УДК 37.014.15
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ LIBERAL ARTS: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© Шепелев Александр Игоревич
магистрант Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, E-mail: [email protected]
В статье описаны сущность, современные тенденции и перспективы развития образовательных программ Liberal Arts. Показан опыт применения образовательных программ Liberal Arts за рубежом и в России. Сделаны выводы о возможности создания факультативных курсов в рамках Liberal Arts по развитию критического мышления и дизайн-мышления младших школьников.
Ключевые слова: образовательная программа; liberal arts; тенденция; soft skills; критическое мышление; дизайн-мышление.
Общеизвестен тот факт, что современное мировое образовательное пространство представлено широким спектром детерминирующих его тенденций. К ним относятся:
1) VUCA-мир, характеристиками которого являются нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность;
2) профессии будущего, основанные на компетентностном подходе к профессиональной ориентации, обучению и управлению человеческими ресурсами;
3) разработка и внедрение системы надпрофессиональных навыков (soft skills), овладение которыми прогрессивно влияет на повышение эффективности профессиональной деятельности работника в конкретной отрасли, а также предоставляет возможность работы в различных отраслях при сохранении профессиональной востребованности;
4) создание, развитие и внедрение образовательных программ Liberal Arts, направленных на «свободное» междисциплинарное изучение гуманитарных наук.
Образовательные программы Liberal Arts не являются научно-теоретической фикцией, их практическая эффективность нашла конкретное отражение в образовании США, активно распространяется в странах ЕС и уже имеет свое воплощение в РФ, а именно — на факультете свободных наук и искусств в СПБГУ и в программе «многопрофильного бакалавриата» на факультете государственного управления в РАНХиГС [2, с. 25].
Следует отметить, что, несмотря на первостепенность дисциплин гуманитарной направленности в контексте образовательных программ Liberal Arts, подготовка специалистов не подразумевает занятость выпускников строго в гуманитарном направлении, но имеет своей целью создание своего рода гуманитарного базиса, на котором будущий специалист может выстраивать профессиональную деятельность в технических, естественно-научных и других областях, органично используя приобретенные в ходе обучения по образовательным программам Liberal Arts компетенции.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2018. Вып. 2
Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что вышеупомянутые образовательные программы реализуются на данный момент только в высшем образовании, но мы считаем, что курсы, основанные на принципах Liberal Arts должны вводиться уже на уровне начального образования, тем самым формируя базовые компетенции будущего специалиста в области Liberal Arts уже в младшем школьном возрасте. Такого рода курсы могут, по нашему мнению, внедряться в рамках внеурочной деятельности, органично сочетаясь с основным предметным циклом. Таким образом, все вышесказанное обусловливает актуальность исследований в контексте перспектив развития, внедрения и реализации образовательных программ Liberal Arts в РФ в рамках внеурочной деятельности младших школьников.
Истоки Liberal Arts берут свое начало еще в 17 веке в США, где получили наиболее эффективное внедрение в образовательную систему в форме колледжей Liberal Arts. Сущность данных образовательных программ заключается в следующем: образовательные программы Liberal Arts дают возможность компетент-ностного обучения и развития будущих специалистов, которые будут успешны не только в профессиональной сфере, но и в личной и социально-общественной жизни [3, с. 240-242]. Речь не идет об исключительном доминировании гуманитарных наук, как это происходит в настоящее время в области наук технической и естественно-научной направленности, но об органичном «свободном» междисциплинарном сочетании и основании качественного бэкграунда для профессиональной деятельности будущих выпускников образовательных программ Liberal Arts.
Гуманитарное, техническое, естественно-научное и другие начала должны слаженно работать в перспективе как единый механизм, тем самым создавая универсальный набор компетенций, позволяющий максимально эффективно вести профессиональную деятельность в той или иной отрасли. В качестве наглядного примера приведем данные относительно компании Apple: 30% сотрудников имеют техническое, математическое или IT-образование, а 70% являются выпускниками программ Liberal Arts [1]. Очевидно, что именно деятельность выпускников программ Liberal Arts, людей, обладающих выдающимися способностями к критическому мышлению и дизайн-мышлению, внесла существенный вклад в успехи компании.
Анализ исследований в области образовательных программ Liberal Arts показал, что несущей конструкцией, с точки зрения психологии, является вышеупомянутое критическое мышление и напрямую связанная с его работой способность к критическому анализу. Именно данный вид мышления дает возможность развивать личности, умеющие самостоятельно, взвешенно и продуманно управлять собственными суждениями и мнениями в целях мирного и успешного взаимодействия и сосуществования с остальными представителями общества, создавать человеческий капитал уровня „problem-solvers" [4].
