Научная статья на тему 'Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы'

Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2415
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LIBERAL ARTS / МОДЕЛЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / LIBERAL ARTS EDUCATION / BUILDING CRITICAL THINKING SKILLS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / COMPETENCY-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдонина Н. С.

В статье представлен исторический обзор развития образовательной модели свободных искусств и наук на Западе и систематизированы особенности данной модели. Автор приводит аргументы «за» и «против» внедрения Liberal Arts модели в российскую систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERAL ARTS EDUCATION: CONTENT AND METHODS

The article presents the historical review of the Liberal Arts model, and systematizes different features of it. The author gives pro et contra arguments over implementing the model into the Russian system of the higher education.

Текст научной работы на тему «Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы»

ТРИ «М» : МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Н. С. Авдонина

Кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова E-mail: natalia. [email protected] Natalia S. Avdonina PhD (Political Sciences) Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

УДК 378.141.4

Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы

В статье представлен исторический обзор развития образовательной модели свободных искусств и наук на Западе и систематизированы особенности данной модели. Автор приводит аргументы «<за» и «против» внедрения Liberal Arts модели в российскую систему высшего образования.

Ключевые слова: Liberal Arts, модель свободных искусств и наук, технология развития критического мышления, педагогические технологии, ком-петентностный подход.

Современная образовательная модель Liberal Arts, другими словами модель свободных искусств и наук, или многопрофильный бакалавриат, основана на средневековой системе «семи свободных искусств», включавшей тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Ценность современной Liberal Arts заключается в многопрофиль-ности (междисциплинарности) и принципиальной интерактивности учебного процесса. Первая особенность проявляется в возможности студентов выбрать major (основное направление) и minor (дополнительная специализация). Второе отличие заключается в особых роли и статусе преподавателей. В системе Liberal Arts задача педагогов — не учить и давать-проверять знания, а задавать вопросы и сопровождать студентов в процессе поиска ответов.

Первыми значительными проектами внедрения

Как цитировать статью: Авдонина Н. С. Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 98-105.

либерального образования(Комментарий 1) в России стал Смольный институт (факультет свободных искусств и наук) СПбГУ, где с 1999 г. совместно с американским Бард-колледжем начали обучение по программе многопрофильного бакалавриата. В 2009 г. основан Институт общественных наук (факультет Liberal Arts College) в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Новый ФГОС предполагает компетентностный подход к обучению, что как нельзя лучше может быть реализовано в модели Liberal Arts. В сентябре 2015 г. в САФУ им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск) четыре направления (журналистика, философия, социология и культурология) объединились в эксперимент по внедрению либерального образования на Севере. В чем особенности либерального образования, с какими трудностями сталкиваются преподаватели, как адаптировать западную образовательную модель под российские реалии, сохранив отечественные традиции,— это и есть перечень основных актуальных вопросов настоящего исследования.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, прежде всего необходимо обобщить исторический опыт и современное состояние образовательной модели Liberal Arts.

Сократический метод основан на идее, что хорошо упакованное и вложенное третьим лицом в головы студентов знание — ничтожно. К знанию, которое осознается и закрепится на долгие годы, можно прийти только самому. Единственный способ научить человека мыслить самостоятельно и приобретать независимое знание — это задавать ученику вопросы. Вопросы должны быть открытыми, то есть побуждающими думать, размышлять, сомневаться, искать ответы, а не односложными «да» или «нет». Сократический метод является одним из основополагающих принципов обучения по модели свободных искусств и наук.

В энциклопедии «Британника» поясняется, что учебный план колледжей и университетов, обучающих по модели Liberal Arts, направлен на передачу универсального знания и развитие мыслительных способностей по сравнению с профессиональной и профессионально-технической образовательной программой [6].

Ассоциация американских колледжей и университетов определяет образовательную модель Liberal Arts как «подход к обучению, который учит студентов справляться с трудностями, разнообразием и изменениями, происходящими в мире, расширяет кругозор студентов о мире

(что включает как естественные, так и гуманитарные науки) и позволяет углубленно изучать специфическую область интересов» [5, с. 2]. Чтобы понять современную модель Liberal Arts, приведем краткий исторический экскурс.

В Античности учили четырем искусствам, известным как квадри-виум,— музыке, арифметике, геометрии и астрономии (астрологии). В Средние века к ним добавились еще три — грамматика, логика и риторика (гуманитарные науки).

В XVI в. гуманитарные науки занимают основное место в учебном плане европейских университетов. Одна из их задач — образование европейской элиты, касты политических чиновников, духовенства, специалистов в области юриспруденции и медицины.

