Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / PASSENGER TRANSPORTATION / RAIL TRANSPORTATION / MULTIMODAL ROUTES / TRANSPORT MOBILITY OF THE POPULATION / COST REDUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисаева Е.В.

В статье рассмотрены мультимодальные перевозки как один из возможных вариантов снижения издержек железнодорожных пассажирских перевозчиков в период сложной эпидемиологической и экономической ситуации, возникшей в результате распространения новой короновирусной инфекции. Резкое падение объемов перевозок и пассажиропотока, обусловленное введением режима самоизоляции, поставило пассажирских перевозчиков в сложную ситуацию, связанную с необходимостью сохранить социально-значимые маршруты, несмотря на то что они стали менее прибыльными или даже убыточными. Замена малозагруженных участков движения пассажирских поездов автобусной перевозкой представляется антикризиской мерой, позволяющей преодолеть трудности с наименьшими потерями. В данном исследовании определены задачи и преимущества осуществления такого подхода к организации пассажирского движения и приведены примеры успешного применения технологии смешанных перевозок в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мисаева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE TRANSPORT MOBILITY OF THE POPULATION IN A CRISIS

The article considers multimodal transportation as one of the possible options for reducing the cost of railway passenger carriers during the difficult epidemiological and economic situation associated with the spread of a new coronovirus infection. A sharp drop in traffic and passenger flow due to the introduction of a self-isolation regime put passenger carriers in a difficult situation due to the need to maintain socially significant routes, despite the fact that they became less profitable or even unprofitable. The replacement of lightly loaded sections of passenger train traffic by bus transportation seems to be an anti-crisis measure that allows overcoming difficulties with the least losses. This study identifies the objectives and benefits of implementing this approach to the organization of passenger traffic and provides examples of the successful application of multimodal transport technology in our country.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

Пути повышения транспортной подвижности населения в условиях кризиса Ways to increase the transport mobility of the population in a crisis

Мисаева Е.В.

Студент 1 курса, институт магистратуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: Katja. 9 9 7@mail. ru

Misaeva E.

1 st year student, master's degree Institute, Russia, Saint-Petersburg e-mail: Katja. 9 9 7@mail. ru

Аннотация.

В статье рассмотрены мультимодальные перевозки как один из возможных вариантов снижения издержек железнодорожных пассажирских перевозчиков в период сложной эпидемиологической и экономической ситуации, возникшей в результате распространения новой короновирусной инфекции. Резкое падение объемов перевозок и пассажиропотока, обусловленное введением режима самоизоляции, поставило пассажирских перевозчиков в сложную ситуацию, связанную с необходимостью сохранить социально-значимые маршруты, несмотря на то что они стали менее прибыльными или даже убыточными. Замена малозагруженных участков движения пассажирских поездов автобусной перевозкой представляется антикризиской мерой, позволяющей преодолеть трудности с наименьшими потерями. В данном исследовании определены задачи и преимущества осуществления такого подхода к организации пассажирского движения и приведены примеры успешного применения технологии смешанных перевозок в нашей стране.

Annotation.

The article considers multimodal transportation as one of the possible options for reducing the cost of railway passenger carriers during the difficult epidemiological and economic situation associated with the spread of a new coronovirus infection. A sharp drop in traffic and passenger flow due to the introduction of a self-isolation regime put passenger carriers in a difficult situation due to the need to maintain socially significant routes, despite the fact that they became less profitable or even unprofitable. The replacement of lightly loaded sections of passenger train traffic by bus transportation seems to be an anti-crisis measure that allows overcoming difficulties with the least losses. This study identifies the objectives and benefits of implementing this approach to the organization of passenger traffic and provides examples of the successful application of multimodal transport technology in our country.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, мультимодальные маршруты, транспортная мобильность населения, снижение издержек.

Key words: passenger transportation, rail transportation, multimodal routes, transport mobility of the population, cost reduction.

Российская Федерация является самой большой страной в мире по площади территории, поэтому в целях повышения мобильности граждан при перемещении из одной точки государства в другую необходимо развивать транспортные сети. Железнодорожный транспорт является одним из самых удобных видов транспорта для пассажиров. Благодаря государственному регулированию, билеты на поезд могут себе позволить люди с разным уровнем доходов. Другим достоинством является пунктуальность поездов и независимость от климатических условий - существенные задержки и отмены рейсов случаются крайне редко. Еще одно преимущество -комфортабельность, во время пути пассажир может выспаться на лежачей полке и приехать на место назначения бодрым и отдохнувшим. Также, поезда совершают остановки в небольших населенных пунктах, в которых невозможно воздушное и водное сообщение или затруднено автобусное передвижение в силу погодных условий.

