Научная статья на тему 'Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования'

Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
935
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
высшее образо- вание / образование по модели сво- бодных искусств и наук / индивиду- альные образовательные траектории / интерактивные педагогические техно- логии / интернационализация образо- вания / факультет свободных искусств и наук С ПбГУ / higher education / the liberal arts and sciences model / individual educational path / interactive teaching technologies / internationalization of education / Faculty of Liberal Arts and Sciences / St. Petersburg State University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрин Алексей Леонидович

Рассматриваются ос-новные характеристики образова-ния по модели свободных искусстви наук: индивидуальная образователь-ная траектория для каждого учаще-гося, интерактивные педагогическиетехнологии, развитие общекультурныхкомпетенций (формирование базовыхнавыков обучения и исследователь-ской работы, широта образования),развитие профессиональных компе-тенций и выбор профиля подготовки,междисциплинарный характер учеб-ного плана и индивидуальные возмож-ности его реализации. На основаниианализа опыта факультета свободныхискусств и наук Санкт-Петербургскогогосударственного университета авторприходит к выводу, что данная обра-зовательная модель позволяет обес-печить высокий уровень качества обучения,отвечающий самым высокиммеждународным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberal Arts and Sciences in the Russian University Education System

The liberal arts and sciences model is characterized by a number of specific features: Individual educational path, interactive teaching technologies, development of common cultural competencies (formation of basic learning and research skills, the distribution requirement), developing professional competencies and selecting the training profile, Interdisciplinary curriculum and individualized possibilities for accomplishing it. Fif teen years of experience in the development of liberal education within Russian higher education give grounds to conclude that this educational model helps assure a high quality of training that meets the top international standards. Many higher education institutions contact Faculty of Liberal Arts & Sciences at St. Petersburg State University asking for advisory and methodological assistance in transferring these technologies. In this connection Faculty of Liberal Arts & Sciences have developed, approved and launched the implementation of a supplementary educational program of advanced training for the teaching staff at higher education institutions, aimed at helping teachers learn to use liberal education techniques.

Текст научной работы на тему «Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования»

Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования

А. Л. Кудрин

Статья поступила в редакцию в апреле 2015 г.

Кудрин Алексей Леонидович

кандидат экономических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Адрес:190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., 58-60. E-mail: office@smolny.org

Аннотация. Рассматриваются основные характеристики образования по модели свободных искусств и наук: индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося, интерактивные педагогические технологии, развитие общекультурных компетенций (формирование базовых навыков обучения и исследовательской работы, широта образования), развитие профессиональных компетенций и выбор профиля подготовки,

междисциплинарный характер учебного плана и индивидуальные возможности его реализации. На основании анализа опыта факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета автор приходит к выводу, что данная образовательная модель позволяет обеспечить высокий уровень качества обучения, отвечающий самым высоким международным стандартам. Ключевые слова: высшее образование, образование по модели свободных искусств и наук, индивидуальные образовательные траектории, интерактивные педагогические технологии, интернационализация образования, факультет свободных искусств и наук СПбГУ.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-62-71

Факультету свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета всего четыре года, но эта образовательная программа уже имеет довольно содержательную историю. Новый факультет возник на базе образовательной программы «Смольный институт свободных искусств и наук», первый набор на которую состоялся в 1999 г. Тогда же был разработан и утвержден образовательный стандарт по соответствующему направлению «Искусства и гуманитарные науки». В рамках программы готовили бакалавров и магистров по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Первый выпуск состоялся в 2003 г. Выпускники получают два диплома: диплом Санкт-Петербургского государственного университета (бакалавр искусств

62

Вопросы образования. 2015. № 4

А. Л. Кудрин

Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования

и гуманитарных наук) и диплом вуза-партнера — Бард-колледжа из США (бакалавр искусств).

