Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕДОИСПОЛЬЗОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЗА СЧЁТ НОВЫХ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕДОИСПОЛЬЗОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЗА СЧЁТ НОВЫХ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ / В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИИ / ПАССАЖИРСКИЕ СУДА / ИННОВАЦИОННЫЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMODAL PASSENGER TRANSPORTATION / PASSENGER TRANSPORTATION / INCLUDING RUSSIA / INLAND WATERWAYS / PASSENGER SHIPS / INNOVATIVE MULTIMODAL TRANSPORT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарецкая Екатерина Владимировна, Жаворонков Никита Андреевич, Исаева Анна Андреевна

Существующую потребность в повышении качества транспортного обслуживания населения невозможно удовлетворить без внедрения мультимодальных технологий, обеспечивающих комфортный проезд несколькими видами транспорта. Вместе с тем недостаточное использование внутренних водных путей для перевозки пассажиров обуславливает целесообразность поиска адекватных технологических решений для интеграции речных участков в пассажирские транспортные схемы. В статье рассматриваются возможные направления развития мультимодальных пассажирских перевозок на внутренних водных путях, в том числе с использованием новых проектов судов, которые позволили бы улучшить транспортное обслуживание населения, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, авто- и железные дороги в период «пиковых» нагрузок, снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду, а также расширить возможности организации туристских путешествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарецкая Екатерина Владимировна, Жаворонков Никита Андреевич, Исаева Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF UNDERUTILIZED TRANSPORT AND TOURIST POTENTIAL OF INLAND WATERWAYS DUE TO NEW MULTIMODAL TECHNOLOGICAL SOLUTIONS

The article examinesthe possible directions for the multimodal passenger transportations development on inland waterways, including the new ship projects use that would improve transport services for the population, reduce the load on the road network, as well as roads and railways during the «Peak» load period, reduce the negative transport impact on the environment, as well as expand the possibilities for organizing tourist trips. It is impossible to satisfy current people demand in transport quality service increasing without multimodal technologies implementation, providing comfortable travel by several transport modes. At the same time limited inland waterways using for passenger’s transportation determines the adequate research technological solutions expediency for river routes integration in passenger transport schemes.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕДОИСПОЛЬЗОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЗА СЧЁТ НОВЫХ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Зарецкая Е.В., Жаворонков Н.А., Исаева А.А.

Перспективы развития недоиспользованного транспортного и туристического ...

УДК 656.62: 338.12

Зарецкая Екатерина Владимировна, доцент кафедры управления, логистики и эксплуатации водного транспорта ФГБОУ ВО «МГАВТ», e-mail: zarekaterina@yandex. ru

Жаворонков Никита Андреевич, аспирант кафедры управления, логистики и эксплуатации водного транспорта ФГБОУ ВО «МГАВТ», e-mail: se@rct.ru Исаева Анна Андреевна, профессор кафедры «Социально-гуманитарных и экономических дисциплин», ФГБОУ ВО «МГАВТ», e-mail: isaeva@russian-shipping. ru

Московская государственная академия водного транспорта - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова», 117105, г. Москва, ул. Новоданиловская набережная, 2 к.1.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕДОИСПОЛЬЗОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЗА СЧЁТ НОВЫХ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Ключевые слова: мультимодальные пассажирские перевозки, перевозки пассажиров, в том числе по внутренним водным путям России, пассажирские суда, инновационные мультимодальные транспортные технологии.

Аннотация. Существующую потребность в повышении качества транспортного обслуживания населения невозможно удовлетворить без внедрения мультимодальных технологий, обеспечивающих комфортный проезд несколькими видами транспорта. Вместе с тем недостаточное использование внутренних водных путей для перевозки пассажиров обуславливает целесообразность поиска адекватных технологических решений для интеграции речных участков в пассажирские транспортные схемы. В статье рассматриваются возможные направления развития мультимодальных пассажирских перевозок на внутренних водных путях, в том числе с использованием новых проектов судов, которые позволили бы улучшить транспортное обслуживание населения, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, авто- и железные дороги в период «пиковых» нагрузок, снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду, а также расширить возможности организации туристских путешествий.