Начало 2020 года, а именно, ситуация с появлением нового вируса и объявлением пандемии мирового масштаба, стало серьезным испытанием для транспортной и туристической отраслей. Снижение

пассажиропотока, закрытие границ, опасность заражения персонала и необходимость затрат на более тщательную дезинфекцию, средства защиты для работников и другие меры предосторожности поставили перед перевозчиками новые задачи, требующие оперативных решений и дополнительных издержек.

В нашей стране подавляющую часть пассажирских железнодорожных перевозок в поездах дальнего следования осуществляет акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее ФПК) - дочернее предприятие ОАО «РЖД». Как и РЖД, АО «ФПК» является естественной монополией. Пандемия оказала отрицательное воздействие на экономику страны, в том числе, на пассажирских перевозчиков: люди сократили передвижения по стране и за рубеж, отменены поездки туристических групп, из-за закрытия границ были отменены международные пассажирские перевозки.

Чрезвычайные меры вызваны пандемией: дополнительная дезинфекция вагонов, средства защиты для поездных бригад, возможность возврата билетов, приобретенных по «невозвратному» тарифу, отказ от повышения цен на билеты, менее плотная рассадка пассажиров, всё это повышает расходы перевозчиков. Чтобы уменьшить убытки из-за сложившейся ситуации, ФПК сократило поезда, которые имеют альтернативу на конкретных маршрутах, а там, где нет так называемых поездов-дублеров, была сокращена периодичность движения и количество вагонов в составе поезда. Всего было отменено 53 поезда и сокращена периодичность следования 37 поездов. В первой половине апреля пассажирооборот в дальнем следовании сократился на 77% по отношению к уровню 2019 года, а денежные поступления с учетом массового возврата билетов снижены более чем на 90%.[1]

Как известно, даже в обычное время часть пассажирских перевозок являются убыточными, в основном это касается регулируемого сегмента. Государство устанавливает тарифы на проезд в общих и плацкартных вагонах, чтобы обеспечить свободу передвижения гражданам с невысоким уровнем доходов. Перевозки по данным тарифам зачастую не окупаются, а выпадающие доходы возмещаются посредством государственных субсидий. Кроме того, субсидируются перевозки по непопулярным, но социально значимым маршрутам. Это, как правило, поезда, останавливающиеся в небольших населенных пунктах, в которых плохо развиты пассажирские перевозки другими видами транспорта. Отмена поездов на таких маршрутах может отрезать эти поселки и деревни от городов, в которых находятся больницы, учебные заведения и другие социально-значимые объекты.

В период пандемии железнодорожным пассажирским перевозчикам требуется больший объем государственной поддержки, так как вследствие снижения заполненности составов выросла себестоимость поездки. Также компания лишилась части доходов в связи с закрытием вагонов-ресторанов и ограничением на продажу продукции, не входящей в перечень товаров первой необходимости. Правительство РФ выделило отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, им предоставлена возможность кредитных каникул. [2] Однако железнодорожных пассажирских перевозок в этом перечне нет. По подсчетам министерства транспорта АО «ФПК» в 2020 году рискует понести убытки в размере более 19 миллиардов рублей. Поэтому ведомство разработало проект изменений в постановление правительства, в котором говорится о необходимости внесения в список наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей деятельность пассажирских железнодорожных компаний. В пояснительной записке говорится, что для предотвращения рисков ФПК необходима государственная поддержка на возмещение операционных затрат в размере 15,8 миллиардов рублей (6,3 млрд рублей - на оплату труда производственного персонала в период вынужденного простоя, 9,5 млрд рублей - на возмещение возросших выпадающих доходов вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки в плацкартных и общих вагонах). [1]

