Научная статья на тему 'Подготовка студентов кафедры искусств как выпускников новой формации в рамках внедрения программы индивидуальных образовательных траекторий'

Подготовка студентов кафедры искусств как выпускников новой формации в рамках внедрения программы индивидуальных образовательных траекторий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / GRADUATE OF NEW FORMATION / COMPETITIVENESS / POLYARTISTIC APPROACH / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ВЫПУСКНИК НОВОЙ ФОРМАЦИИ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова О.А.

Стремительное развитие общества, науки, экономики ставит новые вызовы перед образованием. Назрела необходимость подготовки выпускников вузов новой формации, выпускников, способных быть востребованными на рынке труда, отличающихся гибкостью и адаптивностью к изменяющимся современным экономическим и образовательным условиям. Для реализации данной задачи созданы определенные условия в Тюменском государственном университете. Университет вошел в проект 5-100 проект повышения конкурентноспособности российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. В учреждении разработана программа внедрения в образовательный процесс индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов, дающая возможность расширения профессиональных функций будущих выпускников. В частности, на кафедре искусств разработан учебный план, позволяющий студентам получить дополнительные специализации по мировой художественной культуре, по декоративно-прикладному искусству и по арт-технологиям, а также в рамках полихудожественного подхода познакомиться с различными видами искусств и с различными видами художественной деятельности. Выпускник широкого художественного профиля будет востребован на образовательном рынке и сможет реализовать свои творческие и педагогические возможности в различных профессиональных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS OF THE ARTISTS OF ARTS AS GRADUATES OF NEW FORMATION WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES

Sustainable development of society, science, economy puts new challenges before education. Issuance of new technologies, graduates, able to be in demand on the labor market, is characterized by flexibility and adaptability to changing modern economic and educational conditions. The researcher implements this task in Tyumen State University. The University joined the 5-100 Project, a project to increase the competitiveness of Russian universities among the world’s scientific and educational centers. The establishment of the educational program of students gives an opportunity to expand the professional functions of future graduates. In particular, the Department of Arts has developed a curriculum that allows students to obtain additional specialization in the world art culture, arts and crafts and art technologies, as well as in a multi-cultural approach to get acquainted with various arts and with various types of artistic activities. A graduate of a broad artistic profile will be in demand on the educational market and will be able to realize his creative and pedagogical capabilities in various professional fields.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов кафедры искусств как выпускников новой формации в рамках внедрения программы индивидуальных образовательных траекторий»

Учебный план школы составляют обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, содержание которого определяется учреждением образования. Так, данный документ позволяет реализовывать управление содержанием образования. На основе предварительного изучения запросов обучающихся, их родителей, общества, а также кадрового потенциала образовательного учреждения и учебно-материального обеспечения в учебный план может вводиться профильное образование или углубленное изучение отдельных предметов путем добавления дополнительных учебных курсов и перераспределения времени на изучение учебных дисциплин.

В рамках анализируемого уровня реализуется конкретизация первого (теоретического) уровня в связи с тем, что он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах и методических пособиях.

Ведущая роль в рамках второго уровня организации и управления образовательным процессом отведена администрации, функции которой на данном уровне включают создание ООП и учебного плана образовательного учреждения на основе анализа образовательных потребностей потребителей образовательных услуг.

Третий уровень подразумевает создание проекта определенного образовательного процесса в виде разработки его годовых, тематических и поурочных планов. В рамках третьего уровня основная управленческая деятельность возлагается на педагога.

Четвертый уровень представляет собой уровень реального образовательного процесса, на котором реализуются все рас-

Библиографический список

смотренные уровни. На данном уровне функциональную систему педагога составляет, прежде всего, стимулирование деятельности обучающихся посредством использования системы методов, средств и форм организации образовательного процесс, в том числе тех, которые обеспечивают самоуправление учеников в образовательном процессе.

Итак, в системе осуществления образовательного процесса в современных условиях важным аспектом является грамотное управление им, то есть планирование и осуществление педагогического менеджмента. Для его реализации необходимо знание уровней образовательного процесса и сущности педагогического менеджмента на каждом из них. В данном ключе стоит уточнить, что все рассмотренные в исследовании уровни взаимосвязаны. Данная взаимосвязь проявляется в том, что каждый предшествующий уровень обеспечивает успешность, направленность и качество протекания следующего.