Пассажирские перевозки в подавляющем большинстве являются мультимодаль-ными, т.е. осуществляются как минимум двумя видами транспорта, поскольку редко кому удаётся без пересадок добраться от места проживания к месту работы, учёбы, досуга. Следует отметить и большой недооценённый потенциал внутренних водных путей. Недостаточность научных трудов вместе с существующей необходимостью обусловливает актуальность научных изысканий в этой сфере.

В настоящее время ряд транспортных компаний, например, ОАО «Российские железные дороги»1, ООО «Северречфлот»2 предоставляют возможность одновременного приобретения билетов для осуществления мультимодальной пассажирской перевозки. А для туроператоров объединение круиза с доставкой к месту отплытия давно является обычной практикой3.

1 pass.rzd.ru

2 severflot.ru

3 mcruises.ru/

Изменившаяся геополитическая обстановка дала необходимые импульсы для решения давно назревших, как в области возрождения речного пассажирского флота, так и развития внутреннего и въездного туризма, проблем. Государственные структуры, выполняя поручения Президента Российской Федерации, данные по итогам заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации 17 августа 2015 и 15 августа 2016 года, нашли приемлемые для бизнеса формы взаимодействия. Результатом чего стали серьёзные инвестиции в модернизацию туристической и транспортной инфраструктуры, разработка новых маршрутов.

Реализация мер государственной поддержки (Федеральный закон от 07.11.2011 № 305-Ф3 о поддержке судостроения и судоходства, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2008 № 383, применение механизма Судового утилизационного гранта) позволили судоходным компаниям начать строительство современных пассажирских судов, в том числе смешанного река-море плавания в 2016 году.

Примером является судно проекта РУ300, соответствующее требованиям международных конвенций, которое может эксплуатироваться на международных линиях Чёрного, Азовского, Балтийского и Каспийского морей с заходами в порты различных прибрежных государств, а также заходить в речные порты, перемещаясь по внутренним водным путям России. Это не удешевляет стоимость строительства, но расширяет географию и даёт возможность круглогодичной работы, повышая экономическую эффективность проекта.

В настоящее время строятся два судна проекта PV300. Оба четырехпалубных круизных судна имеют пассажировместимость порядка 300 человек, размещение планируется в комфортабельных двухместных каютах площадью от 17 до 30 кв. м., которые будут соответствовать номерному фонду пятизвёздочных отелей. Заказчиками новых судов являются ОАО «Мостурфлот» (входит в группу компаний «Морское речное пароходство») и «Водоходъ».

Данный сегмент туристического рынка имеет значительный потенциал- как в части экспорта туристических услуг, так и роста внутреннего спроса. Однако, несмотря на ставшее сегодня возможным лизинговое финансирование под 1% годовых с выделением средств господдержки лизинговой компании и возвратом судовладельцу 2/3 стоимости кредита, а также возможности использования судового утилизационного гранта в размере не менее 15% от стоимости нового судна, строительная стоимость более 3 миллиардов рублей [1] ограничивает предложение.

Учитывая высокую строительную стоимость, в течение ближайших лет компаниями - заказчиками рассматривается приобретение только одного - двух таких теплоходов. В то же время, по экспертным оценкам, рынку необходимы как минимум 10 таких судов в ближайшие 5-10 лет, а в более отдалённой перспективе - десятки речных пассажирских судов, которые заменили бы выбывающий пассажирский флот.