Создание программы поддержал академик Д. С. Лихачев. В письме министру образования России он отмечал, что «программа подготовки бакалавров свободных искусств и наук опирается не только на современные достижения зарубежной высшей школы, но прежде всего органически развивает лучшие отечественные традиции университетского образования, в том числе и те, которые, к сожалению, были утрачены нами в результате драматических катаклизмов, пережитых нашей родиной в уходящем столетии».

Традиция свободных искусств и наук лежит в основе европейского университета с момента его возникновения в Средние века. Безусловно, до наших дней эта система не дошла в неизменном виде. Образование по модели свободных искусств и наук — или, по-другому, либеральное образование — сегодня, пожалуй, самая востребованная модель первого этапа высшего образования, бакалавриата. Название liberal arts and sciences ассоциируется прежде всего с частными американскими колледжами, кстати весьма успешными, но по модели свободных искусств и наук реализуются и бакалаврские программы больших исследовательских университетов США, которые лидируют в международных рейтингах, например занимают 16 из 20 первых мест рейтинга Times Higher Education. При этом не стоит путать либеральное образование с либерализмом в политическом смысле.

Современная модель свободных искусств и наук опирается на традиции классического университетского образования, в основание которого была положена существовавшая в Средние века система «семи свободных искусств» (латинское septem artes liberales). Она включала два цикла обучения: тривиум (латинское trivium — «трехпутие»), т. е. грамматику, риторику и диалектику, и квадривиум (латинское quadrivium — «четырехпутие»), состоявший из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Эти циклы представляли собой средневековую версию системы знаний, разработанной еще в античный период.

Характерное для современной модели свободных искусств и наук требование широты образования (distribution requirements) является одним из стержней, обеспечивающих историческую преемственность этой модели по отношению к обучению по системе «семи свободных искусств». Широта образования — существенная предпосылка его фундаментальности, выступающей важным качественным признаком классической модели университетского образования. Учебный план, реализуемый на факультете свободных искусств и наук, позволяет найти новый, отвечающий требованиям современности баланс обширности эрудиции и глубины освоения отдельных областей знания.

http://vo.hse.ru

63

ОБРАЗОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК

Создание факультета свободных искусств и наук в пространстве классического российского университета открывает уникальные возможности для внедрения и развития как новых подходов к формированию содержания и организации высшего образования в целом, так и новых форм и методик образовательного процесса. Цель этих усилий заключается в том, чтобы университет обрел более эффективные и современные инструменты и способы решения стоящих перед ним вечных задач: научить обучающихся читать, писать, говорить и думать.

1. Основные характеристики образования по модели свободных искусств и наук

Для образовательной модели свободных искусств и наук характерны несколько основных особенностей: индивидуальная образовательная траектория, интерактивные педагогические технологии, развитие общекультурных компетенций (формирование базовых навыков обучения и исследовательской работы, широта образования), развитие профессиональных компетенций и выбор профиля подготовки, междисциплинарный характер учебного плана и индивидуальные возможности его реализации. Рассмотрим эти особенности более подробно.

Индивидуальная образовательная траектория. У каждого студента, обучающегося по модели свободных искусств и наук, есть индивидуальный учебный план, в котором около 70% (в разных вузах от 50 до 90%) составляют дисциплины по его собственному выбору. Чтобы такая свобода выбора не превратилась в безответственность, а индивидуальный учебный план не был хаотичным, у каждого студента с первых дней обучения есть куратор — научный руководитель из числа преподавателей, задача которого состоит в том, чтобы помочь студенту в формировании такой образовательной траектории, которая лучше всего сможет раскрыть его потенциал. При этом роль куратора — только консультативная, он не должен мешать студенту учиться самостоятельно принимать решения, с самого начала обучения делая такой важный выбор.

Интерактивные педагогические технологии. Значимость интерактивных методов в преподавании увеличивается с быстрым ростом доступной нам сегодня информации в любой области знания. Образование по модели свободных искусств и наук делает принципиальный акцент на разнообразии таких форм учебной работы, которые подразумевают вовлеченность и активность студентов.

