data obrashhenija: 16.09.2019)

6. Mau, V. A. Budushhee universitetov = Future of universities / V. A. Mau, T. L. Kljachko. - M. : RANHiGS, 2015. - 64 s.

7. Poljanina, O. I. Semanticheskaja ocenka smyslovoj dinamiki uchebnogo prostranstva vuza v processe obuchenija kriticheskomu myshleniju po modeli svobodnyh iskusstv i nauk Semantic assessment of the sense dynamics of the University educational space in the process of teaching critical thinking according to the model of free arts and sciences [Tekst] / O. I. Poljanina, M. V. Baleva, E. V. Shevkova // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2018. - T. 23. - № 4. - S. 41-51.

8. Shherbenok, A. V. Kak transformirovat' universi-tet = How to transform University [Tekst] / A. V. Shherbenok // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2018. - T. 22. - № 6. - S. 5-7.

9. Borrowman, M. (1965). Liberal education and the professional preparation of teachers. In M. L. Borrowman (Ed.), Teacher education in America (pp. 1-53). New York: Teachers College Press.

10. Bronfman, E. M. (2013) Business and the Liberal Arts / Inside Higher Education. October 17, 2013. https://www.insidehighered.com/views/2013/10/17/ liber-al-arts-are-best-preparation-even-business-career-essay

11. Cech, T. R. (1999) Science at Liberal Arts Colleges: A Better Education? // Daedalus. Vol. 128. № 1. P. 195-216.

12. McGill Peterson, P. (2012) A Global Framework: Liberal Education in the Undergraduate Curricu-lum//P. McGill Peterson (ed.) Confronting Challenges to the Liberal Arts Curriculum. New York: Routledge. P. 1-23.

13. Reinsel, D., Gantz, J. & Rydning, J (2018) The Digitization of the World From Edge to Core. An IDC White Paper - #US44413318, Sponsored by Analyze The Future.

14. Sederberg, P. (2015) The Honors College Phenomenon [Jelektronnyj resurs], 2015. URL: // http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi7article =1003&context=nchcmono (data obrashhenija: 30.08.2019).

15. Urciuoli, B. (2014) The Semiotic Production of the Good Student: A Peircean Look at the Commodifica-tion of Liberal Arts Education // Signs and Society. Vol. 2. № 1. P. 56-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.