Кроме того, стоимость отдыха на теплоходе «три звезды» сегодня обходится от 2,5 тыс. руб. в сутки, «четыре звезды» - от 4,5 тысяч [2,3], что сдерживает интенсивный рост в данном сегменте на внутреннем рынке. Платёжеспособность большинства российских туристов заставляет искать другие способы знакомства с красотой российских рек и достопримечательностями прибрежных территорий. В то же время, этот сегмент демонстрирует значительную степень лояльности, что подтверждает и анкетирование судоходными компаниями российских туристов, и большое количество возвратных туристов, годами, а иногда и десятилетиями выбирающих отдых на речных судах.

Круизы по российским внутренним водным путям представляют собой яркий пример мультимодальных пассажирских перевозок: пассажиры добираются в порт отправления судна воздушным, железнодорожным, городским общественным и личным транспортом, затем путешествуют на судне, совершая в пунктах остановки экскурсионные поездки с использованием автотранспорта.

Туристические группы, или всё чаще - индивидуальные путешественники, могут путешествовать самостоятельно, наземным, в том числе собственным, или водным

Зарецкая Е.В., Жаворонков Н.А., Исаева А.А.

Перспективы развития недоиспользованного транспортного и туристического ...

транспортом. Такая схема туристических перевозок с использованием судов на подводных крыльях проекта 340 «Ракета», входила в «Золотое кольцо России» в середине 1970-х годов на маршруте Плес - Кострома - Ярославль и не только. Стоило это совсем недорого (в буквальном смысле - меньше рубля) и времени в пути занимало меньше, а удовольствия от полёта на скорости над водой по сравнению с поездкой в душном пыльном автобусе туристы получали больше [4].

Следует отметить, что установившейся курс рубля по отношению к основным мировым валютам позволяет наблюдать рост туристских прибытий зарубежных граждан на российские внутренние водные пути.

Во всем мире развитие цивилизаций происходило вблизи рек, что объясняет большое количество объектов туристического показа в прибрежных регионах. При этом часть из них доступна только с воды [5]. Сегодня этот сегмент также получил новые импульсы для своего развития. Разрабатываются и реализуются проекты малых скоростных и прогулочных судов для городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок в крупных городах, парализованных интенсивным движением автотранспорта (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород и др.) и для регионов с отсутствием альтернативы, например, острова Северной Двины в Архангельске [6].

Малые суда, в том числе строят на небольших восстанавливаемых верфях, а их экономическая эффективность обуславливается востребованностью. Среди интересных решений можно назвать проект 82500 «Мойка» для обслуживания туристов в Санкт-Петербурге, «Грифон» - первый российский пассажирский катамаран из углепластика на 120-150 пассажиров, развивающий скорость 60-65 км в час, претендующий заменить собой «Метеор» на маршрутах в Петергоф, и даже выйти на линию из Петербурга в Хельсинки и Таллин.

Пассажирский катер на подводных крыльях «Валдай 45Р», способный перевозить 45 пассажиров со скоростью до 65 км/час, и «Комета» нового поколения на 120 пассажиров, построенные на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске, также могут стать частью привычных маршрутов. Следует также отметить, что в настоящее время проектируются и строятся суда на воздушных подушках и скоростные пассажирские суда глиссирующего (скользящего) типа, способные перевозить до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне и по большим рекам со скоростью 70 км в час, суда с колесным движителем, грузопассажирские паромы нового поколения и пр. [7].

Однако эти интересные и перспективные с точки зрения практического применения решения являются только частью поставленной задачи по организации мульти-модального пассажирского сообщения с «бесшовной» пересадкой с одного на другой вид транспорта. Как правило, причалы и пристани расположены таким образом, что требуют от пассажиров дополнительных финансовых и временных затрат на то, чтобы добраться до них. Практически отсутствуют условия для быстрой пересадки пассажиров с речного на другие виды транспорта. Положительным примером является совмещённый речной/автобусный вокзал в городе Ханты-Мансийск. Но пока таких примеров единицы.

В свою очередь, отсутствие продуманных мультимодальных, как городских и пригородных, так и межрегиональных схем пассажирского сообщения обуславливает необходимость использования личного транспорта.