Развитие общекультурных компетенций подразумевает, во-первых, формирование базовых навыков обучения и исследовательской работы, а во-вторых, широту образования как краеуголь-

64

Вопросы образования. 2015. № 4

А. Л. Кудрин

Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования

ный принцип построения учебного плана по модели свободных искусств и наук.

Обязательные для всех студентов дисциплины призваны сформировать ряд базовых навыков обучения и исследовательской работы — с акцентом на развитии способности критически анализировать тексты и писать. В американских колледжах и вузах курсы, нацеленные на формирование умения анализировать тексты, называются обычно «Семинар первого года» или «Великие книги», на факультете свободных искусств и наук СПбГУ сейчас действует курс «Введение в гуманитарные науки». Для только что поступивших студентов организуется специальный интенсив «Мышление и письмо», а далее на всех этапах и уровнях обучения проводится систематическая работа, призванная разнообразить и интенсифицировать опыт письма у студентов.

Реализация принципа широты образования в конкретных требованиях, предъявляемых к студенту, может различаться в разных вузах. На факультете свободных искусств и наук СПбГУ таких требований восемь:

• филология — курсы, направленные на изучение общих свойств языков и текстов, в том числе литературных;

• визуальные искусства — курсы по истории изобразительного искусства и архитектуры или истории кино, нацеленные на изучение общих свойств визуальных языков;

• музыка — курсы, дающие представление об особенностях музыкального языка, а также исполнительства;

• философия — курсы, в которых студенты учатся интерпретации сложных философских текстов;

• история — курсы, направленные на изучение уникальности исторических феноменов, критику исторических источников (к этой категории также относятся некоторые курсы по антропологии, экономической истории и др.);

• социальные науки — курсы по социологии, антропологии, политическим наукам и экономике с акцентом на структурный теоретический подход к исследованию социальных явлений и методы социального исследования;

• математика и информатика — курсы, обеспечивающие достаточную основу для использования количественных методов в разных областях гуманитарных и социальных наук;

• концепции современного естествознания — преимущественно теоретические курсы, знакомящие студентов с парадигмами мышления в современном естествознании.

Названия требований, аналогичные названиям традиционных общеобразовательных дисциплин, могут ввести в заблуждение. Речь идет не о жестком перечне восьми обязательных дисциплин, а о стоящих за этими названиями компетенциях, так что каждое

http://vo.hse.ru

65

ОБРАЗОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК

из требований может быть выполнено одним из целого набора курсов соответствующего вводного уровня. Вариативность и выбор присутствуют и здесь.

Развитие профессиональных компетенций и выбор профиля подготовки. Сегодняшнему рынку труда свойственно несоответствие между тем, каких специалистов выпускают вузы, и тем, какие компетенции востребованы у работодателей. А востребованы прежде всего люди, обладающие способностью к обучению, а не конкретными узкоспециальными навыками. Именно с этим запросом рынка связано разделение высшего образования на два этапа — бакалавриат и магистратуру. Однако программ бакалавриата, дающих эффективную базовую подготовку, у нас не хватает. Именно о создании такого рода программ и идет речь. Это не значит, что профессионализации в модели свободных искусств и наук нет вообще, — она присутствует, и, что существенно, в рамках одного учебного плана, в виде профилей подготовки. На факультете СПбГУ сегодня есть 14 профилей, но это отнюдь не предел: в Бард-колледже, например, профилей более 40. Что типично для программ свободных искусств и наук—профили охватывают практически все основные сферы знания: от естественных и точных наук до практических искусств. Базовая учебная нагрузка в рамках каждого профиля относительно невелика (не более трети от общего объема), и окончательное решение о выборе студент принимает только после года или даже двух лет обучения. Несомненно, приобрести узкопрофессиональные навыки на таких курсах студент не сможет, да и сам процесс обучения на первый взгляд выглядит поверхностным. Но из этого недостатка вытекает и серьезное достоинство: студент получает возможность принимать решение о специализации гораздо более осознанно, уже «изнутри» учебного процесса, а кроме того, выстраивать гораздо более гибкую образовательную траекторию.