Так, успешность управления образовательным процессом предполагает использование полного управленческого цикла, включающего:

- получение информации о его результатах, их анализ;

- выявление проблемы и формулировка цели дальнейшего развития процесса образования, планирование их достижения;

- организацию деятельности педагогов и обучающихся по выполнению плана;

- контроль результатов;

- реализацию на основе их анализа регулирования и управления самим процессом образования.

1. Друкер П. Эффективное управление. Москва, 2004.

2. Гончаров М.А. Методологические основы менеджмента в сфере образования (теоретический аспект). Знание. Понимание. Умение. 2009; 1: 174 - 178.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие. Москва, 1999.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. Москва, 2000

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва, 2002.

6. Екимова С.Б. и др. Проблемы формирования основной образовательной программы школы. Качество образования в Евразии. 2014; 2: 107 - 114.

7. Архипова Е.Н. и др. Модель учебного плана нового поколения. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012; 5: 155 - 166.

References

1. Druker P. 'Effektivnoe upravlenie. Moskva, 2004.

2. Goncharov M.A. Metodologicheskie osnovy menedzhmenta v sfere obrazovaniya (teoreticheskij aspekt). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; 1: 174 - 178.

3. Simonov V.P. Pedagogicheskijmenedzhment: 50 nou-hau v upravleniipedagogicheskimi sistemami: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.

4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Slastenin V.A, Isaev I.F., Mischenko A.I, Shiyanov E.N. Moskva, 2000

5. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva, 2002.

6. Ekimova S.B. i dr. Problemy formirovaniya osnovnoj obrazovatel'noj programmy shkoly. Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2014; 2: 107 - 114.

7. Arhipova E.N. i dr. Model' uchebnogo plana novogo pokoleniya. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomikiiservisa. 2012; 5: 155 - 166.

Статья поступила в редакцию 26.08.18

УДК 378.141

Ovsyannikova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Arts, Tyumen State University

(Tyumen, Russia), E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

PREPARATION OF STUDENTS OF THE ARTISTS OF ARTS AS GRADUATES OF NEW FORMATION WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES. Sustainable development of society, science, economy puts new challenges before education. Issuance of new technologies, graduates, able to be in demand on the labor market, is characterized by flexibility and adaptability to changing modern economic and educational conditions. The researcher implements this task in Tyumen State University. The University joined the 5-100 Project, a project to increase the competitiveness of Russian universities among the world's scientific and educational centers. The establishment of the educational program of students gives an opportunity to expand the professional functions of future graduates. In particular, the Department of Arts has developed a curriculum that allows students to obtain additional specialization in the world art culture, arts and crafts and art technologies, as well as in a multi-cultural approach to get acquainted with various arts and with various types of artistic activities. A graduate of a broad artistic profile will be in demand on the educational market and will be able to realize his creative and pedagogical capabilities in various professional fields.

Key words: individual educational trajectories, graduate of new formation, competitiveness, polyartistic approach.

О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. искусств, Тюменский государственный университет, г. Тюмень,

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ ИСКУССТВ КАК ВЫПУСКНИКОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Стремительное развитие общества, науки, экономики ставит новые вызовы перед образованием. Назрела необходимость подготовки выпускников вузов новой формации, выпускников, способных быть востребованными на рынке труда, отличающихся гибкостью и адаптивностью к изменяющимся современным экономическим и образовательным условиям. Для реализации данной задачи созданы определенные условия в Тюменском государственном университете. Университет вошел в проект 5-100 - проект повышения конкурентноспособности российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. В учреждении разработана программа внедрения в образовательный процесс индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов, дающая возможность расширения профессиональных функций будущих выпускников. В частности, на кафедре искусств разработан учебный план, позволяющий студентам получить дополнительные специализации по мировой художественной культуре, по декоративно-прикладному искусству и по арт-технологиям, а также в рамках полихудожественного подхода познакомиться с различными видами искусств и с различными видами художественной деятельности. Выпускник широкого художественного профиля будет востребован на образовательном рынке и сможет реализовать свои творческие и педагогические возможности в различных профессиональных сферах.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, выпускник новой формации, конкурентноспособность, полихудожественный подход.