В XVIII-XIX вв., в связи с развивающимися технологиями и наступающей промышленной революцией, учебные планы требуют корректировки — необходимо включить в них естественные и технические науки. К концу XIX в. в США при крупных общественных и исследовательских университетах открываются технические школы.

К началу XX в. колледжи и университеты, обучающие по модели Liberal Arts, столкнулись с двумя трудностями:

1) спрос на конкретное профессиональное образование;

2) высокая цена на содержание колледжа или университета, где преподавание ведется в небольших классах и обучение имеет экспериментальный характер в плане методик преподавания, учебных курсов и т.п.

Первая ассоциация американских университетов, обучающих по модели Liberal Arts, была создана в 1915 г. Обучение по модели свободных искусств и наук становится все более элитарным, хотя в колледжах и университетах пересматривают учебный план и добавляют больше пр актико-ориентиров анных кур сов.

Современное образование по модели Liberal Arts определяется как «система высшего образования, призванная воспитывать в учащихся желание и способность учиться, критически мыслить и умело выражать свои мысли, а также воспитывать граждан, способных стать активными участниками демократического общества» [5, с. 17]. Liberal Arts — это гибкий план обучения, широта дисциплинарного охвата и глубина предметного изучения, междисциплинарность, свобода выбора курсов и ориентированная на студентов педагогика.

Р. Чопп выделяет три фундаментальных принципа либерального

образования: критическое мышление, моральная и гражданская основы обучения, использование знаний с целью улучшения мира вокруг [5, с. 5].

Критическое мышление предполагает анализ явлений, событий, процессов, формулирование непростых вопросов и поиск нетривиальных ответов, построение логических и трудно оспариваемых аргументов, оценка и пересмотр этих же вопросов и аргументов. Важное место отводится дисциплинам, где студенты учатся анализировать тексты и писать, например «Великие книги», «Мышление и письмо», «Академическое чтение и письмо».

Чтобы развить в себе эти навыки, студентам, обучающимся по модели свободных искусств и наук, предстоит работать в малых группах, участвовать в открытых дискуссиях, изучать литературу, языки, историю, музыку, искусство, философию, психологию, математику и естественные науки в широком контексте.

В рамках либерального образования воспитывается характер и прививается чувство гражданственности посредством участия в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом и предполагающих деятельность в малых сообществах. Понятие сообщества особенно актуально для западного мира. Сообществом можно назвать как конкретные студенческие объединения, так и этнические, локальные, в пределах одного района, и любые другие малые группы. Внедряя подобные формы студенческой активности, администрация образовательных учреждений исходит из того, что в современном мире молодым специалистам требуются не только профессиональные навыки, но также умение общаться и находить общий язык с людьми из разных культур и с разным опытом.

Идеологи модели Liberal Arts придерживаются идеи служения мировому сообществу. Этого можно добиться не только внеучебными мероприятиями, описанными выше, но и поддержанием студенческого интереса к исследованию межчеловеческих отношений в пределах их основных профилирующих предметов либо дополнительных курсов. В условиях интернационализации образования всех уровней, активной академической мобильности как студентов, так и преподавателей, от всех участников образовательного процесса ждут готовности работать со студентами и преподавателями — представителями различных культур и этносов.

Подобное обучение развивает любознательность, творческие навыки и мышление, критическое познание и самопознание, чувство социальной

ответственности и навыки общения.

Рассмотрев историю и современные подходы к пониманию образовательной модели свободных искусств и наук, можно перейти к анализу средств и методов ведения учебного процесса в Liberal Arts колледже или университете, что позволит ответить на вопрос — какие из средств и методов возможно адаптировать к российской системе образования.

С начала 2000-х гг. проводятся эксперименты по внедрению модели Liberal Arts в европейские, африканские, восточноевропейские и азиатские университеты. В основном заимствуются следующие особенности:

• горизонтальные отношения в университете;

• академическая мобильность преподавателей и студентов;

• развитие общекультурных и профессиональных компетенций;

• междисциплинарный характер учебного плана;

• индивидуальная образовательная траектория и возможность выбора курсов и форм занятий;

• камерность учебного заведения — небольшие аудитории, круглые столы, стулья с откидными столиками, работа в малых группах;

• интерактивная форма аудиторных занятий;

• обилие самостоятельной работы студентов, особенно чтения и написания рефлективных эссе, выполнение творческих заданий;

• обратная связь от преподавателей и взаимное рецензирование студентами их творческих и домашних работ;

• поощрение студенческой инициативы.

Образование по модели свободных искусств и наук может решить сразу несколько проблем российского высшего образования:

• кризис дисциплинарной специализации;

• академизм, переизбыток лекций;

• оторванность теории от практики;

• неумение студентов критически и свободно мыслить, выражать собственное мнение;

• отсутствие доверительных отношений между преподавателями и студентами.