Чтобы снизить убытки от непопулярных маршрутов, можно внедрить мультимодальный способ доставки пассажиров. Например, заменить часть маршрута с наименьшей населенностью вагонов автобусной перевозкой. Успешные примеры применения смешанных перевозок у компании уже есть. Например, первые в России смешанные перевозки в дальнем сообщении с участием железнодорожного транспорта были запущены 1 декабря 2014 года на маршруте Москва - Старый Оскол - Валуйки. Это было связано с тем, что маршрут фирменного поезда № 57/58 «Приосколье» Москва - Валуйки был сокращён до станции Старый Оскол из-за низкой окупаемости. Возникла угроза изоляции приграничных районов от остальной части страны. Тогда с местными властями и автоперевозчиками было согласовано автобусное сообщение между Старым Осколом и Валуйками для подвоза и вывоза пассажиров единственного поезда, соединяющего столицу с востоком Белгородской области. Данное решение оказалось успешным, поэтому этот маршрут действует уже более пяти лет. Похожий пример - маршрут Санкт-Петербург - Кострома, на котором было принято решение заменить железнодорожную перевозку на участке Ярославль - Кострома автобусной вследствие того, что заполненность вагонов на данном участке была слишком низкой. [3] В настоящее время АО «ФПК» осуществляет смешанные перевозки по 13 маршрутам, из них 12 - поезд + автобус, 1 - поезд + электропоезд, 1 - поезд + катер (сезонный, чередуется с автобусом).

Отличие мультимодальных перевозок от интермодальных и смешанных заключается в том, что данная перевозка по всему маршруту с пересадкой с одного вида транспорта на другой осуществляется по одному билету, стоимость которого определена единым тарифом. Ответственность за качество исполнения услуги лежит на операторе, а не распределена между участниками перевозки. Мультимодальная перевозка также предполагает наличие информационной системы, позволяющей объединить несколько видов транспорта в одну услугу и сделать продажу билетов на мультимодальную перевозку максимально удобной для пассажиров.

Сейчас, в условиях резкого снижения пассажиропотока на многих направлениях следования поездов, переход к мультимодальной перевозке может стать временной мерой, позволяющей перевозчику снизить издержки. Основные задачи организации мультимодальных пассажирских перевозок с участием железнодорожного транспорта - это, во-первых, выявление маршрутов, на которых целесообразно применить данный метод. Для этого необходимо провести исследование пассажиропотоков на разных участках пути следования поезда, рассчитать выгоду от применения мультимодальной перевозки. Во-вторых, построить варианты маршрута для движения автобуса так, чтобы затронуть все населенные пункты, в которых останавливался поезд. В-третьих, компании нужно определиться, организовывать автобусную перевозку самостоятельно: закупить или взять в аренду автобусы, нанять водителей или отдать автобусную перевозку на аутсорсинг. Основными проблемами организации мультимодальных пассажирских перевозок с участием железнодорожного транспорта в России являются: отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих данные перевозки и определяющих ответственность перевозчиков разных видов транспорта. Второй проблемой можно назвать недостаточную развитость информационных сервисов, делающих процесс мультимодальной пассажирской перевозки и покупки билетов на нее более простым и удобным. Решение этих проблем позволит перевозчикам более рационально использовать свой подвижной состав, а пассажирам более выгодно и удобно добираться до желаемого пункта назначения.

Переход на мультимодальную перевозку на непопулярных, но социально-значимых маршрутах позволит АО «ФПК» снизить себестоимость перевозки пассажира, благодаря уменьшению издержек на локомотивную тягу, топливо, электроэнергию, пользование инфраструктурой, заработную плату поездных бригад. В условиях пандемии, когда доходы населения снизились из-за вынужденного простоя предприятий и режима самоизоляции, это, как никогда, актуально. Автобусы рассчитаны на меньшее количество пассажиров, а значит на них проще

обеспечить полную загрузку. Следовательно, себестоимость поездки будет меньше, чем в полупустом поезде. Отсюда вытекает возможность снижения цены билетов.

Таким образом, участие железной дороги вместе с автомобильным транспортом в создании мультимодальной перевозки может стать эффективным инструментом антикризисной политики для транспортных компаний. Отказываясь от малозагруженных участков движения поезда и заменяя их автобусной перевозкой, компания не только снижает себестоимость поездки, но и сохраняет социальную функцию транспорта - обеспечение мобильности населения. Грамотная стыковка поезда и автобуса, позволяющая снизить время пересадки, правильно подобранный маршрут и создание возможности покупки единого билета на мультимодальную перевозку способны повысить популярность данного вида перевозки пассажиров не только на период сложной эпидемиологической и экономической обстановки, но и в будущем.

Список используемой литературы:

1. Минтранс предлагает оказать поддержку пассажирским ж/д компаниям на фоне коронавируса // tass.ru URL: https://tass.ru/ekonomika/8410265 (дата обращения: 07.05.2020)

2. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434: опубликовано 08.04.2020

3. Тариф «Мультимодальный» // РБК +. Железнодорожный транспорт. Выпуск №9, 22 мая 2019 URL: https://plus.rbc.ru/news/5ce4b7a57a8aa93595f233cb (дата обращения: 07.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.