Развитие науки, экономики на современном этапе выдвигают новые требования к развитию образовательных процессов, к подготовке выпускников, способных принять новые экономические вызовы, быть востребованными и конкурентноспособными на рынке труда. Трансформация образовательных процессов поддерживается и на уровне образовательной политики государства. Указом президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» принято решение «обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов...» [1]. Тюменский государственный университет является участником проекта 5-100. Данный проект направлен на развитие университетской науки, на сотрудничество с ведущими университетами мира и с учеными, имеющими мировое признание, одной из важных целей проекта является новое качество образование, а главное, для выпускников открываются широкие возможности для трудоустройства, повышается ценность диплома как для российских, так и для зарубежных работодателей [1]. При разработке образовательной модели в Тюменском государственном университете за основу взята модель Liberal Arts, данная модель получила свое распространение во второй половине ХХ века первоначально в США, а затем и в европейских странах.

Очень емко сущность модели, ее цель и концепцию выразил Джонотан Беккер: «Современное образование по модели свободных искусств и наук представляет собой систему высшего образования, призванную воспитывать в учащихся желание и способность учиться, критически мыслить и умело выражать свои мысли, а также воспитывать граждан, способных стать активными участниками демократического общества. Такую систему отличает гибкий план обучения, совмещающий широту дисциплинарного охвата с глубиной изучения предмета, поощряющий междисциплинарность и предоставляющий студентам максимально возможную свободу выбора. Кроме того, модель реализуется через ориентированную на студента педагогику -интерактивную и вовлекающую учащихся в работу с текстами как в аудитории, так и за ее пределами» [2]. Причем под данной моделью понимается целостная академическая практика, определяющая весь образовательный процесс, то есть цели образования, учебный план, используемые педагогические методики и требуемую административную структуру [3]. Прежде чем перейти к описанию программы внедрения ИоТ (индивидуальных образовательных траекторий) в образовательный процесс ТюмГУ, обратимся к роли искусства в указанной образовательной модели, недаром само ее название можно перевести как свободные искусства. М. Нуссбаум в своей работе пишет о том, что «основной функцией искусства в любой человеческой культуре остается сохранение и расширение, совершенствование .игрового пространства.роль искусства в жизни человека состоит.в поддержании и развитии способности к эмпатии.в воспитании сочувствия» [4]. Действительно, искусство позволяет воспитывать граждан мира, решать вопросы гендерной, расовой и этнической принадлежности, оно способно налаживать межкультурное взаимодействие и взаимопонимание, оно способно развить логику и критическое мышление, понимание себя и других. Таким обра-

зом, искусство является важным средством воспитания человека новой формации.