Мы полагаем, что помимо развития критического мышления — базового принципа либерального образования — модель свободных искусств и наук способствует развитию таких важных для современного человека качеств, как ответственность, толерантность и уважение к другому, коммуникабельность, умение работать в команде, гибкость

на рынке труда и умение адаптироваться и переучиваться.

Преподаватели, обучающие по модели свободных искусств и наук, уже должны владеть перечисленными выше характеристиками. Именно это и может стать основным камнем преткновения при внедрении либерального образования в российских или иных других университетах — нежелание или невозможность педагогов перестроиться, невозможность отправить его или ее в заграничную командировку или на стажировку. Будем исходить из факта внедрения модели Liberal Arts. Что преподавателю необходимо делать:

• составлять адекватный для студентов датированный силлабус (учебно-методический комплекс), где прописаны цель, задачи курса, задания к каждому занятию, критерии оценки текущих заданий и получения зачета-сдачи экзамена;

• подбирать тексты для чтения на каждое занятие и находить различные формы проверки этого задания (технология перевернутого класса);

• составлять оригинальные письменные и творческие задания для усвоения текстов для чтения и развития критического и творческого мышления;

• проверять письменные и творческие работы, писать на них отзывы;

• систематически контролировать учебную деятельность студентов.

Против либерального образования можно привести несколько аргументов. Во-первых, нехватка времени у преподавателей для тщательного прописывания и продумывания каждого занятия с целью сделать курс разнообразным и интересным, кроме того, написание отзыва на каждую работу, особенно если преподаватель ведет несколько курсов, занимает немало времени.

Во-вторых, несоответствие трудозатрат и заработной платы.

В-третьих, не приведет ли обилие дискуссий к развитию «цивилизации болтовни»? Традиционное обучение в большей степени ориентировано на учителя, основано на лекциях и предполагает только правильные ответы, то есть ответы без права на ошибку. Любая дискуссия в либеральном образовании должна выводиться на уровень глобальных проблем человечества, для которых подобрать единственно верное решение в данный момент невозможно. Цель дискуссии не в передаче или закреплении знаний, а в том, чтобы помочь студентам сформировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Студент может при-

йти на дискуссию с одним мнением, а уйти с занятия с пошатнувшимися стереотипами. Насколько ценны такие дискуссии, если студент учится только говорить, слушать, обсуждать, доказывать, но не стремится найти решение проблемы?

В-четвертых, необходимо учитывать национальные и культурные особенности российской системы образования: коллективность, замкнутость и неумение/нежелание открыто выражать собственную точку зрения (что в противном случае может восприниматься как желание выделиться), соблюдение системы «учитель-ученик» (отступления от иерархии могут восприниматься как заигрывание со студентами), уважение к старшим (что, несомненно, является положительной чертой, но может выражаться в неумении поставить под сомнение даже слова преподавателя). Назовем еще одну черту — привычка списывать. Психологи и социологи могли бы дополнить этот перечень, мы же остановим размышление на мысли, что многое зависит от преподавателей, решившихся следовать в эксперименте до конца, не подменяя при этом реальное обучение отвлеченными дискуссиями.

Подводя итоги, скажем, что в образовательной модели Liberal Arts предъявляются особые требования к учебному плану, который должен быть междисциплинарным и включать основную и дополнительные специализации. Учебный план должен быть открытым для студенческого выбора. Преподавание должно быть ориентировано на студентов и свободно от авторитарного представления знаний. Программы курсов следует разрабатывать с акцентом на обильное чтение и письменные задания. Возможно привлекать студентов к разработке учебных курсов, для чего можно проводить на последнем занятии письменный опрос. В ходе изучения предмета студентам необходимо предлагать различные формы заданий. Помимо традиционных эссе это могут быть мини-исследования, творческие задания, проекты, ведение читательских либо рефлективных дневников.

Комментарии

1. В работе мы будем использовать понятие «либеральное образование» как синоним Liberal Arts, свободных искусств и наук.

Литература

1. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.

2. Иванова Ю. В., Соколов П. В. Перспективы развития образования по модели свободных

искусств и наук в России // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 72-91.

3. Кудрин А. Л. Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 62-71.

4. Свободные искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования: сб. ст. / под ред. Дж. Беккера, Ф. В. Федчина. СПб.: СПбГУ, 2014. 124 с.

5. Jung I., Nishimura M., Sasao T. Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age. Singapore, Springer, 2016. 206 p.

6. Liberal Arts [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://global.britannica.com/topic/ liberal-arts (дата обращения: 30.10.2016).

7. Tubbs N. Philosophy and Modern Liberal Arts Education. Freedom is to Learn. London: Palgrave Macmillan, 2014. 204 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.