Министром транспорта М.Ю. Соколовым на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 22 сентября 2017 года было отмечено снижение объёмов перевозок транспортом общего пользования в последние годы из-за активной автомобилизации населения (с ежегодными темпами роста 4-6%) и неспособностью городской улично-дорожной сети к пропуску этого автомобильного потока. «Несбалансированность транспортного спроса, поездки на личном автомобиле усугубляются отсутствием комплексного подхода к организации пассажирских перевозок всеми видами транспорта. И одной из основных причин такого несоответствия является недостаточная координация в сфере градостроительства и транспортного планирования» [8].

В этой связи, не такой уж футуристичной и, безусловно, заслуживающей внимания, является концепция организации регулярных грузопассажирских линий с использованием скоростных паромов-катамаранов.

Давно и хорошо зарекомендовавшая себя технология паромного сообщения, традиционно позволявшая грузовому, пассажирскому и личному автотранспорту преодолевать водные преграды вместе с пассажирами, сегодня представлена на новом технологическом уровне, позволяющем перевозить их со скоростью порядка 30 км в час.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров даёт ощутимый экономический и социальный эффект. Но не меньшее значение имеет регулярность, ритмичность и отсутствие дискомфорта из-за непредсказуемости и потери времени при пересадке с одного вида транспорта на другой. Освободившееся время люди могут использовать на другие цели.

Важно, что сроки доставки при незначительном, казалось бы, увеличении скорости парома, становятся вполне сопоставимыми с автомобильными. Например, на маршрутах Москва-Набережные Челны и Санкт-Петербург-Набережные Челны, протяжённостью в 1,6 и 2 тыс. км соответственно, время доставки по сравнению с автомобильным транспортом увеличивается всего на 2 суток4. При обычной скорости хода 20 км/ч, время таких рейсов было бы на 4 суток дольше по сравнению с движением по автодороге. А на участках Ярославль - Нижний Новгород и Нижний Новгород - Казань паромы имеют даже небольшое преимущество по времени доставки по сравнению с грузовым автотранспортом [9].

Маршруты выбраны неслучайно, так как интенсивность движения на трассах М7 «Волга» и М10 «Россия» показывает, что основная нагрузка приходится на участки М-10 Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург 29км (доходит до 95 тысяч автомобилей в сутки, включая 24 тысячи грузоподъёмностью от 5 до 20т и выше) и М7 1038+400км (до 25 тысяч автомобилей в сутки, включая 3,8 тысяч автомобилей грузоподъёмностью от 5 до 20 т и выше) увеличиваясь с мая по октябрь, достигает своих пиковых показателей, имеет тенденцию к дальнейшему росту [10].

Проект рассматриваемого парома-катамарана является доработанной двухпалубной модификацией проекта типа «Транзит», (разработка ОАО «КБ Вымпел»), предназначенного для перевозки 120 грузовых автопоездов и размещения такого же количества пассажиров с достаточной степенью комфорта. Для этого конструкцией судна предусматривается наличие в корпусах катамарана двухместных и четырёхместных кают со встроенными санитарными блоками, а также кафе самообслуживания с зоной отдыха, расположенного в надстройке. Все жилые и общественные помещения судна оборудуются системой кондиционирования воздуха.

Данный проект задумывался в первую очередь для перевозки разнообразных генеральных грузов без выгрузки из автомобилей. В этом случае автомобили, эксплуатирующиеся в настоящее время на наиболее перегруженных трассах, имеющих водных дублёров, могли бы использоваться как укрупнённые транспортные единицы. Такая технология позволяет встраивать водные участки в имеющиеся маршруты автомобильной доставки, превращая её в интермодальную со всеми присущими ей плюсами.

Конструкция судна позволяет использовать значительную площадь корпусов катамарана под пассажирские каюты, которые сначала предназначались только водителям-экспедиторам, следующим с грузом. Ведь вместо двух водителей появляется возможность работать одному, не нарушая установленный трудовой режим, обеспечивая водителю комфортный отдых не прекращая движения. В свою очередь, это позволяет снизить аварийность по сравнению с существующей сегодня практикой работы и повысить сохранность доставки.