Обратимся к описанию инновационной программы по внедрению индивидуальных образовательных траекторий в образовательный процесс Тюменского государственного университета в рамках проекта 5-100 - проекта повышения конкурентноспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. Благодаря данной программе, студенты сами смогут формировать свое образовательное пространство, выбирая элективные дисциплины и дисциплины дополнительных специализаций (так называемых майнер). Цель Проекта - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. В эксперименте по внедрению индивидуальных образовательных траекторий принимают участие 4 института: институт истории и политических наук, институт филологии и журналистики, институт химии и институт психологии и педагогики. В структуре программы бакалавриата с выбором индивидуальных траекторий предусмотрено знакомство студентов с широким кругом научных дисциплин, а также с различными видами искусства: музыкальным, театральным, киноискусством, изобразительным искусством, различными декоративно-прикладными искусствами. Программа бакалавриата содержит следующие разделы: CORE - единый базовый образовательный цикл для первокурсников, направленный на формирование универсальных компетенций; Major - основной профессиональный цикл (соответствует направлению подготовки); Miner - дополнительный профессиональный цикл; дополнительная квалификация, которую студент имеет право осваивать без дополнительной оплаты (с возможностью получения соответствующего сертификата); Элективы - дисциплины по выбору студента, не относящиеся к основному профессиональному циклу (majorY). К единому базовому образовательному циклу относятся такие дисциплины и практики как иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, Россия и мир, Научная картина мира, Актуальные проблемы современности, физкультура и социальные практики, направленные на реализацию социальных проектов в различных научных и художественных областях. В программе бакалавриата представлены 75 элективных дисциплин для выбора студентами. Элективные дисциплины разделены на 6 блоков, из которых студенты должны обязательно выбрать по 1 дисциплине. Это блок естественных наук и технологий, социальных наук, математики, семиотики искусства и гуманитарных наук и практик. В блоке «Семиотика искусство» студенты могут познакомиться с различными видами искусств: литературным, театральным, киноискусством, музыкальным, изобразительным, декоративно-прикладным. Широкий круг дисциплин для выбора дает студентам возможность освоить несколько видов искусства. Так, дисциплина «Современные прикладные искусства» предполагает изучение декоративно-прикладных видов искусства (текстиль, роспись, керамика, батик) и музыкально-прикладных искусств (музыкальная журналистика, музыкальная психология). Содержание этих курсов ориентировано на обращение к изобразительному, музыкальному искусству, на их взаимодействие.

В институте психологии и педагогики, который вошел в инновационную программу по внедрению индивидуальных обра-

зовательных траекторий, наряду с другими педагогическими направления, готовят учителей изобразительного искусства. Для решения задачи конкурентноспособности будущих выпускников - педагогов-художников разработан учебный план, в основе которого лежит полихудожественный подход, расширяющий профессиональные рамки учителя изобразительного искусства. Полихудожественный подход (Б. Юсов) предполагает обучение студентов на основе взаимодействия двух и более видов искусств. Обратимся к рассмотрению особенностей проявления полихудожественного подхода в учебном плане студентов направления «Педагогическое образование», профиля «Изобразительное искусство». Кроме основных профильных дисциплин, таких как рисунок, живопись, композиция, история искусства, методика обучения изобразительному искусству, студенты имеют возможность выбрать специализации, которые складываются по итогам прохождения студентов трех дисциплин, своеобразных треков. Например, трек «Мировая художественная культура», в него входят такие дисциплины как анализ и интерпретация произведений искусства, музыка в контексте эпохи, методика преподавания МХК. Эта специализация имеет полихудожественную направленность и основана на изучении и освоении различных видов искусства: архитектуры, изобразительного искусства, музыки и др. Такая специализация как «Декоративно-прикладное искусство» также предусматривает знакомство студентов с различными видами декоративного искусства: художественным текстилем, художественной керамикой, методикой преподавания декоративно-прикладного искусства, в содержание которой входит изучение различных технологий ДПИ (роспись, текстиль, батик, керамика). Специализация «Арт-технологии в сфере искусства» основана на изучении студентами технологий работы с детьми-аутистами, одаренными детьми средствами изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального видов искусства. Кроме того, специфика отдельных дисциплин, таких как «История искусств», «Методика работы с одаренными детьми в сфере искусства» уже предполагает полихудожественный подход. Выбрав один из треков, пройдя его полный курс, состоящий из трех дисциплин, будущий выпускник сможет реализовать себя не только как учитель изобразительного искусства в общеобразовательной школе или преподаватель в художественной школе, но и будет иметь возможность вести практически все дисциплины предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе: изобразительное искусство, мировую художественную культуру, дисциплину искусство при получении сертификата. Выпускник будет иметь возможность проводить кружковые занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках внеклассной деятельности. Данные специализации позволят также работать с определенными группами детей (дети-аутисты, одаренные дети) в рамках инклюзивного образования средствами различных видов искусства и путем включения таких детей в различные виды художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной).