Междисциплинарный характер учебного плана и индивидуальные возможности его реализации. Отличительной чертой образования по модели свободных искусств и наук является подготовка специалистов, обладающих как гуманитарными, так и естественно-научными знаниями. Для этого на факультете свободных искусств и наук СПбГУ создана кафедра проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, которой заведует проф. Т. В. Черниговская, доктор биологических и филологических наук. Основные профильные программы кафедры —«Когнитивные исследования» и «Сложные системы в природе и обществе».

Программа «Когнитивные исследования» включает такие области знаний, как лингвистика, психология, нейронауки, фило-

66

Вопросы образования. 2015. № 4

А. Л. Кудрин

Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования

софия, антропология, исследования искусственного интеллекта. Специалисты, работающие в этих областях, исследуют, как человек познает мир, как устроено его сознание и подсознание, как мозг человека влияет на восприятие, можно ли сделать робота, который будет вести себя как человек, есть ли гены, регулирующие интеллектуальные и языковые способности, и т. д. Студенты получают навыки работы в различных областях науки: в лингвистике, семиотике, психологии, нейрофизиологии.

Программа «Сложные системы в природе и обществе» также готовит специалистов, способных работать на стыках наук. Развитие современного общества и появление новых проблем, сопровождающих это развитие, требует подготовки не только профессионалов в традиционном понимании, но и «специалистов по решению проблем». Это означает, что междисциплинарность, основанная на теории сложности, будет востребована в образовании, академическом сообществе и на рынке труда.

Важной составляющей этих профилей подготовки является активное участие студентов в исследовательской работе уже на уровне бакалавриата.

Когда говорят о научной работе студентов, обычно имеют в виду уровень аспирантуры или в крайнем случае магистратуры. С этой точки зрения интересен опыт колледжа свободных искусств и наук Принстонского университета, где несколько лет назад была создана программа «Интегрированная наука» для студентов 1-х и 2-х курсов. В формате свободных искусств и наук интегрированными оказываются биология, физика, химия, компьютерные науки, и студент вовлекается в актуальный исследовательский процесс уже в самом начале обучения. Успех выпускников программы объясняется ее реальной и серьезной междисциплинарностью.

Президент Принстонского университета недавно заявила, что учебные заведения, основанные на принципах свободных искусств, выполняют две совершенно разновекторные миссии: готовят будущих ученых и разбирающихся в естественных науках граждан. По ее утверждению, программы свободных искусств и наук всегда включали естественно-научные дисциплины. Они не являются заповедником для либералов и художников, как склонны думать многие. Как показывает практика, среди поступающих в аспирантуру по естественным наукам и инженерному делу больше выпускников ведущих американских колледжей свободных искусств и наук, чем окончивших самые престижные частные исследовательские университеты. Успешность выпускников этих колледжей объясняется маленькими размерами классов, высокой мотивацией преподавателей и междисциплинарной подготовкой не только в естественных, но и в гуманитарных науках.

Важным отличием работы преподавателя в системе свободных искусств и наук является более интенсивная и разнообраз-

http://vo.hse.ru

67

ОБРАЗОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК

ная по формам индивидуальная работа со студентами. И кураторы — научные руководители, и преподаватели здесь выступают не столько как лекторы, сколько как организаторы всей образовательной деятельности студента. Преподаватель должен создавать для сопровождения своих курсов много учебно-методических материалов, уделять большое внимание проверке письменных работ и систематическому контролю учебной деятельности студентов. Здесь очень важны современные электронные системы поддержки учебного процесса. На факультете свободных искусств и наук СПбГУ давно и успешно функционирует система Sakai@СПбГУ.