Но принимая во внимание, что основные маршруты грузопотоков совпадают с направлениями пассажиропотоков, разработчики проекта указанного катамарана (специалисты ОАО «КБ Вымпел», ФГБОУ ВО «ВГУВТ» и МГАВТ ГУМРФ, работающие

Зарецкая Е.В., Жаворонков Н.А., Исаева А.А.

Перспективы развития недоиспользованного транспортного и туристического ...

под руководством Л. В. Багрова), пришли к заключению, что это прекрасная возможность для автотуристов. Можно, не простаивая в пробках, не прекращая движения во время отдыха, пусть и не в таких комфортных условиях как на круизном теплоходе, но за гораздо более низкую плату путешествовать вместе со своим автомобилем. Также, полагаем возможным и использование данного судна при перевозках автобусных групп туристов, которые при осуществлении многодневных автобусных туров вынуждены мириться с ночёвками в автобусе в процессе перевозки, а на судне получат возможность комфортного отдыха.

Большое количество портов захода создаёт возможность мобильного изменения маршрута, что особенно важно на водных путях с пока ещё наличествующими участками, ограничивающими пропускную способность.

Таким образом, организация работы парома не поперёк, а вдоль реки в режиме срочной линии, позволит постепенно встраивать водные пути в существующие сегодня схемы, как грузового, так и пассажирского сообщения, оперативно перестраивать маршрут в интересах клиентов.

Разумеется, эта концепция в части эффективности пассажирских перевозок требует серьёзной проработки, в том числе в рамках осуществления электронного бронирования и продажи билетов. Существует множество пока ещё не решённых вопросов. Но если удастся реализовать технологию, позволяющую по цене, немногим превышающую стоимость ночёвки в кемпинге или хостеле, продолжить путешествие вместе с автомобилем, то такого рода предложение, возможно, будет востребовано. Такая услуга, формирующая, по сути, новый уникальный туристический сегмент, будет особенно привлекательной как с туристической, так и с транспортной точки зрения на маршрутах, проходящих вдоль наиболее перегруженных автотрасс, например по Единой глубоководной системе, или при отсутствующей альтернативе, как, например, Западно-Сибирские и Северные реки.

Экономическая целесообразность гостиничного сервиса на грузовой срочной линии, в свою очередь, будет зависеть от соотношения расходов, необходимых на его поддержание, обусловленных стандартами и требованиями к уровню комфорта, и цены, уровень которой будет регулироваться спросом в конкуренции с придорожными кемпингами и городскими хостелами.

Грузопассажирская паромная линия, позволяя всем желающим за небольшую плату, сохраняя мобильность, повысить уровень комфорта во время поездок на собственном транспорте, одновременно разгружая транспортную сеть наземного транспорта, дополнить гостиничную инфраструктуру, является технологической возможностью более активного встраивания внутренних водных путей в мультимодальные схемы перевозки. Рассматриваемый комплексный проект включает организацию грузопассажирского сообщения, создание береговой и водной инфраструктуры, интеграцию с речными перевозками - т.е. полностью соответствует и дополняет задачи Государственных программ развития транспортной и туристической отраслей и Поручениям Президента Российской Федерации [11,12]. И, несмотря на множество трудностей, присущих созданию любой системы, полагаем, может рассматриваться как перспективная технология.

Таким образом, основными требованиями к пассажирским мультимодальным транспортным маршрутам с участием внутреннего водного транспорта, являются доступность по цене, безопасность, ритмичность и регулярность, сокращение времени ожидания в пересадочных узлах, повышение уровня комфорта, как самой поездки, так и сопутствующих сервисов, таких как покупка билета, доступность, вариативность и мобильность. Для их решения необходим системный подход на основе единых технологических решений как в области совершенствования транспортных средств (с сохранением уровня издержек), так и комплекса вопросов организационно-правового и коммерческого характера, учитывающий интересы всех участников системы.