Практико-ориентированный компонент программы и учебного плана предполагают включение студентов в различные виды социальных практик (социальная работа, волонтерская, просветительская деятельность) на выбор, в том числе и в сфере искусства: музыкальный лекторий для детей, художественное оформление социальных объектов (поликлиник, детских садов), разработка дизайн-проектов для оформления инклюзивного пространства образовательных учреждений и другие. В целом модель образовательной программы направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» выглядит следующим образом:

1 курс

Дисциплины core

Major 1 курс дисциплины:

Модуль 1. Образование как социокультурный феномен: Великие педагогические тексты и практики

Модуль 2. Художественная студия. Major дисциплина 1: Рисунок

Модуль 3. Художественная студия. Major дисциплина 2: Живопись

Практики:

Социальная практика

Учебная практика (летний пленэр)

2 курс

Дисциплины Major

Модуль 1. Художественная студия

Модуль 2. Искусство, образование и практика сообщества

Модуль 3. Исследовательский семинар

Дисциплины по выбору:

1. Арт-технологии в работе с детьми-аутистами;

2. Анализ и интерпретация произведений искусства;

3. Художественный текстиль Практики:

Учебная практика:

- наблюдения;

- пленэр;

- инструктивно- методическая

3 курс

Дисциплины Major

Модуль 1. Художественная студия

Модуль 2. Искусство, образование и практика сообщества Модуль 3. Исследовательский семинар Дисциплины по выбору:

1. Практика работы с детьми-аутистами на занятиях ИЗО;

2. Музыка в контексте эпохи;

3. Художественная керамика. Практики:

Производственная практика: Пробных уроков; пленэр.

4 курс

Дисциплины Major

Модуль 1. Художественная студия

Модуль 2. Развитие одаренности в сфере искусства

Дисциплины по выбору:

1. Методы работы с одаренными детьми в сфере искусства;

2. Методика преподавания МХК;

3. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства.

Практики:

Преддипломная практика (с научно-исследовательской работой).

Данная образовательная программа имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным обучением, так как позволяет расширить профессиональные функции будущего учителя изобразительного искусства. Сравнительная характеристика профессиональных возможностей выпускника при традиционном и инновационном обучении представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика профессиональных возможностей выпускника направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» до и после реализации проекта по внедрению индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ)

Продукт (выпускник) до реализации проекта Продукт (выпускник) -планируемые результаты после реализации проекта

Учитель изобразительного искусства в общеобразовательной школе; Учитель изобразительного искусства в общеобразовательной школе и преподаватель в художественной школе;

Преподаватель в художественной школе С возможностью работы с определенными группами детей в рамках инклюзивного образования (дети-аутисты, одаренные дети в сфере искусства);

С возможностью вести все дисциплины общеобразовательной школы в предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, Искусство, Музыка) при получении сертификата.

В целом полихудожественный подход, возможность выбора студентами индивидуальных образовательных траекторий помогут подготовить выпускника новой формации, специалиста широкого профиля в сфере искусства.

«Действительно, система образования по модели свободных искусств и наук готовит выпускников к новым экономическим условиям, в которых гибкость и способность к адаптации являются гораздо более ценными качествами, чем верность одному месту работы на протяжении всей жизни» [5].

Библиографический список

1. О проекте. Available at: http://www.utmn.ru

2. Беккер Дж. Что такое образование по модели свободных искусств и науки... и чем оно не является. Available at: http://artesliberales. spbu.ru/about/liberal/liberal_education

3. Philippe C. Schmitter, Terry Lynn Karl 'What Democracy is... and is Not,' Journal of Democracy. Vol. 2; No. 3. Summer 1991; P. 76.

4. Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. Поощрение воображения: литература и искусство. ВШЭ. Москва, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sue E. Berryman 'Challenges to Education Systems in Transition Economies,' The World Bank Europe and Central Region, Human Development Sector, September. 2000; P. 13.

References

1. O proekte. Available at: http://www.utmn.ru

2. Bekker Dzh. Chto takoe obrazovanie po modeli svobodnyh iskusstv i nauki... i chem ono ne yavlyaetsya. Available at: http://artesliberales. spbu.ru/about/liberal/liberal_education

3. Philippe C. Schmitter, Terry Lynn Karl 'What Democracy is. and is Not,' Journal of Democracy. Vol. 2; No. 3. Summer 1991; P. 76.