Преподавание в модели свободных искусств и наук, безусловно, очень трудоемко, но оно дает научно-педагогическим работникам возможность раскрыть свой потенциал. В условиях выборности курсов, реализующих определенный набор компетенций, возрастает конкуренция между преподавателями. Студенты, делая свой выбор, голосуют за конкретные курсы, а преподаватели имеют возможность разрабатывать разнообразные авторские программы и получают тем самым уникальную возможность реализовывать свои творческие устремления.

2. Опыт организации образования по модели свободных искусств и наук вСПбГУ

Важным приоритетом факультета свободных искусств и наук СПбГУ является тесная взаимосвязь образования и науки, активная научно-исследовательская работа. У каждого студента с первых дней обучения есть куратор — научный руководитель, и работа с ним перерастает в процесс формирования молодого исследователя и часто в совместную научную работу. Факультет поощряет участие студентов в работе научных коллективов. За год силами преподавателей и студентов на факультете организуются около 20 международных научных конференций, действуют 9 регулярных публичных семинаров, созданы и успешно функционируют 10 научных центров и лабораторий. Научно-исследовательские проекты студентов и преподавателей поддержаны Российским научным фондом, Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований, международными фондами, российскими и зарубежными компаниями, а также средствами СПбГУ. Результатом активной научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов становятся многочисленные публикации в рецензируемых журналах, а также монографии, выпущенные ведущими российскими и зарубежными издательствами: с начала 2014 г. опубликовано почти 200 работ.

Факультет одним из первых стал активно использовать такую новую для российского образования систему финансовой поддержки, как фонд целевого капитала. Инвестиции крупного бизнеса в эндаумент-фонд СПбГУ с целью поддержки программы свободных искусств и наук свидетельствует о признании биз-

68

Вопросы образования. 2015. № 4

А. Л. Кудрин

Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования

нес-сообществом России перспективности данной образовательной модели. Благодаря фонду целевого капитала получают поддержку талантливые студенты со всей России, высококвалифицированные преподаватели и программы академической мобильности.

Российские вузы сегодня проявляют большой интерес к образованию по модели свободных искусств и наук, и в частности к опыту СПбГУ. Уже более полутора десятков высших учебных заведений получили лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Конечно, не все вузы могут себе позволить полномасштабную реализацию этого образовательного стандарта. В ряде случаев открывшиеся образовательные программы ограничены более узким дисциплинарным сегментом, охватывающим прежде всего сферу искусства и культуры. Но есть и полномасштабные начинания, например проект создания программы многопрофильного бакалавриата в Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Факультет свободных искусств и наук СПбГУ обратился к Министерству образования с предложением создать отдельную группу направлений подготовки «Свободные искусства и науки». Очевидно, что название «Искусства и гуманитарные науки» не отражает специфику широкого междисциплинарного учебного плана, реализуемого в СПбГУ.

На факультет свободных искусств и наук СПбГУ обращаются представители многих вузов с просьбой об оказании консультативной и методической помощи во внедрении данной модели образования. С целью обучения техникам, применяемым в данной модели, на факультете разработана, утверждена и начала реализовываться дополнительная образовательная программа повышения квалификации для преподавателей вузов.

Интернационализация российского образования является сегодня, безусловно, одной из важнейших задач. За последние два-три года факультет значительно расширил программы обмена, так что сегодня треть студентов факультета обучаются в течение семестра за рубежом. Такое усиление студенческой мобильности стало возможным, в частности, благодаря чтению отдельных учебных дисциплин на английском языке (чуть больше 10% общего числа курсов), что позволяет постоянно увеличивать число иностранных студентов в рамках обменных программ и строить разные форматы их интеграции в учебный процесс СПбГУ в зависимости от уровня владения русским языком. Факультет планирует решительно наращивать объем преподавания на английском языке и в обозримой перспективе добиться того, чтобы 25% курсов читались по-английски.