Список литературы:

[1] Францев М.Э. «Развитие речного туризма в России. Продолжение разговора», М: 2015.

[2] Сайт «Мотурфлот». mosturflot.ru.

[3] Сайт «Водоход». gama-nn.ru.

[4] Материалы третьего Тверского форума «Речной туризм», 7 сентября 2015, Завидово.

[5] Чугуевская Е.С. «О территориально-пространственных аспектах стратегии пространственного развития Российской Федерации» cyberleninka.ru.

[6] Исаева А.А., Амирова З.Б. Круиз - уникальный турпродукт. Сборник материалов Международной научно-практической конференции Туризм и современность: состояние, проблемы и прогнозы развития, 12 апреля 2018 года, Москва, Киров: Изд-во «Радуга-ПРЕСС», 2018. - 121с.

[7] Веселов Г.В., Иванов М.В., Минеев В.И., Митрошин С.Г. Обоснование целесообразности дотирования высокоскоростных водных пассажирских перевозок в приволжском федеральном округе, Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2018. № 55. С. 119-124.

[8] Стенограмма заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, 22 сентября 2017 года. government.ru

[9] Зарецкая Е.В, Митрошин С.Г., Жаворонков Н.А. Паромно-транспортная логистическая система как рациональный способ перевозки грузов, «Речной транспорт (XXI век)» - № 4 М: 2016 (80).

[10] Статистика «Интенсивность движения автотранспорта» Росстат, 2014-2017 гг.

[11] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р). mintrans.ru

[12] Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р «О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». consultant.ru.

[13] Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей, состоявшегося 15 августа 2016 года kremlin.ru

[14] Информационно-аналитические материалы к расширенному заседанию Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта «Об основных итогах деятельности морского и внутреннего водного транспорта в 2017 году, задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу до 2020 года», Министерство Транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Москва, 27 марта 2018 года. morflot.ru

[15] Тезисы выступления Исаевой А.А. «Перспективы развития социально-значимых пассажирских перевозок» на Международной научно-практической конференции «Транспортные системы: тенденции развития», секция «Перспективы развития пассажирского комплекса», 27 сентября 2016г., Москва, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ).

[16] Исаева А.А., Тюрина О.А. «Как и чем привлечь водных путешественников в Россию», «Речной транспорт XXI век» (№4 (75), 2015г., ISSN: 1729-4258).

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF UNDERUTILIZED TRANSPORT AND TOURIST POTENTIAL OF INLAND WATERWAYS DUE TO NEW MULTIMODAL TECHNOLOGICAL SOLUTIONS

Zaretskaya Ekaterina V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of management, logistics and operation of water transport Moscow State Academy of Water Transport - branch FGBOU IN «GUMRF behalf of Admiral SO Makarov»,

and the State University of Maritime and River Fleet Admiral named SO Makarov, 2 bld. 1, Novodanilovskaya embankment, Moscow, 117105 Zhavoronkov Nikita A., Postgraduate student of the Department of management, logistics and operation of water transport Moscow State Academy of Water Transport; Head of Foreign Economic Activity Department in Radiotech-logistic LLC 127015, Moscow, Novodmitrovskaya st, 2

Isaeva Ann A., Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Social humanitarian and economic disciplines Moscow State Academy of Water Transport - branch

Зарецкая Е. В., Жаворонков Н.А., Исаева А. А.

Перспективы развития недоиспользованного транспортного и туристического .

FGBOUIN «GUMRF behalf of Admiral SO Makarov»,

and the State University of Maritime and River Fleet Admiral named SO Makarov 2, Novodanilovskaya embankment, Moscow, 117105

Keywords: multimodal passenger transportation, Passenger transportation, including Russia, inland waterways, passenger ships, innovative multimodal transport technology.