4. Nussbaum M. Ne radi pribyli. Zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki. Pooschrenie voobrazheniya: literatura i iskusstvo. VSh'E. Moskva, 2014.

5. Sue E. Berryman 'Challenges to Education Systems in Transition Economies,' The World Bank Europe and Central Region, Human Development Sector, September. 2000; P. 13.

Статья поступила в редакцию 13.08.18

УДК 796

Merzlikin A.A., senior teacher, Department of Physical Education, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: merzlikin@mai.ru

Novikov S.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Management and Marketing of High-Tech Industry, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia), E-mail: sv@mai.ru

FITNESS: CLASSES FOR BEGINNERS. At present, the popularity of fitness in Russia is growing, and there are publications of both Russian [1; 2; 3] and foreign authors dedicated to the organization of the training process and presenting programs and methods of increasing muscle mass and fat burning. The majority of these works are for people, who already have experience of training in a gym. Still to organize classes in a gym for beginners is a very complex and risky process, which entails risks of injury, improper distribution of load or, conversely, to be safe in the selection of weights. Works on the specifics of preparation and conduct of these classes is almost not much. This article proposes a working, not just tested method of organizing classes for beginners, in particular, for students of the first year of study.

Key words: fitness, physical education and sport, students, organization of training, gym, fitness system, department of physical education.

А.А. Мерзликин, ст. преп., каф. физического воспитания, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: merzlikin@mai.ru

С.В. Новиков, канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: sv@mai.ru

ФИТНЕС: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

В настоящее время растёт популярность фитнеса в России и доступны публикации как отечественных [1; 2; 3], так и зарубежных авторов, посвящённые организации тренировочного процесса и представляющие программы и методики увеличения мышечной массы и сжигания жира. Читательский адрес большинства этих работ - люди, уже имеющие опыт занятий в тренажерном зале. Но организовать занятия в тренажерном зале для начинающих - это очень сложный и рискованный процесс, который влечёт за собой риски травмироваться, неправильно распределить нагрузки или, наоборот, перестраховываться в подборе весов. Да и литературы по специфике подготовки и проведению данных занятий практически не много. В данной статье предлагается работающий, не раз опробованный метод организации занятий для новичков, в частности, для студентов первого года обучения.

Ключевые слова: фитнес, физкультура и спорт, студенчество, организация тренировок, спортивный зал, система занятий фитнесом, кафедра физкультуры.

На начальном этапе необходимо подготовить организм новичка к интенсивным занятиям, что способствует качественному набору мышечной массы и снижению жира одновременно, а также благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние и здоровье в целом, помогает студенту четко и глубоко разобраться в собственном организме и хорошо представлять, какая нагрузка в том или ином упражнении будет наиболее адекватной для соответствующей группы мышц.

Регламент занятий: 12 тренировок по 1 часу, 3 раза в неделю через день на протяжении одного месяца. Занятие строится по принципу постепенного увеличения повторений, подходов и веса на снарядах. Каждая тренировка разбивается на три этапа:

а) подготовительный;

б) основной;

в) заключительный.

Выделяется семь основных групп мышц и на каждую группу делается по одному из наиболее эффективных и технически простых упражнений.

Далее в статье будет подробно рассказано о ходе всей тренировки, чтобы новичкам было предельно понятно, с чего начинать и чем заканчивать занятие, чтобы оно была максимально эффективно, полезно и не наносило вред здоровью.

Разумеется, прежде всего, новичок должен точно знать, что атлетическая гимнастика ему не противопоказана, для чего пройти медицинское обследование; выбрать наиболее удобно размещенный фитнес-центр или тренажерный зал с необходимым набором инвентаря; приобрести форменную одежду (майку, шорты, кроссовки).

Каждая тренировка начинается с приведения в должный тонус сердечнососудистой системы. Для этого понадобится беговая дорожка, работа на которой строится следующим образом: выбираем темп обычной ходьбы и идём пару минут, потом увеличиваем темп до быстрого шага на одну минуту и переходим на бег, бежим в спокойном темпе минуты три, четыре и еще повышаем скорость, бежим две минуты и переходим на шаг, идем одну минуту, далее останавливаем тренажер и сходим с него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.