Статические показатели валидности образовательных программ Liberal Arts в США также наглядно демонстрируют их эффективность. Так, например:
1) 23% Нобелевских лауреатов за промежуток с 1999 по 2008 год обучались в колледжах Liberal Arts;
2) 12% обладателей стипендии Мак-Артура за промежуток с 2005 по 2008 год являются выпускниками колледжей Liberal Arts;
3) 56% бакалавриатов, выпустивших наибольшее количество докторов наук за промежуток с 1997 по 2006 год, окончили колледжи Liberal Arts и т. д. [3, с. 294308].
Исходя из вышесказанного, становится очевидным факт высокой эффективности образовательных программ Liberal Arts, и, как следствие, необходимости внедрения данных программ в систему российского образования. Впервые это было сделано в 1996 г. при создании факультета свободных искусств и наук в СПБГУ. Чтобы отразить специфику образовательных программ Liberal Arts, выделим следующие основные принципы данной программы в СПБГУ:
1) отсутствие специализации на протяжении первых двух лет обучения в целях прохождения общих курсов;
2) наличие индивидуальных траекторий обучения и самостоятельного выбора наборов курсов;
3) проведение дебатов, конференций ввиду отсутствия потоков и групп для создания условий взаимодействия студентов и т. д. [1].
Другим, не менее интересным в контексте данного исследования, воплощением идей Liberal Arts является программа «многопрофильного бакалавриата» на факультете государственного управления в РАНХиГС (работа над которой была начата в 2011 г.). Специфика данной программы отражена, на наш взгляд, в междисциплинарных элементах, таких как интегрированный письменный экзамен в форме эссе на основе курсов «История», «Русский язык и культура речи» и «Введение в критическое мышление», написание междисциплинарных курсовых работ по социологии, политологии или экономике (по выбору), «сквозной» курс «Great books» («Академическое чтение») и т. д. [2, с. 54]. Именно такого рода особенности подготовки специалистов в области Liberal Arts формируют базисный комплекс компетенций, развивают критическое мышление и дизайн-мышление, что в совокупности эффективно используется выпускниками в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, образовательные программы Liberal Arts предоставляют работодателям человеческие ресурсы, наделенные способностями к критическому мышлению и дизайн-мышлению, оснащенные и культивирующие в своей деятельности возможности применения надпрофессиональных навыков soft skills, что в очередной раз подтверждает брендовую природу Liberal Arts. Данная программа направлена на органичное междисциплинарное обучение в гуманитарной сфере, на развитие критического мышления и дизайн-мышления, и как следствие, на создание специалистов, компетенции которых общепризнаны на международном рынке труда. Несмотря на то, что опыт реализации программ Liberal Arts в РФ сконцентрирован на высшем образовании, в качестве перспектив дальнейшего внедрения и развития идей образовательных программ Liberal Arts кафедра начального образования Академии психологии и педагогики ЮФУ рассматривает возможность продолжения научных исследований в данном контексте, внедрения в рамках факультативной деятельности курсов по развитию критического мышления и дизайн-мышления, разработки авторских приемов технологии развития критического мышления для расширения спектра возможностей обучения младших школьников и создания компетентностного фундамента, основанного на принципах либерального образования.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2018. Вып. 2
Литература
1. Пять важных тезисов Алексея Кудрина о проблемах российского образования [Электронный ресурс] // «Мел». Полезное, понятное и удобное онлайн-медиа про образование и детей: [сайт]. — URL: https://mel.fm/mneniye/3627041-kudrin_talk (дата обращения: 1.03.2018).
2. Красовская Н. Н., Миронов Е. В. Liberal Arts как модель эффективного образования: опыт и перспективы внедрения в российских вузах. — М.: Изд-ао РАНХиГС, 2014. — 58 с.
3. Ferrall V. E. Jr. Liberal Arts at the Brink. — Harvard: Harvard University Press, 2011. — 308 p.
4. Why Should Critical Thinking Be Integrated into a Liberal Arts Curriculum? [Электронный ресурс] // The Center for Teaching and Faculty Development. San Francisco State University. — URL: http://ctfd.sfsu.edu/teaching-practices/why-should-critical-thinking-be-integrated-into-a-liberal-arts-curriculum (дата обращения: 31.01.2018).
EDUCATIONAL PROGRAMS OF LIBERAL ARTS: CURRENT TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Alexander I. Shepelev
undergraduate of Academy of psychology and pedagogics, FGAOOU WAUGH Southern Federal University 105/42 B. Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344006 Russia E-mail: [email protected]
The subject matter, modern trends and development comtemplations of educational programs Liberal Arts are described. The usage experience of educational programs Liberal Arts internationaly and in Russia is shown. The conclusions about the possibility of Liberal arts facultative courses for critical thinking and design thinking development by elementary school children are drown.
Keywords: Educational program; liberal arts; trend; soft skills; critical thinking; design thinking.