Annotation. The article examinesthe possible directions for the multimodal passenger transportations development on inland waterways, including the new ship projects use that would improve transport services for the population, reduce the load on the road network, as well as roads and railways during the «Peak» load period, reduce the negative transport impact on the environment, as well as expand the possibilities for organizing tourist trips. It is impossible to satisfy current people demand in transport quality service increasing without multimodal technologies implementation, providing comfortable travel by several transport modes. At the same time limited inland waterways using for passenger's transportation determines the adequate research technological solutions expediency for river routes integration in passenger transport schemes.

References:

[1] Frantsev M.E. «Razvitie rechnogo turizma v Rossii. Prodolzhenie razgovora», M: 2015.

[2] Sayt «Mosturflot». mosturflot.ru.

[3] Sayt «Vodokhod». gama-nn.ru.

[4] Materialy tret'ego Tverskogo foruma «Rechnoy turizm», 7 sentyabrya 2015, Zavidovo.

[5] Chuguevskaya E.S. «O territorial'no-prostranstvennykh aspektakh strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii» cyberleninka.ru.

[6]Isaeva A.A., Amirova Z.B. Kruiz - unikal'nyy turprodukt. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Turizm i sovremennost': sostoyanie, problemy i prognozy razvitiya, 12 aprelya 2018 goda, Moskva, Kirov: OOO «Izdatel'stvo «Raduga-PRESS», 2018. - 121s.

[7] Veselov G.V., Ivanov M.V., Mineev V.I., Mitroshin S.G. Obosnovanie tselesoobraznosti dotirovaniya vysokoskorostnykh vodnykh passazhirskikh perevozok v Privolzhskom federal'nom okruge// Vestnik Volzhskoy gosudarstvennoy akademii vodnogo transporta. - 2018.- №55. - pp.119-124

[8] Stenogramma zasedaniya prezidiuma Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii, 22 sentyabrya 2017 goda. government.ru

[9] Zaretskaya E.V, Mitroshin S.G., Zhavoronkov N.A. Paromno-transportnaya logisticheskaya sistema kak ratsional'nyy sposob perevozki gruzov, «Rechnoy transport (XXI vek)» - № 4 M:2016 (80).

[10] Statistika «Intensivnost' dvizheniya avtotransporta» Rosstat, 2014-2017gg.

[11] Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda (v redaktsii rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 11 iyunya 2014 g. № 1032-r). mintrans.ru [12] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.02.2016 N 327-r «O Strategii razvitiya vnutrennego vodnogo transporta Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda». consultant.ru.

[13] Perechen' porucheniy po itogam zasedaniya prezidiuma Gossoveta po voprosu razvitiya vnutrennikh vodnykh putey, sostoyavshegosya 15 avgusta 2016 goda kremlin.ru

[14] Informatsionno-analiticheskie materialy k rasshirennomu zasedaniyu Kollegii Federal'nogo agentstva morskogo i rechnogo transporta «Ob osnovnykh itogakh deyatel'nosti morskogo i vnutrennego vodnogo transporta v 2017 godu, zadachakh na 2018 god i srednesrochnuyu perspektivu do 2020 goda», Ministerstvo Transporta Rossiyskoy Federatsii, Federal'noe agentstvo morskogo i rechnogo transporta, Moskva, 27 marta 2018 goda. morflot.ru

[15] Tezisy vystupleniya Isaevoy A.A. «Perspektivy razvitiya sotsial'no-znachimykh passazhirskikh perevozok» na Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Transportnye sistemy: tendentsii razvitiya», sektsiya «Perspektivy razvitiya passazhirskogo kompleksa», 27 sentyabrya 2016g., Moskva, FGBOU VO «Moskovskiy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya Imperatora Nikolaya II» (MIIT).

[16] Isaeva A.A., Tyurina O.A. «Kak i chem privlech' vodnykh puteshestvennikov v Rossiyu», «Rechnoy transport XXI vek» (№4 (75), 2015g., ISSN: 1729-4258).

Статья поступила в редакцию 09.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.