Лишь относительно небольшой процент выпускников работает сегодня по полученной в вузе специальности. За свою

http://vo.hse.ru

69

ОБРАЗОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК

трудовую жизнь человек в среднем восемь раз меняет работу. Образование по модели свободных искусств и наук формирует компетенции, востребованные современным динамично меняющимся рынком. В рамках каждого из существующих профилей подготовки на факультете свободных искусств и наук СПбГУ осуществляется достаточно традиционная профориентационная работа, связанная в первую очередь с перспективами академического роста. Но в контексте данного типа бакалавриата особое значение приобретает разработка специальных проектов и программ по привлечению потенциальных работодателей, по связи университета и рынка труда. Речь идет о том, что формально относится к внеучебной работе, но крайне важно для успеха будущих выпускников, — о работе центров карьеры и профориентационных программ, ведь около трети бакалавров по окончании программы решают сделать перерыв в обучении, чтобы получить реальный опыт. Было бы большим заблуждением считать, что такую стратегию избирают в основном академически неуспешные выпускники. Это, скорее, люди инициативные, те, кто готов создавать собственное дело. На факультете свободных искусств и наук эту сферу трудоустройства обозначают как креативные индустрии.

Пятнадцатилетний опыт развития образования по модели свободных искусств и наук в российской высшей школе дает основания сделать вывод: эта образовательная модель позволяет обеспечить высокий уровень качества обучения, отвечающий самым высоким международным стандартам. Выпускники факультета свободных искусств и наук СПбГУ весьма успешны в самых разных областях практический деятельности: в искусстве, банковском деле и финансах, медиаиндустрии и журналистике, госструктурах и политике, науке и образовании, галерейном бизнесе, туризме. Они конкурентоспособны и при выстраивании академической карьеры. Большая часть выпускников факультета продолжила обучение на следующих уровнях образовательных программ — в магистратуре и аспирантуре — не только в СПбГУ, где они присутствуют более чем на половине факультетов, от факультета искусств до экономического факультета, но и в других ведущих вузах РФ и мира. Опыт деятельности факультета может быть успешно распространен и будет востребован, поскольку в нем найдены практические решения для достижения тех целей, которые стоят сегодня перед российскими университетами, ищущими пути обновления и реформ.

70

Вопросы образования. 2015. № 4

LIBERAL ARTS & SCIENCES EDUCATION

Liberal Arts and Sciences in the Russian University Education System

Aleksei Kudrin

Candidate of Sciences in Economics, Professor, Department of Theory and Methodology for Teaching Arts and Humanities, Dean, Faculty of Liberal Arts and Sciences, St. Petersburg State University. Address: 58-60 Galernaya str., St. Petersburg, 190000, Russian Federation. E-mail: office@smolny.org

The liberal arts and sciences model is characterized by a number of specific features: Individual educational path, interactive teaching technologies, development of common cultural competencies (formation of basic learning and research skills, the distribution requirement), developing professional competencies and selecting the training profile, Interdisciplinary curriculum and individualized possibilities for accomplishing it. Fifteen years of experience in the development of liberal education within Russian higher education give grounds to conclude that this educational model helps assure a high quality of training that meets the top international standards. Many higher education institutions contact Faculty of Liberal Arts & Sciences at St. Petersburg State University asking for advisory and methodological assistance in transferring these technologies. In this connection Faculty of Liberal Arts & Sciences have developed, approved and launched the implementation of a supplementary educational program of advanced training for the teaching staff at higher education institutions, aimed at helping teachers learn to use liberal education techniques.

higher education, the liberal arts and sciences model, individual educational path, interactive teaching technologies, internationalization of education, Faculty of Liberal Arts and Sciences, St. Petersburg State University.

Author

Abstract

Keywords

http://vo.hse.ru/en/

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.